Кто играет герберта в бале вампиров. Лучше говорить, чем молчать




Мы только завершили съемки в "Вечернем Урганте", и нам нужно было успеть на фотосессию, которая проходила в ресторане, - со смехом вспоминает Иван. - Времени на перегрим не было, поэтому пришлось перемещаться в своих образах из спектакля. Едем, никого не трогаем, дуэт "Кромешная тьма" репетируем. Вдруг, откуда ни возьмись, перед машиной возникает сотрудник ДПС. Я говорю Лене, чтобы притворилась спящей, а сам открываю окно и улыбаюсь сотруднику. Он заглядывает в машину, оценивает обстановку, и, даже не глядя в документы, говорит: "Проезжайте, только аккуратнее!". А сам такой внимательный-внимательный.

Больше всего времени тратится на грим персонажей Фон Кролока и Куколя. Перед каждым спектаклем около полутора часов на гриме проводят 4 персонажа: Граф фон Кролок, его сын Герберт, профессор Абронсиус и Куколь. На грим Графа уходит более 2 часов. Грим фон Кролока и Герберта затрагивает не только лицо, но и руки, ведь на них должны быть длинные накладные ногти. Их красят вручную специальными лаками нескольких оттенков. У уродливого приспешника Графа Куколя самый сложный пластический грим. На его лицо приклеиваются силиконовые накладки, сделанные по форме лица артиста. Они включают щеки, нос, подбородок, брови, губу и ухо, затем сверху наносится грим, разрисовываются шрамы. Эффект настолько впечатляет, что при появлении этого персонажа зрители часто вздрагивают.

Кровь, которую видит зритель в спектакле, имеет вишневый или клубничный вкус. Чтобы укус выглядел эффектно, и кровь брызнула по-настоящему, для артистов готовят специальные капсулы с кровью, которые они раскусывают в нужный момент. Кровь бывает 2 вкусов - вишневого и клубничного. Изготавливается она на основе кукурузного сиропа с добавлением пищевых красителей.

Существует диск с музыкой из "Бала вампиров". В честь юбилея компания "Стейдж Энтертейнмент" подготовила для всех поклонников спектакля подарок, записав и выпустив в свет первый лицензионный альбом мюзикла "Бал вампиров" на русском языке. В альбоме представлены 11 хитов из спектакля, написанных композитором Джимом Стейнманом, в исполнении звезд мюзикла в сопровождении оркестра. Все треки записаны в формате live, что поможет слушателям полностью погрузиться в атмосферу шоу и почувствовать "живые" эмоции артистов во время спектакля. Диск можно приобрести в театре и на официальном сайте спектакля.



I)&&(eternalSubpageStart


"Бал вампиров": что нам известно о мюзикле по мотивам фильма Романа Полански

В 2016 году в Москве состоялась премьера мюзикла "Бал вампиров" - одного из самых ожидаемых и успешных музыкальных спектаклей, который до сих пор идет с аншлагами. В преддверии весеннего сезона раскрываем еще больше секретов этой постановки в формате "10 малоизвестных фактов о спектакле".

2017 год - юбилейный для "Бала вампиров". Мюзикл поставлен по культовому фильму Романа Полански "Бесстрашные убийцы вампиров, или Простите, но ваши зубы впились мне в шею". В этом году фильму исполняется 50 лет, а мюзиклу - 20 лет. Режиссер Роман Полански называет съемочный период лучшим временем в жизни и любит повторять, что в его черной комедии нет никакого скрытого смысла и назидания.

Один из главных героев в спектакле выглядит так же, как Роман Полански в картине . Полански сыграл в своем фильме юного ученика профессора Абронсиуса - Альфреда, который влюбляется в красавицу Сару и отправляется в логово Графа фон Кролока, чтобы ее спасти. Режиссер настоял, чтобы в сценической версии Альфред выглядел точно так же, как и в фильме - бархатный бордовый пиджак, нелепый бант на шее и растрепанные волосы.Главные герои спектакля - Сара и Альфред

Сцены в спектакле меняются 75 раз - чаще, чем в "Призраке оперы". Мюзикл "Бал Вампиров" поражает зрелищностью и масштабами. В этом проекте задействованы десятки лебедок, которые обеспечивают мгновенную смену декораций. Кстати, замок Графа фон Кролока воссоздан практически полностью - от ванной комнаты до спальни.

Среди вампиров, прибывших на бал, можно обнаружить знакомые лица. В образах вампиров, которые приходят к Графу фон Кролоку, можно заметить величайших в истории злодеев. Перед зрителем появляется Влад Цепеш Дракула, Элизабетта Батори, которая любила купаться в крови молодых девушек, а также Дельфина Лалори, издевавшаяся над рабами, и серийный убийца Жиль Дере, бывший прототипом Синей Бороды. Людвиг Баварский в такой компании выглядит невинным ребенком - он всего лишь жил затворником, днем спал, а ночью гулял при свете луны вокруг озера в своем поместье. Всего в мюзикле использовано более 230 костюмов, среди которых есть настоящие сокровища - например, рубашки крестьян из Трансильвании, которым более 100 лет.

В стразах, присутствующих на костюмах героев, можно разглядеть особые знаки. Бордовое бальное платье Сары, подарок Графа, украшено не только изысканно, но и символично. Оно расшито красными камнями, которые символизируют стекающую кровь. А если присмотреться к узору из стразов, то можно заметить, что они выложены в форме черепа. Детализация - главная особенность мюзикла. Например, символ вечной жизни Анкх - фамильный герб Графа фон Кролока - не только встречается в декорациях замка, но и выложен стразами на его плаще. Плащ Фон Кролока и символ на нем

За последние 10 лет вампиры стали сексуальнее. За время существования мюзикла облик вампиров существенно изменился. 10 лет назад они были страшными, пугающими монстрами. Но после выхода фильмов "Сумерки" и "Дневники вампиров" представление публики о вампирах поменялось. Творческая команда разработала новый грим и прически, чтобы вампиры стали красивее и сексуальнее.

Исполнитель роли графа Фон Кролока Иван Ожогин однажды испугал инспектора ДПС. Главный атрибут вампира - это зубы. Клыки для каждого артиста создавались отдельно. Сначала делался слепок зубов, затем из воска вручную изготавливалась модель клыков. С нее делался силиконовый слепок, который заливался пластмассой, после чего капы индивидуально подгонялись под актеров, поэтому носить такие зубы относительно комфортно. Известна история, как однажды исполнители главных ролей в мюзикле Иван Ожогин и Елена Газзаева ехали с одной съемки на другую, не успевая снять грим.

В Москву приезжает мюзикл "Бал вампиров". Перебирается из Санкт-Петербурга, где шел несколько сезонов и получил три "Золотых маски". Мюзикл уже ставили в Париже, там он получил театральную премию "Мольер", а в Берлине постановка собирает аншлаги уже пятый год. Как-то будет в Москве, ведь здесь "Бал вампиров" сменит популярнейшего "Призрака Оперы"? Прогнозы пока хорошие - за два месяца до премьеры в МДМ на спектакль продано уже более 20 000 билетов.

Перед запуском мюзикла российские исполнители главных ролей Альфреда и Сары Александр Казьмин и Ирина Вершкова поехали в Париж поучиться "вампирскому мастерству" у самого Романа Полански. 84-летний режиссер в 1967 году снял фильм "Бесстрашные убийцы вампиров", а в 1997 году поставил по его мотивам мюзикл "Бал вампиров".

В театр Mogador Полански вошел привычно, как в дом родной - он тут завсегдатай. Прослушал два номера из новой российской постановки. Вначале с любопытством - он впервые услышал, как звучит текст на русском. Кстати, режиссер его понимает, даже немного говорит и читает на русском. Российский продюсер "Бала вампиров" Дмитрий Богачев подарил Полански книгу об истории МХТ, в которую тот стремительно погрузился и, казалось, прочитал бы, не сходя с места, если бы не договоренность об интервью. "Это была отличная идея - подарить мне такую книгу", - поблагодарил Полански.

Вернемся к пению наших звезд. Вначале они стеснялись, но потом распелись и "дали звук" - Полански радостно повернулся к аккомпаниатору, мол, да, вот то, что нужно. "Чудные дети - сказал он про ребят. - Желаю им удачи. Главное, что хочу им сказать - не стоит быть такими серьезными. К содержанию мюзикла следует относиться с иронией".

Общаясь с журналистами, Полански режиссировал процесс. Пояснял коллегам с телевидения, как ставить свет и камеру: "Я, прежде всего, кинорежиссер!". Поиронизировал по-русски, когда одна из съемочных групп поправляла оборудование: "совъетская техника". Перед вторым блоком интервью заявил, как Гагарин: "Поехали!" и махнул рукой. При этом выполнил все обязательства с достойным уважения профессионализмом. И сначала ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Эзотерики говорят, что все люди делятся на вампиров и жертв. Какими качествами должен обладать настоящий вампир?

Роман Полански: Я не верю в эзотерику, зато верю в развлечения и пользуюсь этим. Мой фильм про вампиров и мюзикл "Бал вампиров" - смешные. Но они никак не связаны с моей верой. Я агностик. Поэтому даже не могу дать интересный ответ на ваш вопрос про эзотерику и прочее.

Вы ведь не очень хотели делать мюзикл по материалу фильма "Бесстрашные убийцы вампиров". Что же вас все-таки убедило?

Роман Полански: Я делал фильм давно - почти полвека назад. С моим будущим сценаристом (Жерар Браш - прим. С.А. ), с которым я потом снял много фильмов, мы ходили в маленький кинотеатр для студентов, где показывали хорошие и разные фильмы. И среди них нередко были фильмы ужасов, в частности, английские. И чем страшнее были сцены, тем больше смеялись зрители в зале. Увидев, что ужас провоцирует смех, я сказал Жерару, что хочу сделать фильм-пародию, который будет ужасным и смешным. Сатирой!

Когда появилась возможность сделать кино, которое я задумал (это был мой четвертый фильм, и я уже мог выбирать), мы написали сценарий специально под Джека МакГоурена - он играл профессора. Он уже играл в моем предыдущем фильме "Тупик", и я влюбился в него: замечательный ирландский актер, великолепный человек и очень смешной на экране. Кстати, это был любимый актер Сэмюэля Беккета. И я впервые увидел МакГоурена именно в пьесе "В ожидании Годо" Беккета и лишь после этого пригласил сниматься.

Я в фильме "Бесстрашные убийцы вампиров" играю молодого, наивного и влюбленного Альфреда - ассистента профессора. И в картине нет никакого скрытого смысла, нового послания для общества, назидания - мы просто получали удовольствие от съемок. Это был один из лучших периодов в моей жизни. Вся группа легко сработалась, относилась ко всему с юмором. И никто не считал, что вампиры существуют, мы просто развлекались!

Много лет спустя мой друг и продюсер сказал: "Я живу в Вене, там есть большой театр и он влияет на жизнь в городе. Давай сделаем мюзикл!". Я сказал: "Какой? У меня нет идей!". Он ответил: "Мюзикл по твоему фильму про вампиров". Сначала я решил, что это невозможно, но потом подумал и согласился. Мы стали искать людей, которые напишут либретто, композиторов, и так начали работать.

В 1967 году Роман Полански снял фильм "Бесстрашные убийцы вампиров", а в 1997-м поставил мюзикл "Бал вампиров"

Вдобавок, в Вене были очень благоприятные условия: театр важен для города и в него много инвестировалось средств. Нам было сказано, что можно работать с размахом и ни в чем себе не отказывать. Позже, когда мюзикл ставили в других городах, нас просили быть скромнее. А в Вене был задействован большой хор, сделаны хорошие декорации, много артистов - полная свобода творчества, и мы смогли создать оригинальный продукт.

Что легче делать - фильм или мюзикл?

Роман Полански: Это совершенно разная работа. Нельзя сравнить, и то, и другое делать интересно. Жанр влияет на атмосферу работы. Далеко не одно и то же делать комедию о вампирах и такой серьезный фильм, как, например, "Пианист". Съемки "Пианиста" были интересными и захватывающими, но там было не до смеха и веселья. Когда восемь тысяч человек массовки в костюмах участвуют в сцене о ликвидации варшавского гетто, у тебя совсем другие ощущения на площадке. Не такие, как когда парочка - профессор и студент - бегают за вампирами.

По какому-то еще из ваших фильмов можно было бы поставить мюзикл?

Роман Полански: Я не знаю (смеется). Мюзикл можно сделать из всего - все зависит от таланта человека, который принимает решение. Все, что написано, может быть спето, что спето - может быть рассказано и так далее. Мне было бы интересно, если бы мне предложили из какого-то другого фильма сделать мюзикл.

Вы знаете, что постановка "Бала вампиров" в Санкт-Петербурге получила высшую российскую театральную премию "Золотая маска"? Вы ее видели?

Роман Полански: Нет, не видел.

У вас есть любимый герой в фильме и в спектакле?

Роман Полански: Герой или актер? В любом случае - это профессор.

Мюзикл идет в 12 странах и на 11 языках. Какая постановка "Бала вампиров" вам больше нравится?

Роман Полански: Постановка в Берлине. Мюзикл в оригинале был написан на немецком. И я действительно боялся, как его перенесут во Францию, потому что это - другой язык. Я думал, что невозможно спеть все это на французском. И было сюрпризом то, как чудесно перевели текст.

Я принимал участие в создании немецкого мюзикла. Я вообще видел его практически во всех городах. И чувствовал что лучшее - это Берлин. Театр в Берлине похож на этот - во Франции. Он сделан в итальянском стиле, и в его атмосфере есть что-то таинственное и даже жуткое. Это хорошо и для такого мюзикла, как "Призрак оперы", и для такого, как "Бал вампиров".

Чем вы сейчас заняты?

Роман Полански: Работаю - и это занимает очень много времени - над фильмом, основанном на реальных событиях "Дела Дрейфуса". Сценарий пишем с Робертом Харрисом - сделали уже несколько вариантов. "Дело Дрейфуса" будет очень сложным фильмом. В нем занято много актеров, большое количество ролей, поскольку все, о чем рассказывается, основано на настоящем деле. И диалоги в этом фильме все взяты из реальных судебных дел. Поэтому мы написали сценарий, как триллер. И планируем выпустить фильм следующим летом.

Что узнали российские гости во время встречи с Романом Полански

Полански не читал "Дракулу" Брема Стокера и не смотрит современные фильмы про вампиров.

Режиссер сотрудничает с компанией Stage Entertainment более 10 лет и приходит в театр на все премьеры. Коллеги характеризуют Полански, как очень доброжелательного и отзывчивого человека, с которым легко договориться.

На вопрос, каким должен быть русский вампир, Полански ответил: "May be старый?".

Режиссер посоветовал создателям российской версии мюзикла: "Don"t try to hard" (Не пытайтесь быть жесткими).

Информацию о том, что в Москве еще до премьеры активно раскупаются билеты на "Бал вампиров", Полански прокомментировал так: "Потому что и взрослые, и дети любят страшные истории о ведьмах, монстрах, дьяволах и вампирах. Люди вообще любят бояться, но при этом находиться в безопасности".

По мнению Полански, зло и добро "в разных религиях разные. Но все зависит от обстоятельств".

Роман Полански ставил "Мастера и Маргариту": "Да, в свое время я думал, что поставлю Толстого и Достоевского - в XIX и XX веках в России произошло много фантастических событий. Это воплотилось в великой русской литературе. Но у меня не было идеи. Я долгое время работал над "Мастером и Маргаритой" - это великая книга. Был хороший сценарий, и мы очень продвинулись в производстве. Но в какой-то момент студия Warner Brothers испугалась, что тема не очень универсальна, и зрители не поймут".

Узнав, что актер Александр Казьмин играл Раскольникова в рок-опере "Преступление и наказание" Андрея Кончаловского, Полански сказал, что и им с коллегами когда-то казалось, что этот роман Достоевского - отличная тема для мюзикла.

Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир,

А от их был Змей трехглавый и слуга его — Вампир, -

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники!

В. Высоцкий

Безумный желтый глаз гигантского циклопа тонет в черной вакханалии растерзанного ночью неба. Поглощающие свет тени рыдают волчьим воем. Оцепеневший в каменной вечности замок зовет к себе скорбь неприкаянных душ. По узкой колее, тонким шрамом прорезавшей безупречную гладь снежного лица, в объятья тьмы спешат двое, чтобы познать тайну бесконечного ожидания смерти.

В инфернальный пейзаж классического вампирского эпоса на разваливающихся санях въезжают вовсе не бравые истребители нечести, даже не испуганные несчастные, вынужденные прибыть в это гиблое место, а профессор — одуванчик с явно отмороженным носом, похожим на перезрелый помидор, и его трусливый помощник, у которого в дороге банда обнаглевших волков вырывает любимый зонтик. Дряхлая колымага подбирается к уснувшей в сугробах деревеньке. Ее жители похлестче странноватой парочки: закутанные в бороды, раскрасневшиеся физиономии крестьян, облюбовавших светлый, нагретый топленым жиром и потом постоялый двор, бегающими глазами наблюдают за редкими в этих краях гостями. Табачный дым поднимается к деревянному потолку, скользит над овчиной шуб, сальными шевелюрами, клубится от грохота общего хохота и россказней извозчика, сбивая пламя коптящих лучин.

Это обычное захолустье, шлагбаумом стоящее в преддверии сатанинского логова, даже отдаленно не напоминает трепещущих селян с белой кожей и сторонящимся взором в типичных вариациях стокеровского романа. Морозные интерьеры дубовых срубов и невежество любознательных мужиков — скорее аллюзия на вступление к «Замку» Кафки, смешанная с автобиографическим ощущением восточноевропейской глубинки Полански, польские корни которого, пожалуй, будут чувствительнее к просторам, обделенным теплом Гольфстрима, нежели ученые фантазии почтенного ирландца. Здешний народец не одержим страхом кровожадных тварей, напротив, он испытывает к ним отвращение и желает лишь спокойствия, действуя по принципу: мы вас не трогаем, так и вы к нам не лезьте. Оттого так сплоченно звучит многоголосый гул, убеждающий, что тут даже мельницы нет, ни то, что замка, ведь если эти чужаки полезут в осиное гнездо — достанется всем. Однако шлепающий губами дурачек простодушно роняет фразу, закрываемую осторожной ладонью, что окончательно укрепляет мысль о чертях в тихом омуте.

За главного тут старый прохиндей Шагал, владелец заведения, услужливо суетящийся вокруг окоченевших путников и подобострастно улыбающийся редким штакетником зубов. Пока его грузная супруга спокойно сопит в пуховые подушки, хитрый развратник проскальзывает в комнату молодой пышногрудой особы. Ужасное похищение дочери, от которой осталось лишь кровавое пятно на мыльной пене, заставляет Шагала пуститься в тщетные поиски, завершающиеся в собственном дворе в состоянии глубокой заморозки, фиксирующей позу испуганного бурундука. Оттаявшее тело обретают новую жизнь в обличье сельского упыря, который, впрочем, мало отличается от исходного прототипа: те же ужимки и извиняющиеся гримасы только теперь на посиневшем лице. Решив, что с бренным миром покончено, он отправляется в склеп высокородных кровопийц, чтобы приобщиться к готической эстетике почивания во гробе, однако приходится довольствоваться провонявшей конюшней. Оказывается, и после смерти нет равноправия!

Согревшись в радушном приеме и горячей воде, профессор Абронсиус восхищенным взором ловит пучки чеснока, развешенные по стенам, — первый признак долгожданной находки. Ведь он знаменитый ученый, может, и не с мировым именем, но среди коллег упоминаемый. Правда, только в связи с помешательством на изучении мифических вампиров. Однако твердость его уверенности в их существовании может сравниться только с крепостью его же маразма, который довел-таки нашего исследователя до ручки, в смысле, до Карпатских гор. Словно алкоголик, прокравшийся в винный погреб, Абронсиус не перестает сверкать изумленными глазами под растрепанными вихрами в стиле «я у папы дурачек», обнаруживая неопровержимые доказательства близости носферату.

В отличие от престарелого супермена, «сбежавшего от нянек», его верный Паспарту Альфредо, далек от славы героев древней Греции и может окаменеть даже от сквозняка, распахнувшего дверь, быстрее, чем от любящего взора тетушки Гаргоны. Спешащий помочь уважаемому учителю, он всегда рядом, однако вампиры волнуют его не больше копченой колбасы. Взгляд Альфредо с большим удовольствием задерживается на дамских прелестях, чем на окровавленных клыках. Поэтому сердце «безусого юнца» обречено на пленение огромными детскими глазами рыжеволосого ангела, выпорхнувшего из пенных объятий ванны. Это воплощение молодости, восторга и красоты зовется Сарой (сложно поверить, что она может быть дочерью Шагала, но с сюжетом не поспоришь). Она, подобно нежному ростку, цветущему в глухом мраке векового леса, светится нежностью и искренностью в грубости деревенской жизни. Столь сильная любовь, как шило в… ой, как стрела Купидона, заставляет робкого оруженосца дона Кихота совершать самые отчаянные подвиги.

И вот наши не лишенные страха и терпимые к упрекам рыцари исчезают в растекающейся тени каменного призрака, чтобы «победить чуду-юду» и освободить заточенную принцессу. В барочной роскоши величественного замка, кроме прыщавого горбуна, скучающего в отсутствии колокольни, но обретшего свою Эсмиральду в облике Сары, живет повелитель «детей ночи» граф фон Кролок. Не преминув отдать дань памяти Фридриху Вильгельму Мурнау и его графу Орлоку (вроде, созвучно, вам не кажется?) Полански, однако, наполнил своего персонажа иными красками. Бледный холод мраморного лица, стальная тяжесть глаз, величие вырубленной в скале фигуры делают его частью зловещих углов этого мрачного жилища. Однако даже неприступные вершины не смогли уберечь колыбель вампирских традиций от модных тенденций уходящего лета. Вот уже и под паутиной трухлявых гобеленов появился гомосексуалист Херберт, сын Кролока, не упускающий шанса приударить за Альфредо. Фильм постепенно превращается в приключенческий фарс с мелодраматическими нотами, апофеозом которого служит, собственно, то, ради чего все собрались, — бал, созывающий весь загробный бомонд с гламурным макияжем из трупных пятен и волосатых бородавок. Мероприятие, несмотря на отсутствие технологии пятого измерения, все же напоминает булгаковский бал Сатаны, на котором, слава Богу, а, возможно, и не только ему, никто не стремится целовать несчастную коленку Сары.

«Бал вампиров» — это комический нарратив «Дракулы», поэтому легко интерпретировать образы: Альфредо — Дж. Гаркер, Абронсиус — Ван Хельсинг, Сара — одновременно Мина Гаркер и Люси Вестерна, Шагал — Ренфилд. Тем не менее, опираясь на всю предшествующую традицию вампиризма в искусстве, гиперболизируя его характерные черты, низводя их до абсурда, представляя в пародийном свете, фильм за счет эклектики смешного и ужасного, многочисленных литературных параллелей и, конечно, авторского вкуса и мастерства режиссера становится самостоятельным произведением, которое сочетает остросюжетность с глубоким раскрытием характеров и создает уникальную эстетику пафоса, слитого с простотой в диалектическом экстазе.

памяти Шарон Тейт

Профессор Кенигсбергского университета Абронский или Абронзиус совместно с одним из своих студентов-помощников Альфредом решают отправиться в Трансильванию для того, чтобы воочию убедиться в существовании там замка, где проживает вампир Граф Фон Кролок со своим сыном по имени Герберт. Профессор с учеником останавливаются на одном постоялом дворе, владельцем которого является мужчина среднего возраста Йони Шагал. Шагал живет здесь со своей семьей: женой Ребеккой, служанкой и прекрасной дочерью Сарой. В красавицу Сару Альфред влюбляется буквально с первого взгляда.

Профессор начинает задавать Шагалу вопросы по поводу правдивости слухов о вампирах, но тот лишь пожимает плечами, отвечая, что ничего подобного не замечал. Начинает казаться, что местные люди что-то недоговаривают. Тем более что, когда Абронзиус и Альфред только прибыли к Шагалу, один паренек случайно проболтался. Однако Шагал и здешние постояльцы сразу же направляют разговор в другое русло, не дав молодому человеку договорить. Абронский рассказывает Альфреду, что ему удалось обнаружить многие признаки существования вампиров. Это и чеснок, тщательно развешанный повсюду, и замок, существование которого так старательно пытаются скрыть местные жители. И вот, в одно прекрасное утро, на постоялый двор является странный гость, приехавший в санях. Его отличает горбатый нос, кривые зубы и неприятный скрипучий голос. Это человек обращается к Йони с просьбой продать ему несколько свечей для замка.

В это время профессор завтракал и одновременно внимательно наблюдал за этой картиной. Абронзиус говорит своему ученику, что за странным горбуном неплохо было бы проследить, потому что он может вывести на замок, где проживают вампиры. Во время того, как горбун готовит к отъезду сани, взгляд его падает на прекрасную Сару, которая наблюдает за ним из окна своей комнаты. Альфред же незаметно цепляется за сани и едет таким образом вместе с горбуном некоторое время. Однако руки парня соскальзывают, и он падает. Странный горбун не замечает постороннего присутствия и продолжает двигаться в своем направлении. С наступлением вечера на территорию постоялого двора тайно проникает Граф Фон Кролок и похищает красавицу Сару в то время, когда она принимает ванну. Йони Шагал со своей супругой впадают в панику, плачут и тоскуют. Но Йони, как настоящий любящий отец, решает действовать и отправляется на поиски своей ненаглядной дочери. На следующее утро лесорубы привозят труп Йони Шагала.

Профессор внимательно осматривает труп и видит на мертвом теле следы, которые сильно напоминают укусы вампиров. Однако лесорубы утверждают, что это волки покусали Йони. Абронзиус понимает, что это неправда, и это еще больше злит его. Профессор Абронский называет лесорубов невеждами и лгунами и прогоняет их прочь. Спустя один день Йони оживает и кусает служанку за шею. На глазах у профессора и его помощника Шагал скрывается в неизвестном направлении. Однако Альфред со своим наставником преследуют Йони и в итоге они оказываются в замке, существование которого хотел доказать профессор. В этом замке Абронзиус и Альфред знакомятся с вампиром Фон Кролоком и его сыном Гербертом. Граф Фон Кролок на деле оказывается очень образованным и эрудированным человеком. В замке имеется огромная библиотека, и граф при беседе с профессором недвусмысленно дает понять, что очень хорошо разбирается в естественных науках. Граф Фон Кролок предлагает своим гостям остаться в замке на некоторое время, а спустя день профессор со своим учеником узнают, что обитатели этого замка - вампиры.

Фон Кролок сам признается, что он вампир и запирает профессора на балконе. Сам граф отправляется готовить себя к назначенному на сегодняшний день балу вампиров. На кладбище, принадлежащем замку, мертвецы оживают и отодвигают могильные плиты. Ожившие мертвецы отправляются на бал в замок. В это время профессор и его помощник не теряют даром времени и выбираются из заточения. Они также идут на бал, воруя у других вампиров бальные костюмы и присоединяясь к торжеству. Они хотят сбежать из этого места, прихватив с собой очаровательную Сару, в которую влюбился Альфред. Однако Абронзиус и Альфред быстро обнаруживают себя, потому что они отражаются в зеркале. Настоящие же вампиры в зеркале отражаться не могут, поэтому участники бала понимают, что перед ними обычные люди. За профессором и его учеником начинается погоня, но им все же удается сбежать из замка на санях, прихватив с собой Сару Шагал. Однако Абронзиус и Альфред пока не догадываются, что их спутница отныне тоже вампир. Таким образом, пытаясь спасти Сару и искоренить зло, они сами разносят это все за пределы Трансильвании, по всему миру.

09.12.2016

В прошедшие выходные вместе с родными посетил мюзикл «Бал вампиров», и он оставил смешанные впечатления. С одной стороны, впечатляющие декорации и костюмы, плюс неплохой музыкальный ряд (впрочем, запомнилась лишь главная музыкальная тема). С другой стороны... Вот, с другой стороной и попробуем разобраться.

Сюжет вкратце следующий. На постоялый двор в Трансильвании приезжает эксцентричный профессор Абронзиус вместе со своим молодым помощником Альфредом. Альфред с первого взгляда влюбляется в дочь хозяина постоялого двора Сару. В эти места профессора привели слухи о замке, в котором живут сосущие кровь мертвецы - он доказал их существование и хочет избавить мир от этого зла. По всему дому развешан чеснок, а посетители постоялого двора неумело скрывают наличие поблизости зловещего замка - и охотники за вампирами понимают, что попали туда, куда хотели.

Однажды утром на постоялый двор приходит жутковатый горбун за свечами для замка. Уходя, он замечает в окне красавицу Сару. А вечером того же дня принимающую ванну Сару кусает в шею и похищает (это в фильме; в мюзикле - соблазняет, после чего она сбегает из дома) сам хозяин замка, граф фон Кролок, проникший сквозь дверь в потолке. Хозяин постоялого двора, Йони Шагал, вне себя от горя, бросается на поиски дочери, но через некоторое время лесорубы приносят назад его окоченелый труп, из которого вампиры выпили всю кровь. Хозяйка запрещает Абронзиусу с учеником пронзить сердце умершего осиновым колом. На следующий день Шагал оживает, а профессор с учеником гонятся за ним и попадают в замок. Там они стремятся спасти Сару и покончить с вампирами, но попадают во множество трагикомичных ситуаций, и зло в итоге торжествует.

Само по себе торжество зла в художественном произведении не есть что-то плохое. Оно может служить предупреждением человеку. Однако интересно сравнить сюжет мюзикла «Бал вампиров» 1997 года с сюжетом одноимённого фильма 1967 года. Режиссёром обеих постановок был Роман Поланский, поэтому такое сравнение правомерно. Стоит заметить, что в произведениях Поланского (разыскиваемого США за изнасилование несовершеннолетней) порок вообще побеждает добродетель, везде он воспевает эстетику зла и греха. Однако же в переходе от комедийного фильма к мюзиклу на фоне общего сюжета видно нарастание могущества порока и слабости добродетели.

Во-первых, явно виден переход к сознательности выбора зла. В фильме Сара лишь говорит, что устала от скуки и запретов в родительском доме. А в замок она попадает после укуса и похищения её графом. И её поведение в замке, где она как ни в чём не бывало принимает ванну и готовится надеть подаренное графом платье на бал - вместо спасения, можно отнести к последствиям укуса. В мюзикле граф не похищает Сару и не кусает её. Он поёт ей песню и обещает вечную жизнь вкупе с удовлетворением прихотей и приглашает на бал. И Сара сама сбегает из дома в замок графа.

В фильме профессор и его ученик отчаянно ловят превратившегося в вампира хозяина постоялого двора, и лишь не сумев поймать его, следуют за ним в замок фон Кролока. В мюзикле они ловят Йони Шагала, но тот обещает проводить их до замка - и они сознательно отпускают вампира, что явно находится в разрыве с их предыдущей готовностью спасти душу хозяина дома.

Во-вторых, видно ослабление любых намёков на находчивость добродетели. В фильме путь в склеп, где днём отдыхает граф, героям преграждает слуга-горбун Куколь, но они находят обходной путь. В мюзикле герои не встречают затруднений. В фильме герои ухитряются вырваться из ловушки графа, вскипятив снег в пушке, а в мюзикле нет и намёка на этот эпизод. И это при том, что мюзикл вдвое длиннее фильма за счёт других добавленных эпизодов.

В-третьих, подчёркивается трусость главных героев. В фильме профессор застревает в узком оконном проёме склепа, а Альфред в одиночку робеет убивать беззащитных графа и его сына. А после того, как Альфред вытаскивает профессора, он теряет сумку с антивампирскими принадлежностями - и герои лишаются возможности на вторую попытку. В мюзикле же после того, как Альфред вытаскивает застрявшего Абронзиуса, они преспокойно уходят из склепа с сумкой в руках, не предприняв второй попытки лишь из обоюдного страха.

Всё это привело меня к желанию охарактеризовать происходящее в мюзикле как борьбу неких перов гюнтов с вампирами. Где вампиры сильны своей решительностью, а люди мечтательны, но трусливы и не способны ни одно дело довести до конца. В фильме такого превосходства вампиров отнюдь не наблюдалось. Вампиры подчас действовали не менее неуклюже, чем люди, и не выказывали чудес проницательности. В мюзикле вампиры исполнены силы и грации, поют и танцуют. Вдобавок их так много на сцене, что совершенно невозможно понять, что по сюжету вампиров в замке (до «пробуждения» гостей) всего двое - граф и его сын (точнее, трое, если учесть недовампира Шагала). В отличие от фильма, в мюзикле вампиры тяготятся скукой и проклятием вечной жизни. Однако люди в мюзикле вовсе не озабочены вопросами спасения души (даже не в религиозном смысле, а в смысле высоких устремлений), ими движет лишь тщеславие и жажда наслаждений. У Копполы в его версии «Дракулы» кипят страсти по возвращению к «жизни» некогда утерянной любимой - тут же страсти кипят чуть ли не по возможности вечного купания в ванной.

Пару слов об общем антураже. Было бы странно по-ханжески осуждать настойчивые призывы устроителей действа «стать вампирами» (получить в подарок шутливые «вампирские зубы», поучаствовав в акции). Однако и без этого атмосфера в перерывах впечатлила - в гардеробе на весь зал кричали предлагающие купить программку, а в зрительном зале не менее громко предлагалось купить спиртное любой крепости, от шампанского до коньяка.

Подчеркну, что произведение явно не относится к числу серьёзных. Но само по себе воспевание эстетики зла и греха на фоне сознательно выведенной и дополнительно усиленной беспомощности добродетели - есть нечто, чего я одобрить не могу. Ведь даже в отнюдь небезусловных «Сумерках» предполагалось сопереживать «добрым» вампирам в их борьбе со «злыми» вампирами, а тут даже подобные «приличия» уже отброшены. Происходящее находится где-то посередине между стёбом на вампирскую тему и откровенной пробой «на зуб» гуманистических ценностей.

Николай Юрченко