Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие. Что писать в сочинении Нужно ли сочувствие и сострадание к людям

Притча «Окно»

Светланы Копыловой


«Нужны ли людям

сочувствие и сострадание?»

Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л. Андреева


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не влияют на нее года,

Добрым надо быть всегда.


«МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердечность».

В.И. Даль


Милосердие – это готовность помочь

кому-нибудь, простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сергей Ожегов.


«Заботясь

о счастье других,

мы находим свое собственное счастье».

Платон


« Человек,

который думает

только о себе

и ищет во всем пользу, не может быть добрым».

Сенека


«Любовь

да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

апостол Павел


Помощь, внимательность,

ненависть, сострадание,

злость, сочувствие,

забота, зависть,

благодарность, корысть, милосердие,

жадность, любовь,

чуткость, душевность.


«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его

к действиям».

А. Платонов









«В рассказе «Кусака»

героем является собака,

ибо всё живое имеет

одну и ту же душу,

всё живое страдает

одними и теми же страданиями и в великом безличии

и равенстве сливается воедино перед грозными

силами жизни».

Л. Андреев


Мы в ответе

за тех,

кого

приручили


  • Возлюби ближнего, как самого себя
  • Не убий
  • Будь добрым, отвечай добром на добро
  • Помогай всем, кому требуется помощь
  • Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе
  • Люби животных, заботься о них

В ноябре 1854 года была создана

Крестовоздвиженская община

сестер милосердия.



«Будьте добрее, когда это возможно.

А это возможно всегда».

Далай-лама


«Будьте милосердны. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии.

Это общечеловеческое дело, единое условие

для выживания человеческой расы».

Далай-лама


Милосердие

Сочувствие

Альтруизм

Сострадание

Доброта

Человеколюбие

Уважение

Гуманность


СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ -любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.


Делайте людям добро, а не зло,

разделяйте с ними

и радость, и беду,

любите, уважайте

друг друга .

Чувство сострадания, сочувствия или сопереживания – это внутреннее состояние. Это из-за проблем других людей. Безусловно, сочувствие выступает одним из лучших человеческих свойств. Если вы способны сострадать другим, значит, понимаете чувства других людей. Это помогает устанавливать прочные взаимоотношения. Каждому человеку важно осознавать, что его поддерживают.

Что такое сострадание и сочувствие

Но важно понимать, что представляет собой сострадание и сопереживание. Эти чувства делают человека лучше. Нередко данные понятия используются в виде синонимичных слов, считается, что это одинаковые эмоции.

Если вникнуть в эти слова, то сочувствие является совместным переживанием некоторых эмоций, а сострадание – общим страданием по причине чего-либо. Оба термина означают, что личность проходит вместе с другим человеком его радость и горе, беду. Оба чувства вызваны ситуацией, когда требуется жалость и поддержка. Но это , которые требуется проявлять, если они поистине нужны.

Сострадание и сочувствие – схожие эмоции, но главное отличие заключается в их проявлении.

Нередко можно услышать, что в современном мире сострадать и сочувствовать способны только верующие или бедные люди, а богачи ни о ком не думают, если это не способствует их благополучию. Есть мнение, что на сегодняшний день на одного поистине сочувствующего человека есть 1000 тех, кто завидует другим. Причиной подобного мнения выступает характер самой личности. Равнодушные люди не могут испытывать подобные чувства.

В обыденной жизни мы проявляем такие эмоции с учетом конкретных ситуаций. К примеру, один подаст просящему, а другой пройдет мимо. Наибольшее сострадание проявляется людьми по отношению к их пожилым родителям, заболевшим детям, друзьям.

Часто при проявлении сострадания мы можем обидеть человека, которому не нужна жалость. Кроме того, истинное сострадание наносит вред. Если доктор сострадает больному, чересчур переживает, то заболевает сам. Потому ему необходимо только сочувствовать, но не сострадать.

Проявить сочувствие – это выслушать собеседника, понять его эмоции. Для этого их придется пропустить через себя. Искренне сочувствующие люди расстраиваются и переживают точно так же, как и тот, кому это сочувствие требуется. Это вселяет в человека веру и помогает ему забыть тревоги. Сочувствие делает людей добрыми.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет ? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, . Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму ;

  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает , а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идете через дорогу, как вам хочется, без соблюдения правил. Это станет причиной катастрофы рано или поздно. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Страхи и неспособность поверить в себя создаются умом, они базируются на накопленном опыте. Если ранее вам приходилось испытывать подобный страх, то при принятии решения сегодня, вы почувствуете страх и беспокойство. Это станет причиной нерешительности. По этой причине важно ставить перед собой цели, слушать сердце и действовать по его подсказкам.

Сострадание является одним из лучших качеств человеческой натуры. Оно позволяет видеть боль окружающих людей и не оставаться равнодушным. С детства родители пытаются объяснить нам, почему важно сострадать другому человеку. Разберемся, что значит это качество.

Понятие

Сострадание - это эмоциональное чувство, проявляемое нами к другому живому существу. Это не обязательно должен Мы можем сострадать бездомной кошке или собаке, диким животным, птицам и даже насекомым. Таким образом, мы пытаемся понять несчастье другого и становимся к нему ближе.

Сострадание - это сопереживание, жалость, которые испытывает человек по отношению к тому, кто оказался в тяжелых жизненных условиях. Оно может быть выражено в форме моральной поддержки или в виде оказания реальной помощи.

Как выражается

Каждый человек проявляет сострадание по-своему. избирательно и напрямую зависит от нашего отношения к тем или иным людям или животным. Человека трогает боль небезразличного ему существа.

Для нашей психики сострадание является тяжелой нагрузкой. Видя чье-то несчастье, мы начинаем сильно переживать и расстраиваться. Иногда настроение может испортиться на долгое время, что выведет человека из привычного состояния. Особо впечатлительные натуры, испытывая сострадание, впадают в депрессию.

Не всегда эмоциям надо давать выход. Почему? Важно сострадать другому, но при этом не следует забывать о своем душевном спокойствии. В нашем мире каждый день происходит множество несчастий. Однако стоит помнить и о радостных моментах, которые помогают жить с надеждой на лучшее.

В чем польза сострадания

Люди, умеющие сопереживать, намного богаче в духовном плане, нежели те, кто остается безучастным к проблемам окружающих. У человека, который испытывает подобные эмоции, постепенно повышается самооценка, что сказывается на его настроении. Вот почему важно сострадать другому.

Переживания, которые испытывает человек при виде несчастья, подталкивают его к обдумыванию причины возникновения беды и поиску выхода из трудной ситуации. сострадание позволяет развить инстинкт самосохранения, который будет оберегать человека. стараются сделать все, чтобы не допустить в своей жизни подобного несчастья.

Почему важно уметь сострадать другому

Человек, на долю которого выпадает несчастье, нуждается в поддержке. Очень часто люди говорят, что они сильные и могут справиться с проблемами самостоятельно. С одной стороны, такая позиция помогает закалить характер. Однако участие постороннего человека способствует появлению у несчастного сил, необходимых для преодоления жизненных неурядиц. Поднимается настроение, когда понимаешь, что ты не одинок, твоя проблема трогает окружающих, а значит, и справиться с ней будет легче.

Не зря говорят о том, что, если поплакаться в жилетку, станет легче на душе. Почему? Важно сострадать другому, чтобы эмоциональная нагрузка, которую испытывает человек, переживая трудности, находила выход. Разговор с кем-нибудь о своих бедах и проблемах помогает не только сбросить груз с души, но и самому проанализировать ситуацию и попробовать найти выход.

Как правильно сострадать

Сочувствие не всегда может идти во благо человеку, на которого оно направлено. Слишком частое чрезмерное сострадание способно вызвать у некоторых жалости к себе, когда кажется, что мир несправедлив. А это может привести к смирению с трудностями и нежеланию их преодолевать. Таким образом, вы только навредите. Вот почему важно уметь сострадать другому так, чтобы это имело положительный итог.

Показывая человеку свое участие в его проблемах, нужно дать ему выговориться и постараться понять причину его беды. Если вам кажется, что ситуацию можно разрешить, помогите советом. Стоит помнить, что конкретное действие во многих случаях сильнее слов. Будет отлично, если вам удастся реально помочь нуждающемуся.

Когда вы понимаете, что бессильны что-либо изменить, постарайтесь подбодрить человека. Нужно настроить его на мысль, что у него все получится, и он со всем справится.

Благотворительность

Умение сострадать очень ценится у людей. Человек, который готов и может прийти на помощь, пользуется уважением в обществе. Неравнодушными гражданами организовываются специальные благотворительные фонды. В них люди добровольно и безвозмездно сдают денежные средства, предметы одежды, продукты питания, книги, игрушки, лекарства или другие вещи, которые могут понадобиться нуждающимся.

Благотворительностью в последнее время все чаще занимаются знаменитости. На свои деньги они помогают больным детям, старикам, людям, оставшимся без крова. Несомненно, такая деятельность заслуживает наивысшей похвалы.

Современный мир наполнен суматохой и нехваткой времени. Равнодушие встречается все чаще. Именно поэтому важно уметь сострадатьокружающим. Поддержка в трудную минуту, которая исходит от незнакомца, может сильно изменить жизнь человека в лучшую сторону и сделать его выносливее.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.

Рассказы Андреева "Кусака" и Платонова "Юшка", казалось бы очень разные, но речь в них идет об одном и том же. Каждое живое существо нуждается в любви, ласки, принятии и сострадании. Собака и человек не будут исключением. Юшка хороший и добрый человек. Он еще не стар, но очень изможден болезнью, поэтому выглядит дряхлым. А ведь ему всего около сорока лет. Для всех жителей деревни он кукла для битья. Местные жители, обижая Юшку, снимают стресс и вымещают негативные эмоции. Так он и погибает, впервые в жизни вступившись за себя, сказав слово в свою защиту.

Оказывается, что жил он и работал ради одной девочки, не имевшей родителей. Не ел сытно, не пил чая с сахаром этот мужчина, чтобы вырастить и обучить сироту. Сострадание рождает сострадание. Девушка эта, выучившись на доктора, приезжает в его село и лечит жителей, не требуя платы. А Кусака простая дворовая собачка. Боль и обида поселились в ее душе, поэтому она стала злой и кусачей. Но появляются добрые люди и топят лед ее брошенной души. Она их полюбила, доверилась. Но лето закончилось и дачники уезжают, оставив Кусаку снова одну. Они ее предали. Нужно ли было сострадание в этом случае, если оно принесло только боль маленькому собачьему сердцу? На мой взгляд, эти "добрые" люди поступили еще хуже того пьяного прохожего, который приманил Кусаку, а потом ударил ее. Ведь они подарили ей веру в любовь, подарили мимолетное счастье, она верила им. Верила, что нужна. А они ее бросили, особенно не задумываясь о ее судьбе.

Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.

Сочинение для 7 класса по литературе.

Сочинение сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Вопрос "нужности" человека, особенно если он всех раздражает, важный и всегда актуальный. Это вопрос сострадания и сочувствия...

В этом рассказе всем почему-то мешал несчастный Юшка. На самом деле звали героя Ефим. Просто был он такой слабый из-за чахотки, такой тихий (помогал кузнецу), что над ним вся деревня смеялась. Как гооврится, и стар, и млад. Находили смехотворным то, что в сорок лет он выглядит, как будто старик, что Юшка очень пунктуален, по нему можно часы сверять. Слишком слаб он был, чтоб за себя постоять, а защитников не нашлось. Дети кидали в него камнями, взрослые на него ругались без причины. Каждое лето он уезжал куда-то, каждый раз называя разный адрес. Все подозревали, что он ездит к свей дочке. Еще Юшка, казалось, на себя совсем денег не тратил. Предполагали, что он все отсылал той самой дочке.

И вот в один день Юшка совсем ослабел. И как назло, к нему подошел пьяный прохожий. Стал зло смеяться, мол, зачем такой неприятный человек миру нужен, что он полезного делает, чем людям помог... Впервые Юшка не выдержал и ответил. Он сказал, что раз живет, хотя и трудно ему, то, значит, так миру нужно. И вообще, никому плохого не делает, никого не трогает! Что же он всем мешает? Тут пьяный разозлился на такую правду, толкнул Юшку в грудь, тот упал и больше не поднялся.

Хоронил его кузнец, а все обидчики пришли на похороны. Теперь не на кого сливать свое зло, стали в деревне больше ругаться.

Через некоторое время приехала девушка - искать Ефима. Даже отчество его называла. Но никто не понимал, что ищет она Юшку. Догадались в итоге, объяснили... Оказалось, что девушка ему никто, она сирота, которую он устроил в пансион и деньги ей пресылал. Теперь она выучилась на врача, хотела благодетеля вылечить. Но поздно. И осталась она в деревне, чтобы помогать местным.

Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка

Сочувствие и сострадание – это добрые душевные качества, которые необходимо иметь каждому человеку. Сочувствие – это отзывчивость к чужому горю, когда ты не проходишь мимо него, а стараешься утешить или помочь. Сострадание – умение понять страдание, беду, печаль, горе другого человека и выразить его самому. Но к большому сожалению, не каждый из нас хранит в своей душе эти благородные качества.

Тема сочувствия и сострадания хорошо раскрыта в рассказе Андрея Платонова «Юшка», где нам показана негативная сторона жизни, когда люди лишены этих добрых черт. Главный герой – Ефим Дмитриевич, которого и прозвали Юшкой, работал в кузнице помощником. Его внешний вид был непривлекательный: он невысокий, худой, с белыми всегда мокрыми глазами. Жил Юшка бедно: автор обращает внимание на то, что герой постоянно ходит в одной и той же поношенной одежде, не пьет чай, а только лишь воду, не покупает сахар.

Зато Юшка был трудолюбивым: он работал с утра до вечера, и по его появлению на улице узнавали, когда пора приниматься за работу, а когда можно отправляться на покой. Но никто из людей не хотел иметь такую жизнь, как у Юшки. Взрослые даже пугали ребят несчастной судьбой этого бедного человека. Он еще был мишенью: окружающие выливали на него весь свой гнев и злобу, обижали его. Их смущало его странное поведение: он жил обособленно, был не такой как все, ни с кем не разговаривал и ничем не отвечал на их грубости. Его били, потому что считали виноватым во всех своих бедах, еще больше ожесточаясь на его кротость и безответность, и это помогало злым людям на какое-то время забыть свою печаль.

Даже дети, следуя примеру взрослых, оскорбляли старика, на что он мягко просил их прекратить, веря почему-то в любовь детей, в то, что он им нужен и не безразличен для них. Он считал, что таким образом дети неумело проявляют к нему любовь и внимание. Сам Юшка любил людей и был к ним доброжелателен. А они погрязли в злобе и жестокости, постоянные пьянки отнимали их разум – и такая жизнь давно стала для них нормальной, даже правильной. Юшка же любил природу, наблюдал, вникал, понимал все ее явления, и это чувство переросло в любовь к людям. Для него было дорого каждое живое существо, он не представлял себе жизни без всего, что его окружало.

И когда Юшка впервые в жизни «осерчал на веселого прохожего», люди поняли, что черствость и жестокость души может стоить жизни. Произошло это потому, что окружающие героя люди отказывались понимать, что все люди одинаковы: и богатые, и бедные, и кроткие, и смелые, и добрые, и злые, и всем одинаково нужен воздух и свет. У людей не оказалось веры в Бога, все лучшее, человеческое в них было утеряно. Душа проснулась в них только тогда, когда главный герой оказался при смерти – люди, мучимые совестью, приходили просить прощения. И только когда Юшки не стало, все поняли, что он значил для них. От окончательного ожесточения людей спасла сиротка, которая напомнила всем несчастного старика – тихая, кроткая, милая и очень добрая.

Только в этом эпизоде, к концу рассказа, в людях просыпаются сочувствие и сострадание. Через жизнь Юшки автор пытается донести до нас, какой ужасной и бесчеловечной становится жизнь при отсутствии этих качеств. А в самом главном герое нам открывается бесценный кладезь примеров душевной доброты и благородства. Да, он погиб, но лишь благодаря ему люди научились быть людьми, научились проявлять сочувствие и сострадание, без которых так тяжело прожить.

  • Анализ произведения Капитанская дочка Пушкина

    Данная повесть последнее произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в прозе. Чётко видна главная тема-место «маленького» человека в истории. Также присутствуют такие темы, как власть и народ

  • Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью

  • Характеристика и образ Вулича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Вулич – поручик, герой последней главы произведения. Читатель видит его как человека необычного и довольно таинственного.

  • Цели :

    1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева.

    2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

    3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

    4. Развитие устной и письменной речи.

    5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

    Оборудование: Портреты А. Платонова, Л. Андреева, иллюстрации к их рассказам, эпиграфы, использованные на уроке, макет ромашки.

    Эпиграфы.

    “Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии...”. А.П.Платонов.

    “В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. Л. Андреев.

    Ход урока

    Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны готовиться к домашнему сочинению- рассуждению “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?” (По рассказам А. Платонова и Л. Андреева). Расскажите биографию авторов рассказов “Юшка” и “Кусака”. Биографию будем рассказывать вкратце, так как творчество А.Платонова и Л.Андреева изучим в старших классах.

    Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.

    А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. Писатель чувствовал пожизненную ответственность перед замученной лишениями Ямской слободой и постоянное родство с ее людьми. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.

    А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В 1918-1922 годах учился в Воронежском политехникуме.

    В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя.

    Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.

    Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и раннее честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

    После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

    Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.

    Устная речь

    Учитель. На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, что на лепестках написаны задания по рассказам А. Платонова. Таким образом, проверим ваши знания рассказа. Прежде чем приступить к работе над рассказами, объясним значение ключевых слов нашего урока и сочинения.

    Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

    Сочувствие-

    1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

    2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

    Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?

    Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию.

    Учитель. А теперь обратимся к нашим цветам, выполним задания.

    1.(с) Кто такой главный герой Юшка?

    2.(о) Как относились взрослые к Юшке?

    3.(ч) Как относились дети?

    4.(у) Куда уходил Юшка каждое лето?

    5.) Смерть Юшки.

    6.(с) Гостья Ефима Дмитриевича.

    7.(т) Плоды Юшкиной любви.

    8.(в) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

    9.(и) Почему умер Юшка?

    10.(е) Как приняли окружающие смерть Юшки?

    1. Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай и сахар и одежда у Юшки были свои; получил семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

    2. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться. Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

    3. Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них, не закрывал своего лица. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

    Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

    Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его. Я бы сказал, зло у детей идет от родителей. Они же видят, как взрослые обижают Юшку. Об этом вот что сказал сам А.Платонов: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многое лики”

    4. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

    5. Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

    Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

    Юшка первый раз в жизни сердился:

    А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

    Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

    6. Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не понял, о ком она спрашивает. Спустя некоторое время только он догадался, что девушка пришла к Юшке. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

    7. Девушка-врач осталась навсегда в городе, где жил Юшка. Она работала в больнице для больных чахоткой, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки.

    8. Среди людей бесчувственных как же удалось Юшке сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? Прежде всего Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

    9. Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полн людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

    10. Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

    Учитель. Слушали ваш подробный пересказ рассказа Платонова “Юшка”. Сжато перескажите содержание рассказа “Кусака” по плану:

    1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.

    2. Как Кусака получила свою кличку.

    3. В жизни есть счастье.

    4. Уезжают.

    5. Снова одиночество.

    6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?

    Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имен, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Собака не поверила людям, потому что, с кем она не встречалась, все ее обижали. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи. Когда наступила весна, на дачу приехали хозяева. У них была дочка. Она хотела ласкать Кусаку. Кусака боялась людей и яростно вцепилась зубами в подол платья. После этого девочка назвала ее Кусакой. У Кусаки началась счастливая жизнь. Ее здесь каждый день кормили, с ней играли, она перестала бояться людей. Но счастливые дни оказались короткими. Наступила осень, хозяева начали собираться снова в город. С ними должна была уехать Леля. (Так звали девочку). Леля не хотела оставить Кусаку, попросила родителей, чтобы они разрешили ей взять с собой собаку. Но родители были против. Уехали, Леля даже забыла попрощаться с Кусакой. Кусака за машиной бежала по следам уехавших людей. Она не встретила Лелю. Отчаявшись, вернулась на дачу и завыла. Кусака опять одна, она опять бездомная собака, она опять потеряла веру людям. В этом виноваты сами люди.

    “В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”

    Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

    Письменная речь

    Учитель. Приступаем к работе над сочинением.

    1. Какие типы речи мы знаем?

    Повествование, описание, рассуждение.

    2. Какой тип речи называется рассуждением?

    Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи.

    3. На какие части делим рассуждение?

    Тезис, доказательство, вывод.

    Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и сострадание людям”.

    На вопрос мы должны отвечать положительно или отрицательно. Исходя из изученных рассказов, как мы ответим?

    Учитель. Это тезис сочинения. Какая вторая часть рассуждения?

    Доказательство.

    Учитель. Будем доказывать, ответив на вопросы.

    1. Что происходит, если эти чувства присутствуют?
    2. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

    Учитель . 1 . Кто обладает чувством сочувствия и сострадания?

    Чувством сочувствия и сострадания обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”.

    Учитель. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его?

    “У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”.

    Учитель. А сам Юшка умел ли любить? Что он делал для Любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.

    В случае необходимости можно предложить ученикам примерный план рассказа.

    1. Куда уходил Юшка каждое лето?

    2. Смерть Юшки.

    3. Гостья Ефима Дмитриевича.

    4. Плоды Юшкиной любви.

    Учитель. Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?

    (От слов “В июле или августе …” до слов “об этом никому в городе не было известно”. Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.

    Учитель. А как же понимает сочувствие и сострадание со стороны людей Кусака? Как она изменилась?

    Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.

    Учитель. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

    Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоило Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

    Учитель. Какой вывод мы сделаем?

    Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви и сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Л. Андреев писал: “Когда бьют по одному честному лицу, все честные лица должны испытывать боль и муку попранного(хокуклары бозылган) человеческого достоинства”.

    Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?”, используя готовые тезисы.

    Тезисы к сочинению.

    Сочувствие и сострадание необходимо.

    Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

    А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

    Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

    2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

    А) Смерть Юшки.

    Б) Новое разочарование Кусаки.

    Вывод словами А.Платонова: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию”.