Монотипия техника рисования для детей рисунки. Техники рисования с детьми: монотипия

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии , то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии , вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

История создания печатной техники монотипия

Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665) .

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.

В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!


Монотипия : Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Материалы и инструменты.

Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.


Краски . По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)

Офортный станок

Литографский печатный станок

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Cтилистические направления в монотипии

(печатная графика)

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Восьмой этап

Цветная монотипия

Черно-белая монотипия

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал: - бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги - краски: гуашь, акварель, темпера, акрил - ванночка для мыльного раствора - мыльный раствор - кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина) - тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности - оргстекло либо стекло обычное - баночка с чистой водой - палитра для смешения цветов

Третий этап:

Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.

Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды, то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).

Четвертый этап:

После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Первый этап: Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской "сажа газовая").Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости.

Второй этап: Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину, то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае.

Третий этап:

После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине, мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того, как у вас будет организованно рабочее место, оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения.

Четвертый этап:

Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме.

Пятый этап:

Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно, аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите.

Шестой этап:

Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней), иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь и прочие материалы.

Седьмой этап:

В ходе работы вы можете подсматривать и следить за процессом. Только делать это необходимо аккуратно, отгибая уголок листа так, чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить, задать необходимые эффекты, контрасты.

Восьмой этап:

Перед тем, как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы, что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток.

Девятый этап :

Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской, а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант, сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется - прим. автора). Берем форму с нашим продавленным рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке - закрутить кое-какие гайки потуже.

Десятый этап:

Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы.

Удачи вам в работе!

Третий способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит











Четвертый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Типографские или масленые краски,

Ванночка для воды

Растворители красок: скипидар или бензин

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

Второй этап:

Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы.

Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов, к примеру, основные.

На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков.

Третий этап:

Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта.

Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду.

Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии, должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как, растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление.

Четвертый этап:

Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем, любуемся полученным эффектом.

Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе.

На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага.

Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы.

Пятый этап:

Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась.

Шестой этап:

Когда у вас высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком.

Пятый способ

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Масленые краски, гуащь или акварель,

Баночка для воды

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами.

Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа.

На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом.

Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить.

Желаю Вам творческих эксперементов!






Шестой способ — смешанная техника.



Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

,

Главная ll ll ll ll ll

Нередко попадаются примеры, когда есть желание рисовать и отсутствует талант рисования. Что делать в таком случае? Отказаться от рисования вовсе? Или попробовать нетрадиционные техники рисования, к примеру, монотипию? Родом монотипия из Италии времен эпохи Возрождения. Развить это искусство сумел его родоначальник, знаменитый художник-новатор Джованни Кастильоне.

Необходимые материалы


Данное искусство, если попытаться охарактеризовать его одним словом, лучше всего впишется в определение «оттиск». Другими словами, вы сначала наносите рисунок на одну поверхность, к примеру, стекло, а потом делаете оттиск на бумагу или холст.

Для работы в технике «монотипия» вам понадобятся следующие материалы:

  • холст или бумага для акварели,
  • карандаши,
  • кисти (круглые, для работы с акварелью и плоские для работы с маслом или акрилом),
  • краски - лучше всего акварельные или акриловые, но можно и масло, только учтите, что оно долго высыхает (тонкий слой может просыхать до двух дней),
  • обычная скалка,
  • наждачная бумага (мелкозернистая),
  • кусок пластика и стекла для оттиска,
  • кусок стекла,
  • тара с обычной водой или распылитель.

Делаем открытку















Прежде чем приступить к рисованию, необходимо подготовить все материалы. Используйте наждачную бумагу, чтобы натереть пластик. Так его поверхность станет неровной и это даст интересный результат при оттиске. Если хотите глянцевый оттиск – используйте стекло.

Еще один плюс в выборе оттиска-стекла заключается в следующем. С его помощью можно подложить под низ стекла готовую картинку и просто как бы разукрасить ее, повторяя красками все поверх стекла. С пластиком так не сделаешь. В итоге, используя обычное стекло, вам остается лишь вспомнить детство, когда каждый, наверняка, раскрашивал книжку-раскраску. Сделать это, согласитесь, не так уж и сложно, даже без умения рисовать. Просто закрепите скотчем подкладку-рисунок, чтобы она не ерзала, и смело все перерисовывайте.

Единственная трудность может быть в том случае, если изначально в выбранном вами рисунке много цветовых переходов и деталей. Поэтому начинающим лучше всего тренироваться на простых несложных рисунках, при передаче которых не требуются глубокие познания в цветосмешении и колористике.

При работе в технике монотипии не стоит уделять особое внимание деталям, ведь, не имея опыта в данной технике, при перенесении рисунка с оттиска на бумагу все может пойти не так, и картинка чуть смажется. При не детализированном рисунке это не будет недочетом, но вот в обратном случае многое может смазаться.

Теперь пришло время понять главный принцип монотипии. При оттиске в монотипии те краски-слои, которые вы положите первыми, и окажутся верхними на бумаге. Именно они больше всего перенесутся, а те, которые были последними – пойдут под низ. Поэтому начинайте от обратного. Если в стандартной живописи красками сначала наносят темные участки, а потом осветляют необходимые места, то здесь, в монотипии, все наоборот.

После того, как краски нанесены, приготовьте бумагу или холст (в случае с использованием масляных красок лучше всего брать холст на картоне). Ее (бумагу) необходимо положить минут на пять в обычную воду, чтобы она размокла. Если вы используете обычную, а не акварельную бумагу, то достаточно будет просто побрызгать ее из распылителя. После этого бумагу аккуратно кладут поверх полотенца, чтобы оно впитало лишнюю влагу, затем – поверх самого рисунка и придавливают. Старайтесь не двигать бумагу, иначе ваш рисунок размажется в сплошное пятно. Накладывать бумагу необходимо в такой последовательности - от нижнего края к верхнему.

Теперь, не спеша, аккуратно, но с нажимом прокатайте скалкой поверх бумаги. Начинайте раскатывать от центра к краям. Эта процедура не должна занимать более минуты времени. Делайте все размеренно, с одинаковым нажимом, давите, но не ерзайте. После этого снимайте бумагу с уже готовым оттиском. Для этого подцепите аккуратно верхние уголки и медленно отделите весь лист от стекла. В случае с холстом на картоне надо быть еще деликатнее – осторожно поддеть края холста и медленно рассоединить его со стеклом.

Если рисунок передался не везде – это не страшно. Всегда можно подрисовать. Кстати, сейчас и уместно добавлять детали. К примеру, если это пейзаж, то самое время прорисовать деревья, листочки, траву, если это портрет – глаза, контуры и так далее. Для этих целей подойдут кисточки-колонки (размер 0 и 1).

Учитывая то, что при контакте с водой бумага деформируется, оформлять готовую работу необходимо в рамку под стеклом, которая ее выровняет. Меньше всего деформируется плотная бумага для акварели, именно ее и стоит выбирать для монотипии.

Очередность изготовления открытки: нанесите сначала на материал, выбранный для оттиска (стекло или пластик) два цвета (синий и зеленый), немного попрыскайте краску водой из пульверизатора, чтобы появились красивые потеки и размытости. Сделайте оттиск.

Далее, возьмите четыре цвета (белый, серебряный, пурпурный и голубой), нанесите на стекло в произвольном порядке, вновь опрыскайте и сделайте оттиск. Получившейся окрашенный лист картона используйте для основы открытки. Также из заготовки можно вырезать декорный материал, к примеру, бабочек, которые тоже могут украсить открытку.

МАСТЕР-КЛАСС

РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИИ

Учителя МБОУ «СОШ с.Святославка»

Бескровной Ольги Викторовны

2015 год

Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.

Краски для монотипии можно использовать разные.

Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток.

На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений !

Монотиипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи - детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста - главное тут разбудить воображение ребёнка и обрать рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ничем не ограничен - потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно - поговорим далее) и гладкими поверхностями - это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу - в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику - это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска - можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что прфессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета - это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?

Акварель - хорошо подходит для детсткого творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь - тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими - нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь - только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям - вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей - ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил - тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве

Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадлся соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотопии только ленивые.

Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальнаядендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом - их так же окрестили «стохатипиями». природа многих монотопий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин « фрактальная монотипия ». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются

Монотипия в психологии

Яркий пример монотипий - пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов - но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного - они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову.

Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру - он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видиние в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест - полюбопытствуйте!