Мероприятия посвященные дню славянской письменности и культуры. День славянской письменности в библиотеках джанкойского района

День славянской письменности и культуры достаточно широко отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. Он посвящен памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые разработали для записи текстов на славянском языке азбуку.

В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения. К празднику также приурочены лекции, круглые столы, семинары, выставки и концерты, тематические показы документальных и художественных фильмов, различные мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры в школе.

Сценарий Дня славянской письменности в школе

Школьное мероприятие по случаю празднования Дня славянской письменности может включать рассказ об истории этого праздника, развитии письменности в нашей стране, чтение стихов, посвященных алфавиту, русскому языку и др.

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках.

– Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми. Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,
Родной язык у многих стран.

Праздник в школе, посвященный Дню славянской письменности и культуры продолжит рассказ об истории этого праздника:
– День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью с глубокой древности. Сейчас в Болгарии этот день является официальным национальным праздником.

– Подобные торжества проходят в Чехии, Македонии, России и других странах. В нашей стране этот праздник стали отмечать с 1863 года по решению Святейшего Синода «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою».

– По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных –
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

– В 1985 году, в год 1100-летия со дня смерти Мефодия, в СССР был учрежден праздник славянской культуры и письменности, который мы сегодня отмечаем.

– Со второй половины 1980-х годов проводятся «Дни славянской культуры и письменности». Каждый год столицей праздника становился один из городов.

– Впервые он прошел в Мурманске, затем в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, Владимире, Белгороде и других. С 2010 года столицей праздника является Москва, где проходят основные торжества.

Затем на школьном празднике «День славянской письменности и культуры» прозвучит рассказ об азбуке:
– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Послушайте, ребята, как назывались буквы старинной азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди… Названия букв должны были напоминать о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

– А знаете ли вы, какими были первые школы на Руси?
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.

Затем ведущие прочтут стихи об алфавите:
– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

– Он просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые – Ё и Й.

– А после установления советской власти, в 1918 году была проведена реформа русского языка, в результате которой алфавит упростили. В нем осталось лишь 33 буквы, которые мы используем по сей день.

Затем на мероприятии проводящемся в школе в честь Дня славянской письменности и культуры можно рассказать об истории книжного дела в нашей стране.

– В прежние времена книг не существовало. Люди просто рассказывали друг другу удивительные истории. Но вот появился алфавит. Писцы стали вести записи о том, что происходило. Так появились первые рукописные книги.

– Материалом для русских книг до ХIV века служил пергамент – кожа особой выделки. А еще люди писали на бересте – так называется верхний слой коры березы. Делались записи даже на глиняных табличках, пока не была изобретена бумага.

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума!
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.

– Но и после изобретения бумаги выпускать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой медленно выводил писец. Это была очень трудоемкая работа. Купить рукописные книги могли позволить себе только очень богатые люди.

– В ХV веке немец Иоган Гутенберг создал технологию, которая позволяла печатать книги. Текст в них набирался с помощью металлических букв. Это изобретение дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

– В России первый печатный станок разработал Иван Федоров. В результате книги в нашей стране стали выходить большими тиражами.

– И теперь благодаря трудам Кирилла и Мефодия, создавших славянский алфавит, трудам изобретателей книгопечатания и других людей мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Сценарий Дня славянской письменности для школьников может включать и практические задания, например, посвященные пословицам и поговоркам о языке.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Век живи, (век учись).
  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • За одного ученого (двух неученых дают).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда пригодится).
  • Не красна книга письмом, (а красна умом).
  • Корень ученья горек, (да плод его сладок).
  • Книга мала, (а ума придала).
  • Ученье – свет, (а неученье – тьма).

Ведущий:
– Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Скажите, ребята, что они означают?

  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Не бросай слов на ветер.
  • Твоими бы устами да мед пить.

– А теперь отгадайте загадки:

***
33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы).

***
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней.
(Книга).

Также можно предложить ребятам принять участие в играх на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

с. Зензели

24 мая весь славянский мир отмечает поистине великий праздник – День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.
В преддверии этого праздника библиотекари и работники культуры пригласили учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса (учителя Колесникова Д.В. и Улюмжиева Л.З.) стать участниками исторического экскурса «Подвиг высокого служения: создание славянской письменности».
Ведущая Краюшкина Г.Г. рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, вспомнили пословицы о книгах. Проверили, кто из ребят самый смышлёный, отгадывали загадки. С интересом ребята посмотрели видеоролик о братьях Кирилле и Мефодии и их жизненном пути.
Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. И День славянской письменности и культуры – это, в первую очередь, праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Для всех категорий читателей подготовлена книжная выставка «История письменности и книги».


с. Бирючья Коса
В библиотеке с. Бирючья Коса прошел час интересных сообщений «Свет дневной - есть слово книжное», основная цель мероприятия: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия и роль библиотеки, которая была и будет Священным храмом живых печатных слов.
Не случайно, что два таких праздника - День славянской письменности и культуры и День библиотек отмечаются почти одновременно. Рассказ библиотекаря О.В. Грузинцевой сопровождался электронной презентацией «Первоучители добра и просвещения». Присутствующие «досказывали» пословицы о грамоте и учении, и в качестве закрепления полученной информации отвечали на вопросы викторины.


с. Заречное
Работники культуры села Заречное провели путешествие «К истокам книгописи», посвященное Дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча была посвящена первой азбуке, длинной дороге славянских племен к письменности и грамотности. Мы рассказали откуда и когда пришел этот праздник, как Кирилл и Мефодий стали учителями, чем отличаются глаголица и кириллица и многое другое.


с. Басы
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность - Кириллу и Мефодию. К этой дате в библиотеке с. Басы прошло мероприятие "Наследие учителей великих - урок славянам навсегда" для учащихся 1 класса. Дети совершили путешествие из далекого прошлого в настоящее, чтобы узнать как зародилась письменность, как создавалась первая книга, побывав на станциях "Первобытная", "Историческая", "Музыкально - игровая", "Сказкино-загадкино", прослушали, как звучит старинная азбука, разгадывали "ожившие буквы". Мероприятию была приурочена выставка "Слава вам, братья, славян просветители".


с. Песчаное
24 мая культработники с. Песчаное провели час интересных сообщений «Первоучители славянской азбуки».
Ведущие художественный руководитель Чавычалова Е.В.и библиотекарь Баркалова В.М. рассказали школьникам об истории возникновения славянской азбуки и о ее создателях - византийских монахах Кирилле и Мефодии. О том, как создавались первые рукописные книги, о первых летописцах (писателях) и многом другом шла речь на этом мероприятии.
Дети поделились впечатлениями о своих любимых книгах и приняли участие в викторине «Наш великий и могучий язык».


с. Яндыки
24 мая работники культуры и библиотек с. Яндыки провели для учащихся 5 «б» класса час истории «Дела Мефодия и Кирилла в славянстве будут жить века», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия ребятам рассказали об истории возникновения письменности, о жизни и деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия. Учащиеся узнали, как появился алфавит, когда и кем была создана азбука. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия - «первоучителей «словенских», которые стали символом духовного подвига. Ребятам была представлена книжная выставка «Родники русской культуры». В конце мероприятия учащиеся активно отвечали на вопросы викторины.


с. Проточное
Работники Дома культуры и библиотекарь с. Проточное 23 мая провели для учащихся школы познавательную программу "Откуда пришёл первый букварь И. Фёдорова», посвящённую Дню славянской письменности и культуры.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита и просветительского подвига Кирилла и Мефодий, создателей азбуки и о первопечатнике Иване Фёдорове, развивали у учащихся интерес к родной истории, к родному языку. Ведущие провели с учащимся викторину, познакомили с выставкой "История книжности Древней Руси".
В заключении была показана презентация "Создатели славянской письменности".


п. Лиман, ДМБ
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации», с этой цитаты началось познавательное путешествие в историю письменности и книги, которое провели сотрудники центральной модельной библиотеки для студентов первого курса Лиманского филиала АГПК.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, узнали о значении научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия. В ходе увлекательной игры - викторины «К сокровищам родного слова» ребята научились прослеживать связь истории и современности, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, воспитывать в себе уважение и понимание русской культуры, славянских традиций, толерантность.


с. Бударино
24 мая в День славянской письменности работники клуба и библиотеки с. Бударино провели познавательный час «Наследие Киррила и Мефодия».
В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия. В ходе мероприятия ребята узнали об истории образования письменности на Руси, познакомились с биографиями святых апостолов Кирилла и Мефодия, узнали много интересного об образовании славянской азбуки, алфавите и о том, как зарождалось обучение на Руси, как изменился русский язык за минувшие столетия. А также ведущие рассказали, что внешний вид букв славянского алфавита помогает увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». Именно с азов начинается путь каждого в мир знаний.


с. Вышка
24 мая в клубе с. Вышка прошло мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Целью мероприятия было расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности. На мероприятии ведущая познакомила ребят с житием святых Мефодия и Кирилла, дала понятие о церковно-славянском языке и что нужно формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку, нужно развивать познавательный интерес к истории русского языка. Провела информационную беседу с показом презентации «Слово истины».
Также была организована выставка книг «Живое слово» .Учащимся было интересно слушать о создании кириллицы, они активно участвовали в обсуждении изменения алфавита. Каждый из них черпал для себя новую и интересную информацию и гордился, что является носителем самого богатого языка на планете.
с. Оля
В Доме культуры с.Оля 24 мая провели познавательный час «Откуда письменность пришла». Библиотекарь с. Оля Трофименко О.А. рассказала ребятам об истории возникновения нашего языка, письменности и культуры. О том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги. О создателях славянского алфавита – великих просветителях Кирилле и Мефодии. Как постепенно от письменности на скалах, мы перешли к современным типографиям. Поговорили с ребятами о современных носителях информации, об их плюсах и минусах. Провели познавательную игру «Наши братья святые Кирилл и Мефодий» Как выглядела первая славянская азбука? Что такое вязь? Может ли письмо состоять из рисунков? Большинство вопросов игры не вызвало у ребят затруднений.


с. Яр-Базар
24 мая в клубе с. Яр-Базар художественный руководитель О.В. Бадмагоряева провела для детей «Праздник Кирилла и Мефодия». Целью данного мероприятия стало знакомство детей с событиями жизни Св. Кирилла и Мефодия, составителями славянской письменности.
На празднике детям было рассказано о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры. Данный праздник поспособствовал развитию у детей чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку. Особенно понравилось детям самим написать письмо на глаголице, а другим расшифровать, что именно написано.


с. Караванное
24 мая в День славянской письменности и культуры руководитель кружков Дома культуры с. Караванное Иванченко М.М. провела для детей познавательную программу «Аз и буки - начало науки».
Цель мероприятия - рассказать детям о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Присутствующие с интересом слушали рассказ о том, что начало письменности зародилось еще в пещерное время, где люди общались рисунками и предметами посланиями, рисовав их на камнях и на стенах пещер. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называться буквами, основоположниками которых являлись святые Кирилл и Мефодий. Ребята узнали, что первыми славянскими азбуками являлись глаголица и кирилица, а также узнали о первых книгах, и чем и на чем их писали. По ходу всего мероприятия ребята просмотрели презентацию.


с. Кряжевое
25 мая в библиотеке Доме культуры с. Кряжевое художественный руководитель клуба с. Судачье Емельянченко А.Г. и библиотекарь с. Кряжевое Полковникова Л.А., провели тематический час "Кирилл и Мефодий - просветители славянских народов". Ведущая Емельянченко А.Г. рассказала ребятам о создателях славянской письменности, о том, как в старину учили детей грамоте и, что первыми учителями ребят были дьяки. Затем была приглашена в гости "королева книг" (Полковникова Л.А.), она рассказала ребятам о первых буквах, которые создали Кирилл и Мефодий, о том, что вначале люди писали на камнях, шкурах животных, писали гусиными перьями, но это было неудобно и постепенно люди стали писать на папирусе, а затем и на бумаге. Желающие могли попробовать написать букву чернилами, что доставило детям большое удовольствие. Так же с ребятами были проведены: физкультминутка, загаданы загадки, под песню про букварь дети водили с ведущей и "королевой книг" хоровод. В заключении мероприятия дети рассказали стихотворения про буквы и азбуку.


с. Лесное
24 мая в День славянской письменности и культуры в Доме культуры с. Лесное прошел литературно-исторический час "Славянское письмо".
Ведущая Дождева М.А рассказала ребятам о славянских просветителях-создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, благодаря которым славянские народы стали грамотными.
с. Михайловка
24 мая заведующая модельной библиотекой с. Михайловка Бубнова Л.Н. совместно с художественным руководителем Дома культуры Макаровой Т.В. провели праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Гостями библиотеки были учащиеся 1 класса Михайловской школы и ребята дошкольники детского сада «Земляничка».
Под веселую русскую народную мелодию ребята вошли в библиотеку, здесь они познакомились с книжной экспозицией «Память о святых учителях», посмотрели видеоролик «В гостях у Дуняши. Кирилл и Мефодий», а затем отправились в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени «Аз - свет миру». Заглянули в далекое прошлое нашей страны, узнали, как развивалась письменность, кто создал славянскую азбуку. В ходе путешествия ожили старинные буквы: Аз, буки, веди, добро, глаголь. Ребята называли слова, которые начинаются с этих букв, отгадывали загадки.
Они побывали на четырех станциях: «Первобытная» - наскальные символы – буквы, иероглифы; «Историческая» - Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица; «Музыкально-игровая». Народные игры; «Сказочная».
Славяне не только много трудились, они любили веселиться. Ребята с удовольствием приняли участие в игре «Передай платок» и в хороводе спели песенку «Во поле березка стояла».
Главная цель мероприятия воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.


с. Воскресеновка
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. А знание истоков родного языка, истории русской культуры, сегодня, как никогда, необходимы подрастающему поколению.
25 мая в клубе с.Воскресеновка для учащихся 1-3 класса прошёл познавательный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры. На проведенном мероприятии ребята познакомились с описанием жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, их вкладом в просвещение славянских народов. Узнали много нового из истории родного языка: о глаголице, кириллице, славянской азбуке и их значении в развитии русского языка, познакомились с историей русского алфавита. Юные читатели узнали, как учились в старину их сверстники, какими были первые книги и почему именно в этот день, 24 мая, отмечается праздник, посвященный русской письменности. Ребята стали участниками многочисленных игр, с интересом разгадывали загадки и ребусы. Красочная презентация послужила содержательным дополнением к рассказу ведущих. Ребята познакомились с книгами, представленными на выставке.

Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"

Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания», преподаватель-методист
Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж"

Сценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи:
Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.
Развивать способности и пробуждать интерес, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.
Развивать культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас студентов.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.
Сформировать нравственные качества студента, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Оборудование:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2.Видео: «Мой Донбасс», «Пресвятая Богородица», «Молитва Богородице».
3.Мультимедийная презентация
4.Изображения святых Кирилла и Мефодия
5.Церковнославянский алфавит (кириллица)
6.Репродукции из рукотворных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке
Ход мероприятия
(Видео «Наш Донбасс»)
Ведущий 1. Родина…Что такое Родина?
Ведущий 2. Это – мой любимый Донбасс!
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – колыбель степной травы и запахи полыни.
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты неба серого и радость, и унынье.
Ведущий 3. Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем –
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.


Ведущий 4. Поля пшеницы – словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады.
Пленяющим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.


Ведущий 1. Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – край заводов, шахт и терриконов.
Ты – край несломленных и доблестных людей.
Ты – глыба мощи, красоты и силы.


Ведущий 2. Что такое Родина? Родина – это и наш родной язык, великий, могучий русский язык!


Ведущий 3. Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ведущий 4. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща: свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Ведущий 1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь


Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Ведущий 3. Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 4. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем
это прочитать.
Ведущий 1. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем,
как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую
речь; кто же создал русский алфавит?
(Видео. Колокола и флейта)


Лингвист 1. Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
У славянской письменности удивительное происхождение.
Лингвист 2. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и
культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту
письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.


Ведущий 1. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, мы начинаем свой рассказ.

Историк 1. Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.


Историк 2. Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны
как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.


Историк 1. Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В
20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет
он решил изменить свою жизнь.

Чтец 1. Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1. Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2. Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.


Историк 1. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли
язычников.
Историк 2. Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую
страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет
христианства, веру христианскую.


Историк 1. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли
просвещать свой разум.
Историк 2. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут
прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!
Историк 1. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской
Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Чтец 2. Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
(Видео. Молитва Богородице – песня Малышев)


Чтец 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты научила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
(Звучит тихая музыка)
Ведущий 1. В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину
стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
(Молитва Богородице)


Ведущий 2. После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки.
Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как
мозаичная картина.
Лингвист 1. Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ –
буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ
ВЕДИ – я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ – слово – это достояние. ЖИВИТЕ – значит жить в
труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И –
союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КА́КО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть
азбуки означала: Живете зело, земля, и иже ка́ко люди – живите, трудясь усердно, земляне, и
как подобает людям. МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ – постигайте наше мироздание.
Лингвист 2. РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух. СЛОВО – передающее
знание. ТВЕРДО – уверенно, убежденно. Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо
– неси знания убежденно. УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай. ФЕРТ –
оплодотворяет. Азбука зафиксировала различия звуков «п» и «ф». В середине века
южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «П» на Руси звали фрягами именно из-за особенностей
речи. В немецком языке слово «герр» обозначает господин, Бог, в греческом «иеро»
переводится – божественный, в английском HERO Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше». УК ФЕРТ ХЕР: знание –
дар Божий.
Лингвист 1. «ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ» расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет
постичь»!
Ведущий 2. Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего
великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания,
нашего бытия как русской нации.
Ведущий 4. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было
Слово…».


Чтец 2. Помолившись Богу поутру,
Наклонившись над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный Ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалась, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалась, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Историк 1. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и
Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви.
Историк 2. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.
Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!




Ведущий 2. Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская связь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Ведущий 3. Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 4. Перед упокоением Константин принял схиму с именем Кирилл.Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает
первыми славянскими учителями.


Чтец 1. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2. Спасибо Вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.
Чтец 3. Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось
От поколенья к поколенью…
От предков наших, как сынам,
Оно завещано и нам.
Чтец 4. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец 5. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Лингвист 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы.
Лингвист 2. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
Лингвист 1. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Чтец 1. С кириллицы начал родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Чтец 2. Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковских, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет и Тютчев с ними нет разлук!
Чтец 3. А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Чтец 4. Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О.Я. Яковенко



Ведущий 1. Язык – это наследие, получаемое от предков, к которому надо относиться, как к чему-то
священному, неоценимому и недоступному для оскорбление.
Ф. Ницше
Ведущий 2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучения и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью.
А. Куприн
Ведущий 3. Взывают к нам великие поэты и писатели, учёные-лингвисты, философы сберечь русский язык, его
красоту, богатство, величие, стройность.
Ведущий 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий 1. Наш язык – это русской культуры великой основа,
И его нужно нам охранять, развивать и беречь –
Очень важно избавить его от всего наносного,
Защитить от «словесного мусора» русскую речь.
М. Крюков
Ведущий 2. Звуча у Пушкину так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. Евтушенко
Ведущий 3. А мы, будущие учителя и воспитатели, как мы изучаем русский язык, как мы к нему относимся,
как мы его бережем?
Ведущий 4. Да, особенный наш молодежный язык, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон.
Напомнить некоторые наши слова? Начнем с самых безобидных: стипуха, общага, училка, шпора,
бурса.


Ведущий 1. А какими словами мы выражаем свои эмоции!
Прикольно, клёво, круто, зашибись, офигенно, балдежно, вау, супер, отстой, стремно, кайфово,
кумарит.
Ведущий 2. Продолжим?
Блин, задрало, по фиг, фигня, в лом, жесть, капец.
Ведущий 3. До бесконечности можно приводить примеры жаргонных слов. О, а как «прикольно» наши юноши
обращаются к девушкам: деваха, гёрл, чувиха…


Ведущий 4. А девушки - к юношам: баклан, чувак, чел, паря…
Да, чу́дная наша речь!


Ведущий 1. Мир, любовь, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые сре́дства.
Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды,
оскорбления. Богат и резкими выражениями крайней досады и гнева – ругательствами.
Ведущий 2. Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в
нашу речь грубой брани, «ненормативной лексики», как любят теперь корректно выражаться, то
есть обычной матерщины.


Ведущий 3. Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и
фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого м любо.
А. Чехов
Лингвист 1. Убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а это соответствует нередко и
недостойное поведение. Убогий язык – это и примитивная, убогая душа.
Лингвист 2. А если в нашей речи много жаргонной и ненормативной лексики – имеем ли мы право учить детей?
Имеем ли мы право их воспитывать?
Историк 1. Святитель Игнатий (Брянчани́нов) нас предостерегал: «Божественная цель слова в писателях, во
всех учителях…Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и
спасения в средство развращения и погубления!»


Историк 2. Алексей Толстой предостерегал нас: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.»
Ведущий 4. «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,наш дар бессмертный - речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!
Чтец 1. Глубокий смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово.
Чтец 2. Потому что в слове – всё. И ДОМ, И ЖИЗНЬ, И РОДИНА, И ВЕРА!

Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры

Книжная выставка «Живое слово мудрости» предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.


24 мая , в День памяти святых равноапостольных Кирилла (827 – 869 гг.) и Мефодия (ок. 815 – 885 гг.), Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры . Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ ему был придан статус государственного. Об этом рассказывают материалы первого раздела выставки «Величие слова славянского» .
Также здесь представлены книги по истории создания и развития кириллической азбуки. Одна из наиболее интересных – труд Франклина Саймона «Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.)» . В ней содержится подробный обзор письменной культуры Древней Руси. Она знакомит читателя с разнообразными выражениями письменной культуры, которые различаются по использованной в них графике и по языку, по взятому для письма материалу и др.
Солунские братья Кирилл и Мефодий являются символами славянского письма и культуры. Они создали первый славянский язык (кириллицу ), который в дальнейшем оказал влияние на формирование литературных языков многих славянских народов. Этот язык принято в науке называть старославянским.

В XI веке на основе кириллицы образовалась древнерусская азбука. Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Что такое азбука? Что означает это слово? Когда появилась первая русская азбука? Как развивался русский алфавит, и каким реформам он подвергся можно узнать из второго раздела выставки «Страниц печатных дивное начало» . Результатом последней крупной реформы письменности 1917-1918 гг. стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Какие буквы исчезли навсегда? Почему это произошло? Ответы на эти вопросы читатели найдут, познакомившись с представленными материалами.

Интересен будет труд Б.П. Померанцева 1909 года издания, который представляет собой конспективный курс для подготовки на аттестат зрелости по Истории русской словесности (Выпуск 1-й. Древне-русская письменность до Петра I и народная словесность).

История письменности тесно связана с историей библиотек, о которой расскажут издания третьего раздела выставки «И мудрость знаний, и открытий храм» .

«Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты». Х.Л. Борхес

На Руси мысль об образовании библиотеки принадлежала Ярославу Мудрому . По образцу Константинополя Ярослав Мудрый (1019-1054) строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037 г.
Первыми русскими произведениями были договоры с греками, княжеские грамоты, частные акты (берестяные грамоты), «доски» — торговые документы.
С момента появления и до сегодняшних дней библиотеки прошли сложный путь. Принципиально изменился их облик. Об этом подробно рассказывает книга Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» , представленная на выставке. Периоды развития российских библиотек также отражены в данном издании.

Один из подразделов выставки посвящен истории основания первой библиотеки в нашем городе. Наиболее полно о пути от Владимирской городской общественной публичной библиотеки к универсальной научной рассказывает сборник «Владимирская областная научная библиотека в документах, фотографиях, лицах» (авт.-сост. Сдобникова М.Ю.) .


На выставке представлена уникальная подшивка газеты «Владимирские губернские ведомости» 1838 года издания, в которой опубликована статья А.И. Герцена «Владимирская публичная библиотека» . В ней он писал о библиотеке как о значительном явлении в жизни города и пытался привлечь внимание общественности к её нуждам.

27 мая в России отмечается профессиональный праздник – общероссийский День библиотек . Четвёртый раздел выставки посвящён миру российских библиотек, великим библиотекарям России и развитию библиотечного дела в нашей стране сегодня.


Отдельный подраздел выставки посвящен крупнейшим публичным библиотекам России. Богато иллюстрированные издания расскажут об истории и многогранной деятельности современных государственных библиотек. Это книга-альбом Артамоновой С.Н. «Российская государственная библиотека» , посвященная 175-летию РГБ и альбом «Российская национальная библиотека» , вышедший к 200-летию со дня открытия РНБ и др.

Профессиональное чтение – это важный элемент системы непрерывного образования библиотекарей. На страницах журналов оперативно отражаются различные события из жизни мирового библиотечного сообщества, проводятся дискуссии по наиболее актуальным темам; происходит обмен профессиональным опытом.
Сотрудники Владимирской областной научной библиотеки постоянно делятся опытом своей работы на страницах профессиональной прессы. Их статьи публикуются в различных библиотечных изданиях, которые представлены на выставке.

Сегодня библиотеки находят и внедряют новые формы общения с читателями, участвуют в создании современного информационного пространства, содействуют формированию нравственных принципов подрастающего поколения.


Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html