Научный проект по литературе. Презентация проекта по литературному чтению "Библиотеки

МКОУ Кучеряевская ООШ

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2014-2015 учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки.Сбор информации о старинных книгах.Посещение школьной и сельской библиотек.Обмен мнениями о школьной библиотеке.Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.Оформить и презентовать проект.

Первая библиотека возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).

Старинные книги

О чём может рассказать школьная библиотека?

В библиотеке можно найти интересные книги. Щуров Кирилл, Гацев Игорь и Полянских Ксения рассматривают книгу.

«Книжкина больница»

Школьники вместе с библиотекарем Крячко Еленой Митрофановной ремонтируют книги

Ребята ищут нужные книги.

Елена Митрофановна объясняет Полянских Ксении, где можно найти учебники для 2 класса.

Полянских Ксения знакомится со словарями.

В библиотеку часто заходит за книгами Шальнев Ярослав.

В сельской библиотеке.

Ребята часто посещают сельскую библиотеку.

Во второй четверти 2014 учебного года на базе Ивановской СОШ нами был разработан и реализован проект по литературному чтению во 2 классе на тему: "Создание книжки- сборника по устному народному творчеству".

Тема: "Создание книжки-сборника по устному народному творчеству"

Учебный предмет: Литературное чтение.

Цели проекта:

Расширять кругозор учащихся по народному творчеству;

Прививать любовь к народной культуре;

Пополнять словарный запас;

Учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;

Развивать творческие способности, логическое мышление;

Учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;

Предполагаемый продукт проекта: Книга- сборник по устному народному творчеству.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.

В программе " Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать собственную книгу- сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создается во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется - пословицы и поговорки. Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают 2 главу книги-потешки, прибаутки, загадки. Третий этап - сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою тему, к которой они должны подобрать пословицы и поговорки на первом этапе. Для нахождения необходимых материалов они должны посетить библиотеку, провести опрос родителей, затем систематизировать полученный материал и красочно оформить в виде страниц для будущей книги. Подводя итоги работы, каждая группа должна представить классу отчет в виде оформленных страниц по своей теме, а затем, совместно с учителем, объединить все созданные страницы в одну общую книгу.

Описание проекта:

1. Подготовительный этап. Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).

2. Организация деятельности. Второе занятие. На этом этапе учащиеся с помощью педагога делятся на 3 группы. Затем каждая группа получает тему: 1. Лень и трудолюбие, 2 - Дружба, 3 - Жадность и щедрость. После этого учитель обсуждает конкретные цели с каждой группой, намечает план (последовательность выполнения работы). При необходимости внутри каждой группы каждому ученику даются определенные обязанности: двое отвечают за поиск литературы в библиотеке, двое собирают опрос (учителей, родителей), один отвечает за оформление. Но при этом каждый член группы может принимать участие в любом виде работ.

3. Основной этап. Выполнение работы. (3 недели) Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.

Данный этап выполняется последовательно в 2 пункта:

1. Поиск материалов (2 недели)

2. Оформление страниц (1 неделя)

4. Рефлексивно- оценочный этап. Презентация групповых работ. (1 день)

На этом этапе проходит представление полученных результатов. Каждая группа иллюстрирует свои странички для книги, рассказывая классу о своей теме, зачитывая пословицы и поговорки, показывает способы оформления работы. Также каждая группа делиться впечатлениями, рассказывает о том, как они искали материалы для работы, в чем были сложности. Вместе с учителем подводятся итоги первой части проекта. Ставятся оценки. После презентации все 3 группы вместе с учителем объединяют созданные странички в одну книгу. Получается готовый продукт- первая глава книги- сборника по Устному народному творчеству, где собраны пословицы и поговорки по актуальным темам.

Работа оценивается по следующим критериям:

1) качество выполнения работы по теме;

2) самостоятельность работы над проектом;

3) умение отвечать на вопросы;

4) количество собранных и выученных пословиц и поговорок;

5) оригинальность оформления страниц для книги;

Анализ полученных результатов.

В ходе реализации проекта был выполнен первый этап работы. Учащиеся посещали школьную библиотеку, где занимались поиском литературы по устному народному творчеству, опрашивали родителей и учителей, оформляли странички книги. Таким образом, на протяжении одного месяца учениками была создана первая глава книги- сборника по устному народному творчеству, под названием "Пословицы и поговорки", которая включает в себя 3 темы: Лень и трудолюбие, Дружба, Жадность и щедрость. (Приложение№1).

В ходе защиты проекта ученики получили следующие оценки:

Группам были присвоены следующие звания:

1 гр.- самая трудолюбивая;

2 гр.- самая творческая;

3 гр.- самая дружная;

Данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик: на этапе рефлексии 100% детей дали положительную оценку своей работе (Приложение №2). Дальнейшая реализация проекта планируется в следующем учебном году.

Выводы по главе

На основе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность действительно положительно сказывается на работе учащихся. В ходе реализации проекта все дети активно и с интересом принимали участие в работе. Даже те ученики, которые обычно пассивны на уроках, стремились тщательно выполнять порученные им задания. Заметно было, что для достижение общей цели класс сплотился и коллективно выполнял работу. При выполнении проекта, у детей иногда возникали ссоры и несогласия, которые приходилось разрешать совместно с педагогом.

Технология проектной деятельности украшает и вносит разнообразие в процесс обучения, кроме того, что данная работа позволяет детям более успешно осваивать материал, благодаря своему насыщенному и интересному содержанию, она также облегчает работу учителя, которому проще и интересней работать с детьми, которые заинтересованы и увлечены деятельностью. Кроме того, благодаря использованию данного метода, учитель приобретает опыт, закрепляет и пополняет свои знания благодаря тому, что он выступает не в роли докладчика в учебном процессе, а в роли слушателя или равноправного деятеля в коллективе учеников.

В ходе выполнения проекта были достигнуты поставленные цели. Данная работа сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, расширила кругозор учащихся, положила основу для формирования исследовательских навыков и познавательного интереса, способствовала развитию навыков работы в коллективе, умения находить и совместно исправлять ошибки, умения отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы.

Сложность работы состояла в том, что дети во 2 классе еще не умеют на длительный срок запоминать задачу. С ними периодически приходилось повторять значение пословиц и поговорок, их отличительные особенности. Не смотря на положительный отклик и проявленный интерес к предложенной работе, детей систематически приходилось контролировать, направлять и корректировать их деятельность, т.к. самостоятельная работа для них еще сложна.

Проект по литературному чтению «Мой любимый зарубежный писатель-сказочник»

Выполнила

ученица 2 Б класса

моу сош № 28

Читаева Вероника

Руководитель Ионова Н.В.

учитель начальных классов


  • Цель проекта: познакомиться с творчеством Шарля Перро.
  • Задача проекта: изучить биографию и произведения Шарля Перро.


Шарль Перро – французский писатель, поэт, критик

  • Шарль Перро родился 12 января 1628 года в Париже, в семье известного судьи Пьера Перро и был младшим ребенком среди семи детей.
  • Он учился в университетском колледже который бросил, не доучившись. После этого, он купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил служащим к своему брату, архитектору Клоду.

  • Свои сказки Перро начал писать в 65 лет и издавал их не под собственным именем, а под именем своего сына Перро д’Арманкура. Почему писатель скрывал своё имя? Всё очень просто. В то время, сочинение сказок считалось недостойным занятием для взрослого человека. Но, уже во втором издании справедливость была восстановлена: на обложке стояло подлинное имя автора.
  • В двадцатом веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки на самом деле написаны Перро-сыном, но авторство не подтвердилось.

  • В 1697 г. он опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».
  • Сборник содержал 9 удивительных сказок. Это:











На сюжеты сказок Перро созданы опера и балет «Золушка» Сергея Прокофьева.

балет «Спящая красавица» Петра Чайковского



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
УЧРЕЖДЕНИЕ
г.Благодарный
Ставропольский край
Материалы на школьную научно­практическую
конференцию «Организация учебно­воспитательного
процесса, научно­исследовательской, методической и
инновационно­экспериментальной работы в
МКОУ «СОШ № 9»
Направление – общественно ­ гуманитарное
Проект по литературе "Я – сказочник"
Луценко Т.В., учитель русского
языка и литературы
МАРТ 2017г.

Визитная карточка
Каким пунктам тематического плана школьного предмета
соответствует разрабатываемый проект (учебное занятие)
УНТ, сказки
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы
1.
2.
3.
4.
Однотипность анализа литературного текста в 5­м
классе
Нелогичность в оформления письменной речи
Высокая степень осведомленности детей по данной теме
Низкий уровень заинтересованности в прочтении
художественной литературы
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из
выбранных проблем.
1.
2.
3.
4.
спектакль
создание презентация
создание сайта
сочинение
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ
реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать
разработанный проект (учебное занятие).
Для реализации данного проекта выбрана идея создания сайта,
т.к. данная форма представления позволяет более полно и
широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что
сайт будет содержать в себе презентации детей с собранной
необходимой информацией, сборник собственных сказок с
иллюстрациями, 2 буклета о знаменитых писателей

сказочниках.
Тема проекта (учебного занятия)
Я ­ сказочник
Цели проекта (учебного занятия) и задачи, позволяющие достичь
поставленные цели
1.
2.
Ознакомившись с дидактическим материалом, написать
сказки согласно предложенным схемам.
Формировать положительную Я­концепцию у учащихся
посредством групповой творческой деятельности
Задачи:
a.
b.
c.
d.
e.
Описать особенности жанра сказки
Научить работать не только с художественной, но
и литературоведческой литературой
Развивать умение кратко и логично излагать свои
мысли письменно и устно
Научить пользоваться Microsoft PowerPoint,
Microsoft Publisher для оформления результатов
Развивать умение представлять и оформлять
продукт деятельности
Планируемый конечный результат
повышение интереса к учебному предмету, работа с программами
Microsoft
Перечень критериев проверки достижения планируемых
результатов
Тест, соответствие сборника требованиям
Время реализации проекта (учебного занятия)

2 недели
Требуемые ресурсы (человеческие и технические)
Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету,
проектор, экран, принтер, сканер
Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop
Image, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор
сайтов

Исполнители
учитель, 4 группы учеников по 5 человек
Триада вопросов, которую Вы ставите перед учащимися
Основополагающий вопрос – Если б не было сказок?
Проблемные вопросы учебной темы:
1.
2.
3.
4.
Почему сюжеты одних и тех же сказок встречаются у
разных писателей и народов?
Чем объяснить, что есть любимые и нелюбимые сказки?
Каждый ли может сочинить сказку?
Что дает ребенку многократное прочтение сказки?
Частные вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
Что вам известно о жанре сказка?
Перечислите знаменитых писателей­сказочников
Сюжет какой сказки встречается у разных авторов?
Есть ли у вас любимые и нелюбимые сказки?
Когда­нибудь вы сочиняли сказку?
Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в
предлагаемом проекте (учебном занятии)

“Сказки как строительный материал”
“ Сказки на новый лад”
“ За что я люблю сказки? (анкетирование)”
“Знаменитые писатели­сказочники”
Перечень прилагаемых к проекту (учебному занятию)
дидактических материалов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
тест
опросник
подборка материала
схемы
памятка “Как оформить сборник”
копилка иллюстраций
Описание проекта
Тема: Я ­ сказочник
Цель:
1.ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно
предложенным схемам;
2.формировать положительную Я ­ концепцию у учащихся посредством
групповой творческой деятельности
Задачи:
А)Описать особенности жанра сказки
Б)Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой
литературой

В)Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
Г)Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для
оформления результатов
Д)Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности
Класс: 5
Сроки проведения: 2 недели
Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер,
сканер
Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image, Microsoft
PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор сайтов
Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы
Краткая аннотация проекта (учебные темы, охватывающие проект, описание
основные изучаемых теоретических положений, краткое объяснение того, как
практические занятия и самостоятельные исследование помогут учащимся 5
класса ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы):
Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество.
Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о
жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей –
сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят
себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих
способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления
при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную
исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно­
сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.
Оформление результатов проекта: сайт (учитель), презентация, буклеты
(ученики)
Этапы проекта:
Стадии
1. Разработка
проектного задания
Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя
Учитель формулирует
тему проекта, формирует
группы, готовит конверты
с заданиями, создает сайт,
разрабатывает
поощрительную
рейтинговую систему
оценивания работы на
уроке

1.1. Выбор темы
проекта
Учитель предлагает
учащимся тему проекта
1.2. Выделение
подтем в теме
проекта
Учитель предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает учащимся для
выбора 5 конвертов с
заданиями

1.3. Формирование
творческих групп
1.4. Подготовка
материалов к
исследовательской
работе:
формулировка
вопросов, на которые
нужно ответить,
задание для команд,
отбор литературы
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Учитель принимает
участие в обсуждении с
учащимися о выполнении
подтем проекта
Учитель проводит
организационную работу
по объединению
школьников
предварительно, 4 групп
по 5 человек
Учитель представляет
сайт проекта, в котором
описаны цели, проблемы,
вопросы проекта, а также
темы исследований
учащихся. По окончании
работы все наработки
учеников будут
размещены на сайте
Учитель в конвертах с
заданиями заранее
предложил формы
представления проектной
деятельности
(презентация, буклет)
Учащиеся обсуждают и
принимают общее
решение по теме.
Координатор группы
выбирает конверт с
заданиями
Учащиеся активно
обсуждают и предлагают
варианты поиска и сбора
информации, также
возможные формы
представления. Каждый
ученик выбирает одну из
подтем для себя (т.е.
выбирает себе роль).
К началу проекта
учащиеся уже
сгруппировались, а на
первом этапе определили
свои роли
Вопросы для поиска
ответа вырабатываются в
командах, определяются
основные источники,
записывают план
деятельности
Учащиеся в группах, а
затем в классе обсуждают
формы представления
результата
исследовательской
деятельности, выявляют
недостающие знания для
представления
результата.
2. Разработка проекта Учитель консультирует Учащиеся осуществляют

по вопросам работы в
Microsoft Publisher,
Microsoft PowerPoint
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
посредством
рейтингового оценивания
урока.
Учитель консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
Учитель приглашает в
качестве экспертов
администрацию школы,
представляет сайт
проекта
Оценивает свою
деятельность по
педагогическому
руководству
деятельностью детей,
учитывает их оценки
поисковую деятельность
Учащиеся по группам
оформляют результаты в
соответствии с
принятыми правилами.
Докладывают о
результатах своей
работы: показ
презентаций, раздача
буклетов
Для осуществления
рефлексии каждая группа
заполняет предложенные
листы для групповой и
индивидуальной
рефлексии
3. Оформление
результатов
4. Презентация
5. Рефлексия
Изученные модули: Создание работ в программы Microsoft Publisher, создание
образовательного сайта на основе Конструктора школьных сайтов, создание
образовательного фильма, монтаж образовательного фильма из готовых
фрагментов, создание кроссвордов и тестов в Microsoft Excel.

МКОУ «Раисинская средняя школа»

филиал

Асенкритовская начальная школа

Проект

«О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2 класс

ВЫПОЛНИЛИ: Журавкова Нина,

Пешков Даниил, Соколов Тимофей

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Духнова

Наталья Николаевна

2018-2019учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

    Сбор информации о старинных книгах.

    Посещение сельской библиотеки.

    Обмен мнениями о библиотеке.

    Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.

    Оформить и презентовать проект.

«Книга – это великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком»

А.М. Горький

Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».

Библиотеки появились очень давно . Созданы они были для того, чтобы собирать и хранить книги.

Библиотеки впервые появились в Древнем Востоке. Первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек. Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно также считать ящик с папирусами. Самой крупной библиотекой считается Александрийская библиотека. Она была создана в 3-ем веке до н.э. Птолемеем 1. В средние века центрами книжности были монастырские библиотеки.

«Литературное чтение». Учебник для 2 класса.

Старинные книги


Библиотекарь - это человек , который много знает; знает названия книг, новинки литературы; умный, творческий, образованный человек ; интересный, всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникают трудности при поиске необходимой книги.

Мы в библиотеке


Мы всм классом пришли в библиотку. Библиоткарь Елена Александровна провела с нами беседу.

Что такое библиотека?

Это место, где хранятся книги.

Для этого существует отдельное помещение, в котором расположены стеллажи и полки, где ровными рядами выстроились книги. Это книжкин дом.
Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый ученик быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.