ПАПУАСЫ - группа народов, населяющих Папуа-Новую Гвинею. Составляют основное население страны. Также народы папуасской группы встречаются в соседних регионах - в Индонезии, Восточном Тиморе, на северо-западе Меланезии.
Название папуасы происходит от индонезийского слова «папува», что значит «курчавый». К папуасам относится несколько сотен народов. Среди них есть как крупные народы, так и затерянные в джунглях племена численностью в несколько десятков человек. Самые многочисленные - энга, чимбу и медлпа. Численность этих народов превышает 100 тысяч человек. Достаточно велики экари, камано, хули, ангал и другие. Общее количество порядка 5 миллионов. Языки папуасов невероятно разнообразны. Их больше 700, при этом оценка является приблизительной. Ученые зачастую не могут сказать, является тот или иной язык самостоятельным или диалектом другого языка. Для такого языкового многообразия попросту не находится нужного количества исследователей. Официально папуасы считаются сторонниками христианства. Но христианская религия не проникла глубоко в их мировоззрение. Традиционные верования по-прежнему сильны.
Впервые папуасы заселили эту территорию 20-25 тысяч лет назад. Позже, за 3 тысячи лет до нашей эры, их начали вытеснять меланезийцы. Папуасам пришлось отступить от побережья в глубь лесов.
В 1975 году завершился период европейской колонизации. Папуа-Новая Гвинея получила независимость. Началось развитие промышленности и культуры, это сплотило разные группы папуасов. В наше время не все они живут в первобытных условиях джунглей. Многие стали городскими жителями, работающими в сфере услуг, или предпринимателями. Часть трудится в горнодобывающей промышленности или становится цивилизованными фермерами. Однако больше половины папуасов сохраняют традиционный образ жизни.
По способу ведения хозяйства они аналогичны меланезийцам. Занимаются земледелием тропического типа, в связи с отсутствием сельскохозяйственной техники работы выполняются вручную. Выращивают кокосы, батат, ямс, бананы. Производят копру на продажу. Основной вид животноводства - разведение свиней. Охота менее важна, а ловля рыбы распространена лишь у берегов острова.
Деревни папуасов невелики. Бывают случаи, когда деревня состоит из одного длинного дома. Одна семья владеет несколькими участками земли. Часть участков обрабатывается, с других в то же время собирается урожай. Тропический климат способствует высокой урожайности; но недостаточно эффективные способы ведения хозяйства создают трудности. Принят совместный труд.
Папуасы поклоняются своим предкам (культ предков), верят в существование колдовства. Священными для племени являются его тотемы. Сохраняются ритуалы инициации (посвящения подростков во взрослую жизнь). За соблюдением обрядов наблюдают бигмены. При этом в каждом папуасском поселке есть христианская церковь. Их может быть даже две, если обитатели селения относятся к разным ветвям христианства. Традиционная папуасская мифология очень обширна. По сей день у них сохранился традиционный фольклор, включающий музыку, танцы, сказки.
Это народ, проживающий на севере реки Сепик (её среднего течения), которая протекает на северо-востоке Папуа — Новой Гвинеи.
Общая численность этого народа составляет около 70 тысяч человек. Обычно выделяются две субэтнические группы — южная субэтническая группа Возера, северная субэтническая группа Маприк. Представители народа Абелам говорят на оригинальном языке амбулас (абелам) семьи сепик-раму (точнее ее среднесепикской группы, ветвь нду). По аналогии можно выделить основные три диалекта — это сам абелам, маприк и возера соответственно. Кроме этих трех, существуют и другие диалекты, такие как английские языки или ток-писин. Если речь зайдет о религии и вере — можно утверждать, что Абелам — христиане, делятся на протестантов и католиков. Но это не значит, что они полностью забывают свои традиционные верования.
Представители народа Абелам занимаются ручным подсечно-огневым земледелием, то есть это основа их хозяйства — выращивание ямса, бананов, таро, кокосовой и арековой пальм, сахарного тростника. Кроме того Абелам разводят кур и свиней, в свободное время собирают саго или занимаются собирательством. Абелам — прирожденные охотники. Занятие земледелием не мешает им охотиться на древесного кенгуру, диких свиней, казуара, летучих собак и птиц. Основная пища все же была больше растительной. Основными видами оружия являются лук и копье.
Плетение, изготовление лепной керамики, гапы, резьба по дереву и кости очень популярны среди представителей народа Абелам.
Что касается поселений и расположения народа Абелам, — они делятся на два типа: Южные Абелам и Северные. Северные проживают на вершинах холмов, преобладает застройка главной улицы. Дома с крышами до земли из листьев саговой пальмы, постройки — каркасно-столбовой конструкции, т.е. наземные.
В свою очередь, Южные Абелам предпочитают высоким холмам просторные равнины. Дома обычно являются свайными.
Как у южных, так и у северных Абелам культовым и общественным центром поселения является мужской дом,- тамбаран, на языке ток-писин; и площадь перед ним (называется амай). Тамбаран имеет треугольный фасад, который обычно достигает в высоту как минимум 30 метров и украшен расписанным минеральными красками (всего четыре цвета — красная, черная, желтая и белая) на особым способом прогрунтованных глиной «влагалищах» листьев саговой пальмы, и красочными панно. Кроме того, мужской дом может похвастаться солидными балками и столбами, которые представляют собой многофигурные композиции — изображения предков Абелам.
Теперь поговорим о так называемой системе родства. У Абелам она ирокезского типа. Абелам делятся на патрилинейные тотемические кланы (гем, кум и др.), которые не имеют наследственных вождей. По своему обыкновению, представители Абелам выбирают своего лидера клана по его личным достоинствам.
Интересный факт заключается в том, что все представители мужского населения Абелам в деревне делятся на две группы ритуальных партнёров по церемониальному обмену свиньями и ямсом, называемые ара. Мужчины из одной ара производят инициации подростков из другой ара. Обычно, семья Абегам моногамная, но так же допускается и полигиния.
Одежда и украшения Абегам были очень уникальными и своеобразными. Например, мужчины носили фаллокрипт, а женщины всегда ходили обнаженными. На праздники представители мужского населения Абегам обязаны были одевать юбочку из окрашенных растит, волокон, серьги, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), гребни, ожерелья из цветов, плодов, раковин и головные украшения из перьев казуара или плетеные.
Праздничная женская одежда - плетёная сумка, расшитая кольцами из раковин, которая крепилась к голове и небольшой кусок белой тапы. Конечно же было распространено раскрашивание как лица, так и всего тела и среди представителей обоих полов.
Новая Гвинея - второй по величине остров мира-в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Восточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), западная (Ириан-Джая) - входит в состав Индонезии.
Подавляющее большинство населения острова (свыше 90%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом отношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в пределах большей части Новой Гвинеи, кроме некоторых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Остальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также северо-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.
Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к трансновогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.
Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) меланезийцы сильно уступают папуасам.
В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населения Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами острова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые волосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуасских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.
По своим занятиям подавляющее большинство папуасов - мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные орудия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло постепенно вытесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества держатся более стойко.
Выдающийся русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, проведший более двух лет среди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, срубают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участке мужчины вскапывают землю, глубоко втыкая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за участком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в настоящее время.
Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.
Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.
Ремесло пока не отделилось от земледелия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревянные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более совершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.
Из выше сказанного следует, что для папуасов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и другой, более примитивный хозяйственно-культурный тип, где основным занятием населения является сбор плодов дикорастущей саговой пальмы.
Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 человек. Сельские поселения, в которых проживает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.
Как и в некоторых других районах Океании, в деревнях Новой Гвинеи взрослые мужчины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имевшее здесь место поло-возрастное разделение труда.
Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже - круглая.
Традиционное жилище сохраняется довольно стойко. Домов современного типа в деревнях довольно мало.
Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.
Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т. д. Украшением служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.
Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в городские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного материала.
Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приготовляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменянные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.
Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организации кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недостаточной еще изученностью общественных отношений у папуасских народов.
Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общности. Это довольно аморфные объединения, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной организации, племенных вождей и т. п.
Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Несколько родов как правило объединены в союзы, но это не племена, а либо группа родов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа соседних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная социальная организация, какая имелась у папуасов к моменту контактов с европейцами.
Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различающиеся в зависимости от соотношения общинного и семейного начал. Наиболее распространена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты совместной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственности имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют наследственные вожди, а авторитета и руководящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным признаком родовой общины является то, что большая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.
Гораздо реже встречается у папуасов другая форма-- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельными частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь леса, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, большие лодки и т. д. принадлежит большим семьям. Гетерогенная община в отличие от родовой в качестве своего основного ядра включает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственными узами.
ТреТЬЯ форма общины -соседская - возникла у папуасов под влиянием внешних контактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселениях, расположенных поблизости от городов.
У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.
Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная форма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной форме культа черепов.
Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся за последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестантизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских организаций.
С традиционными верованиями тесно связан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распространены у папуасских племен и различные сказки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.
Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художественная резьба по дереву.
Вековая отсталость папуасских народов после освобождения от колониальной зависимости начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гвинеи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурного уровня населения, однако на пути ликвидации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.
Добро пожаловать в один из самых нетронутых уголков земли. Папуа - Новая Гвинея. Это государство непроходимых тропических лесов, где обитает 38 видов райских птиц. Здесь нет несколько автомобилей, и велосипедов, нет даже рабочих лошадей или мулов. Здесь нет ресторанов, баров, магазинов, электричества и дорог. В этих местах новорожденную девочку могут назвать Лопатой, а мальчика – топором.
В этих местах проживает около 2 000 племен, включая этих чудиков - Грязевых людей из долины Вагхи.
Чтобы найти это необычное племя, отправимся в центр острова Новая Гвинея на высоту 1677 метров, где находится большая плодородная долина Вахги. Тут, кстати, расположен пятый по величине город Папуа - Новой Гвинеи с населением 46 250 человек - Маунт-Хаген. Он же является так называемой «границей цивилизации», ведь дальше идут территории горных племен.
Члены нашего племени Грязевых людей из долины Вагхи выглядят очень колоритно. Их тела разрисованы и измазаны глиной, а на головах - устрашающие маски. Враги точно 10 раз подумают, прежде чем наступать дальше.
Смотрите, какие устрашающие!
Красавцы.
В Папуа-Новой Гвинее есть языковая проблема - тут говорят на более чем 800 различных языках, и очень часто члены одного племени не понимают, что говорят соседи, находящиеся всего в нескольких километрах.
Государство Папуа - Новая Гвинея расположено в западной части Тихого океана, севернее Австралии и недалеко от экватора.
Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф где и живут горные племена. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов. Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа - Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.
С растениями тут ожидаемо богато - произрастает более 20 тысяч видов растений. Густые влажные тропические леса, образованные сотнями видов деревьев, поднимаются по склонам гор.
Будучи крупнейшим и самым большим в мире тропическим островом, Новая Гвинея занимает менее 0,5 % поверхности суши, но поддерживает высокий процент глобального биоразнообразия. Приблизительно 4642 вида позвоночных населяют остров Новая Гвинея и прилегающие к нему воды, что составляет около 8 % признанных видов мировых позвоночных.
Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых. У морских берегов и в больших реках встречаются крокодилы и черепахи.
А грязевые люди из Папуа-Новая Гвинея говорят, что нам пора домой.
Папуа - Новая Гвинея - государство в Океании, занимающее восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка и различные мелкие острова. Население страны - 7 миллионов человек. Название "Папуа" происходит от малайского слова "папува", что в переводе на русский язык означает "курчавый" (по другой версии - от "оранг папуа" - "курчавый черноголовый человек"). Такое название острову дал его европейский первооткрыватель португалец Жоржи ди Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей. В 1545 году остров посетил испанец Иньиго Ортис де Ретес и дал ему название "Новая Гвинея", так как, по его мнению, местные жители были похожи на туземцев Гвинеи в Африке.
Люди впервые заселили территорию Папуа - Новой Гвинеи 60-45 тысяч лет назад с территории юго-восточной Азии, преодолев несколько морских проливов. В то время уровень моря был ниже, и остров составлял одно целое с Австралией. Потомки первого населения острова, ныне составляющие большинство населения Папуа - Новой Гвинеи, называются папуасами. Около трех тысяч лет назад на остров переселилась вторая волна выходцев из Азии, относящиеся, как и папуасы, к австралоидной расе (к ней же относятся австралийские аборигены), но говорящие на австронезийских языках. Часто австронезийское население острова также называют папуасами из-за внешнего сходства. При этом не ясна грань, которая отделает австронезийцев от папуасов. Возможно, что прибывшие на остров австронезийцы растворились в местном папуасском населении, передав им свои языки и культуру. Сейчас в Папуа - Новой Гвинее насчитывается около 7 тысяч племен и народностей, говорящих на более чем 800 языках (из которых 650 папуасские, а остальные - австронезийские). На долю Папуа - Новой Гвинеи приходится 12 процентов языков мира, это самый разнообразный в языковом отношении регион нашей планеты.
Большой вклад в изучение папуасов внёс русский этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888).
На страницах сайта я расскажу о наиболее интересных племенах папуасов. Первое племя, о котором пойдет речь, не имеет общепринятого названия. Часто его называют племенем скелетов
из-за местных обычаев раскрашивания тела белой и черной краской с целью имитации вида скелета. Племя живет в деревне Миндима в горной провинции Чимбу. Как гласит местная легенда, людей этого племени поедал злой лесной дух Омо Масалаи. Тогда они решили сами прикинуться духами, чтобы изгнать злого духа. До сих пор ритуал по изгнанию злого духа повторяется во время религиозного праздника. Люди перекрашиваются в скелетов и гонятся за человеком, который обряжается в злого духа.
Далее - подборка фото, где показан ритуал изгнания злого духа и подготовка к нему. В подборке использованы работы следующих фотографов: Brent Stirton (brentstirton.com), Rita Willaert (flickr.com/photos/rietje/), Eric Lafforgue (ericlafforgue.com).