Лядов краткая биография. А

Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию в классы фортепиано и скрипки. Вскоре Лядов заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в консерватории, где и работал до самой смерти. А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

А. К. Лядов был известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Так Сергей Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда он задержал выполнение заказа, Дягилев был вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большим поклонником творчества А. К. Лядова и специалистом по его музыкальному наследию был композитор и педагог Н. Н. Вилинский, также написавший «Четыре миниатюры памяти А. Лядова», соч. 40 (1956).

Преподавал в Петербургской консерватории, причем преподавательская деятельность композитора началась сразу по его окончании этой же консерватории. Среди учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, Майкапар и другие.

Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры - многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут (Музыкальная табакерка).

Среди самых известных сочинений Лядова - симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».

Лядов также известен как фольклорист - он составил несколько сборников русских народных песен. Для голоса и ф-но: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и др. Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен», 10 переложений из Обихода и т. д.

Источник: ВИКИПЕДИЯ Свободная энциклопедия

Анатолий Константинович ЛЯДОВ: О Музыке

Анатолий Константинович ЛЯДОВ (1855 - 1914) - русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории

Услышать музыку композитора на нашем сайте Вы можете в разделе

"На столе перед нами лежала тетрадь Шопена", — вспоминал ученик А.К. Лядова А.В. Оссовский о весеннем экзамене в Петербургской консерватории в 1897 г. — "Я делал изустный гармонический анализ. А.К. Указал концом карандаша на какую-то ноту.

— А это что за нота? — Тон, чуждый аккорду. Да. Капризная нотка. И какая вкусная! Вся ведь прелесть искусства в умелом нарушении правил, в этих капризах фантазии".

Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.

М. Горький сказал: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их...».

Вторая половина XIX - начало XX вв. — период небывалого расцвета русской культуры. Народность и реализм отличают творчество писателей Л. Толстого, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова; художников Перова, Крамского, Репина, Шишкина; музыкантов Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева.

В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.

Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.

Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепьянные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.

Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы. Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе.

Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам».

А когда дети подросли насколько, что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова.

Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница».

Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными. Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...».

К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила» , сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки».

Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов. Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «... появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории... Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…»
В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.

Об отношении Лядова к своим ученикам Е. Браудо в статье «А.К. Лядов» писал: «... наблюдательность и психологическое чутье позволяли Лядову совершенно безошибочно определять музыкальную индивидуальность своих учеников. И никто в такой мере, как он, не умел развивать в них чувство изящного, благородство вкуса».

А вот как охарактеризовал учителя одни из учеников Лядова: «... Огромный и ясный теоретический ум, с ясно осознанными принципами и планом преподавания, меткость, точность и изящество объясняющих формул, мудрая сжатость изложения”

В 80-90-х гг. Анатолий Лядов, помимо преподавательской и сочинительской деятельности не раз выступал как дирижёр в концертах Петербургского кружка любителей музыки, в «Русских симфонических концертах ». По поводу одного из таких концертов музыкальный критик В.В. Стасов писал: «... нельзя не упомянуть, с глубокой благодарностью, о прекрасном дирижировании А.К. Лядова, который, мало того, что приготовил хор и оркестр и вообще вел все дело, но первый подал мысль устроить концерт в память Мусоргского. Честь и слава молодому талантливому музыканту, жаждущему почтить публично талантливого своего предшественника».

В 1889 г. на всемирной выставке в Париже сочинения Лядова в числе прочих исполнялись в двух симфонических концертах, составленных из произведений русских композиторов.

Кроме этого, Лядов по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, которые были высоко оценены исследователями русского фольклора.

В 1909 г. балетный импресарио С.П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет был передан молодому композитору Игорю Стравинскому.

"Самый ленивый классик русской музыки"-

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов [(11 мая 1855 - 28 августа 1914)
Личность яркая и самобытная. Он сочинил не так уж много произведений, но зато каких! Русский эпос в музыке - основное направление в его творчестве. Современники говорили, что он превзошёл Римского-Корсакова.

Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность.

Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...»

Д.Мацуев.

"Арабески"

Вершиной камерной формы явились прелюдии Лядова.
Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка.








Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы — эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.
8 русских народных песен для оркестра.



Симфонические миниатюры А.К. Лядова появились в зрелый период творчества композитора. Их немного, и все они программны. И некоторые из них имеют конкретную литературную программу, изложенную автором. «Восемь русских народных песен» музыкальные исследователи обычно не относят к программной музыке Лядова, но и к обработкам народных песен, которых у него более 200 - тоже. В чем же тут подвох? Давайте разберемся.
Сочинение представляет из себя цикл миниатюр для оркестра. Собственного названия у него нет, но каждая пьеса имеет свое «имя» по жанру народных песен. Некоторые из этих песен уже были опубликованы ранее в сборниках обработок народных песен Лядова для одного голоса и фортепиано. Но композитор вновь решил обратиться к этим подлинным мелодиям, только в инструментальном виде. Но зачем это ему понадобилось? Ведь из песни слово не выкинешь... А он это сделал свободно, без угрызений совести... Неужели ему нечего было оркестровать?
Как всегда, у гениев все просто, но не так примитивно...
Как поведала история, Лядов жил «двойной» жизнью. Зимой он преподавал в Петербургской консерватории, а все лето проводил на даче, в деревне Полыновке. Что же удивительного? На дачах написано много произведений Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов. Но Лядов жил не просто на даче. Он жил в деревне. Много времени проводил в общении с семьей крестьянина Ивана Громова, ходил по окрестностям и записывал народные песни. Конечно, он весь был пропитан духом русского фольклора. Он знал не только крестьянский быт (особенно любил косить и рубить дрова), но и понимал тип мышления «простых людей», их нравы и характеры, отношение к земле, к жизни. В то же время он был прекрасно образованным, «начитанным» и глубоко мыслящим человеком. И это сочетание интеллегентности и деревенской простоты сказалось в его творчестве. Именно в «Восьми русских народных песнях» он соединил две непересекаемые в обычной жизни вещи - деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Это делали и другие русские композиторы - Мусоргский и Бородин, Римский-Корсаков, и Чайковский, и даже Скрябин. Но Лядов это сделал по-своему неповторимо.
Да, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Но это не просто еще одна «обработка», и его задумка не в том, чтобы к народной мелодии «приписать» оркестровый аккомпанемент. А в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк, о чем не принято говорить словами.
Да, он тоже, как и его коллеги, соединял народные мелодии с европейскими принципами гармонизации, применял в оркестре инструментальные приемы народных инструментов (жалеек, балалаек); использовал народные жанры и рисовал сказочных персонажей. Но в «Восьми песнях» он пошел дальше и глубже.
В этом цикле - емкое отражение души народа в символическом проявлении. Литературной программы, как в других его симфонических картинах, здесь нет. Но если Лядов сам не выписал сюжет из русских сказок, то это еще не значит, что его там нет вовсе. Программа заложена в самих жанрах песен, которые выбраны автором не случайно, не просто для «разнообразия» и выстроены не случайно именно в таком, а не ином порядке.
Как это может быть? Жанр - это всего лишь классификация песен по тем или иным признакам.
В науке - да. Но не в фольклорной традиции. Ни одна песня в деревне не поется «просто так». Она всегда «к месту». И «ко времени». Речь идет не только о «приуроченных песнях», которые связаны с календарным обрядом, и который творится в определенное время года (Колядки - в новогодье, заклички - весной, купальские - летом и так далее). Плясовые, застольные, свадебные, шуточные песни - тоже соответствуют своему действию. Словом, за каждой песней - целая сказка. Поэтому композитору не пришлось комментировать песни. Каждый жанр говорит сам за себя. Лядову, видимо как раз нравилось то, что коротко и лаконично можно выразить очень глубокую мысль.
Каждая песня из цикла - это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души. Эта душа многогранна. И каждая пьеса - это ее новая грань.
Теперь подробнее о каждой пьесе и о том, что она означает в неписанной программе Лядова.

Духовный стих - это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В каждой песне - сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В данном цикле - это символ молитвы. И эта «духовность», собственно, задает тон всем остальным пьесам.
***
Коляда-Маляда - это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все «кукольное», «крошечное» - тихие шаги пиццикато, негромкие трубы - голоса кукол, но характер все же торжественный.
***
Протяжная - это наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, «этот стон у нас песней зовется». Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом... Мы не будем даже искать подлинные слова этой песни, ведь средствами оркестра композитор выразил еще больше... Хочется обратить внимание, как ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов хора. Виолончели здесь особенно задушевны...
***
Шуточная - «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров - это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность - это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Вспомним, что значит выражение «чтоб комар носа не подточил»... Или - как это Левша блоху подковал? Все эти символы - тонкость, отточенность ума, остроумие. Веселая шутка - что может лучше отвлечь от горя и печали?
***
Былина о птицах - это разговор особый.
Былина - это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Но автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе.
В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям - птица - это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.
В то же время музыка этой былины - далеко не повествовательного характера. Композитор остался верен самому себе, выбрав звукоизобразительный путь: сплошь я рядом форшлаги деревянных духовых, что изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы - птица словно стучится в окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую... Она мечется, стонет, а в самом конце - низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы. И, скорее всего, он неотвратим...
***
Колыбельная - логическое продолжение «приговора». Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь - не все так прямо. Если кто и качает люльку - так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас - стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Но ведь это не похоронная песня, а колыбельная! Все правильно. Когда человек умирает своей смертью - он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите... вечным сном...»
***
Но тут - Плясовая - появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка - маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.
И что он видит первым делом?
Свет! То есть Солнце!
И людей - друзей и родных.
***
Хоровод - это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг - это символ солнца. А солнце - это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса - это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.

Вот так в коротких пьесах, буквально, в «нескольких словах» вместилась вся философия и поэзия русского народа в гениальном пересказе композитора-миниатюриста Анатолия Лядова. Прислушайтесь, и вы услышите там частичку себя как истинно русского человека.
Инна АСТАХОВА



Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904- 1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.


Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.

«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Совершенно неизвестен Лядов как художник. Он рисовал много для своих детей, рисунки развешивались на стенах квартиры, составляя маленькие семейные тематические выставки. То это был вернисаж мифологических существ: странных человечков, чертиков - кривых, хромых, косых и даже «благообразных», или карикатур на «творческую личность»: литератора, певицы, учителя танцев…

Цикл состоит из четырнадцати миниатюрных пьесок, из которых первая и последняя, выполняющая роль финала, основаны на одном и том же музыкальном материале. При контрастности отдельных пьес произведение в целом окрашено в беспечно-жизнерадостные тона с оттенком некоторой «детскости», «игрушечности» (что отражено и в названии цикла).
Средняя часть № 1 представляет собой изящный вальс. Вальсовая основа встречается и в некоторых других номерах цикла, приобретая иногда лирическую окраску (например, в № 3). Для некоторых пьесок характерна большая подвижность, моторность, порой с оттенком игривого юмора или жизнерадостной задорной устремленности (см. № 4, 12, 13).
Два номера «Бирюлек» выделяются ярко выраженным национально-русским характером интонаций. Это —№ 5 (си мажор), начальная попевка которого навеяна темой «Прогулки» из «Картинок с выставки» Мусоргского и пятидольный № 6 (ми минор), напоминающий эпические образы Бородина и Мусоргского.

...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.
Б. Асафьев

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

Излюбленная музыкальная форма Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения - это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. «Глинку он любил и знал наизусть. „Рогнедою“ и „Юдифью“ Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь», - вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене «Мессинской невесты» Ф. Шиллера.

В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним: «...Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант...» Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. «Клюйте из книги то, что Вам нужно , и развивайте это на свободе , и тогда Вы узнаете, что значит думать », - писал он позже одному из своих друзей.

С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником «беляевских пятниц». В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и «Бирюльки» ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием «кучкистов». «Бирюльки» - первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения - камерность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них - небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала «Музыкальная табакерка», в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву «И что на свете прежестоком» из сборника М. Балакирева «40 русских народных песен».

К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки «Венецианская ночь» и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада «Про старину». Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Богатырской» симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады «Про старину», В. Стасов, услышав ее, воскликнул: «Настоящего баяна Вы тут вылепили».

В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни «крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке».

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга », «Кикимора ») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро »). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки». Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», симфоническую картину «Из Апокалипсиса» и «Скорбную песнь для оркестра». В числе последних замыслов композитора - балет «Лейла и Алалей» и симфоническая картина «Купальская ночь» по мотивам произведений А. Ремизова.

Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов – отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать – пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень».

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов – отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать – пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень». Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М. А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова – С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. В 1885 Лядов начал преподавать теоретические дисциплины в Придворной певческой капелле. Несколько позже по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, высоко ценимых исследователями русского фольклора.

Композиторское наследие Лядова невелико по объему и состоит преимущественно из произведений малых форм. Наибольшей известностью пользуются живописные симфонические поэмы – "Баба Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора", а также "Восемь русских народных песен" для оркестра, два сборника детских песен (ор. 14 и 18) и ряд фортепианных пьес (среди них "Музыкальная шкатулка"). Он сочинил еще два оркестровых скерцо (ор. 10 и 16), кантату "Мессинская невеста" по Шиллеру (ор. 28), музыку к пьесе Метерлинка "Сестра Беатриса" (ор. 60) и десять церковных хоров (Десять обработок из Обихода, сборника православных песнопений). В 1909 С. П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И. Ф. Стравинскому. Умер Лядов в деревне близ г. Боровичи 28 августа 1914.

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен: " ", " ", " " и другие.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

СОЧИНЕНИЯ:

- Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

- "Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

- "Волшебное озеро" (1909)

- "Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

4 романса (ор. 1, 1873-74), 18 дет ских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887; тетрадь 2, ор. 18, 1887; тетрадь 3, ор. 22, изданы 1890);

Романсы

Сборник русских на родных песен (ор. 43, издан 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-95 годы И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902), 50 песен русского на рода для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-1899 и 1901 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. II. Покров ским (издано 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. По кровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Сара товской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географ. общества, б. г.);

для хора a cappella:

10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской кон серватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907), 15 русских народных песен для женских голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы 1909?)

5 русских песен (для женского хора, 1909-10);

для хора с инструментальным сопровождением:

Слава (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899), Сестра Беатриса (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906);

Орк. отд. номеров из оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и др.