Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси.

Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье - тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

Скоморохи на Руси - кто это?

Прежде всего, скоморохи - это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи - это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

Русский скоморох - это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

Народное Руси - это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох - это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

Происхождение слова

Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

«Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» - вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

История. Начало

Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси - это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство - это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

Домра - инструмент скомороха

В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

Основной инструмент скомороха - это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

Трехструнная - это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

Как одевался скоморох?

Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

Скоморохи - это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

Колпак скомороха - это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

Творчество скомороха

У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

Расцвет

Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов - отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

Упадок

Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение - это грех, который производят люди на земле. Праздность - это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

Противостояние церкви

Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

Споры о скоморохах

Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

Можно даже сказать, что скоморохи - это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.

Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.


Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:

  • «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».
  • От араб. mascara — «шутка, шут».

По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).


А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Возникновение, расцвет и упадок

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи - бродячие музыканты

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.


Скоморохи на Москве

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.

— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20


Адам Олеарий. Кукольник. 1643

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.


Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах... и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть... мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).

Плясун и скоморох Лубок

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

Валерий Гаврилин. Оратория "Скоморохи" (фрагменты)

Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.

Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».

РУССКИЕ СКОМОРОХИ

Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):

«Скоморох» - переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».

От араб. mascara «шутка, шут».

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV-XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI-XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70-100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир».

В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство.

Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами.

Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие.

В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу.

Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях – балаганах.

Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же - главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Однако в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению. Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история. Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их творчества допускались серьезные методологические ошибки: искусство скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического процесса. Долгое время господствовала культовая точка зрения на происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но, наоборот, вносили мирское, светское содержание. Столь же неверна теория зарубежного происхождения скоморохов , введенная в научный обиход А. Н. Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из непра­вильного толкования термина «скоморох» как якобы термина зарубежного, они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального происхождения термина «скоморох». Изучение экономики, культуры, и в частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории скоморохов.

Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом.

Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании. Как исконно народное явление, скоморошество представляет нам образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития творческой сущности народа.

Кто такие скоморохи?

  1. как в песне: мы бродячие артисты, в поле наш родимый дом... певцы, музыканты, акробаты и шуты...
  2. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  3. скоморохи странствующие актеры потешавшие народ пением плясками игрой на музыкальных инсрументах
  4. В восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести).
  5. клоуны веселили людей в средневековье
  6. СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В. Даль: "Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут". Известны с 11 в. , особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: "У всякого скомороха есть свои погудки", "Скоморохова жена всегда весела", "Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит", "Не учи плясать, я сам скоморох", "Скоморошья потеха, сатане в утеху", "Бог дал попа, черт скомороха", "Скоморох попу не товарищ", "И скоморох в ину пору плачет" и др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова "скоморох". А. Н. Веселовский объяснял его глаголом "скомати", что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова "масхара", означающего замаскированный шут. А. И. Кирпичников и Голубинский считали, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх", в переводе мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где "потешники", "глупцы" и "смехотворцы" играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А. С. Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр. , вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).
    http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/5/51/1008457.htm
  7. бродячие массовики-затейники на Руси
  8. привет
  9. Вроде как шуты. Народ веселили.
  10. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  11. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

    Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришлся на XVXVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

    Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир (глум) , исполняемых в масках и скоморошьем платье под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплн определнный характер и маска, которые не менялись годами.

    Скоромохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в сво представление.

    В XVIXVII веках скоморохи начали объединяться в ватаги (приблизительно по 70100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

  12. Клоуны
  13. люди, которые ходили по улицам и развлекали людей своими песнями, играми. но это было так давно. хотя и у нас есть подобие скоморох-ДЕПУТАТЫ.
  14. Образ скомороха известен с давних времен. А кто такие скоморохи? Это странствующие актеры Древней Руси, выступающие как певцы, острословы, шуты, потешники, исполнители веселых сценок, жонглеры и акробаты.
    Полагаясь на толковый словарь, известно, что особую популярность скоморохи получили в XVII-XVIII веках, но и в наши дни образ скомороха потешника также популярен на детских праздниках. , будь-то Масленица или Рождество, народное гуляние или свадебный выкуп невесты.
    Приглашая скомороха на праздник, будьте уверены в том, что Вы вдоволь повеселитесь, поиграете, попоете звонкие песни, поводите хороводы и потанцуете.
    Что случилось? Что такое?
    От чего же все кругом
    Завертелось, закружилось
    И помчалось кувырком?
    Может, страшный ураган?
    Извергается вулкан?
    Может это наводненье?
    От чего столпотворенье?
    Вот какая незадача:
    Скоморох пришел на
    И решил развеселить
    Шуткой, смехом подбодрить!
    До встречи! Скоморохи-потешники.
  15. Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

    http://www.rustrana.ru/articles/18819/555.bmp

    Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа.
    Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления.
    Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.
    Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был "глум", т. е. сатира. Скоморохов именуют "глумцами", т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

    http://www.artandphoto.ru/stock/art2/593/3404.jpg

    Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев ("Повесть временных лет"). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

    http://www.siniza.com/old/fotki/skomorohi.jpg

    В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь "хитрецами", "мастерами" пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

    Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

    Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571г.) и Потешную палату (1613г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

  16. Скоморох - музыкант, дудочник, плясун, фокусник, медвежатник, актер.

При упоминании слова скоморох, первый образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи.

Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Однако, наиболее привольно и вольготно жилось скоморохам в Новгороде и новгородских областях. Здесь никто не наказывал весельчаков за излишне длинный и язвительный язык. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки.

Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Может, это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище.


Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Вскоре даже в Новгороде «веселые молодцы» не могли себя чувствовать спокойно, город начал терять свою свободу и вольность. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь.

Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Теперь не кажется странным, что постепенно
все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагрантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских и итальянских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи.