Музыковедение, история музыки - известные ученые. Письмо ректору Московской консерватории в защиту уволенных профессоров Е

Еле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 6 апреля , Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории .

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) ().

: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России » (Московская консерватория).

: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра » (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия» ):

  • И. С. Бах , его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт . Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак . Славянские танцы ор. 46 и 72 ().
  • Ф. Шуберт . Произведения для фортепиано в 4 руки ().
  • «Музыка и живопись » (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток , с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен , К. Дебюсси , Е. Подгайц, С. Рахманинов , Дж. Филд , Ш. Майер, М. Глинка , А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann . A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе , М. Равель , Ж. Массне , Ф. Пуленк , Л. Дюрей , Ж. Оффенбах) ()
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. − М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. − М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. − М.: Музыка, 1988. − 319 с − ISBN 5-7140-0120-6 . ().
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . − Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». − М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Напишите отзыв о статье "Сорокина, Елена Геннадьевна"

Примечания

Источники

  • .

Отрывок, характеризующий Сорокина, Елена Геннадьевна

Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.

председатель жюри

Елена Геннадьевна Сорокина — выдающаяся пианистка, профессор, доктор искусствоведения, Президент общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Россия - США)

Евгений Александрович Левитан (род. 9 декабря 1943, Ленинград) — российский пианист и музыкальный педагог, ученик Берты Маранц и Станислава Нейгауза. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат Премии фонда «Русское исполнительское искусство».

Родился в г. Ленинграде в семье врачей. По материнской линии — племянник известного русского поэта Александра Введенского. С 1973 г. преподавал в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в течение ряда лет — заведующий кафедрой специального фортепиано. С 2005 года — заведующий кафедрой специального фортепиано Челябинской государственной академии культуры и искусств. Более 20 учеников Е. А. Левитана являются Лауреатами Международных конкурсов, среди которых — А. Чернов, Е. Нефёдов, Е. Ханин, М. Кутуев, А. Бородин, М. Ивашков, А. Нечаев, С. Хуланхов, Д. Хуланхов, А. Литвиненко, Е. Симакова, Д. Каукин, Э. Фарахова и др.

Е. А. Левитан — основатель Международного конкурса им. Станислава Нейгауза, который состоялся в апреле 2007 и в ноябре 2010 года в г. Челябинске под председательством выдающихся пианистов современности Владимира Крайнева и Элисо Вирсаладзе.

Лукьянова Елена Павловна- профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийского, дипломант всероссийских и международных конкурсов. Выпускница УГК по классу специального фортепиано у А. И. Букреева. Ансамблевые дисциплины изучала под руководством профессора В. С. Полякова. В 1999 г. окончила исполнительскую аспирантуру по специальности «Камерный ансамбль» (творческий руководитель К. Е. Корчинская).

С 1997 г. Елена Павловна преподает на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Уральской государственной консерватории им. Мусоргского (с 2006 г. доцент, с 2008 г. профессор). С 1984 г. Е. П. Лукьянова работала концертмейстером в классах скрипки, альта, флейты, валторны, хорового и оркестрового дирижирования. Преподает на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета. Неоднократно выезжая на международные и всероссийские конкурсы, стала обладателем нескольких дипломов и званий лучшего концертмейстера и ансамблиста.

Большой исполнительский опыт позволяет ей добиваться прекрасных результатов в педагогике. Многие из выпускников ее класса камерного ансамбля становятся лауреатами и дипломантами престижных конкурсов, демонстрируя в своем исполнении уважительное отношение к авторскому тексту, тщательность отделки деталей музыкального произведения, высокую ансамблевую технику. Теоретическое осмысление и обобщение основ мастерства концертмейстера и собственной методики занятий с ансамблистами нашли свое воплощение в создании авторских лекционных курсов «теория и практика концертмейстерской работы» и «методика преподавания камерного ансамбля», которые Е. П. Лукьянова читает для студентов и аспирантов УГК. Результатом ее научно-исследовательской деятельности явилась защита в 2006 г. кандидатской диссертации «Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля».

Музыканты Эльвира и Анатолий Полонские — признанные мастера фортепианного дуэта, в их репертуаре большое количество концертных программ, охватывающих самые разнообразные музыкальные эпохи и стили.

Творческую деятельность фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские начал в 1988 году. Выступление на Международных фестивалях фортепианных дуэтов принесло им известность и признание. С 1994 года ансамбль является членом Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. В 1997 году дуэт Эльвира и Анатолий Полонские стал коллективом Новосибирской филармонии.

За время совместной работы ими накоплен огромный репертуар — как для одного фортепиано в четыре руки, так и для двух фортепиано.

Программы дуэта достаточно универсальны и рассчитаны как для взрослых, так и для детей. В своих программах музыканты ставят задачу знакомить слушателей с редко исполняемой четырехручной и двухрояльной музыкальной литературой, среди которой огромное количество шедевров.Основу репертуара дуэта составляет музыка Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Дворжака, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина.

Фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские с успехом выступает во многих городах России и за рубежом.

Фортепианный дуэт выпустил несколько CD и DVD дисков с записями концертов. В 2007 году вышли два детских сборника для фортепианных ансамблей и CD диск с записью всех пьес.

Эльвира и Анатолий Полонские являются постоянными председателем и сопредседателем жюри Алтайского конкурса фортепианных дуэтов и в г.Ангарске Иркутской области. В 2009 г. дуэт принял участие в работе жюри на Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов им. Бахчиева в г.Вологде.

Фортепианный дуэт Эльвиру и Анатолия Полонских отличает высокая исполнительская культура, прекрасное чувство стиля, подлинное виртуозное мастерство, артистизм и музыкальность.

Сорокина Елена Геннадьевна специализируется на кардиологии и терапии. Занимается диагностикой и лечением больных с нарушением сердечного ритма, ишемической болезнью, гипо- и гипертонией, сердечной недостаточностью. Разрабатывает план лечения при нарушении метаболических процессов в организме. Также занимается заболеваниями внутренних органов и систем (дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательной). При необходимости дает направление к узкому специалисту. Профессионально проводит интерпретацию ЭКГ, Эхо-КГ, СМАД, ультразвуковой диагностики. Елена Геннадьевна регулярно посещает курсы по повышению квалификационного уровня.

Образование

  • 2003 окончила лечебный факультет Рязанского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова.
  • 2005 клиническая ординатура по специальности «общая врачебная практика/семейная медицина» на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова
  • 2008 первичная профессиональная переподготовка и аспирантура по специальности «кардиология» на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Кандидат медицинских наук.
  • 2009 клиническая интернатура по специальности «терапия»
  • 2010 сертификационное усовершенствование по специальности «кардиология».
  • 2015 сертификационное усовершенствование по специальности «кардиология».

Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).

Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».

Биография

1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).

1959?1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.

1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году? фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).

С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:

В 1965?1966 гг. также читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).

2000: учитель Русского языка

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия»):

  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. ? М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. ? М.: 1976.
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . ? Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». ? М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Проректор по научной и творческой работе (2001-2009).
Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985).
Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).

Родилась в г. Москве в семье ученых. В 1958 г. окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко), в 1963 г. с отличием — теоретико-композиторский (класс А. И. Кандинского), в 1964 г. — фортепианный (класс И. Р. Клячко) факультеты Московской консерватории.

Совершенствовалась в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский). В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).Организовала и провела международные фестивали и конференции в Московской консерватории: «Бортнянский и его время» (2000), «Русская музыка. Рубежи истории» (2002).

Под ее руководством прошли Фестивали «200 лет со дня рождения М. И. Глинки» (2004), «60 лет Памяти» (2005), посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Торжественная неделя празднования 140-летия Московской консерватории (октябрь 2006 г.).втор и исполнитель цикла радиопередач на «Радио-1» — «Художник и время».

Читает лекции, проводит методические семинары для преподавателей, организует и принимает участие в конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, консерваториях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Петрозаводска, Казани, Ташкента и других городов, а также в ведущих учебных заведениях США, Японии, Германии.

Высокий уровень лекций, докладов и научно-методических консультаций Сорокиной отмечен в многочисленных официальных благодарностях от руководства Московской консерватории и других музыкальных вузов.Научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования и Музея имени Н. Г. Рубинштейна (с 1992 г.). С 2001 по 2009 гг. — проректор по научной и творческой работе.

Педагогическая деятельность:

Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. - кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. - доцент). С 1984 г. - и. о. профессора, с 1991 г. - профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. - заведующая кафедрой.

Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями.

Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.

Учебные курсы, мастер-классы:

В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).

Ученики:

Среди учеников Сорокиной - кандидаты искусствоведения А. Аракелова, Г. Жуковская, Д. Смирнов, С. Терентьева, И. Ухова, О. Хвоина, Н. Чахвадзе, Е. Шабшаевич и другие; доктора искусствоведения В. Дулат-Алеев, М. Чёрная.

По классу камерного ансамбля: Юлия Геталло и Александр Андреев - победители (Гран-При) Международного конкурса в Друскининкай (Литва, 2005); Анастасия и Любовь Громогласовы - победители (Гран-При) Международного фестиваля в Лондоне (2006), лауреаты II премии Международного конкурса имени Д. Д. Шостаковича (Москва, 2008).

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007).
Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008).
Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).

Концертная деятельность:

Сорокина - практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой.

С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Постоянный участник Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым.

Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.

Научные труды. Издания. Публикации:

Научную работу Сорокиной отличает широта проблематики и многообразие жанров. В числе основных сфер ее исследований - история русской фортепианной музыки, процесс формирования жанра фортепианный сонаты в России XVIII в., дальнейшего ее развития в русской музыке XIX в. и расцвета жанра в начале XX в. (см. кандидатская диссертация и ряд статей).

Другая ведущая область научных исследований Сорокиной посвящена истории мировой литературы для фортепианного дуэта. Созданная ею и защищенная как докторская диссертация монография с обширным нотным приложением «Фортепианный дуэт. История жанра» (М., 1988) - первое в мире исследование, охватывающее практически всю историю музыки для фортепиано в 4 руки за три с половиной столетия в более чем 20 странах. Значительная часть анализируемых произведений зарубежных и русских композиторов введена в научный и концертный обиход впервые.

  • История русской музыки: Учебник. В 3-х выпусках (Вып. 1. Ред. А. И. Кандинский, Е. Г. Сорокина. М., 1999)
  • Мир глазами музыканта: Статьи. Беседы. Публикации (М., 1993)
  • М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения в 2-х тт. М., 2006 Том 1 Том 2
  • Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки. Сб. статей. СПб, Лань, 2007
  • Московская консерватория: вчера - сегодня - завтра. Сб. статей
    и других

Избранные публикации

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971
  • Михаил Иванович Глинка // Начальная школа. 1972. № 2
  • Н. А. Римский-Корсаков // Там же. 1972. № 4
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976
  • Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976
  • Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987
  • Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988
  • Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Серия «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005

Дискография:

Особый жанр в научной и исполнительской деятельности Сорокиной - фонозаписи и аннотации к ним.

    Избранная дискография (в дуэте с А. Бахчиевым ) (наиболее известные пластинки («Мелодия») и компакт-диски (VistaVera))
  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки) (CD, 2006)
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки) (два CD, 2006)
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003)
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, исполнители - Сорокина, Бахчиев, ансамбль солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003)
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Фильд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, Й. Брамс) (2003)
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003)
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002)
    Зарубежными фирмами записаны программы
  • Carl Czerny. «Klaviermusik zu drei, vier und sechs Haenden»
  • «Music from the Pushkin-Epoch» (1997)
  • S. Rachmaninov. Piano Duets (1993)
  • «Russian Salon Musik»
  • «Russian Treasure»
    и другие

Список записей фортепианного дуэта с А. Г. Бахчиевым :

  • Балакирев М.
  • Бах В. Ф. Концерт F-dur
  • Бах К. Ф. Э. Анданте a-moll
  • Бах И. К. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Бах И. К. Соната C-dur
  • Бах И. К. Соната G-dur
  • Бах И. К. Ф. Соната A-dur
  • Бах И. С. Две зеркальные фуги d-moll
  • Бах И. С. Концерт C-dur (В 1061) для 2-х клавиров, 2-х скрипок, альта и бассо-континуо
  • Бах И. С. И. С. Бах, его семья и ученики. Фортепианные дуэты
  • Бах Ф. Э. Четыре маленьких дуэта
  • Бахор Фируз Индийская сюита для 2-х фортепиано
  • Бахор Фируз Токката для 2-х фортепиано
  • Берни Ч. Соната № 4 C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Бетховен Л. Марш C-dur
  • Бетховен Л. Марш D-dur ор. 45 для фортепиано в 4 руки
  • Бизе Ж. «Игры детей» (сюита для фортепиано в 4 руки)
  • Бизе Ж. - Равель М. Музыка для фортепиано в 4 руки
  • Бородин А. Полька «Элен» d-moll для фортепиано в 4 руки
  • Бородин А. Похоронный марш a-moll (№ 3 из «Парафраз»)
  • Бородин А. Полька C-dur
  • Барток, Лютославский, Энеску Фортепианные дуэты
  • Брамс И. Пять вальсов для 2-х фортепиано ор. 39
  • Брамс И. Вальс g-moll (№ 12 из «Новых песен любви» ор. 65а)
  • Брамс И. Вальс a-moll (№ 14 из «Новых песен любви»)
  • Брамс И. Вальс e-moll ор. 39 № 7 для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Вальс gis-moll ор. 39 № 4 для фортепиано 4 руки
  • Брамс И. Вальс F-dur (№ 1 из «Песен любви» ор. 52а)
  • Брамс И. Вариации на тему Гайдна B-dur ор. 56в для 2-х фортепиано
  • Брамс И. Венгерский танец № 1 g-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 4 f-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 13 D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 17 fis-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 19 h-moll для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. В духе сицилианы, d-moll ор. 60 № 5 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо C-dur ор. 3 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо Es-dur ор. 10 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо B-dur ор. 60 № 8 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Соната Es-dur ор. 2 для фортепиано в 4 руки
  • Габлер К. А. Соната F-dur ор. 22 для фортепиано в 4 руки
  • Гайдн Й. «Учитель и ученик» (Соната F-dur для фортепиано в 4 руки)
  • Геслер И. В. Большая соната C-dur для фортепиано в 3 руки
  • Геслер И. В. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Гуммель И. Н. Большая соната F-dur ор. 92 для фортепиано в 4 руки
  • Дворжак А. Славянские танцы (тетр. 1, 2)
  • Дебюсси К.
  • Диабелли А. Военное рондо D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Диабелли А. Сонатина d-moll ор. 163 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Дюрей Л. «Звоны» ор. 7 № 1
  • Дюрей Л. «Снег» ор. 7 № 2
  • Зауэр Э. «Эхо Вены» концертный вальс D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Клементи М. Соната B-dur для 2-х фортепиано
  • Клементи М. Соната № 3 Es-dur для фортепиано в 4 руки
  • Кожелух Л. Концерт B-dur для фортепиано в 4 руки и оркестра
  • Крейн Ю. «Весенние грезы» для фортепиано в 4 руки
  • Крейн Ю. «Лесная картинка» для фортепиано в 4 руки
  • Крейн Ю. «Марш сторожа» для фортепиано в 4 руки
  • Куперен Ф. Мюзетт
  • Куперен Ф. Аллеманда
  • Куперен Ф. Июль
  • Кюи Ц. Вальс C-dur (№ 11 из «Парафраз»)
  • Ланнер Й. «Пастушеские танцы в Альпах» (Вальсы A-dur ор. 205 для фортепиано в 4 руки)
  • Ланнер Й. «Отзвуки празднества Гименея» (вальс для фортепиано в 4 руки)
  • Лесюр Д. «Букет Беатрисы» (пять пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Любовский Л. Сюита для фортепиано в 4 руки
  • Лядов А. Шествие C-dur (№ 15 из «Парафраз»)
  • Лядов А. Вальс C-dur (№ 4 из «Парафраз»)
  • Лядов А. Жига a-moll (№ 7 из «Парафраз»)
  • Майер Ш. Большая увертюра E-dur для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Военный галоп Es-dur ор. 117 для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Мазурка-каприс Es-dur для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Ноктюрн E-dur для фортепиано в 4 руки
  • Макаров Е. «Сказка о рыбаке и рыбке» для фортепиано в 4 руки
  • Манукян И. Багатели (сюита для фортепиано в 4 руки ор. 10)
  • Массне Ж. Сюита ор. 11
  • Метнер Н. Русский хоровод E-dur ор. 58 № 1
  • Метнер Н. Странствующий рыцарь c-moll ор. 58 № 2
  • Моцарт В. Полное собрание фортепианных дуэтов
  • Моцарт В. Соната № 2 B-dur (KV 358)
  • Моцарт В. Соната № 3 D-dur (KV 381)
  • Моцарт В. Соната № 4 F-dur (KV 497)
  • Моцарт В. Соната D-dur (KV 448) для 2-х фортепиано
  • Моцарт В. Тема с вариациями G-dur (KV 501) для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фантазия № 1 (Adagio e Allegro) f-moll (KV 594) для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фуга g-moll для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фуга c-moll KV 426 для 2-х фортепиано
  • Мур Т. Партита для 2-х фортепиано (Вакханалия, Блюз, Тройная фуга)
  • Мур Т. Собрание легких фортепианных дуэтов
  • Музыка старой Вены
  • Музыка и живопись
  • Мютель И. Г. Дуэт Es-dur
  • Персикетти В. Концерт для фортепиано в 4 руки
  • Персикетти В. Соната ор. 23 для 2-х фортепиано
  • Плакидис П. Квинты (Инвенция для 2-х фортепиано)
  • Плейель И. Соната № 3 e-moll для фортепиано в 4 руки
  • Пуленк Ф. Соната
  • Раков Н. Три пьесы для 2-х фортепиано
  • Рахманинов С. Фантазия (Картины) Сюита № 1 ор. 5 для 2-х фортепиано
  • Рахманинов С. Баркарола g-moll (№ 1 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Вальс A-dur (№ 4 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Итальянская полька es-moll для фортепиано в 4 руки
  • Рахманинов С. Романс c-moll (№ 5 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Романс G-dur для фортепиано в 4 руки
  • Рахманинов С. Русская песня h-moll (№ 3 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Скерцо D-dur (№ 2 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Слава C-dur (№ 6 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Ребиков В. Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки
  • Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Миши C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Римский-Корсаков Н. Колыбельная C-dur (№ 5 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Маленькая фуга C-dur (№ 8 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Трезвон C-dur (№ 13 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Тарантелла a-moll (№ 9 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Рубинштейн А. Большая соната D-dur ор. 89 для фортепиано в 4 руки
  • Рубинштейн А. Галоп C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Стравинский И. Пять пьес для фортепиано в 4 руки
  • Стравинский И. Цирковая полька, переложение для фортепиано в 4 руки
  • Триандафилидис П. «Вергина» (семь пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Фергюсон Т. Соната D-dur ор. 18 для фортепиано в 4 руки
  • Фильд Дж. Большой вальс A-dur для фортепиано в 4 руки
  • Фильд Дж. Вариации на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
  • Фильд Дж. Рондо G-dur для фортепиано в 4 руки
  • Форе Г. «Долли» (шесть пьес ор. 56 для фортепиано в 4 руки)
  • Фрид Г. Соната для 2-х фортепиано ор. 76
  • Черни К. Романс Es-dur ор. 111 № 2 для фортепиано в 3 руки
  • Черни К. Романс g-moll ор. 111 № 1 для фортепиано в 3 руки
  • Чулаки М. Бурлеска для фортепиано в 4 руки
  • Штейбельт Д. Соната № 2 F-dur для фортепиано в 4 руки
  • Штраус И. Отзвуки Вены (вальс для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. Воспоминание о Берлине (вальс ор. 78 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. Воспоминание о Пеште (вальс ор. 66 для фортепиано 4 руки)
  • Штраус И. Праздничные перезвоны (вальс B-dur ор. 179 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. (отец) Дары Вены (вальс ор. 167 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. (сын) Десять девушек и ни одного мужчины (кадриль)
  • Штраус И. (сын) Крестьянская полька ор. 276 для фортепиано в 4 руки
  • Штраус Э. Путь открыт (полька ор. 45 для фортепиано в 4 руки)
  • Шуберт Ф. Музыка для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Большой марш es-moll ор. 40 № 5 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Венгерский дивертисмент g-moll ор. 54 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез F-dur ор. 75 № 4 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Военный марш Es-dur ор. 51 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Героический марш D-dur ор. 27 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Фантазия f-moll ор. 103 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Характеристический марш ор. 121 № 2 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез B-dur ор. 75 № 2 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез d-moll op. 75 № 1 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Жизненные бури ор. 144 Allegro a-moll для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Andante и вариации h-moll ор. 84 № 1 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез E-dur ор. 75 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуман Р. Восточные картины ор. 66 (шесть экспромтов для фортепиано в 4 руки)
  • Шуман Р. Детский бал ор. 130 (шесть легких пьес для фортепиано в 4 руки)

Записи концертов для фортепианного дуэта с оркестром

  • Кожелух Л. Концерт B-dur
  • Моцарт В. А. Концерт Es-dur
  • Моцарт В. А. Концерт F-dur
  • Черни К. Концерт C-dur
  • Бах И. С. Концерт № 1 c-moll
  • Бах И. С. Концерт № 2 C-dur
  • Бах И. С. Концерт № 3 c-moll
  • Бах И. С. Концерт для трех клавиров d-moll
  • Бах И. С. Концерт для трех клавиров C-dur
  • Бах И. С. Концерт для 4-х клавиров a-moll
  • Бах К. Ф. Э. Концерт Es-dur
  • Манукян И.
  • Мур Т. Концерт (посвящен А. Бахчиеву и Е. Сорокиной)
  • Подгайц Е. «Бахчиев-концерт»