Лутфуллин прощание. Описание картины лутфуллина три женщины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Лутфуллин Ахмат Фаткуллович- башкирский советский живописец (1928-2007) Автор: Уельданова Эльвина, ученица 5 класса филиала МБОУ СОШ с.Ишкулово ООШ д.Равилово Абзелиловского района РБ Руководитель: Уельданова Н.М. 2018

2 слайд

Описание слайда:

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика.

3 слайд

Описание слайда:

С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности. Аскарово Абзаково

4 слайд

Описание слайда:

Отец Ахмата – Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

7 слайд

Описание слайда:

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

8 слайд

Описание слайда:

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. Ленинградское архитектурно-художественное училище Башкирское театрально-художественное училище Государственный художественный институт Литовской ССР

9 слайд

Описание слайда:

В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. Александр Тюлькин

10 слайд

Описание слайда:

В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга - нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами. Ханс Мемлинг- нидерландский художник XIV века Армянский художник Минас Аветисян

11 слайд

Описание слайда:

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая песональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера. «Портрет матери»

12 слайд

Описание слайда:

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы» «Три женщины» 1969 г. «Праздник в ауле. 30-е годы»

13 слайд

Описание слайда:

Картины «Прощание» и «Ожидание», вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства.

14 слайд

Описание слайда:

За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет прежде всего национальным своеобразием.

15 слайд

Описание слайда:

Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

16 слайд

Описание слайда:

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам.

17 слайд

Описание слайда:

В 1966 году Лутфуллин А.Ф. удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР».

18 слайд

Описание слайда:

Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году – лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

19 слайд

Описание слайда:

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник смог создать собственную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.

20 слайд

Описание слайда:

Популярность Ахмата Лутфуллина очевидна: множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

21 слайд

С егодня неоспоримым стал факт хрестоматийной значительности в целом башкирского изобразительного искусства периода 60-70-х годов ХХ века. Наиболее значительным и масштабным в процессе становления традиций башкирской школы живописи видится творчество Ахмата Лутфуллина, в котором со всей полнотой отразились основные тенденции развития не только регионального, но и советского искусства шестидесятых годов ХХ столетия. Став настоящим явлением башкирской культуры этого периода, Лутфуллин, наряду с ведущими советскими художниками, возобновил прерванную связь развития национальной концепции отечественного изобразительного искусства. Претворяя в своем творчестве программную идею национального своеобразия башкирской живописной формы, Лутфуллин ориентировался на традиции древнерусского искусства, русского искусства ХIХ и начала ХХ века. Национально-романтическая направленность в поисках адекватной пластической системы ориентировала также художника на восприятие существенных сторон мексиканской школы монументальной живописи и итальянского неореализма.

Ахмат Лутфуллин на протяжении всего творческого пути, решая задачу национального своеобразия произведений, создавал архетипический образ башкирской женщины.

Действительно, во многих произведениях Лутфуллина женщина как мать, как родоначальница и хранительница народных традиций становится либо главной героиней, либо героиней второго плана, имеющей в интерпретации картины глубокое смысловое значение. А многочисленные портреты молодых девушек, женщин и старух, решенные в том или ином пластическом ключе (импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, древнерусские реминисценции и т. д.) осуществлялись Лутфуллиным ради выявления их народной и национальной сущности, положительных качеств, имеющих духовное начало. Итогом его поисков этого периода стало эпическое полотно-размышление «Три женщины». Одухотворение национального в образе подвигло художника на основе современной реалистической живописи и творческого переосмысления наиболее подходящих пластических систем создать собственный живописный стиль. Этот стиль претендовал на индивидуальное начало, утверждающее национальное миросозерцание, национальные особенности мышления современников.

Вспомним, что ранние (конца 1950-х годов) женские портреты, написанные Лутфуллиным, так же как, впрочем, и Нурмухаметовым, живописно нарядны и праздничны. Авторы заботятся о национальном антураже, интерьере, костюмах, облекая персонажей в сочную романтизированную живописную ткань, выявляя с помощью архиповски-малявинского стиля чувственную, почти языческую народную стихию («Девушка-башкирка в интерьере» (1957г.), «Молодая башкирка» (1958г.)). Тем не менее, уже в это время Лутфуллина привлекает проблема поиска некоего национального архетипа, могущего сущностно и обобщенно передать облик своего народа. Образ матери и «Портрет старухи» (1965г.), тема «Из прошлого» (1957г.), мужские портреты («Портрет Сафы» (1957г.), «Портрет Мухаметши Бурангулова» (1960г.), «Портрет бабая» (1965г.)) языком русской передвижнической школы конца ХIХ века – начала ХХ века ярко и эмоционально передают характерные черты веками формировавшегося народного темперамента. В этих портретах главным достоинством является стремление художника к все более углубленному и всестороннему раскрытию человеческой личности, его многогранной психологии. Этнический типаж постепенно сменяется на облик с обобщенно выявленными постоянными устойчивыми началами, не зависящими от минутных настроений или каких-то внешних обстоятельств. «Для меня национальные черты – не в этнографии. Это – дух народа, который породил Салавата, одолел все и сохранил себя. В истории сменяются вехи, народ остается» - говорит сам Лутфуллин.

Философско-эпическое произведение «Три женщины» (1969г.) стало финальным итогом длительных поисков Лутфуллина, являясь одновременно расцветом башкирской живописи периода 60-70-х годов . В рецензиях после Всероссийской и Всесоюзной выставок в Москве 1970 года писали, что «картина является одной из самых серьезных работ во всей советской живописи, отметив редкую глубину, своеобразие воплощения большого национального и общечеловеческого содержания».

В этом произведении осуществились длительные пластические поиски, адекватно передающие национальную концепцию искусства художника в выражении нравственных идеалов эпохи. Точно вписываясь в каноны «сурового стиля», тем не менее, пластика произведения отображает ту «многослойность», которую напитали личностные переживания художника. Проблематика развития живописного стиля определяет рассмотрение творчества художника этого периода с точки зрения образно-пластического анализа значимых для данного процесса произведений.

Ахмат Лутфуллин. Портрет А. Э. Тюлькина . 1970-ые. Холст. Масло. Размеры: 66 Х 53,5.

Наиболее обширной и динамичной с точки зрения использования живописного опыта предшествующих художников является часть произведений, в основном портретов, где Лутфуллина интересовали чисто пластические задачи. Так, «живописно-пластический» интерес проявился у художника при написании многочисленных портретных образов, которым свойственны реалистическое видение, выявление психологических характеристик, эмоциональность, стилевое разнообразие. И, конечно, осмысление пластических законов различных живописных традиций сопровождалось выявлением народной и национальной сущности персонажей, их положительных качеств, имеющих духовное начало.

Высокую оценку картине «Три женщины» дал национальный башкирский поэт Мустай Карим: «Если перевести язык цвета и красок её на язык словесный, литературный, можно сказать, что в этих женщинах олицетворена сама Башкирия. Глядя на их лица, можно понять и прочувствовать историю, духовную силу и стойкость родного народа. А как много говорят их руки!». Полотно «Три женщины» и с позиции сегодняшнего дня выглядит цельным в образно-пластическом выражении, классическим с точки зрения традиций отечественого искусства произведением, в котором проявился лутфуллинский «парсунный» стиль.

«Парсунность» изображения определила сакральные взаимоотношения персонажей и предметной среды, вводя в особую атмосферу национального своеобразия. Обладая воздействием на эмоциональном уровне, живописный стиль ординарный жанровый сюжет чаепития возвел в былинную притчу о народе. Соединяя жанр, портрет, пейзаж в реалистическую картину, Лутфуллин, тем не менее, сумел вывести, опять-таки с помощью пластических средств, пространство картинного образа на символический уровень.

Таким образом, в творчестве Лутфуллина в 1960-70-е годы сформировалась цельная концептуальная линия, направленная на приобретение собственного «большого живописного стиля», способного адекватно воплотить в живописи ее национальное своеобразие. Именно начиная с его творчества, башкирское искусство осознало себя как локальная региональная школа. Первым среди башкирских художников связав «крестьянские сюжеты» с размышлениями о жизни народа, Лутфуллин воплотил в своих тематических полотнах цельную философскую линию утверждения вечности народного духа, непреходящей, незыблемой значимости народной жизни, обычаев, традиций, что было сопряжено с введением в башкирскую живопись новых ценностей, связанных с переработкой художественных приемов народного искусства.

Глубоко духовная, переплавляющаяся в изображение народной религиозности, направленность искусства Лутфуллина, сопряженная с поиском национальной пластической формы приближает его к «национально-романтической» идее творчества великого русского художника М. В. Нестерова, продолжает традиции отечественного национального изобразительного искусства.

Лилия Ахметова

Директор Стерлитамакской картинной галереи

искусствовед

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.

Отец Ахмата - Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга -- нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая персональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.

Образы женщин содержат одну мысль - тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и селёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, расписная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пейзаж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полуразвалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надворных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседствуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в картине - это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, сложное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная изгородь как бы свидетельство о том.

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет, прежде всего, национальным своеобразием. Лутфуллин - художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

Высокой живописной культурой отмечено все его творчество. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник Ахмат Лутфуллин смог создать собственную выразительную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам. В 1966 году он удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР». Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году - лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века.

Множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

С 2008 года средняя школа в селе Абзаково Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011 года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.

Барельеф - вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Выставка -- публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Ислам -- монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» -- отглагольное существительное, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Кантон -- территориально-административная единица в некоторых странах, военно-территориальная единица в Башкиро-мещерякском войске.

Лауреат -- лицо, которому присуждена государственная или международная премия заслуги, достижения в производстве, технике, науке и др., а также победитель конкурсов (главным образом художественных).

Мандолина -- струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни -- лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.

Медресе -- мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Мемориальная доска -- плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

Музей -- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. художник лутфуллин живопись башкирский

Персонаж -- любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

Портрет - изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.

Филармония -- в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

Экспонат - в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.

Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Автопортрет 1959

Девушка с мандолиной 1978


Проводы на фронт 1979

Белая лошадь 1986


Девушка - башкирка 1957


Портрет матери 1989

Старуха у окна 1974


Портрет отца 1991


На Сабантуй 1964


Ожидание 1941 (1970)


Прощание 1973


С покоса 1996


Митинг у мечети 1980


Три женщины 1969


Портрет башкирки 1958


Семья. Люди моего колхоза 1974


Судьба 1998


Сабантуй 1977

Башкирка из Бурангулово 1980


Белая юрта 1989