Марлен Хуциев: Осетины – благороднейшая и красивая нация06.10.2015. Марлен Хуциев: На меня писали доносы из зависти Хуциев семья

50 лет назад на экраны вышел культовый фильм шестидесятых «Застава Ильича». С него началось отечественное авторское кино, и на нём закончилась эпоха оттепели

«Держись…» - это пожелание написал Виктор Некрасов на титульном листе своей книги «В окопах Сталинграда», которую подарил Марлену Хуциеву. Этими словами писатель поддержал друга, когда у того были неприятности с фильмом «Два Фёдора» в 1958-м. Режиссёр боролся. Доказывал, что никакого пессимизма в картине нет. Правил и вырезал сцены. Но всё это были цветочки. Настоящие бои за своё кино у Марлена Хуциева, уже известного и очень любимого зрителями, были впереди. Не раз он вспомнит этот наказ - «Держись!». И усомнится: а можно ли удержаться?..

Зимой 1960 года Марлен Хуциев подал на Киностудию имени Горького заявку на съёмки нового фильма. Это должен быть рассказ о трёх друзьях, которые живут в районе заставы Ильича (до 1919 и после 1992 года это, кто не знает, площадь Рогожской Заставы). Заявку утвердили. Марлен Хуциев с Феликсом Миронером (с которым была снята «Весна на Заречной улице») приступили к работе над сценарием. Написали несколько страниц и… поссорились. Да так, что Миронер с картины ушёл и его имени даже нет в титрах.

Там есть сцена: «Герой увидел девушку в автобусе и пошёл за ней», - рассказывал Марлен Хуциев. - Два дня я писал, отнёс Феликсу, он прочёл. «А где сцена?» - «Вот». - «Нет, это не сцена!» Для него сцена - это чтобы герой мог задеть её плечом, чтобы диалоги возникали…

И тут режиссёра познакомили со студентом ВГИКа Геннадием Шпаликовым (он прославится совсем скоро, в 1964 году, когда на экраны выйдет лирическая комедия по его сценарию «Я шагаю по Москве»). Они стали писать вместе, хорошо понимая друг друга. Вот герой возвращается из армии. Вот его встречают мать и сестра; отец, понятно, погиб на фронте. Вот он, Серёжка Журавлёв, встречается со своими друзьями. Один из них уже женат, имеет ребёнка, но всё ещё не почувствовал ответственность за семью. Второй - весельчак и балагур, жениться не торопится. Вот Серёжка встречает в автобусе необычную девушку и идёт за ней. Они знакомятся, спорят, ссорятся, бунтуют против старших, гуляют по Москве, слушают стихи в Политехническом, появляются на вечеринке «золотой молодёжи», задумываются о смысле жизни…

Сюжет пересказать невозможно. Это была совершенно новая для советского кинематографа стилистика. Не тщательно выписанные, сложные диалоги - обычные фразы, часто даже обрывки фраз, которые складываются в изумительную словесную мелодию. Не красивые, как в мелодраме, герои - простые лица. Не действие - время. Жизнь - вот что было нового в этом фильме - обыкновенная, знакомая, повседневная, не приукрашенная, не искажённая.

Нельзя сказать, что «руководящая роль КПСС» осталась в стороне от процесса создания фильма: партия в лице министра культуры Екатерины Фурцевой всё время не только наблюдала за съёмками, но и давала советы. Иногда, такое тоже бывает, дельные. Так, например, министр дала добро (и деньги) на вторую серию картины. Именно Фурцева предложила снять вечер поэзии в Политехническом, и эти репортажные съёмки оказалась бесценными и вошли в историю.

Главной в ленте является встреча героя с отцом. Их разговор - живущего ныне и погибшего на войне - был в середине 1960-х понятен всем (так мало времени с войны прошло, и раны не успели зарубцеваться), и у зрителей комок в горле стоял. Возможно, они в мыслях тоже разговаривали со своими убитыми на поле боя отцами, рассказывали им о жизни, до которой те не дожили. Сергей Журавлёв, оказавшись на распутье, спрашивает отца, как ему жить. Тот просит говорить тише - в блиндаже спят уставшие солдаты. И говорит сыну: «А тебе сколько лет?» - «Двадцать три», - отвечает герой. «А мне двадцать один. Ты, сын, старше, решай сам», - буднично произносит отец.

Картина была закончена. Михаил Ромм сказал после просмотра: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Андрей Тарковский уверял, что этот фильм сильнее его «Иванова детства». Виктор Некрасов говорил, что «Застава Ильича» - событие в искусстве. Министр культуры Екатерина Фурцева намекала, что Хуциеву пора сверлить дырочку в лацкане пиджака - для ордена.

Но… На режиссёра был написан донос, в самых «сталинских» традициях. Марлен Мартынович не раз говорил, что знает, чья подпись стоит, но имени не назвал ни разу…

И вот состоялось предварительное обсуждение картины. Такие просмотры тогда широко практиковались, и слово мог взять любой, кто оказался в зале.

Материал понравился, - вспоминает Марлен Хуциев. - Но тут выступил вахтёр. «Как это может быть, - сказал он, - уходит отец, ничего сыну не сказав? Собака и та не бросит своего щенка!» Когда я услышал те же слова, произнесённые позже Хрущёвым, то был потрясён: разговор, как выяснилось, прослушивался!

И 8 марта 1963 года на встрече с деятелями искусств в Кремле первый секретарь ЦК КПСС дал бой «гнилой советской интеллигенции». Никита Сергеевич был недоволен и молодыми поэтами, и писателями, и художниками, отступившими от норм партийного искусства. Главным же «отступником» в кино был назначен 37-летний режиссёр Хуциев.

Трое рабочих парней показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться, - громко вещал руководитель партии с трибуны. - И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями программы Коммунистической партии!

С Хуциевым перестали здороваться. Вокруг него образовался вакуум. В газетах стали появляться письма от простых советских рабочих, возмущённых антисоветским фильмом: «Мы, сталевары завода «Серп и молот», хотим через газету «Советская Россия» обратиться к авторам фильма «Застава Ильича». Фильм мы, понятно, не видели. Но нас глубоко взволновали слова Никиты Сергеевича Хрущёва по поводу этой поспешно и необоснованно расхваленной кинокартины...»

Целый год у Марлена Хуциева ушёл только на согласование поправок.

Фильм был сильно сокращён. Убрали поэтов в Политехническом. Обрезали сцену первомайской демонстрации. Заставили вырезать эпизод, в котором на вращающейся пластинке горит свеча: пожарные, мол, опасаются, что начнутся пожары…

Самые серьёзные претензии были, конечно, к сцене встречи с отцом. Режиссёр согласился поправить её, но заявил, что нужно переснимать - чтобы не было видно монтажных «заплат». (Он вообще многое тогда поправил в картине, переснимая сцены, якобы выполняя требования цензуры.) И что удивительно, в этой ключевой сцене картины Марлен Хуциев не выбросил ни единого слова! Единственное отличие - роль отца на этот раз играл не Лев Прыгунов, как в первом варианте, а… рабочий-осветитель.

В таком переделанном виде фильм и вышел на экраны. Название, в котором фигурировало святое имя (вернее, отчество), также необходимо было изменить. Картина стала называться «Мне двадцать лет».

Только через двадцать пять лет решено было восстановить полную авторскую версию картины. Одновременно стало известно, кто именно и каким образом «душил» фильм. В журнале «Искусство кино» опубликовали материалы, которые раньше были секретными. Как выяснилось, именно на фильме Марлена Хуциева сотрудники отдела культуры ЦК КПСС отрабатывали «механизмы запрета в новых послесталинских условиях».

И отработали же!

В 1966 году цензура напала на фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В 1967 году сняли с проката «Короткие встречи» Киры Муратовой и запретили картину Тарковского «Андрей Рублёв». Положили на полку дебютную ленту «Комиссар» талантливого режиссёра Александра Аскольдова. Эту картину вообще хотели уничтожить, но Аскольдов тайно вынес из монтажной одну из копий…

Так закончилась эпоха оттепели. И в жизни (до Пражской весны 1968 года оставалось совсем немного). И в кино.

было дело

В 1963 году Федерико Феллини привёз на Московский кинофестиваль свою картину «Восемь с половиной». Он попросил устроить ему встречу с Марленом Хуциевым, и, хотя официальные лица пожали плечами, мировой звезде не могли отказать. «Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует, что меня тут понимают», - сказал итальянский режиссёр. Хуциев в свою очередь поклонился Феллини за фильм «Восемь с половиной», который помог ему лучше понять себя.

Так получилось, что Федерико Феллини и Джульетта Мазина оказались даже на свадьбе исполнителя главной роли в фильме Валентина Попова, которую праздновали в один из этих дней.

Время оттепели невозможно себе представить без поэзии. А поэзию оттепели - без лектория Политехнического музея в Москве. Здесь на заре советской власти читали стихи Маяковский, Есенин, Хлебников, Белый. В 1930-е годы выступали Твардовский, Заболоцкий, Багрицкий. В 60-х традицию продолжили Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава...

В первом варианте я снял сцену как-то поспешно, во Дворце культуры Энергетического института. А когда Фурцева утвердила две серии, захотелось снять большой вечер поэтов. Жил я на Покровке, шёл мимо Политехнического, увидел объявление «Дискуссия о молодёжи». И, попав в эту историческую аудиторию, понял: «Вот где надо снимать». Эти вечера мы сами организовали, напечатали билеты: «Приглашаем на вечер поэтов». У нас не было средств на большую массовку.

Снимали пять дней. Зрителей собиралось столько, что каждый день съёмочная группа с огромным трудом протискивалась внутрь. На них ещё и шикали - какое кино, когда тут стихи!

Нельзя сказать, что кинокарьера актёров, сыгравших главных героев, сложилась счастливо. В фильмографии Марианны Вертинской около трёх десятков лент, но больших, по-настоящему звёздных ролей больше не было. У Валентина Попова, получившего премию журнала Cinema Nuovo на МКФ в Венеции, была ещё одна роль - в короткометражной картине, он пытался писать сценарии и снимал журнал «Фитиль». В 55 лет умер от инфаркта.

Для съёмок вечеринки «золотой молодёжи» режиссёр позвал своих учеников и практикантов. Так в фильме появились будущие сценаристы Павел Финн и Наталья Рязанцева и будущие режиссёры Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский.

Именно съёмку этого эпизода считает началом своего духовного перерождения инокиня Ольга, бывшая актриса Ольга Гобзева. По сценарию она даёт звонкую пощёчину пошляку (Тарковский). «Представляете, какая это чудовищная профессия! - с ужасом вспоминает она и добавляет: - Может, благодаря этому я теперь в иночестве? Может, мне Марлена надо благодарить за этот дар, за эту милость Божию?..»

Интересно, что съёмки «Заставы Ильича» задержали XXII съезд КПСС: кортеж, который вёз высокопоставленных партийных функционеров, упёрся в перекрытую киношниками улицу Герцена. Чёрные «Чайки» с затемнёнными окнами терпеливо стояли и ждали, пока режиссёр скомандует: «Снято!»

Кстати, в титрах фильма значится некто Н. Захарченко - «Друг». Такой роли в фильме нет, а Николай Захарченко - это инспектор ГАИ, который здорово помогал съёмочной группе на московских улицах. Однажды перекрыл Садовое кольцо, из-за чего образовалась огромная по тем временам пробка, которая рассасывалась много часов…

Никиту Хрущёва отстранили от власти в октябре 1964 года. Премьера же фильма, так сурово раскритикованного им, была назначена на январь 1965-го. В последний момент цензоры спохватились - там же есть кадры, когда во время демонстрации люди приветствуют членов Президиума ЦК КПСС, стоящих на трибуне Мавзолея. Всех членов подчистую безжалостно вырезали, под нож попал и молодой Фидель Кастро, приехавший с официальным визитом в Москву. А сидящего на плечах у папы мальчика, радостно кричащего «Вива Куба!», убрать в суматохе позабыли.

точка зрения

Любовь Аркус, киновед, режиссёр, редактор журнала «Сеанс»

Кино эпохи оттепели - это и то, что называется сейчас «мейнстрим», и авторское кино одновременно. «Летят журавли», «Баллада о солдате» - эти фильмы смотрели все. Они были интересны и подготовленной, образованной публике, и колхозникам из какой-нибудь отдалённой деревни.

Что произошло потом? Кино разделилось на авторское и массовое (и не только кино, в музыке, живописи, литературе происходили те же процессы). Шедевр всех времён и народов «Дорога» Федерико Феллини (в советском прокате «Они бродили по дорогам») - это было настоящее авторское кино, которым восхищался весь мир. Поздние же фильмы Феллини оказались массовому зрителю непонятны…

В нашей стране этот разлом прошёл всего по одной кинематографической биографии - Марлена Хуциева. Его «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора» имели огромный зрительский успех. «Заставу Ильича» посмотрели уже немногие. Ещё меньше публики оказалось у фильма «Июльский дождь»…

Сейчас эти два потока - «фестивальное» кино и то, которое делает кассу в прокате, - идут каждый своим руслом, и это печально. Возможно ли, чтобы они вновь слились в один? Вопрос интересный. Не знаю, не знаю…

Вредный фильм в яблочко

50 лет назад Марлен Хуциев снял картину «Застава Ильича». Четверть века она называлась «Мне двадцать лет», после того как была подвергнута жесточайшей цензуре. Ее сняли с проката после слов Хрущева: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи».

Не верил Никита Сергеевич в правдивость эпизода, где отец не может ответить сыну на вопрос «как жить?». Причем мертвый 21-летний отец, разговаривающий с живым сыном, который старше его на два года. Под названием «Мне двадцать лет» картину показали в 1965 году на Венецианском кинофестивале. А прорвалась она туда благодаря секретарю ЦК Компартии Италии Джанкарло Пайетте. В Венеции Хуциева отметили спецпризом за режиссуру, который он разделил с Луисом Бунюэлем, представлявшим «Симеона Столпника».

Кадр из фильма. Выпускной бал на Красной площади.

Только в конце 80-х «Заставу Ильича» показали в первозданном виде. А до этого вносили поправки по указке Хрущева, потом опять кромсали, как только его сместили и надо было срочно убирать стоящего на Мавзолее Никиту Сергеевича из кадра. История страны прошла через этот многострадальный фильм. А работали над ним весело. Хуциев водил молодежь в шашлычную, подкармливал. Но молодые и сами не терялись. Драматург Павел Финн вспоминает, как Марлен Хуциев посылал их с Геннадием Шпаликовым за едой. А они по дороге заруливали в гостиничную столовку и предавались радостям жизни. Шпаликов говорил: «Зачем Хуциеву еда? Он все равно худой». Вернувшись на съемочную площадку, каялись. Хуциев прощал, и все опять повторялось.

Марлен Хуциев: «Крупный советский кинорежиссер накатал донос на нашу картину»

Хуциев всегда любил придумывать на ходу. О том, как родилась идея «Заставы Ильича», он вспоминает так: «Мы снимали «Весну на Заречной улице» в Запорожье. Случилось одно печальное событие: умер директор «Запорожстали», восстанавливавший завод. У него обнаружили чуть ли не осколок возле сердца. Хоронил директора весь город. А когда мы там снимали, меня поразил сам завод. Я подумал, что следующую картину сниму на металлургическом предприятии. Придумалась история о том, как к директору завода приходит его погибший друг. Еще я хотел делать картину о войне под названием «Поколение» — о молодых ребятах, ушедших на фронт. Но прокатилась волна пацифизма, и на мою заявку на студии Горького ответили: «Нет, о войне не нужно».

Марлен Хуциев долго уговаривал друга и однокурсника, сценариста Феликса Миронера, поработать вместе. Но у того были свои планы. «Мы вместе делали диплом "Градостроители", «Весну на Заречной улице». Феликс — потрясающий мастер диалога. Мы часто ссорились. Главный конфликт произошел в Доме творчества в Болшеве, уже после того, как мы подали заявку на фильм. Рассорились на сцене, где парень увидел девушку в автобусе и пошел за ней. «Это твой замысел, — сказал Феликс. Я не буду дальше работать и снимаю свою фамилию», — вспоминает Марлен Хуциев. В общем, произошла ерундовая ссора, причем в тот момент, когда уже было написано сорок страниц сценария. Надо было срочно искать замену.

«Я тогда был ассистентом на курсе Григория Козинцева во ВГИКе, — рассказывает Марлен Мартынович. — Мне посоветовали пригласить студента Шпаликова. Я прочитал его сценарий «Причал». Мы встретились в Доме кино. Парень странно здоровался, держа руки по швам. Он ведь был суворовцем. Генка стал приносить варианты сценария, что-то я переделывал. Он сочинил сцену на выставке молодых художников. Когда произошла история с Хрущевым, Генка встал в позу, изображал из себя человека, который выше этого, отказался делать поправки. Потом я узнал, что он сочинял с Данелия «Я шагаю по Москве». В самый разгар работы Генка мог исчезнуть и так же неожиданно появиться. Спрашиваю: «Что с тобой? Куда ты делся?». Он рассказывал, как его поместили в бокс и он не мог оттуда выйти. Я говорю: «У тебя же подкрашенные волосы». И тут он сознался, что ездил в Одессу пробоваться у Пети Тодоровского в фильме «Верность».

Теперь Хуциев сожалеет о том, что не оставил имя Феликса Миронера в титрах. А зрители и не подозревают, что он причастен к «Заставе Ильича». Именно Миронер когда-то рассказал Хуциеву о том, что есть такой человек — Булат Окуджава, который пишет замечательные песни, и даже напел одну из них: «Девочка плачет, шарик улетел». «У его шурина, поэта Гриши Левина, было литературное объединение «Магистраль» при Доме железнодорожников, в которое входил Булат, — рассказывает Марлен Хуциев. — И Феликс познакомил нас. Впервые я слышал песню Булата «Я вновь повстречался с надеждой» в исполнении интеллигентов «Магистрали». Они пели хором, потом поднимали бокалы. Все это походило на клятву и произвело на меня огромное впечатление».

Спрашиваю у Марлена Хуциева, как он не боялся окружать себя дебютантами. Отвечает: «Я вообще рисковый человек. Ну кто бы на моем месте решился пригласить студента третьего курса и с ним работать? У меня снимался Валя Попов, который до этого играл в народном театре ЗИЛа. К сожалению, он рано ушел из жизни. У Николая Губенко — это первая роль. Станислав Любшин до этого только где-то мелькнул. Кстати, с Петей Тодоровским, тогда еще оператором, мы жили в одном общежитии на Лосинке, готовили на одной плите. В Одессу он попал из-за меня. Встретились как-то, я говорю: «Поехали снимать кино в Одессу». Он согласился. Я тогда ни одного снятого им метра не видел. Позвал из-за человеческой симпатии».

Валентин Попов, сыгравший 23-летнего сына, который спрашивает у погибшего на войне отца о том, как жить, остался самым неизвестным героем этой истории. Чрезвычайно одаренный, он не сделал актерской карьеры. Пытался заниматься режиссурой, и тут что-то не заладилось. А когда снимался в «Заставе Ильича», не вписался в компанию золотой молодежи, будучи по сути заводским парнем. Марианна Вертинская, сыгравшая его возлюбленную, общалась с другими: «Мы с Валей особенно не дружили. У меня была компания художников, Андрона Кончаловского, Андрея Тарковского, Паши Финна. А Валю я как-то встретила в Елисеевском магазине. Он уехал, по-моему, на Одесскую студию, пытался снимать как режиссер, что-то писал. Закончил какие-то режиссерские курсы. Переживал, что ничего не получается. У него было депрессивное состояние. А потом я узнала, что он умер».

Непосвященному и в голову не придет, что знаменитая сцена в Политехническом музее с участием Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко — постановочная, а не реальный поэтический вечер. Марлен Хуциев вспоминает, как поэты читали стихи, каждый сам по себе: «Я слышал Беллу Ахмадулину в одном клубе. Побывал на вечере Евтушенко. Потом возникла идея с Политехническим. По 8 часов длилась съемочная смена. Мы 9 коробок пленки отсняли. И каждый раз приходили разные люди. А началось с того, что я увидел афишу Политехнического музея, на которой был заявлен диспут о молодежи. Я впервые попал в эту аудиторию и понял, где надо снимать. Тут же сочинил историю, решил установить телевизионные камеры в зале, создать иллюзию, что идет съемка передачи. А помогла нам тогдашний министр культуры Фурцева. Когда первый вариант фильма был принят, она сказала, что у нас очень сильная сцена первомайской демонстрации, но во второй части не хватает такого же эмоционального акцента».

Марианна Вертинская считает, что если бы Марлен Хуциев не придумал сцены в Политехническом, то просто ничего бы не осталось: «Мой папа Александр Вертинский был гениальным певцом, поэтом и композитором. Все говорят о его руках, о том, как он точно делал акцент, как пел «Маленькую балерину». Но нет ни одного кадра с отцом. Есть картины, в которых он снимался, — «Анна на шее», «Пламя гнева». Но это другое. То, что сделал Хуциев, — великое дело. Кто бы знал теперь, какой была молодая Белла Ахмадулина? Булата Окуджаву позднее много снимали, но такого молодого, когда он с гитарой выходил, нет больше нигде».

А потом крупный советский кинорежиссер, работавший на той же студии, где снималась «Застава Ильича», накатал донос, что это вредное кино. Марлен Хуциев отказывается называть его имя, только уточняет, что это не Герасимов, не Ромм, не Луков. Кстати, Михаил Ромм, посмотрев «Заставу Ильича», сказал: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Раскрыл тайну человек, принимавший участие в написании письма, литературный секретарь Михаила Шолохова. Хуциев рассказывает: «После того как мы сняли картину, и я уже начал работу над другим фильмом, он позвонил мне и предложил сценарий. Тогда же спросил: «А вы знаете, кому вы обязаны неприятностями? Я редактировал это письмо». И назвал мне имя. Когда начались гонения, от меня отвернулись все, кроме съемочной группы. Люди струсили. Те, кто одолжил денег до зарплаты, срочно требовали их вернуть. Сергей Герасимов держался в той ситуации стойко. Его обязали курировать нашу картину. Он ничего не навязывал. Министр культуры Екатерина Фурцева официально превратила фильм в двухсерийный. Меня все время ругали, что я на месяц задержал его сдачу. А я снял вместо одной серии две, задействовал более 60 объектов в Москве».

«Заставу Ильича» снимала Маргарита Пилихина, женщина-оператор, что было редкостью. Хуциев предлагал снимать картину своему другу Петру Тодоровскому. Но он все никак не мог определиться, тянул время, по словам Хуциева, а потом выяснилось — готовился к своей картине. «А Рита сама попросилась, сказала, что ей очень нравится сценарий. Я не тот режиссер, которому оператор предлагает, как снимать. К мизансценам не подпускаю. Маргарита Пилихина — двоюродная сестра Георгия Жукова. И этим все сказано. Она ручной камерой снимала демонстрацию, которую мы тоже организовывали», — вспоминает Марлен Хуциев.

Марианна Вертинская: «Мы все друг от друга прикуривали»


Марианна Вертинская и Марлен Хуциев встречаются нечасто.

Для Марианны Вертинской «Застава Ильича» стала, пожалуй, самой важной картиной. Но в первые дни снималась в ней актриса из массовки. Мы встретились с Марианной Вертинской в ее квартире на Арбате. Она хранит немало фотографий, на которых запечатлены юный Шпаликов, Хуциев, весивший 45 кг, так что не каждый лифт его поднимал, Джульетта Мазина, оказавшаяся причастной к истории фильма.

«Я снималась у Анатолия Эфроса в первой моей картине, «Високосный год», — вспоминает актриса. — Я ходила на фотопробы «Причала» по сценарию Шпаликова. И Марлен Мартынович обратил на меня внимание. У него горели сроки. Началась паника, поскольку не было героини. Последний съемочный день у Эфроса — а уже на следующий день меня утвердили в «Заставу Ильича». Сергей Герасимов сказал, что это попадание в яблочко. Его фраза потом ходила по студии Горького».

Хуциев уже снял картины «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Марианне Вертинской и ее ровесникам он представлялся человеком с биографией. Но память сохраняет и другое: «Марлен Мартынович — очень поэтичный человек. Он живет в своем мире, в который и нас хотел ввести. Мы работали скорее по состоянию, не шли по пути психологического разбора. Делали много дублей, иногда по 15. Он скрупулезно добивался нужного оттенка, переснимал какой-нибудь небольшой эпизод».

С Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским Марианна Вертинская познакомилась еще до «Заставы Ильича». «Когда снималась у Эфроса и была утверждена у Хуциева, — вспоминает актриса, — меня вызвал Тарковский на роль, которую потом сыграла Валентина Малявина в «Ивановом детстве». Сделали фотопробы. От кинопроб я отказалась из-за съемок у Хуциева. Тогда Марлен Мартынович был уже величина, а Тарковский еще ничего не снял, кроме «Катка и скрипки». Тогда все говорили, что «Застава Ильича» будет явлением. Сценарий написан Геной Шпаликовым, песенки которого все пели тогда под гитару. Я, как галчонок, смотрела на все. Заканчивались съемки, и мы ехали в Дом литераторов или ВТО, на дачу к Андрону, ходили на пляж, читали. Впервые Андрон достал стихи Мандельштама, «Доктора Живаго». Все это вслух читали. Мы дружили, любили, были романы. Очень интересное было время. Я из него вышла».

— А насколько вы все были свободны?

— Разнузданности не было ни в ком. Мы все были молоды, полны эмоций, верили в светлое будущее. Жизнь только начиналась.

— Понимали, что на каждом квадратном сантиметре — будущий гений?

— Было ощущение, что все очень талантливы. Андрей начал снимать «Рублева». Помню, как они с Андроном писали сценарий, хотели, чтобы Слава Любшин сыграл главную роль. «Застава Ильича» снималась около четырех лет. Ее закрывали, потом пролонгировали. Потом случилась история с Хрущевым, после которой все едва не грохнулось. Но все были полны надежд, а не упадничества. Это свойственно молодым людям. Эфроса как-то спросили, нравится ли ему одна артистка. Он ответил: «Да, нормальная». На вопрос «а чего же вы ее не снимаете?» он ответил: «Не прикуриваю. Не зажигает». А мы все друг от друга прикуривали.

— Какое впечатление произвел готовый фильм?

— Тогда актеров в монтажную не пускали. Сцена, где герой разговаривает с мертвым отцом, вызвала жуткую критику. Успокоились после того, как Феллини, приехавший в Москву с фильмом «8½», похвалил ее. Ему показали «Заставу Ильича» тайно. Когда были в Риме на Неделе советского фильма, Феллини пригласил нас на свою виллу. Но сначала мы поехали в кинотеатр и посмотрели его «Джульетту и духи». У меня есть две фотографии от Джульетты Мазины. На одной, где она с платком, написано: «Марианне. Ты мне нравишься». На второй она с кошкой. У Джульетты Мазины было семь кошек. Каждая носила имя одной из ее героинь. Была среди них и Кабирия. Потом по приглашению японской компартии я 21 день провела в Японии. Там очень любят «Заставу Ильича», отмечают юбилеи картины.

— Многие думают, что сценарий написал один Шпаликов, а про Миронера ничего не знают.

— Может быть, изначально канву написал Миронер. Но легкость диалога, которая в картине есть, когда один разговор накладывается на другой, это, конечно, от Гены. Он постоянно бывал на площадке, что-то дописывал, подсказывал. Раз Феликс Миронер захотел снять свое имя, чего тут обсуждать. Столько лет прошло. Многие уже в могилах лежат.

«Заставу Ильича» теперь все время противопоставляют «Оттепели» Валерия Тодоровского, которая вызвала у многих режиссеров старшего поколения резко отрицательное отношение. А Марианне Вертинской картина понравилась: «Художник имеет право на раскраску и интерпретацию. Главную героиню, которую играет Анна Чиповская, зовут Марианна. Оператор дает кому-то в морду — такое буйство свойственно моему поколению. Что-то задиристое в нас было».

Светлана Светличная: «Михаил Ромм сказал: «У этого человека надо всегда сниматься»


Светлана Светличная.

В «Заставе Ильича» делали первые шаги очень известные актеры. Ольга Гобзева, ныне инокиня, сыграла девушку, дающую пощечину Андрею Тарковскому. Теперь она раскаивается в этом и говорит, что, возможно, в иночество пришла из-за этой пощечины. Светлана Светличная появилась в сцене молодежной вечеринки. Красоты была необыкновенной. Роль у нее небольшая, но из тех, что складывают мозаику этой картины.

Светлана Светличная рада, что принимала «маленькое участие» в картине: «Уверена, что наши потомки будут судить о нас по фильмам Марлена Хуциева. В своей серьезности он романтик, доверчивый, как ребенок. «Застава Ильича» — наша история без прикрас. Когда поступило предложение от Марлена Хуциева, я обратилась за советом к Михаилу Ильичу Ромму. Он сказал: «У этого человека надо всегда сниматься. И я всегда буду отпускать к нему своих студентов». У Марлена Хуциева я поняла, что такое кино и команда «Мотор!». Мне до сих пор льстит, что он рассмотрел в импозантной девице настоящую душу. Единственное, что меня одолевало, так это беспокойство по поводу того, смогу ли я соответствовать тому, что задумал режиссер. У Марлена Хуциева — как в сказке: здесь русский дух, здесь Русью пахнет, хотя он в общем-то не из Саратова. То, что у него получилось, — не случайность, а небесный промысел. Вспоминаю эпизод с пощечиной, и по телу мурашки идут. А сцена, когда герои ночью столкнулись, не ведая о том, что могут встретиться. Только такой романтик, как Хуциев, мог все это придумать. Я когда это увидела, поняла, что во мне это тоже всегда жило. Вот так можно выбежать пулей и встретиться с человеком или солнцем, любимой буренкой». А вот проблемы, возникшие вокруг картины, Светлану Светличную обошли стороной. Слишком молода была, о каких-то вещах не задумывалась: «У меня же не главная роль. Это Марьяна Вертинская была в курсе событий. Она получила на картине такой заряд для будущего! Все, что она сделала в молодости, — все это получила от Марлена Хуциева».

Картины, снятые Марленом Хуциевым, вошли в копилку лучших произведений отечественного кинематографа, чего стоят только «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Фильмов этого режиссера не так много, и это связано не только с советской цензурой и чиновничьими препонами, но и с тем, что в каждую свою работу режиссер вкладывал душу и оттачивал ее до совершенства.

Так же ответственно он относился и ко всему, что не было связано с его работой. Личная жизнь Марлена Хуциева всегда оставалась за кадром - он не посвящал в ее подробности посторонних.

Со своей супругой он познакомился, когда был студентом, и с тех пор они вместе делили радости и неурядицы, которые преподносила им судьба. Жена Марлена Хуциева Ирина Семеновна Соловьева прожила с ним долгую жизнь. В свое время она входила в состав сценарной редколлегии киностудии им. Горького и работала вместе с мужем.

В семье режиссера не было много детей - Марлен Мартынович и Ирина Семеновна вырастили и воспитали сына Игоря, который пошел по стопам отца и тоже стал режиссером, а его учителями во ВГИКе были Кулиджанов и Ромм. Игорь Марленович за свою карьеру снял один фильм и написал сценарии к шести, а над одной из картин «Невечерняя» работал вместе со своим отцом.

Сценарий фильма родился из пьесы о Чехове и Толстом, которую отец и сын Хуциевы начали писать в середине двухтысячного года.

Работа над этой картиной была начата в 2007 году и продолжается по сей день, а ее выход на экраны планируется в этом году.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого сложилась удачно, счастлив, что и у его сына есть семья, дочь Нина, которая, правда, не захотела продолжить семейную традицию и окончила китайское отделение МГУ, после чего уехала работать в Шанхай.

Творческая биография Марлена Хуциева началась в годы Великой Отечественной войны, воевать на фронтах которой режиссеру не пришлось - по состоянию здоровья его не взяли в армию.

Почти перед самым окончанием войны он пришел работать на киностудию Тбилиси ассистентом режиссера, а в сорок пятом поступил на факультет режиссуры ВГИКа.

После его окончания Марлен Хуциев работал на Центральной киностудии им. Горького помощником режиссера дубляжа, а в пятьдесят пятом году режиссер Барнетт, у которого Хуциев еще в студенческие годы проходил производственную практику, пригласил его в качестве второго режиссера на картину «Ляна».

Свой первый полнометражный фильм, ставший суперпопулярным у советского зрителя, Марлен Мартынович снял совместно с режиссером Миронером.

«Весна на Заречной улице» моментально стала самой любимой картиной миллионов зрителей, не менее успешным стал и второй фильм режиссера - «Два Федора», в котором Хуциев снял никому тогда еще не известного Василия Шукшина, только начинавшего свою актерскую карьеру.

Эти фильмы Хуциев снимал на одесской киностудии, а потом он вновь вернулся в Москву на киностудию им. Горького ассистентом режиссера, где начал долгую и трудную работу над символичным для поколения «шестидесятников» фильмом «Застава Ильича».

В картину вошли кадры поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали тогда еще молодые, а в будущем известные поэты Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский.

Путь фильма на экраны оказался непростым - Хрущев раскритиковал «Заставу Ильича», и поэтому зрители увидели фильм в сильно измененном варианте, после того, как из него были вырезаны многие сцены. Только спустя более двух десятков лет картина вышла в первоначальном варианте, но уже под другим названием - «Мне двадцать лет».

В шестьдесят пятом году Марлен Мартынович перешел на «Мосфильм», режиссером которого он оставался долгие годы. Попробовал свои силы и в качества актера, снявшись в «Золотом теленке» и в «Интервенции», правда, зрители его смогли увидеть только во втором фильме, поскольку из первого сцена с его участием была вырезана.

В картине «Гори, гори моя звезда» режиссер сыграл кавказского князя, который в рядах белогвардейской армии сражался с красноармейцами.

Фильм, который планировался к выходу в 1962-м году, был жестоко раскритикован на самом высоком, практически государственном уровне.

…Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.
Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца в свою очередь спрашивает сына - а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает - а мне двадцать один... и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит!
Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни?»

Из речи Н. С. Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. 8 марта 1963 г.

Существует версия, что Хрущев вовсе не смотрел «Заставу Ильича», а ненавистью к картине проникся после язвительного пересказа кого-то из коллег Хуциева по режиссерскому цеху. В любом случае, в результате столь ожесточенных нападок на фильм, от режиссера стали требовать внести в картину значительные изменения.

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Биография Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили ) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили . Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств , но не прошёл по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья.

В 1944 году началась кинокарьера Хуциева : он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии .

В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко ), который окончил в 1950 году.

Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов , Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов , Сергей Параджанов , Юрий Озеров и Феликс Миронер .

Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители ». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького , а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна » Бориса Барнета , у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию , где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице ». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко , роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников , имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора » (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль – Фёдора -большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина .
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра.

После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича », сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым , тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа .

Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв , она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет ». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной , Андрея Вознесенского , Роберта Рождественского , Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”».

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича » получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина ».

В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм », где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь », Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник » спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши ».

Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок » по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция », где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда » Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран » Центрального телевидения , успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май » – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа ».

В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении.

Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым , Германом Лавровым и Марленом Хуциевым , «И всё-таки я верю... » вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие » – в 1983-м, философская драма «Бесконечность » – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года » был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем , также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа , Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом . Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя », работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР».

Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук , почётный член Российской академии художеств , академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России , президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер ».
19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России , но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней. В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

В 2019 году запланирован выход нового фильма Хуциева - «Невечерняя».

В марте 2019 года был госпитализирован в Боткинскую больницу, в реанимационном отделении которой скончался 19 марта на 94-м году жизни.

Личная жизнь Марлена Хуциева

Хуциев был женат на Ирине Соловьёвой, которая ушла из жизни 5 января 2019 года в одной из больниц Москвы

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице » Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко , курс которого он закончил во ВГИКе .

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен » – образовано от «МАРкс » и ЛЕНин ») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы ».

– В фильме «Застава Ильича » («Мне двадцать лет ») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева , Александр Митта , Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский .

– В телефильме «Был месяц май » одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский .

Фильмография Марлена Хуциева

Режиссёр
Невечерняя (2007-2011)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
И всё-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (ТВ) (1971)
Был месяц май (ТВ) (1970)
Июльский дождь (1966)

Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)
Градостроители (1950)

Сценарист
Невечерняя (2007)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
Июльский дождь (1966)
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1964)
Улица молодости (1958)

Актёр
Карл Маркс: Молодые годы (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
В день праздника (1978); роль: Рамзес
Гори, гори, моя звезда (1969); роль: князь
Интервенция (1968); роль: главнокомандующий
Золотой телёнок (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод в фильм не вошёл)