Культура России XVIII века: Рабочая тетрадь. Стиль отличается грандиозностью пышностью размахом Россия в XVIII в

ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

для студентов первого кура

(подготовила преподаватель истории СКИ Шпакова И.В.)

    Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племен были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если его не убить…» Что было потом?

    О каком историческом деятеле идет речь: «Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем, были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами».

    Назовите даты событий, связанных с борьбой Руси против внешних врагов в XIII в.: а) битва на Калке; б) Ледовое побоище; в) Невская битва.

    Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? Правильный ответ подчеркните. А) Юрий Долгорукий – Ярослав Мудрый; б) Александр Невский – хан Батый; в) Чингисхан – Владимир Мономах.

    Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – первой половине XVI вв. подчеркните центральные органы: а) приказы; б) наместники; в) Боярская дума; г) волостели.

    Кто: а) Первым из московских князей получил от ордынского хана право сбора дани в пользу Орды? Б) По преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу? В) Построил в Москве Покровский собор, «на рву»?

    Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский

И Кузьма Минин?

    Назовите известные вам памятники русского зодчества XVII в. Опишите один из памятников.

    Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменен Юрьев день?

    Кто за кем княжил в Киеве? Разложите в хронологической последовательности правление киевских князей: а) Ярослав Мудрый; б) Святослав Игоревич; в) Владимир Красно Солнышко; г) Владимир Мономах.

    С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С каким из приведенных имен связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга, Тула?

    Назовите архитектурные стили, о которых говорится в пунктах: а) и б):

А) стиль отличается грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями;

Б) одной из важнейших черт этого стиля было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону.

13. О ком идет речь? С каким событием российской истории связано это имя? « Принял имя Петра III, осадил Оренбург. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправили ему пушки, ядра и другое вооружение.

14. «Двунадесять языков» - так в начале XIX века называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию. Как следует понимать это название?

15. «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники. О ком идет речь?

16 «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» (А.С. Пушкин), « Сфинкс, не разгаданный до гроба…» (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду?

17. Какой исторический процесс отражают следующие даты: 1803, 1815, 1816-1819гг., 1822г.?

18. Студенты в России первой половины XIX в. подвергались следующим наказаниям: а) наказанию шпицрутенами; б)заключению в карцер; в) ссылке в солдаты; г) исключению из университета.

19. Его роман в стихах современники называли «энциклопедией русской жизни». А) кто автор этого романа? Б) как назывался роман?

20. «Золотым веком русской химии» называют 60-е годы – начало 70-х гг. XIX в. С именами, каких ученых, с какими открытиями связано это название?

21. «Белым генералом» называли его современники. А) О ком идет речь? Б) С какими событиями истории России и Болгарии связано имя этого человека?

22.Какой район Москвы считался купеческим? (Подчеркните правильный ответ.)

А) Арбат;

Б) Покровские ворота;

В) Замоскворечье;

Г) Марьина роща;

Д) Пречистенка.

23. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось:

« Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбить, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть».

А) как называлось направление русской общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым?

Б) Почему это направление получило такое название?

В) Какое литературное произведение XIX в. помогает нам раскрыть смысл этого понятия?

24. а) Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя Г.И. Успенского, художников В.Д. Поленова, К.Е, Маковского, В.В. Верещагина.

Б) Что это было за событие?

25. «Диктатура сердца», «бархатная диктатура», «политика пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова. Почему мероприятия, проведенные по инициативе М.Т. Лорис-Меликова, получили такое название?

26. перечислите имена композиторов, входивших в «Могучую кучку».

27. При каком русском царе была продана Аляска?

28. Сгруппируйте названия дворцовых комплексов, находящихся вблизи:

А) Москвы

Б) Петербурга

Останкино, Гатчина, Ораниенбаум, Царское село, Царицыно, Петергоф, Лефортово, Архангельское, Петровский замок.

29. «Монастырское старчество…» Что вы знаете об этом?

30. Современники называли…

А) Александра I

Б) Николая I

В) Александра II

Г) Александра III

31. Укажите, что объединяет следующие события:

Б) Булыгинская дума;

В) восстание на броненосце «Потемкин»;

Г) Портсмутский мир с Японией.

32. Укажите, кто из названных ученых стал лауреатом Нобелевской премии:

А) И.П. Павлов;

Б) Д.И. Менделеев;

В) В.И. Вернадский.

33. Выберите правильный ответ.

Что означает «Красногвардейская атака» в 1917-1918гг.

А) ускорение национализации крупных, средних, мелких предприятий;

Б) начало массовых политических репрессий против буржуазии;

В) «экспорт» мировой революции силами Красной Армии в Европу.

34. Объясните, что означает, к какому времени относятся слова «философский пароход».

35. Что объединяет имена Г. Ягоды, Н. Ежова, Л. Берия в истории страны?

36. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:

А) Перл – Харбор;

Б) операция «Багратион»;

В) высадка в Нормандии;

Г) Нюрнбергский процесс.

37. Что объединяет эти имена: А.М. Туполев, О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов.

38. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:

А)Новоогаревский процесс;

Б) Беловежское соглашение;

В) Алма –Атинская декларация.

39. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Перед вами слова, полученные путем их буквенного перевода:

А) не соглашающийся;

Б) действующий сообща;

В) часть, группа;

Г) сидящий впереди;

Д) находящийся на краю.

40. Определите, как называлась операция немцев, о которой идет речь в приведенном ниже фрагменте из обращения А. Гитлера к немецким солдатам. Укажите дату и место ее проведения.

«Солдаты! Сегодня вы начинаете великое наступательное сражение,

которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом.

Русские добились того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь, наконец, у нас лучшие танки, чем у русских. Могучий удар, который постигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания».

41. Вставьте правильно буквы вместо пропусков и дайте определение термину:

А)…гре …сия

Б) с…гр..гация

В) к…нв… рсия

Г) …нтаг…низм

Д)с…кул…ризация

42. Расположите в хронологической последовательности:

А) операция «Багратион»;

Б) Курская битва;

В) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой;

Д) Сталинградская битва.

43. Расставьте правильно ударение в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей.

1.Аввакум;

2. Тиун;

3. Инфантерия;

4. Капитул;

5. Колосс;

6. Хиджра;

7. Аскет;

8. Вандал;

9. Аутодафе.

44. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Ответьте на вопросы.

«Лениво время, как песок текло,

Но вот его пленили наши предки,

Нашли в нем лад, и меру, и число.

С тех пор оно живет в часах

Как в клетке».

О чем идет речь? Каким образом предкам удалось «пленить время»? Что позволило им обнаружить в нем «лад, меру, число»?

45. В 1954 г. в сборнике «Лейся, песня» был опубликован текст песни из предвоенного кинофильма «Цирк»

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

За столом никто у нас не лишний,

По заслугам каждый награжден

Золотыми буквами мы пишем

Всенародный сталинский закон.

Этих слов величие и славу

Никакие годы не сотрут:

Человек всегда имеет право

На ученье, отдых и на труд».

    Какой принцип распределения, закрепленный в Конституции СССР, передан в песне?

    Какие нормы Конституции СССР 1936г. нашли отражение в тексте?

46. По какому признаку выбраны эти имена:

Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.Н. Яковлев, А.А. Собчак, Б.Н. Ельцин.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

    А) На вече древлян. По поводу вторичного сбора дни князем Игорем с дружиной с Древлянской земли.

Б) Древляне разбили дружину Игоря. Вдова князя Ольга жестоко отомстила за смерть мужа.

В) Это событие заставило княжескую власть установить нормы сбора дани.

2.Речь идет о Ярославе Мудром.

3. б); в); А); Г).

4. а)1223;.б) 1242; в)1240.

5. б).

6. Приказы, Боярская дума.

7. А) Иван Калита; б) Сергий Радонежский; в) Барма и Постник.

8. Народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII века.

9.Деревянный дворец в Коломенском, Ростовский кремль, Казанский собор на Красной площади, Теремной дворец Московского кремля.

10.Процесс закрепощения крестьян в России. Впервые Юрьев день был отменен в 1581г.

11. Предводители восстаний: восстание под предводительством Болотникова происходило в период Смутного времени 1606 – 1607гг; восстание под предводительством Разина в 1667-1671гг.

12. а) барокко – Зимний дворец; б) классицизм – Колонный зал Дворянского собрания в Москве.

13. речь идет о Е.И.Пугачеве; с его именем связана крестьянская война под его предводительством.

14. Армия наполеон состояла из жителей различных стран Европы, в том числе завоеванных Наполеоном: Франции, Италии, Испании, Польши, германских земель.

15. М.М. Сперанский.

16. Император Александр I .

17. Процесс законодательного регулирования положения крестьян в Российской империи первой четверти XIX в.

18. г).

19. А.С. Пушкин; «Евгений Онегин».

20. А.М. Бутлеров (теория химического строения органических тел); Д.И. Менделеев (периодический закон химических элементов).

21. А) М.Д. Скобелев;

Б) завоевание Средней Азии, с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от османского ига.

22. Замоскворечье.

23. а) Нигилизм.

Б) Нигилисты отрицали все духовные ценности окружавшего их общества, в том числе традиционные: честь, совесть, любовь, семью.

В) «Отцы и дети» И.С. Тургенев; «Обрыв» И.А. Гончаров.

24.Русско-турецкая война 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от турецкого ига.

25. Министр внутренних дел Лорис – Милюков осуществлял жестокие репрессии против участников революционных организаций, решительно боролся с терроризмом, пытался привлечь на сторону правительства благонамеренную часть общества и таким образом лишить революционную общественность поддержки.

26. М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков, Ц.А. Кюи.

27. 1867 г., в царствование Александра II .

28. Москва – Останкино, Петровский дворец, Царицыно, Архангельское;

Петербург – Гатчина, Ораниенбаум, Петергоф, Царское село.

29.Старцы – монахи, желая избежать мирской суеты, вели затворническую жизнь. Считалось, что старцы обладают даром пророчества.

30. а) «Благословенный»;

Б) «Палкин»;

В) «Освободитель»;

Г) «Булочник на троне», «Миротворец».

31. Революция 1905-1907 гг.

32. Менделеев Д.И.

33.а)

34. В 1922 г. СНК было принято решение о высылке из страны писателей, философов, ученых, не согласных с политикой советской власти. Пароход, на котором они плыли из Петрограда в эмиграцию.

35.Все они были наркомами внутренних дел (НКВД).

36. а) Нападение Японии на американскую базу Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов 7 декабря 1941 г.

Б) Кодовое название операции советских войск по освобождению Белоруссии от гитлеровских захватчиков. Июнь – август 1944г.

В) Открытие союзниками Второго фронта в июне 1944г.

Г) Судебный процесс над группой военных преступников (ноябрь1945 – октябрь 1946гг).

37. известные советские авиаконструкторы.

38. а) Подготовка нового союзного договора;

Б) Беловежское соглашение;

В) Создание СНГ.

39. а) диссидент;

Б) синдикат;

В) партия;

Г) президент;

Д) маргинал.

40. Битва на Курской дуге, 1943г.

41. 1) Агрессия – незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета другого государства.

2) Сегрегация – политика, принудительного отделения какой - нибудь группы населения по расовому признаку или этническому признаку.

3) Конверсия – процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

4) Антагонизм – противоречия, характеризующиеся острой борьбой враждебных сил.

5) Секуляризация - обращение церковной собственности в светскую.

42. В), Д), Б), Г), А).

43. Аввакум, тиун, инфантерия, капитул, Колосс, хиджра, аскет, вандалы, аутодафе, Мирон.

44. О календаре; наблюдения за повторяющимися небесными явлениями.

45. 1) «От каждого по способности, каждому - по труду»;

2) Право на образование, труд, отдых.

46. Общественно-политические деятели, выступающие во второй половине 80-х годов как сторонники решительных демократических преобразований в стране.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура барокко

Архитектура барокко - период в развитии архитектуры стран Европы и Америки, охвативший примерно 150-200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Возникновение барокко Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Шедевры итальянского барокко Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Борромини по возможности избегает прямых линий - вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Барромини Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане - пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Московское барокко Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде.

Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошу быть снисходительными к моему скромному труду, это всего четвертый мой мультфильм и первый в технике объемной анимации. Он представляет из себя размышления на музыку композитора Сильвиуса Леоп...

Общее ухудшение состояния здоровья является в настоящее время одной из наиболее важных проблем человечества.При этом быть здоровыми хотят все.Прежде всего, хорошее здоровье необходимо человеку, чтобы...

Рабочий лист 4 ТЕСТЫ Укажите правильные ответы. 1. Укажите произведение, принадлежащее перу Д.И. Фонвизина: а) «Бригадир»; б) «Ревизор»; в) «Евгений Онегин»; г) «Живописец». 2. Укажите название сатирического журнала Н.И. Новикова: а) «Путешествие»; б) «Трутень»; в) «Ведомости»; г) «Вести». 3. Определите стиль, в котором был построен Зимний дворец: а) барокко; б) классицизм; в) рококо; г) модерн. 4. Укажите, к чему приравнивалась учеба за рубежом и в отечественных школах: а) к военной службе; б) к административной службе; в) к государственной службе; г) к дипломатической службе. 5. Укажите научное открытие, принадлежащее М. Ломоносову: а) теория атомно-кинетического строения; б) стратосфера; в) электричество; г) паровой двигатель. 6. Екатерина II уделяла достаточно много внимания вопросу образования. Во время ее правления были опубликованы: а) научные изобретения И.И. Ползунова; б) научные изобретения И.П. Кулибина; в) грузинская и татарская азбука; г) первая Библия на славянском языке. 7. Автором самого знаменитого в XVIII в. учебника «Арифметика» является: а) Л. Магницкий; б) Ф. Прокопович; в) И. Федоров; г) И. Посошков. 8. Профессиональное театральное искусство в России было представлено таким направлением, как: а) сатирическое; б) драматическое; в) опереточное (водевили); г) художественное. 9. Карамзин Н.М. занимался не только историей, его перу принадлежат и литературные произведения. Одно из них – а) «Недоросль»; б) «Бедная Лиза»; в) «Сорока – воровка»; г) «Бригадир». 10. Определите, кого именовали «отцом русского театра»: а) Н. Аргунова; б) А. Лосенко; в) Ф. Волкова; г) Д. Фонвизина. 11. Как и Джеймс Уатт, этот механик, паровая машина которого была первая в России, вошел в историю: а) И.И. Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 12. Выдающийся механик, он ремонтировал и создавал часовые механизмы, смастерил электрическую машину, теле- скоп и микроскоп, создал проект моста в один пролет через Неву: а) И.И Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 13. Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покрови- телем М.В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов: а) И.Д. Шумахер; б) И.И. Шувалов; в) И.И. Бецкой; г) Г.А. Потемкин. 14. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудости и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну: а) И.Т. Посошков; б) Ф. Прокопович; в) М.В. Ломоносов; г) Н.И. Новиков. 15. Новое летоисчисление в России было введено в: а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1720 г.; г) 1750 г. 16. Первая русская печатная газета называлась: а) «Военные ведомости»; б) «Ведомости»; в) «Колокол»; г) «Полярная звезда». 17. Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург: а) 1700 г.; б) 1702 г.; в) 1703 г.; г) 1709 г. 18. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала: а) А.Н. Радищева; б) Г.Р. Державина; в) Н.И. Новикова; г) Д.И. Фонвизина. 19. Эпохой «просвещенного абсолютизма» называют правление: а) Петра I; б) Анны Иоанновны; в) Екатерины II; г) Елизаветы Петровны. 20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. По- темкина, Павла I и др.): а) Ф.И. Шубин; б) И.П. Мартос; в) Э.М. Фальконе; г) К.Б. Растрелли. 21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатери- нинский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора: а) Д.В. Ухтомский; б) Б.Ф. Растрелли; в) А. Ринальди; г) В.И. Баженов. 22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве. Это сказано об архитекторе: а) В.И. Баженове; б) М.Ф. Казакове; в) Д.В. Ухтомском; г) Д. Кваренги. 23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I: а) Ф.И. Шубин; б) Э.М. Фальконе; в) К.Б. Растрелли; г) И.П. Мартос. 24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали: а) Петру I; б) Анне Иоанновне; в) Елизавете Петровне; г) Екатерине II. 25. На красной площади Петр I распорядился построить: а) «Комедиальную храмину»; б) Спасскую башню; в) «Придворный театр»; г) Лобное место. 26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фа- садов, сложными ломаными линиями: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей: а) классицизм; б) художественно-реалистическое; в) сентиментализм; г) реализм. 29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пуш- кина относятся к: а) М.В. Ломоносову; б) И.И. Шувалову; в) И.П. Кулибину; г) Н.И. Новикову. 30. Ломоносов М.В. стал первым русским профессором, членом Академии наук: а) в 1742 г.; б) в 1745 г.; в) в 1749 г.; г) в 1752 г. Рабочий лист 5 Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочитаете фамилию одного из первых художников петровского времени. 1. Название увеселительного собрания. 2. Знаменитый токарь-механик. 3. Первый русский музей. 4. Первая русская печатная газета. 5. Исследователь, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 6. Исследователь, именем которого назван самый северный мыс Евразии. 7. Сборник образцов писем. Рабочий лист 6 Укажите, кто изображен на фотографиях. Русский поэт (1743 – 1816 гг.). Слава пришла к нему после появления его «Фелицы» (1782 г.), знаменитой оды, обращенной к Екатерине – просвещенной «матери отечества». Занимал высшие го- сударственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Был Тамбов- ский губернатором с 1786 – 1788 гг. ____________________________________________ Русский архитектор (1700–1771 гг.), главный представитель русского барокко середины XVIII в. По его проектам возвели Зимний дворец в Петербурге, дворец Бирона в Митаве, Андреевский собор в Киеве и т.д. ____________________________________________ Писатель, великий историк (1766 – 1826 гг.), главный труд, прославивший его, – двенадцать то- мов «Истории государства Российского». _____________________________________________ Живописец – портретист (1757 – 1825 гг.), одновременно занимался иконописью и живописью, наиболее известные портреты «М.И. Лопухиной», «В.И. Арсеньевой», «Екатерины II». Исполнял жи- вописные работы в Казанском соборе в Петербурге. _____________________________________________ Государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (1681 – 1736 гг.), написанный им трактат «О поэтическом искусстве» заложил теоретические основы русской литературы нового време- ни. Обосновывал проведение суда над царевичем Алексеем и доказывал необходимость создания Синода. ________________________________________________ Князь, сенатор, действительный тайный советник (1750 – 1831 гг.). С 1791 по 1799 гг. – директор им- ператорских театров; один из самых богатых людей своего времени, владелец знаменитой усадьбы Архан- гельское и собственного театра. ________________________________________________ Русский поэт, филолог (1703 – 1768 гг.). Особый интерес представляет его ода «Торжественная о сдаче города Гданска» (1734 г.), это произведение фактически стало первой русской одой. В 1752 г. вы- пустил первый учебник силлаботонического стихосложения. ________________________________________________ Князь, поэт, дипломат (1708 – 1744 гг.). Сатира «На хулящих учения» (1729 г.) принесла автору из- вестность. Всего написано пять сатир, которые были одобрительно восприняты российским народом. ________________________________________________ Великий баснописец, прозаик, драматург, журналист (1769 – 1844 гг.). Первый литературный опыт относится примерно к 1783 г. – комическая опера «Кофейница». В начале XIX в. обратился к жанру басен, которых написал более двухсот, среди них – «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица» и т.д. _____________________________________________ Русский просветитель, писатель, журналист, издатель (1744 – 1818 гг.). Выпустил первый русский журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» и первый в России специальный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», а также ряд журналов, посвященных отдельным отраслям знаний. _____________________________________________ Русский живописец, портретист (1735 – 1822 гг.). Углубленностью и многообразием индивидуаль- ных характеристик отмечены его камерные портреты 1770-х гг. «Дидро», «М.А. Дьякова», «Я.Е. Си- верс». В 1780-х гг. появляются произведения «Екатерина II», «Портрет дочери Агаши в русском костюме» и т.д. _____________________________________________ Первый русский писатель-профессионал (1717 – 1777 гг.). Его перу принадлежат девять трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Мстислав» и др.), двенадцать комедий («Опекун», «Лихоимец» и др.), либретто двух опер и балета и т.д. В 1759 г. он издает в России первый частный журнал «Трудолюбивая пчела». _____________________________________________ Русский живописец (1701 – 1739 гг.). Выполнял декоративные росписи в Петербурге и в Москве, а также станковые композиции, иконы. Наиболее известные портреты И.А. и А.П. Голицыных, «Авто- портрет с женой». ______________________________________________ Мыслитель, писатель (1749 – 1802 гг.). Наиболее известное его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». ______________________________________________ Граф (1751 – 1809 гг.), владелец крупнейшего в России крепостного театра. В 1769 – 1773 гг. зна- комился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швеции, в его театре ставились оперы, балеты, ко- медии. Современников поражали масштаб и великолепие постановок. ______________________________________________ Писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии (1745 – 1792 гг.). Его сатириче- ское мастерство проявилось в комедиях «Бригадир» и «Недоросль». ______________________________________________ Русский актер и театральный деятель (1729 – 1763 гг.). Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. ______________________________________________ С деятельностью этого человека (1704 – 1794 гг.) связано появление новых учебных заведений в России: училища при Академии художеств, Воспитательного дома для незаконнорожденных, Коммерче- ского училища, Института благородных девиц в Смольном и т.д. Основой его педагогических воззрений была глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать новую породу детей. ______________________________________________ Идеолог консервативного дворянства (1733 – 1790 гг.). В Уложенной комиссии и в публицистиче- ских сочинениях развивал два тезиса: о необходимости сохранить господствующее положение в обще- стве дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. Представления об идеальном государ- стве он изложил в сочинении фантастического жанра – «Путешествие в землю Офирскую». Перу этого автора принадлежит и «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. ______________________________________________ Рабочий лист 7 Изучите приведенные ниже репродукции и выполните задания. На данном полотне мастера изображен Российский император Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Кто автор портрета? ______________________________________________ Укажите знаменитое скульптурное творение Э.М. Фальконе. ______________________________________________ Это здание было открыто в Петербурге в 1757 г., с его деятельностью связано творчество большинства художников. Определите, что это за здание? Кто является автором проекта? ________________________________________ ________________________________________ Данная работа Левицкого вдохновила Г.Р. Державина на сочинение оды «Видение Мурзы». Укажите название картины. _______________________________________________ Работа французского скульптора Н.Ф. Жиле посвящена российскому императору. Какому? _______________________________________________ Образцом для создания данного архитектурного сооружения послужил собор Святого Петра в Риме. В Петербурге это здание строилось с 1801 до 1811 гг. Определите автора проекта и название сооружения. _______________________________________________ _______________________________________________ Исторический жанр данной картины А.П. Лосенко сочетается с тенденциями классицизма. Укажите название произведения искусства. ________________________________________________________________________________________ Данное архитектурное сооружение А.Ф. Кокоринова выполнено в стиле класси- цизм. Что это за здание? ________________________________________________________________ Портрет данного автора отличается редкой для своего времени пси- хологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бур- ных петровских преобразований и битв. Кто автор портрета? ________________________________________________ Данное великолепие было спроектировано французским архитектором Ж.Б.А. Лебло- ном. Укажите местонахождение архитектурного ансамбля. ___________________________________ ___________________________________ Идеал человеческого достоинства и красоты воплотился в портрете «Князь Д.М. Голицын». Укажите автора. ___________________________________________________________________________________________ _____ Данное архитектурное сооружение В.И. Баженова было построено в Москве в стиле классицизм. Укажите название здания. __________________________________________________________ Данная гравюра М.И. Козловского посвящена русскому писателю – автору комедии «Недоросль». Укажите, кто изображен. _____________________________________________ Архитектурное сооружение В.В. Растрелли в Петербурге проникнуто мощью и величи- ем эпохи. Что это за здание? ____________________________________________________________________ Скульптор реалист Ф.И. Шубин увлекался и созданием портретов. Один из них он посвятил рус- ской императрице. Какой? _______________________________________________ Данное здание – одно из самых значительных сооружений И.Е. Старова в Петер- бурге, состоящее из трех самостоятельных корпусов, строилось в 1783 – 1789 гг. Ука- жите данное архитектурное сооружение. Судьба автора портрета необычна. Он выходец из семьи крепостных крестьян. Граф П.Б. Шере- метев сделал его «домовым» художником. Портрет графини В.А. Шереметевой – одна из ярчайших его работ. Определите, кто автор данного портрета? ____________________________________________ Данный портрет принадлежит перу А.П. Антропова. Император изображен как бы «вбежавшим в пышные покои»: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел автор. Укажите название портрета. ____________________________________________ Здание Сената в Кремле – одно из самых известных его построек. Укажите автора проекта. ___________________________________ Данный бюст работы Ф.И. Шубина посвящен выдающемуся русскому ученому XVIII в. Укажите имя ученого. ______________________________________________

Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
Характерные элементы интерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Возникновение барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Историческая характеристика барокко

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании; Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Строительные особенности барокко

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

"Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова, 1593 г.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б - фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Типы сооружений барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

1. Прага, костел св. Маркеты
2. Фрауэнкирхен. Дрезден 1743 г.
3. Церковь Сант - Иво в Риме. 1660 г.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

Архитектура Барокко (гг.) Презентация по МХК подготовлена учеником 11 класса МОУ Василёвской СОШ Архипкиным Виктором Архипкиным Виктором Учитель: Ишимцева Н.Н.


Преобладающиеи модные цвета Преобладающиеи модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементыинтерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор


Возникновение барокко Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.


Строительные особенности барокко В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.


"Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова,1593г. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.


В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя.


Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.


Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.




Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Церковь Сант - Иво в Риме г.


Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.