Не надо врать зощенко план. Отзыв о рассказе М.Зощенко «Не надо врать

Случаются в жизни неприятные события. Минька, главный герой рассказа Зощенко , не выучил заданное на дом стихотворение. Он сделал это не намеренно, просто ему помешали услышать домашнее задание. А случилось так, что его вызвали к доске. И тут началась череда неприятных событий. Вместо того, чтобы честно сказать учителю о том, что стихотворение не выучено, главный герой начал лепетать то, что ему подсказывали ученики. Шептали одно, слышалось другое – и в результате появилась единица; сначала она возникла в одном дневнике, потом во втором, и, наконец, и в третьем. Просто какая-то карусель из дневников…

Викторина по рассказу Зощенко «Не надо врать»

1. Сколько лет было главному герою Миньке во время описываемых в рассказе событий?
Ответ: семь лет

2. Какие баллы обычно получали ученики гимназии?
Ответ: от пятёрки до единицы

3. Почему Минька не выучил заданное на дом стихотворение?
Ответ: потому что он не слышал домашнее задания (его постоянно отвлекали мальчишки, сидевшие сзади)

5. Как называется стихотворение, строки которого приведены в рассказе?
Ответ: «Зимняя ночь в деревне»

7. Какую отметку поставили рассказчику стихотворения?
Ответ: единицу

8. Кто сказал Миньке, что из-за поставленной единицы в дневнике он не получит на день рождения фотоаппарат?
Ответ: его сестра Лёля

8. Где горевал Минька по поводу полученной единицы?
Ответ: в саду

9. Куда бросил Минька свой новый дневник, в котором красовалась жирная единица?
Ответ: за шкаф

10. Кто посоветовал склеить страницы полученного Минькой нового дневника?
Ответ: Лёля

11. Каким образом потерянный в саду дневник оказался в руках папы?
Ответ: его принесла в дом какая-то женщина

12. Кто сказал Миньке, что рано или поздно враньё всегда обнаруживается?
Ответ: папа

13. Почему папа, несмотря на враньё сына, всё же подарил ему фотоаппарат?
Ответ: потому что сын сознался в том, что существует ещё один дневник, закинутый за шкаф

14. По какому предмету Лёля получила двойку?
Ответ: по физике

15. Почему школьный учитель, пришедший домой к папе Миньки и Лёли, назвал мальчика «маленьким вруном и обманщиком»?
Ответ: потому что он подумал, что о найденном за шкафом Минькином дневнике не знают его родители

16. Почему Минька плакал в постели?
Ответ: потому что ему было неприятно слышать разговор папы и учителя о его вранье

Рассказ «Не надо врать» читать с картинками

Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл - от пятёрки до единицы включительно.

А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет.

И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.

И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:

Весело сияет месяц над селом,

Белый снег сверкает синим огоньком…

А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал - подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.

А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под сапогами как свеча болит».

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

После уроков моя сестрёнка Леля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.

По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Леле:

Леля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

Леля поглядела и засмеялась. Она сказала:

Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

Я сказал:

А что же делать?

Леля сказала:

Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.

Я сказал:

Леля, это нехорошо - обманывать родителей!

Леля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.

Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Леля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.

Когда я встретился с Лелей после уроков, она мне сказала:

Это не будет вранье, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.

Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лелей заклеил уголки злополучной страницы дневника.

Вечером папа сказал:

Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц?

Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.

И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

Пришла какая-то женщина и сказала:

На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.

Я сказал:

Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

Он сказал:

То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.

Когда Леля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

И тогда Леля подошла к папе и сказала:

Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

Но ожидания Лели не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае - это недоразумение. Извините. Покойной ночи.

И я, лежа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно так всегда и теперь поступаю.

Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

Рассказ «Не надо врать» слушать онлайн

/wp-content/uploads/2017/09/Не-надо-врать.mp3

План рассказа «Не надо врать»

  1. Первые три месяца в гимназии.
  2. Моя первая единица.
  3. Исчезновение дневника.
  4. Ещё два дневника с единицей.
  5. Признание.

Цели урока:

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка»

ФКОУ СОШ г. ЧЕХОВ-2 МО

Открытый урок

по курсу «Литературное чтение»

Тема урока «Рассказы М.М.Зощенко для детей»

3-в класс

Тупикина Н. В.

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка

3 класс

Игровая технология

Цели урока:

Повышение уровня познавательной активности учащихся через игру, Выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос их в новые условия. Развивать образное мышление, фантазию.

Формирование УУД в процессе урока:

Личностные:

    сознание значимости чтения для своего дальней­шею развития и успешного обучения;

    развитие творческих способностей;

    формирование эмоциональ­ной отзывчивости на прочитанное;

    высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Предметные:

    о восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

    умение анализировать текст;

    формулировать основную идею текста;

    умение давать сравнительную характеристику героям;

    сформировать мотивацию к прочтению других рассказов М.Зощенко для детей;

    овладение навыками смыслового чтения текста;

    создать условия для развития читательской памяти, внимания.

Метапредметные:

Познавательные:

    моделирование ситуации;

    учиться делать логические выводы.

Регулятивные:

    принимать задачу;

    планировать реализацию цели;

    оценивать свои действия;

    вносить изменения.

Коммуникативные:

    учитывать позицию собеседника;

    сотрудничество с одноклассниками и учителем;

    адекватно передавать информацию;

    отображать содержание работы в речи.

    Развитие способностей работать в группе.

Оборудование: Компьютерная презентация. Карточки с иллюстрациями к рассказам.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1. Самоопределение к деятельности.

Доброе пожелание учителя к организации на урок.

Пожелание друг другу успешной работы.

Создание благоприятного психологического настроя на урок

1.Психологический

настрой (1 мин)

Хоровое говорение:

Проверка домашнего задания (прием «Сундучок вопросов»)

Викторина по рассказу Носова Н. Н. " Огурцы".

    Кто главные герои рассказа? Где живут Котька и Павлик? Куда отправились мальчики? Куда забрели ребята на обратном пути? Что делали мальчики в колхозном огороде? Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл с огурцами? Какое чувство испытывал Котька, когда нёс огурцы обратно? Какая черта характера проявилась у Котьки? Как дедушка-сторож назвал Котьку? Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения?

Учащиеся вытягивают вопрос и отвечает на него

Коммуникативные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

(Познавательные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

Актуализация опорных знаний (7 мин)

Прочитайте запись на доске:

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

Назовите полное имя писателя, зашифрованное на доске

Прочитайте на с. 20 название рассказа, который мы сегодня будем читать.

Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?

В каком случае вы говорите «не надо врать»?

Произнесите эту фразу с разной интонацией. Как она должна звучать в данном тексте?

Прочитайте рассказ на с. 20 – 25

Регулятивные УУД ).

Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД ).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: Познавательные УУД ).

3. Работа по теме

Какие слова или словосочетания вызвали затруднения в понимании?

Словарная работа:

Приготовительный класс - классы стали учреждаться в гимназиях, где преподавались русский язык, арифметика, чистописание.

Ходил как в тумане – ходил, не понимая ничего.

Чернила – жидкий краситель пригодный для письма.

Ранец – заплечная, часто жесткая, в отличие от рюкзака, сумка.

Досада – чувство обиды, раздражения в связи с чем-то неприятным.

Вставочка – перьевая ручка, которая писала чернилами и имела сменные перья.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД ). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД ).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД ).

ФИЗМИНУТКА

Первичное чтение в группах по частям. Восстановление последовательности через пересказ.

Работа с текстом (13 мин)

7. Рефлексия

Анализ первичного восприятия:

1. От чьего имени ведется рассказ?

2. Кто являются главными героями?

3. Что впервые заставило мальчика пойти на обман?

4. Кто подержал мальчика в его лжи?

Работа в группе

В паре с соседом приготовьте выразительное чтении понравившегося отрывка.

9)Найди и прочитай, какие эмоции пережил Минька:

а) после получения «2»

б)после того, как учитель выдал новый дневник

в) после того, как папа получил дневник от незнакомой женщины, которая нашла его в парке.

г) после прихода учителя

д) Какую характеристику отец дал людям, которые врут?

е)Почему отец не рассердился на сына, но рассердился на дочь?

11) Работа по группам

Дать характеритстику Леле и Миньке

Взаимооценивание

«Смайл»: оценить качество своей работы на уроке. Все ли у тебя получилось?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД ).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД ).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

Прочитайте слова, которые Минька запомнил на всю жизнь.

Как решение мальчика «говорить только правду повлияло на всю его дальнейшую жизнь?

Чему учит этот рассказ?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Инструктаж Д/з

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД ).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД ).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Дата: _________________

Класс: ________________

Урок № 93

Тема урока: М. Зощенко. «Не надо врать».

Цель урока:

    познакомить учащихся с произведением М. Зощенко «Не надо врать»;

    отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;

    развивать внимание, память, речь;

    формировать навык сравнения и анализа;

    воспитывать любовь к ближним, чувство ответственности.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений, определять их содержание по названию; читать выразительно;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности; пересказывать произведение.

Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, историей, математикой.

Оборудование:

    «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы , 2015 г.

    «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы , 2015 г.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Мотивация к деятельности.

    Сегодня урок начнем с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

    Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

    Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

    Если у вас есть друг, возьмите его за руку.

    Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

    Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте активны. Удачи всем.

ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте название рассказа. Как вы понимаете его название? Что означает волшебная иголочка?

Верны ли предположения, мы узнаем, когда прочитаем рассказ?

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку.

Его, перелистав я вмиг
Пойму, что ты за ученик.
(Дневник.)

Что может рассказать о вас ваш дневник?

ΙV. Работа над новым материалом.

Чтение рассказа учащимися.

V. Первичное закрепление.

    Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

    Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

    Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

    Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

    Сопереживал ли ты главному герою? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

    В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

Физкультминутка.

Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам учебника.

    Как ты понимаешь выражение «влепил единицу»?

    О каком событии говорится в этом произведении? Почему было получена единица?

    Как ты оценишь поведение главного героя? Почему мальчик не решился сказать правду сразу?

    От чьего имени ведется рассказ?

    Почему мальчику удалось соврать, а его сестре нет? Почему отец не рассердился на сына, а рассердился на дочь?

    Какую характеристику людям дает папа, которые врут? Зачитайте свой ответ.

    Составьте план рассказа и подготовьте его пересказ.

    Как бы та поступил в подобной ситуации?

Работа в тетради.

Письменно ответьте на вопросы.

Составление плана.

а) Невыученное стихотворение.

б) Утрата дневника.

в) Находка дневника.

г) Обещание отца.

д) Поступок сестры.

е) Данное обещание.

Работа в парах. Тест.

***

1. Где учился Минька? ________________________________________________________________
2. Сколько ему было лет? ______________________________________________________________
3. Почему Минька плохо слышал подсказки мальчиков? ___________________________________
4. Где потерял Минька дневник? _______________________________________________________
5. Куда бросил мальчик второй дневник? ________________________________________________
6. Кто принес домой дневник, забытый Минькой? ________________________________________
7. По какому предмету Леля получила «2»? ______________________________________________
8. Кто пришел к папе вечером? _________________________________________________________

***







2. Почему Минька не выучил стихотворение? _____________________________________________
_________________________________________________________________
3. Допиши предложение.
И я заплакал потому, что это была моя ___________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Что должен был получить Минька на именины? _________________________________________
5. Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лели. Напиши одну черту характера папы._____________________________________________________________

_
7. Почему папа не рассердился на Миньку, а улыбнулся и просиял? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________

VΙ. Подведение итогов урока.

    Какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор?

    Что вам показалось особенно интересным?

    Чему учит нас этот рассказ?

VΙΙ. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

VΙΙΙ. Информация о домашнем задании.

стр. 72-83. Пересказать одну из глав рассказа.

1. Укажи, в каком порядке происходили события?
____ Мальчик бросил дневник за книжный шкаф?
____ Минька не выучил стихотворение.
____ Минька и Лёля заклеили страницы дневника.
____ Минька оставил дневник в городском саду.
____ Минька дал себе слово говорить всегда правду.
2. Почему Минька не выучил стихотворение?
3. Допиши предложение.

____________________________________________________________________________________


6. Почему, по словам папы, «люди, которые идут на вранье и обман – смешны и комичны»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Укажи, в каком порядке происходили события?
____ Мальчик бросил дневник за книжный шкаф?
____ Минька не выучил стихотворение.
____ Минька и Лёля заклеили страницы дневника.
____ Минька оставил дневник в городском саду.
____ Минька дал себе слово говорить всегда правду.

3. Допиши предложение.
И я заплакал потому, что это была моя ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Что должен был получить Минька на именины? ____________________________________________________________________________________
5. Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лели. Напиши одну черту характера папы.______________________________________________________________________
6. Почему, по словам папы, «люди, которые идут на вранье и обман – смешны и комичны»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему папа не рассердился на Миньку, а улыбнулся и просиял? ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Конспект урока разработан

Волковой Татьяной Иоакимовной,

учителем начальных классов

МБОУ СОШ №98 г. Краснодара

Литературное чтение, 3 класс

Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать»

Тип урока: Урок изучающего чтения

Место урока в учебном плане: Произведения М. Зощенко

«Не надо врать», урок второй

Учебные задачи:

    познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать»

    учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям)

    учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

    отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

    определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

    выделять смысловые части рассказа;

Оборудование:

    мультимедийное оборудование;

    презентация;

    читательские дневники для моделирования;

Материал к уроку:

Для учителя

    Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина– М.: Просвещение, 2011г.

    Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.Ф. Климанова, – М.: Просвещение, 2011г.

Для ученика

    Литературное чтение: 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская - М.: Просвещение, 2012г.

    Литературное чтение: 3класс: творческая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти/ М.: Просвещение, 2012г.

Ход урока

    Организационный момент

Посмотрите на доску и прочтите: « Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее. » (слайд №2)

Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен обладать человек?

(Нужно быть отзывчивым, добрым честным.)

А какими качествами должен обладать ученик на уроке?

(Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т.д.)

2. Выявление читательского опыта

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни и назови». Я буду читать отрывок из произведения, а вы должны будете назвать автора и название.

1) Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой (стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство»)

2) Она надела кольцо на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно. (сказка Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко»)

3) В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой. (стихотворение Сергея Александровича Есенина

«Бабушкины сказки»)

4) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. (рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька)

5) А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов.

И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

А в то время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками, как свеча, горит», я сказал: «Треск под сапогами, как свеча, болит...»

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

- А ну-ка, дай сюда свой дневник, я тебе единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

(рассказ Михаила Зощенко «Не надо врать»)

Что объединяет произведения, отрывки из которых я прочитала?

(произведения о детях)

А теперь посмотрите внимательно на обложки произведений Михаила Зощенко. (слайд №3)

Есть ли среди них произведения, которые мы уже читали?

(«Весёлые истории» и «Лёля и Минька»)

Обсудите в парах, к какому жанру можно отнести эти произведения? (слайд №4)

(Эти произведения юмористические)

Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения? (слайд №5)

Что такое юмор? (слайд №6)

3. Постановка учебной задачи

Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Можно ли сказать, что работа над ним завершена?

(Работа не завершена. Мы не работали над образами героев)

Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

(Нужно составить портрет главного героя , определить положительных и отрицательных героев, выявить точку зрения автора и выражать свою точку зрения, определить главную мысль произведения)

Вы сказали «составить портрет героя». Что такое портрет? (ответы детей)

Давайте обратимся к словарю и прочтём точное объяснение этого слова.

С описанием внешности всё понятно, а что такое характер? (ответы детей)

А как об этом говорится в словаре?

Теперь можно смело переходить к произведению.

4. Обогощение читательского опыта и формирование читательских умений. Погружение в текст произведения

Откройте произведение и зачитайте первый абзац рассказа.

От чьего имени ведётся повествование?

(Принимает)

С какого события начинается рассказ?

Что можно сказать об этом мальчике? (слайд №7)

(Это маленький мальчик, который учился в подготовительном классе гимназии.)

Перечитайте ещё раз. Как зовут мальчика?

(Минька)

- Что впервые заставило мальчика пойти на обман?

( Это была его первая единица и он ещё не знал, что за это бывает . )

Переверните страницу учебника и внимательно рассмотрите иллюстрацию.

А теперь попробуем найти ответы на вопросы в тексте рассказа.

Найди и прочитай, какие эмоции пережил Минька:

а) после получения «2»

б) после того, как учитель выдал новый дневник

в) после того, как папа получил дневник от незнакомой женщины, которая нашла его в парке.

г) после прихода учителя.

д) Какую характеристику отец дал людям, которые врут?

е) Почему отец не рассердился на сына, но рассердился на дочь?

Перескажите эпизод, где мальчик рассказывает о том, что произошло с его дневником.

Ребята, скажите, что такое ложь?

Давайте посмотрим, как трактуется это слово в словаре.

5. Работа по группам

1-ая группа: (слайды №8-9)

Нарисуйте словесный портрет Миньки. Что помогает нам представить Миньку?

(Найти из текста подтверждение).

2-ая группа (слайд №10)

Инсценировка эпизода. (От слов «Леля, погляди, что это такое… до слов:
« С ужасом глядел на единицу».)

3-я группа (слайд №11)

Защита обложки к рассказу М. Зощенко «Не надо врать».

6. Обсуждение прочитанного. (слайды №12-13)

    Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей?

    Какие чувства испытывает, получив плохую отметку?

    А он специально оставил дневник в саду?

    Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет вранье?

    Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать?

    Почему папа не ругал, а стал целовать Миньку?

    Тогда почему папа рассердился на Лелю?

7. Объяснение пословиц. (слайд №14)

Как вы понимаете значение пословиц?

    Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

    Ветра не удержишь, правды не скроешь.

    Как ни хитри, а правды не перехитришь.

    Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется.

8. Тестирование учащихся (слайд №15)

1.Укажи, в каком порядке происходили события?
А.
Мальчик бросил дневник за книжный шкаф?
Б. Минька не выучил стихотворение.
В. Минька и Лёля заклеили страницы дневника.
Г. Минька оставил дневник в городском саду.
Д. Минька дал себе слово говорить всегда правду.

2. Почему Минька не выучил стихотворение?

3. Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лёли. Укажи одну черту характера папы. Докажи. (слайд №16)

4. Почему, по словам папы, «люди, которые идут на враньё и обман – смешны и комичны»

9. Итог урока

Давайте попробуем сформулировать главную мысль произведения. В этом нам поможет упражнение №2 в творческой тетради.

(Нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным.) (слайд №17)

- Какой урок вынес Минька из этой истории?

- Как вы думаете, говорить правду всегда трудно?

- Чему учит этот рассказ?

10. Рефлексия (слайд №18)

Закончите урок одним из предложений:

    Урок привлек меня тем …

    Я задумался о …

    Хотелось бы поблагодарить …

11. Самооценка

(Дети оценивают себя на «Лесенке успеха»)

12. Дифференцированное домашнее задание:

подготовить подробный пересказ отрывка, который понравился больше всего;

или краткий пересказ всего рассказа;