Матренин двор таблица портрет интерьер отношение. Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И

>Характеристики героев Матрёнин двор

Матрена

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.

Меню статьи:

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.



Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.



Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она - кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены - чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) - младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

ТЕМА УРОКА : «Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

Развивающая:

    формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы;

    развивать навыки устной речи, а также творческие способности учащихся;

Воспитательная:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность;

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    портрет писателя;

    мультимедийная презентация;

    аудиозапись песни «Окно»

ХОД УРОКА

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.

А.И.Солженицын

«Смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души».

1. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слайд №1 «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа»\А.И. Солженицын

«Лихое зелье»

Труд и душа. Материальное и духовное. Но люди, пытаясь обрести материальное, забывают о духовном, о том, что даровано свыше, бесценно, беззащитно.

Сейчас я зажгу свечу и предлагаю вам подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой.

Тепло, свет. И душа человека, как эта свеча, должна излучать свет и тепло окружающим людям.

Как и свеча, душа человека открыта и беззащитна в этом мире.

Свечи зажигают, когда хотят создать атмосферу душевности, тепла, загадочности.

Вывод учителя : Я думаю, что этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка. Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот теплый свет! Многим не удается, а Матрене удалось… Как?

Это и будет проблемой нашего урока: Заглянув в историю жизни Матрены Васильевны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано свыше. Выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской?

2. Сообщение темы и целей урока. Тема нашего урока «Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор». Какие цели вы можете поставить на уроке?(проанализировать рассказ Солженицына, узнать, кого называют праведником,

3. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано,

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? (Только у неё не так уборно, в запущи она живёт) (Уборно - убрано, чисто; запущь - от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); угожей - сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Везде было тесно и лопотно.

Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?(не умемши, не варемши – как утрафишь) (Утрафить - диалектное: от потрафить - угодить

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

С какими историческими событиями связана судьба героини?

(С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.)

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомним способы и приёмы создания образа героя произведения

Интерьер как способ создания характера

Портрет как способ создания характера

Речь как способ создания характера

Отношение к вере

Жизнь и быт

Отношение окружающих к героине

Самохарактеристика героя

Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли

Утверждение через отрицание

(Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Черты характера Матрёны

Приёмы создания образа

трудолюбивая

светящаяся, лучезарная

Деталь: улыбка Портрет

скупые бытовые детали раскрывают её особый мир

бескорыстная,

антитеза

Деликатная (не вмешивалась в чужую жизнь)

открытая

отзывчивая

безотказная

покорная

скромная

стеснительная

терпеливая

верующая

Отношение к православной вере

сердечная

Отвечать будете по группам.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?

- Кто населяет избу Матрены?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

-Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, обратимся к финалу рассказа

8. Анализ финала рассказа.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.И.Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».)

Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов«Толковый словарь русского языка».)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован. Солженицын называет Матрёну праведником. Почему?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой

    Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?

    Что общего в этих произведениях?

    Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

    Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека .

Дом. Зад . Письменный ответ на один из вопросов:

    1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрена?

    2. О чем заставил задуматься рассказ

А. И. Солженицына «Матренин двор»?

История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии.
Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя.
По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.
Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).

Тематика произведения

Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои произведения

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего...».
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.
Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.

Художественные особенности анализируемого рассказа

Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа.
Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих:
«Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Значение произведения

«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».
Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Точка зрения

Анна Ахматова
Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу.
В. Сурганов
В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях.
(Из книги «Слово пробивает себе дорогу».
Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне.
1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)
Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») — был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы — в мещерской деревне Мильцево.
Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.
Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу — она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Чтоуони могли знать, чтоуя мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации — просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых — дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи.
Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику — дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.
На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал.
И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, — говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). — Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич — надо ему варить, печку топить». И обратно домой».
Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу.
Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе.
(Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)
Матренин двор беден, как прежде
Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба — племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», — сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери — самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Мильцево (в рассказе Солженицына — Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына — Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски.
В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо».
Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, — жалуется она. — Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста — основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены.
Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад.
Леонид Новиков, Владимирская область.

Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. № 24.
Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. — 1993. № 2.
Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. — Абакан: издательство ХГУ, 1997.
МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. — 1995. № 5.
Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. — М.,
1991.
СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая
гвардия, 2009.
Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.
ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. — М., 1994.
Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003.


ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

    выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    музыкальное сопровождение;

    памятка по созданию литературного образа героя;

    печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Человек с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать на доске ).

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

А что такое эпиграф? Для чего он нужен? ( Эпи́граф (от επιγραφή - «надпись») - , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

Словарная работа нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

( На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа, во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

План анализа образа литературного героя


1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Образец таблицы

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова .(музыка села)

- Что же представляет собой изба , в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.

- В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

- Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

- А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. (музыка метели и зимы)(стр.271)

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе? (психологизм) – первая колонка таблицы

7. Работа с учебником. . Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей». (Слова из текста зачитать стр.270)

- Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа.(стр.282-283)

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника » Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

- Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в таблице?)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.
О.Мандельштам

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

- Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. Задание.

9. Дом. задание вы получили; ответственные в группах оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока. (музыка села)

Релаксация.