Курсы по обучению рисованию песком. Вебинар:метод sand-art.базовый курс работы песком на световых столах

Маленькие дети обожают пачкаться, возиться руками в сыпучих материалах, создавать фантазийные образы, отдаются творческому процессу целиком. Соедините увлечения ребенка в одно целое, получится рисование на песке.

Наверняка вы сами завороженно наблюдали за подобными представлениями на ТВ, смотрели шикарные анимации известных мировых авторов. Попробуйте повторить шоу дома вместе с ребенком. А наша статья подскажет, как рисовать песком на стекле и как научить ребенка делать песочные композиции.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза этого занятия

Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.

Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.

Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

  • Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
  • У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
  • Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
  • Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
  • Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
  • Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
  • Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
  • Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:

  • Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
  • Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
  • Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы. Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.

Материалы и инструменты для рисования

Без специального самодельного или купленного в магазине оборудования научиться рисовать на песке не получится. Набор инструментов и расходников небольшой:


На заметку! Кварцевый песок купите в зоомагазине, торговых центрах в отделе «Игрушки», «Все для творчества».

Приемы рисования

Искусство создания анимаций основано на простых приемах рисования. В детском саду, дома покажите ребенку, как нужно держать руки, высыпать песочек, чтобы картинка получалась четкой, яркой и реальной. Используйте следующие техники для начинающих.

Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.

Собираем песок в кулак и рассеиваем

Нужно смотреть, сколько песка набирает дошкольник в ладошку. Его должно быть немного, чтобы движения были легкими, слой материала на стекле тонким.

Высыпаем песок струей

С помощью ручейка из ладошки дети рисуют линии разной толщины. Если держать ручку высоко и пускать тонкой струей, получится светлый вариант линии. Если сыпать грубо, почти разжимая кулак, нарисуете темную широкую кривую. На этом этапе важно отработать оба приема, чтобы ребенок контролировал насыщенность рисунка цветом, создавал почти невидимые линии.

Рисуем пальчиками

Дети могут использовать каждый палец в отдельности или ладонь целиком. Пусть изобразят траву, волосы, деревья. Кулаком рисуют крупные объекты – гору, камень. Подушечками – плоды, звездочки.

Школьникам, освоившим простые способы рисования, предложите такие увлекательные упражнения.

Кленовый лист

Насыпьте контур для кленового листа, стараясь соблюдать его форму. Подкорректируйте линии пальцами. Сдвиньте лишний песок к краю нарисованного листа, чтобы контур стал темнее. Нарисуйте черешок. Ногтем проведите внутренние линии (прожилки). В области черешка подушечкой пальца поставьте кружок.

Буквы

Материал рассыпается по стеклу из ладони или щепотью. Разравнивается. На этом фоне напишите буквы латинского или славянского алфавита по образцу. Ребенок учится быть внимательным, повторять шаблон. Развивается графомоторный навык.

Вода

Насыпьте песок по всей поверхности контейнера. С помощью четырех или пяти широко расставленных пальцев рисуем волнистые линии. Ногтем сделайте горизонтальные черточки – это рябь. Потом проведите горизонт и уберите лишнее в верхней части стекла. На этой же композиции нарисуйте тучки.

Облака

Песок зажат в кулаке. Делаем круговые движения рукой с маленькой амплитудой, рассыпаем материал по песочнице. Мелкие линии можно потом провести ногтем, чтобы облака получились пышные.

Юным художникам на начальной стадии осваивания увлекательного хобби понравятся такие упражнения с использованием дополнительных инструментов.

Трафареты

Возьмите штампы, трафареты для кофе, крышки от пластиковых бутылок. Оставляйте ими следы на песочном столе. С помощью разных фигур создаются большие сюжетные композиции.

Сито

Рассеивать песок через детское сито гораздо легче. Можно образовывать горы, делать тонкое покрытие на стекле. Следующим этапом становится рисование пальцами на полученном песочном пространстве.

Воронка

Инструмент с широким горлышком помогает сделать высокую насыпь. Дети с увлечением наблюдают песочный ручеек, повторяют действие с помощью кулачка.

Рисуем следы животных

Это упражнение требует острожной работы от пальчиков. Следы рисуйте кулачком, делая основной фон. Мелкие детали прорисовывают палочками, подушечками пальцев, ноготками.

Маятник

Прикрепите бусины разной величины к веревкам. Раскачивайте маятник так, чтобы на стекле оставались следы от груза. Малыши учатся контролировать силу, соблюдать ритм движений. Это отличная терапия эмоциональных перегрузок.

Цветные подкладки для фона

На стекло кладут цветной картон, красочные картинки. Поверх тонким слоем рассыпается песок. Дети рисуют круги, зигзаги. Цветной фрагмент выступает частично. Получается оригинальная картинка.

Отпечатки узоров

Играть можно нестандартным предметом с узорами – втулкой от туалетной бумаги. Нанесите на нее рисунки клеевым пистолетом, дайте высохнуть. Проведите инструментом по тонкой поверхности песка, останется след. Этот вид работы обожают девочки.

Вариантов для подбора дополнительных элементов, инструментов для создания песочного шедевра много:

  • Возьмите расчески с редкими или частыми зубьями – получится волна.
  • Зубочистки помогают нарисовать тончайшие линии, сделать образ героя выразительным, реальным.
  • Детские грабельки подойдут для вырисовывания рельефа на пейзажных композициях.

Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе.

Песочная анимация

Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:

  1. Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
  2. Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.
  3. Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.
  4. Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
  5. Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
  6. Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.
  7. Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.
  8. С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
  9. Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.
  10. Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности. У дерева появится форма.

На заметку! Для анимации используйте разноцветный набор для рисования. С помощью зеленого, желтого, белого, серого песка, изменения оттенка подсветки изображения профессионалы добиваются эффекта живой картинки.

Как нарисовать свинку

Как нарисовать мышку

Как нарисовать бегемотика

Игровые упражнения

В домашних условиях, в детском саду, на занятиях по раннему развитию малыши учатся с помощью игры. Это лучший способ научить сложному через простое. Настольная песочница с высокими бортами и игровые упражнения для дошколят помогут вам в этом.

Тренируем пальчики

Первое знакомство с анимацией начните не с теории, а с практики. Дайте возможность потрогать, понюхать, исследовать материал. Включите подсветку в песочнице. Можно поставить негромкую музыку, чтобы малыши погрузились в процесс целиком, поняли, что сейчас будет происходить что-то необычное.

Попросите дошкольников нарисовать пальчиком на стекле любой предмет, фигуру. Пусть вдоволь повозятся с песком. Одновременно с этим развивается моторика, воображение, внимание.

Играем в прятки

Понадобятся грабли, лопатки и толстый слой песка. Раздайте ученикам маленькие игрушки (фигурки от киндера). Попросите закопать незаметно для других. Устройте соревнования, кто быстрее найдет игрушку друга с закрытыми глазами с помощью пальчиков.

Какой сюрприз у меня

Педагог прячет в песочнице разные предметы небольшой величины (пуговки, тряпочки, бумажки, фигурки, мячики, монетки). Задача детей: найти по одному предмету руками, отгадать, что это, на ощупь. В процессе понимания, ощупывания предмета нужно рассказывать о своих ощущениях, предположениях.

Клад

Песок нужно пересыпать в глубокую емкость или сундучок. Положите внутрь пиратские сокровища: бусы, монеты, карту, «драгоценные камни». Искать клад нужно одним пальчиком. С каждой находкой связывайте увлекательную историю. Расскажите ее сами или придумайте с детьми.

Камень

Найдите на улице булыжник. Пусть он будет неприятным на ощупь: холодный, скользкий, шершавый и прочее. Закопайте предмет в песке. Попросите детей одновременно прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, что они чувствуют, почему им неприятно и тому подобное.

Продолжите исследования в группе, когда камень извлекут из песочницы. Тактильные ощущения отвечают за формирование речи, тренируют эмоциональную выдержку.

Важно! Для игр в прятки, когда дети не видят предмет под песком, подбирайте игрушки с закругленными краями, из ткани, резины, чтобы малыши не поранили пальчики.

Осваивать нетрадиционную методику для раннего развития, развлечения детей нужно после просмотра видеоуроков или рекомендаций профессионалов. Новичкам полезно знать следующее:

  1. Ставьте точки подушечками разных пальцев. Запоминайте, какой они будут величины. Это поможет не ошибиться в выборе пальчика при рисовании глаз, плодов, рисунка на теле животных.
  2. Перед уроком старайтесь засыпать ровный слой песка на стекло. Используйте сито, воронки, чуть позже кулаки.
  3. Не разравнивайте поверхность пальцами. Отпечатки оставляют неэстетичный след.
  4. Когда малыши научатся создавать простые изображения, пробуйте создавать композиции из мелких деталей с использованием подручных инструментов.
  5. Профессионалы минимизируют количество прикосновений к песку. Движения должны быть размашистыми, уверенными.
  6. Выберите лучший вариант рисунка для вашего уровня. Отрабатывайте технику его создания до совершенства. Репетируйте схему несколько раз.
  7. Перед нанесением штриха продумывайте его длину и ширину.
  8. Рисовать песком можно на светозвуковой доске, черном отполированном столе, кухонном противне. Самое важное – контраст поверхности и сыпучего материала.

Важно! Мастер-классы посмотрите бесплатно в Сети. Периодически показывайте детям сложные композиции на видео. Это дает толчок к развитию, подстегивает интерес и желание совершенствовать технику рисования.

Как сделать стол для песочной анимации своими руками

Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах. Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:

  • деревянный ящик;
  • подходящий по размеру кусок оргстекла;
  • гвозди;
  • изолента, скотч;
  • краска по дереву;
  • фонарик, лампа.

Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:

  1. Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
  2. Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
  3. Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
  4. Тщательно закрепите стекло планками снизу.
  5. По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
  6. Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
  7. Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
  8. Рабочее место для маленького художника готово.

Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:

Интересный факт! В Тибете, Индии сохранились традиции создания изображений высшего Бога с помощью разноцветных крупиц песка. Это искусство имеет название – мандала. Яркие круглые картинки делают только посвященные в тантрические секреты монахи. На изготовление одной мандалы уходит 1–2 недели. Картинка состоит из миллионов песочных крупиц.

Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

ИДЁТ ЗАПИСЬ В ГРУППЫ:

  • Программа (для детей с 2,5 до 3,5 лет)
  • Программа (для детей с 3,5 до 7 лет)
  • Программа (для детей 1,5-2,5 лет)
  • Программа (для детей 5-7 лет)
  • Программа (для детей с 7 лет)
  • Программа (для подростков 11-14 лет)
  • Программа (с 2 лет)
  • (с 3,5 лет)
  • (с 3 лет)

Специалисты Студии рисования песком СэндПРО разработали широкий спектр программ на основе рисования песком для детей и взрослых, направленных на решение практически любых задач, которые возможно решить с помощью взаимодействия с песком. Для малышей и старших дошкольников - это, конечно, развивающие программы; для детей постарше - программы успешной адаптации к школе, наработка коммуникативных навыков; для родителей с детьми - программы детско-родительских отношений; для взрослых - программы психо-эмоциональной регуляции и многие другие.

В целом наши программы, независимо от возрастной направленности, нацелены на решение следующих задач:

  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
  • развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • формировать установку на положительное отношение к себе.

Посмотрите это короткое видео, чтобы узнать, как проходят занятия с художником:


Мы придумали, как объединить развивающие принципы вместе с художественной составляющей, и оптимизировали всю пользу от общения с песком: мы и рисуем, и играем с песком. К примеру, сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на наши вопросы: “Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?”, многие специалисты отвечают: “Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо – они это делают сами”. Конечно, спонтанность проявления ребенка в песочных играх, важна, однако это только начало понимания принципа взаимодействия с песком как арт-терапевтического метода.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Как видите, рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных “замков”. Под нашим чутким руководством он научится создавать как самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, программа, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Смотрите также программы для взрослых:

Световой стол - полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света, известен не одно десятилетие. Хирурги смотрят снимки на световой вертикальной поверхности, художники-мультипликаторы и художники комиксов на световом столе переводят изображения, на монтажном световом столе монтируют фильмы, фотографы просматривают негативные и позитивные фотопленки.

Световой стол пригодился и для песочной анимации - в обоих случаях: и когда снимают анимационный фильм, и когда художник рисует перед зрителем «вживую».

Прежде всего хочется отметить, что все упражнения и приёмы рисования, рассмотренные далее, можно осуществить на любой горизонтальной тёмной гладкой поверхности (например, на обычном полированном столе светлым песком, мелкой солью или манкой - это тоже будет техникой порошка.

1


Крупный жёлтый песок.


Мелкий песок, которым я рисую.


Мелкий песок цвета топлёного молока, очень светлый.


Мелкая поваренная соль.


Манка.


Зарисовка, выполненная на полированном столе песком, которым я рисую обычно на моём световом столе.

7


На световом столе рисунок получается более контрастным и имеет больше полутонов.

Если вы все же решили иметь дома световой стол, есть три варианта: 1) купить готовый (есть много предложений в Интернете); 2) соорудить такой стол самостоятельно; 3) сделать его под заказ.

Технические характеристики устройства тоже весьма разнообразны: от простого, положенного на книжки стекла с подставленной вниз лампой (желательно соорудить бортики по краю стекла) и до сложной конструкции с программируемыми светодиодами, как в моих световых столах для путешествий.



Можно выбрать золотую середину и не усложнять задачу.

Пожелания для светового стола.

Соотношение сторон 16 X 9 - этот формат наиболее популярен и используется в телевизионной и проекционной технике. Большинство телевизоров сегодня имеют картинку именно таких пропорций.

Бортики со всех сторон должны быть не ниже 3 см, чтобы не высыпался песок. Справа и слева (там, где лежит песок во время работы) - лучше 5-7 см. Бортик со стороны художника - не выше 3 см, чтобы его высота не мешала рисовать детали на первом плане.

Справа и слева - пространство для песка не шире 15 см. Если песок рассыпан тонким слоем, его неудобно набирать в горсть, а это важный момент при рисовании на скорость.

Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит процесс рисования. Во многих конструкциях, которые предлагаются к продаже, для песка делают справа и слева лотки-углубления - в этом случае некоторые приёмы рисования просто невозможно использовать (об этом речь пойдёт ниже).

Для поверхности, на которой вы будете рисовать, лучше всего подойдет матовый (молочный) пластик толщиной 4-5 мм. Более тонкий будет сильно прогибаться, более толстый излишне утяжелит общий вес стола.

Конструкция должна быть устойчивой. Когда стол шатается, тогда неудобно работать и картинка на экране прыгает (если изображение с видеокамеры над столом выведено на экран).

Цвет подсветки может быть любым, в зависимости от вашего вкуса и задач.

Что надо знать о песке.

Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.

Песок из строительного магазина, как правило, сильно загрязнён и содержит примеси. Песок с пляжа - намного чище. Он уже промыт речной водой. Можно взять карьерный песок, из пустыни и т. д. или купить специальный цветной песок в магазине.

Но каждый песок по-своему уникален и имеет свои особенные свойства: размер песчинок, их цвет и массу. От этих свойств зависит, как песок проявляет себя в процессе рисования. При разных задачах можно брать разные виды песка.

Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком - рисунки с крупными деталями.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), - в мешочках из плотной ткани. Если песок остаётся всегда дома, нет необходимости постоянно пересыпать его в мешочки и ёмкости. Он может лежать на рабочей поверхности светового стола, но в этом случае желательно предохранять его от пыли - закрывать сверху крышкой или прикрывать тканью.

Рисование на скорость перед зрителем и рисование для записи на видео дли монтажа (или просто длительный рисунок) будут отличаться. При рисовании на скорость исключается обилие деталей и полутонов, а также использование кистей и других предметов (по возможности). Но все рассмотренные приёмы помогут вам работать в любой технике.

Немного об инструментах.

При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры) - дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков я использую разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Об этом мы поговорим позже. На выступлениях перед зрителями, при рисовании на скорость, для мелких деталей я использую ногти (например, когда рисую блики в глазах). Длина ногтей должна быть не более 2 мм.

Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть - вымести песок из уголков стола.
Прежде чем приступить к рисованию и высыпать просеянный песок на поверхность, необходимо побрызгать поверхность светового стола (пластик) антистатиком и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения. Процедуру необходимо периодически повторять. Чем больше вы рисуете, тем чаще нужно будет брызгать поверхность. Возможно, раз в несколько дней.

Приемы и упражнения.

Сыплем песок из кулачка.


Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные - это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному - темнее в центре или по краю и т. д.


С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.


Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.



15


Насыпанные линии можно корректировать.

16

Упражнение «Лист».

Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.


Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.


Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».


В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.

Упражнение «Текст».

Пробуем писать текст.

21


При необходимости корректируем края букв.

Упражнение «Яичница-глазунья».

Закрепляем приём - рисуем яичницу-глазунью.


За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики - получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.


Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

24


Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.

Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.



Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.


Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами - всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем - справа налево. .

28


Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке - насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство - добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.

29


30


3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.


Если амплитуда зигзага небольшая - получается пустыня с барханами.



Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.


4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.


Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.


Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь - насколько приятный это материал.

37


Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.

Упражнение «Осьминог».

Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.


Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки - присоски.

39


Добавляем около головы пузырики.

Рисуем воду.

Первый вариант - четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.


Второй вариант - краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

42

Рисуем облака.

На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево.


Рисуем мелкие детали по чистому фону.

Этот приём необходим при рисовании лица (глаза, нос, губы), а также мелких деталей различных объектов. Двумя пальцами, большим и указательным, практически касаясь поверхности стола, вырисовываем нужный элемент. Например, рисуем чайку.

Губы.

Рисуем фактуру различными предметами.

Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.


48


Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Метод песочного рисования Sand-Art существует сравнительно недавно, около 30 лет. Зародилось это направление в США и, сначала было лишь эффектным зрелищем при проведении разнообразных шоу-программ. Позже специалистами было доказано, что его можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться, начиная с 2-х лет.

Программа адресована широкому кругу практических психологов, педагогам дополнительного образования, специалистам системы образования и социальной сферы, студентам профильных вузов, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с методом песочного рисования Sand-Art;
  • узнать о возможностях его применения в работе психолога;
  • сформировать базовые навыки практической работы.

В программе:

  • История развития метода.
  • Области применения: возможности и ограничения.
  • Знакомство с оборудованием для работы песком: световые столы и планшеты, песок и другие сыпучие материалы.
  • Технические характеристики оборудования. Его сертификация.
  • Особенности организации индивидуальных и групповых занятий с детьми разного возраста:
    • продолжительность занятий;
    • санитарно-гигиенические требования;
    • оснащение песочной студии для групповой и индивидуальной работы;
    • организация отдельных и комплексных занятий.
  • Специфика применения в частном и государственном учреждении.
  • Работа с песком на световых столах, как синтез психотерапевтических методов: песочной терапии, музыкальной и цветотерапии.
  • Знакомство с технологией песочного рисования:
    • техники рисования песком и по песку (пальцы, кулаки, ребро ладони, ребро большого пальца, щепоть, мизинец);
    • приемы рисования песком (одновременно, симметрично, отсекая, насыпая).
  • Возможности метода Sand-Art в практике психологического консультирования:
    • диагностика эмоционального состояния;
    • развитие воображения и творческих способностей;
    • формирование навыков конструктивного общения;
    • стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.
  • Примеры работы с детьми и взрослыми с использованием метода Sand-Art. Сходства и отличия. Особенности взаимодействия.

Видео-презентация программы вебинара

Формы работы:

мини-лекции, просмотр мультимедийных презентаций, фото- и видеоматериалов, практикум.

Внимание!

Занятия проводятся с 11:00 до 14:00 ч. или с 14:00 до 17:00 ч. (время московское). Один день в программе отводится на выполнение домашнего задания и отработку практических навыков. По итогам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

После участия в нескольких вебинарах автора - текущем, « », « » и « » в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ участники могут объединить полученные удостоверения в единый документ о повышении квалификации (на общее количество часов) в области психологического консультирования и арт-терапии.

В дни проведения семинара участники смогут приобрести планшет для рисования песком в учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» со скидкой 5%.

Песочница была неотъемлемой составляющей детства, пожалуй, каждого ныне взрослого человека. Она могла занимать малышей часами. Проводить время там было незабываемо и каждый раз интересно. Причина проста - в песочнице можно притворить в реальность любую фантазию, воссоздать своими собственными силами придуманный образ. Это действительно незабываемое удовольствие, к тому же еще очень полезное в плане творчества занятие.

Сейчас технологии шагнули на новый уровень. Песочницы, конечно, до сих пор популярны, но появилась альтернатива - световой стол, на котором можно рисовать песком. Ниже в статье более подробно, как проходит рисование песком на световых столах для детей, как этим пользоваться и для чего нужно.

Как обучать рисованию песком

Стол

Это основа. Он не является супер сложным устройством, над которыми работают ученые в засекреченных лабораториях. Это обычный стол с относительно прозрачной рабочей поверхностью, встраивать под которую можно разнообразные осветительные приборы и механизмы. Его также называют планшетным столом, что достаточно символично, потому что по своему функционалу он, в принципе, как раз планшет и напоминает. Только вместо излучающего экрана перед ребенком будет обычный песок.

Светящийся стол работает от электричества. Для его подключения подойдет обычная розетка. Все механизмы испытаны и сертифицированы, поэтому за правила безопасности можно не переживать. Песок помещается на рабочую поверхность - крышку стола, далее включается свет и всё, можно творить.

Так выглядит стол для рисования песком на световых столах для детей

Польза рисования песком для детей

Каждый ребенок любит творить, особенно те, кому 3-4 года. Детство - это тот период, когда мир воспринимается по-особенному. Дети узнают много нового и у них постоянно срабатывают ассоциации. Поэтому детские рисунки не удается повторить взрослым.

Обратите внимание! Рисование песком выводит процесс творчества на новый уровень. Есть возможность не просто водить карандашом и кисточкой по листку бумаги. Появляется шанс выразить больше мыслей прямо своими руками.

Полезные составляющие рисования песком на световом столе, которые помогают развивать в детях их таланты:

  • сравним с обычной песочницей. В ней вокруг ребенка целый мир, который оказывает на него воздействие. Иногда это хорошо. Но иногда воздействия могут быть и негативные - животные, климатические особенности, много посторонних детей. В случае рисования песком на столе в помещении разом убираются все негативные факторы. Есть только ребенок, песок и тот же функционал для неограниченной фантазии;
  • идеальное устройство для релакса и избавления от любого стресса. Подобная процедура расслабит и позволит отрешиться от всех проблем не только ребенку, но и взрослому;
  • развивается моторика. Задействуются не только два-три пальца, чтобы держать карандаш или ручку. Здесь можно рисовать всей рукой целиком. Открываются новые грани для восприятия. Работают все части мозга, а не одна отдельная. Причем не важен стиль рисунка - обычные линии, объемные произведения. Ребенок ограничен только своей фантазией. Подобное не сравнить ни с чем другим;
  • по сути нет возрастного ограничения. Некорректно думать, что подобные занятия лишь для школьников и старше. Даже дети дошкольного возраста не испытают проблем с занятием подобного рода. И это не только не отпугнет их, а заставит начать усердно анализировать и познавать новую информацию;
  • рисунки песком могут дать более полную информацию о характере ребенка. Существует возможность использования песка разного вида. Поэтому можно сделать выводы на основе цветового использования и композиции в целом. Также появляется возможность оценить координацию благодаря начертанным линиям. Сюда же относят и другие показатели, которые обязательно проявятся: усидчивость, концентрацию, трудолюбие;
  • реагирование на подсветку. С помощью нее родители смогут понять, на какое освещение чадо реагирует. Так или иначе, цветовая гамма оказывает воздействие на людей. Какая-то помогает расслабиться, другая, наоборот, делает собраннее или даже агрессивнее. С помощью света под столом можно одновременно с рисованием проводить терапию. Причем ребенок даже не заметит, а результат будет достигнут. Развивается автоматически.

Оборудование и правила использования

Конструкция устройства очень проста. Потребуется специальный столик, стекло и подсветка (лампа).

Так как поверхность, на которой происходит процесс рисования, это стекло, следовательно, нужно придерживаться соответствующих правил поведения для обеспечения безопасности. Следует убрать тяжелые и острые предметы. Не рекомендуется даже наличие игрушек поблизости. Ребенок может увлечься и либо поцарапать стол, либо вовсе повредить или разбить стекло.

Не стоит забывать и о том, что малыш взаимодействует с песком, поэтому следует вести себя аккуратно: не засорять поверхность, не баловаться и не раскидывать материал для рисования. Во-первых, можно его испортить. Высок шанс замешать в песок посторонние предметы разной величины. В том числе нежелательными гостями могут стать насекомые, пусть даже и безобидные. В связи с этим рекомендуется песок периодически просеивать. Во-вторых, можно навредить себе: попасть в глаза, уши и т. д. Этого нельзя допустить. Поэтому следует прививать ребенку чувство ответственности за вещь, давать ему задание следить за устройством и обеспечивать его функционирование.

Обратите внимание! Песок имеет одну неприятную особенность - он электризуется. Данный момент не будет приятен не то что для детей, но даже для взрослых. Поэтому не стоит забывать протирать специальными средствами, обладающими антистатическими свойствами, рабочую поверхность.

Обучение рисованию цветным песком для детей

Роль используемого цвета достаточно весома. Поэтому стоит разобрать основные варианты и то, как они влияют на восприятие:

  • оранжевый несет радость и оптимизм, позволяет снять напряжение и избавиться от стресса;
  • желтый повышает концентрацию. Особенно рекомендуется использовать его для детей дошкольного возраста;
  • зеленый улучшает сон, успокаивает;
  • голубой помогает налаживать взаимоотношения с людьми, он буквально несет с собой доброту и общительность;
  • фиолетовый позволяет творить, проявлять инициативу;
  • красный заводит, добавляет активности, а порой агрессии.

Разновидности песка

Занятия с песком на световом столе

Для начала нужно собрать всех участников процесса. Важно, чтобы у каждого ребенка были в наличии все инструменты - сам стол, песок, поднос, перчатки, кисти, различные игрушки (специально отобранные именно для мастер-класса), сито. Когда всё готово, нужно включить плавную и ненавязчивую музыку. Шторы должны быть задвинуты. Световой акцент идет на сами столы, а оттенки проявляются наиболее эффективно.

В ходе подготовки к уроку рекомендуется задать настроение и требуемые эмоции. Делается это с помощью всё той же музыки или какой-нибудь истории, рассказанной мастером. Повествование вести желательно о песке и столике, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их предстоящими заданиями. Далее следует объяснить цели и то, что с помощью песка можно сотворить любые чудесные произведения. Таким образом получится обучить взаимодействию с песком и помочь участникам полностью погрузиться в процесс со всем азартом.

Ребенок в ДОУ творит чудесный рисунок

Таким образом, рисование цветным песком для детей на световых столах - это не просто развлечение, оно несет массу полезного. У детей развивается мелкая моторика, раскрывается талант и прививается чувство ответственности за оборудование. Главное, проговорить технику безопасности до начала занятия.