Натюрморт с ветчиной хлебом солонкой и ремером. Натюрморт с хлебом и ветчиной

Подпись слева внизу на сложенном листе бумаги: A Monsieur Monsieur Carlo Magini peintre a Fano

Холст полотняного плетения, дублирован. В разных местах легкие потертости красочного слоя и крупносетчатый кракелюр. Слой неравномерно потемневшего лака. По краям картины авторская обводка белилами.

Несмотря на наличие подписи, в прошлом приписывалась шведскому художнику Хиллестрёму, как и два натюрморта из собрания Эрмитажа, атрибуция которых принадлежит Кузнецову (Кузнецов 1966, с. 201, № 77; эрмитажные работы не имеют авторской подписи). Атрибуция публикуемого здесь натюрморта и прочтение подписи художника принадлежат автору каталога.

Натюрмортные композиции Карло Маджини долгое время значились под именами других художников, в том числе Паоло Антонио Барбьери. В 1953 году Лонги опубликовал первую подписную работу мастера (Longhi 1953, р. 62-63, № 39). В настоящее время известен достаточно большой круг произведений Маджини, среди которых немало подписных. Неизвестной остается хронология его творчества, поскольку датированные работы до сих пор не обнаружены.

Маджини разрабатывал тему кухонного натюрморта с ограниченным набором предметов, переходивших из картины в картину. Он использовал холсты горизонтального и вертикального форматов и, как правило, сходных размеров. При этом, варьируя расположение и меняя сочетания предметов, художник умело избегал однообразия и повторов. Среди близких аналогий следует назвать четыре натюрморта из Моршанского историко-художественного музея (Маркова 19866, с. 230-237, № 93-96). В них, как и в публикуемой работе, можно увидеть белую обводку по краям холстов.

Предметы, представленные в московском натюрморте, повторяются в разных композициях мастера. Так, большой медный чайник присутствует в натюрморте из собрания Эрмитажа, где помещено и изображение бутыли, а также в частном собрании в Фаенце (Zampetti 1990, р. 76, № 67). Вместе с фьяской тот же предмет образует основной мотив в картине из частного собрания в Мачерате (№ 96). Сочетание двух бутылей, стакана, фьяски и хлеба (по-иному расположенных в сравнении с московским натюрмортом) встречается в композиции, местонахождение которой неизвестно (р. 113, № 139). К числу часто повторяемых предметов относятся медная лампа, благородно выступающая из темноты фона в полотнах из Моршанского историко-художественного музея (Маркова 1986, № 94), из частных собраний в Бергамо (Zampetti 1990, № 53) и Мачерате (№ 95), а также фаянсовый чайник в картинах из частных собраний в Риме (№ 127) и Лондоне (№ 92). Строгая форма фаянсового чайника, его светлый, слегка сероватый цвет подчеркивают композиционный центр в картине из частного собрания в Милане (cat.№ 104).

Происхождение: 2001 приобр. у Е.М. Непало, Москва.

На примере картины "Завтрак с ветчиной" Питера Класа, поговорим о голландсом натюрморте.
На нем изображен стол, покрытый белой скатертью. В центре натюрморта расположено блюдо с розовой ветчиной. У ветчины свежесрезанный край. Нож с красивой резной ручкой лежит рядом на том же блюде. Справа от блюда можно увидеть оливковую ветку, на которой лежат плоды персиков. На поверхности плодов можно увидеть черные точки. Это следы червей. Слева от блюда бокал с вином. Световые блики на стенках стеклянного бокала оживляют изображение. Рядом с бокалом медный кувшин с открытой крышкой. Виноградная ветка, изображенная рядом с бокалом и кувшином, как бы обхватывает оба сосуда. На краю стола художник изобразил металлическую тарелку с хлебом, золотистая корочка которого притягивает взгляд. На белой скатерти рассыпаны грецкие орехи, некоторые из которых уже расколоты. Кажущийся беспорядок наводит на ощущение недавнего присутствия человека.

С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Художник в совершенстве передает фактуру каждого предмета: бархатистость персиков, матово-влажную поверхность винограда, прозрачность стекла, сочность ветчины. Округлые контуры блюд, бокала и сосуда пересекаются, и их плавный ритм передает гармонию и целостность. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Это самое яркое пятно на картине. Художник реалистично изображает этот предмет. Скатерть не закрывает весь стол полностью. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность.

Наши работы

10.03.2014

Хеда Виллем Клас «Натюрморт с устрицами»

Наш новый клиент из города Воронеж сделал заказ сразу на три копии натюрморта одного автора – Виллема Клас Хеда – одного из лучших мастеров натюрморта 17-го века. Копия картины «Натюрморт с устрицами» выполнена нашими художниками для Олега в технике холст, масло в размере 40 на 56 см.

Виллем Клас Хеда – это голландский художник, любимым жанром которого был натюрморт. В том числе натюрморт на столе – посуда серебряная и стеклянная в самых разных вариантах, иногда он изображал на холсте те же самые предметы по несколько раз в самых разных вариациях, что до дополняя или убирая, лишь не значительно меняя предметы или свет.

Художник изображал на своих картинах не просто посуду – он изображал свой дом – «Театр его гостеприимства, место для услаждения его самого, источник удобства в его частной жизни. Дом - это своего рода отдельное Княжество», как сказал Генри Уоттон - английский поэт и архитектор.

Глядя на полотна Виллема Хеда, понимаешь, что его дом, действительно, источник радости и «услаждения». Большое удовольствие разглядывать внимательно и долго каждый изображенный на столе предмет – кувшин и стаканы - кубки необычных изысканных форм, серебряные тарелки и ложки, упавший кувшин. Посмотрите, все предметы на столе дорогие, добротные - кувшин, тарелки, кубки, и даже скатерть. Это те предметы, которыми в доме дорожат, возможно, они будут переданы по наследству. Беспорядок на столе не кажется нарочитым, это случайность, мгновение, которое запечатлел живописец. Он нарисовал не посуду, он нарисовал для нас время, целую эпоху.

Этот натюрморт художник написал в 1648 году. Сегодня полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Многие художники того времени обращались к натюрморту. Они изображали самые разные предметы: фрукты, мясо, румяные булочки или пироги, другую снедь, стеклянные бокалы с вином или водой и главное для живописца было передать цвет, объем и фактуру каждого предмета. Натюрмортам с посудой – «завтракам» художника, как никому другому, присущи тонкое изящество и мастерство, мастерство в том, как живописец передает фактуру предметов. Его натюрморты имеют сдержанную серебристо-зеленую или серебристо-коричневую гамму, даже цветом художник подчеркивает некую изысканность.