Кто живет настоящим в пьесе вишневый сад. Сочинение на тему Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» читать бесплатно

По образу жизни муравьи являются общественными насекомыми с тремя кастами: рабочие, самки и самцы. Слаженность их действий уже давно удивляет ученых, а для простых людей выглядит настоящим чудом. Также стоит обратить внимание на особенности организма муравья.

Строение тела достаточно простое. Оно разделено на несколько составных частей, которые покрыты хитиновым панцирем и объединены между собой тонкой талией. Глаза этих насекомых не позволяют четко видеть, но дают возможность чувствовать движение неподалеку. Ближе к верхней части головы есть несколько небольших глаз. Муравей способен быстро передвигаться из-за шести лап с коготками, что позволяет насекомому двигаться вверх практически по любым поверхностям. За органы осязания отвечают сегментарно устроенные усики.

Запах одна из самых важных частей муравьиного сообщества. С его помощью муравьи отличают своих от чужих, докладывают о местонахождении пищи, а также подают сигналы тревоги.

В качестве средств нападения и обороны муравьи используют свои мощные мандибулы. Специальные мышцы с силой раздвигают челюсти муравья, после чего схлопывают с резким щелчком, что дает серьезную ударную силу и позволяет сразу сокрушить потенциального противника. В дополнение муравьи используют кислоту и яд, которые вырабатывается в специальных железах.

Размеры муравьев сильно отличаются в зависимости от вида, ареала обитания и многих других факторов. В целом они варьируются от 1 мм до 3 см. У отдельных видов самки бывают крупнее обычных особей, а в других случаях они одного размера. Во время брачного сезона самки имеют крылья, которые выбранные для пары самцы сразу же отгрызают (у некоторых видов, в большинства отпадают сами на стадии основания колонии).

Наука о муравьях – мирмекология, на данный момент знает около 13 тыс. видов этих насекомых, однако еще большее количество предстоит открыть. Обнаружить новые виды достаточно сложно из-за того, что среди муравьев встречается очень много видов-двойников, а также гибридов, которых трудно отличать по внешним признакам, что сильно осложняет их классификацию. Из-за этого, узнать абсолютно все о муравьях невозможно.

Самые интересные виды муравьев можно выделить в отдельный список:

  1. Черный садовый муравей – весьма известный вид, который особенно часто встречается в Португалии, Великобритании и средней части России. Рабочие особи не больше 4,5 мм, тогда как самцы способны достичь 5,5. Самки намного крупнее, от 7,5 до 11 мм. Тело черного муравья покрыто небольшими волосками. Муравейники делают в гнилой древесине, также подойдет и простая мягкая земля, либо большой камень. Поскольку главным источником пищи является сладкая падь, из-за этого они причиняют серьезный вред сельскому хозяйству, так как сохраняют и разводят различных насекомых, которые выделяют её. Еще одной отличительной чертой вида стала невероятная длительность жизни матки – до 30 лет.
  2. Малый лесной муравей – зона обитания этого вида включает в себя почти всю территорию северной части Евразии. Лесные муравьи достигают размера от 7 до 14 мм, имеют черное брюшко, красно-бурый цвет тела и рыжие «щеки». Муравейник может вырасти до двух метров в высоту.
  3. Динопонера гигантская – достигает 33 мм в длину. Обитать могут лишь в саваннах Южной Африки, там зачастую называют этот вид Динозавровым. Живет небольшими группами по 20-30 особей. Важной отличительной чертой является отсутствие матки. Ее роль исполняют простые самки, способные размножаться, в отличие от остальных видов, где эти особи фригидны. Муравейник обычно расположен под землей, на глубине до 40 см.
  4. Кроваво-красный муравей, он же «работорговец» – имеет обширный ареал обитания в Европе и средней части России, может встретиться в Монголии и Китае. У рабочих черный цвет тела и рыжая голова, их размер не больше 8 мм. Матка немного отличается по цвету, у неё красная голова и оранжевая грудь. Ее длина может достичь 10 мм. Летом колония может жить в полусгнивших пнях, просто под землей или камнями. Главная особенность их образа жизни – набеги на другие муравейники с целью захвата их ресурсов. Похищают даже личинок, которые впоследствии вырастают в логове у новых «хозяев» и начинают работать, как и остальные рабочие особи. Несмотря на это, они часто называются «рабами».
  5. Дорилины, или кочевые муравьи – живут в субтропиках и тропиках. Сильно распространились по Южной и Центральной Америке. Путешествуют гигантскими колониями, уничтожая все, что встретится на пути. Несмотря на малые размеры (2-4 мм), они стараются брать числом, и на смену одной погибшей особи приходит сразу десять. Кочевники наносят огромный вред сельскому хозяйству, поскольку полностью истребляют культурные растения.

Из-за сложностей в изучении, многие виды муравьев по-прежнему остаются не открытыми. Также нет и ответов на многие вопросы по социальной жизни этих насекомых, которую часто сравнивают с человеческим обществом.

Где обитает муравей?

Муравьи хорошо приспосабливаются к любым окружающим условиям, благодаря этому они смогли распространиться по всем известным континентам. Их нет только на Северном полюсе.

Как правило, муравьиные семьи выбирают как место своего обитания трухлявую древесину, селятся под большими камнями, либо возводят укрепления сами. Стандартный муравейник может состоять из 4-6 млн хвоинок, причем сами насекомые постоянно перетаскивают их в сверху вниз, особенно после дождя. Благодаря этому, купол их жилища всегда сухой внутри.

Чем питаются?

Чем питается муравей? Рацион муравьев сильно зависит от места обитания и может включать в себя пищу как животного, так и растительного происхождения. Некоторые виды, например, крошечные амазонские муравьи, научились создавать целые капканы для охоты на насекомых, во много раз превышающие их собственные размеры. Для этого они срезают волоски-волокна растения-дома, после чего плетут из него кокон. В стенках делается много небольших отверстий. После этого кокон помещается снаружи полости растения-дома, а в него прячутся сотни рабочих особей. Они суют головы в дырки и ждут, словно капканы. Как только в ловушку попадет добыча, они схватят ее за лапы, жвалы, усики и будут удерживать до прибытия подкрепления, которое зажалит жертву до паралича. Затем муравьи разделают тело и постепенно перенесут домой. Не менее интересен и тот факт, что при строительстве муравьи используют «композитный» материал. Чтобы повысить прочность ловушки, они обмазывают стенки кокона специальным плесневелым грибком. Он действует как клей – соединяет волоски-волокна, делает все сооружение более крепким.

У обычных муравьев, проживающих в Европе, дела с питанием обстоят намного проще. Основную долю углеводов они получают, поглощая медвяную росу и падь, выделяемую тлёй. При этом, муравьи-фуражиры часто носят падь в зобиках, чтобы потом накормить встречных муравьев, поскольку каждой особи необходимо питаться несколько раз в день.

Также источником пищи могут служить семена, соки различных растений, в некоторых случаях орехи и корни. Отдельные виды выращивают специальные колонии грибов. Немалую долю в рационе играют малоподвижные виды насекомых, вроде гусениц. В целом, их можно назвать всеядными.

Муравьи-жнецы питаются сухими семенами, высохшими плодами и зерновыми культурами. Они могут запасать до килограмма сырья, что позволяет колонии пережить любую зиму. Муравей-дракула употребляет соки, которые выделяют его личинки, их он кормит насекомыми. У муравьев-листорезов более интересная система. Они используют свои челюсти, чтобы отрезать кусочки листьев, после чего приносят их в муравейник и пережевывают. Впоследствии на этих листьях начинает расти грибок, который и едят муравьи.

С приходом тепла молодые самцы и самки отращивают крылья, чтобы отправиться в брачный полет. Вскоре после спаривания, которое часто проходит прямо в воздухе, большинство самцов погибает, а самки отправляются искать подходящее место для новой колонии. Обнаружив подходящее, самка делает небольшую подземную камеру, где и откладывает первые яйца. Развиваться они будут около недели, после чего из них вылупляются личинки, которых матка кормит выделениями из слюнных желез. Сама она в этот период ничем не питается, расходуя запас жира. Крыло отпадает самостоятельно.

Спустя еще две недели начинается окукливание и появляются первые взрослые особи. Начиная с этого момента уже они начинают заботиться обо всех аспектах развития колонии, параллельно начиная осваивать окружающий мир.

Как устроен муравейник? Жизнь муравьев

Муравьиные колонии поражают своей целеустремленностью. Они стали единым организмом, способным приспособиться к любой внешней ситуации. Муравьи могут показаться похожими на термитов, однако это совсем не так, они даже состоят в разных семействах. Термиты родственники тараканов, тогда как муравьи стоят ближе к осам, что сказывается на их образе жизни и физиологии. Объединяет их только наличие сильного естественного врага в природе, которым стал муравьед.

Сам муравейник является достаточно сложной структурой, требующей соблюдения определенного температурного режима и уровня влажности. В нем располагаются специальные отсеки для хранения пищи, загоны для тли, роддом, госпиталь, кладбище и другие помещения, в том числе для обеспечения вентиляции. Многие виды муравьев остаются активными даже зимой, питаясь летними запасами. В спячку они впадают лишь во время сильных морозов, при этом они голодают и могут погибнуть при слишком длительном сне.

На первый взгляд кажется, что в муравейнике каждый находится при деле и имеет свою собственную профессию. Однако, существует небольшой процент «лентяев». Эти насекомые вообще не работают, а просто коротают время, передвигаясь по различным туннелям в своем доме. В некоторых случаях, если колония понесла серьезные потери, они могут начать работать как няньки или инженеры. Остальные члены колонии будут относиться к ним мирно и не трогать. Их словно нет для всего остального муравейника. Неизвестно, что именно вызывает подобный образ жизни.

Тем не менее, абсолютное большинство особей имеет четкую привязку к определенной профессии и даже обучаются. Известно, что опытные муравьи-фуражиры способны научить новеньких, как правильно двигаться и другим интересным возможностям. В остальном, разделение следующее:

  1. Строители. В их задачу входит возведение муравейника, прокладка туннелей и коммуникаций, а также их восстановление в случае разрушения. Они же баррикадируют проходы в случае нападения.
  2. Солдаты. Обороняют колонию и участвуют в нападениях на другие виды муравьев.
  3. Врачи. Способны ампутировать конечности, в этом случае раненый муравей сможет продолжить свою жизнь на прежнем уровне. Интересный факт – раненые часто сопротивляются врачам, которые перед «операцией» стараются перенести «пациента» в безопасное место.
  4. Фермеры. Занимаются добычей пищи мирными способами. Пасут тлю, червецов, цикад и прочих небольших насекомых для добычи медвяной пади.
  5. Могильщики. В каждом муравейнике есть отсек, куда складывают тела погибших особей. Этим занимаются особые муравьи.
  6. Няньки. Смотрят за личинками, кормят и ухаживают за ними до тех пор, пока из них не выведется взрослая особь. Как правило, это самые молодые муравьи в колонии.

Иерархия муравьев довольно сложна и может включать дополнительные пункты, в зависимости от вида. Молодые особи муравьев как и люди, демонстрируют характерную предрасположенность к определенным профессиям. В течение определенного времени они способны выбирать, кем смогут быть в будущем. За особо престижные роли могут развернуться целые сражения.

Как правило, соперники наскакивают друг на друга, чтобы оказаться сверху, после чего победитель может схватить челюстями побежденного и отнести его в муравейник, а затем приступить к своим новым обязанностям. Пока колония молодая, некоторые муравьи имеют сразу несколько занятий, но по мере расширения владений, они все крепче привязываются к одной роли в своем обществе.

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе - к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее - весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это - завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это - только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход. Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», - замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», - говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» - произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому - вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время - еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998. 

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.