Кумыки и казахи. Кумыкско-казахские межэтнические связи

Кипчаки и казахи: что общего у средневековых кипчаков и современных казахов?

Даже Лев Гумилев (его казахская общественная мысль ценит настолько высоко, что добилась присвоения его имени государственному университету в новой столице) отрицал наличие прямой наследственной связи между средневековыми кипчаками и современными казахам. Более того, он считал, что наши предки никогда не добирались до Москвы. Но, с другой стороны, русское изобразительное искусство и кино всегда изображал завоевателей, приходивших в русские города со стороны Степи именно как казахов с их традиционными малахаями на головах. Впрочем, казахский фольклор тоже помнит многое из того, что сейчас привычно воспринимается как страницы истории кипчаков или половцев в Южнорусских степях и Крыму.

Удивительно то, что Л.Гумилев, считавшийся продолжателем идеи тех русских ученых, которые в 20-е г.г.XX века основали в эмиграции, в Праге, евразийскую школу, отрицает наличие прямых связей между средневековыми кипчаками (половцами) и нынешними казахами, а сами те – нет. К примеру, Г.Вернадский писал так: «Вполне возможно, что тырновские болгарские цари признавали кипчакских ханов до самого турецкого завоевания. Кипчаки – это половцы и киргизы» («Монгольское иго в русской истории», журнал «Наш современник», №3, 1992 г.) . Тут с «половцами» – все понятно. А вот в связи «киргизами» надо сказать следующее. Речь в данном случае идет о казахах. Поскольку Г.Вернадский был российским ученым царского времени, отправившимся в эмиграцию после Октябрьской революции, он их называл «киргизами» . То есть так, как было принято называть казахов в царской России. Однако это вовсе не означает, что в советское время представление о том, кто в действительности является нынче прямым потомком кипчаков или половцев, кочевавших когда-то в Южнорусских степях, изменилось. Просто как-то не принято было говорить вслух о такой, в общем-то, очевидности. Почему – другой вопрос. Но когда надо было называть вещи своими именами, ученые это делали. То есть тогда, когда вопрос о том, «Кто может считаться прямым потомком половцев?» , ставится ребром. Это подтверждается такой цитатой: «По языку наиболее близки половцам карачаевцы, балкарцы, кумыки и степные крымские татары, чей язык по данным лингвистов, наиболее близок половецкому языку, известному по словарю «Кодекса Куманикуса»… Но есть ли целый народ, которого можно считать прямым потомком половцев? Есть. По всем данным истории и этнографии (кроем религии) этим народом являются ногайцы» («Кумык из рода половецкого?..», Ю.Евстигнеев, канд. исторических наук, сотрудник НИИКСИ ЛГУ, «Вокруг света», №5, 1992 год).

Тут возникает закономерный вопрос: а казахи здесь при чем? Ответ будет такой: казахи и ногайцы – это бесспорно один и тот же народ. Другими словами, казахов можно считать этническими ногайцами, ногайцев - этническим казахами. Казахский народный фольклор в значительной своей части называется ногайским фольклором. В казахских сказках самым обычным обращением к малознакомому человеку является такая фраза: «Кай ногайсын?» - «Ты из каких ногайцев?» .А вот алшыны, то есть казахи Младшего жуза, те вообще самые настоящие ногайцы и теперь. Все три составляющие его поныне племенные группы – это прежние ногайские орды, отмеченные в российской истории. К примеру, Алты ата Алим – это Алтыульская орда Больших ногаев. А Жет i ата Жет i ру Эдисанская (Жет i санская) орда Малых ногаев. Центром ногайских земель прежде было Нижнее Поволжье. На западе они простирались до предгорий Северного Кавказа, а на востоке - до реки Эмба (Жем). После того, как Россия взяла Астрахань и стала обосновываться в районе Северного Прикаспия, ногайцы разделились на 2 части - Большие (восточных) и Малые ногаи.

Но связи у западных казахов с кавказскими ногайцами сохранялись и сохраняются даже сейчас. На Кавказе эти люди непосредственно ногайского происхождения называются «ногайцами» , в Калмыкии – «мангытами» , «алабугатскими ногайцами» или «кочующими алабугатскими татарами» , в Астраханской области – «каргашами» или «ногай-карагашами» , а в Атырауской области – «ногай-казахами» . Язык, традиции, быт, культура, физический облик – все практически одно к одному такое же, как у алшынов или западных казахов. Некоторые роды Байулы , третьего племенного союза Младшего жуза, по названию совпадают с северо-кавказскими народами. К примеру, малкар (балкар), шеркеш (черкес) . Нет сомнения в том, что в те времена, когда автохтонные народы Северного Кавказа испытывали сильнейшее влияние степных кочевников, вся территория от берегов рек Урал и Волга до предгорий Северного Кавказа была населена гомогенным кочевым народом. Последующие исторические события изменили эту ситуацию. Но его следы сохраняются по сей день.

Кем были кипчаки – азиатами или европеоидами?

Ответ вроде бы ясен давно. Кипчаки были тюрками. А тюрки народом дальневосточного происхождения. То есть они изначально были монголоидными людьми. Но поскольку нынче самые многочисленные тюркские этносы по своему физическому облику относятся к европеоидной или, как это принято называть в США, кавказской расе, порождается и упорно культивируется миф о том, что и тюрки, и кипчаки еще в раннее средневековье имели облик, в котором-де не было ничего общего с монгольской внешностью. Причем наиболее рьяно их распространяют именно историки, представляющие кавказские тюркские народы.

Ныне популярный в Казахстане Мурад Аджи, кумык по национальности, занявшийся кипчакской или половецкой темой поисках своих далеких корней, вначале императивно исходил из того, что «кипчаки» или «половцы» светловолосыми людьми. Мол, сама этимология («половцы» – «половый», то есть «желтый») говорит об этом. В начальном этапе его исследований не только о казахах, но и даже о ногайцах никакой речи не было, хотя их ареалом был Северный Кавказ, где нынче и обитает остатки некогда многочисленного ногайского народа. Тогда исследовательские изыскания приводили его и в Казахстан. Но, как это следует из трудов М.Аджи того периода, в то время он казахов в связи кипчакской или половецкой темой в учет не принимал, а посему совершенно не замечал. Кипчакский или половецкий след он в Казахстане искал среди Яицких, то есть Уральских казаков. Но со временем поиски сегодняшних потомков половцев и кипчаков все же вывели его на казахов. То есть он нашел ответ. Потому, наверное, что был достаточно искренен в своих исследованиях.Чего не скажешь о многих других исследователях прошлого, продолжающих исходить из того, что тюрки и кипчаки издавна были европеоидными людьми. Даже в самой казахской среде вера в правоту такого суждения очень широко распространена. До сих пор, во всяком случае, не редкость такое, когда достаточно разумные и образованные казахи говорят, что, мол, наши предки были светловолосыми и голубоглазыми. Удивительно, как эти люди не понимает того, что от европеоидов не рождаются азиаты, а от азиатов – соответственно, европеоиды?! Да, когда-то в этих степях жили народы иранского корня. Но потом пришли тюрки. Европеоидное население было частью вытеснено, частью ассимилировано. Но и после этого тюрки, сохранявшие кочевой образ жизни, на протяжении веков сохранялись как преимущественно монголоидный народ. Такой вывод подтверждается, к примеру, свидетельством арабского историка Йатимы, жившего в X веке. Он написал так: «Глаза у тюрка слишком узкие для гримировального карандаша» . Ко времени появления этой записи тюркские народы жили в западной части Азии, в прямом контакте с иранскими и другими индоевропейскими народами уже, по меньшей мере, полтысячи лет. То есть, если они за первые пять столетий сохранили свой первоначальный, то есть дальневосточный облик, с чего им было менять его в дальнейшем?! Тем более, что их физическое отличие от народов Западной Азии и Восточной Европы напрямую ассоциировалось с их бесспорным военным преимуществом над оседлым всем этим оседлым населением вплоть до появления огнестрельного оружия. Но поскольку тюрки на протяжении веков проявляли себя как завоеватели в этих регионах, а оседлым народам не было никакого интереса соваться в степные районы, метисизация имело место лишь в странах, куда эти кочевники приходили. Поскольку пришлых было всегда меньше, чем местного населения, ее следы за последние несколько столетий, когда утратившая могущество Степь престала воздействовать на обширные области Западной Азии и Восточной Европы с оседлым населением, были основательно размыты. Нынче определенные результаты смешения азиатских пришельцев извне и коренного европеоидного населения обнаруживается лишь в среднеазиатском регионе и Афганистане.

Куда более эффективными, чем у самих тюрков, оказались последствия проникновения в Западную Азию и Восточную Европу у их языка.На нем теперь говорят десятки являющихся испокон века оседлыми европеоидных народов. Однако им психологически в корне неприемлема ассоциация себя с азиатами, с их физическим типом. Отсюда и мифы у тех народов о том, что обитавшие в Западной Азии и Восточной Европе кочевые тюрки еще в средние века по внешнему виду были европейцами. А в принципе они подразумевают, что те тюрки, с которыми ассоциируются их варианты тюркского языка, никогда и не являлись азиатами. Это – огузы в Западной Азии и кипчаки (половцы, куманы) в Восточной Европе.

Кайрат КАЗАКПАЕВ

Кумыкско-казахские межэтнические связи Кумыки – это тюркский народ Северного Кавказа, живущий на противоположном казахам берегу Каспийского моря. Кумыкам казахи известны под этнонимом «къазакълар». Известно, что слово «къазакъ» имеет также значения «вольный», или «безюртный человек». Любопытно, что и сами кумыки в армянских источниках обозначены как «казахи». Прежде для обозначения казахов часто пользовались также этнонимом «кыргыз». Так, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, а их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Тамерлана. С этнонимом казах связаны названия местности Тавказах и области Чудур-казак, разграбленной Тимуром. К этому также следует добавить, что по свидетельству карачаевского этнографа М.Дж. Каракетова у карачаевцев, вплоть до XVII в. составлявших единый с кумыками этнос, самых резвых коней называли кыргыз-тарпан. Не меньший научный интерес на наш взгляд вызывают этнонимические параллели кумыков и казахов. С именем кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий. О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермеского районов Чечни. Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки кумыкоязычных ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. Единственным исключением в общем списке казахских и ногайских родов можно было бы считать асов, однако тысячу лет назад одним из крупнейших народов на территории Южного Казахстана являлись ясы, из которых происходит мусульманский шейх Ахмет Ясави. Это тем важнее, что племена асов сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. Полтора века назад венгерский тюрколог Арминий Вамбери писал об астраханских карагачах: «Кундуры или карагачи (карагаши) имеют смесь кумыков, кара-киргизов, собственно ногайцев. Как писал, ссылаясь на кумыкские предания, современник Вамбери Девлет-Мурза Шихалиев (Шейх-Али) астраханские карагаши получили своё имя в честь карагачских ногайцев, кочевавших в Северной Кумыкии между трёх лесов под общим названием «Кара агач» («Черный лес»). На связи кыпчакской эпохи указывают и топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар. С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе. Наличие этнонимических и топонимических параллелей естественно при учёте как языковых, так и исторических данных, ведь согласно сведениям Абул-Гази Хивинского многие из кыпчаков скрылись от монголов на Северном Кавказе, в области тюменов. большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык». Все эти факты в дополнительный раз свидетельствуют об общности этногенеза кумыков, ногайцев, казахов и киргизов и опровергают догму советской историографии о происхождении кумыков от «отуреченных лезгин». Интересны и казахско-кумыкские фольклорные параллели. Батыр Эр-Таргу упоминаемый в фольклоре кумыков имеет брата-близнеца в лице главного героя казахского эпоса «Ер-Таргын», Кёсе – герой нартских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса, у кумыков также существует, бытующее и в Средней Азии предание о «къыркъ кыз» (сорока девах). Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Канна казак йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Дагестане, но и в пространстве между рек Дон и Волга. Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР. В XVII в. кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу уже против калмыкского вторжения. К сожалению, в истории их взаимоотношений данный период полон белых пятен. Говоря о межэтнических связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа она по настоянию Тынышпаева дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али]. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографии. Более детальное изучение истории кумыкско-казахских межэтнических контактов может представлять интерес для всех тюркологов, изучающих этногенез и фольклор тюркских народов. Существенной проблемой является отсутствие постоянного контакта и обмена мнениями между тюркологами Казахстана и Северного Кавказа, без которого многие важные факты, касающиеся истории наших народов остаются не до конца раскрытыми и осмысленными.

    По данным филологов Салава Алиева и Абдулакима Аджиева кумыки в армянских источниках обозначались как «казахи».

    В равнинном Дагестане – этнической родине кумыков также можно встретить микротопонимы связанные с этнонимами казах и кыргыз. Так, например, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Аксак Тимура (Тамерлана). С этнонимом казах связаны названия местности Тав-казах и области Чудур-казак, разграбленной тем же Тимуром .

    С именем другого кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий, так называли правителей Карагаского бийлика в Северной Кумыкии.

    О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермесского районов Чечни.

    Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак, живущих в ближайшем соседстве с кумыками, принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. По мнению казахского учёного-этнографа Ч.Ч. Валиханова, что ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно с ними казахов.

    Тысячу лет назад на территории Южного Казахстана проживал народ ясы (сравните с летописными и венгерскими ясами) из которых происходил известный мусульманский шейх Ахмет Ясави. Большинство учёных считают, что ясы это тоже самое что и асы. Асы же сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. В частности карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, среди ногайцев существуют рода дер-гулу-ас и костамгалы-ас, у кумыков первый известный мусульманский деятель носил характерное имя Асэльдер (умер в 1404 году) (дословно: «асский предводитель»), популярно также имя Астемир – «асское железо». Гору Эльбрус кумыкские и ногайские сказители называли Асхар-Тау – асской горой (сравните с Асгардом в скандинавской мифологии). Балкарский фольклорист Махти Джуртубаев указывает, что эпическими родоначальниками карачаево-балкарцевявлялись братья Ауар и Астар. Русский кавказовед XIX века Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX века имел общего предка с ногайским родом уйсун, которого звали Майкы-Бий. Последний хорошо известен и по казахским шежире (родословиям). С этнонимом уйсун (ядро казахского старшего жуза) можно также связать упоминаемый Якобом Рейнегсом и Иоганном Бларамбергом населённый пункт Оксунгур (Усунгур), на месте которого ныне находится посёлок Ойсхара (Гудермесский район Чеченской республики). По данным этих авторов на рубеже XVIII XIX Оксунгур населяли «кумык-татары».

    Кайтагские даргинцы называют кумыков словом «джандарти». Сами кумыки значение этого слова не знают, но род джандар (жандар) представлен среди тюрков-карапахов Грузии и казахов, в частности подразделение жандар ру конгурат. В карте Кавказа начала XX века отмечены развалины укрепления Кунгурат на территории современного Бабаюртовском района, несомненно, связанного с пребыванием здесь известного тюркского рода кунграт (другие варианты названия рода – конграт, кумрат, кунгхират). Из этого рода происходила жена Чингисхана Бортэ, мать Джучи (отца основателя Золотой орды Бату). Род кунграт существует у ногайцев, каракалпаков, узбеков и казахов.

    Как известно значительная часть территории Казахстана входила в состав Огузского раннефеодального государства с центром в городе Янгикент. Огузы также оказали значительное влияние на кумыкский язык и фольклор. В Южной Кумыкии есть селение Янгикент.

    С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе Дагестана. Канглы известный в китайских летописях ещё до нашей эры под именем кангюй.

    Согласно такому дагестанскому арабоязычному источнику, как «История Ирхана» город Гельбак (существовал на месте современного города Кизил-Юрт) в древности носил имя Каскар, в связи с чем интересно, что татарская исследовательница Х.Ч. Алишина упоминает в связи с этногенезом сибирских татар речку Каскарка и две деревни с тем же названием и связывает их с этнонимом «каскар», который она относит к структуре казахских жузов

    Тогуз-Огуз – название участка земли близ сел. Аксай в кумыкском Хасав-Юртовском районе Дагестана. Согласно историку Рашид-ад-Дину (XIV в.) тогуз-огузы являлись одним из родов он-уйгуров. Любопытно, что историк упоминает среди десяти родов он-уйгуров и род кумук-атыкуз, сообщая о нём следующее: «Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз». Отюкен – это священная для всех древних тюрок местность. Топоним (протока) Тогуз-Огуз известна в Северной Кумыкии. Род токуз широко представлен и в структуре кыпчакских племён. Наиболее яркий пример – род токуз-оба (токсобичи русских летописей), долгое время доминировавшие среди западно-кыпчакских (куманских племён). К этому роду принадлежал венгерский тюрколог Иштван Конгур Мандоки, захороненный в Казахстане.

    На связи кыпчакской эпохи указывают и иные топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар.

    большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык».

    Кёсе – хитроумный герой кумыкских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса.

    Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Къанна къазакъ йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Кумыкии, но и в пространстве между реками Дон и Волга, то есть в Кипчакской степи.

    Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР.

    В XVII веке кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу против калмыкско-джунгарского вторжения.

    Показательно, что казахи и кумыки практически одновременно вошли в состав Российской империи.

    Судьба и фабула произведений крупнейших поэтов XIX века кумыкского и казахского народов Йырчы Казака и Махамбета Утемисулы также весьма сходны. Борьба за свободу являлась общим для них лейтмотивом. Оба они начинали свой путь как придворные поэты, но потом примкнули к антиколониальной борьбе и погибли от рук убийц. Общими были и их враги. Врагом Махамбета был хан Букеевской Орды Джангир, приятелем которого был идеолог и певца колониализма Ростислава Фадеева вызванный на дуэль воспетым Казаком политическим диссидентом («народным заступником») кумыкским князем Хасай-Ханом Уцмиевым.

    Омская губерния, занимавшая территорию проживания казахов, в период Российской империи была местом ссылки многих кумыков. Затем в период коллективизации имело место выселение в Казахстан огромной массы наиболее трудоспособных крестьян. Звание Героя Социалистического Труда в Казахстане удостоились за свои трудовые подвиги, раскулаченные у себя на родине кумыки Тажутдин Аджиев, Ихлас Токаев и Зариф Гаджиева. В ссылке в Джамбульской области (кумыков компактно селили близ посёлка Мерке) выросли полковник и общественный деятель Паша Телекавов, архитектор и публицист Даниял Тулпаров, описавший свои невзгоды детских лет в автобиографической повести «Так было» и многие другие.

    В 1930-е гг. в ссылке оказался также цвет кумыкской интеллигенции. В Карагандинском лагере для инвалидов нашёл своё последнее пристанище идеолог кумыкского национально-культурного возрождения, создатель Кумыкского музыкально-драматического театра, поэт, композитор и драматург Темир-Булат Бейбулатов. Долгие годы здесь в ссылке провели поэты Багаутдин Астемиров и Адиль-Герей Измаилов, драматург Амир Курбанов.

    Главой одной из военных бригад республики Казахстан является кумык полковник Султан-Ахмед Моллаев (данные 2009 года).

    Мухамеджан Тынышпаев

    Говоря о кумыкско-казахских связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа, она по его настоянию, дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографической науки.

    Главным тренером казахстанской сборной по дзюдо продолжительное время являлся кумык Алексей Атаев.

    Немало наград принёс Казахстану вольный борец бронзовый призёр Пекинской Олимпиады – выходец из знаменитого кумыкского селения Тарки Марид Муталимов.

Эрболат Казаков

Историк и общественный деятель, представитель ногайского народа Мурад Заргишиев будет писать для сайт о вопросах истории и тюркологии.В первой колонке, он доказывает, что ногаи и казахи являются одним, но разделённым в истории народом.

Великий классик степной поэзии, «қазақ поэзиясының атасы» (отец казахской поэзии) Шал-Кийиз Тиленши-улы - казах или ногай? Поэт Асан Кайгылы, которого Шокан Валиханов назвал «ногайским философом», - казах или ногай? Поэты и воины Казтуган Суйиниш-улы и Досмамбет Азаулы - ногаи или казахи? Нашим великим классикам были бы не понятны такие вопросы.

Чем дальше мы углубляемся в историю наших народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все мы были единым народом с именем ногайлы . В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуi рi , ноғайлы заманы - ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса. Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы , о Стране Ногайлы . Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны - «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д. В казахском эпосе, например, каждый батыр на вопрос, кто он, гордо заявляет: «Мен - Ноғайлы елiнiң / Елден шыққан ерiмiн, / Артық туған шерiмiн, / Асыл туған бѳрiсiмiн».

Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал: «По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».

Но распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Слава Аллаху, у наших народов сохранилась историческая память! Наша культура полна свидетельств о нашем едином прошлом. Даже сегодня невозможно без слёз слушать скорбный кюй о разделении единого народа на казахов и ногаев: «Жылау, жылау, жылау күй… / Жылаған зарлы мынау күй ― / Қазақ пен ноғай айрылды, / Қазақ сартқа қайрылды… / Ноғайлының ну елi / Күңiрендi, қайғырды… / Ел қанаты қайрылды! / Зор күн туды, зор күндер, / Кеттi күлкi мол күндер, / Жылау менен қоштасу… / Келер ме қайтып ол күндер?…» Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуi рi , ноғайлы заманы , является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому для меня и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки - это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса. Приезжая в Казахстан я убеждаюсь в этом, когда свободно говорю с казахами, и речь идет не о понимании друг друга ввиду близости и похожести языков – речь идёт об одном и том же языке.

История раскидала народы, сегодня ногаи живут в России. В разных регионах страны - в Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесии, Крыму. Трудовая миграция привела к возникновению ногайских диаспор на севере - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Мурманске. Сохраняется ли в таких условиях ногайская культура и язык? Да, несмотря на многие трудности, мы сумели пронести сквозь века свой язык, культуру и традиции. Хотя в последние десятилетия на ногаев оказывает ощутимое влияние культура соседних кавказских народов - музыка, танцы, обычаи, национальная кухня. Россия - крупнейшая в мире многонациональная и многоконфессиональная страна. И сегодня (как и в советское время) в регионах компактного проживания в общеобразовательных школах преподаются ногайский язык и литература. Власти оказывают поддержку сохранению ногайской культуры на уровне федерального правительства и регионов.

Нерешённых проблем тоже много. Однако всё познаётся в сравнении: ногаи, вынужденно эмигрировавшие в XVIII-XIX веках в Османскую империю, не имеют ничего из того, что имеют ногаи, оставшиеся в России. Мы в России изучаем в школе родной язык и литературу, на ногайском языке издаются книги, газеты и журналы, существуют радио- и телепередачи. А в Турции у ногаев нет ничего этого, несмотря на большую диаспору. Разница на уровне государственной политики: в Турции стараются ассимилировать ногаев (называют их no ğay t ürkleri ), а в России есть возможность сохранить свою самобытность.

Однако большую угрозу несёт глобализация. Ползучий процесс размывания культурной идентичности, утраты языка и традиций коснулся всех народов, в том числе ногаев. Это естественный, стихийный процесс, ему трудно противопоставить юридические законы. Поэтому возрастает значение языка и культуры. Я рад, что в Казахстане много делается для возрождения исторической памяти. Одним из таких мероприятий стала Международная экспедиция «От Хэнтэя до Улытау: возрождение исторической памяти».

Это мероприятие призвано помочь народам устоять и сохранить себя. Экспедиция начала работу в августе в Монголии у горы Бурхан-Халдун. Это место свято для монголов - здесь прошло детство Чингиз-хана. Никогда ранее тут не проводились археологические работы. Но уважение, которым окружено имя Чингиз-хана в Казахстане, доверие монгольской стороны к Международной Тюркской Академии и лично к её президенту г-ну Дархану Кыдырали помогли нашей экспедиции получить разрешение на эти исследования.

В ходе экспедиции исследователи обнаружили неизвестные ранее ритуальные комплексы, статуи эпохи Тюркских каганатов. По предварительным данным, памятники могут быть связаны с именем Ильтериш Кутлуг кагана, правившего в VII веке. Дальнейшее изучение артефактов прольёт свет на неизвестные страницы истории наших далёких предков. Кроме казахских и монгольских учёных, в экспедиции участвовали представители России, Турции, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана. Завершилась она в сентябре на Улытау, где историю Тюркских каганатов продолжили Монгольская империя и её Джучиев Улус (Золотая Орда), Казахское ханство, Ногайская Орда.

Улытау - место сакральное для каждого кочевника. Тут находятся мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, могилы выдающихся правителей Золотой Орды Едиге и Токтамыша. Здесь была одна из ставок последнего казахского хана Кенесары. Эта земля - колыбель Джучиева Улуса, а Казахстан - прямой наследник золотоордынской цивилизации. И сегодня Казахстану выпала колоссальная ответственность за сохранение этого наследия.