Краски темперные. Что такое темпера? История необычной краски Что значит темперные краски

  • Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare - смешивать краски) - водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии - натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.

    Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

    Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

    В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее - водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее - водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ - поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет - некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медлено твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность 300 лет.

    Акриловая темпера (называемая часто просто "акрил"), в зависимости от бренда, может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака. Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Но Воско-масляная темпера имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон и т. п.) после высыхания легко растворяются и смываются водой. Это со одной стороны хорошо (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей - с акрилом это будет достаточно сложно), но ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски. Но после 20-30 дней полимеризуется, становится нерастворимой в воде. При натирании шерстяной тканью поверхность красочного слоя приобретает небольшой блеск за счет мельчайших частиц выделившегося воска.

    Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись. Хотя после высыхания казеина, краска становиться нерастворимой в воде процесс полимеризации масла продолжается длительное время.

    В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок. Темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед ис

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Преимущества покупки темперных красок

Изготавливаемые ранее самостоятельно художниками в домашних условиях, темперные краски сейчас производятся в промышленных масштабах. Краски домашнего приготовления имеют меньший срок хранения, чем фабричные. В домашних условиях их, как правило, готовят из яйца (или только желтка) на один раз.

Промышленное производство темперы решило целый ряд вопросов – точное соблюдение пропорций позволяет получать стабильные предсказуемые оттенки, тубы более компактны, их удобно использовать. Увеличение срока хранения позволяет приступать к работе и заканчивать ее, не ориентируясь на количество заготовленной краски. Кроме того, у художника снижается количество подготовительных работ и больше времени остается для непосредственного творчества.

Сегодня купить темперные краски можно готовыми как в наборах, так и в отдельных тубах. Кроме уже описанных, есть и другие преимущества использования этого вида красок:

    Легко и плотно ложатся, обеспечивая равномерное покрытие, четкую детализацию;Используются для разных поверхностей;Широкие возможности письма в разных техниках;Разнообразие эмульсий позволяет еще более расширить возможности художника;Не трескаются со временем;Сохраняют цвет и оттенки столетиями, не изменяясь (некоторые виды эмульсии потребуют дополнительного лакирования для долговечности);Яркие насыщенные цвета, удобные и интересные в творчестве.

Учитывая количество преимуществ современной темперы, неудивительно, что эта разновидность красок пользуется такой популярностью среди современных художников. Купить темперные краски нужных оттенков, в требуемом количестве, у которых срок использования не ограничивается сутками, безусловно, проще, чем изготовить.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная. Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Современная основа для письма темперой

Разнообразие интересов современной творческой личности может не ограничиваться одним или двумя видами рабочего материала. Пейзаж на холсте, роспись на шкатулке, миниатюра на камне – одной из самых широких областей применения обладает темпера. Одинаково хорошо ложится и на деревянную поверхность, и на холст, и на камень. Универсальная профессиональная краска удовлетворит запросам самых требовательных художников.

Темпера это не только термин краски, но и специальная техника живописи, которая известна практически с самого начала творческой деятельности человека. В наше время термин темпера ограничивается только краской, в состав которой входят связующие эмульсии (водные суспензии в масле или масло в воде).

Конечно, масло и вода, в принципе, не дают никакой связи, поэтому необходимо наличие эмульгаторов — различные смеси, в ​​том числе природного происхождения. Следует признать, что занимает промежуточное положение между и , а результаты, полученные с его помощью также характеризуется вышеуказанными методами. Очень важно, что вы можете рисовать темперой в качестве маркера на различных поверхностях. Эта краска также может быть использована как в станковой или полихромной живописи и нанесении рисунков на стены. Стоит помнить, что техника темперы не ограничивается яичной темперой, к которой большинство из нас относят этот вид краски, методов создания темперы много, и их название зависит от связующего вещества:

  • яичная темпера
  • темпера жирная
  • казеиновая темпера
  • темпера смоляная и т.д.

Н а самом деле, выбор типа связующего зависит от того, нужно ли вам приблизиться к визуальным эффектам масла или акварели. Стоит помнить также, что если вы добавляете в яичную темперу воды для того, чтобы разбавить ее, то легко получить прозрачный слой, подобный акварельному эффекту. Когда мы имеем дело с жирной темперой — результат мы получим похожим на масло. Кроме того, иногда бывает трудно отличить темперу от масла, особенно когда готовую работу покрывают дополнительно слоем лака. Эмульсионные связующие, которые используются при подготовке темперной краски имеют неограниченное количество комбинаций и способов их получения. Есть некоторые твердые рецепты, но состав темперы в значительной степени, в дополнении к связующему, определяет способ и технику живописи.

В настоящее время, мы не можем дать четкое определение той или иной темпере, и есть только несколько свойств, которые отличают методы создания краски друг от друга и являются специфическими для различных типов, которые в значительной степени зависят от используемого в них клея.

Техника написания работ темперой характеризуется:

  • Изысканными линиями
  • Люк (бар) способ живописи
  • Живопись методом глазури или покрытия
  • Невозможность рисовать мокрый-по-мокрому (шелушение краски, из-за ограниченной мощности связующего)
  • Очень быстрая сушка
  • Отсутствие тональных изменений, вызванных течением времени
  • Отсутствие влагостойкости
  • После высыхания краска остается гибкой — это предотвращает растрескивание

Техника темперной живописи чрезвычайно сложный процесс, который дает хорошие результаты в финале. Независимо от типа темперы (того какая эмульсия используется) существует три типа живописи:

Подмалевок — система живописи, состоящая из постепенного нанесения на картину света и тени (а иногда и наоборот). При использовании этого метода, темпера имеет внешний вид похожий на масляную краску, но является более интенсивной и менее скучной на вид. Для подмалевка лучше всего подходит казеиновая темпера. Это потому, что для того, чтобы покрыть готовую работу лаком, краска должна иметь сильное связующее. В дополнение к основе, эмульсии также должны применяться в соответствии с техникой живописи — жирный раствор с низкой впитывающей. Стоит отметить, что в живописи темперой, картину, в отличие от масляной живописи, покрывают лаком для защиты от влаги. Следует иметь в виду, что слой лака не должен быть слишком толстым, потому что вы можете затемнить картину, а также может подчеркнуть все неравенства картины.

Лазурирование — техника, напоминающая способ работы с акварелью. Он основан на создании картин при помощи прозрачных тонов, которые накладываются слой на слой. Картины, выполненные темперой в технике лазурировнаия значительно отличается от работ, при создании которых использовался метод подмалевок. В этом случае можно использовать все типы эмульсий, которые растворимы в воде, учитывая, что и подложка, и раствор должен быть абсорбентами. Поглощающее свойство последних позволит надежно закрепить более нижние слои краски. Данный метод живописи технологически можно использовать как для достижения эффекта глазури, так и для создания непрозрачных слоев. Такой прием используется в основном в декоре стен, плакатов, конструкций и эскизов.


Подмалевок-лазурирование , смешанная (комбинированная) технника — это самый распространенный способ живописи темперой. Он сочетает в себе два предыдущих способа живописи. Первое нанесение осуществляется с помощью непрозрачного слоя краски, в то время как остальные тона изображения дополняются глазурироваными или полупрозрачными слоями. Здесь стоит вспомнить старый принцип, который заботится об эстетике работы — место с теплой цвета земли должна быть холодной — и наоборот. Это интересная техника, которая опирается на сочетание в пределах темперной краски подмалёвка картины и финальной отделки картины. Стоит помнить, что подобная техника далеко не новая, пусть второе ее возрождение и пришлось на ХХ век, но первые упоминания о ней находятся в записях, датированных еще пятнадцатым веком. Смесь двух техник дает ряд интересных возможностей. Первый слой темперы следует наносить относительно быстро, также быстро он сохнет, чего нельзя позволить себе при работе с маслом.

Конечно, вопрос о быстром высыхании краски является и отрицательной чертой. С одной стороны, это дает возможность быстрого творческого процесса, с другой — делает невозможным сделать несколько этапов работы над картиной. Тем не менее, есть способ, чтобы замедлить процесс сушки — просто добавьте небольшое количество глицерина, сахара или меда. Заметим, однако, что если добавить слишком много этих веществ, они ​​могут вызвать процесс развития деградации.

Темпера сохнет определенным образом, как правило, без блеска. Изменение тона при сушке является одной из трудностей в живописи темперой, так что вы должны предварительно поставить темные тона или использовать связующее, которое не разводится в воде.

Лучшие результаты получаются с применением глазури, тонким слой краски для финишного покрытия. Этот метод труден в исполнении, и становится стабильным, устойчив к погодным условиям только тогда, когда клей и затирка будут приготовлены должным образом. Холстом для этой техники может быть практически любой субстрат, не обязательно дерево, которое было самым старым и самым используемым типом холста.

Натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко - только во фресках - нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи . История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА , связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения. При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая. Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи . В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - традиционная техника иконописи , где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком . Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех , Мстёра, Холуй). По увлажнённой штукатурке (извести) темперой с древнейших времён выполняются настенные росписи.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 196, 379-380. - 416 с. - 500 000 экз.

Ссылки

  • Рецепты приготовления натуральных темперных красок из минералов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Темпера" в других словарях:

    - (итал. tempera, от temperare смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с… … Художественная энциклопедия

    - (ит.). 1) все, что входит жидкого в живописные краски. 2) особый род живописи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМПЕРА ит., от tempera, всякая жидкая смесь для сухих красок. Род живописи красками,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэмпера], темперы, жен., а также нескл. (итал. tempera) (живоп.). 1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tempera), живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.) … Современная энциклопедия Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    темпера - темпера. Произносится [тэмпера] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    темпера - На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде;… … Словарь живописи и реставрации

Краски темперные известны с древних времен. Так художники именовали приготовленные на основе сухих порошковых пигментов и связующего их клея материалы для создания своих бессмертных произведений. Прилагательное «темперные» происходит от латинского слова temperare, переводимое как «соединять, смешивать».

Особенности темперы

Чем же своеобразны краски темперные? В старину добывали, в основном, из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом - яичным желтком, соком некоторых растений, или нефтью. Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. До того как были изобретены (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок, икон и произведений станкового искусства. Стиль такой живописи неповторим и своеобразен, вот почему и в наши не утрачивают интереса к темперным краскам.

Яичная темперная краска

Краски темперные на основе яичной эмульсии включают в состав куриный желток, масло и скипидарный лак. От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Например, избыток масла делает краску похожей на масляную, а излишки лака придадут нанесенному на холст материалу больше хрупкости. В Византии и в России яичная темпера широко использовалась в иконописи, в народных промыслах, при помощи нее на стены храмов наносились фрески. В те далекие времена связывающее сухой пигмент вещество готовили, добавляя к куриному желтку воду, квас, вино или уксус. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком.

Казеиновые и растительные темперные краски

Кроме распространенной яичной эмульсии темпера нередко готовилась на основе раствора казеина, лака и масла. Также краски темперные делали на базе растительных эмульсий. С этой целью использовали гуммиарабик, клейкое вещество из картофельного или кукурузного крахмала (декстрин) или вишневый клей. Такие краски отличаются невесомостью тонов и дольше остаются свежими, а потому их охотно используют на фабриках, производящих материалы для живописи.

Современные технологии в изготовлении красок

Новые темперные краски основаны на искусственных пигментах и полимерах. Они обладают большей прочностью и не требуют лакового покрытия, поскольку не смываются и не растворяются водой.

Среди востребованных современных средств живописи выделяются темперные краски «Мастер-класс». Серия изготавливается из натуральных и искусственных пигментов на основе поливинилацетатной дисперсии. Пастообразная краска серии «Мастер-класс» широко используется в живописи и дизайнерских работах. Высыхая, она образует несмываемую

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Как рисовать подобным материалом и каких тонкостей техники он требует - тема для отдельного разговора. Коснемся здесь лишь плюсов и минусов темперы, не потерявшей привлекательности для современных мастеров. Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. В отличие от образцов масляной живописи, полотна, написанные темперой, не меняют оттенков, не желтеют и не темнеют со временем. Поскольку темперные краски высыхают быстро, можно не беспокоиться о том, что с течением времени цветной слой будет претерпевать изменения в объеме, а значит, картина не облупится и не растрескается. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон - светлеют или темнеют.