Носов огородники конспект. Технологическая карта урока Н.Носов "Огородники"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: добиться первичного восприятия всеми учащимися текста.

Обучающая:

  • Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
  • Создать установку на выявление первичных впечатлений; выразительность подачи произведения.
  • Способствовать отработке техники чтения.
  • Обобщить знания о жизни и творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Образовательные:

  • создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу;
  • умение работать в коллективе;
  • сопереживание чувствами другого человека;
  • привлечь детей к чтению;
  • проверить знание произведений Н.Н.Носов.

Воспитательные:

  • обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом;
  • создать установку на выявление первичных впечатлений;
  • выразительность подачи произведения;
  • способствовать отработке техники чтения;

Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению.

Ход урока

I. Повторение пройденного:

С произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

Презентация к уроку “Н. Носов”. Приложение 1 . (Слайд 1).

  • Что Вы узнали о жизни и творчестве Н.Н. Носова? (доклады, сообщения и презентации учащихся).
  • Какие произведения этого писателя Вы читали? (Слайд 2).
  • Какое Ваше самое любимое произведение? (Слайд 3).
  • Назовите героев этой сказки, выполнив задание:

Это картины, созданные художником Тюбиком. Но когда Незнайка их развешивал в картинной галерее, он потерял таблички с надписями. Определи, чьи это портреты. Выбери правильные ответы из предложенного списка. (Слайд 4).

Давайте проверим, как внимательно читали сказку?

На инструментах музыкальных
Играет Гусля гениально.
А на каком играл Незнайка?
Ты сам попробуй отгадай-ка!
Всё впишешь в клетки по порядку -
Найдёшь подсказку на загадку. (Слайд 5).

II. Проверка домашнего задания.

1. Какое произведение Вы читали дома?

2. Ответы на вопросы. (Слайд 6).

  • К какому жанру относится это произведение?
  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Как звали одного из героев произведения?
  • Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?
  • Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?
  • Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?
  • Как вы понимаете, что такое чувство юмора? (Слайд 6).

3. Работа над содержанием текста по плану: какого пункта не хватает? (Слайд 7).

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • “Когда в товарищах согласья нет...”
  • Хитрый план.
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

4. Проверка домашнего чтения отрывка “Ах, мы – ослы!” по ролям. (Учебник, стр. 84).

5. Выводы по прочитанному.

6. Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм. В каждом фильме есть изображение, т.е. картинка и текст в виде титров. (Слайд 8).

7. Найдите слова в тексте для кадра.

  • Кадр № 1. Учебник, стр. 79. (Слайд 9).
  • Кадр № 2. Учебник, стр. 83. (Слайд 10).
  • Кадр № 3. Учебник, стр. 85. (Слайд 11).
  • Кадр № 4. Учебник, стр. 87. (Слайд 12).

8. Подведем итоги нашей работы.

  • Передали мы в нашем фильме главную мысль автора?

Что же делали мальчики, чтобы добиться хороших результатов в работе?

(Ответы учащихся: старались и добивались).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

9. Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? (Слайд 13).

Продолжи пословицы:

  • Терпенье и труд...
  • Работа мастера...
  • Поспешишь - ...

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 14).

2. Подготовка к восприятию текста рассказа Н.Носова “Клякса”:

Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем этот текст.

3. Чтение текста учениками по отрывкам.

4. Обсуждение прочитанного:

  • Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
  • Похож ли Федя из рассказа “Клякса” на Мишку из рассказа “Огородники”? Чем?
  • Как учительница отнеслась к проделке Феди? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?

5. Повторное чтение и работа с текстом по заданиям:

  • В учебнике, на странице 93, прочитайте и выполните задание № 2.
  • Выполнение учащимися задания № 3.
  • Выполнение учащимися задания № 4.

6. Деление текста на сценические действия:

Сколько сценических действий?

7. Составление плана рассказа “Клякса”.

  1. На перемене.
  2. Урок.
  3. После урока.
  4. Учащиеся устно “рисуют” декорации.
  5. Дети описывают костюмы действующих лиц.

IV. Подведение итога урока.

С какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ?

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного.

Высказывания учащихся.

V. Итог урока.

Выставление отметок, рефлексия.

Что запомнилось, чему научились на уроке?

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

VI. Домашнее задание.

  • Выучить слова близко к тексту: (девочки – слова учительницы; мальчики, по выбору, слова мальчиков).
  • Провести совместные репетиции.

Действие происходит в пионерском лагере. Именно туда приехали главные герои произведения – Коля и Мишка. В лагере все ребята ухаживают за огородом. Чтобы работать было веселее, решено было поделить огород на участки и устроить соревнование с вручением победителям переходящего красного знамени с надписью «Лучшему огороднику». Каждый участок должны были обрабатывать два человека.

Конечно же, Коля и Мишка, будучи друзьями, стали работать вместе. Вот только характеры у них совершенно разные. Если Коля старался просто работать, то Мишка все время что-то придумывал и суетился не по делу. Когда делили участки, Мишка много возмущался, что им дали самый плохой участок. А во время вскапывания огорода он больше времени бегал с рулеткой, чем копал, измеряя, сколько уже вскопано и сколько осталось. При этом Мишка непрерывно хвастался окружающим, что их бригада обязательно будет первой.

Собираясь перехитрить всех, Мишка подговорил друга вскопать участок ночью, чтобы вырваться в победители. Друзья так и поступили. Да только в темноте они перепутали участки и вскопали чужую землю. В итоге, незадачливые копатели попали в отстающие. А им на участок вместо знамени поставили огородное пугало. Это пугало, ставшее отличительным знаком отстающих, все лето простояло на участке героев рассказа. А все из-за Мишки, который много суетился и постоянно все путал. То свеклу не там посадит, то вместо сорняков ценную культуру выдернет.

Но осенью неожиданно оказалось, что друзья стали победителями соревнования, потому что на их участке урожай был лучше, чем у других. А благодарить за это надо было пугало, которое своим видом отгоняло ворон от участка и помогло сберечь урожай. Да и сами герои рассказа, постоянно видя перед глазами этот символ отставания, старались работать как можно лучше, за что и получили звание лучших огородников.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Огородники» в том, что в трудовой деятельности, и особенно в сельском труде, главное – это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды. Да, герои рассказа наделали много ошибок, когда начали возделывать участок, но они сумели взять инициативу в свои руки и довести начатое дело до конца.

Рассказ «Огородники» учит нас уважительно относиться к труду в целом и к работе на земле, в частности. Не стоит делать поспешных выводов о том, кто плох, а кто хорош, пока не увидишь результат.

Какие пословицы подходят к рассказу «Огородники»?

Поспешишь – людей насмешишь.
Будешь упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.
Цыплят по осени считают.

Тема: Н. Н. Носов «Огородники»

Цели: Совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность); расширение словарного запаса детей, умение четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора; воспитывать понятие о трудолюбии и об их отношении к труду;

закрепить интерес к творчеству Н. Носова - мастера

юмористического жанра в детской литературе.

Оборудование: выставка рисунков по произведению К. Паустовского, выставка творчества Н. Носова (к 100-летию рождения), портреты

К. Паустовского и Н. Носова; книги Н. Носова «Тук-тук», цветок ромашка.

Цитата: «...Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству»

С. Михалков

Ход урока:

I . Организационный момент

    Цели и задачи нашего урока литературного чтения (на листочке).

II . Проверка дом. задания.

Мы с вами закончили изучать прекрасное произведение К. Паустовского.

Это - «Корзина с еловыми шишками» (показ портрета)

А сейчас обратимся к нашей выставке. Чей это рисунок? Скажите, какой момент запечатлен на этом рисунке? (Ответы детей)

III. Заключительная беседа.

    К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант» (К. Паустовскому и Э. Грига)

    А почему? (А. Григ - пробуждает в нас чистые и добрые чувства музыкой, а К. Паустовский словами)

    Как по вашему, любил ли К. Паустовский музыку?

    Какими словами можно доказать это? (Чтение цитаты: «Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству»

С. Михалков)

IV . Знакомство с выставкой.

    Перед вами выставка о жизни и деятельности Н. Носова. Она посвящена к 100-летию со дня рождения писателя.

    А сейчас посмотрим, как вы знаете произведения Н. Носова. (Три команды 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд). У вас конверты, в них разложены карточки со словами - составьте из них названия произведений писателя.

1 ряд - «Фантазеры», «Мишкина каша»

2 ряд - «Заплатка», «Живая шляпа»

3 ряд - «Клякса», «Федина задача».

    Кто готов уже? (Читаем что получилось)

    Все произведения, которые вы назвали, помещаются вот в этой книге (показ книги)

V. Беседа.

    Какой характер носят рассказы Н. Носова. Какие они? (веселые, смешные, забавные, интересные, прикольные, загадочные, познавательные).

    Кто главные герои его произведений? (обыкновенные мальчишки и девчонки)

    А какими качествами наделил писатель своих героев?

VI . Работа с ромашкой.

(Перед вами лепестки ромашки, напишите на каждом одно из главных на ваш взгляд качеств, без которого не могли обойтись герои Носова)

Дети записывают и прикрепляют к доске лепестки.

(Доброта, бережливость, умение дружить, активность, любовь к труду, находчивость, трудолюбие, честность, любознательность, вежливость).

    Все эти качества очень важны, но вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

    Всеми этими качествами обладают герои рассказов Н. Н. Носова. Даже в наши дни можно встретить таких же затейников, фантазеров, огородников.

VII. Объявление темы урока.

а) Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Н. Носова «Огородники», будем работать с первой частью.

б) Словарная работа. (на доске словарь)

    Лагерь. Что такое лагерь? В какое время года ездят в лагерь? Чем дети занимаются в лагере? (Но не только дети в лагере отдыхают, они занимаются трудовыми делами: уборка территории, а подготовка к различным мероприятиям - это тоже труд)

    Вожатый, вожак, водить. По ряду однокоренных слов. Скажите кто же такой вожатый? (Человек, который был заводилой)

    Бригада. Значение этого слова мы узнаем в толковом словаре. (Это группа лиц, выполняющие определенный участок работы. /франц. слово/

VIII . Первичное чтение I части с. 79 - 83

а) Учитель - учащиеся.

Сели как слушатели. Я читаю текст, кто-то будет продолжать.

IX . Жужжащее чтение.

Просмотрите I часть и ответьте на вопрос: Кто рассказывает историю про огородников? (герои или автор)

        А почему вы так думаете? Докажите словами из текста. (Мы приехали в лагерь)

        Мишка какой: хвастливый, скромный, трудолюбивый?

        А вам встречались такие Мишки?

        А на кого кричал Мишка? За что он обиделся?

        Какой совет мы можем дать Мишке? (выбери пословицу)

    Конкурс «Я - диктор»

Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. Диктор - работник радио и телевидения. Выберите понравившийся отрывок из рассказа и прочитайте всему классу правильно и выразительно. Пожалуйста микрофон.

    Домашнее задание на доске стр. 79-83, вопрос 7,8

    Итог урока.

С творчеством какого писателя мы познакомились?

Какое главное качество рассказа Н. Носова «Огородники»? (трудолюбие)

    Оценки. Благодарю всех. Спасибо.