Натюрморт в живописи: виды и описание. Термин и понятие в изобразительном искусстве Что художники изображают в натюрмортах

В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, включающий свободное расположение объектов повседневной жизни на столе:

  • срезанных цветов, особенно, роз,
  • кухонной утвари,
  • предметов домашнего хозяйства,
  • плодов, овощей, фруктов,
  • продуктов питания,
  • рыбы,
  • приготовленной еды.

Термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которым пользуются с 1656 для описания жанра картин. Ранее такие полотна назывались просто – «Фрукты», «Цветок», «Розы», «Завтрак», «Банкет» или пронк (показной).

В эпоху барокко аллегорические изображения с религиозным подтекстом получило обозначение Ванитас («тщеславие»). Обязательным атрибутом и главным акцентом на картинах был череп.

Виды

Условно натюрморты делятся на четыре основные группы, в том числе:

  • цветочные;
  • завтраки или банкеты;
  • эмоциональные;
  • символические.

Некоторые работы выполняются для демонстрации технической виртуозности рисования и способности художника или демонстрируют эмоции.

  • эмоциональные;
  • роскошные;
  • полотна-иллюзии.

В известных натюрмортах содержались сложные символические сообщения, выраженные в типе объектов. При изучении состава натюрморта каждый отображаемый элемент являлся символом и вносил в картину определенное значение. В результате, жанр натюрморт, как и пейзаж, обычно не содержит человеческие формы, но способен передавать политическое, нравственное или духовное послание. Хотя сторонники академического изобразительного искусства считают натюрморт простейшим среди пяти основных жанров.

Аллегория как жанр в живописи

Символические полотна — это широкая категория любого типа натюрморта с явным религиозным характером. Конкретным примером такой символики является Ванитас живопись, которая процветала между 1620 и 1650 г. и содержала символические образы черепов, свечей, роз, песочных часов, игральных карт, бабочек и других предметов, которые должны напомнить зрителю о быстротечности и тривиальности земной жизни. Символические образы на картинах бывают открыто религиозными – хлеб, вино, вода и другие.

Основные характеристики полотен

Магия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл.

Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности.

Тромплей или обманка

Предмет в натюрмортах определяется представленными объектами. Исследование символики позволяет проникнуть в смысл картины.
лужат эмоции и события, которая базируется на материальных качествах цвета или текстуры. Темы изящно вплетаются в изображение красивых предметов, но увидеть смысл в рамках одного произведения удается не каждому.

История

Изображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в 16 веке. Независимо от формирования названия жанра, натюрморт активно развивался на севере Европы — в Голландии и Фландрии среди художников конца Северного Возрождения. Появляются школы натюрморта в Неаполе, Испании и Франции.

Исторически сложилось, что натюрморты были пропитаны религиозным и мифологическим смыслом.
К 16 веку общество меняется. Наука и природный мир стали вытеснять религию на картинах.
К середине 19 века естественный мир и розы вышли из моды. В работах живописцев появилась заинтересованность в изучении нашего внутреннего мира, настроения и эмоций.

В 20 веке натюрморты растворились в геометрии. К концу тысячелетия, объекты на картинах стали в движениях поп-арт и фотореализм. Картины сегодня включают безграничный спектр современных объектов — от писсуара до пустых пивных банок.

Карикатура в живописи

Натюрморт Северного Возрождения и голландского реализма после 1517 года

Для богатого буржуазного общества Нидерландов характерно материалистическое отображение показного потребления. Но именно в западноевропейской живописи получила свое начало эзотерическая христианская символика и ее сложный язык во времена Средневековья и Возрождения.

Натюрморт стали называть «мертвая природа или натура», а картины содержали упор на неживые символические коннотации. Символика развивалась в абстрактном и метафизическом маньеризме Италии, Испании в 17 веке:


Батальная живопись

В 18 веке

Во французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности.

Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы.
Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью.

В 19 веке

До середины девятнадцатого века натюрморт считался низшим жанром с ограниченным потенциалом для выражения темы. Философия реализма и чистой живописи Курбе (1819-1877) расценивалось как независимое средство для формы, цвета и краски. Живописцы игнорировали насмешливое отношение к жанру.

Особенности древнегреческой вазописи

Революция в живописи во главе с Мане, Ренуаром (1841-1919), Сезанном (1839-1906), К. Моне (1840-1926) и Ван Гогом (1853-1890) навсегда закрыла тему этой дискуссии. Поклонники признали, что натюрморт красноречивым, поэтичным, «благородным» жанром изобразительного искусства.

В 20 веке

Неодушевленные предметы в новом натюрморте выражают тайну мира с помощью соответствия между формами и пространством.

Все восхищались тарелкой устриц Мане, черепами и часами Сезанна или вазой с ирисами Ван Гога, как чудесной интерпретацией окружающего мира.

Сезанн рисует яблоко в виде женщины или горы, а Ж. Брака (1882-1963) изображает яблоко как набор перекрывающихся геометрических граней.

Трансформация формы и содержания в чистейшие элементы геометрии, цвета, а также символизм видны в композициях Дж.Кирико (1888-1976) и С. Дали (1904-1989) – это начало 20 века.

Загадочный Дж.Моранди (1890-1964) принес в живопись свой стиль — пластичность с ограниченной палитрой, напоминающую римскую живопись.

Бытовая живопись

Максимально эксплуатировал жанр Пабло Пикассо (1881-1973), поражая немыслимыми формами и широким спектром стилистических перестановок.

Знаменитый поп-арт Энди Уорхола повседневный объект превращает колоссальный образ.
Художники в 20 веке использовали натюрморт в качестве лаборатории для открытия новых методов и испытывали новые концептуальные идеи. Они делали это в репрезентативных и абстрактных форматах, расширяясь в другие жанры, смешивая живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, видео и голограммами, в произведениях, которые относят к натюрмортам. В полотнах сегодня можно видеть различия.

Цитата сообщения Голландские живописцы отец и сын van Streeck. Juriaen van Streeck (1632-1687).Быстротечность жизни. - ч.1.

Натюрморт с устрицами , персиками и лимон ом .

Juriaen van Streeck (Амстердам, 29 февраля 1632 - похоронен 12 июня 1687, Амстердам) - голландский художник Золотого века. Известный мастер натюрмортов. С 1655 года числится в городских списках Амстердама. О жизни мастера сохранился минимум сведений. Известно, что в 1653 году он женился на Grietje Claes; после свадьбы пара переехала из Jordaan в Prinsengracht, у них было 10 детей, трое из которых умерли в детстве. Juriaen van Streeck был учеником и последователем Willem Kalf (1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) и находился под влиянием Barendt van der Meer (Haarlem 1659-1690/1702). Houbraken также пишет о его сыне Hendrick van Streeck, который был учеником Эмануэля де Витте и занимался украшением интерьеров церквей, писал эти интерьеры, также писал натюрморты. Когда Ван Streeck умер, он был владельцем гостиницы на Kerkstraat . Из замечаний современников можно сделать вывод о том, что работы Юриана ван Стрека очень ценились при его жизни. А позднейшие исследователи даже называли его в числе лучших мастеров натюрморта второй половины XVII века Произведения художника часто приписываются другим крупнейшим натюрмортистам этого периода - Виллему Кальфу и Barendt van der Meer . Ранее в моем дневнике пост о художнике был .

По словам Houbraken , Ван Streeck отличался в выборе натюрмортных предметов , ориентируясь в основном на тему transcience (быстротечность жизни) .


Натюрморт с апельсином , лимоном и двумя персиками в фарфоровой чаше Ван - Ли

Большинство картин художника принадлежат той разновидности голландского натюрморта, которая получила название «роскошных» завтраков, став отражением изменившихся вкусов голландских бюргеров второй половины XVII века. После окончательного заключения мира и подтверждения в 1642 году независимости Голландии, разбогатевшие представители третьего сословия, стали подражать аристократам. Их быт приобрел черты степенности и размеренности, а костюмы и трапезы стали выражением благосостояния. В натюрмортах этого времени оловянная посуда сменяется на серебряную, вместо фаянса и стекла местного производства появляется драгоценный китайский фарфор и дорогое венецианское стекло, столы укрывают необыкновенно модные в то время ковровые или бархатные скатерти. Основную интригу изобразительного сценария картин образует продуманная организация освещения, с помощью которой художник расставляет основные колористические акценты в изображении плодов, привезенных из жарких стран в Голландию.


Закуска (Завтрак) c. 1670 The Hermitage, St. Petersburg


Закуска (Завтрак)

Темный фон натюрмортов дает особую глубину работам. Эта особенность очевидно связана с нетрадиционной для голландских живописцев своеобразной техникой, скорее всего заимствованной художником у венецианских мастеров, писавших свои полотна на темных коричнево-красных грунтах, поглощающих световые лучи и создающих как раз тот самый неповторимый эффект глубины и бархатистости тона.


Натюрморт с фруктами, фаянсовой миской и ремером


Натюрморт с фруктами и бокалом вина на столе

Омар , персик и лимон в наклоненной фарфоровой чаше Ван-Ли , хлебом и ножом на оловянной тарелке, золоченым кубком- наутилусом и вином в ремере и кувшине на частично задрапированном столе.


Натюрморт с фруктами и китайским фарфором Private collection

Декоративный натюрморт с фруктами вфарфоровой миске Ван-Ли.

Натюрморт, после 1653 Wallraf-Richartz-Museum, Cologne

В этой картине художника на темном фоне предметы освещены невидимым источником , Особенно эффективны подавленные минимальные цветовые оттенки и противопоставления текстур . При выборе объектов и на темном фоне Streeck следует Кальфу , но эта картина является своеобразным шедевром .

Натюрморт с устрицами


Натюрморт из лимонов , персиков и винограда в нише


Натюрморт с мавританским слугой, стоящим за столом

Натюрморт с фруктами и оплетеной бутылью


Натюрморт с китайским фарфором и фруктами

Натюрморт с имбирем , лимоном, вазой и кубком-наутилусом.

Натюрморт с фруктами в блюде из Делфтского фарфора .

Натюрмортом с лимоном персиками, венецианским стеклом и ножом , все на каменном выступе, задрапированом красным сукном , в пейзаже


Сине-белый фарфор Ван-Ли с персиками , лимоном и апельсином и ножом на частично задрапированном каменном высту пе

Натюрморт с персиками и апельсином в миске фарфора Ван-Ли , китайской фарфоровой вазой, и позолоченным серебряным наутилусом

Натюрморт с апельсинами , персиками и лимоном в сине- белой фарфоровой чаше , серебряным с позолотой Nautilus на серебряной позолоченной тарелке вместе с хлебом и ножом

Натюрморт с апельсином и персиками в фарфоровой Ван-Ли чаше, наутилусом , китайской фарфоровой вазой и ножом , все на каменном столе, задрапированном с красным бархатом


Большой натюрморт с паштетом, вином, виноградом, лимоном, розами и мертвыми птицами



Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)


Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)


Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)

Натюрморт с ремером , апельсином и каштаном

Натюрморт с бокалом и фруктами на тарелке Холст, масло 83х69,5 см


Ванитас натюрморт с веером из перьев и шлемом

Портреты в гравюре Johan Hendrik Roos and Juriaan van Streek (нижний портрет), by Jakob Campo Weyerman, 1729


Натюрморт с серебряным кувшином, крабами и китайским фарфором.


Натюрморт - один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

Рассмотрим отличие этого жанра от других. В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смещенными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни. Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине - изощренное мастерство природы, в кухонной посуде - радость будничного труда, в скромном цветке - целую вселенную.

Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание - пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа» , полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890
Сезанн, Поль. Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895-1900

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

И. Левитан И. Левитан

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

Натюрморт (франц. Nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи, изображающий дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрмортные мотивы встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес, столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать.

Впервые упоминания о натюрморте можно найти в XV-XVI веках. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной.

Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф).

Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»).

Для голландских натюрмортов , как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.)

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс ). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.).

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).


В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов).

В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого , переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы , И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден . Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога , П. Гогена и прежде всего П. Сезанна . П. Пикассо , А. Матисса