Кусково интересные факты. Прекрасное кусково

"Кусковский парк ничем не виноват,
Что уроженцу невских берегов
Напоминает он то Летний сад,
То Царскосельский парк, то Петергоф."
(Владимир Британишский)

Жемчужина архитектурного искусства XVIII века усадьба Кусково в прошлом летняя загородная увеселительная резиденция графов Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то «Кусково» было самым популярным светским местом в Москве. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей.


Известно, что по замыслу графа Петра Шереметева, «Кусково» должно было быть роскошнее всех других усадеб и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года.

Во второй половине XVIII века эта усадьба была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю по четвергам и воскресеньям граф организует там гуляния, куда не нужно покупать билетов или ждать приглашения. Всякий прилично и чисто одетый человек может развлекаться в парке и в доме по своему вкусу в эти «дни открытых дверей». Прогуляться по парку с дамой, увидеть театральное представление, покататься на качелях-каруселях или просто поудить рыбу мог позволить себе любой мещанин, оттого «бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету» по словам Н.М.Карамзина.

Мы идём против часовой стрелки. Сейчас мы находимся в восточной, "итальянской" части парка. Первое, что мы видим, это павильон «Грот». Грот - один из самых примечательных павильонов Кусково. Построенный по проекту Ф.Аргунова павильон напомнит Грот в Царском селе, только скромнее и меньше.

Итальянская мода на гроты докатилась до России к середине XVIII века. К этому времени гроты, как помещения, сохраняющие прохладу, утратили свое прямое назначение и даже претерпели значительные изменения, превратившись из отделанных мрамором пещер с фонтанами в садовые павильоны.

В этом павильоне соединились две стихии: вода и камень. Это видно с первого взгляда на павильон, стоящий на берегу прудаи увенчанный символическим фонтаном, вода которого «стекает» по ребрам крыши. Закрашенные сейчас зеленой краской, эти ребра были сделаны из блестящего белого металла, подчеркивающего имитацию воды.

Когда-то стены и потолок Грота были декорированы раковинами, туфом, стеклом, зеркалами и лепниной, создавая волшебный подводный мир, населенный невиданными животными, птицами и рыбами. Для украшения стен и сводов использовались раковины средиземноморских моллюсков. Раковины возами доставляли из Голландии, бывшей поставщиком этого диковинного товара.

Рядом с Гротом, на берегу того же маленького пруда архитектор Ю.Кологривов возвел Итальянский домик. С характерной для юга плоской крышей и лоджией, служившей «висячим садом», Итальянский домик был не только дворцом искусств с богатой коллекцией итальянской живописи и скульптуры, но и малым дворцом для приема гостей.

Граф Николай Петрович Шереметев был богаче известного богача Н. Б. Юсупова в десять раз. Поэтому мог себе позволить любую степень роскоши. В Итальянском домике можно было полюбоваться картинами Рафаэля, Рембранта, Корреджо, Веронезе и других известных итальянских художников.

Напротив — «Менажереи», домики для содержания водоплавающих птиц (лебеди, гуси и утки, журавли, американские гуси и пеликаны), которых посетители кормили из рук. Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии.

На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением. Сейчас тут сидят два молчаливых павлина.

Дальше идёт Большая каменная оранжерея. Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения.

В оранжереях Кусково росли и созревали персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Постройка выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Усадьба невероятно симметрична. От одного павильона до другого проложены прямые аллеи, в основном липовые.

Небольшой павильон Эрмитажа (от фр. ermitage — место уединения) строился с 1765 по 1767 г. по проекту К.Бланка. Если все прочие павильоны Кусково были доступны для публики, то Эрмитаж всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить на равных без помех и лишних ушей.

Мы оказались уже в западной части парка. К ней относится Эрмитаж, Голландский и Швейцарский домики. Вся западная часть парка словно посвящалась простеньким домашним радостям, уюту и уединению, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям.

Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром Первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать, знакомить с европейским бытом.

Построенный из красного кирпича, с крутой крышей, он отражается в водах небольшого пруда. Этот домик воплощал в себе представления людей XVIII в. о жизни голландских бюргеров, одновременно являясь подражанием стилю петровских резиденций.

Подъемный мост был перекинут через проток между Большим дворцовым и Голландским прудами, так что Голландский домик на берегу одноименного пруда был первым, удостаивавшимся внимания гостей.

Сейчас справа от этого моста находится второй вход в усадьбу Кусково. Рядом с ним - множество кафе и шашлычных, лодочная пристань и велопрокат, но мы туда не пойдём, иначе придётся плативть за вход в парк второй раз.

В пруду обитали карпы, приученные по звону колокольчика подплывать к служителю за кормом. От Голландского домика, параллельно главной планировочной оси, уходила аллея игр («игры Малия»), разбитая в 1750 г. Сейчас никаких игр тут нет.

Спустя век (в 1870-х гг.) рядом с Голландским домиком появится Швейцарский домик, построенный по проекту Н.Л.Бенуа. Это строительство было последним в Кусково.

В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Сейчас здесь размещается администрация музея.

Мы вышли в самый центр Кусково, на центральную площадь, которая называется Партером. Партер расположен между Дворцом и Большой каменной оранжереей. Представляет собой прямоугольник со множеством статуй и цветников.

Глядя из окон Зеркального зала Дворца или выйдя из него на балкон, мы получаем ощущение единого огромного зала, раскинувшегося до Большой каменной оранжереи. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Обелиск в честь Екатерины II сооружен после приезда и посещения усадьбы в Кусково Екатериной II. Императрица приезжала сюда в 1774 года, после того, как Россия одержала победу над Турцией. На монументе размещена надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".

На центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы. Изображение императрицы Екатерины в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время.

В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах.

А вот эта статуя никакой не Нептун, уж тем более не Посейдон, а всего лишь "Аллегория реки Scanmindre".

Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Фотографировать все статуи в Кусково не имеет смысла, ну вот Лев и Лев, да и чёрт с ним.

Как и в Архангельском, здесь имеются тоннели из дикого винограда или плюща, они идут параллельно задней стороне Дворца.

Итак, мы обошли парк и идём ко входу во Дворец Кусково. Для этого нам надо обойти несколько хозяйственных построек и пройти через зелёный тоннель, который называется "Трельяжная галерея кухонного корпуса".

И мы попадаем на огромную зелёную поляну. Во времена Шереметевых на этой поляне устанавливались столы для тех гостей, кому не досталось места во дворце. Как уже говорили, зайти сюда на ужин мог любой прилично одетый человек. Это просто какой-то коммунизм.

Граф Шереметев, друг народа, никому не запрещал приобщиться к празднику жизни тем или иным способом. Словно Чапаев, который говорил Петьке: "Командир завсегда с бойцами. Если я курю - садись и ты покури. А если я обедаю, садись и ты покури".

Этот павильон называется "Кухонный флигель (корпус)". Отсюда прислуга разносила всевозможные блюда во Дворец и в другие места, где находились гости. Ну а нам перекусить в усадьбе не удалось. Там только одно кафе, остальные находятся рядом, но уже не на территории, и если прервать прогулку на обед, придётся заново покупать билет. В том же единственном кафе официанты несут еду часа два, и просто жалко времени.

Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили.

Но на церковном языке церковь называется по-другому, немного странно: "Храм происхождения честных древ". Церковь эта маленькая, светлая и очень уютная.

Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Как может блестящий богатейший граф жениться на крепостной? За большие деньги нашли в архивах факты о том, что Прасковья Ковалева ведет свой род от древней дворянской польской фамилии Ковалевских. В результате Параша и вся ее семья получили вольную. А в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался на Прасковье Ивановне, урожденной Ковалевой, правда, тайно.

В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий. А через 20 дней Прасковья скончалась от туберкулёза, так и не узнав, что граф сумел вымолить у царя законность прав для их сына.

Мы находимся перед главным Дворцом усадьбы Кусково. Кто смотрел новый сериал "Екатерина"? Там все действия на улице в первых сериях, по крайней мере приезды и отъезды императриц, происходят здесь, на вот этом пятачке.

Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. После женитьбы на княжне Черкасской шереметевские владения резко расширились за счет приданого невесты.

Императрица Елизавета, часто навещавшая Москву, любила гостить у своего морганатического супруга А.П.Разумовского в подаренном ему селе Перово, где по проекту Растрелли для государыни был возведен дворец и устроена парадная резиденция. Летом 1754 г. Шереметеву удалось залучить к себе в усадьбу дорогую гостью, следовавшую по дороге в Перово. Прием в Кусково понравился императрице, и она пообещала еще раз приехать туда.

В ожидании высочайшего визита Б.П.Шереметев развернул строительство, он решил удивить Елизавету, сосредоточив в Кусково все известные ему развлечения. Проект планировки парка и застройки усадьбы был выполнен Ю.Кологривовым и включал в себя фрагменты работ других архитекторов, таких как К. Бланк, Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Сейчас на территории музея Кусково сохранилась лишь центральная часть регулярного парка.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Большинство этих «затей» были недолговечными, и вскоре они исчезли безвозвратно. В XVIII веке не пытались создавать вечное, а жили ради сиюминутных развлечений, расцвечивая свои дни деревянными увеселительными дворцами, роговыми оркестрами, крепостными театрами...

Вид на Кусково с другой стороны озера. Слева направо мы видим: дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и корпус, Грот, Итальянский домик. Остальные павильоны не видны за деревьями.

Один из шереметевских праздников особенно запомнился современникам. В 1775 году Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа, послов и иностранных гостей. На въезде в усадьбу их встречали триумфальные ворота. Визит государей был обставлен настолько пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии, устраивающему прием за казенный счет.

Очевидцы писали следующее: "Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней."

Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие - и пруд, и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного удовольствия.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу.В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы - в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой.

О начале торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев.

Перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк.

Кому-то может пригодиться карта.

Для тех, кто соберется погулять в Кусковов ближайшее время. Что нового появилось к лету 2016 года? Во-первых, в птичник завезли аж двух самцов-павлинов, которые соревнуются в красоте и истошно орут на весь мир. Сфотографировать нормально их невозможно, слишком частые прутья решетки, объектив не пролезает, и на любом фото будет полоса от решетки.

Спасская церковь на ремонте. Она работает, но леса снаружи ужасно портят вид.

На территории усадьбы теперь только пирожки и кофе. Шашлыки можно поесть снаружи, у входа, который напротив острова. Автомобилистам я рекомендую парковаться там же, а не на главной стоянке, отсюда намного ближе идти.

На этой неделе после долгого перерыва мы решили продолжить наши поездки по усадьбам Москвы. На этот раз выбор пал на усадьбу Кусково. Как и , Кусково принадлежало роду Шереметьевых. В XVII веке граф Пётр Борисович Шереметьев превратил его в свою загородную резиденцию. Был построен новый дворец (старый строил Борис Петрович и он был разрушен из-за ветхости) и прочие здания из ансамбля, а также разбит регулярный сад.

В 1917 году Кусково превратили в музей, им оно является и по сей день.

Чтобы долго не искать нужный автобус, надо выйти из метро в правильную сторону – по стрелке к улице Паперника, а там направо к остановкам. Минут 10 езды на автобусе и вот показался пруд, а за ним и сама усадьба.

Одного взгляда на Кусково хватило, чтобы понять, что Останкино по сравнению с ним отдыхает. Кусково как и Останкино также окружено лесопарковой зоной, здесь тоже есть пруд, и главный дворец находится прямо на его берегу. Но сразу было видно, что этой усадьбе уделялось больше внимания со стороны графа Шереметьева, чем Останкину. Если в Останкино была построена только одна усадьба, то здесь граф расстарался вовсю, и выстроил целый ансамбль зданий с регулярным парком. Территория Кусково гораздо обширнее Останкино.

Глядя издалека на дворец, я почему-то вспомнил фильм «Гардемарины, Вперёд!». От одного вида территории и построек Кусково в голове всплывают сцены из исторических фильмов, так и представляешь, что вот сейчас проедет карета, из неё выйдет какой-нибудь граф или сама королева.

Не дождавшись кареты, мы пошли пешком к кассе, т.к. чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно обязательно купить билет в любое из зданий ансамбля (хотя на форумах читал, что кто-то проходил и просто так). Стоимость билетов колеблется от 50 до 150 рублей, в зависимости от дома, который вы желаете посетить. Например, вход в усадьбу стоит 150 руб., а итальянский домик – 50 руб. В тот день были открыты для посещения главный дворец Кусково, Итальянский домик и Грот. Мы купили билеты по полной программе + фотосъёмка (100 руб.). Позже оказалось, что фотосъёмку брали зря, т.к. в самой усадьбе (и остальных зданиях тоже) снимать нельзя, а за съёмкой на территории никто не следит. Да и я совершил одну непростительную ошибку – забыл дома сменные аккумуляторы для фотоаппарата, а те, что стояли оказались подсевшими. В результате они сдохли сразу после посещения дворца, т.к. я старался всё же тайком фотографировать. Поэтому большинство фотографий, которые вы видите на этой странице, найдены на других ресурсах.

При входе нам снова, как и в Останкино, выдали войлочные тапочки, предупредили о том, что фотосъёмка запрещена, и мы начали осмотр. Замечу, что планировка дворца такова, что её можно обойти по кругу, идя из одной комнаты в другую. Внутри главный дворец намного богаче, чем Останкино. В каждой комнате на стенах картины, расписные потолки, богатая красивая мебель. Удивила кровать, которую видели в одной комнате, точнее её размеры – метр с небольшим. Даже не могу представить, кто мог бы в ней поместиться.

В другой комнате стоял аквариум. Как нам объяснила смотрительница, в нём рыб не бывало, только нарисованные. И в чём смысл?

Идём дальше. В одной из комнат очень понравилась мозаичная репродукция всей территории Кусково. Сам бы я ни за что не догадался, что это именно мозаика. Мы прибились к экскурсии, и экскурсовод рассказала это. К сожалению не смог её сфотографировать и в Интернете не нашёл фотографий. Просто знайте – когда увидите стол с изображением всей территории усадьбы под стеклом – это мозаика, а не нарисованное изображение.

В следующей комнате была галерея. Как рассказала экскурсовод, граф Борис Петрович Шереметьев сам лично выбирал все картины для своей галереи. Самая старая картина 16 века, остальные 17 – 18 вв. Большинство авторов – французские и итальянские художники.

Зеркальный зал. Здесь устраивались дворцовые «дискотеки». Зал не зря называется зеркальным, на всех стенах висят почти в полный рост зеркала, красивые подсвечники, по углам нарисованы изображения всех государственных наград, полученных Шереметьевыми, а на центральных стенах – герб рода Шереметьевых. На потолке фреска с аллегорическим изображением происхождения герба. Из большого окна открывается красивейший вид на регулярный парк и Большую Оранжерею.

Я очень удивился, когда увидел в одной из комнат бильярдный стол. Не знаю, почему, но бильярдный стол я никак не ожидал здесь увидеть. Оказалось, что в то время было модно иметь бильярдный стол в доме.

В графской столовой мы увидели огромные портреты графа Бориса Петровича Шереметьева и его жены и, как и положено столовой, – большой накрытый стол со старинной посудой.

Посетив дворец Кусково, я могу с уверенностью сказать, что он намного красивее, чем в Останкино. Здесь более богатая обстановка и ходить по нему было намного интереснее, чем по Останкино.

Закончив с дворцом, мы двинулись к Гроту. Я так и не понял, для чего он предназначался. Внутри Грот сделан в морском стиле. На стенах изображены морские «пейзажи», в них вмурованы ракушки. Многие из экспонатов, представленных в Гроте также сделаны с использованием раковин, например картины. Их трудно описать словами, нужно просто увидеть. Также там представлены изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других обитателей морских глубин.

Про итальянский домик особо интересного ничего не могу рассказать. Тоже старинная мебель, картины на стенах, всё «как обычно».

Из всего посещённого нами понравилось только в главном здании Кусково, остальное не произвело особого впечатления.

Моё мнение, усадьба Кусково – отличное место, где можно интересно провести время, но ехать сюда лучше летом. Осенью регулярный парк выглядит не так красиво, все скульптуры парка смотрители закрывают деревянными ящиками и для посещения открыты не все строения из ансамбля Кусково.

Как дойти от метро:

доехать можно от станции метро Рязанский проспект на автобусах №133, 208 или от ст. м. Выхино на автобусе №620. Те, кто живут в районах ст.м. Щелковская или Шоссе Энтузиастов могут добраться до Кусково на автобусе № 133 или на маршрутке 157М - она идёт по тому же маршруту, что и автобус. Остановка так и называется «Усадьба Кусково».

В Москве сохранилось несколько дворянских усадеб, и, безусловно, одной из самых красивых и интересных для посещения является усадьба «Кусково», которая почти 300 лет принадлежала древнему роду Шереметевых. Они владели домами в Москве и Санкт-Петербурге, усадьбами «Останкино», «Остафьево» и многими другими имениями, однако именно Кусково создавалось для развлечений: балов и роскошных приемов, поэтому каждый уголок усадьбы предназначен для того, чтобы радовать глаз.

Усадьба Кусково. Дворец

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому. На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.


План усадьбы Кусково. Источник: http://kuskovo.ru/

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения - церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.


церковь Спаса Всемилостивого

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.


Дворец в Кусково

Сейчас в глади воды Большого пруда отражается нежно-розовый дворец с парадным крыльцом. К главному входу ведут пандусы, которые были созданы для того, чтобы гости могли подъехать прямо к входу в дом. Венчают эти пандусы фигуры сфинксов.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.


Дворец в Кусково

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.


Прихожая-гостинная

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.


Портрет Петра Борисовича Шереметева


Малиновая гостинная

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.



Парадная спальня

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.


Кабинет-конторка


Диванная

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.


Вседневная опочевальня

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.


Портрет калмыцкой девочки Аннушки

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.


Картинная

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома - Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.


Зеркальный зал

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Парк усадьбы Кусково

Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.


Парк усадьбы Кусково


Парк усадьбы Кусково

Голландский домик

Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.


Голландский домик

На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.


В голландском домике


В голландском домике

Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.

Грот в Кусково

В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.


Грот Кусково

Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.


Внутри грота

Итальянский домик

В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.

Павильон Эрмитаж

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.


Павильон Эрмитаж

Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Оранжерея в Кусково

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.


Оранжерея

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

Как добраться до усадьбы Кусково:

Адрес: 111402, Москва, улица Юности, дом 2

Официальный сайт Кусково

Часы работы: Грот, Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (пн, вт., и последняя среда месяца музей закрыт).

  • м. "Новогиреево" (от метро - троллейбус 64, автобус 615, 247 , остановка "Улица Юности").
  • м."Рязанский проспект" (от метро автобус 133 и 208, остановка "Музей Кусково")
  • м. "Выхино" , далее автобусом 620, маршруткой 9М, остановка "Музей Кусково").

Российская столица - город с богатейшим культурно-историческим наследием. В Москве, несмотря на жизненные перипетии, сохранилось множество уникальных уголков. Русские усадьбы, возводимые титулованными семействами, позволяют ценителям истории окунуться вглубь минувших эпох.

Подмосковная усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом "европейской жемчужины", преобразована в музей. Она признана уникальным великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково

Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное А. А. Пушкиным боярину В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

Зарождение поместья

История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом - представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира.

С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями.

Расцвет имения

Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния.

Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера.

Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом.

Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково

Воздушный театр - главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава - местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами.

Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции

Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками.

Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей.

Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль

Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов.

В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов.

Подмосковным Версалем называют Кусково. Усадьба Шереметьевых, фото которой демонстрирует, как она прекрасна, по праву заслуживает столь высокого звания. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец

Великолепный дворец - композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами.

В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики

Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки - деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным "деревянным кружевом", первый этаж расписан "под кирпич". Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном.

Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная.

В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали "малые" приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка.

Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны

В павильоне "Эрмитаж" отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко.

Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гуляния.

Историческая справка:
Кусково, Московского уезда (сейчас в черте Москвы), с XVI в. и до 1917 г. принадлежало Шереметевым.
Одним из наиболее известных представителей этого рода был боярин (с 1682 г.), генерал-фельдмаршал (с 1701 г.) Б. П. Шереметев. Его заслуги на военном и государственном поприще были по достоинству оценены Петром I: в 1706 г. он стал первым русским графом (Ф. А. Головин и А. Д. Меншиков были графами Римской империи) и получил во владение 2400 крестьянских дворов.
Родоначальник графской ветви Шереметевых отличался простотой в обращении, великодушием и щедростью по отношению к бедным. После смерти фельдмаршала все его вотчины, включая Кусково, получил гр. Петр Борисович Шереметев (1713- 1788). Женитьба в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской (1714-1767), единственной наследнице канцлера кн. А. М. Черкасского, сделала П. Б. Шереметева самым богатым человеком в России: число крепостных крестьян достигало у него 160 тыс. человек.
К подмосковным владениям Шереметевых присоединились Перово, Останкино, Вешняки и другие селения. Однако Кусково стало главным подмосковным имением П. Б. и В. А. Шереметевых, на устройство которого они расходовали огромные средства.
Расположение построек архитектурного комплекса сложилось в основном к середине 1750-х гг.
Ансамбль включал деревянный дворец, парк с 17 прудами, многочисленными фонтанами, водопадами, гротами, подъемными мостами, парковые сооружения: «Итальянский» и «Голландский» домики, «Грот», «Оранжерея» и др.
Гордость Кускова составлял огромный театр, который по богатству превосходил московский и был первым среди остальных крепостных театров. Кусково славилось пышными праздниками, собиравшими до 50 тыс. гуляющих посетителей, не считая званых гостей по билетам, число которых превышало 2 тыс. человек. Особой пышностью отличались торжества, какие устраивали хозяева в честь приезда знатных гостей. Здесь не однажды бывала императрица Екатерина II; в 1775 г. она приехала с австрийским императором Иосифом, а в 1787 г., во время празднования 25-летия своего царствования, со всем двором и свитой.
Блестящая эпоха Кускова не закончилась со смерью его устроителя. При гр. Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809), большом ценителе музыки и искусства, театр в Кускове процветал еще больше, чем при его отце.
В последующие годы имение принадлежало его сыну Дмитрию Николаевичу (1803-1871), затем внуку гр. Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Кусково графов Шереметевых была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами.

Топонимика:
Кусково - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. на востоке Москвы.
Краткое описание интересных объектов, размещенных на территории:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда
Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда.Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов»В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж. Он был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века.В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Воздушный театр - Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей.
Интересные факты, связанные с историей и современностью территории:
В настоящее время Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися коллекциями высокого художественного уровня. Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.
Гармоничный симбиоз архитектурно-паркового ансамбля и разнообразных художественных коллекций обеспечивают как традиционно музейную деятельность – хранение, экспонирование, изучение и популяризацию исторических памятников, так и возрождение театрально-зрелищных, концертных, фестивальных форм в рамках усадебной культуры музея.
С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки. В музее проходят ставшие уже традиционными концерты и фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.
Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка. В 1932 году на территории музея был размещен московский музей фарфора с богатейшими национализированными коллекциями русского, западного, восточного фарфора, керамики и стекла известных меценатов А.В.Морозова, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина и др. В 1937 году произошло их официальное объединение под названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В последующие годы собрания музея комплектовались путем приобретений антиквариата, произведений современных художников-керамистов и стекольщиков, а также экспонатами, переданными в дар владельцами.
Площадь и протяженность территории:
Лесопарк площадью 310,6 га.