Литературно-исторические заметки юного техника. Эстетические взгляды «Мира искусства»

русский художник, историк искусства, художественный критик

Александр Бенуа

Краткая биография

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 3 мая 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Мая.

Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Знаменитый художественный критик, введший в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

В 1916-1917 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей.

В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Семья

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869-1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра - Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны - Марией Кинд). У них родились дети:

  • Анна-Камилла-Елизавета (13.08.1895-1984). Её муж(с 1919) - Ю. Ю. Черкесов(1900-1943)
  • Елена (31.03.1898, Париж - 16.07.1972, Париж) Её мужья: Б. П. Попов (с 1919), И. А. Вышнеградский (с 1923), А. Я. Браславский (с 1929), Реми Клеман (с 1939)
  • Николай (19.04.1901-31.03.1988)

Работы

  • Картины по русской истории - иллюстрирование

Сочинения

  • История русской живописи в XIX веке. 1902.
  • Азбука в картинках. А. Н. Бенуа. Санкт-Петербург. 1904;
  • Русская школа живописи, СПБ, 1904;
  • Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 - февраль 1917;
  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
  • История живописи всех времён и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончена);
  • Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
  • Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
  • Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917-1960 г.), М., 1968;
  • Memoirs, v. 1-2, L., 1960-1964. (англ.)
  • Мои воспоминания. В пяти книгах. т. 1 и т. 2. Изд. второе, доп. М., Изд. «Наука» 1990.
    • Бенуа А.Н. Мои воспоминания (в двух томах). - М.: Захаров, 2005. - 912+640 с.
  • Бенуа А.Н. Дневник 1916–1918 годов. - М.: Захаров, 2010. - 768 с.
  • Бенуа А.Н. Дневник 1918–1924 годов. - М.: Захаров, 2010. - 816 с.
Категории:

Николай Леонтьевич Бенуа родился 1 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа. Его крёстной матерью была императрица Мария Фёдоровна. Начальное образование Николай получил в петропавловской школе ("Петершуле"). В четырнадцать лет он поступил в Академию художеств. Его выпускной работой в Академии был проект Училища правоведения, за который 27 сентября 1836 года Николай Бенуа получил Большую золотую медаль, был награждён шпагой и правом на заграничную поездку для продолжения обучения.

Перед поездкой за границу Николай Бенуа должен был пройти строительную практику. Её он проходил в качестве чертёжника у архитектора К. А. Тона . Николай Бенуа участвовал в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.

В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Санкт-Петербург он вернулся в 1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1847 году Бенуа получил звание академика.

Первое крупное сооружение Николая Бенуа - готические конюшни в Петергофе, построенные по личному заказу Николая I. За эту работу ему был вручён орден Станислава четвёртой степени. В 1850 году его назначили главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении. Тогда же он приступил к строительству фрейлинских корпусов близ Большого петергофского дворца. Им же было построено здание петергофского вокзала, ставшее первым вокзалом в России, построенном в готическом стиле. Одновременно с этим вокзалом, Бенуа построил вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе. Вместе с А. К. Кавосом Николай Бенуа построил здание почты, решённое также в готическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены часовня на Торговой площади, официантский дом, придворный госпиталь и богадельня.

В 1857 году Николай Леонтьевич Бенуа получил звание профессора Академии художеств. В 1859-1960 годах по его проекту была проведена капитальная реконструкция Большого грота и каскада, Самсоновского ковша и канала, фонтанов восточной части Нижнего парка, Марлинского каскада. В 1857 году архитектор завершил свою работу, связанную с Петергофом.

В 1863 году Николай Бенуа был назначен главным архитектором императорских театров, сменив на этом посту А. К. Кавоса. Первой работой зодчего на этой должности стал театр в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). С его же участием перестраивался Александринский театр , строился Мариинский театр , был построен летний деревянный театр в Павловске.

Во время правления Александра II к архитектору стало приходить всё меньше государственных заказов. Новый император вёл более экономную деятельность. В это время Николай Бенуа начал работать над частными заказами. Для Шереметевых зодчим был построен новый дворовой флигель Шереметевского дворца на Фонтанке. По его проекту были построены дом князя Касаткина-Ростовского (наб. р. Мойки, 84), дом Шульца на Литейном проспекте , дом Кребера на углу улиц Рылеева и Маяковского (тогда - Спасской и Надеждинской соответственно), ферма в усадьбе Ульянка на Петергофском шоссе, дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной (совместно с А. И. Кракау), арестный дом в Александроневской части (совместно с А. Р. Гешвендом).

Из-за сократившегося объёма заказов у Николая Бенуа появилась возможность заняться активной общественной деятельностью. В 1868 году он предложил свою кандидатуру в гласные Городской думы, и с тех пор избирался туда каждые четыре года. Вскоре он стал членом Городской строительной комиссии, позже ставшей Городской управой. В апреле 1873 года он стал заведующим её строительной частью. Через Бенуа проходили все городские проекты. В 1890-1893 годах зодчий был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов.

Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года. Его похоронили на римско-католическом кладбище Выборгской стороны, в им же построенной церкви святой Марии. Николай Леонтьевич Бенуа стал родоначальником творческой династии Бенуа, из которой вышли известные художники, архитекторы и искусствоведы.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.
О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

/ / Александр Бенуа картины

Биография Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг.) – великий русский художник , историк мирового искусства. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи и т.д.).

В 1896 году Александр вместе с друзьями отправляется в Париж, в который влюбляется целиком и полностью. Здесь он также, не изменяя своим традициям, пишет картины прошлого. Его работы в России и Франции — это взгляд современного человека на происходившее за сотни лет до этого. Мой взгляд на дружбу между временами и странами связан именно с его картинами. Бенуа много критиковали, как он называл их, “борзописцы”, но он не менял своих позиций и этим заслужил всеобщую признательность своей правоты и своего искусства.

Как уже говорили ранее, жизнь художника Александра Бенуа оборвалась в Париже. Несмотря на то, что последние годы жизни он провёл во Франции, по признаниям художника, память об отчизне, где он принимал активные участия во многих художественных мероприятиях, так или иначе относящихся к искусству, оставались с ним до конца его жизни и были драгоценнейшими воспоминаниями.

Александр Бенуа картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Биография Александра Бенуа

Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос).

Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

В 1896-1898 и 1905-1907 г. работал во Франции.

Творчество Бенуа

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г.

Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ.

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 года Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.

Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С.Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор - постановщик спектаклей.

Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Они составляют едва ли не половину его наследия. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV».

Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой; но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Работы художника

  • Кладбище
  • Карнавал на Фонтанке
  • Летний сад при Петре Великом
  • Набережная Рей в Базеле в дождь
  • Ораниенбаум. Японский сад
  • Версаль. Сад Трианона
  • Версаль. Аллея
  • Из мира фантастичного
  • Парад при Павле 1


  • Итальянская комедия. «Любовная записка»
  • Берта (эскиз костюма В. Комиссаржевской)
  • Вечер
  • Петрушка (эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка»)
  • Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина)
  • Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Из серии «Последние прогулки Людовика 14»
  • Маскарад при Людовике 14
  • Купальня маркизы
  • Свадебная прогулка
  • Петергоф. Цветники под Большим Дворцом
  • Петергоф. Нижний фонтан у Каскада
  • Петергоф. Большой каскад
  • Петергоф. Главный фонтан
  • Павильон