Мотивы орнамента ар-нуво(модерн). Мотивы орнамента ар-нуво(модерн) Античный орнамент V-IV вв

Основные синонимы течения: модерн, арт-нуво.
Менее распространенные варианты наименований: "студио", "стиль волн и линий", "тенденции начала 20-го века", "либерти".
В переводе с французского "art nouveau" означает - новое искусство.








История происхождения ар-нуво

Зародился стиль арт-нуво в интерьере и искусстве в конце 19 века, окончательно сменив уходящее барокко. В нем удачно сочетается элегантность, многожанровость и влияние промышленной революции.

Появление веяния было вызвано стремительным развитием промышленности и автоматизированных технологий. Люди не хотели забывать про красоту природы и показывали свое влечение к ней в изобразительном искусстве.

Многие художники и дизайнеры того времени захотели новизны. Однако на практике оказалось нелегко создать и развить совершенно новое направление. Поэтому представители творческой ветви заимствовали многие нюансы из разных эпох.

Первое время ар-нуво (модерн) представлял собой не совсем удачную смесь современной и исторической эпохи. Доходило даже до безвкусицы. Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенного нового направления.








Основные черты

Арт-нуво в интерьере характеризуется естественными, плавными линиями. Орнамент ар-нуво волнистый, природный. Создается впечатление, что декор создавала природа, без вмешательства человека.

Ярким символом течения стала работа, вышитая золотистым шелком в 1895 году, под названием "Удар бича". Ее автор - известный немецкий художник-декоратор Герман Обрист.
Еще одна характерная черта течения - единство и завершенность всех элементов. Глядя на правильно оформленное помещение, кажется, что вы смотрите на живописную картину, в которой гармонично сочетаются все детали. Она воспринимается, как единое целое.

Как уже было сказано выше, вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, кувшинки, ласточки, бабочки, дамы с длинными кудрявыми волосами. В пик популярности веяния декорировалось практически все - от помещений до столовых приборов.

Характерные примеры оформления помещения можно увидеть, ознакомившись с работами Антонио Гауди, Федора Штехеля, Августа Энделя.

Внесли свои изменения в уже практически сформировавшееся течение представители из Школы искусств Глазго. В ар-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы, а также кривые линии.








Ар-нуво в интерьере - это также гармоничная комбинация разных материалов:

  • витраж и дерево;
  • камень и металл;
  • обои и роспись.

Основные цветовые гаммы:

  • бежевый;
  • кремовый;
  • белый;
  • золотистый;
  • древесный.

Оформленное жилище легкое для восприятия. Оно олицетворяет спокойствие, изящность и гармонию. В нем не ощущается перегруженность деталями и насыщенными тонами.












Особенности интерьера в деталях

Напольное покрытие - это, безусловно, паркет или его имитация. Доска может быть светлого цвета с темными узорами в виде плавных линий. Используются также ковры с характерными узорами и растительными декорами. Для ванной комнаты и кухни в стиле арт-нуво подойдет плитка или керамогранит, имитирующий паркет.








Расцветки декоративной облицовки стен мягкие и не отличаются высокой яркостью. В рассвет эпохи пользовались популярностью узорчатые обои. Современные дизайнерские решения часто предусматривают орнамент только на одной или нескольких стенах. Остальные стены помещения имеют цвет, гармонирующий с тонами декора. Такое же решение подойдет для кухни и ванной комнаты. Только в качестве отделки следует использовать плитку.

Еще один вариант облицовки - декоративная штукатурка с растительными мотивами. Она презентабельно смотрится, можно подобрать желаемый цвет. Мраморная штукатурка будет таинственно мерцать при любом освещении.








Может быть с витражами, стеклом, глянцевым блеском, вставками в виде линий древесных оттенков. Еще один вариант - штукатурка и лепнина в виде вьющихся растений. Особых ограничений в выборе материалов нет, главное - характерные черты.

Лестницы

Массивные, торжественные, с плавными изгибами. Дополняет их ковка перил и ограждений или резьба, если лестницы деревянные. Ступеньки могут быть сделаны из стекла, дерева, камня или металла. На широких ступеньках уместна роспись. Глядя на такую лестницу, создается впечатление, что ее сотворила сама природа, продумав каждую деталь.




Мебель арт-нуво характеризуется отсутствием острых краев. Формы преимущественно полукруглые, обтекаемые. Спинки стульев и кресел могут напоминать крылья бабочек. Стоит заметить, что антикварную мебель найти нелегко, а изготовить под заказ будет недешево. Довольно часто подбирается современная мебель с характерными чертами.






















Освещение

Изюминка напольных, потолочных, настольных и настенных светильников - матовое стекло. Течение как нельзя лучше подчеркивает лампа Тиффани из витражных стекол. Абажуры также с витражными рисунками, цветочными орнаментами и витиеватыми линиями. Корпус светильников массивный и чаще всего бронзовый. Основной свет - слегка приглушенный. Люстры арт-нуво могут иметь цветочный рельеф. Основание - ковка. Плафон могут держать витиеватые звенья, основа которых крепится к потолку.













Приветствуются зеркала в большом количестве с витиеватыми рамами, скульптуры животных или женщин с длинными вьющимися волосами, напольные вазы с росписью. Выгодно подчеркнуть интерьер можно с помощью картин в стиле арт-нуво.

В основе сюжета может быть:

  • натюрморт с фруктами, бабочками, лилиями;
  • водоемы с кувшинками на фоне зеленых насаждений;
  • летящие птицы или сидящие на деревьях;
  • дамы с букетами и вьющимися длинными волосами.

Багет для изображений представляет собой переплетение извилистых линий. Рама может быть дополнена резьбой по дереву.




  • Изменить прямоугольные формы дверей и окон можно посредством декоративных накладок. Они бывают из разных материалов, а их формы соответствуют стилю ар-нуво.
  • Дополните растительным орнаментом пол, стены и потолок. Вариантов, как это можно сделать, предостаточно: лепнина, роспись, декор на плитке.
  • Приобретите текстиль с растительным узором приглушенных тонов. На нем могут быть изображены цветочные композиции, ветви деревьев, птицы на фоне ветвистых растений.
  • Используйте массивные шторы в пол светлых тонов.
  • Подчеркнуть течение можно с помощью кровати с выразительным изголовьем в виде резьбы. Это могут быть изображения плиц, цветов и растений.
  • Используйте материалы из натурального дерева с обтекаемыми формами.

Несмотря на то, что арт-нуво появился еще много лет назад, свою популярность он не утратил и в наши дни. Жилище, оформленное в этом стиле, станет отличным решением для тех, кому по душе элегантная, спокойная обстановка, излучающая комфорт.

Ар деко (фр. art déco - декоративное искусство) - особое течение декоративно-прикладного искусства, зародившееся в начале XX века. Термин «ар деко» произошел от названия выставки, прошедшей в Париже в 1925 году. Отличительными чертами стиля ар деко являются строгость и смелость геометрических форм. Данное течение было очень влиятельным в декоративном искусстве первой половины прошлого века. Зародившись во Франции, к 30-м годам стало необыкновенно популярным во всем мире.

Особенности стиля ар деко

К основным особенностям стиля ар деко можно отнести следующее:

Использование экзотических и дорогих материаловслоновой кости, бронзы, перламутра, кокоса, кожи акулы, бамбука, кожи крокодила, угря, ящериц;
сочетание металла и стекла;
предпочтение отдается геометрическим орнаментам и формам. В композициях и сюжетах часто присутствуют африканские мотивы.

Стиль ар деко – это продукт сочетания кубизма, конструктивизма и модернизма. Все это гармонично дополняется шиком Африки, Востока и Древнего Египта.

Особенности орнамента стиля ар деко

Орнаментальное искусство ар деко – одно из ярчайших явлений мировой культуры. Появившийся между двумя войнами этот интересный стиль воплотил в себе стремление человека к гармонии, эстетике и счастью. Первые изделия ар деко производят поистине незабываемое впечатление необычностью форм и линий. Орнамент используется для их украшения очень широко. При этом художники применяют следующие формы:

Круги, квадраты, треугольники, спирали. Использование простейших геометрических форм стало отражением стремления общества начала века к технократической цивилизации;
использование изображений пароходов, самолетов, автомобилей и т.д., часто цветных. Таким образом, орнамент становится неким отражением единения человека и машины;
экзотические животные и непривычные для европейцев восточные аксессуары и предметы одежды.

Стиль ар деко предполагал использование огромного количества новейших на тот момент материалов и сюжетов. Казалось бы орнамент в этом случае – декор излишний. Однако именно он придает вещам шик и пикантность. Многочисленные круги, зигзаги, квадраты и треугольники придают поверхностям динамичность. Линии при этом могут расходиться под разными углами, а геометрические фигуры накладываться друг на друга.

Конечно же, орнамент ар деко не ограничивается применением только простых форм и техногенных мотивов. Мастера часто используют и растительные элементы. Особенно широко данные мотивы применяли европейские художники. В Америки они были не слишком в ходу. Чаще всего в качестве дополнения к геометрическим формам использовались листья, колосья, лилии, экзотические растения. Что касается зигзага, то он применялся настолько часто, что зачастую украшение им зданий и предметов быта выделялось в отдельное направление, называемое «стилем зигзага». Именно этот элемент стал своеобразным символом индустриальности и самого стиля ар деко. Обычно композиции, выполненные на основе зигзага – длинные линии, разворачивающиеся под прямым углом. Именно в начале века очень модными становятся путешествия в экзотические страны – Африку, Азию, Мексику, Австралию, Перу. В изображении разного рода необычных для европейца животных нашло свое отражение желание запечатлеть незнакомый таинственный мир.

В орнаменте часто используются рисунки фламинго, охотящиеся тигры, антилопы в беге и т.д. Интерес к загадочному Востоку проявился не только в нанесении изображений животных. Очень часто в орнаментах ар деко можно увидеть такие элементы, как китайские зонтики, японские кимоно и т.д. Применяются и мотивы экзотических растений – цветущая сакура, заросли бамбука. Образ человека в орнаменте данного стиля превращается в некий символ, логотип. Женщин часто рисуют в широкополых шляпах с бусами на шее. Дамы в круглых шапочках, коротких платьях и дорогих шубах используются в орнаменте повсеместно. Мужчины изображаются в смокингах и фраках. Одной из особенностей социальной жизни начала века было стремление к здоровому образу жизни. Поэтому на орнаментах так же часто можно видеть спортивные атрибуты – теннисные ракетки, бассейны, мячи и т.д. Орнамент ар деко можно считать некой иллюстрацией жизни общества того времени. Воплощая свои идеи в узоре, мастера создали оригинальный и неповторимый мир, в котором живые формы совершенно гармонично сочетаются с простыми геометрическими фигурами.

Известные художники, работавшие в стиле ар деко:

Жан Дюнан (1877—1942) – швейцарский художник. Создавал ткани, оформленные африканскими и абстрактными мотивами;
Александра Экстер (1882 – 1949) – русско-французский живописец, график, авангардист, художник театра;
Вадим Меллер (1884-1962) – советский театральный художник, иллюстратор и архитектор.

Мотивы орнамента ар-нуво(модерн)

Модерн обнаружили определенные пристрастия ко всему томному, блеклому, чахлому, как бы умирающему «красивой», эффектной смертью. Ирисы, орхидеи, лилии, похожие на асфодели, болотный тростник, ползучие, переплетающиеся, тянущиеся стебли, корни растений...И вместе с тем возникает интерес к таинственно-демоническим силам природы коварным, хищным животным, представителям земноводного мира, среди которых змеи, жабы, насекомые. В центре эстетики модерна женщина-вамп, юное погибшее существо, исполненное таинственной, обольстительной силы, одновременно привлекательной и губительной. Она как сказочная сирена, манящая, влекущая изведать непостижимо-утонченное, мучительное наслаждение, цена которого -- смерть.

Модерн изобрел и свой специфический колорит, напитанный болотными,

травянистыми оттенками буро- зеленого, коричневого, мутного,

нечистого с примесью лилового, розового и проч. В нем могут проявиться

и более сильные тона багрово-красный с контрастно-черным, как пылающий перед ненастьем закат. Но такие цвета лишь более откровенно

проявляют зловещий характер этого стиля, и чаще они скрыты блеклой,

непрозрачной пеленой. Вполне естественно, что никакой четкой, раппортной орнаментальной системы модерн породить не мог. Есть лишь некие характерные декоративные образования в виде асимметрично поднимающихся и вяло опадающих масс, подчиненных общим ритмическим закономерностям. Стилистическая доминанта их ассоциируется с образом переплетающихся стеблей ползучих растений или корней. Конкретные изобразительные мотивы как будто тают, растворяются, появляются и исчезают в тягучей, вязкой, медленно движущейся массе. От предшествующего этапа историзма у модерна сохранилась стойкая

приверженность к «всеядности»: он перепробовал в своей стилистической

кухне буквально все -- от мотивов древнеегипетского искусства

до изображения капли воды под увеличительным стеклом.

Но при этом и в самой истории художественной культуры модерн обнаружил

свои пристрастия. Он -- классическое художественное воплощение

культуры декаданса, аналоги которого мы проследили во многих предшествующих культурах. И вот теперь, в период тотального кризиса западноевропейской культуры, новый стиль как бы по крупицам собрал черты своих предшественников. Мы уже говорили о том, что эгейская культура по странному (а вернее сказать закономерному) стечению исторических обстоятельств была открыта именно в эпоху модерна; большой популярностью в этот период пользовалось искусство

рококо, кельтская культура, вызвавшие множество всякого рода подражаний. Сильное впечатление на европейцев произвела в середине века состоявшаяся выставка японского искусства, которая ознаменовала собой окончание двухсотлетней изоляции этой страны для внешнего мира. Искусство

Японии основано на совершенно иных эстетических канонах неприятии симметрии, раппорта, необычайной утонченности, эстетизме. Все это сыграло свою роль в формировании будущего стиля. Но наиболее существенной исторической составляющей модерна стала стилистика поздней готики. Именно в ней увидел образец для подражания основоположник западноевропейского модерна, английский художник, предприниматель и теоретик Уильям Моррис. В своих утопических проектах он обратился к позднему Средневековью как к образцу доиндустриальной промышленности ремесленного типа, в которой творческое человеческое начало еще не было отторгнуто от создания самих вещей. Тот факт, что Моррис и его единомышленники обратились именно к поздней готике, имеет весьма глубокий смысл, состоящий в том, что

художественная культура в период назревавшего в Европе декаданса интуитивно искала родственные корни в истории, обратившись за вдохновением к эпохе, в которой аналогичные явления духовного порядка приобрели столь мощное, всеохватывающее значение. Модерн со своей стилистикой буквально вырос из пламенеющей готики, явившись во многом как бы продолжением и развитием этого стиля. Начиная с почти буквального подражания, стилизаций, постепенно впитывая в себя самые разнородные впечатления, он породил и свою собственную стилистику, в которой уже наметившаяся в поздней готике напряженная вибрация ритмов теперь развилась с предельной для художественной системы возможностью. Готические композиции стали словно расплываться, деформироваться, превращаясь из математически выверенных когда-то структур в аморфные, вялые, словно растительные переплетения. Характерная для готики идея непрерывного, постоянного роста, в конечном счете -- в никуда, к Недостижимому, сохраняется, но меняет свой ориентир, ибо вместо движения в определенном направлении в ней возникает хаотический, беспорядочный рост. Идея незаконченности, непредсказуемости результата доводится здесь до полного абсурда. Наглядный пример тому созданный в псевдоготическом стиле собор в Барселоне (архитектор А. Гауди), строительство которого было начато в разгар эпохи модерна, а завершено в середине 30-х годов. В колорите модерна, о котором мы говорили выше, своя логика развития, ибо вначале имели место преимущественно звучные, лихорадочно-экзальтированные, близкие к готике тона, которые позже как бы затуманились, подернулись блеклой, мутной пеленой.

Эпоха модерна проявляла необычайный интерес к тематике средневековых ведьминских шабашей, к друидским тайнам, к любовным шалостям и оккультным увлечениям галантного века. И в то же время сама она увлекалась спиритизмом, месмеризмом и прочими способами «научных» связей с нечистой силой. Демонический культ женщины- вамп этой ведьмы эпохи модерна был тесно связан с театрально-богемной средой, в которой царили разврат и извращения. Флер этого образа набросил свою тень на эстетический идеал модерна -- бесстыдная, экзотично одетая особа, обольстительница, весь вид которой исполнен ложной значительности, была в то же время совершенно невежественным, заблудшим, падшим существом.

Сюжеты в произведениях модерна часто наполнены поистине бесовским смыслом, сочетая откровенное бесстыдство с чудовищным кощунством (достаточно вспомнить в этой связи творения Обри Бердслея).

Если в первый период своего существования стиль модерн имел во многом как бы прикладной характер, часто просто украшая своим декором индустриальные поверхности архитектурных фасадов или предметов быта, то постепенно ритмы, рожденные его стилистикой, начинают втягивать в свою орбиту и саму форму. Зрелый стиль модерн породил причудливые очертания вещей различного назначения, вплоть до интерьеров и экстерьеров зданий. Рациональная, конструктивная основа оказалась глубоко спрятанной в толще массы, словно растекающейся, расплывающейся. Аморфные, асимметричные формы вторили ритмам декора. Развивались виды декора, наиболее созвучные новым исканиям.

В наследство от готики модерн получил интерес к цветному стеклу, к витражам. Особый успех они имели в более раннем, подражательном периоде. Постепенно их готически лихорадочная яркость тускнеет, приобретая характерную для модерна гамму блеклых тонов, среди которых особенно популярен лиловый цвет.

Но наиболее выразительной декоративной находкой стиля модерн следует, конечно, считать его знаменитый орнамент в виде резкой, петлеобразной кривой, как бы впитавший реминисценции готического шрифта, чрезвычайно популярного в эпоху модерна, и кельтского орнамента, рококо и японских росписей. Он ярко проявился в декоре кованых решеток благодаря своей внешней выразительности и в то же время совершенной элементарности решения, в связи с чем имел широкое распространение в архитектуре модерна. Его изображали на афишах, искусство которых благодаря техническим достижениям также получило чрезвычайное развитие в этот период. Им украшали швейные машинки и витрины магазинов, дамские платья. Эффектный силуэт этого орнамента вобрал в себя всю квинтэссенцию стиля модерн и стал его своеобразной визитной карточкой, как рокайль в стиле рококо.

Орнамент стиля ар деко

Орнаментальное искусство стиля ар деко - одно из интереснейших явлений мировой художественной практики. Появившееся под влиянием новых эстетических идеалов общества в краткий период между двумя мировыми войнами, оно воплотило извечное стремление человека к гармонии, красоте и счастью. Осознав скоротечность времени (во многом благодаря открытиям в области физики, математики, биологии, генетики) и не желая упускать ни дня столь прекрасной, но непродолжительной жизни, люди стали путешествовать, приобретать предметы роскоши, посещать светские рауты, театры, рестораны.

Ар деко, искусство 1920-1930-х гг., получило свое название после Всемирной выставки декоративных искусств 1925 г. в Париже, где художники из Франции, Англии, Америки, Скандинавии представили свои новаторские произведения. Изделия из стекла, металла, тканей, предметы мебели отличались столь необычной красотой форм и линий, что в мгновение ока завоевали широчайшую популярность. Относительная дешевизна этих изделий, достигавшаяся за счет фабричного изготовления, позволила существенно расширить рынок сбыта. Предметы нового стиля были доступны не только для богатых, но и для среднего класса. К тому же, несмотря на скромные цены, изделия ар деко не проигрывали в красоте и функциональности.


Как правило, лаконичную и выразительную форму предметов художники подчеркивали с помощью контрастных фактур, красиво изломанных линий, игры цвета, сочетания разномасштабных объемов, нарочито подчеркнутых вертикалей. Существенное место отводилось и новым орнаментальным мотивам. На первый взгляд кажется, что при использовании огромного количества новых материалов и композиционных приемов, орнаментальный декор был излишен. Однако именно орнамент придавал предметам ар деко особенную пикантность и шик.


Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры - треугольники, квадраты, круги, спирали. Отдавая дань стремлению общества к технократической цивилизации, геометрический орнамент, олицетворявший единение человека и машины, словно соединял металлическую конструкцию с живой плотью. Совершенно новым орнаментальным мотивом явилось изображение машин, пароходов, локомотивов, самолетов, аэростатов. По сути, ар деко символизировал философию Нового времени, в которой соединились машина и человек.


Многочисленные зигзаги, ломаные линии, треугольники, квадраты, круги и эллипсы заполняли поверхность предмета, придавая ощущение активного, динамичного движения. Линии могли расходиться под разными углами, взрываться каскадом ниспадающих лучей. Круги, треугольники, квадраты чередовались, накладывались друг на друга, образовывали сплошной ковер, состоящий из повторяющихся элементов.


Особым пристрастием к кривым линиям и зигзагам отличались американские художники. Роль зигзага в архитектурном декоре или украшении предметов быта была столь значительна, что порой это явление выделяли в отдельное направление, названное «стилем зигзага». Именно зигзаг, воплощавший сущность индустриального развития, стал основным художественным средством для выражения идеи стиля ар деко. Многочисленные композиции, сформированные по принципу зигзага, представляли собой протяженные вертикальные прямые линии, сломанные под прямым углом.


В построении орнамента ар деко не ограничился использованием геометрических мотивов. В отличие от американских, европейские художники продолжали развивать идеи растительных мотивов, наиболее популярными среди которых были листья, лилии, колосья, экзотическая флора джунглей. Нередко встречались мотивы струящейся воды, клубящихся облаков, солнечных лучей и т. п.


Желание запечатлеть таинственный мир заокеанских стран, открывшийся европейцам во время путешествий в Африку, Малую Азию, Австралию, Мексику, Перу, выразилось в многочисленных изображениях экзотических животных. Так появились оригинальные мотивы с использованием образов охотящихся тигров, парящих в высоте фламинго, притаившихся в зарослях диких кошек, бегущих антилоп.


Восток, загадочный и манящий, не мог не взволновать прагматичных европейцев. Китайские зонтики, традиционные японские одежды, бамбуковые заросли, цветы сакуры отныне украшали крышки столешниц, створки ширм, вплетались в тканые узоры, образовывали забавные картинки-панно. Некоторые декоративные элементы напрямую заимствовались из других культур. Образы индейцев доколумбовой Америки вносили национальный колорит в интерьеры гостиных, а туалетные столики и кресла в древнеегипетском стиле прекрасно смотрелись в будуарах.


Образ человека в орнаменте ар деко превратился в некий логотип - знак стиля. Женщины в коротких платьях с длинными бусами, в круглых шапочках и дорогих меховых пальто, с мундштуками, мужчины в смокингах, котелках, фраках - все это часть изобразительного мира ар деко и лишь иногда - часть орнамента. Стремление к красоте, здоровью и физическому совершенству были главными идеями того времени. Поэтому атрибуты здорового образа жизни - бассейн, теннис и пр. - стали популярными образами орнаментального декора. Фактически, орнамент ар деко - это своего рода повествование, иллюстрация жизни, в которой царит безудержное веселье и торжествует гармония.


Благодаря своей графичности и многочисленной вариативности орнамент стиля ар деко стал чрезвычайно популярен у художников-графиков, мастеров по металлу, дереву и тканям. Воплощая свои идеи, художники создавали неповторимый мир, в котором геометрические мотивы переплелись с живыми формами. Используя язык образов, метафор и символов, орнамент ар деко подготовил почву для развития графического дизайна.


/ В. И. Ивановская . Орнамент стиля ар деко. Изд. "В.Шевчук", 2008/