Лира музыкальный инструмент. Колесная лира: музыкальный инструмент (фото)

Лира (греч. λuρα, лат. lyra) - струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён вплоть до наших дней. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре.

Лира в Древней Греции
В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир - хелис (букв. черепаха), барбит, форминга, кифара. В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия - septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» приводило к возмущающему душу «многозвучию» и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.


Прочие лиры
В Древней Армении лира называлась арм. (кнар).
На Украине и в Белоруссии колёсной лирой называют старинный (XVII вв.) струнный народный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемый «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди. Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Музыка прошлых веков не транслируется современными радиостанциями, но живет в древних книгах и музеях. На них больше не играют, но кое-кто все еще помнит позабытые цивилизацией музыкальные инструменты.

Все мы знаем, как выглядят и звучат пианино, рояль, труба, скрипка гитара и барабан. А как выглядели и звучали их «бабушки» и «дедушки»? Воспроизвести звуки древнего оркестра мы не сможем, зато расскажем о старинных музыкальных инструментах.

1. Лира

Еще в Древней Греции были созданы музыкальные инструменты, которые со временем приобрели классический облик и стали основой для создания новых современных видов. Лира – самый популярный музыкальный инструмент в эпоху развития Древнегреческого государства. Первые упоминания о лире датируются 1400г. до н. э. Этот инструмент всегда отождествляли с Аполлоном, так как первую лиру ему подарил Гермес. А звучала она, сопровождая красивые стихи. Сегодня на лире не играют, но термин «лирика» увековечил этот инструмент.

2. Кифара

По праву считается одним из первых струнных инструментов и является прямым потомком лиры. Музыкантов с кифарой в руках изображали на древних монетах, фресках, глиняных амфорах и картинах. Этот инструмент был очень популярным в Персии, Индии и в Риме. К сожалению, точно воспроизвести звучание кифары сегодня невозможно, но благодаря литературному описанию ее удалось реконструировать.

3. Цитра


Этот струнный щипковый музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. В России он появился во второй половине XIX века. Похожие инструменты встречались у народов Китая и Ближнего Востока.

4. Клавесин


Щипковый клавишный музыкальный инструмент, который обрел огромную популярность в эпоху средневековья. Первые сведения о клавесине относятся к 1511 году. Уникальный инструмент итальянской работы 1521 года сохранился до наших дней. Внешне клавесины отделывались очень изящно. Их корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Однако к концу XVIII века на смену клавесину пришло фортепиано, он был вытеснен и совершенно забыт в XIX веке.

5. Клавикорд


Один из старейших струнных ударно-зажимных музыкальных инструментов. Внешне был очень похож на клавесин, но обладал более мощным звучанием. Клавикорд, созданный в 1543 году, сегодня находится в музее музыкальных инструментов в городе Лейпциг в Германии. Величайшие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали много произведений, специально написанных для клавикорда.

6. Фисгармония


Этот духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент был очень популярным в конце XIX века. В быту его называли «органом». Создателем фисгармонии является француз по фамилии Дебен, который получил патент на изготовление инструмента в 1840 году. Сегодня фисгармонию можно увидеть только в музеях.

7. Било


Старинный славянский ударный инструмент. Его изготовляли из железа, по которому били колотушкой. Било также исполнял роль церковного колокола и сигнального инструмента у старообрядцев.

8. Гудок


Основной инструмент русских скоморохов раннего Средневековья. Внешне был очень похож на скрипку и считался ее славянским прототипом. Гудок – деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами.

9. Колесная лира


Этот клавишный музыкальный инструмент появился в Центральной Европе в X-XI веках. Изначально для игры на колесной лире требовалось два человека, поскольку клавиши находились сверху. Один крутил ручку, а второй играл мелодию. Позже клавиши расположили снизу. В России первая колесная лира появилась в XVII веке. Люди, играющие на этом инсттрументе, исполняли духовные стихи и библейские притчи.

10. Кобза


Украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Считается, что кобза была привезена в Украину тюркскими племенами, но свой окончательный облик инструмент приобрел в этих землях. Образ кобзаря, который сопровождал свои песни-думы игрой на кобзе, увековечил в своем творчестве Т.Шевченко. Кобза была любимым инструментом украинских казаков и селян, однако после 1850 года была заменена бандурой.

11. Рейнстик


Флейта дождя – экзотический древний музыкальный инструмент, который использовали шаманы Южной и Северной Америки для управления дождевой стихией. Он прекрасно имитировал звук переливания воды или падающего дождя. Ранее служил культовым инструментом в древних обрядах местных аборигенов. Сегодня рейнстик выступает в качестве оберега жилья от зависти и злобы.

12. Калимба


Древнейший музыкальный инструмент Африканских племен. Сегодня в некоторых частях Центральной и Южно Африки его используют при проведении традиционных обрядов. Калимбу называют «африканским ручным фортепиано».


Этот инструмент был известен в XVI в. еще под одним названием – цинк, тот самый «прадедушка» духовых инструментов. Придумал его француз Эдм Гийом. Серпент – это изогнутая трубка, по виду очень напоминающая змею. Изготовляли инструмент из дерева или кости, покрывая основу выделанной кожей. Иногда наконечник серпента делали в виде головы рептилии.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге изобрели инструмент, заменяющий целый оркестр, который состоял из 40-80 охотничьих рогов, каждый из которых тщательно обрабатывали и настраивали на свой уникальный звук. Понятно, что размеры тут имели значение: самый большой рог звучал низко, а самый маленький издавал верхние ноты.

15. Ионика


Еще совсем недавно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью любого вокально-инструментального ансамбля. Ионика – товарный знак электромузыкальных инструментов, выпущенных в ГДР в 1959 году. В Советском Союзе термин «ионика» стал употребляться по отношению ко всем малогабаритным клавишным инструментам. Со временем его заменили транзисторными аппаратами, которые обладали большей надежностью.


Часть 1

Лира - струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён вплоть до наших дней. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре.

George Frederic Watts (1817–1904) Hope.1886

В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир - хелис (букв. черепаха), барбит, форминга, кифара. В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.



GRAMATICA Antiveduto St Cecila with Two Angels

Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия - septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» приводило к возмущающему душу «многозвучию» (πολυφωνία - это слово не следует понимать в смысле многоголосия) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.


Carl Ludwig Becker (1820-1900) Homer singt im Kreis junger Griechen

В древней Армении лира называлась арм. քնար (кнар).

На Украине и в Белоруссии колёсной лирой называют старинный (XVII вв.) струнный народный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемый «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди. Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Смычковые лиры - понтийская лира, критская лира, византийская лира (англ.)русск., лира да браччо (англ.)русск., лира да гамба (англ.)русск. - предшественники современных струнных инструментов (скрипка, виолончель).

Оркестровая лира - ударный инструмент, разновидность колокольчиков, используется в основном маршевых духовых оркестрах.


Fyodor Bronnikov, (1827-1902) gimnpifagoreizev.1869


Frédéric Soulacroix (1858–1933) The recital.


Jean-Dominique Fabry Garat playing lyre


John William Godward (1861–1922).Erato at Her Lyre


Jacques-Louis David (1748–1825) Description. The Love of Helen and Paris (detail).1788


Johann Heinrich Tischbein the Elder (1722–1789) Terpsichore mit Lorbeerkranz und Lyra. Öl auf Leinwand. 55,5 x 45 cm. Am Unterrand signiert und datiert "IHTischbein. pinx. 1759.".


Leopold Schmutzler (1864–1940)Mädchen mit Lyra. Signiert unten: Schmutzler. Öl auf Karton.1940


Gustave Moreau (1826–1898) Hesiod and the Muse.1891


Nathaniel Sichel (1843–1907) Junge Frau mit Zupfinstrument.before 1907


Orpheus bezaubert Bäume und Tiere (Antwerpen 17 Jh).


Pompeii - Musician with Harp and Cithara


Raphael (1483–1520).Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511


Attributed to Aert Mijtens (circa 1541–1602) Lyraspielender Putto


Angelica Kauffmann (1741-1807)The Artist in the Character of Design Listening to the Inspiration of Poetry. Oil on canvas, diam. 612mm (24"). Inscribed (top): For George Bowles Esq. English Heritage, Kenwood. (The Ernest Edward Cook Bequest Presented by the National Art-Collections Fund). London only.1782


Gustave Moreau (1826–1898) Thracian Girl Carrying the Head of Orpheus.1864


Серия " Уроки музыки"

Лира (др.-греч. λύρα, лат. lyra) — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. В Древней Греции и Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей). Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира»

Устройство и звукоизвлечение

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян — только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.
Струны лиры дали названия ступеням звукоряда, лежавшего в основе греческой музыки, так называемой Полной системы. Классической считалась 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные (например, в ссылках на «скандальные» новшества Тимофея Милетского). «Многоструние» (др.-греч. πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (др.-греч. πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия, и уж подавно полифонии) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н. э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.

История и использование

Сложно представить себе музыку Древней Греции и Рима без лиры, ведь именно в этих культурах она играла наиболее важную роль. Тем не менее, этот инструмент был известен человечеству еще задолго до появления упомянутых выше цивилизаций. Сохранившиеся до наших дней изображения свидетельствуют о тесной связи между лирой и поэзией.
При раскопках шумерского города Ура были найдены богато украшенные лиры, созданные примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Ассирии первые лиры были известны под названием сабиту. Принимая во внимание их размеры, историки предполагают, что во время игры эти инструменты ставили на пол, из-за чего они получили название «шумерские стоячие лиры». У этих моделей было от восьми до двенадцати струн, натянутых между левой нижней частью резонатора и перекладиной, к которой они крепились колками. Чаще всего резонатору шумерских лир придавали форму головы быка, символа плодородия. Обычно на древней лире играли двумя руками.
Со временем на смену ранних моделей пришли более удобные портативные лиры. Ручная лира, или алгар, имела асимметричную форму и с одной стороны, которая была выше второй, возвышалась над головой музыканта.
Около 1800 года до нашей эры лира появилась на острове Крит, а затем отправилась в Грецию, где и приобрела характерную форму подковы. На лире играли в основном женщины: они держали инструмент горизонтально и водили по его струнам деревянным плектром.
Благодаря иллюстрациям древних книг музыковедам удалось установить, что в эпоху Средневековья лира занимала значимое место в музыкальной жизни общества. Большинство из них утверждает, что наиболее распространенной в то время была семиструнная лира.
Около XI века лира, на которой играли с помощью плектра, покинула музыкальную сцену, однако возникшая на ее основе модель со смычком просуществовала еще четыре века. Тем не менее, в позднем Средневековье инструмент постепенно исчез из мира музыки. Место лиры заняла так называемая народная скрипка, получившая большое признание на всем континенте.
Однако лире все же удалось выжить в некоторых регионах, где ее можно встретить и сегодня. Например, частью уэльской культуры считается кротта - модель лиры специфической формы, которую широко использовали вплоть до XIX века.
В Африке лиру в основном используют в качестве сольного инструмента. Пятиструнная эфиопская лира известна под названием «киссар». В Кении же верят, что лира обладает целебными свойствами, поэтому кенийцы используют этот инструмент в качестве ритуального атрибута.