Население лакцы. Лакцы: характеристика, занятия

Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 118,1 тыс. человек, в том числе в Российской Федерации - 106,4 тыс. человек, из них в Дагестане 91,7 тыс. человек. Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.

Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).

Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.

Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.

Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.

Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.

А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева

По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.

Лакцы относятся к одному из коренных народов Северного Кавказа. Этнокультурная территория этого народа называется Лакия и состоит из двух районов: Кулинский и Лакский. Старинной столицей Лакии было селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана. Там находилась резиденция лакских правителей. В мире насчитывается около 180 000 лакцев.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории России, в Дагестане их 161 300 человек. Живут лакцы в Ставропольском крае, Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, на Украине и в Белоруссии. Небольшая часть представителей этой народности проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Литве.

Название

Самоназвание народа - «лак» и «лаксса». «Лаккучу» переводится как лакский мужчина, лакец, «лакку маз» - лакский язык, «лакку билаят» - лакская страна, «Лаккуй» означает Лакия, «лакрал» - лакский. Народ использует «лак» как топоним и этноним.

Некоторые народы называют лакцев по-другому:

  • аварцы - «тумал»
  • лезгины - «яхулар»
  • даргинцы - «вулеги», «вулугуни»
  • русские - «казикумухцы», «лаки», «лакцы»
  • чеченцы - «гиазгиумкий»
  • кумыки - «къазыкъумукълар».

Язык

Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. Говорят на нем около 146 000 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.

В лакском языке есть десять диалектов:

  1. вицхинский
  2. кумухский
  3. аракульский
  4. каялинский
  5. шалибский
  6. вачи-кулинский
  7. балхарский
  8. шаднинский
  9. вихлинский
  10. уринский

До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы - на основе латинского, с 1938 года - на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.

Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.

Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.

Еда

В рационе лакцев присутствуют молочные, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Из муки лакцы пекут лепешки, которые готовятся в специальной глиняной печке, похожей на опрокинутый чан без дна. Такая печь стоит под навесом во дворе дома. К повседневной пище можно отнести молочный суп с кукурузными клецками, вяленую баранину, брынзу, толокно, молоко, жареную баранину, скисшее топленое молоко с мукой и чай. Распространенными блюдами является плов, куриное мясо, обжаренное с яйцами, рисовая каша, голубцы с подливой из кислого молока.


Внешность

Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.

Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел - черное.

В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.


Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.

Жилище

Лакцы проживают селениями «шар», которые расположены в горах. Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях кроме мечетей есть школы, читальни, клубы, медицинские учреждения.

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.

Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.


Культура

В лакской литературе в период средневековья и эпохи русского завоевания основное место занимала религиозно-дидактическая литература и религиозная поэзия. Писатель-революционер Саид Габиев не только был основателем первой лакской газеты «Заря Дагестана», но и стал автором ряда стихотворных и прозаических произведений, написал на лакском языке первую социальную драму. Первую дагестанскую драму «Лудильщики» написал революционер, лакский писатель и публицист Гарун Саидов. Новый жанр в дагестанской литературе - прозу, перемежаемую стихами, создал лакский поэт Абуталиб Гафуров.

Музыкальный инструментарий лакского народа состоит из струнных, духовых и ударных инструментов, многие из которых широко используются и у других народностей Дагестана:

  • барабан дачу
  • бубен
  • баламан
  • горная свирель щуттух
  • зурна
  • чаган
  • чугур

Позже лакцы начали использовать в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.

Лакский фольклор состоит из нескольких жанров:

  • басни
  • лирика
  • сатира
  • сказки
  • притчи

В них рассказывается о таланте лакского народа, живости ума и жизнеутверждающем оптимизме. В преданиях и легендах выделяется оценка исторических событий, отношение к явлениям природы и историческим личностям. Лакские сказки очень разные, создано их большое количество. Главными героями выступают животные, много сказок у лакцев, где главным героем выступает муравей.

В Дагестане построен Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева. Все началось с того, что в 1914 году лакская интеллигенция открыла любительский кружок в селе Кумух.


Традиции

Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя - почетное дело для каждого лакца. Все окружающие такого хозяина очень уважают.

Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал.

До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.

Очень важно у лакцев сохранить хорошую репутацию перед своей семьей и всем селом. Если в семье был вор даже 200 лет назад, этот позор останется в семье навсегда. Когда после дальнего путешествия горец возвращался домой, к нему приходили все соседи, желали ему здоровья, сохранности в пути и исполнения желаний. Если за время его отсутствия у соседей произошло несчастье, по приезде он должен навестить их со своими родственниками. На прощание они говорят следующие слова: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».

У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.

Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.


Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.

Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.

Новорожденный до 40 дней находился под тщательным присмотром взрослых, в качестве оберега от злых духов служила метла или нож. К роженице и ее ребенку нельзя было подходить мужчине с оружием и женщине с украшениями из золота. Купали ребенка только в емкости из дерева. На полу очерчивали круг углем, в него ставили емкость и только после этого купали. Так младенца защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в компании родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котел плова и приданое для ребенка.

У лакцев есть обычаи на каждое время года. Лето встречают рано утром 22 июня на горе Вацила, просят здоровья и благополучия. Осенью, пред уборочными работами проводится день «хлебной жертвы». Люди молятся и едят баранину.

Зимой главный праздник - Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

Лакцы

Лакцы исторически представлены в центральной горной части Дагестана в современном Лакском, Кулинском районах (они составляют там более 90 % населения), а также в Новолакском районе (48 % населения), куда были депортированы в 1944 году. Сельское население лакцев проживает также в Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. После образования районов часть лакцев оказалась в составе Чародинского (сс. Шали, Арчи), Рутульского (сс. Аракул, Верхний Катрух, Нижний Катрух), Аршинского (сс. Балхар, Уручул, Цалахан, Хули) районов. Лакские селения Шадни и Буршимака (совр. Ениаул) находятся соответственно в Дахадаевском и Магарамкентском районах. Подавляющее большинство лакцев живет в городах Дагестана, а также РФ, СНГ. В Махачкале они составляют 12 %, Каспийске - 14 %, Буйнакске и Кизилюрте около 8 % населения. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. По данным 2001 года, общее количество лакцев составляет около 120 тысяч человек, из них в Дагестане около 105 тысяч, или 5 % от всего населения.

Самоназвание лакцев - лак, что нашло отражение в греч. лег, грузинском лэки и армянском лак. Свою страну они называют Лакку кIану, букв. “Лакское место”, Лакку билаят - Лакская страна. Аварцы называют лакцев гъазигъумек, даргинцы - булеги, лезгины - яхул, кумыки и северокавказские народы - къазикъумукъ (гъазигьумук).

Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в.; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв.

Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа.

Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.

Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.

Если бы не ограниченность журнальной статьи, следовало бы в первую очередь рассказать о лакских государственных образованиях (Гумике, Казикумухском шамхальстве, Казикумухском ханстве), о знаменитых в свое время феодальных владениях, сыгравших большую роль в истории Лакии и ее народа, Дагестана и в целом Кавказа, о роли и месте лакцев и их Сурхай-хана I Чолака, его сыновей в антииранских освободительных войнах, продолжавшихся более 35 лет, о знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха, о многолетней героической борьбе против русской колониальной экспансии, о восстании 1877 года; нельзя было бы не сказать о том, что лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, и о том, что приобщение к арабо-мусульманской культуре было поворотным событием в истории духовной культуры лакского народа и выявило из лакской среды плеяду крупных ученых, в том числе таких как Али Каяев. Слишком много места занял бы рассказ об огромном значении присоединения Дагестана и Лакии к Российскому государству, о его во многом противоречивых, но в целом прогрессивных последствиях. Особо следовало бы выделить славные страницы участия лакского народа в борьбе за установление советской власти; имена выдающихся революционеров, государственных деятелей Саида Габиева, Гаруна Саидова; всенародный подъем в период советского строительства. Невозможно было бы не сказать особо о всенародном участии лакцев в Великой Отечественной войне, об их беспрецедентном патриотическом подъеме и героическом подвиге на полях сражений, в партизанских отрядах, о целой плеяде Героев Советского Союза, героев Италии, французского Сопротивления, о тех, кто еще в сорок первом бомбил Берлин, о кавалерах орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, о сбежавших на фронт старшеклассниках Кумухской средней школы и о том, что Лакский район четыре года подряд получал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что награжденных орденами и медалями за трудовой подвиг и помощь фронту в Лакском районе было во много раз больше, чем в других районах республики. Разумеется, нельзя было бы не сказать об ученых, инженерах, архитекторах, летчиках, академиках, лауреатах Государственных премий, художниках, композиторах, спортсменах и многих других, имена которых известны в стране и мире.

Говоря о лакцах, непременно нужно было бы рассказать об их жизни сегодня, о больших и малых проблемах, национальном самочувствии и морально-психологическом климате современного лакского общества. Но, к сожалению, в одной статье обо всем этом даже пунктирно невозможно означить.

Но если все же нужно привлечь внимание читателя и если в этом смысле необходимо выделить наиболее исключительное у этого народа, нам представляется, что нужно сказать о главной проблеме - лакском этносе. Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см.: по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116,3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср., например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124,2 и 119; у табасаранцев -136,7 и 134,7). Самая низкая рождаемость опять-таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18,9, в Советском районе - 28,5, Ахвахском -40,2, Гунибском - 30,1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10,5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т.к. около 70% лакцев являются горожанами.

Предположим, но только теоретически, что ситуация с рождаемостью и соотношение “рождаемость - смертность” может измениться в положительную сторону, хотя практически трудно в это поверить, ведь количество лакцев-горожан поступательно увеличивается, в том числе за счет тех же выходцев из сельских районов. Но тем не менее! Если окончательная “демографическая смерть” лакцам в ближайшее время непосредственно не угрожает или не так ярко это видно, то этнонациональная или национально-культурная деградация реально угрожает подавляющей части лакского народа, что, в свою очередь, прямо и косвенно не может не отразиться на лакском этносе в целом.

Сразу же отметим, что речь идет о лакцах-горожанах.

Нет необходимости конкретными социологическими (хотя такие исследования проводились этнографами, лингвистами и др.) и социолингвистическими исследованиями доказывать, что лакцы-горожане в третьем поколении практически не владеют лакским языком, а те, кто заявляет, что знает язык, или те, о которых родители говорят, что их дети знают родной язык, в лучшем случае могут изъясняться ситуативно по острой необходимости. Также не нужно доказывать, что сегодня, за исключением тех, кто в свое время учился в сельской национальной школе, не умеют читать и писать на лакском. языке. Значит, через 30-40 лет в городах читать и писать на родном языке будут уметь опять-таки только прибывшие из сельской местности. Таким образом, в ближайшие десятилетия больше 80% наиболее социально активных представителей народа, которых принято называть образно цветом нации, не будут владеть лакским языком. Эта часть народа, в среде которой должна была бы развиваться национальная культура, традиции, литературный язык, создаваться литература и т. д., сама будет оторвана от национально-этнической почвы и родной культуры.

Да, этнонациональная деградация в той или иной степени угрожает и горожанам других национальностей. Но все дело в том, что если такая опасность грозит, скажем, только 30,8 % аварцев (речь идет о количестве городского населения), 31,5% даргинцев, 33,1% табасаранцев, 47% кумыков, то у лакцев 63%. К тому же нужно принять во внимание и то, что лакцы, живущие за пределами Дагестана и РФ, - в абсолютном большинстве горожане.

Картина не будет полной, если не обратить внимания и на такие данные: за период 1979-1989 гг. население Лакского района уменьшилось на 2700 чел., а в последние десять лет ежегодно выезжает в города в среднем 300 человек. Лакцы занимают ведущее место среди народов Дагестана и по темпам смены родного языка и этноязыковой деградации: процент признающих язык своей национальности родным языком (независимо от его знания или степени знания) у лакцев самый низкий - 97,7 (у аварцев - 98,2, даргинцев - 98,8, кумыков - 99 и др.). По данным 1989 г., каждый 77-й лакец родным языком признал русский язык, у аварцев - только каждый 176-й, у кумыков - каждый 162-й, у даргинцев - каждый 196-й.

Если даже предположить, что количество лакцев в обоих лакских районах сохранится на таком же уровне, как сегодня (около 20 тыс. чел.), риторический вопрос: “Что это за нация, у которой подавляющая и наиболее образованная часть населения не знает своего языка?” перестает быть образным и смешным, он звучит зловеще. Это усугубляется и тем, что языковое обрусение лакцев и их практическая национально-культурная деградация происходят и будут происходить по объективным причинам. В своей первопричине этот процесс объясняется скудностью лакской земли, он обусловлен особенностями сегодняшней действительности, особенностями политико-административного и государственного устройства Республики Дагестан (они были заложены еще в 1920 году при образовании ДАССР). Хуже всего то, что практически - даже при очень большом желании - уже ничего невозможно изменить (в самом деле, не будем же создавать “национальные города”, в том числе “лакский город” с самодостаточным “лакским государством”).

В принципе, ничего страшного нет в том, если сто тысяч лакцев сменят родной язык, ассимилируются и станут частью русской нации. В истории аналогичных примеров много. Но дело в том, что эти сто тысяч лакцев не станут и русскими, они не станут и аварцами, лезгинами или кумыками. Объективные условия Дагестана и дагестанских городов “не позволят” этого. Но кем они станут? Одно можно определенно сказать: они будут считать себя лакцами. Мы будем иметь по сути некую этнонационально-безликую массу без собственного языка, культуры и традиций, аналогии которой невозможно найти ни в современной истории, ни в прошлом. Но как они будут себя вести, какое место они будут занимать в сообществе народов Дагестана - трудно прогнозировать, потому что не с кем и не с чем сопоставить и аналогии не было в истории.

В создавшейся ситуации единственное, что возможно сделать для продления этнокультурной жизни лакского народа, - это найти пути сохранения сельского населения в лакских районах. Для этого, видимо, потребуется вмешательство государства на федеративном уровне. В противном случае существующее столетиями межнациональное и хозяйственно-экономическое равновесие в дагестанском регионе будет нарушено, а это не в интересах республики и ее народов.

В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.

Коренные жители Дагестана

Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.

Пионеры ислама

Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.

Мастера на все руки

В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.

По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:

– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.

– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.

– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».

– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.

Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!

Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Лакцы. «Огонь в крови», 2008


Общие сведения

Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 185 тыс. человек (по другим данным - 118,1 тыс. человек), в том числе в Российской Федерации - около 179 тыс. человек (106,4 тыс. человек), из них в Дагестане около 140 тыс. человек (91,7 тыс. человек).

По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.

Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.

Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).


Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.

Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.

Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.

Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.

А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева



Очерки

Лакцы - (вулугуни, казикумухцы, лак, тумал, яхулви) - народ, исторически проживающий в центральной части нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), с 1944 года и на равнине в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае, Ростовской области, в Кабардино-Балкарии и других кавказских республиках. Численность в России по переписи 2002 года - 156 545 человек, в Дагестане число лакцев составляет 5,4 % всего населения республики (139732).Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Диалекты - кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность была Первоначально письменность была на основе арабского алфавита, первые книги на кириллице вышли в 1860-х по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на русской графической основе возобновлена в 1938 году. Распространен русский язык. Верующие: мусульмане-сунниты.


Лакский «треугольник»

В книге известного дагестанского ученого А. Г. Булатовой «Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.)» даны четкие координаты территории, где с древности обитает этот удивительный народ. Там сказано, что она «представляет собою центральную часть нагорного Дагестана и имеет форму треугольника, одна из вершин которого обращена на север, в сторону Цудакарского ущелья, а его основанием служат горные вершины Дюльтыдага (4131 м над уровнем моря), Акулалу (3884 м), Пабаку (4098 м) и Кокма (3673 м), которыми земля Лакии отделяется от долины реки Самур и Азербайджана». Горные хребты также изолируют ее от Аварии и Даргинии. Поверхность этого труднодоступного плато достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между его отдельными частями. Его каменистая почва, состоящая из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем, практически бесплодна, а пригодная для земледелия пахотная земля, глина с черноземом, - это всего 6% общей площади Лакии. Кустарниковый лес с «вкраплениями» дубов, берез и чинар занимает тоже 6%, но многочисленные реки, текущие со снежных вершин юга на север, создают благоприятные климатические условия для сельского хозяйства.

Страна мастеров

Лакцы с давних времен выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо и бобовые, а с конца XIX столетия - кукурузу, картофель, садовые и огородные культуры. Стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей пасутся на горных пастбищах с весны до осени, а с наступлением зимы перегоняются в Калмыкию. Там же, на склонах гор, располагаются селения, каждое из которых славится каким-нибудь традиционным промыслом. Например, в «городе мастеров» Кумухе живут ювелиры, оружейники и золотошвейки, здесь же изготавливают войлок и сукно, делают металлическую посуду, в Убре обрабатывают камень, в селах Унчукатль и Шовкра налажено шорное и сапожное дело, а расписная керамика из Балхара известна далеко за пределами Дагестана. Аул Кая славится торговцами, Кума - кондитерами, а Цовкра - канатоходцами и акробатами. Ближайшие соседи этих трудолюбивых умельцев величают по-разному: даргинцы зовут их «вулугуни», лезгины - «яхулви», а в древности лакцев часто называли «казикумухцами». Впервые под этим именем в европейской литературе их упомянул в своем «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (1647г.) Адам Олеарий: «За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся «кумуки» или «казикумуки», каждое из этих племен имеет особых своих государей».


Христианское царство Гумик

Арабские источники VII-X вв. упоминают о существовании на территории современного Дагестана целого ряда феодальных владений - «царств», таких как Дербент, Табасаран, Сарир, Гумик, Туман и др., хотя многие из них, вероятно, были основаны в VI столетии и ранее. Лакцев ученые локализуют в царствах Гумик и Туман, причем первое название ассоциируется с селением Кумух, а второе - с областью Туман, ведь аварцы до сих пор зовут их «тумал» (во множественном числе - туман). Больше споров вызывает местонахождение древнего государства Сарир. Так, по некоторым данным, оно имело очень внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и равнинную часть теперешнего Дагестана, но и сопредельные земли. В одном исследователи единодушны: эти царства были христианскими. (Известно, что еще в I веке в районе Дербента проповедовал Елисей, ученик апостола Фаддея, которого вместе с Варфоломеем Иисус Христос направил в Персию и на Кавказ). Религиозно-политические разногласия, приведшие к церковному расколу, были использованы двумя крупнейшими державами Средневековья - Византией и Персией. Монофизитам, то есть не верящим в двойную природу Христа - Бога и человека, покровительствовал Иран, халкедонитам, то есть православным, Византия.

Казикумухское шамхальство

Пока эти государства воевали между собой за кавказские земли, в Аравии возникла и быстро окрепла новая религия - ислам. Под его знаменами арабы, покорив Сирию и Месопотамию, уже в VIII столетии появились на Кавказе, начав его стремительную исламизацию. Происходило это так: арабам не раздавали земли в завоеванных странах, но побежденные должны были содержать общину завоевателей, то есть платить подоходный и поземельный налоги, а также поставлять припасы войскам. Однако это налоговое бремя несли только «неверные», а принявшие ислам от него освобождались. Те, кто смог сохранить свою веру под таким экономическим давлением, не устояли перед военным: нашествием в XIII веке мусульманской Золотой Орды. В XIV столетии на территории лакцев возникает новое, уже исламское, государство - Казикумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух, ставшее через четыреста лет ханством, объединившим, кроме лакцев, отдельные аварские и даргинские селения.


И просто Лакский район

Присоединённое в 1820 году к России ханство было в 1859-м преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, а с 1922г. - в Лакский округ, затем - в район в составе Дагестанской АССР, который был поделен в 1935 году на Лакский и Кулинский районы, существующие до сих пор в Республике Дагестан.

Горская демократия

Отношения между властителями и горячими лакцами складывались непросто: в 1640 году одно из выступлений против шамхалов закончилось изгнанием последних из Кумуха. Но чаще стороны пытались договариваться, а чтобы переговоры шли успешно, сначала заключался письменный договор между членами джамаата - сельской общины, высшим законодательным органом которой был сход мужчин (с 15 лет), а исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Так, из документа XVII века под названием «Соглашение жителей Казикумухского селения Унчукатль» можно узнать, что селяне договорились «не продавать эмирам свою недвижимость, свои поля и дома, на сделавшего это будет наложен штраф - один бык, а проданное возвращено». Далее следует наказание за нарушение норм общественной морали: «Если кто-либо скажет хотя бы полслова в пользу эмиров, то на него будет наложен штраф - один бык. Если кто-либо донесет эмирам на старейшин или на других жителей селения, то на него штраф - один бык».


По законам адата и шариата

На этом примере можно представить себе действие адата (от арабского - привычка), то есть правосудия, основанного на обычаях, существовавших у кавказцев в доисламский период. Оно активно использовалось и позднее, если не вступало в противоречие с шариатом - религиозным законом, который основан на богословском толковании Корана. В нем сказано: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: «И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам поступать именно так». А ты, Мухаммад, отвечай: «Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?»Юристы Российской империи тщательно изучали обычное (адатное) право кавказских народов: историю его происхождения и перспективы развития. В книге «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления», изданной под редакцией И. Я. Сандрыгайло в 1899 году в Тифлисе, на основе глубокого анализа судебной практики сделан такой вывод: «Адат возникает, когда в нем является надобность, и предается забвению, когда надобность в нем минует. Сам народ смотрит на адат, как на дело ума человеческого и допускает изменение его, если видит в этом пользу для себя. При отсутствии адата на какой-нибудь случай по общему совещанию (маслаату) установляется решение, которое затем уже применяется ко всем аналогичным случаям и само превращается в адат. Таким путем создалось то разнообразие частных адатов, которое наблюдается не только в каждом округе, но даже в каждом селении. Таким же путем администрации удалось, действуя через влиятельных лиц, объединить многие адаты, а другие изменить или вовсе устранить из обихода. Следовательно, администрация имеет возможность, без особой ломки и потрясения в быте горских обществ, перейти со временем к суду по общим всей Империи законам».


История

В начале XIII столетия в Дагестане впервые появляются кочевники-монголы, в 1240 году они проникают в страну лаков, а в начале апреля осаждают и разрушают ее столицу Кумух. (Всего монголы уничтожали поселение восемь раз, но жители возрождали его.) В конце XIV века Лакия подверглась нашествию войск самого Тимура. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди в своем монументальном труде «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1424г.) - сообщает о взятии Тамерланом (то есть «хромым Тимуром») укрепленных селений Кули и Тауса так: «Оба отряда согласованно сверху и снизу напали на крепость. Сколько ни бросали оттуда стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся, оробели и растерялись». А когда кочевники разгромили объединенную армию лакцев и аварцев в количестве 3000 человек, то «старейшины и вельможи казикумухские прибыли ко двору Тимура, признали свою вину, каялись, просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы».


И легенда

Это взгляд победителей, а у побежденного, но не сломленного народа сложился эпос «Парту Патима», посвященный девушке-героине. Он состоит из трех частей: в первой и второй повествуется о мирной жизни лакского аула, об обычной горянке Патиме, которая с полным кувшином воды возвращается домой от родника и видит молодых мужчин-односельчан, занятых военной тренировкой. Они просят дать им воды, а девушка в ответ говорит, что хочет попробовать свои силы, сразившись с ними. Встретив отказ со стороны юношей, Патима переодевается в доспехи убитого брата, который с детства обучал ее воинскому искусству, и уже в мужском обличье вызывает на соревнование одного из насмешников - Ахмеда, обладавшего большой физической силой и сноровкой. Она побеждает, а посрамленный соперник просит прощения и влюбляется в смелую красавицу. В третьей, военной, части в село прибывает гонец с сообщением о приближении войска Тамерлана. Лакские воины собираются в столице своей земли Кумухе, чтобы вместе идти на захватчиков под предводительством Патимы. Увидев девушку во главе армии, монголы недоумевают, а сам Тимур презрительно улыбается. Но вскоре его отношение к противнику меняется: «Клинки о щиты ударяться стали, друг с другом противники драться устали, устали скакать скакуны боевые, монгольское войско смутилось впервые». Обе стороны решают выделить по одному богатырю для единоборства. Монголы выставили крепкого Тугая, от лакцев вышел Ахмед. Тугай мечом рассекает надвое юношу, но тут яростно вступает в бой Патима: «Тугай замахнулся, но сабле Тугая ответила девушки сабля кривая. Еще один взмах и еще один взмах, и пал перед ней обезглавленный враг». Далее она выдерживает поединок со старшим братом Тугая, который также падает с лошади, сраженный ею. Победив в этой битве, отважная горянка увлекает за собой лакских джигитов, которые, ринувшись на противника, обращают его в бегство. В финале воины, изгнавшие врага с родной земли, с победой возвращаются домой, а Патима оплакивает гибель своего возлюбленного…


Парту Патима или Жанна д’Арк из Кумуха

Ученые-этнографы на протяжении столетий гадают о том, является ли Парту Патима исторической личностью или представляет собой собирательный фольклорный образ героической женщины. В начале XX века Сайд Габиев в своей книге «Лаки, их прошлое и быт» писал: «У лаков есть своего рода Иоанна д"Арк - Парту Патима, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. Прозвище «Парту» возникло от названия местности, где находится могила девушки. О ее подвиге свидетельствует и надгробный памятник, который привлекает летом много паломников, преимущественно женщин, считающих ее святой девой». Через сто лет, когда никаких материальных следов пребывания храброй горянки на земле лакцев не осталось, Ангара Булатова подтвердила правоту коллеги: «У нас нет сомнений в исторической реальности нашей героини и ее подвига, так как часто именно в фольклоре сохраняется память о знаменательных событиях и значительных исторических деятелях. А в народе всегда существовало представление о том, что в годину тяжелых испытаний на его защиту поднимется новая Парту Патима…»

КУБАЧ‘ИНЦЫ (самоназвание: угбуган, угбуганти, уг"буг), народ в России, жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 человек, оценка); живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс. человек, оценка). Переписью населения 1926 выделены как самостоятельный этнос (численность 2371 человек), в дальнейшем включались в состав даргинцев. По данным Переписи населения 2002 года численность кубачинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Часть исследователей считает Кубачинцев субэтнической группой даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. Верующие Кубачинцы - мусульмане-сунниты.

В исторических сочинениях Кубачинцы известны с 6 века как зирихгераны (персидский "кольчужники"), а с 15 века - как кубачи (турецкое "кольчужники"). В 5-10 веках Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана. С 1921 Кубачинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Основное традиционное занятие Кубачинцев - ремесла (металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости). Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Ведущая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; литьё бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, а также разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. В 16-17 веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля. В 18-19 веках Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.

В быту Кубачинцев в 19 - начале 20 века сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородственных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Основу социальной организации Кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата.

Жилища Кубачинцев - многокамерные, 3-4-этажные, порою до 5-6 этажей, плоскокровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жильё из многих комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Интерьер жилища Кубачинцев сохраняется и ныне у большинства жителей селения.

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба, с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор: чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги и вязаные узорные носки. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске.

Традиционная пища у Кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана.

Культура Кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты.

М.М. Маммаев, М.О. Османов