Краткая биография балакирева.

М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

«Здоровые цветки на почве русской музыки»

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

Александр Бородин

Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества , но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Дата рождения: 2 января 1837 года
Дата смерти: 29 мая 1910 года
Место рождения: Нижний Новгород, Российская Империя

Балакирев Милий Алексеевич – знаменитый русский композитор и дирижер. Также Милий Балакирев известен как руководитель «Могучей кучки».

Милий появился на свет зимой на стыке 1836-37 годов. Его отец, Алексей Константинович, был чиновником и имел дворянское происхождение. С самого детства мама мальчика учила его игре на пианино, а когда он подрос, то во время летних каникул состоялась поездка в Москву.

Там в течение десяти уроков, которые дал А. Дюбюк, подросток смог получить правильные основы игры на фортепиано. По приезду домой он продолжил занятия я уже с пианистом К. Эйзерихом.

После поступления в дворянский институт он четыре года обучался там, а затем решил стать вольнослушателем факультета математики университета Казани. Больше он учиться не смог, так как не хватало денег, которые он добывал уроками музыки.

Тем не менее, во время учебы на математическом факультете, были созданы первые небольшие музыкальные произведения – романс и фантазия.

Оставив учебу, молодой человек вместе с меценатом Улыбышевым отправился в Петербург. Там произошла судьбоносная встреча с Глинкой, который одобрил музыкальную деятельность новичка и поощрил его к выступлениям на публике.

Милий начал выступать как виртуоз-пианист, хотя не имел классического музыкального образования. Став известным в музыкальных кругах, молодой музыкант решил создать музыкальную школу на бесплатной основе. В школьных концертах Милий был дирижером оркестровых пьес, а хоровыми руководил Ломакин.

Уже известный М. Глинка запомнил и оценил дирижера и вскоре пригласил его руководить постановкой опер в Прагу. Во многом, благодаря упорству и энергии Милия, оперы были поставлены и имели бешеный успех у публики.

После премьер музыкант вернулся на родину и стал руководителем русского музыкального общества, оркестр которого исполнял в основном произведения русских композиторов.

Тем временем основанная бесплатная музыкальная школа осталась без директора, и Балакиреву пришлось стать ее руководителем. После отстранения от симфонических собраний он стал обычным служащим на железной дороге, сделав это для заработка.

Спустя почти десяток лет он вернулся в музыку, вновь став руководителем музыкальной школы. После этого занял должность заведующего придворной капеллой.

Для капеллы он сделал очень много, начиная с постройки нового здания, соответствующего его назначению – там появились просторные залы и большие помещения для обучающихся.

Кроме того, он разработал научную программу младших классов и нашел занятие для тех, кто по какой-то причине потерял голос.

Скончался пианист и дирижер в 1910 году в Санкт-Петербурге.

Достижения Милия Балакирева:

Стал одним из создателей русского фортепианного стиля
Организовал одну из первых бесплатных музыкальных школ
Создал вокальные, фортепианные и инструментальные произведения, ставшие классикой русской музыки
Написал около сорока романсов, ставших популярными
Издал сборник русских народных песен

Даты из биографии Милия Балакирева:

1837 г. появился на свет
1849 г. поступил в дворянский институт
1853 г. стал вольнослушателем университета в Казани
1855 г. отправился в Петербург
1862 г. основал музыкальную школу
1866 г. приглашен в Прагу
1867 г. стал дирижером Русского музыкального общества
1881 г. возглавил музыкальную школу
1883 г. начал заведовать придворной капеллой
1898 г. окончил работу над 1-й симфонией
1910 г. скончался

Интересные факты Милия Балакирева Милия Балакирева:

Работал в жанре симфонической музыки
Был приглашен на должность профессора в консерваторию, но отказался ее занять, так как не имел классического музыкального образования и не считал себя достойным этой должности
Руководил организацией композиторов и музыкантов «Могучая кучка»

«Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие»

В. В. Стасов

2 января наступившего 2017 года исполнилось 180 лет со дня рождения одного из талантливейших композиторов XIX века, пианиста и дирижёра Милия Алексеевича Балакирева, которому досталась исключительная роль в истории русской музыкальной культуры - возглавить новое и яркое направление в ней, связанное с творчеством композиторов, вошедших в балакиревский кружок, получивший также названия «Новая русская музыкальная школа» и «Могучая кучка».

Историю не только русской, но и мировой музыкальной культуры невозможно представить без искусства Модеста Петровича Мусоргского

(фото слева) , Александра Порфирьевича Бородина (фото справа) , Николая Андреевича Римского-Корсакова - великих «кучкистов». Как же сформировалось необычное творческое содружество, и каким человеком и музыкантом был Балакирев?

Родился будущий композитор 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Его отец, Алексей Константинович, был потомственным дворянином. Род Балакиревых был старинным, берущим своё начало в XIV веке. Первые письменные сведения о нём относятся к 1629 году. В записях же дворянских книг Нижегородской губернии о нём упоминается в 1798 и 1902 годах. Балакиревы записаны, в шестой части этих книг, в которую заносились только «древние благородные дворянские роды».

Герб Балакиревых

Военная служба была традицией в роду Балакиревых. Среди предков композитора многие плечом к плечу сражались с Дмитрием Донским, состояли на службе у Ивана Грозного и Петра Великого. Прадед композитора был секунд-майором, дед - лейтенантом морской артиллерии. Позже род Балакиревых обеднел. В результате отец Милия Алексеевича перешёл на штатскую службу и стал чином IX класса - титулярным советником, жалование которого было невелико.

Мама М.А. Балакирева, Елизавета Ивановна, была урождённой Яшеровой. Предположительно, она была из рода дворян, живших в Нижнем Новгороде. В семье Яшеровых было распространено имя Милий, которое в переводе с греческого означает «Яблочный».

В семье Балакиревых родились четверо детей - старший Милий и сестры Анна, Мария и Варвара (на фото справа - отец Балакирева с дочерьми)

Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным. Его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Искренняя вера всегда оставалась для Балакирева до последних его дней опорой жизни и творчества.

С раннего возраста проявились музыкальные способности Милия. Сначала обучение музыки происходило в форме игры - отец подарил мальчику игрушечный орган. Затем, когда ему исполнилось 8 лет, мама и старшая сестра стали заниматься с ним игрой на фортепиано. Позже Елизавета Ивановна отвезла сына в Москву, где он получил 10 уроков у известного композитора, профессора консерватории Александра Ивановича Дюбюка (портрет слева ), который высоко оценил талант юного пианиста и настоятельно рекомендовал продолжать музыкальные занятия. Будущий композитор лишился матери, когда ему ещё не исполнилось 10 лет. Она умерла в 1847 году, когда Милий учился в гимназии.

30 декабря 1846 года Милий поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. В школьные годы Балакирев отличался весёлым нравом, слыл мастером проказ и считался «острым на язык». Сверстники его прозвали «коноводом».

Из-за тяжелого материального положения 6 сентября 1849 года, отец переводит сына в Нижегородский Александровский Дворянский институт, где он мог жить и обучаться за счет дворянства. Дочерей взяли на воспитание родственники. Учась в институте, Милий стал брать уроки музыки у Карла Карловича Эйзериха, знаменитого в Нижнем Новгороде дирижёра, пианиста, педагога и обладателя большой нотной библиотеки. Он не только учил, но и культурно развивал своих учеников (пение хором, знакомство с музыкой различных композиторов, ансамблевое музицирование). Карл Эйзерих, участвовал в качестве пианиста и дирижёра в музыкальных вечерах в доме нижегородского помещика Александра Дмитриевича Улыбышева (портрет справа ) - просвещённого дилетанта, мецената, одного из первых музыкальных критиков в России, автора первой русской монографии о Моцарте. Эта книга была известна не только в России, но и в Европе, тем более, что написана она была на французском языке (несколько лет Улыбышев был редактором газеты «Journal de St. Petersbourg»). На русский язык книгу о своём любимейшем композиторе переведёт П.И. Чайковский в 1890 году. Балакирев часто бывал у Александра Дмитриевича, беседовал с ним об искусстве и участвовал в концертах в качестве дирижёра, концертмейстера или пианиста. В 15 лет он занял ведущее положение среди музыкантов Нижнего Новгорода. Под влиянием Улыбышева молодой Балакирев начал формироваться как композитор. Милий называл Улыбышева вторым отцом или отцом в музыке. Ведь именно он дал молодому музыканту «путёвку в жизнь», а позже, перед смертью, завещал ему значительную часть своего состояния и уникальную нотную библиотеку. Руководя выступлениями музыкантов в доме Улыбышева, Милий проявил незаурядный талант организатора. Здесь же проявился его педагогический талант – именно ему приходилось разучивать партии с певцами-любителями. После отъезда Эйзериха из города, ученик его успешно заменил. Вот что писал о нём А.Д. Улыбышев: «Любо было смотреть, как он сидел за инструментом, спокойный, серьёзный, с огненными глазами…твердый в такте, как метроном…Балакирев обладает решительным талантом как сочинитель…» Кроме того, молодой музыкант дирижировал симфоническим оркестром в зале Дворянского собрания и в театре на Нижегородской ярмарке. Самыми яркими музыкальными впечатлениями в эти годы для Балакирева становится 1-й концерт для фортепиано с оркестром Ф. Шопена и опера М.И. Глинки «Жизнь за царя". Музыка этих композиторов на всю жизнь стала для него эталоном.

Ф. Шопен, концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Исп. Марта Аргерих

К этому времени относятся первые попытки сочинения Балакиревым музыкальных произведений: септета для фортепиано, струнных инструментов, флейты и кларнета (написана была лишь 1-я часть) и Фантазии на русские темы для фортепиано с оркестром (тоже не законченная).

В 1853 году Балакирев окончил институт и поступил вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но в 1854 году возвратился в родной город. Невозможность дальнейшего обучения была связана с материальными трудностями (Милий жил на скудные средства, заработанные уроками игры на рояле), а также, с растущим увлечением музыкой. В Казани было написано несколько произведений, среди которых фортепианная фантазия на темы из оперы «Жизнь за царя» Глинки.

Фортепианная фантазия на темы из оперы «Жизнь за царя». Исп. А. Палей

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

В декабре 1855 года Улыбышев отвез Балакирева в Петербург и познакомил со своим другом - композитором М.И. Глинкой, который предсказал талантливому юноше большое будущее. Своей сестре Людмиле Ивановне Шестаковой Глинка сказал: «...в Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие ко мне во всём, что касается музыки. Со временем он будет второй Глинка». Дружба Балакирева с сестрой Глинки длилась долгие годы. Одно из свидетельств тому - фотография с её автографом, подаренная М.А. Балакиреву, в память о закладке в Смоленске 16 сентября 1883 года памятника М.И. Глинке.

На фото справа - Л.И.Шестакова. Фотография с её автографом, подаренная М.А.Балакиреву, в память о закладке в Смоленске 16 сентября 1883 года памятника М.И.Глинке.

Милий Алексеевич часто бывал у Глинки, играл ему свои произведения, включая и фантазию на темы из «Жизни за царя», участвовал в ансамблях для двух роялей. Уезжая в Берлин в 1856 году, незадолго до своей смерти, Глинка подарил Балакиреву свой портрет и музыкальные темы, среди которых были записанные в Испании. На одну из них молодой композитор в 1857 году написал «Увертюру на тему испанского марша».

? «Увертюра на тему испанского марша». Дирижёр - Е. Светланов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Позже, в память о своём любимом композиторе, он напишет переложение для фортепиано романса Глинки «Жаворонок».

Переложение для фортепиано романса Глинки «Жаворонок». Исп. Е. Бекман-Щербина

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Улыбышев, чтобы помочь молодому музыканту обустроиться в Петербурге, предпослал его появлению заметку, напечатанную в «Северной пчеле», где о Балакиреве говорилось следующее: «Он наш нижегородский дворянин, девятнадцати лет от роду и любитель (каких немного). Не спрашивайте, как и где он, не бывавши ни в Москве, ни в Петербурге, выучился музыке. Заезжие пианисты, которые давали здесь концерты, были его учителями, сами того не зная. Всматривался, прислушивался и узнавал. С девятого года он играл уже замечательным образом. Теперь он играет как виртуоз, и этим не ограничиваются удивительные музыкальные его способности. Во-первых, ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтобы передать её без нот во всей точности на фортепьяно. Во-вторых, читает он с листа всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно (т.е., транспонирует - Н.С.)».

В Петербурге Балакирев становится известным в музыкальных кругах. Он с успехом исполняет свои фортепианные произведения, о нём пишут в газетах. Многие известные фамилии приглашают его для участия в домашних концертах, на которых бывают и члены царской семьи. Кроме того, он также работает частным учителем фортепианной игры, чем и зарабатывает себе на жизнь. В доме Глинки он познакомился с замечательным композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским, с композитором и критиком Александром Николаевичем Серовым, с Владимиром Васильевичем Стасовым (портрет слева) – художественным и музыкальным критиком, историком искусства, писателем, почётным членом Петербургской академии наук, который был старше Милия на 13 лет. Эта дружба сохранялась вплоть до смерти Стасова в 1906 году.

К лучшим сочинениям Балакирева в 50 - 60-е годы относятся: Увертюра на 3 русские темы, музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», 14 романсов, в которых отразилось влияние вокального творчества Глинки и Даргомыжского, стремившихся звуками передать чувства героев, интонации речи и красоту стихов, лежащих в основе романсов. Балакирев написал около 50 романсов на стихи поэтов-современников - А.К. Толстого, Голенищева-Кутузова, Мея, Фета, но ближе всех ему были Кольцов и Лермонтов, на стихи которых написаны его лучшие романсы.

Романс «Песня Селима» на стихи М. Ю. Лермонтова из поэмы «Исмаил-Бей». Исп. В. Чернов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Песня золотой рыбки» на стихи М. Ю. Лермонтова из поэмы «Мцыри». Исп. Н. Казанцева

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Приди ко мне» на стихи А. Кольцова. Исп. А. Мартынов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Обойми, поцелуй» на стихи А. Кольцова. Исп. С. Лемешев. Дирижёр - В. Федосеев

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Критик А. Н. Серов назвал эти романсы «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

В увертюре на 3 русские темы Балакирев (написана в 1858 г., 2-я редакция - в 1881 г.), как и Глинка в «Камаринской», использовал подлинные народные песни разных характеров и жанров. Вступление основано на былинном напеве «Как не белая берёза в поле прилегла» (былина про Добрыню), после развития которой появляются хороводная «Во поле берёзонька стояла» и плясовая «Я вечор млада во пиру была».

Увертюра на 3 русские темы. Дирижёр - Е. Светланов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

В 1856 году Милий Алексеевич познакомился с молодым военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи (портрет справа ), с которым вскоре подружился на основе общих музыкальных интересов.В 1857 г. он познакомился с выпускником школы гвардейских подпрапорщиков Модестом Петровичем Мусоргским, в 1861г. - с семнадцатилетним гардемарином Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, а в 1862 г. с профессором Медико-хирургической академии, доктором медицины, учёным - химиком, практикующим врачём и хирургом, автором многих научных трудов по химии и бальнеологии Александром Порфирьевичем Бородиным. Так, в 1862 году и образовался «балакиревский кружок». Все новые друзья Балакирева страстно увлекались музыкой, играли на различных инструментах и пробовали свои силы в деле сочинения музыки. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, правилами и приёмами оркестровки, с гармонией. Напомню о том, что он не имел профессинального музыкального образования, т.к. в это время в России ещё не было консерваторий. Авторитет Балакирева в то время был столь высок, что он сделался лидером и вождём кружка, будучи даже младше двух его членов - Бородина и Кюи. Римский -Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» пишет: «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние как никто другой». Кстати, о таланте и музыкальной памяти Балакирева ходили легенды. Одарён он был феноменально и музыкальная память у него была абсолютная. Любой мотив, любую пьесу он схватывал со слуха и мог немедленно повторить. Рассказывают о том, как Даргомыжский как-то отказался дать ему ноты своего нового романса, а после, когда Балакирев ушёл, воскликнул: «Что из того, что я не дал ему ноты? Ведь я сыграл при нём, стало быть, уж он знает!»

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались. Отмечая недостатки, Милий Алексеевич подсказывал как следует их исправить. Нередко он сам дописывал какие-либо фрагменты произведений и инструментовал их. Большое место в занятиях занимало изучение произведений европейских и русских классиков. В.В. Стасов, ставший другом и идейным вдохновителем членов кружка, писал: «Беседы Балакирева были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический или университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Кроме музыкальных, на занятиях обсуждались проблемы общественной жизни, литературные произведения общеэстетитческие вопросы. Кружковцы встречались с писателями - Тургеневым, Писемским, художником Репиным, скульптором Антокольским.

Слева - портрет Балакирева. Художник - Николай Мещанинов.

Продолжение следует.

Он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра - Карла Эйзериха . Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант , меценат , автор первой русской монографии о Моцарте .

Музыка

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году , а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы) . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между и 1895 годами .)

Среди других неупомянутых произведений - 2 симфонии ( ; ), Сюита для оркестра ( - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта ( ; - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её () хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

Общий список произведений

Оркестровые произведения

  • «Король Лир» (Музыка к трагедии Шекспира)
  • Увертюра на теми трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша
  • «В Чехии» (симфоническая поэма на три чешские народные песни)
  • «1000 лет» («Русь»). Симфоническая поэма
  • «Тамара». Симфоническая поэма
  • Первая симфония C-dur
  • Вторая симфония d-moll
  • Сюита, составленная из 4 пьес Шопена

Романсы и песни

  • Ты пленительной неги полна (А. Головинский)
  • Звено (В. Туманский)
  • Испанская песня (М. Михайлов)
  • Песня разбойника (А. Кольцов)
  • Обойми, поцелуй (А. Кольцов)
  • Баркаролла (А. Арсепьев из Гейне)
  • Колыбельная песня (А. Арсепьев)
  • Взошел па небо месяц ясный (М. Япенич)
  • Когда беззаботно, дитя, ты резвишься (К. Вильде)
  • Рыцарь (К. Вильде)
  • Так и рвется душа (А. Кольцов)
  • Приди ко мне (А. Кольцов)
  • Песня Селима (М. Лермонтов)
  • Введи меня, о, ночь (А. Майков)
  • Еврейская мелодия (М. Лермонтов из Байрона)
  • Исступление (А. Кольцов)
  • Отчего (М. Лермонтов)
  • Песня золотой рыбки (М. Лермонтов)
  • Песня старика (А. Кольцов)
  • Слышу ли голос твой (М. Лермонтов)
  • Грузинская песня (А. Пушкин)
  • Сон (М. Михайлов из Гейне)
  • Над озером (А. Голенищев-Кутузов)
  • Пустыня (А. Жемчужников)
  • Не пенится море (А. Толстой)
  • Когда волнуется желтеющая нива (М. Лермонтов)
  • Я любила его (А. Кольцов)
  • Сосна (М. Лермонтов из Гейне)
  • Nachtstiick (А. Хомяков)
  • Как наладили (Л. Мей)
  • Среди цветов поры осенней (И. Аксаков)
  • Догорает румяный закат (В. Кульчинский)
  • Запевка (Мей)
  • Сон (Лермонтов)
  • Беззвездная полночь дышала прохладой (А. Хомяков)
  • 7-е ноября (А. Хомяков)
  • Я пришёл к тебе с приветом (А. Фет)
  • Взгляни, мой друг (В. Красов)
  • Шепот, робкое дыханье (А. Фет)
  • Песня (М. Лермонтов)
  • Из-под таинственной холодной полумаски (М. Лермонтов)
  • Спи (А. Хомяков)
  • Заря (А. Хомяков)
  • Утес (М. Лермонтов)
  • Сборник русских народных песен (40) для одного голоса с фортепиано

Фортепианные произведения

  • «Исламей»
  • Соната b-moll
  • Колыбельная песня
  • Каприччио
  • Песня рыбака
  • Думка
  • Фантастическая пьеса. Прялка
  • Песнь гондольера. Юмореска
  • Экспромт на темы двух прелюдий Шопена
  • Семь мазурок
  • Испанская мелодия
  • Три ноктюрна
  • Novellette
  • Грезы
  • Три скерцо
  • Испанская серенада
  • Тарантелла
  • Токката
  • Полька
  • В саду (Идиллия)
  • Меланхолический вальс
  • Бравурный вальс
  • Вальс-экспромт
  • Семь вальсов
  • Эскизы, Tyrolienne
  • Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром

Обработки, имеющие значение самостоятельных произведений

  • Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин»
  • Транскрипция на «Жаворонка» Глинки
  • на «Аррагонскую хоту» Глинки
  • на «Ночь в Мадриде» Глинки
  • Вступление к «Бегству в Египет» Берлиоза
  • Неаполитанская песня Ф. Листа
  • «Не говори», романс Глинки
  • Berceuse В. Одоевского
  • Каватина из квартета Бетховена, ор. 130
  • Романс из концерта Шопена, ор. 11
  • Увертюра к опере Ундина А. Львова (переложение и 4 руки)
  • Два вальса-каприз (переложение вальсов А. С. Танеева)
  • Для фортепиано в 4 руки
  • Сборник 30 русских песен
  • Сюита: а) Полонез, б) Песенка без слов, в) Скерцо

Для двух фортепиано в 4 руки

  • Бетховен. Квартет ор. 95, f moll

Для виолончели с аккомпанементом фортепиано

  • Романс

Хоровые произведения

  • Колыбельная песня (для женских или детских голосов с сопровождением малого оркестра или рояля),
  • Две былины для смешанного 4-х голосного хора: а) Никита Романович, б) Королевич из Кракова
  • Кантата на открытие памятника Глинке
  • Мазурка Шопена (переложение для смешанного хора a capella, слова Л. Хомякова)

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1861 - доходный дом - Офицерская улица , 17;
  • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
  • 1882-1910 - доходный дом - Коломенская улица , 7, кв. 7.

Память

  • Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
  • Улица Балакирева (Владимир)
  • Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот «М. Балакирев»
  • Детская музыкальная школа имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)

Напишите отзыв о статье "Балакирев, Милий Алексеевич"

Примечания

Литература

  • Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая. - Л. , 1967.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Балакирев, Милий Алексеевич

[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.
«Je vous avoue, que je comprends tres peu toutes ces affaires de legs et de testament; ce que je sais, c"est que depuis que le jeune homme que nous connaissions tous sous le nom de M. Pierre les tout court est devenu comte Безухой et possesseur de l"une des plus grandes fortunes de la Russie, je m"amuse fort a observer les changements de ton et des manieres des mamans accablees de filles a Marieier et des demoiselles elles memes a l"egard de cet individu, qui, par parenthese, m"a paru toujours etre un pauvre, sire. Comme on s"amuse depuis deux ans a me donner des promis que je ne connais pas le plus souvent, la chronique matrimoniale de Moscou me fait comtesse Безухой. Mais vous sentez bien que je ne me souc nullement de le devenir. A propos de Marieiage, savez vous que tout derienierement la tante en general Анна Михайловна, m"a confie sous le sceau du plus grand secret un projet de Marieiage pour vous. Ce n"est ni plus, ni moins, que le fils du prince Basile, Anatole, qu"on voudrait ranger en le Marieiant a une personne riche et distinguee, et c"est sur vous qu"est tombe le choix des parents. Je ne sais comment vous envisagerez la chose, mais j"ai cru de mon devoir de vous en avertir. On le dit tres beau et tres mauvais sujet; c"est tout ce que j"ai pu savoir sur son compte.
«Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller diner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles a atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et eleve l"ame. Adieu. Mes respects a monsieur votre pere et mes compliments a m elle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime. Julie».
«P.S.Donnez moi des nouvelles de votre frere et de sa charmante petite femme».
[Вся Москва только и говорит что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в Своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове; который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда нибудь наше прощанье и всё, что говорилось при прощании. Всё это еще слишком свежо… Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом.
«Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]
Княжна подумала, задумчиво улыбаясь (при чем лицо ее, освещенное ее лучистыми глазами, совершенно преобразилось), и, вдруг поднявшись, тяжело ступая, перешла к столу. Она достала бумагу, и рука ее быстро начала ходить по ней. Так писала она в ответ:
«Chere et excellente ami. Votre lettre du 13 m"a cause une grande joie. Vous m"aimez donc toujours, ma poetique Julie.
L"absence, dont vous dites tant de mal, n"a donc pas eu son influenсе habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l"absence – que devrai je dire moi, si j"osais me plaindre, privee de tous ceux qui me sont chers? Ah l si nous n"avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez vous un regard severe, quand vous me parlez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamiene pas. Me parait seulement que l"amour chretien, l"amour du prochain, l"amour pour ses ennemis est plus meritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspire les beaux yeux d"un jeune homme a une jeune fille poetique et aimante comme vous.
«La nouvelle de la mort du comte Безухой nous est parvenue avant votre lettre, et mon pere en a ete tres affecte. Il dit que c"etait avant derienier representant du grand siecle, et qu"a present c"est son tour; mais qu"il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j"ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un coeur excellent, et c"est la qualite que j"estime le plus dans les gens. Quant a son heritage et au role qu"y a joue le prince Basile, c"est bien triste pour tous les deux. Ah! chere amie, la parole de notre divin Sauveur qu"il est plus aise a un hameau de passer par le trou d"une aiguille, qu"il ne l"est a un riche d"entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accable de cette richesse, que de tentations n"aura t il pas a subir! Si on me demandait ce que je desirerais le plus au monde, ce serait d"etre plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille graces, chere amie, pour l"ouvrage que vous m"envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu"au milieu de plusurs bonnes choses il y en a d"autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me parait assez inutile de s"occuper d"une lecture inintelligible, qui par la meme ne pourrait etre d"aucun fruit. Je n"ai jamais pu comprendre la passion qu"ont certaines personnes de s"embrouiller l"entendement, en s"attachant a des livres mystiques, qui n"elevent que des doutes dans leurs esprits, exaltant leur imagination et leur donnent un caractere d"exageration tout a fait contraire a la simplicite chretnne. Lisons les Apotres et l"Evangile. Ne cherchons pas a penetrer ce que ceux la renferment de mysterux, car, comment oserions nous, miserables pecheurs que nous sommes, pretendre a nous initier dans les secrets terribles et sacres de la Providence, tant que nous portons cette depouille charienelle, qui eleve entre nous et l"Eterienel un voile impenetrable? Borienons nous donc a etudr les principes sublimes que notre divin Sauveur nous a laisse pour notre conduite ici bas; cherchons a nous y conformer et a les suivre, persuadons nous que moins nous donnons d"essor a notre faible esprit humain et plus il est agreable a Dieu, Qui rejette toute science ne venant pas de Lui;que moins nous cherchons a approfondir ce qu"il Lui a plu de derober a notre connaissance,et plutot II nous en accordera la decouverte par Son divin esprit.
«Mon pere ne m"a pas parle du pretendant, mais il m"a dit seulement qu"il a recu une lettre et attendait une visite du prince Basile. Pour ce qui est du projet de Marieiage qui me regarde, je vous dirai, chere et excellente amie, que le Marieiage, selon moi,est une institution divine a laquelle il faut se conformer. Quelque penible que cela soit pour moi, si le Tout Puissant m"impose jamais les devoirs d"epouse et de mere, je tacherai de les remplir aussi fidelement que je le pourrai, sans m"inquieter de l"examen de mes sentiments a l"egard de celui qu"il me donnera pour epoux. J"ai recu une lettre de mon frere, qui m"annonce son arrivee a Лысые Горы avec sa femme. Ce sera une joie de courte duree, puisqu"il nous quitte pour prendre part a cette malheureuse guerre, a laquelle nous sommes entraines Dieu sait, comment et pourquoi. Non seulement chez vous au centre des affaires et du monde on ne parle que de guerre, mais ici, au milieu de ces travaux champetres et de ce calme de la nature, que les citadins se representent ordinairement a la campagne, les bruits de la guerre se font entendre et sentir peniblement. Mon pere ne parle que Marieche et contreMarieche, choses auxquelles je ne comprends rien; et avant hier en faisant ma promenade habituelle dans la rue du village, je fus temoin d"une scene dechirante… C"etait un convoi des recrues enroles chez nous et expedies pour l"armee… Il fallait voir l"etat dans lequel se trouvant les meres, les femmes, les enfants des hommes qui partaient et entendre les sanglots des uns et des autres!