Высокая и просторная трехарочная Лоджия дей Ланци, построенная в 1376-1382 гг. первоначально называлась лоджией Си-ньории и предназначалась для торжественных собраний и публичных цере-моний.
Однако великий герцог Козимо I - вот этот весьма харизматичный товарисч
который не упускал ни одного слу-чая продемонстрировать свое презрение к республиканским традициям, разместил там своих наемников-ландскнехтов, в честь которых сооружение и носит свое название до сих пор ((итал. Lanzichenecchi
, в сокращенном варианте — Lanzi
).
А в 1583 году ее и вовсе превратили в балкон, откуда владетельный герцог и его при-дворные могли с комфортом наблюдать за происходящи-ми на площади церемониями. А чтобы солнце не напекало, на крыше устроили великолепный висячий сад (от которого, увы, решительно ничего не осталось).
А затем, все тот же Козимо, которому все-таки было не чуждо чувство прекрасного, решил украсить лоджию скульптурами. В частности сделав заказ Бенвенуто Челлини, бронзовая статуя работы которого - «Персей с головой Медузы»
стала украшением этого открытого музея.
С «Персеем» у Бенвенуто Челлини, правда, все сложилось далеко не сразу. Во-первых, великий герцог Козимо (заказчик) утверждал, что отлить голову Медузы так, чтобы она свисала из руки Персея, попросту невоз-можно. Как выяснилось - возможно
Кстати, поначалу Козимо не только не желал платить скульптору за работу, но и собрался в случае неудачи обвинить скульптора в растрате (такая уж у Медичи пошла традиция). В общем, чтобы избежать беды, пришлось швырнуть в форму для отливки всю нашедшуюся в доме металлическую посуду, а огонь в печи, чтобы не погас, подпитывать мебелью. Не забыл Челлини в этой скульптуре запечатлеть и себя на память потомкам:
Зато в результате: знаменитая статуя, деньги, почет и прекрасный эпизод для мемуаров, которыми, собственно, Челлини в основном и прославился.
Помимо бронзового Персея, в лоджии Ланци выставле-но еще некоторое количество мраморов - в частности:
«Менелай с телом Патрокла» — мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры, фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI веке и сразу же приобретены тосканским герцогом Козимо Медичи. Он поручил скульпторам Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить «восстановление» обезображенной скульптуры; результат их усилий первоначально был помещён в одну из ниш моста Понте Веккьо. Ныне он стоит в лоджии Ланци на площади Синьории. Сказать по правде, мне показалось, что при реставрации некоторые пропорции были, мягко говоря, несколько нарушены - обратите внимание на левую руку и странновато изогнутый торс "тела Патрокла" :)))
Пожалуй, эта скульптура была единственной, которую не особо захотелось запечатлеть, обойдя кругом, со всех ракурсов.
Зато пара следующих композиций! Ммммммммм! Просто духовное пиршество! Не поленитесь, пройдите вместе со мной вокруг этих потрясающих композиций! Кстати, на всякий случай напомню, что все эти сложнейшие многофигурные композиции необходимо было высечь из ОДНОГО куска мрамора! Одно неверное движение скульптора - и вся работа насмарку!
"Похищение Поликсены" скульптора Пио Феди (девятнадцатый век).
Эта композиция меня просто заворожила. Давайте посмотрим ее вместе со всех сторон. Вот тут мы что видим? Мужик от двух дам отбивается, чуть позже узнаем - почему
Оставь меня, постылая!
Так. Уже, кажется, начинаем догадываться...
Ну, конечно. Нашел себе другую. Ах, простите меня настоящие знатоки античной истории))).
На самом деле история с этой красавицей Поликсеной вышла не очень красивая. В греческой мифологии Поликсена - дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона ее увидел Ахилл (да да, тот самый практически неуязвимый, кроме пятки незащищенной) и влюбился в царевну без памяти.Тут следует отметить, что воевал Ахилл как раз против ее папы - Приама. Но любовь - зла... И Ахилл решил спросить у родного брата Поликсены Гектора,
на каких условиях он может жениться на его сестре. Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников; Ахилл скрепя сердце отказался от своих матримониальных замыслов.
Некоторые даже говорят, что Ахилл вышел из войны не из-за обиды, нанесенной ему Агамемноном, а чтобы показать свое расположение к отцу Поликсены. Когда Гермес, по велению Зевса, уговорил Ахилла принять выкуп за тело убитого им Гектора, выкуп определили в такое количество золота, сколько весил Гектор. Однако случилось так, что в сокровищнице Приама уже не оставалось слитков и драгоценных камней, а тело покойного перевешивало. Наблюдавшая со стены Поликсена бросила вниз свои браслеты и тем самым дополнила недостающий вес. Этим поступком она снова вызвала восхищение влюбленного в нее Ахилла, который предложил Приаму оставить золото себе, но отдать ему Поликсену в жены. Троянский царь ответил, что отдаст дочь Ахиллу бесплатно, если тот убедит греков снять осаду и отплыть домой без Елены.
Тут версии знатоков античной истории несколько расходятся, но суть сводится вот к чему.
Говорят, что Ахилл погиб не в бою от направляемой Аполлоном стрелы Париса, а стал жертвой заговора. Они говорят, будто Поликсена, которая так и не смогла простить Ахиллу смерть ее брата Троила, узнала, что пята героя уязвима (есть ли на свете такая тайна, которую не выведала бы женщина у мужчины, желающего доказать ей свою любовь?
). По ее просьбе он пришел босиком и без оружия, чтобы закрепить договор принесением жертвы в храме Аполлона. Деифоб, еще один брат Поликсены, прижал Ахилла к своей груди, а другой ее брат Парис уколол его в пяту отравленной стрелой или, как утверждают некоторые, мечом. Умирая на руках своих боевых товарищей, Ахилл умолял, чтобы Поликсену принесли в жертву на его могиле.
После взятия Трои он явился во сне своему сыну Неоптолему и другим греческим вождям, угрожая встречными ветрами задерживать их флот у троянских берегов, пока они не исполнят его волю. Прорицатель Калхант заявил, что Поликсена должна достаться Ахиллу, который любил ее. Против такого решения выступил Агамемнон (как говорят, чтобы угодить Кассандре, сестре Поликсены), но стала назревать ссора, и Одиссей убедил предводителя греческого войска уступить. По решению Совета вождей Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла на виду у всего войска, обязанности жреца при этом выполнял Неоптолем. Затем ее с честью похоронили, после чего сразу задули попутные ветры.
Уф. Не устали? Вот, похоже, скульптор как раз и запечатлел тот самый момент, когда коварную (или наивную?) Поликсену несут на заклание...
Из уважения к автору все-таки добавлю: Пио Феди (7 июня 1815 — 31 мая 1892) — один из лучших итальянских скульпторов новейшего времени, до 16-летнего возраста работал у золотых дел мастера во Флоренции. Познакомившись там с гравированием, в 1838 г. отправился в Вену и поступил в академию художеств, но глазное заболевание заставило его бросить гравирование, вернуться во Флоренцию и заняться скульптурой.
Рассматривая скульптурные шедевры, выставленные в лоджии Синьории (лоджии деи Ланци), нельзя не обратить внимание на многофигурную мраморную композицию скульптора Джамболоньи "Похищение сабинянок" (копия, оригинал находится в Галерее Академии ). Искусствоведы считают это произведение эталоном "маньеризма". Стержнем скульптурной группы является мощная фигура римлянина, в руках которого отчаянно бьется обнаженная сабинянка. У ног похитителя чужих женщин, в позе поверженного, изображен испуганный сабин, выражение его лица и бессильный взмах руки показывает, что он не способен не только спасти жену, но и защитить самого себя.
Эта история с похищением сабинянок показалось мне интересной. Предлагаю и вам почитать ее, пока я побегаю с фотиком вокруг этой, бесспорно, прекрасной статуи вокруг.
Итак, по рассказам римских историков, в давние времена Рим был заселён одними только мужчинами (о как!); потому что соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей - латинян и сабинян. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек, жен, бабушек...(в общем, кто кого успел ухватить). Этот, который стоит в лоджии Ланци, - красивую себе выбрал. Да и муж у нее староват, честно говоря))))
Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Останавливателю), если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву.
Ах! Все-таки женщины - лучшие политики!
Какое, однако, миролюбивое решение вопроса!
Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить, кроме своего имени, ещё сабинское название — квириты. Религия становилась общая. Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почётных прав.
Скульптурная группа "Геркулес и Кентавр", созданная Джамболоньи в середине шестнадцатого века. Интересно, кто скульптору за кентавра позировал?
У задней стены лоджии находятся несколько античных статуй женщин. А перед лоджией, на площади Синьории, как и в древние времена, так и поныне кипит жизнь - смешались в кучу - кони, люди, туристы....
Лоджия Ланци (Лоджия деи Ланци , итал. Loggia dei Lanzi ) - лоджия , сооружение на площади Синьории во Флоренции , одна из достопримечательностей города.