Минимализм в фотографии: особенности, интересные идеи и рекомендации профессионалов. Минимализм в фотографии Нужна ли обработка фотографиям в стиле минимализм

Минимализм - очень интересное течение в художественной фотографии. Если правильно подойти к минимализму, снимки, сделанные в этой манере, станут очень и очень выразительными. Как понять минимализм, как заставить его правильно работать на замысел фотографа - об этом мы и расскажем сегодня.

1. Что такое минимализм?

Минимализм - стиль, применимый не только к фотоискусству. В минимализме работали и до сих пор работают многие художники всего мира. Главная суть минимализма - использование как можно меньшего числа компонентов во всём: в форме, в линиях, в цвете, в фактуре поверхности объектов, которых тоже минимум на изображенном пространстве. Минимализм - концепция довольно субъективная. Он оставляет широкий простор для восприятия произведения зрителем. Каждый зритель может сам вкладывать свой смысл в фотографию или другое произведение искусства.

Кому-то нравится открытость минимализма, идея его свободы, другим непонятна его недосказанность, отсутствие четко выраженного смысла. Но для фотографа, в отличии, например, от живописца, эта проблема стоит в меньшей степени, так как на фотографиях изображены реальные объекты из нашего повседневного быта, моменты реальной жизни. Но при этом фотограф может применять принципы и технические приемы минимализма для усиления психологического воздействия своего произведения на зрителя.

2. Стремление к простоте

Главная отличительная черта минимализма - стремление к простоте. Но это отнюдь не означает, что фотография должна быть скучной и никому не интересной. Просто в качестве натуры взять объект, который привлекает внимание, чем-то сам по себе интересен. Этот объект должен стать основным элементом вашего кадра, даже если он не занимает основную его площадь. До того, как вы нажмете на спуск, надо задуматься о том, что вы хотите включить в рамки кадра, а что хотите оставить за этими рамками. Пространство, окружающее главный объект, должно акцентировать внимание на значимость этого объекта. Поэтому все то, что отвлекает внимание - нужно безжалостно отсечь.

3. Композиционные решения

Одним из основных принципов минимализма является крепкая композиция. Как уже было сказано, нужно убрать с площади кадра всё лишнее. Оставить за его рамками всё ненужное не менее важно, чем включить в кадр самое необходимое. Именно поэтому работе над композицией нужно уделить особенно много времени, тщательно рассмотреть сам главный объект съемки и всё то, что его окружает. Тут хорошо применить так называемое «правило третей». Оно поможет грамотно скомпоновать кадр. Крепкое композиционное построение обычно включает в себя прямоугольные элементы, и линии. (об этом - чуть позже) Но, тем не менее, сильных форм и линий следует избегать, так как они могут отвлечь внимание от основного объекта. И вообще на этом объекте нужно сосредоточить внимание и свое, и зрителя. Именно это в основном и привлекает его взгляд и резко усиливает психологическое воздействие.

4. Цвет

Одним из самых главных факторов воздействия на зрителя в минимализме является цвет. Этот «инструмент» очень важен и весьма полезен для создания снимка в стиле минимализма. Проще говоря, в минималистическом снимке объект как таковой вообще может отсутствовать, его роль сыграет цвет и фактура. Чем ярче цвет - тем выразительнее снимок. Для подчеркивания цвета в своей работе нужно научиться использовать свет. В реальной жизни сложно найти сцену в одном цвете. Тогда ищите сцены, цвета которых либо дополняют друг друга, либо работают друг на друга на контрасте.

5. Линии в кадре

Так же как и цвет, важную роль в минимализме играет линия. Крепкую композицию создают четко выраженные горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Они как бы становятся композиционной основой снимка, придают его структуре прочность и стабильность. Прием использования линии для того, чтобы направить в нужном направлении взгляд зрителя, работающий во всех видах изобразительного искусства, применим и в минимализме. Обратите внимание на то. Куда ведут линии в вашей композиции - от края к центру или наоборот. Тогда вы поймёте, помогает она восприятию зрителем вашего замысла или нет.

6. Реалистичность

В минимализме кроме цвета также важна и текстура, фактура снимаемого объекта. Текстура, точно так же как и цвет, может заменить собой сам объект съемки. Чтобы добиться акцента на текстуре, важно не только выбрать интересную поверхность, но и правильный способ её съемки. Приглядитесь повнимательнее, может быть текстура имеет определенное направление, и стройте композицию на этом. Для подчеркивания текстуры хорошо использовать свет. С помощью правильно организованного света можно добиться почти физического ощущения текстуры - например, теплоты дерева или холода каменной стены.

7. Ищите вдохновение вокруг себя

После того, как вы постепенно погрузитесь в изучение минимализма, научитесь чувствовать его, вы будете замечать минимализм вокруг себя, в своей обычной, будничной жизни. Приглядывайтесь к открытым местам, однотонным участкам, предметам, которые бросаются в глаза, четким линиям и геометрическим формам предметов. Смотрите вокруг, на окружающий мир, глазами минималиста. Ваши наблюдения не станут напрасными. Можно начать снимать, например, со стен и заборов, дверей, каких то фактурных геометрически правильных предметов…Всё это можно использовать для съемки.

8. Обработка

Дальнейшая компьютерная обработка снимков в минималистической манере тоже должна быть простой. Еще на этапе съемки вы должны знать, четко представить себе то, чего вы хотите добиться, видеть результат своего труда. Главное, чтобы этот результат был впечатляющим. В поисках сюрреализма можно исказить предмет съемки до неузнаваемости, поэкспериментировать с другими техниками обработки. Свобода творчества возможна и на этом этапе работы. Но, тем не менее, в минимализме принято сохранять реалистичность объекта и обрабатывать его только с целью усиления психологического воздействия на зрителя.

9. Создавайте рассказ

После того, как вы освоите основные приемы работы в минимализме с линиями, цветом, фактурой и прочим элементам художественной выразительности, можно начинать двигаться дальше, совершенствовать свое мастерство. Попробуйте, например, с помощью минимализма в своей фотографии рассказать какую-нибудь историю, воспроизвести какую то сцену, используя при этом весь арсенал минималистических средств. Для того чтобы добиться в этом успеха, нужно научиться грамотно работать со светом, привлечь интерес зрителя к движущимся объектам. А потом, как-нибудь на досуге, задумайтесь, сможете ли вы подвести итог всей проделанной вами работе посредством всего лишь одного снимка, сделанного в манере минимализма. Результат может удивить вас.

10. Саморазвитие и творческий поиск

Ну вот, теперь вы немного познакомились с минимализмом в фотоискусстве, знаете, на каких принципах он строится. Узнали основные приемы работы в этом жанре. А теперь - ищите! Ищите минимализм вокруг себя! Делайте простые и интересные снимки. Не бойтесь творить, экспериментировать. Но не забывайте при этом, что восприятие минимализма очень субъективно. А это значит, что то, что вы сотворите и будете считать шедевром, не всегда понравится другим. Относитесь к критике философски и не расстраивайтесь по пустякам!

Нельзя отрицать популярность минимализма, хотя он и может вызывать достаточно смешанные чувства. В своей статье фотограф Спенсер Кокс (Spencer Cox) делится некоторыми основными причинами возникновения такого направления, а также несколькими советами по максимально эффективному использованию стиля в фотографии.

Минимализм передает зрителю ваше сообщение

Одна из первых рекомендаций для фотографа, который изучает композицию, заключается в том, чтобы сформировать свой собственный особый посыл. Что ваша фотография должна донести до зрителя? Какие эмоции или мысли должны возникнуть при взгляде на снимок? И, самое главное, как вы можете упростить это сообщение и донести его максимально эффективно?

Для многих фотографов минимализм является ответом. Минималистичные фотографии чаще всего имеют несколько общих черт. Во-первых, их цветовые палитры не отвлекают; обычно есть только один или два основных цвета, привлекающих к себе внимание, или же фотография вообще монохромная. В таких снимках, как правило, достаточно - пустых участков на снимке. Во-вторых, основные объекты чаще всего маленького размера. Они не всегда детализированные или четко очерченные, с резкими переходами, отделяющими объект от заднего плана.

В макрофотографии, хотите вы того или нет, без минимализма в финальном кадре не обойтись. Это обусловлено тем, что многие из вышеперечисленных элементов присутствуют в макромире - унифицированные цвета, значительное негативное пространство (из-за ) и очень четко определенные объекты. Не каждая макрофотография минималистична, но это хороший пример того жанра, где такой стиль съемки является чем-то абсолютно естественным.

NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 1250, 1/100, f/3,5

Тем не менее, минимализм может встретиться в любом жанре фотографии, главное условие - наличие негативного пространства. Если вы хотите сделать минималистичные снимки, то первое, на что следует обратить внимание - пустые области, которые вы можете использовать в качестве заднего плана для своего основного объекта. Ваша окончательная фотография содержит только один или два объекта на ? Тогда вы попали точно в цель!

Минимализм работает на маленьких экранах

Люди используют телефоны для поиска контента гораздо чаще, чем когда-либо прежде, и многие фотографы изменили свой стиль в соответствии с новым спросом. На маленьких экранах минималистичный стиль изображений работает как нельзя лучше, так как места для сложных деталей на них не так уж и много. Один объект на монотонном фоне на фотографии будет выделяться гораздо легче.

С одной стороны, это немного грустно, потому что таким образом зритель лишается возможности, например, рассматривать детальный пейзаж крупным планом - а это, надо сказать, неповторимый опыт. В то же время люди всегда будут меняться, и есть смысл в том, чтобы фотографы шли в ногу со временем.


NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1/640, f/4,0

Великие симфонии - сложные

Подумайте о величайших произведениях в истории. От симфоний Бетховена до фресок Микеланджело, почти все самые известные работы человечества имеют огромный уровень сложности.

Не стоит, конечно, с любительской фотографией, но одно можно сказать точно: минимализм только уводит вас от этого вдаль. Конечно, минималистская фотография может хорошо выглядеть в Instagram, но ее простота затрудняет процесс передачи гораздо более глубокой мысли, чем вы «считываете» с поверхности.

Сколько замечательных фотографий вы сможете вспомнить прямо сейчас? И что же насчет минимализма в них? Конечно, некоторые удивительные фотографии, скажем, " ", - четкие и понятные, но их назвать упрощенными или минималистичными просто не поворачивается язык. Если бы они все же являлись таковыми, вряд ли они бы оказывали столь же глубокое эмоциональное воздействие на зрителя.

Встречаются документальные серии снимков, с одной или двумя минималистичными фотографии, и это почти всегда делается для того, чтобы передать один конкретный момент (объект) как можно более четко. Но явная нехватка информации на снимке в таком стиле затрудняет показ более тонкого и сложного взгляда фотографа на мир. И это, конечно же, отражается на их успешности.


NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 180, 1/160, f/1,4

Минимализм может быстро устареть

С огромным количеством минималистических фотографий, ежедневно публикуемых на таких платформах, как Instagram, неудивительно, что этот стиль фотографии начинает уже просто утомлять многих людей. Если каждая вторая фотография представляет из себя минималистский снимок с одинаковой композицией, как вы можете ожидать, что кто-то увидит в ней великолепное, уникальное искусство?

Возможно, это не совсем справедливо, поскольку в том, что минимализм устаревает, нет его вины - причина только в том, что многие фотографы используют его буквально все время. Если вы пытаетесь избежать переизбытка минимализма в своем фотопроекте, ситуацию можно легко исправить. Сделайте несколько упрощенных фотографий, если они хорошо обыгрывают определенный объект, - но и не забудьте про фотографии в каком-то другом стиле тоже.


Это может быть чересчур даже для толпы гиперминималистов! Но это всего лишь пример крайней абстракции. NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 200 мм, ISO 100, 1/1000, f/8.0

Заключение

Минимализм нельзя отметать от себя полностью. Он может быть полезен также в том случае, если вы только начинаете заниматься фотографией. Минимализм может добавить ощущение осмысленности, которого раньше не наблюдалось на ваших фотографиях, заставить более тщательно продумывать композицию. Он поможет освоить основы фотоискусства.


NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 1400, 1/800, f/2,8

Чем меньше, тем лучше! Мы не раз слышали эту старую поговорку, и она как нельзя лучше подходит в качестве описания жанра минималистичной фотографии. Люди могут трактовать минимализм по разному, но в целом этот стиль фотографии может быть описан следующим образом.

Минималистичная фотография старается сделать так, чтобы все внимание человека было сосредоточено на предмете фотографии, и ничего не отвлекало это внимание на себя.

Несмотря на то, что минимализм очень интересен сам по себе, минималистичная фотография все еще не столь популярна, иногда сложно ценить минимализм, когда вокруг нас есть столько вещей. Но если вам нравится этот стиль и вы бы хотели им овладеть, то вот несколько советов, которые помогут вам это сделать.

1. Познакомьтесь с минимализмом

Минимализм – это философия, и вы должны досконально ее понимать и знать, чтобы привнести ее в свои работы. Минимализм можно увидеть в стиле многих художников XX века. Их картины содержали минимальное количество компонентов, таких как цвет, форма, текстуры и линии. Среди художников этот подход считался очень субъективным, так как он оставляет зрителю возможность смотреть на произведение искусства со своей точки зрения и видеть в нем что-то свое.

Некоторым людям нравится абсолютная открытость и свобода этого жанра, а некоторые говорят о его бессмысленности и отсутствии целенаправленности. Поэтому, да, у минимализма есть свои поклонники и ненавистники, но у какого жанра их нет?

Хорошая новость для фотографов заключается в том, что здесь нет особых проблем. И причиной этому является простота момента, который должен быть запечатлен. Таким образом фотографы могут воспользоваться этим преимуществом минимализма, чтобы увеличить влияние их искусства.

2. Не усложняйте!

Основное правило минимализма – делайте все как можно более простым. Не нужно слишком продумывать и анализировать вещи. Помните, это не значит, что ваши минималистичные фото должны быть скучными или без интересных элементов. Начните вот с чего – выберите объект, который притягивает взгляд. В минималистичной фотографии объект всегда является самым сильным элементом фото, даже если он не занимает большую часть пространства.

Отличным примером простых объектов может быть линия горизонта, например, или одинокая фигура человека на фоне массивной стены, или даже простое фото сухой и потрескавшейся земли.

Прежде чем сделать фото, подумайте немного о том, что вы собираетесь поместить в кадр. В то же время поймите, что вы оставите за кадром. Пространство, окружающее объект, будет подчеркивать и выделять его, поэтому не бойтесь обрезать ненужные отвлекающие элементы и приближаться к объекту.

3. Используйте негативное пространство в композиции

Разумное использование композиции всегда будет плюсом в любом жанре фотографии, и минимализм не исключение. Один из самых важных элементов в композиции, который вы должны проработать в своем снимке – это негативное пространство. Негативное пространство – это пространство между объектами, если их несколько, или окружающее объект, если он один.

Иногда фотографы игнорируют негативное пространство и становятся одержимыми именно объектом фотографии, что сводит их усилия на нет. Не позвольте этому случиться и с вами!

Минималистическая фотография должна выделять основной объект, поэтому используйте негативное пространство, которое поможет вам справиться с той задачей. Если, к примеру, ваш объект – это розовый камень на однородном фоне, отдалитесь от него и сделайте так, чтобы он казался еще меньше по сравнению с фоном. Это создаст больше негативного пространства, которое сделает акцент на объекте.

4. Используйте цвет

Так как минимализм стремиться делать вещи как можно проще, единственное, что вы можете сделать – это играть с цветом. Ваше фото все еще будет очень простым, что не нарушает философию минимализма, но вы можете сделать акценты, эффективно используя цвет.

Одна из самых эффективных техник – это увеличение насыщенности. Если у вас есть всего несколько элементов, то акцент на цвете станет отличным решением. Он будет притягивать взгляд и выделять объект.

Также можно использовать контрастные цвета в ваших минималистичных фото. Например, оранжевый и синий, красный и зеленый, желтый и лиловый. Представьте, как они будут работать вместе!

5. Убирайте все, что отвлекает

Минималистичное фото может быть плохим из-за ненужных отвлекающих элементов. Придерживайтесь простого правила – убирайте все, что может отвлечь.

Когда вы обрежете снимок, вы сможете отрезать ненужные детали. Это не только уберет все отвлекающие элементы, но еще и привнесет ощущение пространства в ваше фото. Помните об этой технике, ее можно использовать во многих случаях.

Иногда, хоть это считается и нечестным, вы можете убрать отвлекающие детали с помощью Photoshop, если они находятся в средине снимка. Но не нужно злоупотреблять этим.

6. Используйте простой фон

Простой фон может оказаться очень полезным для ваших минималистичных снимков. Конечно, студийный фон является отличным способом избежать отвлекающих элементов, но он работает только в помещении.

Когда вы находитесь на улице и окружение постоянно меняется, используйте стены и лавочки в качестве фона. Если вам нужно будет сфотографировать небольшой объект, к примеру, цветок, то вы можете взять свой фон с собой на улицу!

Если вы собрались фотографировать небольшие объекты, такие как цветы, например, то помните вот что: опуститесь как можно ниже к объекту. Сделайте так, чтобы фоном вашему цветку стало небо. Эта техника отлично работает.

7. Не забывайте про правило третей

В минималистичной фотографии очень просто попасться на правиле третей, которое является одним из основных правил фотографии. Оно заключается в том, что вам нужно делить пространство на три вертикальных или горизонтальных части и стараться сбалансировать элементы относительно этих делений. Тогда вы сможете направить взгляд зрителя туда, куда вам нужно.

Вся прелесть этого правила в минималистичной фотографии заключается в том, что у вас есть возможность сделать так, чтобы зрители видели на фото то, что вы хотите, чтобы они видели.

К примеру, вы снимаете ландшафт. Постарайтесь расположить горизонт вдоль одной из линий, которыми вы поделили пространство на трети. Это даст потрясающий эффект.

8. Не забывайте про текстуры

Одной из самых ярких черт минималисичного искусства является текстура, так почему же не использовать ее в фотографии? Как и цвет, интересная текстура может помочь вам создать отличное фото. Она привлечет внимание, с ее использованием вам может даже не понадобиться объект!

Чтобы текстура сработала, вам нужно больше, чем просто интересная поверхность. Вам нужен правильный метод съемки.

Проанализируйте текстуру, так как каждая имеет свое направление, и используйте его разумно в своей композиции. Играйте со светом и тенью, чтобы придать контраст. Вы должны запечатлеть текстуру так, чтобы зрителю казалось, что он находится буквально рядом с ней.

Бонус: 8 советов, которые помогут вам приобщиться к минималистичной фотографии

1. Сделайте фото проводов на фоне неба.

2. Найдите интересный рисунок на половых досках и сфотографируйте его.

3. Используйте правило третей. Убедитесь, что горизонт находится на одной из направляющих линий.

4. Найдите красную розу и сделайте ее ключевым объектом фото. Сфотографируйте ее на фоне зеленого простого фона, чтобы цвета заиграли.

5. Зимой сфотографируйте свежие следы на снегу.

6. Найдите очень простой фон – песок на пляже, например – и создайте несколько шаблонов для фотографии на нем.

7. Сфотографируйте окно, по которому стекают капли воды во время дождя.

8. Сфотографируйте дерево и заметьте всю красоту его текстуры.

Бонус: шикарные минималистичные фотографии





20/06 4442

В современной фотографии мастерами очень цениться качественный минимализм. Это считается модным и стильным движением, когда на снимке нет ничего лишнего, и все внимание сразу же концентрируется на главном объекте. В создании минимализма в кадре есть свои секреты и правила, о которых Фотопоиск вам и хочет рассказать. Самое первое из них - лучше меньше, чем больше. Это утверждение как можно лучше описывает весь стиль минимализм.

Поймите суть минимализма

Минимализм характерный для мастеров 20 века. Они всегда использовали минимум цвета, фактур, линий и предметов. В художественном мире такой стиль считается субъективным, так как каждый зритель может сам толковать смысл изображения. Художники могли отдаться полной импровизации и открытости идеи без излишних подтекстов.

Будьте проще

Для достижения минимализма нужно понимать, что простая фотография не обязательно должна быть скучной или неинтересной. Просто нужно найти обычный фон, найти предмет съемки и сделать кадр. Пустое или в меру пестрое пространство вокруг объекта съемки подчеркивает его важность.

Композиция

Правильная композиция может сделать даже из самого вялого снимка идеальный. В создании минимализма отлично подойдет «правило третьей». Вы должны грамотно расставлять главные предметы и находить красивые ракурсы.

Простые цвета

В минимализме важно не бояться экспериментов с цветами. Если ваш объект съемки недостаточно яркий, то можно выбрать контрастный фон, чтобы подчеркнуть достоинства предмета. В этом случае нужно помнить, что чем ярче, тем лучше.

Сила линий

Четкие линий могут стать тем же ярким цветом. Горизонтальные и вертикальные прямые добавляют эффектности в кадр и делают предмет более органичным. Также эти линии создадут невидимую структуру снимка. Поэтому обращайте внимание на положение объекта съемки, чтобы прямые подчеркивали его.

Важность текстур

В минимализме важно передавать текстуру и цвета. Они способствуют увлечению зрителя фотографией. Чтобы была видна структура добавьте света или контрастности. Зритель почувствует глазами то, что видит и сможет ощутить фотографию.

Держите глаза открытыми

Предметы минимализма окружают нас каждый день и каждую минуту. Когда вы научитесь их видеть, тогда создание нового кадра не будет для вас проблемой. Старайтесь всегда смотреть прямо и рассматривать все пространство, которое только возможно. Рассматривайте все предметы и будете вознаграждены приятными кадрами.


Мы стараемся для вас 24 часа в сутки и благодарны вам за каждый репост!

Ни об одно из направлений искусства столько не спорят критики, как о минимализме. Точки зрения высказываются абсолютно противоположные. Кто-то называет этот жанр "высшим проявлением творчества", кто-то настаивает, что это ни что иное, как деградация искусства. Но никого произведения этого жанра не оставляют равнодушным.

В фотографию жанр минимализма пришел из живописи, как, впрочем, и большинство остальных жанров. Его можно считать относительно молодым. В истории живописи временем зарождения минимализма считаются 60-е годы прошлого века. Но такое утверждение, конечно, условно. Произведения со всеми признаками минимализма существовали задолго до этого (вспомните хотя бы "Черный квадрат" Малевича). Правда, тогда еще они не носили официального названия.

Минимализм, как ни один жанр, субъективен. Каждый понимает его по своему. Но все-таки основные признаки существуют. Мало объектов, много фона. Причем фон чаще всего нейтральный, без лишних деталей. Это требует внимательного отношения к композиции. Композиция – один из важнейших элементов минималистической фотографии. Как уже говорилось выше, нужно исключить из кадра все лишние детали. Но важнее всего расположить имеющиеся в кадре элементы так, чтобы они хорошо смотрелись и были на своих местах. Здесь хорошо работает «правило третей». Кроме того, большую роль в композиции могут сыграть формы. Одна только форма может стать основой минималистической фотографии. В фотографиях в жанре минимализма хорошо "работает" цвет. Некоторые фотографы создают свои фотографии только на основе цветовых переходов. Как и цвет, огромную роль в минимализме играют линии. Вертикальные и горизонтальные линии формируют сильную композицию и делают снимок более привлекательным.

Да и вообще, можно ли минимализм в фотографии называть отдельным жанром? Я бы (вот-вот, все субъективно) лучше называла его "стилем". Ведь сама минималистическая фотография может быть сделана в разных жанрах. В стиле минимализма может быть выполнен и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и даже репортаж. Работы фотографов, которые я выбрала для примеров, как раз подтверждают мою точку зрения.

И начнем, пожалуй, с пейзажей.

Акос Майор (Akos Major) - фотограф из Венгрии. В настоящее время проживает в Будапеште. Путешествует по странам мира в поисках хорошего кадра для своей коллекции. Основное направление его творчества - пейзажи.

Это фотографии из серии "Холодный мир". Белый цвет, ровные поверхности, яркость... От фотографий буквально веет холодом.

Дэвид Бурдени (David Burdeny), канадский фотограф, для создания своей знаменитой серии "Айсберги" тоже выбрал холод. Правда, в отличие от предыдущего фотографа, свои фотографии тонирует, "холодит" их с помощью добавления синевы.

Понятно, что не каждому в жизни выпадает случай фотографировать айсберги. Но пейзажи, окутанные туманом, можно встретить повсюду. Изумительная серия "Белый шум" фотографа из Берлина Матиаса Хейдрика (Matthias Heiderich) как раз подтверждение тому.

Американец Дэвид Фокос (David Fokos), один из мэтров минимализма, называет свои работы "фотографическими хайку". Он считает, что они иллюстрируют традиционные японские эстетические понятия. Такие, как спокойствие, эфемерность природы вещей, тонкие материи, отсутствие притворства, простота, свежесть, тишина.
От выполненных на длинных выдержках работ действительно веет покоем и умиротворением.

Кенга Коентжоро Hengki Koentjoro живет в Индонезии. Создает пейзажи в черно-белом стиле. В основном работает с длинной выдержкой.

Тодд Клейси (Todd Klassy) из Америки тоже фотографирует минималистические пейзажи. Но его стиль совершенно другой. Фотограф работает с яркими насыщенными цветами. Его задача, как он говорит в одном интервью, - показать красоту штата Монтана, в котором он родился и прожил всю свою жизнь.

Немецкий фотограф Бернхард Ланг (Bernhard Lang) свои минималистические пейзажи снимает с высоты птичьего полета. Четкая графика, чистые цвета делают снимки вроде бы совсем неинтересных и скучных объектов уникальными.

Рассказывая о мастерах минималистического пейзажа, нельзя не упомянуть об известном английском фотографе Майкле Кенна (Michael Kenna).
Стиль Майкла Кенна – это, прежде всего, черно-белые пейзажные фотографии, которые он в большинстве случаев снимает на длинных выдержках. Бросается в глаза и камерность его фотографий – размер снимков всего 30 х 30 см. Такой размер не случаен, ведь Кенна считает, что каждую фотографию должен рассматривать только один человек.
Именно о его творчестве сказал один из фотокритиков: "Существует два типа фотографии. Из них первый создает звук, второй этого звука лишен. Очевидно, что фотография Майкла Кенна относится ко второй категории. Его изображения приглашают нас войти в тихий мир, в котором зритель избавляется от шумов - последовательно, один за другим, всех, коими так загружен наш мир".
В качестве примера я выбрала работы Майкла Кенна, выполненные на грани слияния природного и городского пейзажей. Серия 1999-2008 годов, созданная в России.

Городской пейзаж - один из излюбленных жанров фотографов- минималистов.
Вот уже упомянутый мною немецкий фотограф Матиас Хейдрик с серией "Разноцветный Берлин". Именно эта серия сделала его известным.

В похожем же стиле работает и немецкий фотограф Клаус Леонтьеф (Klaus Leontjew).

Фотограф Ник Франк (Nick Frank) родился в 1975 году в Мюнхене, Германия. В фотографию пришел в 2010 году. Но до сих пор не считает себя профессиональном фотографом. «Мне еще очень многому нужно учиться», - говорит он.

Серия «Метро» 2012 посвящена футуристическому стилю метро Мюнхена. Оно кажется очень минималистским и даже сюрреалистическим без пассажиров внутри.

Казалось бы, что удел фотографов-минималистов - это только снимки отдельных деталей города. Но Ник Франк перевернул это мнение. Что может быть величественнее и могущественнее знаменитых зданий Дубаи? А вот, пожалуйста, вполне минималистические фотографии:

Бельгиец Филип ДеВос (Filip DeVos) тоже снимает городской пейзаж. Но в его работах - главное линии. Геометрическая составляющая притягивает взгляд, заставляет погрузиться в картинку. К тому же, включение в композицию людей делает снимки почти репортажным.

А вот работы еще одного мастера минималистического репортажа. Итальянца Ралдени Массимо (Raldeni Massimo). Что ни фотография, то целый рассказ. Со своим сюжетом, действующими лицами и послевкусием.

Не могла пропустить удивительные работы испанского фотографа Натали Такарига (Natalie Tacarigua), которые тоже можно отнести к минимализму. Минимум объектов и максимум движения. Это не просто застывшая картинка, это - жизнь.

Натюрморт - один из самых любимых жанров фотографов-минималистов. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы снимать предметы именно в этом стиле. Но как по-разному можно подойти к этому!
Любимым цветом молодого турецкого фотографа Анила Аккуса (Anil Akkus) является белый. Он настоящий виртуоз света и тени. Если бы не этот талант, белоснежному эксперименту суждено было бы провалиться, но этого не случилось, поскольку мастерски направленное освещение рождает необходимые тени оттенков серого, а те, в свою очередь, придают белым объектам на фото объем и делают их видимыми на белом же фоне.

Испанец Jose Maria Frutos Vargas при съемке натюрмортов идет другим путем. Он предпочитает сюрреализм. Невероятный, перевернутый мир, снятый в стиле минимализма.

Хейди Вестум (Heidi Westum) из Норвегии в аннотации к своему портфолио написала просто: "Я люблю макро". Посмотрите на чудесные фотографии простой капельки воды, выполненной тоже в жанре минимализма.

С капелькой все понятно - она маленькая, она просто создана для съемок в описываемом нами жанре. А можно ли в таком стиле сделать фотографию, например, самого большого сухопутного зверя на земле? Оказывается, можно. И это делает фотограф из Южной Африки Марио Морено (Mario Moreno). И не только слона, но и других животных.

Для примера портрета, выполненного в жанре минимализма, я взяла серию фотографа Владимира Катиева (Vladimir Katiev) под названием "Скрытая сущность". Несомненно, работы из этой серии вызывают разные чувства, но требованиям минимализма полностью удовлетворяют.

И закончить свою статью о минимализме я хочу представлением работ одного из моих самых любимых фотографов.
Герт Лавсен (Gert Lavsen) - фотограф из Дании.
Я думаю, что минимализм для фотографа не только способ выразить свое видение мира, но это его стиль жизни. За какой бы жанр он не взялся, всюду один минимализм.