Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной. Постановка целей и задач урока

Тема: «Русь, Россия, Родина моя.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи:

1.Воспитание патриотических чувств через:

Любовь к родному краю.

Любовь к родине – России.

2.Уважение к государственной символике.

3.Развитие творческого воображения, речи, памяти.

Оборудование: пословицы, государственные символы: герб, флаг, гимн, презентация.

Ход классного часа.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель:

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н.Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?

А что для вас означает слово Родина? (дом, речка, семья)

Вывод: Родина это место где человек родился.

Учитель: как называется наша страна? (Россия)

Какие ассоциации возникают у вас со словом Россия?

Давайте их назовем на каждую букву этого слова.

Р – Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – смелая, славная.

С – сильная, свободная.

И – историческая, искусная.

Я – ясная, яркая, я.

У меня ассоциация с буквой Я – Я как часть Родины.

Вывод: как вы думаете, ребята, о чем сегодня будем говорить?

И так тема сегодняшнего мероприятия: «Русь, Россия, Родина моя»

Свою любовь к Родине русский народ выражает в стихах и песнях.

Стихи детей.

1 уч-ся.

«Что такое Родина?»

Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина, милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

2 уч-ся.

Что такое Родина,

Все ребята знают:

Это мир прекрасный,

Добрый и большой

Самая любимая

Ты, страна родная,

Нет другой на свете

Родины такой!

3 уч-ся.

В сердце ты у каждого,

Родина – Россия!

Белые березки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Песня «Россия – родина моя!»

Вывод: Россия это наша Родина.

Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают не только стихами, но и пословицами, поговорками, загадками.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

Прочитайте начало пословицы и найдите ее продолжение. Объясните ее смысл.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Человек без родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Жить – Родине служить.

Вывод: Великая Родина – это наша страна, наша земля, наша Россия, в которой мы родились и живем. Это ее поля и леса, горы и реки, ее города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли.

А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде. Стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. (Москва)

Каким другим словом можно заменить слова «главный город» (столица)

Вывод: столица – это главный город государства. Москва – столица России.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился».

О чем идет речь?

(О привязанности к своей работе, к людям с обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, любовь к малой Родине.)

Что мы называем нашей Малой Родиной? (наше село)

Стихотворение.

Краснофлотское! Не спорю,

Я люблю тебя за то,

Что в тебе такие зори,

Что при них любое горе

Вмиг становится ничто.

Здесь тихи, спокойны ночи,

Дни полны труда, забот.

В Краснофлотском, между прочим,-

Это верно, это точно,-

Славен чуткостью народ.

Вывод:

И так наша малая Родина это, то место где мы родились. Это наша речка, пруд, поля, луга с душистыми травами, это наш родной дом.

В каждой стране есть свои отличительные знаки. Давайте о них поговорим.

Отгадайте о чем речь?

Это полотно из белой, синей, красной полос. Белая полоса – символ веры в чистоту. Синяя – благородство, верность. Красная – героизм, отвага, смелость. (флаг)

У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберет флаг?

Где можно увидеть флаг? (на форме защитника, на российском корабле, на зданиях)

Вывод: флаг это отличительный символ государства.

А какие еще есть символы нашего государства? (герб)

Ученик.

Герб нашего государства очень красивый. На нем изображен двуглавый орел. Рождение гербов связано с рыцарскими традициями. Первые гербы были простыми. На них рисовали кресты и полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Постепенно герб становился родовым знаком и передается по наследству. Само слово герб означает наследство. Постепенно родовые гербы стали гербами государств. В России впервые слово «герб» упоминается более 300 лет назад.

Все города и государства имеют свой герб. Герб России мы видим часто. Он изображен на важных документах, на монетах.

Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец, покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.

У вас на столе лежат элементы герба. Соберите его.

Вывод: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

А сейчас послушайте особенное произведение, но слушать его мы будем по – особенному: для этого мы встанем.

Кому это произведение известно? (гимн)

Вывод: это песня граждан России, верных и любящих ее.

(на доске открывается: герб, флаг, гимн)

Назовите одним словом написанное на доске. (Государственные символы)

Вывод: гимн, герб, флаг – отличительные символы государства России.

Закрепление.

Командам раздаются кроссворды.

Правильно ответив на все вопросы, по вертикали вы получите должность главы государства.

КРОССВОРД

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти.
  2. Форма государственного устройства.
  3. Официальная эмблема государства.
  4. Установленное государством общеобязательное правило.
  5. Главный город, административно-политический центр страны.
  6. Один из символов президентской власти.
  7. Вводная часть официального документа, правового акта.
  8. Торжественная песня, один из символов государства.
  9. Основной закон государства.

«Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите названия государственных праздников с их датами.

Итог. Молодцы ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее богатства. Будьте достойны нашей великой страны. Россияне очень дружный народ. Давайте посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы?

Хором дополните предложения.

Наше село …

Наша большая Родина …

Наша столица …

Жителей России называют …

Стихотворение. (Читает мальчик)

Танец девочек.

Стихотворение. (Читает девочка)

Узнала я, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это все мое, родное.

Это Родина моя

Всех люблю на свете я.


Тема урока: Внеклассное чтение. Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш.

Цели:

    познакомить учащихся со стихами о Родине, научить читать их выразительно

    развивать творческие способности учащихся

    развивать навыки работы в группе,

    умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст

    воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Оборудование:

    библиографические данные поэтов

    карточка с вопросами для анализа произведения

    конверты с названием стихов

    конверты с разрезанными пословицами

    таблица для анализа произведения

    визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»

    В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

Организационный момент

Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

Музыкальный эпиграф

(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

О чем вы спели?

Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

Постановка целей и задач урока

Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи поэтов о Родине.

Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Проверка домашнего задания

    А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где надо было составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

(дети читают по цепочке)

Спасибо за ваше чтение.

Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

Мысли о Родине интересно сформулированы в народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

Работа с деформированным текстом

(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

Сторона родная чужая мать а мачеха

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Не за родину – мать умирать страшно

За родину – мать не страшно умирать.

Изучение нового материала

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в хрестоматии фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями (Приложение1)

(выступают дети)

Что интересного узнали? (ответы детей)

Примите позу слушатели и послушайте стихи Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш. (стихи звучат в исполнении учителя)

Выберите стихотворение, с которым вы будете работать

(задания в конвертах)

Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.

Словарная работа

Какие это слова?

Сизый туман, клубясь, целина.

Где можно узнать значение этих слов?

Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.

(дети работают со словарями)

Назовите значение этих слов

Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.

Физминутка

Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит!
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.

Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

(вопросы даны на карточках)

Для выполнения задания даётся 5-7 минут

Сотрудники центра выступают со своим анализом

Данные анализов заносятся в таблицу

А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

(дети читают стихи)

Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

Дифференцированное д/з

Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з:

    Выучить его наизусть

    Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Почему я люблю свою родину?

Итог урока

Чем они отличаются?

Что общего заметили в этих стихах?

Какое стихотворение понравилось больше?

Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен

*НВ: Текст стихотворения «Родина моя» в разных источниках найдено с авторами: Н. Полякова (НЕ Поляков), М. Агашина –это более правдоподобно….

Музафар Алимбаев

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!

Тема: «16 декабря – день Независимости Республики Казахстан».
Родина моя. Н. Полякова

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.

Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей доверчиво раскроет.

Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

В каждом государстве есть такие праздники, которые называются государственными. Какие государственные праздники отмечают граждане Казахстана?

а) – Что значит независимое государство?

16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

^ В конце 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

^ 2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

^ В конце сентября и начале октября 1992 года казахи всего мира собрались в Алматы на свой Курултай, где были обсуждены жизненно важные вопросы объединения всемирной казахской диаспоры.

^ В конце июня1992 года в Вене прошла Всемирная конференция ООН по правам человека, в которой приняли участие официальные делегации из 180 стран мира, в том числе и Казахстан.

В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

б) Государственные символы РК.

Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики4 июня 1992 года.

Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана.

^ Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре - символ свободы, независимости и суверенитета Республики Казахстан . Одноцветие фона - символ единства Казахстана.

^ Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца в флаге имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

^ Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

^ С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент , олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

- Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Государство, не имеющее хотя бы одного из этих символов, не может считаться независимой страной. Наш герб – это символ целостности мира и первоосновы государства – семьи, это олицетворение крылатой мечты и полета творческой фантазии, это – путеводная звезда государства.

Я – казах, в степи рожден –

Знойным солнцем опален.

Встречая новую зарю,

Как беркут гордый я парю.

Под щедрым солнцем золотым,

Под ясным небом голубым…

Мой герб и флаг в себя вобрали

Весь мир степной, родные дали,

Свободы дух и взор прямой.

Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.

Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.

В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Наш гимн – это торжественная песнь, отразившая всю жизнь казахского народа. В нем поется о трудностях, которые он пережил за всю свою историю, его героической борьбе за независимость. В нем звучит величие народа, провозгласившего мир и дружбу, вера в счастливое будущее.

Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления.

К.Паустовский. Главы из книги «Мещёрская сторона» ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь. ЛЕСА Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу". По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов. Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня. Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок - ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой. Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло. Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки. Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место. Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды. Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода. Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам. РОДИНА ТАЛАНТОВ На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами. В Солотче есть электричество. Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха. Я жил первый год в Солотче у кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи, Марьи Михайловны. Ее звали вековушей - весь свой век она коротала одна, без мужа, без детей. В ее чисто умытой игрушечной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера. Я протер их сырым луком, и итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую избу. Картину оставил отцу Марьи Михайловны в уплату за комнату неизвестный художник-иностранец. Он приезжал в Солотчу изучать тамошнее иконописное мастерство. Он был человек почти нищий и странный. Уезжая, он взял слово, что картина будет ему прислана в Москву в обмен на деньги. Денег художник не прислал - в Москве он внезапно умер. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая старуха. Она строго посмотрела на меня синими глазами и комнату сдать отказалась. За ее плечом я разглядел стены, увешанные картинами. - Чей это дом? - спросил я вековушу. - Да как же! Академика Пожалостина, знаменитого гравера. Умер он перед революцией, а старуха - его дочь. Их там две живут старухи. Одна совсем дряхлая, горбатенькая. Я недоумевал. Гравер Пожалостин - один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии, и вдруг - Солотча! Но вскоре я перестал недоумевать, услышав, как колхозники, копая картошку, заспорили, приедет ли в этом году в Солотчу художник Архипов или нет. Пожалостин - бывший пастух. Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина - все из этих, рязанских мест. В Солотче почти нет избы, где не было бы картин. Спросишь: кто писал? Отвечают: дед, или отец, или брат. Солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами. Имя Пожалостина до сих пор произносится с уважением. Он учил солотчан рисовать. Они ходили к нему тайком, неся завернутые в чистую тряпицу свои холсты на оценку - на хвалу или поругание. Долго я не мог свыкнуться с мыслью, что рядом, за стеной, в темноватых комнатах старого дома, лежат редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски. Поздно ночью я выходил к колодцу напиться воды. На срубе лежал иней, ведро обжигало пальцы, ледяные звезды стояли над безмолвным и черным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета. Изредка она, вероятно, поднимала очки на лоб и прислушивалась - стерегла дом. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями. На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры - портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко. Солотчинская округа - страна талантливых людей. Недалеко от Солотчи родился Есенин. Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе - принесла продавать сметану. - Ежели тебе еще сметана потребуется,- сказала она ласково,- так ты приходи ко мне, у меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет. - Есенин Сергей не твой родственник? - Поет? - спросила бабка. - Да, поэт. - Племянничек мой,- вздохнула бабка и вытерла рот концом платка.- Был он поет хороший, только больно чудной. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый. На одном из лесных озер около Солотчи живет Кузьма Зотов. До революции Кузьма был безответный бедняк. От бедности сохранилась у него привычка говорить вполголоса, незаметно - лучше уж не говорить, а помалкивать. Но от этой же бедности, от "тараканьей жизни" сохранилось у него и упрямое желание во что бы то ни стало сделать своих детей "настоящими людьми". В избе Зотовых появилось за последние годы много нового - радио, газеты, книги. От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать. - Как его ни корми, все равно тощает,- говорит Кузьма.- Такой у него на всю жизнь завод остался бедняцкий. Кто почище одет, тех боится, хоронится под лавку. Думает - господа! У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев. Четвертый сын - еще совсем мальчик, Вася. Один из сыновей, Миша, заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом, около города Спас-Клепики. Как-то летом Миша привез домой старую скрипку без струн - купил ее у какой-то старухи. Скрипка валялась в старухиной избе, в сундуке,- осталась от помещиков Щербатовых. Скрипка была итальянской работы, и Миша решил зимой, когда на опытной станции будет мало работы, съездить в Москву - показать ее знатокам. Играть на скрипке он не умел. - Если окажется ценной,- сказал он мне,- подарю кому-нибудь из наших лучших скрипачей. Второй сын, Ваня,- учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе, за сто километров от родного озера. Во время отпуска он помотает матери по хозяйству, а в свободное время бродит по лесам или по озеру по пояс в воде, ищет какие то редкие водоросли. Их он обещал показать своим ученикам, шустрым и страшно любопытным. Ваня человек застенчивый. От отца к нему перешли незлобивость, расположение к людям, любовь к душевным разговорам. Вася еще учится в школе. На озере школы нет - там всего четыре избы,- и Васе приходится бегать и школу через лес, за семь километров. Вася - знаток своих мест. Он знает каждую тропинку в лесу, каждую барсучью нору, оперение каждой птицы. Его серые прищуренные глаза обладают необыкновенной зоркостью. Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал французскими акварельными красками Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики. Однажды художника с Васей застигла на берегу гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а стремительный, предательский ураган. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотины и затапливают Мещёру. Гром встряхивал землю. Художник с Васей едва добрались до дому. В избе художник обнаружил пропажу жестяной коробки с акварелью. Краски были потеряны, великолепные краски Лефранка! Художник искал их несколько дней, по не нашел и вскоре уехал в Москву. Через два месяца в Москве художник получил письмо, написанное большими корявыми буквами. "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать. Как вы уехали, я их искал две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл, потому уже были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в легких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей - охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц! Остаюсь Вася Зотов".

Оборудование: герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, плакат с пословицами о Родине, материал для выполнения мозаики с видами Братска, выставка книг о Братске.

Ход мероприятия

Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о нашей стране.

А как называется страна, в которой мы живём?

Да, наша страна называется – Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город… Москва.

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

Вед. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

(Одна у человека мать, одна у него и Родина; Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

Что значит “Родина моя”? –
\Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

Вед. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.

Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Вед. Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Величие нашей Родины и её символов выразил в своём стихотворении В. Крючков.

Россия, я твоя росинка.
Песчинка малая твоя,
Когда метель, то я снежинка,
В ручье – я капелька ручья,
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нём твои черты:
И красный – сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться
И возродимся мы с тобой.

Вед. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Давайте сейчас исполним гимн,стоя по всем правилам. (Звучит гимн России).

Вед. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.

В какой области России вы живёте?

Назовите главный город Иркутской области.

Как называется город, в котором мы живём?

Вед. Наш город молодой, 12 декабря ему исполнится 51 год. Но свою историю он начал давным-давно. Собственно имя Братск наш город получил не случайно. В летописях словосочетание “брацкая землица” упоминается в 1609 году. Именно тогда первые русские землепроходцы встречались у Падунских порогов с местными жителями: бурятами, эвенками и тунгусами. Землепроходцы стали называть их братами, а место -“брацкой землицей”. Летом 1631 г. атаман Максим Перфильев завершил постройку Братского острога. С этого времени и начинается история Братской земли. Указ о присвоении Братску статуса города подписан 12 декабря 1955 года. Хотя город наш и молод тем не менее он славен на всю страну. Пол века назад молодые юноши и девушки приехали на великую стройку, с которой и началась история современного Братска. Что это за стройка, мы узнаем, собрав первую мозайку. (Дети собирают мозайку с видом Братской ГЭС).

Уч. Благодаря электроэнергии, которую вырабатывает Братская ГЭС, в наших домах всегда тепло и светло, построены и работают промышленные предприятия, постоянно растёт и развивается наш город. Начальником строительства был великий гидростроитель Иван Иванович Наймушин. 1 сентября 1973 года он трагически погиб. Но его имя навсегда вошло в историю нашего города. Его именем названа центральная улица п. Энергетик. В самом начале улицы разбит сквер и установлена стела с мемориальной доской. Это место всегда убрано цветами. К этому историческому месту приходят молодые и пожилые братчане, чтобы поклониться этому замечательному человеку и поучиться на его примере служению Отечеству.

Много интересного, познавательного можно узнать из истории нашего города. Писатели и поэты посвящают ему свои песни и стихотворения. Послушайте песню А.Пахмутовой и Н. Добронравова “Я в таёжном смолистом краю”, написанную после посещения ими нашего города.

(Прослушивание песни о Братске)

Люди, которые приехали сюда полвека назад мечтали построить город, которые через многие годы станет “промышленным жемчужиной Сибири”. Их мечта воплотилась в жизнь. Сегодня Братск -крупнейший индустриальный центр Восточной Сибири. Он растет, а вместе с ним растет и молодое поколении, готовое продолжить великие начинания.

Вед. Вот и подошёл к концу наш разговор. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”.

Исполнение песни “Моя Россия” (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты, всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты,моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Вед. Дорогие ребята! Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.