Легенды о городах белоруссии на русском языке. Легенды беларуси

Достаточно длительное время анализируя «хотения и метания» белорусской власти и белорусского общества, приходишь к некоторым интересным выводам. То есть начинаешь постепенно понимать, что некоторые вещи делаются не со зла и не по злому умыслу, а из категорически неправильного понимания текущих реалий окружающего мира. У людей есть какая-то своя картинка окружающей их реальности, исходя из которой они и пытаются «прийти к успеху». Не получается, в обществе растёт негатив и озлобление. Предпринимаются новые усилия, опять не получается. Негативные эмоции нарастают.


Сегодня Россия и Белоруссия различаются, прежде всего, по внутреннему, эмоциональному настрою общества. То есть это не к тому, что в России «всё получилось», отнюдь. Но вот тех самых «взрывообразных, сносящих крышу настроений», на которые так рассчитывали наши «западные партнёры», в России нет. А в Белоруссии они как бы есть. Более того, именно они и определяют общий политический фон. Для западников что Россия, что Украина, что Белоруссия - практически одно и то же. Для многих украинцев и белорусов разница в общественно-экономической ситуации между РФ и их странами тоже не существенна. Однако. Однако она есть.

То есть россияне не бегут на майдан не потому, что боятся, а потому, что он им не нужен. Не актуален. Вот этого не могут понять ни в Минске, ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. То есть нет в России горючего/взрывоопасного материала для Майдана. Для украинцев/белорусов это категорически обидно. То есть получается, что у них проблемы, а у русских - нет? Ну, типа того. То есть на самом деле проблемы у русских есть, но это совсем другие проблемы. Русские ушли уже на пару уровней выше. Там и монстры понаглее, и «пасхалки» поинтересней…

Основная ошибка белорусов, они по какой-то странной причине считают, что в России всё то же самое, просто плюсом идёт куча «халявных» нефтедолларов. Отсюда и разница в уровне жизни. Кстати, да, мало кто знает, но США - это старый и мощный нефтедобытчик… Standard Oil именно оттуда, а не из КСА. И уран американцы добывают, и уголёк, и много что ещё. Но все помнят почему-то про айфоны, которые как раз делают не в Америке. Странно, да?

Более высокий жизненный уровень в России по сравнению со многими странами «пост-совка» объясняется именно этим. Проведёнными реформами экономики и финансов плюс сохранением суверенитета. Так что да: «нас не догонят». Кстати, именно эти самые «реформы» Россия настойчиво навязывала Белоруссии. Насчёт «олигархов и соц. справедливости»: когда одного американского бандита судья спросил, почему он не займётся чем-то другим, тот ответил: «Возможно и есть другие способы заработать на жизнь, Ваша Честь, но я их не знаю».

Как говорится: «Чем богаты, тем и рады…» То есть при проведении реформ по «улучшенной россиянской модели» в сытые 0-е годы, РБ имела бы сегодня более высокий уровень жизни, чем РФ». Обоснование: в 2000 году РБ - небольшая, однородная страна, сохранившая экономику от дикой приватизации с относительно популярным руководством и отсутствием внутреннего противостояния кого-то там с кем-то. Экономика однотипна с российской (то есть российский опыт можно и нужно использовать), экономика интересна россиянам и, по сути, является частью российской.

У РБ нет ни космоса, ни Кавказа, ни флота. Россия готова помогать и помогала! Кто ещё имел такие условия для реформ? Россия провела реформы «глупо и брутально», но провела. Лукашенко ужаснулся ходом реформ, но не заметил, что по итогам Россия оказалась уже «на том» берегу. То есть умный вариант - изучить и использовать опыт России, избегая её ошибок (они нам самим сегодня самим очевидны). Лукашенко (и всё руководство РБ) решил иначе: никаких реформ! Никакой «бандитской приватизации». Решение, конечно, весьма мудрое… вот только с определённого момента стали резко нарастать негативные последствия такого решения.

Экономика РБ всё более и более убыточна. Попытка «остановить стрелки часов» до добра не довела. Кстати, РБ - в какой-то мере модель того, что бы было с СССР, если бы его не реформировать, а просто пытаться сохранять «в хрустальном ларце». Плохой вариант.

Отсюда следующее заблуждение: белорусы почему-то уверены, что сейчас у них целый веер возможностей и надо что-то решать… Это неправда. Самое страшное, что сделал Лукашенко (и его окружение) - он потратил впустую лет десять. Время для реформ упущено, причём абсолютно безвозвратно. Экономика РБ за последние годы только деградировала, и набирались долги. Если «отрыть чёрный ящик», то внезапно обнаружится, что всё не просто плохо, а очень плохо.

«По-быстрому» разобраться с этими долгами не получится - маленькой и бедной белорусской экономике их придётся отрабатывать десятилетиями. Нет, «списать» их не получится - вы независимое государство, вы обязаны платить по своим долгам. Вот почему-то все думают, что независимое государство - это, типа, у нас своя фирма. И это хорошо, когда «фирма» приносит прибыль, но в данном случае - фирма перегружена долгами. Фирма - банкрот. Эдакая «полесская Греция».

Нет, «смена вектора» тут ничем не поможет: Украина вектор поменяла кардинально, но от долгов её это не избавило никак. Это, кстати, самая распространённая «белорусская иллюзия»: что путём «переобувания в воздухе» можно легко расстаться со старыми долгами и проблемами. Те долги, которые РБ успела набрать к данному моменту, белорусы будут вынуждены выплачивать в любом случае. В любом. Все, кто утверждает что-то противоположное, - нагло лгут. «Долги Лукашенко» белорусам придётся платить бесконечно. При любом раскладе.

Нет, Россию это вообще никак не касается. Выйти из «союзного государства», повесив на него долги, не получится. Союзное государство - это не СССР ни разу, и долги брала именно Белоруссия, а не Россия. Вообще, попытки как-то сделать Россию «виноватой» во внутренних проблемах РБ - это общий пункт в белорусском политическом дискурсе. Однако РБ - это независимое государство. России она с 1991 года не подчинялась никак, и никакой ответственности за сегодняшнее тяжёлое положение Белоруссии Россия нести не может.

Вот это «парадоксальное» мышление белорусов абсолютно непонятно в России: люди одновременно гордятся суверенитетом и даже в мелочах не хотят прислушиваться к мнению России, однако с возникновением проблем они с надеждой смотрят на восток… Система «ниппель» не является нормальной формой межгосударственных отношений и не может существовать длительное время. Так, «как раньше», не будет уже никогда, прежде всего потому, что России это категорически неинтересно.

Конфликт между Лукашенко и Путиным является межличностным. Это тоже одно из характерных заблуждений в РБ. Скорее уж межэлитным или межгосударственным: этот конфликт - прямое следствие попыток Минска одновременно максимизировать получаемую помощь из Москвы и степень независимости от Москвы, он неизбежно возник бы при любом другом адекватном правителе России. Личного тут очень мало, скорее сплошной «бизнес» - ни один нормальный глава Российского государства не стал бы бесконечно терпеть «художества» «лучшего союзника».

Проблемы в отношениях России и Белоруссии являются межнациональными (якобы русские не уважают Белоруссию/белорусов). Опять-таки миф, миф чистой воды: проблем целая куча, но они являются межгосударственными . Белорусы теперь не один из народов России, а обитатели собственного государства. То есть отношения строятся не внутри одной страны, а между двумя государствами. Русские ничего не имеют, например, против японцев, однако есть проблемы, которые отягчают отношения между официальной Москвой и официальным Токио. То же самое с Белоруссией, чтобы этого избежать, надо жить в одном государстве (не с японцами, понятно). То есть если бы белорусы «тянули общую лямку» - всех этих вопросов бы не было. Но их интересует только «общий котёл», отсюда скандалы.

Это ещё одна проблема в мироощущении белорусов - они ощущают себя иногда внутри России, иногда снаружи. Самое неприятное, что это «местоположение» определяется критериями выгоды/невыгоды. То есть если цены на углеводороды, то внутри, если «идти на войну», то строго снаружи. При этом сохраняя полную уверенность в том, что эта «детская хитрость» каждый раз должна срабатывать на ура.

Отсюда следующий миф - о якобы коварных планах России по насильственному присоединению Белоруссии (в пример приводится Крым). Те, кто так рассуждает, демонстрируют полную антидемократичность. С их точки зрения, существуют правители (получившие власть свыше) и толпы рабов/ стада баранов, которых можно попросту украсть. Как при таких взглядах белорусская элита рассуждает о некоем «европейском векторе» - абсолютно непонятно, взгляды у неё чисто среднеазиатские. Кстати, принципиальное нежелание Лукашенко работать «на публику» в России (и его жуткий отрицательный рейтинг в стране-союзнике) объясняется именно этим. Есть вожди, есть толпа. И плевать он хотел на российский народ, все его жесты и «яркие высказывания» обращены к Кремлю. И вот эта страна собралась в Европу…

Кстати, это разрушает ещё один миф о «евроБеларуси» и «азиатской России» - у нас уже как-то не принято принимать кардинальные решения, с народом не советуясь. Ну и «евроУкраины» этот миф тоже касается (чтоб два раза не вставать). Спроси минского или киевского «интеллехтуала» о том, «где Европа, а где азиатские степи», и ответ будет однозначным. Однако и там, и там «евроинтеграцию» видят по сценарию: а «ватное быдло» мы ни о чём спрашивать и не должны. То есть в качестве главного «евроаргумента» по умолчанию предполагается «товарищ маузер».

А насчёт «насильственного присоединения» - кому нужны на балансе откровенно проблемные территории? А то, что РБ именно такая территория, - самоочевидно. Такое «автоматическое» присоединение имело смысл ещё в веке 19-м… Сегодня, в эпоху высокоразвитой экономики и массового соцстрахования, включение в состав России Украины, Белоруссии или Эстонии - это бред сивой кобылы… Не выгодно, тупо не выгодно.

Яркий пример - присоединение ГДР к ФРГ в 1990-м году. Немцы до сих пор тихо матерятся. «Компиляция» прошла очень криво и безумно дорого. По итогам, недовольны и те, и другие. Страшно недовольны. Сделать Восточную Германию продолжением Западной не получилось. Берлин превратился в отстойную финансовую дыру…

Отсюда можно смело крушить целых два уже российско-белорусских мифа: объединение с РБ пройдёт быстро, легко и на ура, стоит «уболтать» Лукашенко. Не пройдёт. Легко это было в 1996-м году. За последующие 20 лет многое изменилось. И в РФ, и в РБ. Сегодня полное объединение вряд ли реально (даже без всяких «скачущих литвинов в «бэлых» доспехах»). Два средневековых с/х домена легко слить в один. Объединить сегодня Россию и Белоруссию… Не знаю, не знаю… Не верю, если честно, что это вообще реализуемо технически/экономически. Второй миф: якобы белорусы этого хотят. Нет, деньги под этот миф они получают. Но хотеть, не хотят, ни разу (иначе мы бы уже давно объединились). На самом деле они хотели бы жить в Евросоюзе, да на российские деньги. Правда неприятная, скандальная, поэтому откровенного разговора не получается и не получится. Одни «героические песнопения», что, дескать, мы очень любим Россию, но дорожим своей независимостью…

Касательно «западного вектора». Во-первых, немцы не предлагают РБ войти в ФРГ, ни областями, ни районами… Во-вторых, экзотическая белорусская экономика с евростандартами не совместима никак. Теоретически можно превратить Белоруссию в что-то среднее между Латвией и Болгарией, но зачем? И какое население там сможет прокормиться? И самое главное, ЕС уже «объелся» новыми «еврочленами». Тем более там не нужна страна, основы экономики которой - российские дотации. Абсурдность подобной идеи: евроинтегрировать дотационный российский регион (а с экономической точки зрения это именно так) - недоступна пониманию только белорусских экономистов и политиков.

Это, кстати, очередной белорусский миф: достаточно «принять» европейские ценности, а экономика сама собой приложится. Не приложится. Истинно вам говорю. Я проверял (как и все «младоевропэйцы»), ни у кого не «приложилась». Нужны инвестиции, технологии и рынки сбыта.

Ну и на закуску миф о некоем «особом» моральном духе страны Белоруссия, о её социальной справедливости, миролюбии и неконфликтности. Звучит красиво. Однако некий намёк на «социальную справедливость» был в момент проедания советского наследия/российских дотаций. Закончился внешний советско-российский (имперский!) ресурс - закончилась хвалёная белорусская «социальная справедливость». Сама Белоруссия ни на какую «справедливость» заработать оказалась не в состоянии, а потому в стране всё ярче проступают звериные контуры «третьего мира». Социализм - это, знаете, не только «моральный выбор», но и много-много денег на «социалку».

Так что Белоруссия вне империи - это скорее не Австрия, а ближе к Марокко. Что мы наблюдали до того - это «независимая РБ на имперских харчах». После 2008 года этот балаган свернул свою деятельность. Лицо «истинной Беларуси» мы увидели совсем недавно.

Насчёт «неконфликтности»: А. Лукашенко самым активным образом пытался участвовать в том самом внутрикиргизском конфликте. Зачем? Где РБ и где Киргизия? Амбиции, однако… То же самое касается активных вояжей в Баку и жёстких заявлений по «международнопризнанным» границам Азербайджана. Зачем? Справедливость, говорите? Ну в идеальном мире да, справедливость, в текущем - это провоцирует массовую бойню на линии разграничения в Карабахе. С подачи «миролюбивой, неконфликтной» Белоруссии.

Зачем он это делает? А назло! Назло проклятой Москве! Россия прикладывает чудовищные усилия, чтобы «заткнуть» эту самую «карабахскую дыру в другое измерение». Понятно почему - в случае большой войны там, Россию это тоже заденет, как и весь регион. А вот Александр Григорьевич активно расшатывает ситуацию. Понятно, что в случае войны белорусских солдат на Кавказ никто отправлять в Минске не собирается. И законы соответствующие приняты. Тогда зачем раскачивать лодку? А чтобы Москве отомстить за невыданные «карманные деньги» … Тут и «миролюбие», и «союзничество», и «независимость» в одном флаконе…

Белоруссия вместе с Арменией состоит в ОДКБ, но активно работает в интересах Азербайджана, который в эту организацию не входит… Кстати, тут рушится один из главных белорусских мифов - о том, что шустро переобуваться в воздухе и получать деньги с двух сторон крайне выгодно: в критической ситуации для страны (как сегодня) белорусы оказались чужими и для России, и для Европы. То есть стране срочно нужна помощь, но помогать никто не спешит… Даже с Украиной, как ни странно, отношения тоже весьма непростые (несмотря на активную «помощь» ВСУ в борьбе с «русскими сепаратистами»). То есть белорусы закрыли глаза на подъём фашизма в Восточной Европе (кем-то спонсируемый!) и тем самым испортили отношения с Россией (для России отношение к фашизму - это маркер свой - чужой), но и на Западе они своими почему-то не стали…

Таким образом, белорусские элиты, сыграли, сыграли «по-крупному» - поставив на карту всё (понятно, ставка делалась не на Россию - наши минские друзья тоже мало-мало понимают в геополитике!). И проиграли. Теперь это уже очевидно. «Трампец» и крах киевской хунты - это и их проигрыш (они то ставили на глобалистов!). Заметьте, насколько разная реакция на победу Трампа была в Москве и Минске (Лукашенко очень нервно реагировал), союзники, говорите? Ну-ну. Но при чём тут Москва? Почему Россия должна оплачивать их «невезение»?

Максимально мифический характер, с точки зрения белорусских элит, носят взаимоотношения Москва-Минск: во-первых, Белоруссия для России страна №1 и всё внимание и все ресурсы должны быть сосредоточены только на ней, так как без Минска России не жить (смысл жизни РФ - благополучие «главного союзника», Россия успешна настолько, насколько может спонсировать Лукашенко); во-вторых, белорусское руководство может бесконечно обманывать и подставлять Москву - на то, что «во-первых», это не влияет никак. В последнее время эти товарищи, с ужасом в голосе, заговорили о том, что Кремль готовит россиян к конфликту с Белоруссией… (Вся российская внешняя политика строится строго вокруг Белоруссии). То есть желание решительно выйти к чёртовой матери из этой бесконечной круговерти сплошного вранья и тройных стандартов подаётся как «спровоцированный конфликт» с «самым верным союзником».

Основная беда Белоруссии, на взгляд автора, прежде всего в не слишком высоком уровне элит. На Украине эти элиты имели уровень повыше, но оказались продажными и компрадорскими (мечта служить белому сахибу как цель жизни). А в Белоруссии другая беда: люди, определяющие «заряженность информационного поля», просто не понимают, что творится в Восточной Европе, каковы риски и какую политику имеет смысл проводить (но при этом демонстративно игнорируют российские оценки). Белорусское информационное пространство заполняют бесконечные мифы, легенды и сказания (это характерно и для власти, и для «нейтралов», и для оппозиции). К сожалению, РБ и белорусский народ живут не в сказке.

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили , разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

2. Чудесное озеро Витебщины

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

3. Мозырское Красное болото

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

4. Путчинский вампир

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

5. Борисовские «круги на полях»

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

6. Слободской полтергейст

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение.

7. Вилейские аномалии

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

8. Брестский Бернардинский монастырь

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь .

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

9. Лошицкая усадьба

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

10. Мирский замок

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой - своим телом, мыслями, страстями - и таким образом познавал его.

- Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

- Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, - продолжает Г. Коршунов. - Фантасмагорические - с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей - посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской - маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы - хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

- С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, - отмечает ученый. - Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, - с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Наши сказочные существа - особенные

О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

- Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров - в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре - за конечности, еще один - за хвост.

- Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, - добавляет мифолог. - Он - душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. - Прим. авт. ): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, - ее и замуровывали.

- Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота - это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах - окна, двери - это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

Ленивые белорусские драконы

Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы - «цмокi». В западной части Евразии дракон - воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

- «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон - обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное - кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль - символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмок i » - существа из другого мира и таких вещей боятся.

Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

- По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмок i удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

- А нынешняя станция метро «Фрунзенская», - рассказывает ученый, - расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.

Беларусь мифологическая

Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?

- К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, - вздыхает мифолог. - Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?

- Поэтому, - считает Г. Коршунов, - нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное - использовать огромный потенциал, который у нас есть.

Подготовила Анастасия Данилович

Фото Анны Кулакевич

Существует несколько легенд о происхождении Минска и образования названия города. Одной из таких историй является рассказ о дочке Водяного по имени Свислочь.

Происхождение Минска: основные легенды

История хранит две основные легенды происхождения Минска. Каждая из них отличается красивым повествованием и претендует на роль основной.

История появления герба Минска

Тысячелетняя история Минска полна примечательных событий. Одним из них является легенда о появлении герба города.

Легенда о Несвиже

Легенда о происхождении Несвижа. Красивые исторические предположения, а также географические и фактологические данные.

Легенда о Витебске

Несколько историй о происхождении Витебска. Легенды и исторические предположения, переходящие из уст в уста, а также имеющие документальные подтверждения. Легенда о могучем роде. Краткий рассказ о том, откуда берет свое начало знаменитое княжеское семейство, являвшееся богатейшим в Великом Княжестве Литовском.

Сокровищница Радзивиллов

Легендарные 12 апостолов и еще 60 пудов драгоценностей. История об огромных богатствах в Несвижском замке.

Озеро-сердце

Легенда об одном заповедном озере, ныне носящим название Глыбля. Сказ о том, как возникла водная гладь, по форме напоминающая сердце.

Озеро Мертвое

Самое легендарное из группы "Голубых озер". Именно о нем сложено несколько легенд, суть которых изложена в заметке.

Озеро Свитязь

Существует легенда о забытом городе Свитязе: город исчез лишь потому, что в нём жили совсем негостеприимные люди. Рассказ о том, причем тут озеро.

Предание о Горбатом саркофаге

Легенда о появлении Горбатого саркофага в склепе Фарного костела в Несвиже. История о молодой княжне, семья которой пыталась выдать ее против воли замуж за австрийского принца.

Княгиня Гражина

Эта притча посвящена отважной княгине Гражине, которая ценой собственной жизни пожелала спасти Новогрудок от позорного союза с врагами.

Происхождение Комаровки

В этой легенде описывается происхождение Комаровки – места, которое неразрывно cвязано с деньгами, меной товаров.

Легенда о Поповой горке

Ходит сказание о том, что недалеко от истока реки Ушь, расположенного недалеко от Несвижа, есть невысокий холм, называющийся Поповой горкой.

Происхождение Заславля

Заславль - небольшой городок под Минском, происхождение которого связано с интересной легендой.

Лошица

Название Лошица произошло благодаря природному явлению, связанному с питьевым источником. Красивая легенда о Лошице.

Легенда о костеле Святого Роха

В свое время хворобы и эпидемии периодически поражали различные белорусские города. Не обошла эта участь стороной и Минск, когда холера постучалась практически в каждый дом местного жителя.

Беларусь, как и многие другие страны мира, славится своими легендами. Вот некоторые из них.

В городе Мир, который расположен возле берегов реки Мирянка, находится средневековый Мирский замок. С ним связаны древние легенды и исторические события.

Хозяевами этого удивительного замка в разные периоды были такие семьи, как князья Радзивиллы, Витгенштейны, Ильиничи. В ХХ веке обладателями замка стали Святополки-Мирские. Они и владели им до 1939 года, пока замок не перешел в государственную собственность.

Замок, построенный в форме квадрата, и состоит из 5 башен – четыре из них располагаются по углам, а одна в центре стены (вход в замок). В подвале этой башни раньше находилась тюрьма.

Водоем, который сейчас расположен прямо у замка, имеет свою историю, согласно которой на его месте был красивый старый сад. В то время когда князь Николай Святополк-Мирский отдал приказ вырубить сад, чтобы на его месте вырыть пруд, ему явилась во сне мать работника, который погиб при вырубке. Эта женщина наложила проклятье на водоем, предрекая гибель в его водах такого количества человек, которое равнялось вырубленным деревьям. Многие в это не поверили, но именно в пруду утонула молодая княгиня Софья, а после и сам Николай. (Источник: www.legenda.by)

Еще одна легенда замка гласит, что когда во время реставрации замка вскрыли полы, были обнаружены два скелета. Которые по приказу Михаила Святополка-Мирского были похоронены на православном кладбище. С этого времени каждую новогоднюю полночь слышно лязганье мечей и ужасающий стон.

Одна из известнейших легенд Беларуси связана с городом Слоним, в частности с озером Бездонным, которое находится в 25 км от него. Бездонным его назвали потому, что глубину озера никак не удается измерить. Говорят, будто бы дно озера живое. Будто бы оно то появляется, то исчезает в разных точках водоема. Местные жители рассказывают историю про то, как аквалангисты хотели изучить дно озера. Но уже через пять минут после погружения они выскочили, и с ужасом в глазах начали кричать о гигантской рыбе.

В легенде об озере рассказывается про женщину, которая ходила по деревне и просила милостыню. А когда ее приютили на ночлег местные жители, отец и сын, за их доброту она им сказала, чтобы они незамедлительно уходили из села, потому что деревни скоро не станет, и ни в коем случае не оглядываться назад. Они так и сделали, но поднявшись на пригорок, все-таки оглянулись и увидели, что на месте их поселения плещется огромное озеро, а сами они превратились в камни. Камни, которые называют «отец с сыном» лежат на берегу Бездонного озера и сейчас.