Нужен ли слух для игры на гитаре. Мифы о гитаре

Абсолютный слух - способность определять ноту саму по себе. В зависимости от степени развития абсолютного слуха, человек может слышать ноту инструмента и определять ее. В данном случае речь идет о врожденном навыке слышать звуки. Данная способность есть не у всех, и, насколько мне известно, не является тренируемой (за исключением пары пособий, о которых позднее). Так что если постучав по батарее, вы не можете определить ноту, то, скорее всего, вы не обладаете абсолютным слухом.

Относительный слух - это навык (именно навык) слышать ноты в их взаимодействии друг с другом. Иными словами, это умение слышать интервалы, определять тональности, аккорды и все с данной областью связанное. Относительный слух является навыком, который возможно развивать как целенаправленно, так и в процессе освоения электрогитары (или любого другого музыкального инструмента). Разумеется, есть определенные методики развития относительного слуха, которые могут помочь вам развить его быстрее.

Не надо огорчаться, если у вас нет абсолютного слуха, на этом ваша музыкальная карьера не обрывается, и вот по какой причине. Относительный слух и абсолютный по своей природе разные, и применение их разное. Простой пример - двум людям в аудитории играют ноты Ля-До, первый человек обладает лишь абсолютным слухом и определяет их как Ля и До, второй владеет лишь относительным и слышит м.3 (малую терцию). Что происходит? Первый слышит ноты отдельно, второй определяет контекст. Дело в том, что в музыкальной практике носители абсолютного слуха используют его в паре с относительным, что, безусловно, дает им преимущество. Однако относительный слух сам по себе является вполне самостоятельным навыком, который полезен по нескольким критериям.

Хорошо тренированный относительный слух позволяет быстрее подбирать мелодии (так как любая мелодия это взаимодействие нот и ритма друг с другом), проще ориентироваться в заданной тональности и гармонии. В перспективе это соединяется с визуализацией гитарного грифа, что позволяет, выражаясь абстрактно, «видеть ноты на грифе», а также иметь представление как они звучат (абсолютный слух в данном случае имел бы формулировку «видеть ноты на грифе и знать, как они звучат»).

Абсолютный слух не всегда является благом и навыком, которым можно бравировать и выставлять напоказ. Довольно часто случается так, что носитель абсолютного слуха имеет настолько тонкое восприятие, что это порождает ряд проблем, среди которых: он слышит малейшее расхождение в настройке в группах, оркестрах при прослушивании музыки. Иными словами, у него постоянно «не строит», что, сами понимаете, отнимает определенную долю комфорта при прослушивании. Более того, лично вам было бы весьма любопытно знать, что сосед работает в 9 утра в субботу перфоратором на ноте Фа-диез, но скорее всего только первые минут пять. Потом, я думаю, это потеряло бы всякий смысл, и ситуация усугубилась бы тем, что, например, именно фа-диез - ваша самая нелюбимая нота.

Подводя итог, хочу сказать, что наш главный вопрос (можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?), на самом-то деле, поставлен не совсем верно, ведь слух можно развивать как отдельно, так и одновременно с умением играть на гитаре. Надеюсь, теперь вы поняли, почему.

Разработанная мною методика обучения поможет Вам быстро и эффективно научиться играть на гитаре, одновременно развивая слух на любой стадии. От вас требуется только желание и упорный труд!

Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое ?

Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса . Не все могут повторить услышанный звук.

Музыкальный слух – это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.

Для того чтобы петь, необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!


Я считаю, что в мире невозможного не существует. Здесь вопрос в другом: какова планка, которую Вы себе ставите? Как и любой навык, слух развивается и подлежит тренировке.

Попробуем сравнить развитие слуха с изучением иностранных языков. Вопрос: может ли человек, ни разу не слышавший какого-то слова, не ассоциируя его с определенным контекстом, узнать и понять его в ситуативном контексте? - Очевидно, это будет невозможно. Поскольку у человека отсутствует подобный опыт, с которым он мог бы сравнивать - именно поэтому он вряд ли сможет догадаться 100%. Или, другими словами, у него просто не будет точки отсчета в виде определенного знания. Такому человеку навык восприятия иностранного языка "на слух", не говоря уже о способности говорить на каком-либо иностранном языке, будет казаться неким врожденным талантом, данным одному, и отсутствующему у другого.

На самом деле это не так. Человек потенциально (или в "архетипе") обладает огромным запасом знаний, но эти знания хранятся у него в пассивном состоянии. Разница между ним, и человеком, который умеет пользоваться этими знаниями лишь в том способе, которым этот человек обрабатывает информацию, а также в глубине концентрации на предмете. Ну и конечно, в наличии достаточной практики в конкретной области. Опыт показывает, что для того, чтобы играть песни "по слуху", понимать их структуру и т.д. - мастерства особого не требуется. Тот объем информации, который уже освоен на инструменте - то же самое Вы и сможете сыграть "по слуху", - это не составляет труда.

Музыка по строению в основе своей имеет математическую структуру и подчиняется определенным законам построения, гармонических последовательностей и средств развития, которые были открыты еще давно. Начиная со времен своего появления на заре развития человечества, с развитием науки и техники, музыка претерпевала значительные изменения. Усложнялись гармонии (способ соотношения звуков "по вертикали" и их взаимодействие между собой), появлялись новые музыкальные формы, развивалась мелодика. Также, менялись и музыкальные инструменты, в частности, гитара. Вместе с появлением новых инструментов, менялись и приемы исполнительства на них. И даже техника игры на гитаре претерпевала изменения в нескольких ракурсах одновременно. Т.е. применительно к инструменту физиологические особенности разных людей работали по разным логическим принципам, которые были основаны на определенных физических законах. Также и в процессе даже одной жизни музыканта, в процессе того, как продолжается его обучение игре на гитаре , изменяется и его образ мышления, оттачивается исполнение и звукоизвлечение, происходит эволюция его, как исполнителя.

Что касается самой гитары - на ней с изменением формы корпуса, усовершенствованием акустических свойств конструкции, - изменялась посадка за инструментом, менялась постановка рук, углы, под которыми пальцы соприкасались со струной (сам момент звукоизвлечения). Вместе с этими процессами неизбежно менялось и мышление, и репертуар. Музыкальное полотно усложнилось в несколько раз. Одновременно с этим возникло огромное количество совершенно различных мелодических и гармонических систем, посредством которых излагалась музыкальная мысль, не говоря уже об изменениях в области педагогики.

Таким образом, делаем вывод, если музыка по структуре своей логична, - следовательно, она подлежит изучению. Значит, и любой навык, относящийся к данной области, - развиваем. Главное в данном вопросе: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается и тренируется. Степень владения слухом возрастает прямо пропорционально приложенным усилиям, в ходе уроков на гитаре. Процесс совершенствования слуха происходит вместе с развитием общего исполнительского мастерства спонтанно. Кроме того, существуют определенные методики по развитию этого навыка специально.

Также, в музыкальном слухе, как и в любой другой деятельности, существует множество нюансов. Одному легче воспринимать ритм, другому - гармонию, третий лучше ориентируется в мелодике, четвертый - хорошо чувствует и слышит бас.
Особенно явно это можно проследить на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизации.

Самые одаренные в музыкальном плане люди имеют эти составляющие в виде одной целостной системы организации музыкальных звуков. До наших времен живы мифы о феноменальном музыкальном слухе Моцарта, который мог записывать нотами целые музыкальные полотна, прослушав композицию всего один раз! То же самое мог "проделывать" Глазунов. На данных примерах просматривается синтез слуха и памяти. А, например, такой композитор, как Скрябин, имел "цветное" восприятие, т.е. воспринимал музыкальное полотно в-целом и звуки по отдельности цветами. Каждый звук для него обладал своим тоном и яркостью. В науке такое явление называется "синестезия".

Возможно ли играть то, что хочешь, "по слуху"? - Да, возможно. Сколько времени потребуется, чтобы этому научиться? - Столько же, сколько потребуется, чтобы научиться играть на гитаре в зависимости от поставленной "планки".