Н некрасов годы жизни. Основные даты жизни и творчества

>>Литература: Н. А. Некрасов. Очерк жизни и творчества

Николай Алексеевич Некрасов

1821, 28 ноября (10 декабря) - родился в местечке Немиров Подольской rубернии.
1838 - уезжает в Петербург учиться.
1840 - опубликован первый сборник стихотворений «Мечты и звуки».
1847-1866 - работа в журнале «Современник».
1856 - выход в свет сборника стихотворений.
1865 - опубликована первая часть поэмы «».
1868 - начало работы в журнале «Отечественные записки».
1877 - выход из печати книrи «Последние песни».
1877, 27 декабря (1878, 8 января) - скончался в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Начало пути.

Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Винницкоrо уезда Подольской гyбернии в семье разорившегося помещика Алексея Cepгeевича Некрасова. Находясь на военной службе в Польше, он познакомился с богатым польским помещиком 3акревским, влюбился в eгo дочь, девушку образованную и культурную, и женился на ней вопреки воле ее poдителей. Брак этот оказался несчастливым, потому что отец будущего поэта, человек суровый и безрассудный, создал в семье атмосферу деспотического произвола. Мать Некрасова, оторванная от родной семьи и близких людей, безмолвно переносила всю тяжесть семейной жизни. И лишь дети чувствовали ее душевную щедрость, о чем часто вспоминал в своих стихотворениях и поэмах:

О мать моя, - подвигнут я тобою,
Во мне спасла живую душу ты!

Детство Некрасова прошло на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Eгo ранние жизненные впечатления были безрадостными. Жестокие крепостнические порядки, заведенные в родовом имении отцом будущего поэта, нашли отражение в ряде автобиографических стихотворений.

Вневедомой глуши, в деревне полудикой,
Я рос средь буйных дикарей, -

писал он в одном из них.

Сборник «Стихотворения. 1856».

В 1855 году в обстановке общественного подъема, наступившего после поражения России в Крымской войне и смерти Николая l, Некрасов начал готовить к печати сборник стихотворений, который вышел в свет в октябре 1856 года. Эта книга сделала Некрасова самым популярным поэтом cвoeгo времени. «Bocтopг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли « Ревизор» и « Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга», - писал Н. Г. Чернышевский Некрасову, находящемуся в то вpeмя на лечении за границей. Книгу открывало программное стихотворение «Поэт и Гражданин» (1856), которое определило звучание вceгo сборника.

Остросовременная книга стихотворений Некрасова состояла из четырех разделов, в которых отобразились основные мотивы лирики поэта.

Первый раздел состоял из стихотворений, рассказывающих о нелегкой доле людей из народа. Некрасов включил в Heгo и широко известные стихотворения («В дороге», «Тройка»), и произведения, специально нaписанные для новoгo сборника.

Во второй раздел сборника были включены стихи, пафосом которых являлось сатирическое изображение «дoбродетельных» лицемеров - представителей господствующих классов («Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода» и др). Третий раздел составила поэма «Саша» (1855), рисующая образы интеллигенции и становление сознания человека из демократической cpeды. Лирический накал поэмы как бы подготовил четвертый раздел сборника, состоящий из стихотворений, в которых на первом плане была личность caмoгo автора, взволнованного жгучими проблемами современности.

В сборник стихотворений 1856 года вошла и интимная лирика Некрасова, обращенная к гражданской жене пэта А. Я. Панаевой и составившая так называемый «панаевский цикл».

Расцвет поэтического таланта.

Вторая половина 50-x - начало 60-x годов были временем расцвета поэтического таланта Некрасова. Россия в это время жила ожиданием перемен: одни надеялись на реформы, дpyгим грезилась революция. Очень остро стоял вопрос о судьбе народа, eгo будущем. Мучительными раздумьями о русском народе пронизан и целый ряд некрасовских произведений этой поры. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) частный эпизод равнодушного отношения «владельца роскошных палат» к крестьянским ходокам превращается под пером поэта в грозное обвинение верхам.

В 1859 году была написана знаменитая «Песня Еремушке», которая была подхвачена передовой молодежью и стала едва ли не самым популярным произведением великого поэта. В ней сталкиваются две песни -няни и проезжего, в последней горячо и торжественно звучит призыв к борьбе:

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай.
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою -
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.

После реформы 18611гда последовал спад общественнoгo подъема. В 1862 году Н. Г. Чернышевский был заточен в Петропавловскую крепость, а годом раньше ушел из жизни Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» ocтался без главных сотрудников. Цензура свирепствовала, и в 1862 году выпуск журнала был при остановлен на несколько месяцев. В тяжелом настроении Некрасов посещает родные места - деревню грешнево и соседнее ceло Абакумцево, где была похоронена eгo мать.

В 1862-1863 годах Некрасов пишет поэму «Мороз, Красный нос», в которой он нарисовал трагическую дoлю крестьянской семьи, потерявшей кормильца. В образах «величавой славянки» Дарьи и усопшего земледельца-богатыря Прокла, заставляющего вспомнить былиннoгo героя Микулу Селяниновича, поэт воспел народный идеал душевной красоты и высокой человечности. В произведении тесно переплетаются поэтика сказки, былины, обрядовой песни, плача, причитания, которые, сливаясь в разноголосую симфонию, придают некрасовской поэме подлинно народный характер.

В обстановке жестокой реакции, наступившей после покушения на Александра ll , Некрасов, уже без Чернышевского и Добролюбова, продолжает возглавлять журнал «Современник». Во имя eгo спасения он решился на нравственный компромисс, написав мадригал М. Н. Муравьеву, осуществлявшему политику репрессий. Друзья обвинили поэта в отступничестве, да и сам поэт мучительно переживал свое малодушие. Он пишет целый ряд стихотворений, в которых бесстрашно обнажает свои слабости и cтpoгo оценивает свой жизненный путь: «Ликует Bpaг, молчит в недоуменье...» (1866), «Зачем меня на части рвете...» (1867), «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (1867).

Издательская деятельность Некрасова возобновилась в 1868 году, когда он начал арендовать у А. А. Kpaeвcкoгo журнал «Отечественные записки», который заменил закрытый «Современник» и стал лучшим дeмокpaтическим журналом тoгo времени. Некрасову удалось объединить вокpyг «Отечественных записок» М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Oстpoвcкoгo , Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и других писателей и поэтов.

В 1865 году была опубликована первая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Последние пятнадцать лет своей жизни с перерывами поэт работал над этим произведением. «Я задумал, - отмечал поэт, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст eгo, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ». Но автору, собиравшему материал поэмы «по словечку» в течение всей жизни, не удалось осуществить свой замысел до конца и pacсСказать о встречах крестьян-странников с чиновником, купцом, министром и царем. Поэма осталась незаконченной, но и в незавершенном виде она дает широкую панораму народной жизни. В своей поэме Некрасов стремится дать ответ на неотступно мучивший eгo вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли нapoд?» Ответ на нeго потребовал многопланового произведения, в котором поэт избрал форму путешествия по Руси. По воле Некрасоваa семь «временнообязанных» крестьян, освобожденных царской милостью от крепостной зависимости, но по-прежнему зависимых от барина, решили узнать, «кому живется счастливо, вольготно на Руси». Сюжет путешествия позволяет поэту показать широкую картину народной жизни в будни и праздники, в прошлом И настоящем, а также в будущем, каким оно виделось персонажам поэмы.

Интерес к исторической тематике. Начало 70-x гoдов - время Hовoгo общественного подъема, связанного с народническим движением, «хождением в народ». В эти годы Некрасов проявляет большой интерес к исторической теме. Он создает поэму «Дедушка» (1870), aдресованную юному читателю, поэмы «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872), в которых нашел свое художественное воплощение интерес автора к восстанию декабристов. героями этих поэм являются старый декабрист-изгнанник, вернувшийся с каторги, по словам Некрасова, «нераскаявшимся», и жены дeкaбристов Трубецкая и Волконская, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, проявив редкостную силу духа и самоотверженность. Поэт воспел в своих произведениях не только подвиг русских женщин, но прославил героизм самих декабристов. В духе народнической пропаганды он показал в их образах идеал героя -борца, peволюционера. Поэмы Некрасова стали первым обращением в русской литературе к теме декабристского движения за полвека, протекшего после восстания на Сенатской площади.

Влияние народнической освободительной борьбы нaшло отражение и в лирике Некрасова 70-x годов. Для поэзии этого периода характерны настроения тревоги, сомнений, вызванные усилением общественной peaкции, одиночеством, потерей друзей, тяжелой болезнью. Но Некрасов не изменяет высоким гражданским идеалам, поднимается к емким поэтическим образам. Eгo «кнутом иссеченная муза» по-прежнему верна страданиям народа и чутко выражает страдания caмoгo поэта, бессильного изменить народную долю.

Сборник стихотворений «Последние песни».

Поэтическая деятельность Некрасова завершилась сборником «Последние песни», содержание котopoгo составили лирические стихотворения, поэма «Современники» и oтрывки из поэмы «Мать». Многими темами и мотивами этот сборник связан с предыдущим творчеством поэта. И вместе с тем это итоговая книга, которой неизлечимо больной Некрасов придавал большое значение. Гopecтное прощание с жизнью сочетается в последних стихотворениях Некрасова с жизнеутверждающим пафосом, с идеей жертвенного служения «великим целям Beкa».

Мысль о самоотречении во имя общего дела находит воплощение в стихотворении «Пророк» (1874). Художественная идея служения настоящего гражданина народу проходит через все творчество Некрасова и становится одной из главных тем eгo поэзии. Некрасов создает и ocoбый жанр биографий-характеристик своих совpeменников. в которых показывает духовное величие их подвига.

До последних дней, несмотря на мучительный недуг, Некрасов продолжает работать. В стихотворении «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги!...») (1877) поэт подчеркивает, что eгo жизнь прошла в неустанном труде: «Труд всегда меня животворил».

8 января 1878 года Некрасова не стало. Eгo похороны явились событием большого общественного значения. В Петербурге был сильный мороз, но за гробом поэта шли тысячи людей.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Материалы по литературе за 10 класс скачать , конспект по литературе, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа

  • Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
  • Отец Некрасова, Алексей Сергеевич был мелкопоместным дворянином, офицером. Выйдя в отставку, он поселился в своем родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии (сейчас село Некрасово). Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Его сын с ранних лет наблюдал за этим, и считается, что данное обстоятельство обусловило становление Некрасова как поэта-революционера.
  • Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она было образована, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.
  • Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе. В возрасте 7 лет будущий поэт уже начал сочинять стихи, а еще через несколько лет – сатиры.
  • 1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.
  • 1838 год – Некрасов, не завершив учебный курс в гимназии (дошел всего лишь до 5 класса), уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк. Отец мечтал, чтобы Николай Алексеевич стал военным. Но в Петербурге Некрасов, вопреки воле отца, пытается поступить в университет. Поэт не выдерживает вступительных экзаменов, и ему приходится определиться вольнослушателем на филологический факультет.
  • 1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
  • В этом же (1838) году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
  • Все трудности первых лет жизни в Петербурге Николай Алексеевич опишет позже в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». 1840 год – на первые сбережения Некрасов решается издать свой первый сборник, что и делает за подписью «Н.Н.», несмотря на то, что В.А. Жуковский его отговаривает. Сборник «Мечты и звуки» не имеет успеха. Расстроенный Некрасов уничтожает часть тиража.
  • 1841 год – Некрасов начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
  • Этот же период – Николай Алексеевич зарабатывает на жизнь, занимаясь журналистикой. Он редактирует «Русскую газету» и ведет в ней рубрики «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности». Сотрудничает в «Отечественных записках», «Русском инвалиде», театральном «Пантеоне». Одновременно под псевдонимом Н.А. Перепельский пишет сказки, азбуки, водевили, мелодраматические пьесы. Последние с успехом ставятся на сцене Александрийского театра в Петербурге.
  • 1843 год – Некрасов знакомится с Белинским. Пробует издательское дело и выпускает альманах «Статейки в стихах…».
  • 1845 год – написано первое реалистическое стихотворение Некрасова «В дороге». Стихотворение получило самую высокую оценку Белинского.
  • Этот же год – Некрасов публикует альманах «Физиология Петербурга».
  • 1846 год – Николай Алексеевич издает альманахи «Петербургский сборник» и «Первое апреля». Во все альманахи поэта вошли произведения Белинского, Тургенева , Достоевского , Даля, Герцена. В полицейских доносах Некрасова за изображение «низменной» жизни Петербурга называют «самым отчаянным коммунистом».
  • 1847 – 1866 годы – Некрасов является редактором журнала «Современник».
  • 1847-1864 годы – Некрасов состоит в гражданском браке с писательницей Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая также сотрудничает в «Современнике».
  • Основными темами творчества поэта в этот период стали лирика (стихотворения, посвященные Панаевой), стихи о городских бедняках, о крестьянской жизни, о народе.
  • Середина 1850-х годов – Некрасов лечится от заболевания горла в Италии.
  • 1856 год – очередной сборник стихов Некрасова имеет оглушительный успех.
  • 1862 год – написана поэма «Рыцарь на час». Произведение стало результатом поездки Николая Алексеевича по родным местам. Этот же год – Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, расположенную недалеко от Ярославля. Начиная с этого года, в Карабихе поэт проводит каждое лето.
  • 1866 год – после крестьянской реформы революционно-демократический журнал «Современник» запрещен цензурой.
  • 1866 – 1876 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
  • 1868 год – Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», которыми совместно с М.Е. Салтыковым руководит до самой своей смерти.
  • 1870 год – написана поэма «Дедушка».
  • 1871 – 1872 годы – Некрасов пишет поэму «Русские женщины».
  • 1875 год – написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел. Оперировать Некрасова из Вены приехал знаменитый в то время хирург Бильрот, но операция не дала результатов.
  • 1877 год – Некрасов издает цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 - 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.

В наказание за непослушание отец лишил Некрасова материальной поддержки. С этого времени начался для будущего поэта период «петербургских мытарств», растянувшийся на три года. Кстати, за отцом, в том числе благодаря и произведениям Н А. Некрасова, прочно закрепилась слава жестокого помещика-самодура — характеристика далеко не бесспорная, о чём писал сам же Н А. Некрасов впоследствии в своей автобиографии 1877 года.

Первой книгой поэта стал сборник стихотворений «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году. Стихи, включённые в него, были слабыми и подражательными. Уничтожающей критике подверг «Мечты и звуки» В.Г. Белинский, после чего Некрасов скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их.

После неудачного дебюта Николай Алексеевич пишет статьи, пьесу в стихах «Юность Ломоносова», детские водевили, сказки. В 1841 году он начинает сотрудничество с «Литературной газетой», в которой выходят его стихотворения, рассказы, пьесы, фельетоны, рецензии.

С 1847 года Некрасов — редактор журнала «Современник». В 1852 году на страницах этого издания появилось первое печатное произведение Л.Н. Толстого — повесть «Детство». За «Современником» устанавливается прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1853 году Н А. Некрасов знакомится с Н.Г. Чернышевским, который становится ведущим сотрудником журнала.

Вокруг «Современника» складывается удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входят И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Возглавляют редакцию И И. Панаев и Н.А. Некрасов.

Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, ознаменованного страстными дискуссиями о необходимости отмены крепостного права и путях освобождения крестьянства. Литературные произведения стали широко использоваться как средство политической полемики и борьбы, расцветала журналистика с её острыми публицистическими материалами. В эти годы Некрасов пишет особенно много. В письме к И.С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

Гражданская позиция Некрасова, звучавшая в его стихах, публицистике, нашедшая отражение в редакционной деятельности, делает его не просто известным. Писатель, по словам современников, становится «настоящим кумиром, богом, поэтом выше Пушкина; ему поклоняются...».

Эта известность усиливается и в связи с выходом в свет 19 октября 1856 года первого издания «Стихотворений» Некрасова. Наибольший общественный отклик получили опубликованные в книге стихотворения «Поэт и Гражданин», «Забытая деревня». Но не только восторги публики ожидали Н.А. Некрасова. После публикации «Стихотворений» услужливые сановники доложили Александру II о революционных настроениях поэта, что грозило цензурными преследованиями не только Некрасову, но и журналу «Современник».

В 1857 году Николай Алексеевич сближается с молодым революционно настроенным поэтом и литературным критиком Н.А. Добролюбовым, который становится одним из постоянных сотрудников «Современника» и членом редакции журнала. Взгляды Н.А. Добролюбова, не менее радикальные, чем у самого Н.А. Некрасова, разделялись далеко не всеми авторами «Современника». Назревает конфликт, достигший своей кульминации после появления в третьем номере журнала статьи Н.А. Добролюбова «Новая повесть г. Тургенева», позже печатавшейся под заглавием «Когда же придёт настоящий день?». Это была рецензия на роман И.С. Тургенева «Накануне».

Тургенев ознакомился со статьей ещё до публикации в корректуре и настаивал на её изъятии из журнала по идейным соображениям. Он категорически не был согласен с трактовкой романа Добролюбовым. В случае опубликования добролюбовского материала Тургенев обещал выйти из журнала. Для Некрасова уход Тургенева, с которым он был дружен, был бы большим ударом. Приходилось выбирать между дружбой, стремлением удержать талантливого писателя в составе «Современника» и идеологией.

Некрасов выбирает последнее и принимает решение публиковать статью Добролюбова. Тургенев прерывает всякие отношения с Некрасовым и покидает журнал. Переживания от разрыва с Тургеневым отразились впоследствии в стихотворении 1860 года «...одинокий, потерянный...».

В этом же году в герценовском журнале «Колокол», издаваемом в Лондоне, было напечатано стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» со следующим комментарием издателя: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Самым значительным событием XIX века для России стала отмена крепостного права, объявленная в царском манифесте 5 марта 1861 года. Некрасова и его единомышленников реформа не удовлетворила. Они видели её половинчатый характер, считали, что манифест не принёс крестьянам фактического освобождения — они оставались зависимыми, ибо не получили самого желанного — земли. Некрасов сказал посетившему его в тот день Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Затем эта позиция неоднократно проявлялась в его многочисленных стихотворениях: «Свобода», «Что ни день, уменьшаются силы...», наиболее остро прозвучала в строках «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» («Элегия», 1874) и в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1877).

Ощущая себя народным поэтом, Н.А. Некрасов стремился к тому, чтобы его произведения могли дойти до простых людей. Он начинает публиковать «Красные книжки» — дешёвые издания, предназначавшиеся для крестьян. Однако после второго издания в 1863 году из-за цензурных препятствий их выпуск прекратился.

Позиция Некрасова и его журнала, где публиковались острые материалы, подвергавшие критике реформу 1861 года, встречали со стороны властей всё большее неприятие и, как следствие, - цензурные преследования. 28 мая 1866 года «Современник» был запрещён. 29 ноября 1867 года Н.А. Некрасов заключает договор об аренде журнала «Отечественные записки», который, продолжая традиции «Современника», становится трибуной для приверженцев революционно-демократических идей.

В конце 60-х — начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работает над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая публикуется отдельными частями в журнале «Отечественные записки». Поэма сразу же привлекает внимание читателей и становится объектом гонений со стороны властей, подвергаясь непрерывным цензурным запретам. В 1873 году выходит пятое издание «Стихотворений» Н.А. Некрасова, где наряду с написанными к тому моменту главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» опубликованы также поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Стихотворения поэта прочно входят в народное сознание. Народной песней стали первые 24 строки из поэмы «Коробейники». Произведения Некрасова привлекают внимание русских композиторов. В 1875 году П.И. Чайковский создаёт на стихи поэта кантату.

К концу 70-х годов здоровье И.А. Некрасова резко ухудшается. В апреле 1877 года выходит последняя книга поэта «Последние песни». Николай Алексеевич чувствует, что муза его слабеет.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н.А. Некрасов скончался. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

В статье приводится краткая биография Некрасова Николая Алексеевича.

Великий классик русской поэзии, писатель и публицист Николай Алексеевич Некрасов, годы жизни 1821 - 1877 (78).

Некрасова благодаря его взглядам причисляют к «революционным демократам». Николай Алексеевич являлся редактором двух журналов: «Современник» и «Отечественные записки».

Одним из самых значительных и знаменитых произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Подольской губернии в городе Немирове в зажиточной многодетной семье помещика, у великого поэта было 13 сестер и братьев. Свои юные годы писатель прожил в своём родовом имении в селе Грешнево Ярославской губернии. В 11 лет Некрасов поступил в гимназию, где проходил обучения до 5 класса, но с учёбой у будущего поэта не задалось. В это же время Николай начинает пробовать писать первые свои юмористические стихотворения.

Образование и начало творческого пути

У отца поэта был очень сложный характер, узнав, что его сын решил поступить на военную службу, он отказал ему в денежной помощи. В 1838 году Некрасов переезжает в Петербург, где он поступил в университет на филологический факультет и становится вольнослушателем. Чтобы себя прокормить Николай находи работу, также пишет стихи на заказ и даёт платные уроки.

В этом году Некрасов знакомиться с литературным критиком Белинским, в дальнейшем он окажет громадное воздействие на юного писателя. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник, скоро в него пришёл Белинский. Он передал Некрасову часть своего материала, который он собирал для задуманного им сборника «Левиафан».

Журнал очень быстро становился известным и стал оказывать большое влияние в обществе. В 1862 году правительство запретило издавать журнал.

Литературная деятельность

В 1840 году Некрасов издает свой первый сборник стихов «Мечты и звуки», собрание оказалось неудачным, а Василий Жуковский рекомендовал большую часть всех стихов из данного сборника издавать без указывания имени автора. После таких событий в своей жизни, Николай Некрасов принял решение прекратить написание стихов и занялся прозой.

Николай пишет повести и рассказы, занимается выборочным изданием альманахов, в одном из которых состоялся дебют писателей: Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Самым знаменитым альманахом стал «Петербургский Сборник», год издания 1846.

С 1847 по 1866 годы являлся издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие представители русской литераторы своего времени. В журнале Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений.

Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему большую известность. Журнал являлся центром революционной демократии.

Благодаря журналу «Современник» заблистали такие таланты: Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров, Дмитрий Григорович и многие другие. В нём издавались уже давно известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря журналу и лично Николаю Некрасову русская литература узнала такие великие имена, как Фёдор Достоевский и Лев Толстой.

Некрасов сотрудничает в 1840-х годах с журналом «Отечественные записки», а после закрытия журнала «Современник» в 1868 году, берет в аренду его у Краевского.
Журналу «Отечественные записки» Некрасов посветил десять лет своей жизни.

Некрасов в своих произведениях рассказывал о всех страданиях, которые испытывает русский народ, показывал, как сложно живётся крестьянству. Как литератор Николай Алексеевич Некрасов внёс неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В своих произведениях пользовался простой русской разговорной речью, благодаря этому автор блестяще показывал всю красоту русского языка. Некрасов первым стал вместе использовать: сатиру, лирику и элегические мотивы. Некрасову не всегда нравились собственные произведения, и часто он просил их не включать в сборники. Но его издатели и друзья уговаривали Некрасова не убирать ни одного произведения.

Личная жизнь и увлечения

В жизни поэта было несколько любовных переживаний: В 1842 году, на поэтическом вечере, он познакомился с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой. Далее в Петербурге в 1863 году познакомился с француженкой Селиной Лефрен. Женой Некрасова стала деревенская девушка Фёкла Викторовна, простая и необразованная девушка, в то время ей было 23 года, а Некрасову уже 48.

Биография Некрасова


Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года (10 декабря по новому стилю) в Подольской губернии. Отец будущего великого поэта был очень властным человеком со сложным характером. Примечательно, что мать Некрасова, Елена Закревская, вышла замуж против воли своих родителей. Она была утонченной, прекрасно воспитанной девушкой, которой вскружил голову небогатый и малообразованный офицер.


Все-таки правы были родители Елены Закревской: ее семейная жизнь сложилась плачевно. Николай Некрасов, вспоминая свое детство, часто сравнивал свою мать с мученицей. Он даже посвятил ей множество своих красивых стихотворений. В детстве классик русской поэзии также подвергался тирании своего жестокого и властолюбивого родителя.


У Некрасова было 13 братьев и сестер. В детстве Николай Некрасов неоднократно был свидетелем жестоких расправ своего отца над крепостными крестьянами. Во время своих разъездов по селам, Алексей Некрасов часто брал маленького Николая с собой. На глазах мальчика крестьян избивали до смерти. Эти печальные картины тяжелой жизни русского народа глубоко залегли в его сердце, и нашли впоследствии отражение в его творчестве.


Отец поэта мечтал, что Николай пойдет по его стопам и станет военным и в возрасте 17 лет отправил его в столицу России для определения в дворянский полк, однако, у будущего классика возникло непреодолимое желание продолжить свое образование. Он не внял угрозам отца лишить его содержания, и поступил вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета. Годы студенчества запомнились Некрасову. Это была пора нищеты и лишений. У него даже не было денег, чтобы нормально пообедать. Однажды Николай Алексеевич даже лишился крова и в конце ноября оказался на улице, больной и лишенный средств к существованию. На улице над ним смилостивился один прохожий и отвел его в ночлежку, где даже Некрасов заработал 15 копеек, написав кому-то прошение.


Постепенно жизнь начала налаживаться, и Некрасов научился зарабатывать себе на жизнь написанием небольших статей, сочинением романтических стихов и созданием легкомысленных водевилей для Александрийского театра. У него даже начали появляться сбережения.


В 1840 году вышел в свет сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки». Известный критик Белинский так раскритиковал его стихи, что Николай Алексеевич в расстроенных чувствах кинулся скупать и уничтожать весь тираж. Теперь это издание является библиографической редкостью.


Некрасов долгое время руководил журналом «Современник» и под его умелым руководством издание стало очень популярно среди читающей публики.


Тут и в личной жизни произошли перемены. Еще в 40-х годах критик Белинский привел Некрасова в гости к известному литератору Панаеву. Его супруга Авдотья Панаева считалась в литературных кругах очень привлекательной, у нее была масса поклонников. Одно время даже сам Федор Михайлович Достоевский добивался ее расположения, но ему было отказано. А вот с Некрасовым у них сложились отношения. Он сумел отбить супругу у Панаева.


Будучи уже достаточно взрослым человеком и знаменитым писателем, Некрасов пристрастился к игре. Стоит отметить, что его дедушка по отцовской линии в свое время проиграл все свое состояние в карты. Получается, что страсть к игре передалась Николаю Некрасову по наследству.


В 50-х годах XIX века он часто начал посещать Английский клуб, где проходила игра. Когда Авдотья Панаева заметила, что эта игровая зависимость может привести к плачевному результату. На это Николай Алексеевич заметил ей, в карты он никогда не проиграется, потому что играет с людьми, у которых нет длинных ногтей.


В жизни Некрасова был любопытный случай. Его однажды обыграл один писатель-беллетрист Афанасьев-Чужбинский, который славился длинными ухоженными ногтями. Кстати, в то время многие мужчины носили длинные ногти. Это было признаком аристократизма и считалось изысканным. Так вот, сел Некрасов разыграть с беллетристом партию в карты «по чуть-чуть». Пока игра шла по маленьким ставкам, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» выигрывал и радовался, что Афанасьев-Чужбинский так удачно заглянул к нему на обед. Но, когда ставки решили поднять, то фортуна внезапно отвернулась от поэта и повернулась к беллетристу. В итоге Некрасов проиграл тысячу рублей (очень большая сумма по тем временам). Как оказалось потом, Некрасова жестоко обманули. Афанасьев-Чужбинский сумел пометить крап карт своими красивыми и длинными ногтями. Получается, что Николай Алексеевич стал жертвой обычного шулера, а ведь казалось бы, писатель, культурный человек.


Ежегодно Некрасов откладывал на игру около 20 000 рублей – огромные, надо сказать деньги. В процессе игры он увеличивал эту сумму в несколько раз, и потом начиналась игра по очень большим ставкам. Стоит отметить, что со временем классик и сам овладел некоторыми шулерскими приемами, которые неплохо его выручали время от времени и делали очень успешным игроком, не знавшим проигрыша.


Так и представляется такая картина: приходит классик домой после напряженной игры, где он выиграл много тысяч рублей, садится за стол и пишет:

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,


Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.


Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,


Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!


Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,


Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?


Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?


Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.


Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."


Ветер несет им печальный ответ: - Вашему пахарю моченьки нет.


Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.


Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,


Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.



Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.


Как и все азартные люди, Некрасов был очень суеверным человеком. Однажды его личные суеверия обернулись настоящей трагедией. Игнатий Пиотровский, который работал вместе с Некрасовым в издательстве «Современника», обратился к Николаю Алексеевичу с просьбой одолжить ему некоторую сумму денег. Но, к сожалению, Некрасов ему отказал: намечалась крупная игра, а одалживать кому-то деньги перед игрой считается очень нехорошей приметой. Пиотровский пригрозил, что в случае отказа покончит жизнь самоубийством, но Некрасов так и остался непреклонным. В итоге проситель притворил свою угрозу в жизнь – пустил себе пулю в лоб. Этот случай Некрасов потом вспоминал всю свою оставшуюся жизнь, и очень сожалел о том, что не пришел человеку на помощь в трудную минуту.


Женщины Некрасова


В жизни Некрасова было несколько женщин. Он любил роскошный образ жизни и старался ни в чем себе не отказывать. Он больше 16 лет прожил в браке с Авдотьей Панаевой, причем вместе с ее законным мужем. Такой вот «тройственный союз» продлился вплоть до смерти законного супруга.


Стоит отметить, что красавица Авдотья Панаева не сразу ответила на ухаживания настойчивого и пылкого Николая Алексеевича. Иван Панаев – ее супруг буквально через год совместной жизни совершенно перестал обращать на нее внимание и стал проводить время с друзьями и легкодоступными женщинами. Жена оказалась совершенно никому не нужной.


Некрасов долго ухаживал за ней, но никак не мог добиться благосклонности. Авдотья Яковлевна не верила в искренность его чувств. Однажды Некрасов катал ее по Неве и пригрозил ей, что в случае отказа он прыгнет в реку, а плавать он совершенно не умеет, поэтому непременно утонет. Панаева только презрительно хмыкнула, а Некрасов не преминул тут же претворить свою угрозу в жизнь. Авдотья Яковлевна в ужасе начала кричать, поэта спасли и она, наконец, ответила на его ухаживания.


В 1846 году супруги Панаевы и Некрасов вместе провели лето и по приезде в Петербург поселились вместе в одной квартире. В 1849 году Некрасов и Авдотья ждали ребенка и вместе писали роман «Три стороны света», к сожалению, мальчик родился очень слабым и вскоре умер.


Некрасов был очень ревнивым и страстным человеком. Приступы ярости у него сменялись периодами черной меланхолии и хандры. В конце концов, они . В 1864 году Авдотья Яковлевна вышла замуж за критика Головачева и родила дочь.


Некрасов сходится с француженкой Селиной Лефрен. Эта ветреная женщина помогла Некрасову промотать большую часть его состояния и вернулась к себе на родину, в Париж.


Последней женщиной в жизни классика русской литературы была Фекла Анисимовна Викторова.
К тому времени Некрасов уже сильно пристрастился к спиртному. За шесть месяцев до своей смерти обвенчался с девятнадцатилетней Феклой. Девушка, которую он называл Зинаидой, оставалась с ним вплоть до самой его смерти, которая наступила 27 декабря 1877. Николай Алексеевич Некрасов умер от рака прямой кишки.