Лирическая миниатюра. Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины хх века

Терновая Аня

лирические миниатюры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Волшебница – зима.

Зима - самое волшебное, самое красивое, удивительное время года.

Многие писатели находили вдохновение в этом времени года. Хотя очень часто зиму представляли злой и бесчувственной из-за вьюг. Но совсем другим становится наше представление о ней солнечным новогодним днём, когда нет ветра и есть только падающий большими хлопьями снег и мягкий морозец. В такие дни хочется выйти погулять, прийти в самый дальний и безлюдный уголок парка, лечь на снег и сделать «бабочку».

В моменты такого безмятежного счастья мы видим всю волшебность зимы. Ведь недаром люди говорят: «волшебница – зима». Даже обычный иней превращает чёрные и безжизненные деревья в прекрасные, белые и волшебные. Я уже молчу про чудеса, которые творит «добрый дедушка-мороз». Ведь окна, которых он коснулся, поражают воображение красотой и тонкостью узора. А ёлочки! Какие красивые ёлочки в снегу, словно в белых шапочках! Не менее прекрасна зеркальная гладь реки, скованной льдом. Даже снег прекрасен! Особенно, когда наступает солнечный день. Снег искрится и сверкает до боли в глазах и чуда в душе!

Но бывают и не столь частые, сколько прекрасные явления. Например, в Хабаровске я видела, как мороз и вода превратили простую старую решётку на окне в чудесное ледяное чудо!

Воистину, «волшебница – зима»!

Терновая Аня, 6 класс А. 2010 г.


Предварительный просмотр:

Прощаемся с ласковой осенью, мечтаем, чтобы она подольше не покидала нас, вслушиваемся в шёпот листьев… О чём шепчут листья?

Вот что услышали ученики 5 А класса школы №5:

Листья желтеют. Деревья опустошаются, а листья улетают по ветру. Это так красиво. Стоишь в парке или даже просто смотришь через окошко и видишь, как ветер срывает листья с веток деревьев, подхватывает один лист за другим и уносит их далеко-далеко. Особенно приятно, когда вечером выйдешь на улицу, и пройдёшь туда, где тихо, станешь, замрёшь и слушаешь, как листья шуршат, когда их ветер подхватывает! Когда он дунет на них, они как будто говорят: «Прощайте!» И летят своей дорогой. А вот листьям дуба не везёт: они не могут улететь вместе со своими братьями и сёстрами. Дуб крепко держит своих детей и не хочет отпускать их. Но рано или поздно ему придётся это сделать. И вот подул сильный ветер, и листья дуба сорвало, ветер подхватил их, и они нам хором шепнули: «До свидания…»

Мухина Лада.

Мы идём по осеннему парку. Высоко над головой красуются разноцветные кроны деревьев. Подул лёгкий ветерок, и мы услышали ласковый шёпот листьев.

О чём же они шепчутся? Наверное, об ушедшем лете. Вспоминают стайки весёлых птичек, которые щебетали на их ветках, о ватагах озорных ребятишек, которые беззаботно играли в их тени. Наверное, листья шепчутся о том, что приближаются холода и приходится проститься с тёплым солнышком. Вот некоторые из них открываются от веточек и, тихо кружась, ложатся нам под ноги красивым ковриком.

Мне немного грустно.

Долженко Аня.

Подул осенний ветерок, и листья начали шептаться: « Друзья мои, грядёт осенняя пора, нам суждено опасть на землю. Нас соберёт весёлая детвора, чтобы сложить из нас гербарий».

Никитенко Слава.

А вот лирическая миниатюра «Ласковая осень» талантливой Терновой Ани, ученицы 6 А класса:

Самое прекрасное, самое золотое время года – осень. Осень вызывает много эмоций, часто противоречивых. Её красоте посвящено множество произведений. Она, и в правду, очаровательна!

Представьте себе парк или опушку леса. Солнечный день. На земле ковёр из листьев. Солнечный свет струится сквозь обнажённые ветви. Он пронизывает оставшиеся на деревьях листья, играет на паутине. Всё вокруг такое солнечное, игривое и золотистое.

Осенний лес прекрасен! Деревья в своём уборе величественны, как монархи. Когда идёшь по тропинке, листья под ногами шуршат, будто перешёптываясь о чём-то, наверняка, о лете.

Вот пробежал лёгкий озорной ветерок. Он потрепал деревья по листьям, как по волосам, и, кажется, заставил улыбнуться.

Я люблю в такую погоду побродить по парку. Всё вокруг как будто хрустальное. Воздух чистый, а утром, кажется, звенит. Небо голубое и высокое-высокое. В него хочется упасть.

Настроение в такие ясные осенние дни просто сказочное! Но, вместе с тем, появляется тихая грусть. Вспоминаешь лето, каникулы… Появляется лёгкая хандра. Но даже это не может испортить очарование тёплого осеннего дня. Скоро придёт зима и укроет всё белым покрывалом.

Но пока ещё можно собирать золотые и багряные листья, подкидывать их высоко над головой, а потом наслаждаться игрой солнца на жилках…

Вот такая моя ласковая осень!

Валова Н.Л., учитель русского языка и литературы.

Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер","Четки","Белая стая") - почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной,многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов,опубликованных еще в "Аполлоне",но,к сожалению,тяжелое знамя акмеизма,под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный,оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом,то с символизмом,то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.

Выступавший на вечере Ахматовой(в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман остроумно и справедливо говорил: "Сделалось почему - то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на "Четках" и "Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии.К поэтессе можно было применить горестный стих Блока: ее лирика стала "достоянием доцента".Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно, но это менее всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским поколениям".

И действительно, две вышедшие в 20-х годах книги об Ахматовой,одна из которых принадлежала В.Виноградову,а другая Б.Эйхенбауму,почти не раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства,то есть воплотившегося в слове человеческого содержания.Книга Эйхенбаума,по сравнению с работой Виноградова,конечно,давала несравненно больше возможностей составить себе представление об Ахматовой - художнике и человеке.

Важнейшей и,может быть,наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о "романности" ахматовской лирики,о том,что каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман,имеющий к тому же в своем генеалогическом древе русскую реалистическую прозу. Доказывая эту мысль,он писал в одной из своих рецензий: "Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий,можем говорить об его композиции,вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому,как разовьется этот роман".

О "романности" лирики Ахматовой интересно писал и Василий Гиппиус(1918). Он видел разгадку успеха и влияния Ахматовой(а в поэзии уже появились ее подголоски) и вместе с тем объективное значение ее любовной лирики в том,что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то время форме романа. И действительно, рядовой читатель может недооценить звукового и ритмического богатства таких,например,строк:"и столетие мы лелеем еле слышный шорох шагов",- но он не может не плениться своеобразием этих повестей - миниатюр, где в немногих строках рассказана драма. Такие миниатюры - рассказ о сероглазой девочке и убитом короле и рассказ о прощании у ворот(стихотворение "Сжала руки под темной вуалью..."),напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой.

Потребность в романе - потребность,очевидно,насущная. Роман стал необходимым элементом жизни,как лучший сок,извлекаемый,говоря словами Лермонтова,из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца с неприходящими особенностями,и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно,что роман помогает жить. Но роман в прежних формах, роман, как плавная и многоводная река, стал встречаться все реже,стал сменяться сначала стремительными ручейками("новелла"),а там и мгновенными "гейзерами". Примеры можно найти, пожалуй,у всех поэтов: так, особенно близок ахматовской современности лермонтовский "роман" - "Ребенку",с его загадками,намеками и недомолвками. В этом роде искусства,в лирическом романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из таких романов:

" Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся. Полулаского, полулениво Поцелуем руки коснулся. И загадочных древних ликов На меня посмотрели очи. Десять лет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и пусто и ясно". Смятение.

Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте,взгляде,слове.

Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.

" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все... Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" "Да"." Хочешь знать, как все это было?

Возможно, именно такие стихи наблюдательный Василий Гиппиус и называл "гейзерами", поскольку в подобных стихах - фрагментах чувство действительно как бы мгновенно вырывается наружу из некоего тяжкого плена молчания, терпения, безнадежности и отчаяния.

Стихотворение "Хочешь знать, как все это было?.." написано в 1910 году, то есть еще до того, как вышла первая ахматовская книжка "Вечер"(1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной и последовательной форме. Ахматова всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом;кроме того, как ни странно, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: ведь перед нами и впрямь как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.

Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись в дневнике:

" Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. ...А я была его женой". Он любил...

Иногда такие любовные "дневниковые" записи были более распространенными, включали в себя не двух, как обычно, а трех или даже четырех лиц, а также какие-то черты интерьера или пейзажа, но внутренняя фрагментарность, похожесть на "романную страницу" неизменно сохранялась и в таких миниатюрах:

" Там тень моя осталась и тоскует, Все в той же синей комнате живет, Гостей из города за полночь ждет И образок эмалевый целует. И в доме не совсем благополучно: Огонь зажгут, а все-таки темно... Не оттого ль хозяйке новой скучно, Не оттого ль хозяин пьет вино И слышит, как за тонкою стеною Пришедший гость беседует со мною". Там тень моя осталась и тоскует...

В этом стихотворении чувствуется скорее обрывок внутреннего монолога, та текучесть и непреднамеренность душевной жизни, которую так любил в своей психологической прозе Толстой.

Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова - что, кстати, редко у нее - переходит к "третьему лицу", то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:

" Подошла. Я волненья не выдал, Равнодушно глядя в окно. Села словно фарфоровый идол, В позе, выбранной ею давно. Быть веселой - привычное дело, Быть внимательной - это трудней... Или томная лень одолела После мартовских пряных ночей? Утомительный гул разговоров, Желтой люстры безжизненный зной И мельканье искусных проборов Над приподнятой легкой рукой. Улыбнулся опять собеседник И с надеждой глядит на нее... Мой счастливый богатый наследник, Ты прочти завещанье мое". Подошла. Я волненья не выдал...

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели:

  1. Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности лирической миниатюры.
  2. Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;

Эпиграф к уроку: “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа по ранее изученному материалу.

Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.

(Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию.)

Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

Ш. Анализ текстов .

Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?

Текст № 1.

Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

Текст № 2

Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?

Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?

Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора. Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.

IV. Анализ лирических миниатюр.

Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.

Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Проведем лингвистический эксперимент. Запишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …

По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)

Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

V. Составление схемы “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
  2. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

VI. Создание текста лирической миниатюры (работа в группах).

Перед вами – начало пейзажной зарисовки. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой” , допишите текст.

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка:…

(Анализ получившихся вариантов.)

Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)

Литература

  1. Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 1994. - № 5. – С.16-21, 34.
  2. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.
  3. Пришвин М.М. Лесная капель: Избранное. – Краснодар: Кн. изд-во, 1983. – 213 с.

Лирические миниатюры





Королевство осени

Недавно было лето. Но сейчас об этом можно только вспоминать. Королева осень расстелила мягкий золотистый ковер листьев. Ветер дул и наклонял деревья. Осень шла и забирала дни и отдавала ночи. Алый бисер рябины краснел, а осень снимала и нанизывала на серебряные нити ягоды. Осень шла, постукивая прозрачными каблучками своих туфелек по хрустальным корочкам замерзших лужиц.


Осень

Осень - это золотая птица. Махнет правым крылом - солнышко выглянет. Махнет левым крылом - похолодает. Полетит золотая птица провожать птичек в теплые края. Села золотая птица на иву, взмахнула своим золотым опереньем, и ива стала волшебная, красивая и яркая. Носится золотая птица, нагоняет тучи, а за ней ветер. Ветер сбивает листья, и они, обессиленные, падают на землю.




Осень

Живут на свете четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень. Все они добрые и красивые, а вот по характеру отличаются друг от друга.

Сестра Осень самая непостоянная. То она радостная, веселая, то грустная, унылая.

Я люблю солнечную Осень. Голубое небо высоко-высоко. На земле лежит бархатная шубка из листьев. Деревья очаровательны. Липа любит одеваться в костюмы лимонного цвета. Береза наряжается в чудесное золотистое платье. Красные, желтые, зеленые листья клена так и притягивают к себе.

Дождливые дни мне не нравятся. У Осени портится настроение. Она надевает серые одежды и о чем-то плачет. Может быть, грустит о том, что скоро придет ее сестрица Зима, а о ней забудут.

Музыкальная зарисовка. П.И. Чайковский «На тройке»

Мы собираемся кататься. Я очень рад, я веселюсь. Вот поехали! Бубенцы звенят, играют! Тройка резвая галопом побежала за ворота. Ветер задорный гонит снег в лицо, мы едем, точно порхаем. Снег блестит. Он серебристый, но от солнца есть снег красный, желтый, а в тенечке - голубой. Снег искрится, от этого устают глаза, но все равно они распахнуты, смотрят вокруг: поля, луга… Тройка весело несется, наезжает на сугробы, скачет по мосту через речку, льдом покрывшуюся давно.

А морозный запах бьет в нос - он свежий, ароматный, обжигает грудь мне! Как здорово прокатились!



Вид из окна, когда у меня хорошее настроение

Скоро прогулка. Все самостоятельные сделаны, поэтому меня заберут рано. На улице вывалил снег. Снег мокрый, можно будет поиграть в снежки. На улице довольно тепло, всего лишь 0 градусов. Около дороги припарковалась какая-то новая интересная машина. На улице царит суета, как перед праздником: кто-то куда-то спешит. Нет яркого солнца, и поэтому больше не придется жмурить глаза. Деревья, припорошенные снегом, напомнили мне про лес, растущий около дачи: тихое перешептывание деревьев и мягкий запах сосны. Я посмотрел в другое окно и увидел наш спокойный, степенный школьный двор, всё на дворе как будто было в ожидании прогулки.


Вид из окна, когда у меня плохое настроение

Я выглянул на улицу. Там суетливо, как муравьи, бегали туда и сюда прохожие. Так надоела их бесконечная суета, что трещит голова, да еще и солнца нет - сразу же хмурое настроение. Если будет продолжаться потепление, то вообще утонешь в грязи. В общем, все казалось противным: вороны, роющиеся в помойке, эта тупая неоправданная тишина, безжизненность и неподвижность школьного двора.

МИНИАТЮ́РА - (от итал. ) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое (скетч, интермедия) произведение строго законченной формы. Термин широко употребляется в живописи и музыке. В русской прозе миниатюры часто носят название "картинок", "зарисовок", "набросков", "заметок", "записей" и т.п. Вот одна из многочисленных лирических заметок, вошедшая в книгу миниатюр В.А. Солоухина "Камешки на ладони": "Существует много попыток определять поэзию. Наверно, ее определяет еще и то, что нельзя пересказать словами стихотворение, строфу или строку, не затратив на пересказ гораздо больше слов, чем содержится в стихотворении, строфе, строке". Стихотворные миниатюры, являющиеся труднейшей формой лирики, доступной только подлинным мастерам, встречаются у многих русских поэтов. Примеры лирической миниатюры:

Из полутемной залы, вдруг, Ты выскользнула в легкой шали - Мы никому не помешали, Мы не будили спящих слуг... (О.Э. Мандельштам) Неслыханный голос в молчанье живет - о радости зов! Безмолвное древо в сознанье растет на кладбище слов. Незримого мира невидимый пост огнем утвержден. Всеобщее благо встает во весь рост - и счастлив закон! (Э.В. Балашов)

К поэтическим миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки.