Львом сергеевичем и он кратко. Лев термен

На рейде Североморска 9 февраля состоялась церемония встречи экипажей тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с участием главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева и командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Днем ранее корабельная ударная группа вернулась в Кольский залив, преодолев за четыре месяца 18 тысяч морских миль, выполнив задачи боевой службы в Средиземноморье.

Первое в истории боевое применение палубных истребителей ТАРКР "Адмирал Кузнецов" в войсковой операции состоялось 15 ноября 2016 года. Владимир Королев отметил, что ВМФ России получил весомый боевой опыт, который позволит скорректировать подготовку и действия флотских группировок (в том числе в составе межвидовых сил), ляжет в основу требований к новым авианосцам.

Поход корабельной группы ВМФ России к берегам Сирии подтвердил боеготовность флота, его способность действовать в дальней зоне самостоятельно и во взаимодействии с межвидовыми группировками. И подтвердил актуальность морской доктрины государства.

Задачи дальнего похода выполнены. Личный состав здоров. Боевые корабли и вспомогательные суда исправны.

И все же, каковы видимые результаты?

Хроника борьбы с терроризмом в Сирии За пять лет в результате вооруженного конфликта в Сирии, по данным ООН, погибли более 280 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков. Наиболее активными являются запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра"..

Достигнутые цели

В дальнем походе, который начался 15 октября 2016 года, корабельная авианосная ударная группа в составе ТАРКР "Петр Великий", ТАКР "Адмирал Кузнецов", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", танкеры "Сергей Осипов" и "Кама", спасательное буксирное судно "Николай Чикер", действовала в районах северной, северо-восточной Атлантики и в Средиземном море. БПК "Североморск" продолжает нести боевую вахту в Аравийском море и Индийском океане.

Освобождение Алеппо: теперь стреляют только вверх Ликвидация террористического анклава во втором по численности населения городе страны стала сокрушительным ударом для внешних и внутренних противников законного президента Башара Асада и резко ослабила позиции исламистов. Теперь правительственная армия получила возможность теснить противника с восточного направления, отмечает Александр Хроленко.

Корабли подошли к сирийским берегам 8 ноября и усилили российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме . Палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией 10 ноября. В этот период шли бои в восточном Алеппо, который позже освободили от террористов.

Палубные истребители наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, огневым позициям и опорным пунктам с 15 ноября. За два месяца летчики "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 117 — ночью), уничтожили более тысячи объектов группировки "Исламское государство" (запрещена в России) и других террористических группировок.

Российские корабли успешно интегрировались в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии. "Адмирал Кузнецов" выполнил задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своего авиакрыла и обеспечил ПВО корабельного ударного соединения.

Прямые и опосредствованные цели Средиземноморской эскадры России Усиление Средиземноморской эскадры означает, что Россия намерена последовательно решить задачи военно-политического урегулирования сирийского конфликта, невзирая на прямое информационное и опосредствованное боевое противодействие Запада, замечает Александр Хроленко.

Тактика действий в походе анализируется и будет использована для разработки перспективной системы применения авианосных сил ВМФ России в различных районах Мирового океана.

Заметим: североморцы участвовали в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада — на фоне нелегитимного применения силы в регионе рядом западных государств. То есть ВМФ России одновременно демонстрировал эффективную боеготовность, высокую морскую и политическую культуру.

Выявленные недостатки

ТАКР "Адмирал Кузнецов" создавался преимущественно для ударов противокорабельными ракетами по крупным надводным целям противника и решения задач ПВО корабельной ударной группы. То есть изначально в этом проекте ударная мощь ракетного крейсера преобладала над боевыми возможностями авиакрыла.

Именно поэтому в области применения палубной авиации "Адмирал Кузнецов" уступает авианосцам США. Корректнее сравнивать концептуальный Крыловский российского авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой.

"Чистый авианосец" ВМФ России будет нести на борту . Строить его начнут .

В походе на борту ТАКР "Адмирал Кузнецов" находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов. В результате авиапроисшествий МиГ-29К и Су-33 — в море, вне зоны боевого применения. Это свидетельство несовершенства отдельных систем ТАКР "Адмирал Кузнецов" и отсутствия опыта боевого применения палубной авиации.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США Критики боеготовности тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" не учитывают мировой опыт эксплуатации кораблей подобного класса. Российский авианосец в порядке, и достойно решает боевые задачи в Средиземном море, считает Александр Хроленко.

Авианосцы ВМС США также имеют потери.

Выявленные недостатки авианесущего крейсера можно устранить коррекцией боевой подготовки и техническими усовершенствованиями в ходе капитального ремонта с глубокой модернизацией. Планируется, что ТАКР "Адмирал Кузнецов" встанет в док в первом полугодии 2017 года, модернизация займет около двух лет.

Одной из заметных черт корабельной ударной группы Северного флота стал густой черный дым из трубы авианесущего крейсера в проливе Ла-Манш.

Дым стал предметом обсуждения и насмешек в западных СМИ. Так, агентство Bloomberg отмечало : ""Адмиралу Кузнецову" следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России".

: ""Кузнецов" все же утер нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу"., которые демонстративно не заметили успешного возвращения российских кораблей в Североморск. Вероятно, зацепило. А ведь ранее Великобритания потратила 1,4 миллиона фунтов стерлингов на военно-морское слежение за тяжелым авианесущим крейсером.

За кораблями ударной группы 9 ноября 2016 года безуспешно пыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, однако БПК "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину и вытеснили ее из района.

Возможно, "Адмирал Кузнецов" немолод, а "Петру Великому" не довелось, к счастью, показать все свои боевые возможности. Но Россия возвращается в Мировой океан с качественно — всерьез и надолго.

Президент России Владимир Путин завтра 23 февраля в День защитника Отечества встретится с моряками тяжелого авианесущего ракетного крейсера(ТАРК) «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» только что вернулся из Сирии

Напомним, что этот корабль, который обычно называют единственным российским авианосцем, совсем недавно завершил свой длительный поход в составе нашей авианосной группы к берегам Сирии.

Примечательно, что это был не просто поход, а первое боевое применение авиации морского базирования российскими вооруженными силами.

На сегодня уже можно говорить о том, что поход этого военного корабля к берегам Сирии закончился успехом, несмотря на два потерянных из-за технических неисправностей боевых самолета, а также тот факт, что по своей структуре «Адмирал Кузнецов» – это не корабль для классических экспедиционных миссий.

Поход «Адмирала Кузнецова» критикуют голословно

Кстати говоря, этот момент забывают почти все эксперты, когда критикуют действия нашей авианосной группировки в Сирии.

ТАРК “Адмирал Кузнецов”

Ведь главное вооружение ТАРК «Адмирал Кузнецов» – это противокорабельные ракеты типа «Гранит», а не его стационарная авиагруппа, которая должна решать задачи прикрытия континентального берега и флотских соединений ВМФ на дальних подступах, а не непосредственно ударные функции, как это приходилось делать в Сирии.

Именно поэтому советские конструкторы не оснастили корабли проекта 1143.5 «Кречет» , а поставили туда тепловые двигатели, которые проще в использовании и с экономической точки зрения гораздо эффективней.

По этой причине обильное выделение пара «Адмиралом Кузнецовым» во время своего перехода не является основанием для сравнения этого корабля с дредноутами столетней давности, как это, в свою очередь, постоянно пыталась делать желтая пресса стран Запада.

Впрочем, западная критика миссии «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии только этим не ограничивалась и носила многогранный характер – от высмеивания нашего корабля до панических истерик, что российская авианосная группировка самим своим присутствием смертельно угрожает государствам, входящим в состав НАТО.


Российская авианосная группа в походном марше

Западная истерия по поводу «Адмирала Кузнецова»

Все эти моменты во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии доступно и доходчиво объяснял официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков .

Тем более, во время четырехмесячного похода нашей авианосной группы произошло немало инцидентов информационного характера, что также вполне объяснимо.

Дело в том, что это событие совпало с операцией по освобождению города Алеппо сирийской правительственной армией президента Башара аль-Асада , когда истерия западных СМИ в адрес России приобрела неадекватный характер, а любое событие, связанное с российскими вооруженными силами, целенаправленно выставлялось в вычурном и гротескно абсурдном виде.

Естественно, переход «Адмирала Кузнецова» и применение его авианосной группы в Сирии стали для Запада в этом плане буквально красной тряпкой для быка.


Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков

Просто подсознательно во всей этой «критике» всегда имелось в виду, что эта акция российского ВМФ нарушила монополию США на применение ударных авианосных групп по всему миру, а это ведь, по сути своей, главный символ американского глобального доминирования.

На Западе чутко относятся к таким моментам, и это обстоятельство также послужило причиной нездорового ажиотажа вокруг похода российской авианосной группы к берегам Сирии.

Конашенков постоянно отвечал на нападки западных СМИ

Наиболее показательной здесь были январские заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона , когда британский министр назвал «Адмирал Кузнецов» кораблем позора и отдал приказ королевским ВМС по его военному сопровождению во время прохода нашей авианосной группы возле европейских берегов.

Тогда Конашенков на этот счет заявил, что российский ВМФ не нуждается в бессмысленных эскорт-услугах, а также порекомендовал Фэллону больше внимания уделить проблемам ВМС Великобритании.


Миссия авианосной группы «Адмирала Кузнецова» совпала с операцией по освобождению Алеппо

По мнению Конашенкова, цель таких заявлений и действий со стороны официального Лондона заключается в отвлечении внимания от состояния дел в британском военно-морском флоте.

Впрочем, «Адмирал Кузнецов» обнажил и военные проблемы НАТО, поскольку нашу авианосную группу постоянно сопровождали порядка 10 кораблей ВМС стран альянса, а суммарное их число совершенно точно переварило за 50 военных судов.

«Адмирал Кузнецов» задел Пентагон за живое

Политолог Леонид Крутаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта истерия западных СМИ была связана не только с задачей оказать политическое давление на Россию, но и теми опасениями, которые вызывает у США и НАТО возросшая мощь Российской армии и военно-морского флота.


Политолог Леонид Крутаков

«Американцы просто забыли, что у них есть конкуренция, они думали, что после распада СССР им можно все, и никто не в состоянии составить им конкуренцию на военном поприще. Первый звоночек прозвучал во время событий в Крыму, когда натовские структуры поняли, что они не смогут что-либо сделать против подобных действий со стороны России. При этом, после ввода наших ВКС в Сирию, на Западе началась полномасштабная паника», - заключает Крутаков.

Как считает эксперт, не надо забывать про то, что Средиземное море является вотчиной 6 флота США, поэтому американцы восприняли военное использование российской авианосной группы в этой акватории, как прямой удар по своему самолюбию.

Таким образом, не стоит удивляться, почему генерал-майору Конашенкову приходилось бороться с информационными поползновениями Запада на протяжении всех четырех месяцев похода «Адмирала Кузнецова», но надо признать, что делал он это очень успешно и в высшей степени профессионально.

Позади первая неделя боевых действий российской палубной авиации в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. Увы, промежуточные итоги участия в операции авианосца «Адмирал Кузнецов» пока не совсем те, которых наверняка ожидало командование, отправляя огромный корабль с внушительным эскортом в Средиземное море. Почему?

По состоянию на полдень вторника, 22 ноября, тяжелые истребители Су-33, взлетавшие с российского авианосца, дважды наносили удары по объектам исламских радикалов - 15 и 18 ноября. В последнем случае — совместно с модернизированными стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС, взлетевшими с авиабазы в Поволжье и обогнувшими по пути к Сирии всю Европу. Судя по сообщениям Министерства обороны, все выбранные цели поражены.

Это первый в истории отечественного флота опыт боевого применения палубных истребителей Су-33. К тому же — первый опыт ударов этими самолетами по наземным целям. Что особенно ценно потому, что Су-33 изначально создавались в варианте только и исключительно перехватчиков ПВО для воздушного прикрытия наших корабельных соединений вдали от своих берегов.

Никто прежде не собирался системно уничтожать ими объекты на суше. Это стало возможным только в последние годы, после дооборудования части таких боевых машин специальной вычислительной подсистемой навигации СВП-24−33 «Гефест», которая позволяет применять неуправляемые 500-килограммовые и 250-килограмовые свободнопадающие бомбы с точностью, характерной для управляемых боеприпасов. Как утверждают разработчики, «Гефест» в 3−4 раз повышает эффективность использования авиационного вооружения по наземным целям.

Словом, можно было бы только аплодировать происходящему сегодня на «Адмирале Кузнецове» если бы не одно обстоятельство. Изначально главная роль в поражении объектов исламских радикалов в Сирии с борта авианосца отводилась вовсе не Су-33. Эти машины должны были служить лишь дополнительным козырем при выполнении подобных боевых задач. Основной ударной силой нашего авианосца при работе «по земле» в Сирии, как предполагалось, будут МиГ-29КР (корабельный, российский) и МиГ-29КУБР (корабельный, российский, учебно-боевой). Фактически — палубные истребители-бомбардировщики с самого начала своей биографии.

Да, бомбовая нагрузка и у Су-33 достаточно внушительна — позволяет за считанные секунды обрушить на противника 28 свободнопадающих авиабомб ФАБ/РБК-250 или 8 аналогичных ФАБ/РБК-500. Но у значительно более легких МиГов этот показатель все равно больше — до 11 фугасных 500-килограмовых бомб.

Однако основное преимущество МиГ-29КР/КУБР перед палубными «сухими» в выполнении такого рода задач даже не в количестве и могуществе средств поражения наземных целей. Главное — наличие на их борту многофункциональной РЛС Н010 «Жук-М», позволяющей на фоне земной поверхности обнаруживать объекты удара на дистанции до 110 километров и одновременно вести картографирование местности. Ничего подобного Су-33 не под силу. Каждый такой самолет располагает единственной бортовой радиолокационной станцией «Меч», работающей, как и положено для истребителя-перехватчика, лишь в режиме «воздух-воздух». Малоконтрастные цели на земле различать «Меч» не в состоянии.

Появление на части находящихся на «Адмирале Кузнецове» Су-33 прицельных систем СВП-24−33 «Гефест» отчасти, видимо, снивелировало этот их недостаток, но не свело его к нулю. И, тем не менее, в войне на Ближнем Востоке пока вынуждены принимать участие только эти машины.

Причина понятна каждому, кто внимательно следит за нынешними событиями в Восточном Средиземноморье. 13 ноября при заходе на посадку на палубу «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию и затонул один из МиГ-29КР. Его пилот катапультировался и был подобран из воды спасательным вертолетом в четырех километрах от корабля.

Как почти сразу же было объявлено Министерством обороны России, по предварительным данным к аварии привели технические проблемы на борту самолета. Ошибка пилота практически исключается. По некоторым данным, это опытнейший летчик, полковник, начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота. Всего на его счету около 200 посадок на палубу «Адмирала Кузнецова», что, безусловно, является прекрасным показателем.

Но как бы там ни было, по давно заведенному в авиации правилу, все полеты самолетов этого типа были в тот же день запрещены до выяснения причин ЧП. Вся тяжесть боевой работы по боевикам тут же легла исключительно на Су-33.

И вот теперь важнейший вопрос: а удастся ли быстро выяснить, что случилось с разбившимся МиГом? Со слов катапультировавшегося пилота, внезапно остановились оба двигателя его истребителя. Специалисты считаются, что прекратилась подача топлива. Но почему? Не ответив на этот вопрос, едва ли возможно давать разрешения на вылет оставшимся в строю МиГам.

Далее. Полноценное расследование, надо думать, невозможно, если со дня Средиземного моря не поднять «черные ящики» затонувшего истребителя. Тогда ключевой вопрос: каковы глубины в этом месте? И в состоянии ли работать на них экипаж килекторного судна КИЛ-158 Черноморского флота, находящегося в этом районе?

Словом, не исключено, что запрет на полеты МиГ-29КР/КУБР с авианосца может оказаться достаточно длительным. Если вообще такое разрешение в ближайшие месяцы командование рискнет дать. Но «Адмиралу Кузнецову» воевать в Сирии максимум до середины января. В феврале он уже без оружия, боезапаса, самолетов и вертолетов должен быть у заводского причала в Северодвинске, где намечена глубокая модернизация корабля.

Выходит, на разбирательства с аварией и устранение, если понадобится, обнаруженных технических недоработок на оставшихся в строю МиГах максимум месяц. Иначе эти самолеты просто не успеют принять участие в войне. В этом случае эффективность нынешней боевой службы «Адмирала Кузнецова» будет сильно девальвирована.

Дело вот в чем. Понятно же, что главной задачей этого корабля и его авиакрыла сегодня является даже не уничтожение дополнительной сотни-другой террористов, их складов и кустарных мастерских. Все это могут отлично проделать (и регулярно делают!) летчики, базирующиеся на авиабазе Хмеймим. Если их нынешних возможностей вдруг окажется недостаточно — боевой потенциал авиабазы можно почти мгновенно нарастить, в течение суток перебросив в Сирию из России дополнительные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Потенциал любого из них при нанесении ракетно-бомбовых ударов просто несравним ни с Су-33, ни с Миг-29КР/КУБР (Су-34 способен нести к целям до 8 тонн бомб, Су-24М — 7,5 тонн).

Поэтому для полного подавления бандитов вовсе необязательно было гнать авианосец за три моря. С наращиванием сил на авиабазе Хмеймим вышло бы и проще, и значительно дешевле.

Стало быть, «Адмирала Кузнецова» снарядили к берегам Сирии совсем не оттого, что без него никак не справиться с засевшими в этой стране террористами. Накопление опыта использования российской палубной авиации в условиях реальной войны — вот, полагаю, истинная причина появления нашего самого крупного боевого корабля в восточном Средиземноморье. Такой опыт жизненно необходим для проектирования и строительства перспективного российского авианосца, о котором уже много лет говорят на всех этажах военного управления и российской «оборонки».

Кстати, именно желанием успеть на эту войну, видимо, и продиктована невиданная спешка, в которой готовился поход ударного корабельного ядра Северного флота. Вспомним: с января по 15 июня 2016 года крейсер находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности. Потом до августа стоял в доке 82-го судоремонтного завода в Рослякове. И лишь с сентября летчики 279-го (на Су-33) и 100-го (на МиГ-29КР/КУБР) отдельных корабельных истребительных авиаполков начали отрабатывать на нем взлеты и посадки.

В обычных условиях на это следовало бы отвести хотя бы два-три месяца. Хотя бы! Ведь в советские времена на полное освоение курса боевой подготовки, уникального для каждого типа самолетов, строевому летчику отводили до трех лет. За это время ему предстояло выполнить в воздухе сотни упражнений, чтобы получить допуск к ведению боевых действий. Ни у одного из пилотов 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, сформированного менее года назад, в декабре 2015-го, возможностей достичь такого уровня подготовки просто не было.

Но битва за Сирию сильно торопила. И уже 15 октября самое крупное в истории авианосное соединение Северного флота вышло в океан.

Кстати, закономерен вопрос: как же тогда уже упомянутому начальнику службы безопасности полетов авиации Северного флота, пилотировавшему упавший в Средиземное море истребитель, удалось совершить под две сотни взлетов и посадок с палубы «Адмирала Кузнецова»? Все просто: с 2013 года первые три МиГ-29КР находились в опытной эксплуатации в 279-м отдельном корабельном истребительном авиаполку. На аэродроме под Североморском они стояли рядом с «сушками». И ограниченное число пилотов сумели на хорошем уровне освоить и эти машины. Но таких летчиков, как тот полковник, на нашем флоте можно по пальцам пересчитать.

Министерству обороны РФ пришлось закрыть глаза даже на то, что палубные истребители МиГ-29КР/КУБР еще не завершили комплекс государственных испытаний и официально не приняты на вооружение. Этот процесс по плану растянется до 2018 года. Во всяком случае, 6 сентября 2016 года, перед самым выходом «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море, командующий авиацией ВМФ генерал майор Кожин заявил: «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Вынужденно закрыли глаза и на то, что в процессе испытаний катастрофу потерпели уже две такие машины. В июне 2011 года первый опытный экземпляр МиГ-29КУБ разбился в Астраханской области. Оба пилота, находившихся в кабине, погибли. А 4 июня 2014 года другой Миг-29КУБ рухнул на землю в Московской области. Один пилот скончался от ран в госпитале.

Всем этим, повторяю, пришлось пренебречь во имя того, чтобы накопить бесценный опыт боевого применения российской палубной авиации на реальной войне. И вот теперь, если МиГи так не начнут в ближайшее время летать с «Адмирала Кузнецова», этот опыт грозит оказаться сильно усеченным в качестве и объеме. Жаль.

Авианосная группа Северного флота РФ, в которую входят крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", подошла к берегам Сирии. Корабли маневрируют в восточной части Средиземного моря, сообщил в субботу, 12 ноября, в эфире телеканала "Россия 1" командир "Адмирала Кузнецова" Сергей Артамонов.

"Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря", - заявил он. Авианосная группа отправилась из Североморска 15 октября. "Адмирал Кузнецов" - крупнейший корабль ВМФ России. Его длина составляет 306 метров. На судне постоянно возникают технические проблемы. В последний раз оно находилось на ремонте в 2015 году, а по возвращении из Средиземного моря снова уйдет на ремонт с модернизацией.

Контекст

Ранее сообщалось, что палубная авиация крейсера "Адмирал Кузнецов" уже принимает участие в в окрестностях Алеппо.

Успехи армии Асада в Алеппо

Сирийская армия восстановила контроль над несколькими районами на западе Алеппо, которые повстанцам удалось отбить за последние две недели в ходе попыток . Об этом 12 ноября сообщили в базирующейся в Лондоне организации "Сирийский наблюдательный совет по правам человека" (SOHR).

Смотрите также:

  • Дети Алеппо

    Внимание мировой общественности по-прежнему приковано к Алеппо: разрушенный город стал символом ужасов войны в Сирии. Людям в осажденной восточной части города не хватает воды, продовольствия, медикаментов. Многие остались без крыши над головой. По оценкам ООН, сейчас там находится около 100 000 детей.

  • Гуманитарная катастрофа в Сирии

    600 000 человек в осажденных городах

    Помимо Алеппо, еще 18 городов - как, например, Мадая (на фото) - и регионов остаются отрезанными от остального мира. По данным ООН, на этих территориях сейчас находятся почти 600 000 человек. При этом блокаду чаще всего осуществляют войска Башара Асада. Поставку гуманитарной помощи в конкретные районы нужно согласовывать с сирийским правительством, которое продолжает этому препятствовать.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Последний оплот оппозиции

    В 2011 году город Дарайя входил в число тех населенных пунктов, где начинались первые демонстрации протеста против режима Асада. Несколько лет Дарайя находилась под контролем повстанцев: правительственные войска, окружившие город, не пропускали туда автоколонны с гуманитарной помощью. В августе 2016 года войска Асада наконец вошли в город, что стало одним из крупнейших поражений оппозиции.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Чрезвычайное положение в больницах

    Доктора в сирийских больницах больше не в состоянии лечить пациентов. "У нас не осталось ни бинтов, ни медикаментов. Мы даже не можем сделать операцию по удалению аппендицита или кесарево сечение", - жалуется глава немецкого отделения гуманитарной организации "Врачи без границ" Фолькер Вестербарки (Volker Westerbarkey).

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Там нигде не безопасно"

    По словам Вестербарки, за последние пять месяцев все восемь больниц и пунктов оказания медицинской помощи, расположенные в осажденной восточной части города Алеппо, были повреждены или разрушены. Отдельные сирийские врачи все еще продолжают ухаживать за пациентами, рискуя жизнью. "Там нигде не безопасно", - констатирует активист.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Разделенный город

    В особо тяжелом положении находятся 300 000 жителей восточной части Алеппо, которую контролируют повстанцы. В результате почти каждодневных бомбардировок российской и сирийской авиации здесь разрушены тысячи домов. И только за прошедшие выходные погибли около ста человек.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Не хватает самого необходимого

    Помимо прочего, в Алеппо не хватает питьевой воды, продовольствия и электричества: это также относится и к западной части города, находящейся под контролем правительственных сил. Запечатлеть страдания местных жителей, однако, не представляется возможным: журналистов сюда допускают крайне редко.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Пустые улицы

    Опасаясь попасть под бомбежку, жители Алеппо почти перестали выходить на улицы, рассказывает Джуд аль-Хатаиб, репортер местного оппозиционного радио Hara FM. Большая часть магазинов закрыта. Нормальной жизни здесь больше нет, говорит журналист. Бывший двухмиллионный мегаполис сейчас считается одним из самых опасных городов мира.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Как в большой тюрьме"

    Вступившее в силу перемирие дало сирийцам кратковременную передышку. В то же время многие жители осажденных городов по-прежнему остаются отрезанными от мира и гуманитарной помощи. Священник францисканского ордена Фирас Луфти, который занимается поставкой в Сирию воды и продовольствия, констатирует: "Люди живут здесь как в большой тюрьме".


Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы кораблей достиг восточной части Средиземного моря. Авианосец может участвовать в сирийской операции, но важнее - политический эффект, считают эксперты

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы из шести кораблей в пятницу, 4 ноября, достиг восточной части Средиземного моря. О составе группы ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Северного флота России.

Кроме авианесущего крейсера в группу вошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Сопровождают военные корабли, по данным BBC, буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения также подтверждают данные сервиса MarineTraffic, отслеживающего перемещение судов в мировом океане.

По данным британской газеты The Times, российская группа больше: в нее также входят три подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Газета приводит данные Королевского военно-морского флота Великобритании, который запеленговал две подводные лодки проекта «Щука-Б» (в классификации НАТО — Akula-class) и одну — проекта «Палтус» (Kilo-class). Минобороны России эти данные официально не комментировало. Подлодки обоих проектов могут нести на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

Место назначения

Крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморск. О том, что корабль присоединится к корабельной группе у берегов Сирии, в июле 2016 года сообщал источник ТАСС . В пресс-службе Северного флота, куда входит авианесущий крейсер, агентству «Интерфакс» сообщили, что корабль направляется в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Неделю спустя, 21 октября, группа кораблей в пролив Ла-Манш. По словам официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, планировалось , что 26 октября в испанский порт Сеута, расположенный на африканском берегу Гибралтарского пролива, зайдут несколько кораблей обеспечения. Однако Испания отказала российской стороне. В понедельник, 31 октября, крейсер подошел к берегам Алжира. Тогда же «Интерфакс» сообщил, что в середине недели, 3 ноября, корабельная группа планирует провести учения в Средиземном море недалеко от итальянского острова Сардиния. Во вторник, 1 ноября, на авианесущем крейсере прошли испытательные взлеты палубной авиации. Самолеты МиГ-29 и Су-33 выполнили взлет и посадку с палубы крейсера без боевой нагрузки.

В конце октября западные СМИ выпустили несколько публикаций, посвященных передвижению крейсера «Адмирал Кузнецов» в Атлантике. Британское издание The Telegraph обратило внимание на черный дым из труб корабля, что сразу же вызвало вопросы о его технической исправности. Иностранные военные эксперты и моряки, которые ранее посещали крейсер, рассказали The New York Times о неработающих туалетах и многочисленных поломках, которые преследовали крейсер.

Официальная реакция западных стран была сдержанной. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в конце октября выразил обеспокоенность возможным использованием направляющейся в восточное Средиземноморье российской авианосной группы для обстрелов Сирии. В ответ директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин нелепыми опасения НАТО. «Оснований подозревать в чем-то нет, нет никаких оснований для высказывания Столтенберга», — заявил Келин. Он напомнил, что российские ВКС не проводят операций в районе Алеппо: авиаудары наносить еще 18 октября.

Дым коромыслом

Проход крейсера «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш сопровождался появлением в СМИ фотографий дымного следа, который оставляет за собой крейсер. По словам бывшего командующего Северным флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, дымовая «шапка» над кораблем появляется из-за того, что «Адмирал Кузнецов» использует в качестве топлива мазут. «Это не связано с плохим состоянием энергетической установки или котлов корабля. Это обычное, нормальное состояние крейсера», — считает Попов. По его словам, «Адмирал Кузнецов» всегда дымил в походе.

«Этот корабль прошел все необходимые ремонтные работы и находится в состоянии боеготовности», — резюмирует отставной адмирал.

Сложно дать оценку состояния корабля по дыму, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тем не менее, по словам эксперта, очевидно, что турбинная установка крейсера, работающая на мазуте, не может выпускать бесцветный дым. «Черный дым может означать, что корабль идет на форсаже, подается дополнительное топливо», — предполагает Фролов. Эксперт не отрицает, что возможны неполадки в аппаратуре корабля, из-за чего топливо не полностью прогорает.

«Адмирал Кузнецов» оснащен четырьмя паротурбинами мощностью 50 тыс. л.с. каждая. Турбины разгоняют четыре пятилопастных винта, что позволяет крейсеру развивать максимальную скорость до 29 узлов (54 км/ч). Скорость боевого экономического хода у крейсера ниже — 18 узлов (33 км/ч). Остальные корабли группы развивают сопоставимую скорость. Атомный крейсер «Петр Великий», например, может идти со скоростью до 32 узлов, а большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» на форсаже движутся со скоростью 29,5 узлов.

Издание The Telegraph сообщало ранее, что на плохое техническое состояние корабля указывает наличие в группе спасательного буксира «Николай Чикер». Однако, по словам Попова, наличие буксира в сопроводительной группе — обычная практика. «Когда отряд кораблей идет в поход, его всегда сопровождают спасательные средства, в том числе спасательный буксир», — указывает бывший командующий Северным флотом.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный действующий авианесущий крейсер в составе российского военно-морского флота. Он был заложен в сентябре 1982 года. Спустя восемь лет корабль был зачислен в состав Северного флота России. Первые четыре года крейсер активно участвовал в учениях, проводились тесты вооружения и оснащения корабля. Впервые «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море в 1995 году. В походе энергетическая установка была повреждена, корабль едва не затонул в условиях шторма. В 1996 году американские моряки были вынуждены помочь экипажу «Адмирала Кузнецова», который столкнулся с нехваткой пресной воды из-за поломок одной из систем, рассказывала The New York Times.

Новый поход в Средиземное море был запланирован на 2000 год, однако из-за трагедии подводного крейсера «Курск» выход был отменен. Вместо плавания «Адмирал Кузнецов» снова вернулся в ремонтные доки. Корабль находился на плановом ремонте с 2001 по 2004 год. После ремонта крейсер участвовал в походе в Северную Атлантику, нес боевую службу и несколько раз в год выходил в море. В 2007 году состоялся второй поход в Средиземное море, который продлился два месяца. В 2008 году корабль ожидал очередной ремонт. В ходе семимесячных работ была обновлена главная энергетическая установка, отремонтированы котельное оборудование, система кондиционирования воздуха и механизм для подъема самолетов на летную палубу.

После ремонта авианесущий крейсер в 2011 году впервые отправился к берегам Сирии. «Адмирал Кузнецов» достиг пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в январе 2012 года. В 2014 году был совершен еще один дальний поход корабля в Средиземное море. После этого тяжелый авианесущий крейсер встал на ремонт в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково (Мурманская область). В ремонтный док корабль должен вернуться уже в 2017 году, рассказывал в июле заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук.

Вооружение

Согласно официальным данным Минобороны, на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» согласно тактико-техническим характеристикам могут находиться до 12 самолетов Су-33 и до 24 вертолетов Ка-27. Однако авиационная группа мобильна, за счет меньшего количества вертолетов корабль может нести на борту до 26 самолетов МиГ-29К и Су-33. Кроме Ка-27 с палубы корабля могут взлетать, например, Ка-29 и новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Благодаря авиагруппе боевой радиус крейсера составляет до 1,5 тыс. км.

В нынешнем походе помимо Су-33 находятся МиГ-29. Наличие МиГ подтверждают видеозаписи , сделанные телеканалом «Звезда» на борту корабля во время учений 1 ноября. По информации Фролова, в нынешнем походе самолетов Миг-29 на крейсере — восемь.

Авиационное крыло корабля может обеспечивать безопасность как корабельной группировки, так и объектов на земле. Кроме того, Су-33 и МиГ-29 могут сопровождать самолеты российской группы ВКС, базирующиеся в Хмеймиме. «На корабле есть вертолеты радиолокационной разведки, они могут передавать данные, проводить разведку и намечать цели ударов», — объясняет Андрей Фролов. Эксперт указывает, что Су-33 не смогут действовать в максимальном боевом радиусе (до 1 тыс. км) из-за ограничений взлетной полосы авианесущего крейсера. «Крейсер изначально не имеет паровых катапульт, взлеты осуществляются с помощью трамплина, из-за чего самолеты вынуждены вылетать с меньшим запасом топлива и боекомплектом», — резюмирует эксперт. Поэтому боевой радиус используемой авиации может достигать нескольких сотен километров. Повысить мобильность авиационного крыла могут МиГ-29, которые способны дозаправлять другие самолеты в воздухе, считает Фролов.

Крейсер располагает собственной системой противоракетной обороны. Самое мощное ударное оружие «Адмирала Кузнецова» — 12 пусковых установок для тяжелых ракет «Гранит». Дальность поражения семитонной ракеты — от 500 до 700 км. «Эти ракеты созданы для борьбы с кораблями противника, однако последние модификации позволяют «Граниту» наносить удары по береговым сооружениям», — объясняет отставной адмирал Попов. Он не уточнил, имеются ли на борту крейсера новые версии ракет.

Помимо этого на борту крейсера расположены восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик», шесть корабельных артиллерийских установок АК-630 и четыре зенитно-ракетных комплекса морского базирования «Кинжал». Это позволяет «Адмиралу Кузнецову» контролировать воздушное пространство над группой кораблей и береговыми сооружениями. Крейсер оснащен 60 реактивными глубинными бомбами комплекса «Удав-1» для защиты от торпед.


Задачи

Официально задачи корабельной группировки и авианесущего крейсера не комментировались. По пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, все данные о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совершенно секретно».

Помимо боевых задач поход «Адмирала Кузнецова» позволит отработать в боевых условиях взаимодействие с другими кораблями группы, считает военный эксперт Виктор Литовкин. «Безусловно, это опыт. И для летчиков палубной авиации тоже», — считает эксперт. Эксперт подчеркивает, что в первую очередь перед кораблем стоят боевые задачи. «Корабль идет в Средиземное море для поддержки авиагруппы на аэродроме в Хмеймиме, для укрепления морской базы, которая будет расположена на месте пункта обеспечения в Тартусе», — рассказывает эксперт.

Несмотря на широкий спектр задач, «Адмирал Кузнецов» не станет поворотным моментом в сирийской кампании или осаде Алеппо, считает программный директор Валдайского клуба и руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. «Это проверка для корабля, его возможностей в боевых условиях. Та же ситуация, что и с ракетами «Калибр», — объясняет Сушенцов. По его мнению, поход крейсера направлен на то, чтобы продемонстрировать США политическую независимость российского правительства. «Эта демонстрация силы достигла своих целей гораздо лучше, чем все устные послания последних лет», — резюмирует эксперт.

При участии Александра Ратникова