Лучший концертмейстер мира лариса гергиева принимает поздравления с юбилеем. Лариса Гергиева: «Певца надо любить Сестры гергиева

В Москве и Санкт-Петербурге в течение одной недели пройдут творческие вечера Ларисы Гергиевой. Фамилия ее знакома даже самой "широкой публике": маэстро Гергиев, Валерий Абисалович, худрук Мариинского театра - родной брат Ларисы Абисаловны. Но люди посвященные, приобщенные к миру музыки, понимают: Лариса Гергиева сама по себе - явление, талант уникальный. Художественный руководитель Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре, лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си, организатор нескольких престижных международных вокальных конкурсов... В канун творческих вечеров, приуроченных к 50-летию творческой деятельности, она поделилась с "РГ" секретами своей профессии - самой таинственной в мире музыки. Рассказала, почему их с братом в свое время не приняли в музыкальную школу, и объяснила, как голос влияет на характер.

Лариса Абисаловна, как получилось, что из семьи, вовсе не имеющей отношения к профессиональному искусству, вышли сразу два знаменитых музыканта - вы и ваш брат?

Лариса Гергиева: В роду у нас действительно никогда не было профессиональных музыкантов. Но моя мама очень неплохо владела таким национальным инструментом, как осетинская гармошка. А отец - он был военным, полковником, очень красивый, высокий, харизматичный человек - прекрасно танцевал. И когда мы скитались по военным городкам (этим, кстати, объясняется то, что все родились в разных местах: я в Молдавии, брат в Москве, сестра в Осетии), отец с мамой всегда принимали участие в конкурсах художественной самодеятельности и везде занимали первые места.

Перед сном вместо детективов и дамских романов читаю клавиры. Это мое любимое чтение

А когда папа вышел в отставку, мы поселились во Владикавказе. Пришла пора идти в первый класс, и мама стала думать, куда нас отдавать. Первыми, кстати, наши способности отметили соседи - рядом жил музыкант из оркестра, он настоятельно советовал родителям: "Они же у вас поют, и очень чисто, запишите их в музыкальную школу!"

Мы сдали вступительные экзамены и с треском вылетели. Оба: и я, и Валерий. Тогда во Владикавказе была единственная музыкальная школа, она пользовалась невероятной популярностью, в городе был бум: все хотели учить детей музыке. А у нас никаких связей не было. Тем не менее соседи настояли, нас прослушали еще раз, и Валерия (мальчики в таких заведениях всегда в дефиците!) приняли, а меня нет. Я горько плакала, но вместе с братом, держась за ручки, ходила в эту школу. Как старшая (мы погодки) записывала ему домашние задания (обычно это делали родители детей). Видимо, оценив такое рвение, меня вскоре тоже записали в школу.

Все, кого учат музыке, проживали в детстве такой период: не хочу заниматься, брошу. Даже Моцарта отец заставлял...

Лариса Гергиева: Никогда! Нас никогда не заставляли. Мне кажется, чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями. С родителями нам повезло: они столько внимания уделяли каждому! Мы учились в лучшей школе города (в свое время там учились Евгений Вахтангов, Павел Лисициан - великий баритон Большого театра, первый из советских певцов, выступивший на сцене Метрополитен-опера).

Кстати, кто бы мог подумать, что в недалеком будущем судьба сведет нас с ним. Мы летели на какой-то конкурс в одном самолете (он в жюри, я - как концертмейстер тенора), я подошла к Павлу Герасимовичу и очень робко призналась, что мы земляки. Он обрадовался, оживился - много вспоминал о своем детстве.

В конце поездки я ему сказала: вот посмотрите, я когда-нибудь сделаю вокальный конкурс вашего имени. Он не поверил: "О чем ты говоришь?" Но сегодня этот конкурс живет, уже прошел четыре раза, в последний раз 11 стран приняли в нем участие. И Павел Лисициан успел до него дожить.

А правда, что фото своей первой учительницы вы всегда носите с собой в сумочке?

Лариса Гергиева: Правда. Зарема Андреевна Лолаева - первая осетинская профессиональная пианистка, основатель исполнительской школы. Очень требовательный, взыскательный человек. К каждому ученику у нее был абсолютно индивидуальный подход. И она быстро поняла, что рамки фортепиано для Валерия тесны. Она привела его к дирижеру Анатолию Аркадьевичу Брискину. Строже педагога я не знаю. Сыграть не по ноткам, допустить какую-то ошибку в исполнении - для него было сродни преступлению. Он свирепел. Или натурально мог заплакать от расстройства. Он предлагал нам с Валерием много играть в четыре руки, особенно симфонические произведения: брату, как будущему дирижеру, это было важно. Один раз, помню, мы как-то недостаточно подготовили Брамса, и Брискин нас закрыл в классе. Когда эти симфонии мы довели до блеска, здание было уже закрыто. И мы выбирались через окно: у Валерия всегда было много друзей, они ждали его снаружи и помогли нам вылезти.

Кстати, Брискин занимался с Валерой каждый день - хотя предмета "симфоническое дирижирование" в программе не было. Но видя невероятные способности, он понимал: бросать ученика нельзя.

Так определилась профессия?

Лариса Гергиева: Маме хотелось, чтобы единственный сын шел по стопам отца, стал офицером. Но все определилось, когда отец умер. Он ушел очень рано - в 49 лет. Мы были в таком возрасте - 7-8-й класс... Я сразу пошла в училище, и Валерий заявил, что хочет заниматься музыкой. Мама согласилась. Она вообще говорила: "Все будет так, как скажет Зарема Андреевна Лолаева". Она была экспертом по нашим специальностям.

А вам не обидно, что ваша профессия - концертмейстер - такая негромкая, не на виду? Что вам всегда приходится жить как бы в тени брата?

Лариса Гергиева: Я не согласна. Да, дирижер возглавляет все. Но если я прихожу в какой-нибудь театр на оперный спектакль, то через 10-15 минут могу сказать, кто эту оперу готовил - хороший концертмейстер или не очень. Какая рука. Концертмейстер, которому доверяют делать оперу, ответственен за все: он подбирает состав, организует процесс выучки (а для этого надо самому все очень хорошо знать). Затем идет кропотливая, ювелирная работа с разучиванием: ты здесь вокалистам и врач, и педагог, и няня, и друг, и психолог, и учитель, и военный командир. Певец должен знать о своем персонаже все: эпоху, исторические подробности, литературный контекст, с кем дружил, в кого влюблялся... Знаете, какие списки книг я своим певцам составляю? А потом ты продолжаешь вести эту оперу, ты - организатор процесса. Если неудача, очень жестко спрашивают в первую очередь с тебя. Со всеми вытекающими.

И младший брат с вас так спрашивает?

Лариса Гергиева: На работе мы вообще не родственники. Но ситуаций таких у меня не бывало: готовлю все тщательно.

Сложность в постановке опер заключается сегодня еще и в том, что по современным требованиям все исполнители должны быть примерно того же возраста, что их герои.

Но поскольку я руковожу Академией молодых певцов, я стараюсь, чтобы все мои девочки и мальчики были красивы, чтобы понимали стиль времени. Одно дело - кантату Баха петь, другое - Серебряный век. Ой, какой у нас недавно случай произошел - это ужас! Сейчас расскажу. Недавняя премьера "Дневник Анны Франк": каждый вздох и взмах ресниц отрепетирован. Спектакль идет с невероятным успехом. И вдруг я получаю эсэмэску: "Как же так? Ваша исполнительница босиком идет по ступенькам - а у нее красный педикюр". Певица, видно, так волновалась перед премьерой, что упустила это из виду. А певица чудесная. Моя вина: я не отследила.

Знаю, что перед сном вместо детективов и дамских романов вы читаете клавиры.

Лариса Гергиева: Ноты, да. Это мое любимое чтение.

Сколько же опер вы знаете "от" и "до"?

Лариса Гергиева: Если говорить о тех, что готовила, ставила - больше сотни. Но есть ведь еще разные редакции - порой это почти разные произведения. А если вести речь о тех клавирах, которые знаю, чтобы их учить, которые могу разбирать, говорить о них - наверное, названий двести наберется. Но это - большие оперы.

В вашем театре есть несколько циклов прекрасных постановок. Скажем, "Маленькие оперы для детей", где наряду с современными шедеврами, например оперой Сергея Баневича "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева" по повести "Детство" Льва Толстого, идут и полузабытые произведения - скажем, опера Сергея Прокофьева "Великан", которую композитор написал в 9-летнем возрасте. Или проект "Наш ХХ век" - он целиком состоит из опер советских композиторов, мало представленных на сегодняшней сцене. Или ваши монооперы. Композитор Леонид Клиничев написал триптих по стихам и прозе русских поэтесс "Марина", "Анна" и вот сейчас - "Зинаида"...

Лариса Гергиева: "Зинаида" у нас только что вышла.

Что подвигает вас на эти проекты? Не лень вам композиторов агитировать за написание новых опер?

Лариса Гергиева: Нет, мне не лень. Одна из причин - чтобы мои ребята из Академии молодых певцов (а их уже около двухсот) умели петь ВСЕ. На всех певческих языках, в любых жанрах. Камерная опера была мне всегда очень интересна: и сейчас, когда у нас в театре столько прекрасных площадок, грех ими не воспользоваться.

Чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями

В "Зинаиде" я предложила сделать кусочек взаимоотношений Гиппиус, Мережковского и Философова, этот загадочный треугольник. Очень талантливого режиссера Алексея Степанюка попросила поставить. Его репетиции превращались в какие-то невероятно насыщенные лекции по истории Серебряного века. Я горжусь, что моя идея заставила молодежь обратиться к творчеству замечательной поэтессы.

И детская тема очень меня занимает. Сейчас мы делаем "Трубочиста" Бриттена. Это сложно, но очень интересно. У меня такой характер: если я каким-то "микробом" заражена, я обязательно должна довести это дело до конечной цели.

Нет, сначала вы находите союзников по "заболеванию".

Лариса Гергиева: Это правда. Сейчас, например, я одержима идеей сделать спектакль про замечательного российского военачальника, генерала Абациева. Человек необычайной храбрости, он начинал как адъютант Скобелева. Это самый прославленный осетин, герой многих войн, к 1918 году он получил все военные награды, какие только есть: более сорока иностранных орденов, все четыре Владимира, орден Белого орла... После революции эмигрировал в Белград, где нашел себе место в университетской библиотеке. Он мне снится ночами...

Если говорить о пятидесятилетии вашей творческой деятельности - объясните, вы что же, с 15 лет концертируете?

Лариса Гергиева: В 15 лет меня за ручку Лолаева привела к певцу Виктору Константиновичу Дзуцеву, сказала: "Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве". А он был такой настоящий бас нашего оперного театра. Мы стали репетировать, он стал рассказывать мне какие-то тонкости ремесла. Между прочим, сказал: "На сцене мало ли куда меня поведет - ты должна предугадывать мое стремление перевести дыхание..." Я спрашиваю: "А кто ведущий в нашей связке - вы или я?" "Конечно, я", - отвечает он. "Но тогда, - говорю, - я буду отставать". "Ладно, - говорит, - ты веди, но делай это так, чтобы я думал, будто веду я". С тех пор это стало моим главным принципом в работе в певцами.

Лариса Гергиева: Мне очень везло, потому что Господь Бог дарил меня дружбой с такими людьми. Ирина Константиновна Архипова - это носитель какой-то невероятной певческой культуры, живая энциклопедия всего, что про вокал. У нее все было правильно, отточено до мелочей. А Елена Образцова - полный антипод. У нее никогда ничего не повторялось, всегда пела по-новому. Один раз мы с ней выступали вообще без репетиций, за 15 минут до концерта прибыли на сцену с разных гастролей. Попробовали кусочек одной арии, другой, она говорит: все, хватит, даже не надо репетировать. И знаете - это был лучший концерт в моей жизни. Я организовала конкурс к юбилею Елены Образцовой (мой подарок ей к 60-летию). Сейчас он прошел уже в десятый раз. Я помню, как из Лейпцига, за несколько недель до ухода, она прислала мне смс: "Лариса, не бросай конкурс!" Это было ее завещание.

Галина Горчакова - необыкновенной красоты тембр. Могучий, наикрасивейший голос. Ольга Бородина... И ведь у каждого певца ты чему-то учишься.

Лариса Гергиева: Не забывайте, что мой муж Грайр Ханеданьян тенор! Но в принципе - да, у теноров такие партии всегда - повышенная экзальтация, горячие чувства. А героини меццо-сопрано - всегда со страстями, нежными созданиями они не могут быть. Басы часто инфантильны, созревают к позднему возрасту.

Но вот что меня занимает: на мой взгляд, голос - это высшая награда, которой может наделить человека Бог. А когда певец уходит, куда он девается? Не может быть, чтобы этот божественный голос исчезал навсегда. Наверное, он вселяется в кого-то из следующих поколений... Улетает и возвращается к другому.

Лариса Гергиева. Фото – Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности.

С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

— Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха.

В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение.

Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

— Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?

— Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления.

Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость.

Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой.

Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

— С певцами не просто, они ведь все разные…

— Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства.

Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

— С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов.

Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура».

Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

— Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?

— В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано.

Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр.

На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход.

В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

— Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?

— Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу.

Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития.

Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.


Лариса Гергиева - частый гость в нашем Театре оперы и балета. Легендарная личность, не менее известная, чем «Главный осетин мира» (это не мы так назвали, это зрители возвели его в такой ранг) - её брат Валерий Гергиев. Его-то представлять нет особой надобности: дирижер, музыкант, директор и художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра. Но Лариса Абисаловна не потерялась в тени брата и вписала свое имя в мировую культуру. Пианистка, оперный режиссер, художественный руководитель академии молодых певцов Мариинского театра. Сложно припомнить кого-то еще, сделавшего для оперного искусства в России больше, чем она.

Лариса Гергиева родилась в Молдавии, училась и работала в Северной Осетии, получила звание народной артистки России и Украины, представляла оперные постановки на всех известных площадках мира. Она и является человеком мира. Перемещается по всей планете, неся на своих плечах любовь к оперному искусству и объединяя континенты, народы и города. Три года назад ей вручили орден Дружбы - за личный вклад в развитие дружественных отношений между народами, заслуги в развитии мировой и национальной музыкальной классики. Говорить с ней - все равно что из родника напиться. Спокойная, размеренная речь, глубокий голос, по-женски мягкая, но в то же время внутренне сильная, она несет в себе такую любовь к оперному искусству, что появляется уверенность: пока Лариса Абисаловна Гергиева этим занимается, за этот жанр опасаться не приходится.
Дай бог, чтобы это продлилось как можно дольше.

ЭЛИТНОСТЬ - ЭТО НАЛИЧИЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА

- Лариса Абисаловна, вы приезжаете в Якутск в пятый раз. Привозите оперных исполнителей вашей академии, проводите мастер-классы, прослушиваете наших артистов. Что-то изменилось с первого вашего визита? Есть какие-то подвижки или мы «застыли» в своей якутской оперной школе?
- Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу республику, потому что знаю, что меня тут ждут встречи с интересными голосами. Голоса действительно богатые по тембру, качественные, настоящие оперные по масштабу. Встречаю молодых людей, которые хотят состояться, горят, живут оперой, мечтают стать профессионалами. У вас большое количество певцов, голосов, которыми богат ваш театр.
И мне хотелось бы выразить такое пожелание: чтобы, невзирая на тяжелое время, ситуацию, в которой у нас в стране находится - подчеркну! - в первую очередь именно культура, когда особенно нелегко выжить провинциальным театрам, больше внимания обращали на этих молодых талантливых ребят, которые не ищут легкого пути, не идут петь в караоке, в ночные клубы, имея голос. Я много езжу по стране и сталкиваюсь с этим постоянно.
Элитность культуры города, республики, края в первую очередь определяется наличием оперного театра. Именно оперного! - как самого высокого жанра искусства, в котором соединяются многие. Мне кажется, имея оперный театр, власти нужно прилагать как можно больше усилий, чтобы он расцветал. Чтобы молодые певцы могли ездить на стажировки, имели возможность получать консультации, творческую помощь от самого высокого ранга специалистов. Речь идет не только о специалистах из Петербурга и Москвы, но и зарубежных тренерах - мастерах итальянского, немецкого, французского стилей, если вы ставите оперу на этом языке. Возможность приглашать не просто носителей языка, но людей, которые имеют непосредственное отношение к оперному искусству, окупится в дальнейшем сторицей.
Сейчас появилось слово такое специальное - коучи, то есть тренеры и репетиторы, но высочайшего класса.

Прерывает сама себя, начинает говорить стремительно:
- Я очень переживаю, что вы напишете мои похвальные слова, а самое главное - опустите. А самое главное в том, что им нужна помощь!
- Не переживайте, озвучим не только похвалу...
- Сейчас руководство оперного театра Якутии прилагает много усилий, чтобы ваш театр стал более известен у нас в стране. Есть несколько интересных, я бы сказала, заманчивых предложений привезти и показать то, чем вы богаты, в Москве, в Петербурге - на сцене Мариинского театра, в Минске. Это просто замечательно! Ваш Андрей Саввич, замечательный режиссер (Борисов. - Л. Т.), поставил оперу «Князь Игорь». О ней говорят как о потрясающем эпическом действе. И сейчас идут переговоры о том, чтобы показать ее осенью в Петербурге.
- Но вы понимаете, что это очень масштабно и...
- Это очень масштабно, и надо отнестись к этому нелегкомысленно! Нужно к этому готовиться, потому что Мариинский театр - величайший театр в Европе, и самые первые русские оперы были впервые показаны на этой сцене.
И если гастроли оперы «Князь Игорь» намечены на осень, то надо начинать уже сейчас, прямо сегодня очень тщательно готовиться: выпестовывать певцов, наводить лоск на партии, заниматься тренажем, репетировать партии-движения, выверять и чистить каждую интонацию! Хочу сказать, что вы находитесь далеко от больших городов, прилететь сюда непросто, соответственно, и вывезти коллектив, костюмы и декорации - тоже. Подготовка должна быть не менее грандиозной, чем сама постановка. Я очень надеюсь, что гастроли пройдут успешно!

ТАТЬЯНЕ ЛАРИНОЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 50 ЛЕТ!

- Вы носитесь по миру, как ракета. Возите певцов, занимаетесь с артистами, ставите спектакли. В Якутск вы приехали из Европы.
- Да, я только что вернулась из Болгарии, участвовала в постановке оперы «Евгений Онегин», была музыкальным руководителем международного проекта с участием российских, болгарских, китайских и румынских певцов. Нужно сказать, что интерес именно к русской опере в мире сейчас как никогда велик! Очень хочется знать, слушать, смотреть не только оперы, которые ставят в Москве и Петербурге. Хочется видеть, чем живут в других городах. Такие приезды на гастроли позволяют не только зрителям познакомиться с театрами регионов, но и актерам вдохнуть свежего воздуха, представить свое искусство. Хочу сказать, что среди меломанов, знатоков оперного жанра бытует мнение, что Якутия, как и Бурятия, богата голосами. И это совершенно верное мнение.
Но этого мало! Нужно показать еще и культуру, и артистизм, не только профессиональное исполнительское мастерство. И это - настоящая школа именно для молодых певцов. Для них очень важно не вариться в собственном соку, презентовать себя как можно большему числу зрителей, для этого и нужны гастроли и творческие командировки. Покажите своих артистов миру!
- Помимо того, что вы музыкант, концертмейстер, руководитель, вы еще и оперный режиссер...
Тут Лариса Абисаловна начинает бурно протестовать:
- Не режиссер, нет!
- Но у вас же масса оперных постановок! Да еще каких! Все сливки музыкальной классики: «Сказки Гофмана», «Иоланта», «Снегурочка», «Каменный гость», «Волшебная флейта», «Трубадур», «Кармен»... Да я до вечера перечислять могу. (Лариса Абисаловна снисходительно соглашается - ну да, мол, ставлю). Скажите, какая из них - самая любимая? Ваше детище, ваша гордость.
- (Смеется). Я хочу так сказать: вот то, что я в данный момент делаю, - в это и влюблена. Меня часто приглашают работать на различных мировых площадках именно как специалиста по русской классике, русскому стилю. Только что в Софии уже в тысячный раз увлекалась и влюбилась в оперу «Евгений Онегин». Считаю, что это одна из самых гениальных русских опер, и всегда я просто счастлива работать над ней. Надеюсь, что судьба мне еще не раз предоставит эту возможность. Еще очень люблю «Пиковую даму» Чайковского. Наверное, для творца это... как для скульптора, который ваяет скульптуру и не может её не любить, как для любого творческого человека важно то, чем он занят здесь и сейчас.
- Вот по поводу «здесь»...
- Может быть, когда-нибудь я смогу и на вашей сцене что-нибудь сделать, кто знает!
- Вы не представляете, как мы были бы счастливы! Мы рады каждому вашему приезду, вы всегда привозите потрясающих артистов, но если вы еще и постановку тут осуществите - зрители на седьмом небе будут! Да и наши певцы тоже.
- Честно говоря, я даже не ожидала, что у вас такие потрясающие ребята появились. Одно «но»: многим при наличии замечательных голосов не хватает отделки. Мне кажется, что было бы неплохо усилить работу вокальных концертмейстеров, которые готовят партии. Больше пожеланий к подготовительной работе, она определяет качество, от этого зависит успех спектакля. Концертмейстер сейчас - специальность вымирающая. Платят мало, а труд - огромнейший! Работы очень много, и хотелось бы, чтобы ваших концертмейстеров поддерживали: давали возможность выезжать на семинары, чтобы они могли ездить с вокалистами на конкурсы, общались с коллегами, росли до мирового уровня. Самое главное - у вас есть голоса, поверьте мне!
Но есть оборотная сторона этой медали: когда человек с гораздо более скромными вокальными данными, благодаря поддержке и своему упорному труду, добивается успехов гораздо больших, чем его более талантливый коллега, нужно задуматься. Чего не хватило великолепному голосу? Не надо радоваться только тому, что у вас есть эти сокровища. Их нужно гранить, шлифовать и помещать в достойную оправу.
- Любое искусство меняется, даже классическое. Поменялись ли требования к оперным исполнителям?
- Несомненно. Зритель любит, когда поют «стильно». Да, понятие стиля многогранно: от того, как ты знаешь традиции, как ты подаешь партию, от того, какая у тебя харизма, какой ты артист, зависит многое. И еще обязательное требование для молодого певца: надо очень хорошо выглядеть! Канули в Лету времена, когда в партии Джульетты выходила дородная певица в возрасте «далеко за сорок», а Ромео мог быть низкорослым, лысеньким и с брюшком. Нужно следить за своей внешностью. Представьте себе 17-летнюю Татьяну из Онегина. Ей уже не может быть 50, она обязана быть юной грациозной девушкой, и режиссеры к этому очень внимательно сейчас относятся. Так что молодым певцам сейчас очень непросто.
- Всем известно, что у вас музыкальная семья, ваш брат Валерий Гергиев - гордость культуры. Ваш супруг, Грайр Грайрович Ханеданьян, - известный музыкант, художник и композитор, оперный певец, - тоже работает в Мариинском театре. А как вы познакомились?
- О, да вы все знаете! С мужем мы познакомились во Владикавказе, его папа - армянин из турецкого города Трапезунда. Все детство и юность Грайра прошли во Львове. Он стал профессиональным певцом, приехал во Владикавказ исполнять оперу «Паяцы», главную роль Канио, и с тех пор мы вместе уже более 40 лет. С тенором-мужем жить, конечно, непросто (смеется), но в то же время такой творческий союз близких по духу людей становится все прочнее. Он тем хорош, что объединяет общие задачи, интересы, и у нас была возможность всегда быть вместе, ездить на гастроли, готовить оперы, партии. Сейчас Грайр преподает в академии Мариинского театра, в консерватории, у него это очень хорошо получается. И сегодня в концерте на сцене Театра оперы и балета в Якутске выйдут петь ребята, с которыми он работал (выступления состоялись в среду и четверг на прошлой неделе. - Л. Т.) . Я надеюсь, что концерт вам понравится.
- Вернемся к вашей семье. В отличие от вас с братом, о вашей сестре Светлане мало что известно...
- О, она нам очень помогает, поддерживает во всех начинаниях! Светлана - наша младшая сестра, она много делает для нас, у нее большая семья, три сына. И ее младший сын Заурбек Гугкаев - дирижер Мариинского театра. Он еще очень молод, но уже дебютировал за рубежом в опере «Евгений Онегин», очень талант­ливый, тонкий музыкант. Очень рада, что он пошел по нашей стезе, пусть постигнет эту профессию до конца. Надеюсь, когда-нибудь он приедет, чтобы выступить на вашей сцене.
- Наш зритель всегда с нетерпением ждет приезда Мариинки!

Ваш отец Абисал Заурбекович был военным, мама Тамара Тимофеевна - инженер. Как получилось, что и вы, и ваш брат Валерий Абисалович стали музыкантами?

В роду Гергиевых мужчины традиционно становились военными, но папа был очень артистичен и потрясающе танцевал, а мама прекрасно играла на осетинской гармошке - у них обоих был очень хороший слух. Сегодня я не устаю поражаться тому, сколько сил, внимания и тепла родители вкладывали в наше воспитание: устроили нас в единственную в городе школу с углуб­ленным изучением английского языка, попасть в которую было очень сложно, регулярно водили на симфонические концерты в филармонию, смогли купить пианино - а инструмент тогда нужно было доставать. Помимо музыки и иностранных языков мы занимались спортом - о . Мы очень хорошо учились - семья была настолько образцовой, что о нас в те далекие годы сняли документальный фильм. Я не собиралась становиться профессиональным музыкантом, но когда отец внезапно умер в возрасте сорока девяти лет, наш замечательный педагог Зарема Андреевна Лолаева, которая была для нас по сути второй мамой, предложила мне поступить в музыкальное училище. В пятнадцать лет я впервые выступила на сцене филармонии в качестве концертмейстера. Это было пятьдесят лет назад. Именно тогда я поняла, что настоящий божий дар, который может быть у человека, - это голос, и решила, что буду служить людям, у которых этот дар есть. Я стала много общаться с певцами, начала задаваться вопросами: как они берут дыхание, какие существуют секреты голоса, как складывается ансамбль. Я работала с сотнями вокалистов, со многими из них выступала на лучших сценах мира от Карнеги-холла до Ла Скала, но до сих пор у меня замирает сердце, когда я слышу особенный тембр голоса.

Но вы давно уже вышли за рамки профессии концертмейстера, а когда вы обнаружили в себе организаторские способности?

С 1987 по 1998 год я работала в Пермском театре оперы и балета, куда была приглашена вместе со своим мужем, драматическим тенором Грайром Ханеданьяном. Там был потрясающий директор Михаил Самуилович Арнопольский, которому нужно было только озвучить интересную идею и он тут же загорался. С его помощью я стала организовывать в Перми свои первые фестивали. В 1994 году вместе с композитором Игорем Рогалевым я основала в Петербурге Международный конкурс вокалистов имени Римского-Корсакова, лауреатами которого за прошедшие годы становились Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Василий Герелло, Даниил Штода - сегодня они составляют цвет нашей оперной школы. И этот конкурс продолжается, теперь я перенесла его на родину Николая Андреевича, в город Тихвин, где нам недавно удалось открыть замечательный памятник Римскому-Корсакову.

Семья была настолько образцовой, что о нас тогда сняли документальный фильм

С 1998 года вы руководите Академией молодых оперных певцов Мариинского театра, а для чего она создавалась?

Главная задача - воспитать настоящих профессионалов в эстетике этого театра. К нам съезжаются молодые дарования со всей страны, мы учим их пению, актерскому мастерству и языкам, готовим с ними сначала небольшие, а затем главные партии. Тем, у кого есть и голос, и хорошие мозги, и артистические способности, даются все возможности: три сцены Мариинки плюс камерные залы, которые позволяют делать удивительные концертные программы. При этом Мариинский театр материально поддерживает молодых вокалистов так, как это не принято нигде: они получают зарплату, кому-то помогают с жильем. Не удивительно, что лучшие из них взлетают как ракеты.

Кого из ваших учеников вы могли бы выделить?

На сегодняшний день выпускники Академии - это уже целая гвардия, по сути вся молодая труппа театра. Это сопрано Ольга Пудова и Анастасия Калагина, меццо-сопрано Надежда Сердюк и Анна Кикнадзе, тенор Дмитрий Воропаев, бас Илья Банник и многие другие. Нет ничего страшнее, чем потерять ученика, - в январе ушел из жизни тридцатисемилетний бас-баритон Эдуард Цанга, который совсем молодым приехал в академию из Нижнего Новгорода и за семнадцать лет сделал более девяноста ролей в Мариинском театре. Я очень горжусь победой своей ученицы Юлии Маточкиной на XV Конкурсе имени Чайковского.

В 2005 году вы стали худруком Северо-Осетинского театра оперы и балета - с тех пор живете на два города?

Да, постоянно летаю из Петербурга во Владикавказ. Театр тогда был на грани закрытия, но в очень сложных условиях ему удалось не только выжить, но и окрепнуть. За прошедшие годы мы поставили более пятидесяти спектаклей, в том числе «Трубадур» - я в качестве режиссера.

У вас большая семья, но профессиональным музыкантом из ваших племянников пока стал только Заурбек Гугкаев.

Я очень рада, что он выбрал профессию дирижера и делает успехи - у него сегодня уже большой репертуар и мои молодые певцы очень любят работать с ним. А недавно старший сын моего брата, Абисал Гергиев, выступал со своим отцом на фестивале «Лики современного пианизма». Мы очень за него волновались, но все прошло замечательно - надеюсь, что он тоже будет заниматься музыкой профессионально.

Лариса Гергиева - народная артистка России, Украины и Северной Осетии. В Москве ее юбилей будет отмечаться 20 февраля в Большом зале Консерватории, а на концерте 28 февраля в Концертном зале Мариинского театра выступят Юлия Маточкина, Надежда Сердюк, Екатерина Сергеева, Мария Баянкина, Наталья Павлова, Ольга Пудова, Антонина Весенина, Илья Селиванов, Григорий Чернецов, Ярослав Петряник и многие другие.

Текст: Виталий Котов

Лучший концертмейстер в мире, уникальный педагог по вокальному искусству, выдающаяся пианистка - все это о Ларисе Гергиевой. На этой неделе она принимала поздравления с 50-летием творческой деятельности, а на днях отметит собственный юбилей. Гергиева выступает на мировых площадках, ей доверяют звезды классической сцены. А учиться у нее мечтают начинающие исполнители из разных стран - метод работы народной артистки России с молодыми талантами считается уникальным.

Самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было 15, и она уже как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.

Сегодня Би-Би-Си называет ее лучшим концертмейстером в мире, а Лариса Абисаловна лишь молча улыбается. Куда ей до громких титулов, когда ждут ученики и работа каждый день по 18 часов. Вот уже почти 20 лет она руководит Академией молодых оперных певцов при Мариинском театре. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой. Деликатно, почти шепотом она дает совет.

К каждому артисту - особый подход. Не удивительно, что профессионалы ее учеников узнают сразу, что называется, по культуре пения. А она продолжает искать новые дарования, организуя сразу несколько престижных международных и российских вокальных конкурсов.

В ее кабинете всегда цветы - ученики приносят их ей и без повода, и первые подарки к юбилею. Портрет из фотографий дорогих ей людей. Здесь и кумир юности Ален Делон, с которым познакомилась на гастролях в Париже, и Елена Образцова, с которой объездила весь мир, выступая практически без репетиции, ведь великая Образцова каждый раз пела по новому, а Гергиева ее чувствовала, здесь и родной брат - маэстро Валерий Гергиев.

Кстати, она - одна из немногих, кто не только преподает, но еще и ставит оперные спектакли на сцене Мариинки. Одна из последних ее премьер - моноопера «Записки сумасшедшего».

«Это такое огромное удовольствие, такое счастье, когда певец, с которым ты что-то приготовил, выходит на сцену, уже в костюме, в гриме, поет партию в сопровождении оркестра, создает образ, а ты в этом принимал самое непосредственное участие, а ты стоишь в кулисах и страшно переживаешь», - рассказывает Лариса Гергиева.

В день юбилея из кулис все-таки выйти придется - принять поздравления. Здесь будут выступать ее ученики - и это, наверное, и есть главный подарок. До их выступления несколько минут. Каждая нота, каждый звук, разумеется, отточены до идеала, осталось только поправить бабочку, ведь выступать без ее напутственных слов - плохая примета.

«Сейчас мне очень хочется, чтобы мои ученики как можно ярче проявились, состоялись, и чтобы я еще успела как можно больше научить», - говорит Лариса Гергиева.