Лакцы какие они. Лакцы: характеристика, занятия

Лакцы — народ Северного Кавказа. Он сравнительно немногочислен, но традиции, язык и самобытная культура отличает его от сотни других национальностей Дагестана. В статье познакомимся с историей и обычаями этого удивительного народа. Узнаем историю лачка, где живут ее представители. Подробно познакомимся с их традициями и культурой.

Место проживания

Многонационально. Всего насчитывается 102 народности. Среди этого разнообразия ярко выделяется национальность лачка. Где живут представители этого народа?

Они населяют центральную часть Дагестана, которая, благодаря им, получила название Лакия. Эта народность и сегодня является преобладающей в данной местности. Она очень плотно заселила Лакский, Кулинский и Новолакский районы.

В горах Кавказа очень суровые условия для жизни. Снег может выпасть и летом. Леса, которые обильно растут в предгорьях, здесь отсутствуют. Фрукты и овощи практически не вызревают. Питание лакцев не отличается разнообразием. Рацион состоит из муки, мяса, сыра и трав, которые произрастают в горной местности.

Но и здесь имеются свои преимущества. Воздух в горах очень чист, свеж и прозрачен. А благодаря яркому солнцу девушки — представительницы национальности лачка (на фото ниже) - являются обладательницами самых румяных щечек в Дагестане.

Коровы центральной части Северного Кавказа, благодаря специфике природы, очень миниатюрны, что приводит в восторг туристов.

Численность лакцев

Эта народность немногочисленна. Согласно данным последней переписи населения, национальность лачка насчитывает около 160 тысяч представителей. Большая часть (86 тысяч человек) проживает в столице Дагестана — Махачкале.

История возникновения народа

Споры о лачка ведутся уже долго. Причина в том, что во многих источниках упоминаются племена, которые с древних времен населяли Северный Кавказ, но во всех документах они имеют разное название. Сегодня совершенно невозможно разобраться, о каком народе идет речь. Остается надежда, что дальнейшее изучение и сопоставление данных поможет разгадать эту загадку истории.

Несмотря на завесу таинственности, существует множество оснований предполагать, что у народа лачка у одного из первых на территории Дагестана возникла государственность. Считается, что в начале нашей эры произошло объединение всех его поселений в одно. Так возникла столица исторической Лакии — Кумух.

Борьба за сферу влияния

В шестом веке горный Дагестан являлся частью владений Персии, по приказу царя здесь была построена крепость. В XIII веке эта территория вошла в состав Арабского халифата. Кумух занял позицию центра торговли и политики на Кавказе. В XV веке империя распалась и власть перешла к хану, помощь в правлении возлагалась на совет визирей и военачальников.

Турция, Россия и Персия боролись между собой за право установить здесь свое влияние. Жителям Кавказа пришлось сражаться за свою свободу и независимость. России, в конце концов, удалось покорить этот гордый горный народ, но только после Революции в 1917 году жизнь лакцев в Дагестане стала достойной.

С приходом ко власти коммунистов, жителям гор стало доступно образование. Если раньше большая часть населения лакцев не умела даже читать, то теперь из представителей этого древнего народа стали получаться прекрасные врачи, летчики, писатели и даже ученые. Молодежь стремилась к учебе и приобретению достойной профессии.

Во времена Сталина 1500 семей горцев были переселены в Новолакский район на место депортированных в Среднюю Азию дагестанцев. Их дома были разрушены. Было уничтожено 26 сел частично и 18 полностью. Переселенцы были лишены права общаться с родственниками на протяжении четырех лет.

После распада СССР

В 1991 году после возвращения коренных жителей, лакцы были вынуждены покинуть обжитые места. Им была выделена земля севернее Махачкалы и средства для возведения новых поселений. Деньги часто не доходили до пункта назначения, а местность, предназначенная для заселения, как правило, оказывалась малопригодной для жизни. Но народ не сдавался.

В 2011 году был принят флаг и герб Кулинского района, а в 2013 году — Лакского. После распада Советского Союза образование немного потеряло свою актуальность, но сегодня молодежь вновь ставит своим приоритетом учебу и поступление в вузы.

Обычаи и традиции

На сегодняшний день семьдесят процентов лакцев проживает в городах. Несмотря на это, обычаи народа передаются от одного поколения другому. Жители Кавказа очень гостеприимны и примут любого гостя как родного. Так как условия жизни в горах суровы, лакцы всегда готовы прийти на помощь тому, кому трудно в данный момент. Любая проблема решается совместными усилиями. Соседи собираются и вместе трудятся над общим делом.

Каждый представитель национальности лачка знает историю нескольких поколений своих предков. В каком бы дальнем родстве ни состояли эти люди, семейные связи между ними очень крепки. Каждый лакиец дорожит своей репутацией. Совершив недостойный поступок, он ставит под удар все семью, ведь соседи будут помнить об этом на протяжении нескольких поколений.

У лакцев царит культ мужчины. Соответственно этому воспитываются дети. Мальчики с раннего возраста чувствуют себя мужчинами в семье, учатся нести ответственность и принимать решения. Девочки вырастают женственными. Лачки до старости сохраняют стройность, обладают деятельным характером и содержат дом в идеальном порядке. В семьях царит любовь к детям, уважение к старшим, забота о стариках.

Каждый поселок имеет свой язык, который существенно отличается от литературного, а также свои обряды, согласно которым справляются праздники и похороны. Это служит поводом для шуток друг над другом, так как лакцы обладают прекрасным чувством юмора. Большое значение для них имеет музыка, но главное в песнях горцев — голос, поэтому хорошие певцы здесь пользуются особым почетом.

Обряды

Лакцы — древний народ. За века своего существования он накопил множество традиций, поэтому все праздники сопровождаются обязательными обрядами. Познакомимся с некоторыми из них.

Свадебные переговоры ведутся сватами, в качестве которых выступают близкие родственники жениха. Ему не позволительно лично просить руки невесты. Переговоры длятся три дня. Если удается прийти к соглашению, проводится обряд обручения. Затем назначается дата свадьбы. До этого дня невеста обязана сшить костюм будущему мужу, а он, в свою очередь, готовит для нее шелковое платье и украшения.

За семь дней до свадьбы родственники нареченного приносят девушке подарки и хну, которой красят ладони невесты. После этой процедуры ей нельзя покидать дом до самого торжества.

В назначенный день свадебная процессия направляется из дома невесты к жениху. Лицо нареченной закрыто покрывалом. Во дворе жениха разжигается костер и расстилается ковер, на который ступает невеста. Девушку обсыпают зерном и сладостями, а мать парня угощает будущую невестку медом. Затем невесте полагается посмотреться в зеркало и войти со свекровью в дом в подготовленную для нее комнату, куда в полночь придет жених. Девушка в этот момент сидит за накрытым столом, нареченный подходит и пробует угощение, после чего молодожены остаются наедине.

Утром молодая жена идет за водой. Там ее встречает молодежь. Девушка должна дать им выкуп. Принеся воды, жена дает мужу испить ее. После этого девушка имеет право приниматься за ведение домашнего хозяйства в доме.

Похороны лакцев сопровождаются причитаниями, в которых выражаются все испытуемые чувства и соболезнования родным умершего. На протяжении первого года после похорон пять раз отмечаются поминальные даты. Кроме того, среда является одним из таких дней, так как считается, что покойник в этот день недели приходит в дом.

Перед рождением ребенка будущая мать возвращается к своим родителям, где остается затем еще на сорок дней. В воду для женщины кладут бумагу с написанной на ней молитвой. Из мечети приносят пучок соломы, поджигают его и окуривают будущую мать.

Через неделю дней после рождения младенца в дом приглашается уважаемая женщина, которая должна уложить ребенка в люльку. Тогда же собираются все родственники и сообща подбирают имя малышу, чаще всего, оно принадлежит умершему члену семьи. На следующий день уважаемый мужчина рода бреет ребенку голову. Локоны взвешивают и на деньги, вес которых соответствует массе обрезанных волос, покупают сладости и раздают соседям.

Сорок дней младенец оберегается старшими. К нему запрещено подходить взрослым с оружием или с золотом. Оберегом ребенка является нож или метла. Для его купания используется только деревянная емкость, вокруг которой углем чертят круг для защиты от зла. Спустя сорок дней мать и ребенок возвращаются домой, родственники помогают им нести приданое малыша, плов и халву.

Праздники

Каждый год 22 июня еще до рассвета лакцы поднимаются на гору Вацилу, где празднуют наступление лета. С первыми лучами солнца они просят для себя всех благ. Затем, согласно ритуалу, все совершают праздничный танец и завтракают на горе. До вечера лакцы веселятся и молятся.

Осенью перед сбором урожая горцы устраивают праздник. Они молятся и едят мясо барашка.

Как и у всех другие люди, лакцы празднуют наступление Нового года. Они жгут костры и прыгают через них. Так горцы очищаются от грехов. Кроме того, лакцы набивают соломой глиняные горшочки, поджигают их и кидают с горы. Это выглядит как своеобразный салют.

Весной во время первого дождя лакцы выходят на улицу для омовения с целью избавления от недугов. В марте горцы выбирают ночь с полной луной и проводят первую борозду, а землю приносят домой. Считается, что так можно приумножить достаток и достичь счастья.

Этикет

Если горец возвращается домой после длительного отсутствия, навестить его и приветствовать являются все односельчане. В случае если в период его отсутствия у кого-то из соседей случилось горе, вернувшийся должен нанести им визит.

В старые времена, если лакец убил своего сородича, честью семьи погибшего была месть. Чтобы избежать этого, преступник должен был завернуться в белое полотно и прильнуть к груди матери жертвы, став молочным братом убитого.

Культура

Территория проживания горцев бедна землей подходящей для возделывания, поэтому они вынуждены искать иные способы заработка. Ремесло лакцев совершенствовалось на протяжении многих веков. Наибольшее развитие получила обработка металла и драгоценных камней.

В селе Балхар женщины национальности лачка занимаются гончарством, их изделия востребованы во всем мире. Здесь производятся статуэтки, посуда, кухонная утварь, которые украшаются белой росписью. Это ремесло возникло еще в XIII—XIV веках. Изделия балхарских мастериц имеют тонкие стенки и признаны лучшими на Кавказе. Для росписи используется орнамент в старинных традициях.

Мастера национальности лакец развивают также сукноделие, изготавливают войлок и паласы. Большим спросом пользуется вышивка золотой и серебряной канителью.

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество , и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Численность и место проживания лакцев

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

Сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Сами себя они называют «лак», но другие дагестанцы с ними не согласны и каждый называет их по-своему. Даргинцы их называют «булеги» или «булеччи», аварцы их называют «тумал», лезгины их зовут «яхулви», грузины — «леки». Несмотря на приписываемую им хитрость, лакцы еще ни разу не были у власти в Дагестане (три часа захвата Белого дома не считаются). Сейчас самые сильные лакцы как и во времена Хачилаевых, все в оппозиции. Амучи, Ризван Курбанов, Гадис Гаджиев, Артур Исрапилов, Айгун Халидович и др. Так и остаются не у дел. Хоть разок в истории понюхать власть им не дают. У лакцев самая низкая в Дагестане рождаемость. Поэтому их меньше всех. Осталось около 125 тысяч. Живут в трех районах в Лакском, Кулинском и Новолакском. У этого народа сейчас не самое лучшее время в истории, проблемы с переселением. Лакцы встречаются везде, есть они в Дахадаевском, Ахтынском, Акушинском, Чародинском и даже в далеком Рутульском районах. Есть села Верхний Катрух, говорят на лакском языке, а нижний Катрух говорит на азербайджанском языке. Неизвестно, что заставило их там поселиться и что их заставило язык поменять. Есть лакцы и в Африке. Кумухец Гаджи был возведен в ранг начальника монетного двора императора Абиссинии (так тогда именовали Эфиопию) Менелика II, Один из братьев Ханапи впоследствии был министром финансов Эфиопии, а его сын стал легендарным героем этой страны и вошел в историю как генерал Насибу.
Земли в Дагестане имеют очень скудные. Лакцев они не прокармливают. Много лакцев живет в Средней Азии, известен один лакец, который в там школе преподавал «английский язык». При проверке районо выяснилось, что узбекские дети прекрасно разговаривали по-лакски! Лакцы имеют собственный хинкал — лакский.
Самая нейтральная нация Дагестана. С лакцами уживаются все. Поэтому в бурные 90-е лакцев полегло меньше всех.
Единственный народ, который имеет национального героя женщину. Это Парту Патима. Воевала против татаро-монголов Тамерлана. Ей лакцы поставили памятник. Чуть ранее имама Шамиля против царя воевал 35 лет со своими сыновьями лакец Сурхай-Чолак. Три раза заключал мир с русскими, но опять бунтовал. Лакец шейх Джамалутдин был тестем имама Шамиля и его учителем.
Раньше лакцы были лудильщиками, эксклюзивно занимались починкой медной посуды. Бывшие къалайчи сейчас себя называют металлургами. В свое время балхарские гончары обеспечивали посудой большую часть Дагестана. Шовкринцы продавали самые лучшие в Дагестане сапоги «мачуйте», из Цовкра вышли самые знаменитые канатоходцы мира, которые покорили Италию, Францию, Англию — почти весь мир. Сейчас есть верятность, что лакская обувь повторит путь знаменитых пехлеванов. Обувные монополисты.
Лакцы удивительно мелодичная нация. Прямо сейчас у них жива могучая кучка композиторов Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев и Мазагиб Шарипов. Есть оранжировщики, к которым ходят почти все певцы других наций. Лакцы подарили миру самого умного из всех, писателя Эффенди Капиева. Писал философские записки. У них есть свой космонавт. Есть национальный герой Муслим Даххаев. В 1999 году отличился. Своя знаменитая певица Лариса Гаджиева, свой театр, который снимает угол в Русском театре.
Лачки очень красивы, белокожи и полногруды. Жениться на лачке редкая удача, потому что их в раннем возрасте разбирают сами лакские парни. Лачки еще и горды, как вторая жена ни за что не пойдут.
Лакцы хотя малочисленная, но очень весомая нация для Дагестана.
У них ученых больше всего. Но нет ни одного ректора вуза. Есть один меценат Омари Калаев, где-то кухни выпускает, на вырученные деньги фестиваль «Шунудаг» организует. У других наций такого спонсора культуры нет. Есть свой шахматный гроссмейстер. Ни один дагестанец у него выиграть не может.
Лакцы не взяточники. Если занимают доходное место, то обыгрывают само место своими мозгами, но с людей взяток не берут. Взятки берут лачки.
Вот таковы они, эти странные ЛАКЦЫ…

- (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия

- (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 лаки (3) лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь

Лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия

- (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лакцы - л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь

лакцы - ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений

ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Народы России , Коллектив авторов , Курс лекций для школьников по теме «Народы России». Россия – многонациональное государство. На территории России проживает более 150 различных народов. Многонациональность обусловлена… Категория: История Серия: Аудиокурсы Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Лакцы. История, культура, традиции , Мариян Магомедова-Чалабова , Книга «Лакцы» продолжает начатую Издательским домом «Эпоха» серию «Детям – о народах Дагестана». Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать… Категория:

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Лакцы. «Огонь в крови», 2008


Общие сведения

Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 185 тыс. человек (по другим данным - 118,1 тыс. человек), в том числе в Российской Федерации - около 179 тыс. человек (106,4 тыс. человек), из них в Дагестане около 140 тыс. человек (91,7 тыс. человек).

По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.

Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.

Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).


Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.

Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.

Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.

Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.

А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева



Очерки

Лакцы - (вулугуни, казикумухцы, лак, тумал, яхулви) - народ, исторически проживающий в центральной части нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), с 1944 года и на равнине в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае, Ростовской области, в Кабардино-Балкарии и других кавказских республиках. Численность в России по переписи 2002 года - 156 545 человек, в Дагестане число лакцев составляет 5,4 % всего населения республики (139732).Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Диалекты - кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность была Первоначально письменность была на основе арабского алфавита, первые книги на кириллице вышли в 1860-х по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на русской графической основе возобновлена в 1938 году. Распространен русский язык. Верующие: мусульмане-сунниты.


Лакский «треугольник»

В книге известного дагестанского ученого А. Г. Булатовой «Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.)» даны четкие координаты территории, где с древности обитает этот удивительный народ. Там сказано, что она «представляет собою центральную часть нагорного Дагестана и имеет форму треугольника, одна из вершин которого обращена на север, в сторону Цудакарского ущелья, а его основанием служат горные вершины Дюльтыдага (4131 м над уровнем моря), Акулалу (3884 м), Пабаку (4098 м) и Кокма (3673 м), которыми земля Лакии отделяется от долины реки Самур и Азербайджана». Горные хребты также изолируют ее от Аварии и Даргинии. Поверхность этого труднодоступного плато достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между его отдельными частями. Его каменистая почва, состоящая из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем, практически бесплодна, а пригодная для земледелия пахотная земля, глина с черноземом, - это всего 6% общей площади Лакии. Кустарниковый лес с «вкраплениями» дубов, берез и чинар занимает тоже 6%, но многочисленные реки, текущие со снежных вершин юга на север, создают благоприятные климатические условия для сельского хозяйства.

Страна мастеров

Лакцы с давних времен выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо и бобовые, а с конца XIX столетия - кукурузу, картофель, садовые и огородные культуры. Стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей пасутся на горных пастбищах с весны до осени, а с наступлением зимы перегоняются в Калмыкию. Там же, на склонах гор, располагаются селения, каждое из которых славится каким-нибудь традиционным промыслом. Например, в «городе мастеров» Кумухе живут ювелиры, оружейники и золотошвейки, здесь же изготавливают войлок и сукно, делают металлическую посуду, в Убре обрабатывают камень, в селах Унчукатль и Шовкра налажено шорное и сапожное дело, а расписная керамика из Балхара известна далеко за пределами Дагестана. Аул Кая славится торговцами, Кума - кондитерами, а Цовкра - канатоходцами и акробатами. Ближайшие соседи этих трудолюбивых умельцев величают по-разному: даргинцы зовут их «вулугуни», лезгины - «яхулви», а в древности лакцев часто называли «казикумухцами». Впервые под этим именем в европейской литературе их упомянул в своем «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (1647г.) Адам Олеарий: «За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся «кумуки» или «казикумуки», каждое из этих племен имеет особых своих государей».


Христианское царство Гумик

Арабские источники VII-X вв. упоминают о существовании на территории современного Дагестана целого ряда феодальных владений - «царств», таких как Дербент, Табасаран, Сарир, Гумик, Туман и др., хотя многие из них, вероятно, были основаны в VI столетии и ранее. Лакцев ученые локализуют в царствах Гумик и Туман, причем первое название ассоциируется с селением Кумух, а второе - с областью Туман, ведь аварцы до сих пор зовут их «тумал» (во множественном числе - туман). Больше споров вызывает местонахождение древнего государства Сарир. Так, по некоторым данным, оно имело очень внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и равнинную часть теперешнего Дагестана, но и сопредельные земли. В одном исследователи единодушны: эти царства были христианскими. (Известно, что еще в I веке в районе Дербента проповедовал Елисей, ученик апостола Фаддея, которого вместе с Варфоломеем Иисус Христос направил в Персию и на Кавказ). Религиозно-политические разногласия, приведшие к церковному расколу, были использованы двумя крупнейшими державами Средневековья - Византией и Персией. Монофизитам, то есть не верящим в двойную природу Христа - Бога и человека, покровительствовал Иран, халкедонитам, то есть православным, Византия.

Казикумухское шамхальство

Пока эти государства воевали между собой за кавказские земли, в Аравии возникла и быстро окрепла новая религия - ислам. Под его знаменами арабы, покорив Сирию и Месопотамию, уже в VIII столетии появились на Кавказе, начав его стремительную исламизацию. Происходило это так: арабам не раздавали земли в завоеванных странах, но побежденные должны были содержать общину завоевателей, то есть платить подоходный и поземельный налоги, а также поставлять припасы войскам. Однако это налоговое бремя несли только «неверные», а принявшие ислам от него освобождались. Те, кто смог сохранить свою веру под таким экономическим давлением, не устояли перед военным: нашествием в XIII веке мусульманской Золотой Орды. В XIV столетии на территории лакцев возникает новое, уже исламское, государство - Казикумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух, ставшее через четыреста лет ханством, объединившим, кроме лакцев, отдельные аварские и даргинские селения.


И просто Лакский район

Присоединённое в 1820 году к России ханство было в 1859-м преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, а с 1922г. - в Лакский округ, затем - в район в составе Дагестанской АССР, который был поделен в 1935 году на Лакский и Кулинский районы, существующие до сих пор в Республике Дагестан.

Горская демократия

Отношения между властителями и горячими лакцами складывались непросто: в 1640 году одно из выступлений против шамхалов закончилось изгнанием последних из Кумуха. Но чаще стороны пытались договариваться, а чтобы переговоры шли успешно, сначала заключался письменный договор между членами джамаата - сельской общины, высшим законодательным органом которой был сход мужчин (с 15 лет), а исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Так, из документа XVII века под названием «Соглашение жителей Казикумухского селения Унчукатль» можно узнать, что селяне договорились «не продавать эмирам свою недвижимость, свои поля и дома, на сделавшего это будет наложен штраф - один бык, а проданное возвращено». Далее следует наказание за нарушение норм общественной морали: «Если кто-либо скажет хотя бы полслова в пользу эмиров, то на него будет наложен штраф - один бык. Если кто-либо донесет эмирам на старейшин или на других жителей селения, то на него штраф - один бык».


По законам адата и шариата

На этом примере можно представить себе действие адата (от арабского - привычка), то есть правосудия, основанного на обычаях, существовавших у кавказцев в доисламский период. Оно активно использовалось и позднее, если не вступало в противоречие с шариатом - религиозным законом, который основан на богословском толковании Корана. В нем сказано: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: «И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам поступать именно так». А ты, Мухаммад, отвечай: «Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?»Юристы Российской империи тщательно изучали обычное (адатное) право кавказских народов: историю его происхождения и перспективы развития. В книге «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления», изданной под редакцией И. Я. Сандрыгайло в 1899 году в Тифлисе, на основе глубокого анализа судебной практики сделан такой вывод: «Адат возникает, когда в нем является надобность, и предается забвению, когда надобность в нем минует. Сам народ смотрит на адат, как на дело ума человеческого и допускает изменение его, если видит в этом пользу для себя. При отсутствии адата на какой-нибудь случай по общему совещанию (маслаату) установляется решение, которое затем уже применяется ко всем аналогичным случаям и само превращается в адат. Таким путем создалось то разнообразие частных адатов, которое наблюдается не только в каждом округе, но даже в каждом селении. Таким же путем администрации удалось, действуя через влиятельных лиц, объединить многие адаты, а другие изменить или вовсе устранить из обихода. Следовательно, администрация имеет возможность, без особой ломки и потрясения в быте горских обществ, перейти со временем к суду по общим всей Империи законам».


История

В начале XIII столетия в Дагестане впервые появляются кочевники-монголы, в 1240 году они проникают в страну лаков, а в начале апреля осаждают и разрушают ее столицу Кумух. (Всего монголы уничтожали поселение восемь раз, но жители возрождали его.) В конце XIV века Лакия подверглась нашествию войск самого Тимура. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди в своем монументальном труде «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1424г.) - сообщает о взятии Тамерланом (то есть «хромым Тимуром») укрепленных селений Кули и Тауса так: «Оба отряда согласованно сверху и снизу напали на крепость. Сколько ни бросали оттуда стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся, оробели и растерялись». А когда кочевники разгромили объединенную армию лакцев и аварцев в количестве 3000 человек, то «старейшины и вельможи казикумухские прибыли ко двору Тимура, признали свою вину, каялись, просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы».


И легенда

Это взгляд победителей, а у побежденного, но не сломленного народа сложился эпос «Парту Патима», посвященный девушке-героине. Он состоит из трех частей: в первой и второй повествуется о мирной жизни лакского аула, об обычной горянке Патиме, которая с полным кувшином воды возвращается домой от родника и видит молодых мужчин-односельчан, занятых военной тренировкой. Они просят дать им воды, а девушка в ответ говорит, что хочет попробовать свои силы, сразившись с ними. Встретив отказ со стороны юношей, Патима переодевается в доспехи убитого брата, который с детства обучал ее воинскому искусству, и уже в мужском обличье вызывает на соревнование одного из насмешников - Ахмеда, обладавшего большой физической силой и сноровкой. Она побеждает, а посрамленный соперник просит прощения и влюбляется в смелую красавицу. В третьей, военной, части в село прибывает гонец с сообщением о приближении войска Тамерлана. Лакские воины собираются в столице своей земли Кумухе, чтобы вместе идти на захватчиков под предводительством Патимы. Увидев девушку во главе армии, монголы недоумевают, а сам Тимур презрительно улыбается. Но вскоре его отношение к противнику меняется: «Клинки о щиты ударяться стали, друг с другом противники драться устали, устали скакать скакуны боевые, монгольское войско смутилось впервые». Обе стороны решают выделить по одному богатырю для единоборства. Монголы выставили крепкого Тугая, от лакцев вышел Ахмед. Тугай мечом рассекает надвое юношу, но тут яростно вступает в бой Патима: «Тугай замахнулся, но сабле Тугая ответила девушки сабля кривая. Еще один взмах и еще один взмах, и пал перед ней обезглавленный враг». Далее она выдерживает поединок со старшим братом Тугая, который также падает с лошади, сраженный ею. Победив в этой битве, отважная горянка увлекает за собой лакских джигитов, которые, ринувшись на противника, обращают его в бегство. В финале воины, изгнавшие врага с родной земли, с победой возвращаются домой, а Патима оплакивает гибель своего возлюбленного…


Парту Патима или Жанна д’Арк из Кумуха

Ученые-этнографы на протяжении столетий гадают о том, является ли Парту Патима исторической личностью или представляет собой собирательный фольклорный образ героической женщины. В начале XX века Сайд Габиев в своей книге «Лаки, их прошлое и быт» писал: «У лаков есть своего рода Иоанна д"Арк - Парту Патима, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. Прозвище «Парту» возникло от названия местности, где находится могила девушки. О ее подвиге свидетельствует и надгробный памятник, который привлекает летом много паломников, преимущественно женщин, считающих ее святой девой». Через сто лет, когда никаких материальных следов пребывания храброй горянки на земле лакцев не осталось, Ангара Булатова подтвердила правоту коллеги: «У нас нет сомнений в исторической реальности нашей героини и ее подвига, так как часто именно в фольклоре сохраняется память о знаменательных событиях и значительных исторических деятелях. А в народе всегда существовало представление о том, что в годину тяжелых испытаний на его защиту поднимется новая Парту Патима…»

КУБАЧ‘ИНЦЫ (самоназвание: угбуган, угбуганти, уг"буг), народ в России, жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 человек, оценка); живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс. человек, оценка). Переписью населения 1926 выделены как самостоятельный этнос (численность 2371 человек), в дальнейшем включались в состав даргинцев. По данным Переписи населения 2002 года численность кубачинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Часть исследователей считает Кубачинцев субэтнической группой даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. Верующие Кубачинцы - мусульмане-сунниты.

В исторических сочинениях Кубачинцы известны с 6 века как зирихгераны (персидский "кольчужники"), а с 15 века - как кубачи (турецкое "кольчужники"). В 5-10 веках Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана. С 1921 Кубачинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Основное традиционное занятие Кубачинцев - ремесла (металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости). Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Ведущая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; литьё бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, а также разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. В 16-17 веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля. В 18-19 веках Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.

В быту Кубачинцев в 19 - начале 20 века сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородственных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Основу социальной организации Кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата.

Жилища Кубачинцев - многокамерные, 3-4-этажные, порою до 5-6 этажей, плоскокровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жильё из многих комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Интерьер жилища Кубачинцев сохраняется и ныне у большинства жителей селения.

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба, с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор: чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги и вязаные узорные носки. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске.

Традиционная пища у Кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана.

Культура Кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты.

М.М. Маммаев, М.О. Османов