Мир русской усадьбы в картинах С.Жуковского. «Российским деревом года» был признан дуб из усадьбы Абрамцево

Бывшая купеческая усадьба Дугино находится в поселке Мещерино Ленинского района. Ей владел фабрикант и художник Николай Васильевич Мещерин. Тринадцать лет провел в Дугино известный живописец, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь. Он дружил с Николаем Васильевичем, а позже породнился с ним, женившись на племяннице Валентине Михайловне Мещериной. Сегодня главный дом и усадьба заброшены. В 2014 году бывший дом Н.В. Мещерина сильно пострадал от пожара.

Отец Николая Васильевича Мещерина был разбогатевшим крестьянином из Калужской губернии. Василий Ефремович Мещерин занялся мелкой торговлей в Москве, скопил денег, и в 1867 году смог выкупить старинную суконную фабрику в Даниловской слободе. На тот момент фабрика находилась в упадке, но Василий Мещерин за короткий срок наладил производство. Он оснастил предприятие паровыми машинами и новыми ткацкими станками. Меньше чем за десять лет число рабочих на фабрике выросло с двухсот до тысячи человек. Благодаря коммерческим талантам Василий Мещерин смог войти в купеческое сословие.

Будучи уже богатым фабрикантом Василий Ефремович Мещерин подобрал на одной из московских улиц татарского мальчика-сироту и воспитал в своей семье. Он крестил его по православному обряду и дал свою фамилию. Внук этого приемного мальчика Вячеслав Валерианович Мещерин стал известным советским музыкантом-экспериментатором. В 1957 году он организовал ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором звучали терменвокс, электроорган, электробаян, клавиалина и другие необычные для тех времен электроинструменты.

У Василия Ефремовича были и родные дети: трое сыновей и одна дочь. Старший сын Николай Васильевич Мещерин возглавил управление Даниловской фабрикой после смерти отца. По воспоминаниям друзей Николай был человеком «лирического склада» и тяготился коммерческой деятельностью. Сына успешного купца и фабриканта больше тянуло к художественному творчеству. Николай Васильевич сдружился с художниками и начал писать сам. В Практической академии коммерческих наук Николай Мещерин учился вместе Василием Васильевичем Переплетчиковым - еще одним художником, вышедшим из купеческой среды. У него Николай Васильевич брал первые уроки рисования. Художественное творчество легко давалось Николаю Мещерину, хотя он занялся им в возрасте уже тридцати лет. Скоро этюды Мещерина заметил и оценил Исаак Левитан, а журнал «Мир искусства» поместил некоторые из них на своих страницах.

Друг Николая Мещерина Игорь Грабарь в автобиографии «Моя жизнь» вспоминал художника таким: «Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью». Грабарь также вспоминал, что Николай Васильевич был осторожен, мнителен в отношении здоровья и постоянно советовался с докторами. Его родной брат Михаил Васильевич Мещерин, который часто приезжал в Дугино поохотиться, наоборот, казался жизнерадостным, веселым и не признавал врачей. Как раз на дочери Михаила Васильевича Игорь Грабарь женился в 1913 году.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в городе Будапеште. Его отец участвовал в русинском движении в Закарпатье и Галиции, бывших в то время частью Австро-Венгрии. Когда Игорю было пять лет, отец переехал жить в Российскую империю. Он поселился в подмосковном городе Егорьевске, а спустя время перевез туда всю семью. Игорь Грабарь в 1880-1882 года учился в Егорьевской прогимназии, а продолжил учебу в Москве и Санкт-Петербурге. Подмосковное Дугино стало для Грабаря на многие годы родным местом и источником вдохновения.

Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого. Усадьба находилась в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестные деревни и русло реки Пахры. Грабарь ехал в Дугино на санях по снежной дороге и, восхищаясь видами, подумал: «Вот она, типичная подмосковная природа!» Художнику не терпелось писать этюды пейзажей.

В усадьбе Дугино побывали все знаменитые московские художники того времени. Грабарь вспоминал, как к Мещерину приезжали Илья Остроухов и Валентин Серов. Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.

Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: «Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной».

Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре после революции Даниловскую фабрику национализировали. В советские годы она стала называться «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М.В. Фрунзе». Вдова художника Мещеринова Лидия Ивановна осталась без прежних средств, и ей пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино. Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, и в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.

Усадьба Абрамцево - одна из самых красивых и знаменитых усадеб Подмосковья. В разное время гостями усадьбы были легендарные деятели искусства – поэты, художники, музыканты. В настоящее время Абрамцево – это не только музей, где собраны произведения искусства мирового уровня, но и огромная территория для прогулок, которую украшают памятники архитектуры, живописный парк и прекрасный природный ландшафт.

В программе:

Посещение Усадебного дома конца 18 века, где представлена экспозиция, посвященная творческим людям - Абрамцевскому художественному кружку. В Усадебном доме царит обстановка, сохранившаяся с тех времен: книги, картины, портреты и многое другое.

Посещение Кухни, которая в 19 веке использовалась по назначению, а сегодня здесь представлен целый музей Абрамцевской коллекции и его гостей, вещи которые они считали имеют большую художественную значимость. Среди экспонатов вы увидите: образцы архитектурной резьбы (резные украшения изб), резные ларчики, сундуки, ковши, прялки и много другое.

Посещение Мастерской – деревянного «русского» домика, выстроенного известным архитектором В.А. Гартманом в середине 19-го века. В мастерской когда-то трудились М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, С.И. Мамонтов и другие. Сегодня в Мастерской представлена экспозиция произведений «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской.

Экскурсия в мастерскую под названием Баня-Теремок, которая так же выстроена в «руссом стиле» архитектором А.П. Ропета в конце 19 века. Здесь представлены изделия из дерева, предметы домашнего обихода, мебель и многое другое. Многие вещи изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой, сестры знаменитого художника.

Прогулка по знаменитому Усадебному Парку с интересным рассказом об истории усадьбы Абрамцево, о её знаменитых владельцах и гостях. Во время прогулки вы увидите знаменитую беседку, которая была выстроена В.М. Васнецовым, а за свой сказочный вид получила название «Избушка на курьих ножках».

Посещение Поленовской Дачи, которая была построена в Абрамцево в конце 19 века. В.Д. Поленов использовал Дачу, как мастерскую, где создавались свои произведения искусства.

Посещение церкви Спаса Нерукотворного, к созданию которой были причастны великие художники – Поленов, Васнецов, Врубель. Храм выглядит действительно сказочно и необычно.

Обед в кафе - 350 р. (по желанию).

Стоимость для детей от 7 до 14 лет включительно и группам от 5 человек - 1900 р.

Детям до 6 лет включительно - 700 р.

Вы можете заказать экскурсию в Усадьбу Абрамцево для своей группы. Стоимость рассчитывается индивидуально.

Не знаю как Вы, а я люблю разглядывать картины, с другой, с незнакомой мне жизнью среди природы. Вот когда начинаешь понимать, откуда в нас страсть, любовь к загородной жизни, к жизни на пресловутых шести сотках. Подборка из совсем небольшого количества картин, но и цели показать развёрнуто и популярно у меня не было, так для общего видения: русская усадьба, дореволюционная, довоенная и современная дачная жизнь на картинах художников.

До начала XIX века дачная жизнь была частью придворной жизни и считалась роскошью. «Дача» была государственной наградой. Не многим известно, что сам термин «дача» возник от слова «давать». Награждённый получал земельный надел за городом, но в непосредственной близости от столицы, чтобы всегда быть по первому зову государя. На земельных наделах строились роскошные дворцы и особняки, непременной обязанностью царевых дачников становилось украшение наделов садами, парками, лесами. Вот так начиналось зарождение русской усадьбы.

Русская усадьба. Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд. Образ очень поэтичный, близкий нашему уму и чувству, но это образ ушедшей красоты и поэтому для меня -печальный. Это забытая частица России. Когда смотришь такие картины, такие русские, даже сердце сжимается. Кажется, что жила именно там, именно тогда — а не в современном мире

Или вот. Загородный дом, утопающий в зелени, роскошный сад и уютные, наполненные ласковым солнцем интерьеры, высокие окна, открытые в свежесть липовых аллей, гостиные с нотами на рояле…

И всё ж, мне кажется, что больше всего тревожат пейзажи природы. Усадьбы, даже если они на переднем плане, только их составная. Вот, например, с этой картины так и веет сумраком от столетних лип.

А вот жёлто-зеленый пейзаж. Самая малость осеннего золота на берёзах. Вершин многих деревьев не видно, они «срезаны», что усиливает впечатление от их высоты. Небо голубыми осколками проглядывает среди ветвей. Чувствуется, что это, один из последних осенних дней так называемого «бабьего лета», следом за которыми приходят холода и затяжные дожди.

Светлые дома, с колоннами, в тенистой чаще деревьев. Сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, плавно покачивающихся на тёплой воде. Старые нянюшки, снимающие пенки с варенья. Я обожаю картины изображающие « про жизнь в имениях и усадьбах». Здесь и домысливать то особо и не надо, надо только повнимательней поразглядывать, порассматривать, почувствовать настроение. А картины сами расскажут нам тысячью самых разнообразных голосов, о своей жизни, плетя кружево историй и сказок.

Вот хотя бы дворянские усадьбы художника Владимира Первунинского. Где так и читается атмосфера загородных владений: охота, верховая езда, пешие прогулки, чай с вишнёвым вареньем, праздники с музыкой и фейерверками.

Усадьба- тип жизни, который обеспечивал хозяину и его семье особую, полную довольствия, жизнь на лоне природы.

Здесь мне сразу в глаза бросаются цветущие кусты сирени. Сирень в России всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. А когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирeни, как и на этой картине.

Далекий и уже почти совсем забытый, но волнующий воображение 19 век, со своим неповторимым бытом, размеренным ритмом, чуть наивный, но такой восхитительный и прекрасный. Картины несут в себе трогательные нотки ностальгии, по той имперской России, о которой теперь можно узнать лишь из книг, мемуаров, исторических хроник.

Мне ещё нравятся картины с размеренно текущим временем. Как вот на этой картине: проводящие свободное время элегантные дамы. Они читают. Прекрасная и уютная, так сказать картина. Лето здесь показано весьма привлекательно. Кусочек старины, радующий глаз в наш век тотальной урбанизации.

В Европе из рода в род, много столетий, переходят и хранятся имения и сокровища предков. В России же наперечёт несколько поместий, находящихся двести лет в одной семье. И нет ни одного примера дошедшей до нас целиком сохранившейся помещичьей усадьбы 17 в.

А вот разруху старого, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать жизнь, наблюдать можно. И все же мы ещё можем увидеть тот, ушедший от нас мир. На картинах. Иногда, кажется, мы так далеко ушли от всего этого, а какая же это прелесть, всё настоящее, красивое и наполнено душой!

Кто не знает знаменитой картины Василия Дмитриевича Поленова «Бабушкин сад».

Старая дворянская усадьба, знававшая лучшие времена. Большой дом. Его желтоватый цвет воспринимается эквивалентом золотого. Кровлю поддерживают белые колонны и украшенный лепниной фронтон. Когда-то торжественный вход с лестницей ведущей сразу на второй этаж, большие окна, чугунная решетка перил. Всё говорит о его былой красоте. Вокруг дома лужайки и цветники. И все это тонет в зелени сада. Сад, может быть вишнёвый, может быть яблоневый, всё равно. Старая хозяйка вышла на прогулку с внучкой, пройтись по знакомым дорожкам, посыпанным песком. Понятно, бабушка уже старенькая, сад зарос, но всё равно можно увидеть какие-то высокие многолетние цветы и уж точно лилейник… только что разглядела цветы в горшках на ступенях. Эта усадьба для меня- ностальгия по «дворянскому гнезду», где кошка греется на окошке, а на лужайке у пруда, растянулся пёс, в доме пахнет вареньем, а в саду флоксами и жасмином. А тёплой летней ночью – прогулки под луной и романсы под гитару.

Или вот картина Василия Максимовича Максимова «Все в прошлом».

Запущенная усадьба, запущенный дом. А ведь это могло быть когда-то красивым местом. Картина, это — всего лишь капля, но в ней виден весь океан жизни. На неё хочется долго смотреть, задаваясь вопросом: как же всё здесь выглядело, когда бабушка была молода, когда усадьба была в расцвете?

С приходом Советской власти исчезли барские усадьбы, так же как и богатые дачные дома, а значит и так называемая «простая» усадебная жизнь или совсем не простая, но связанная с жизнью самой природы. Оттого, на картинах, она иногда немножко сказочная, иногда совсем будничная, но это целый мир открытый художником для нас.

Команда "Усадебного Экспресса" приглашает вас на дружные проводы зимы в ближайшие выходные. Мы разработали для вас сразу два подмосковных…


  • «Российским деревом года» был признан дуб из усадьбы Абрамцево

    Победитель конкурса «Российское дерево года» - создание усадебное! Почетное звание главного дерева 2018 года стал 248-летний дуб из…

  • В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

    В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в…

  • Усадьба АБРАМЦЕВО в фильме "Первая любовь", 1995 год

    В 1995 году режиссером Романом Балаяном был снят фильм "Первая Любовь" по одноименному рассказу И.С. Тургенева. Съемки художественного фильма…

  • Усадьба Абрамцево в фильме "Накануне", 1959 год

    Накануне поездки " Усадебного экспресса" в Абрамцево 24 и 26го числа давайте посмотрим фильм "Накануне", снятый по Тургеневу с Олегом…

  • Усадьба АБРАМЦЕВО на зимних фотографиях

    Абрамцевский художественный кружок объединил большое количество художников, это наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX…

  • Усадебный экспресс. Масленица в Мураново и Абрамцево, 26 февраля 2017 года

    Не знал, что все так любят есть блины в усадьбах:) Рад сообщить вам, что 24 февраля экскурсию "Усадебного экспресса" по направлению… Усадебный экспресс. Масленица в Мураново и Абрамцево, 24 февраля 2017 года

    Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время принято веселиться, ходить…