Конспект урока русского языка на тему: "Пунктуация. Функции знаков препинания."

Тема Урока: « ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »

Урок поготовил учитель начальных класс

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Зубкова Татьяна Ивановна

Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся понятия «интонация» и ознакомления со знаками препинания в конце предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: определять существен­ные признаки предложения (законченность мысли и интонация конца); находить границы предложения, составлять их схемы; определять количество слов в предложении.

Личностные: участвуют в процессе обучения, имеют позна­вательные интересы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-симво-лические средства, в том числе схемы для решения задач; логи­ ческие - сравнивают предложения с разной интонацией, опреде­ляют соответствие интонационных средств смыслу предложений; коммуникативные: умеют договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуа­ции столкновения интересов.

Сценарий урока

I . Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

П. Повторение изученного материала.

Работа со схемой предложения.

    Я буду произносить различные предложения, состоящие из разного количества слов (от одного до четырех), а вы потре­нируетесь в определении количества слов, в назывании первого, второго, третьего, последнего слова в предложении. (Висит кор­ мушка. Синичка клюет зерно. Ваня повесил кормушку на дерево.)

    Несколько схем предложений изобразим на доске.

    Чем различаются схемы? (Количеством слов.)

    Что общего в схемах? (Большая буква в начале предложе­ ния и точка в конце предложения.)

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, - это знаки препинания. С точкой и конце предложения вы уже знакомы.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

Познавательные УУД: общеучебные - выявляют особенности использования знаков препинания в предложениях. Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.

1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6-7).

Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания».

2. Знакомство со знаками препинания.

    Рассмотрите на с. 13 стилизованный поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.)

    Верно, на схему предложения. Только в конце этого пред­ложения нет знака, а на «запасных путях» таких знаков - три.

    В конце предложения может стоять любой из этих трех знаков: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
    Их используют на письме для того, чтобы обозначить интона­цию, с которой это предложение должно произноситься, а также чтобы обозначить паузу при чтении.

    Если в конце предложения стоит точка, то предложение нужно произносить спокойным голосом.

    Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение нужно произносить радостно, взволнованно, тор­жественно.

    Если в конце предложения стоцт вопросительный знак, то предложение нужно произносить с вопросительной интона­цией.

3. Тренировка в определении знака препинания.

Я буду произносить различные предложения с разной ин­тонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют зна­ ки препинания.)

    Где ты живешь?

    Наступила осень.

    Как тебя зовут?

    С днем рождения!

    Составление предложения по рисункам к схемам («Маль­ чик забил гол», «Это вертолет») и тренировка в произношении составленных предложений с разной интонацией. (Мальчик за­ бил гол. Мальчик забил гол? Мальчик забил гол! Вертолет ле­ тит. Вертолет летит? Вертолет летит!)

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью учебника.

    Чтение стихотворения А. Дитриха.

    Беседа по содержанию стихотворения.

    Рассмотрите текст стихотворения, найдите знакомые знаки препинания. (Восклицательные знаки.)

    Найдите восклицательные знаки. Сколько их? (2.)

- Есть и другие знаки препинания - запятые и тире.
Коммуникативные УУД: выразительно читают стихотворение.

Прочитайте стихотворение выразительно. Помните, что зна­ки препинания показывают, где нужно при чтении сделать не­ большую остановку - паузу. (Учащиеся читают выразительно стихотворение.)

VI . Работа в тетради (с. 6).

1. Обведение знаков препинания.

Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно об­вести знаки препинания.

2. Работа со схемами предложений.

Девочка готовит обед. Салют! Ура! Который час?

1. Работа с рисунком.

    Рассматриваем рисунок. Находим нарисованные на нем предметы.

    Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (На­ звания.)

    Кто дал всем предметам названия? (Человек.)

    Проверьте, у всех ли предметов есть название. (Мел, тряп­ ка, доска, указка, воздух, пылинка, солнце, облако, дома.)

2. Работа со стихотворением «Все в мире имеет названия».
Чтение стихотворения учителем.

    Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появ­ ляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумыва­ ет ему название.)

    Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.

3. Разведение понятий «предмет» и «слово».

Познавательные УУД: логические - различают предмет и слово.

    Я приглашаю выйти к доске двух учеников. Одному уче­нику вручаю предмет - карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске.

    Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т. д.)

    Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)

4. Введение понятия «звуковая схема слова».

Познавательные УУД: логические - соотносят название изо­браженного предмета со схемой слова, обозначающего предмс i моделируют звуковой состав слова (количество звуков).

    Названия предметов мы пока не умеем записывать, поэтому будем использовать схемы.

    Названия каких предметов записаны под картинками? (Лук, слон, крот.)

    Как вы это определили?

    В слове лук три звука - три кружочка.

    В слове слон четыре звука - четыре треугольника и т. д.

    Сколько звуков в словах крот, сыр, волк, груша! (Читают схемы.)

    Что является главным при записи слова с помощью схемы? (Точное количество звуков и знаков.)

    А обозначаться они могут любыми значками: точками, сне­жинками, палочками, цветочками, домиками. В букваре звуковые схемы слов будут составляться с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько квадратов в схеме.

5. Определение количества звуков в слове.

Определите количество звуков в слове сом. (3 звука.)

Произнесите слово продолжительно, выделяя голосом звук: «Ссс-ооо-ммм».

Определите количество звуков в словах шар и ток.

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью букваря.

Работа в паре.

Регулятивные УУД: намечают действия при работе в паре.

    Назови три предмета, которые находятся справа от тебя, а твой сосед по парте пусть назовет три предмета слева.

    Определите количество звуков в одном из названных слов.

VI . Работа в тетради (с. 7).

1. Выполнение задания 1.

    Обратить внимание, что слова бывают длинными и корот­кими (матрешка-мяч).

    Величина слова не зависит от величины предмета.

2. Выполнение задания 2.

Какие еще бывают трубы и краны? (Трубы – музыкальные инструменты; трубы - водосточные, водопроводные, газовые; печные трубы на крышах домов и у самоваров; трубы подзор­ ные, трубы заводские. Краны строительные, водопроводные и автокраны.)

3. Выполнение задания 3.

    Третье задание сделайте на выбор.

    Начертите схему любого слова (мак, морж, банан) или на­чертите схемы всех слов.

    Чтобы облегчить вам черчение квадратов, на верхней ли­нии полосы сделаны засечки. Черчение схемы слова всегда нужно начинать с первой засечки.

VII. Итог урока.

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятель­ности.

    Что нового для себя вы сегодня узнали?

    В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)

    Упражнение «Укрась торт»:

    Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.

    Я хорошо работал, но умею еще лучше - зеленый.

    Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться ». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!


Открытый урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Настина Вера Динатовна.
Тема урока: «Знаки препинания»
Цель урока: Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.
Познакомить с историей появления знаков.
Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, ис-
пользуя постановку знаков препинания.
Закреплять знания о предложении и тексте.
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: телевизор, видео-сюжеты:«История появления знаков пре-
пинания», «Танцевальные упражнения»; проект со слайдами
«Знаки препинания»; карточки-тесты, карточки со знаками
препинания.

Ход урока
ӏ. Организационный момент.
Физическая разминка перед началом урока.
Просмотр видео-сюжета: Упражнения для шеи и плеч.
ӏӏ. Минута чистописания.
М Л …. …. . ! ? , : ; .
ӏӏӏ. Сообщение цели урока.
- Сегодня наш урок посвящён необычной теме. Хотя это продолжение, а
точнее дополнение к темам: «Предложение и текст»
- Что такое предложение? (одно или несколько слов, соединённых по смыслу и выражающих законченную мысль)
- Что такое текст? (два или несколько предложений, соединённых по
смыслу и объединённых одной общей темой)
- Из чего состоит текст? (из предложений)
- И в предложении, и тем более в тексте, где много разных предложений,
мы в письменной речи используем разные знаки – знаки препинания.
(слайд 1) – Тема: Знаки препинания.(запись: Знаки препинания:) ӏV. Работа над новым материалом.
- Мы их используем в письменной речи для того, чтобы озвучить текст
правильно. Чтобы всем стало понятно, о чём мы говорим (читаем).
В нужных местах мы при чтении делаем небольшие (или большие)
остановки – паузы. Чтобы показать эту паузу, мы и ставим знаки –
знаки препинания.
- Мы на уроке должны ответить на вопрос: «Зачем нам нужны знаки
препинания?»
- Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания,
его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали за-
писанную речь. Для этого существуют правила постановки знаков пре-
пинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией.
V. История появления знаков препинания.
- И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу.
Они возникли достаточно давно. Точнее не современные знаки, а их
предшественники, т.е. прообразы. Прообразы знаков препинания попа-
даются уже в новгородских берестяных грамотах. В них некоторые ав-
торы помечали начало письма крестиком. Изредка встречается такой
знак, как точка. Она выполняла разделительную роль. Точки ставились
между словосочетаниями или словами не очень регулярно, не очень
последовательно.
По-настоящему система (т.е. не случайное употребление) пунктуации
появилась уже после распространения книгопечатания.
Наш великий российский учёный Ломоносов Михаил Васильевич
(слайд 2: фото М.В. Ломоносова) в своей «Российской грамматике»
ввёл целый раздел, который был посвящён, как тогда говорили, строч-
ным знакам – знакам препинания.
- Недавно, 19ноября 2011г вся Россия отмечала 300-летие со дня рож-
дения этого великого учёного.
(видео-сюжет из урока профессора Базылева)
Vӏ. Работа в тетрадях.
Запись:
М. В. Ломоносов – русский учёный мирового значения.
- Что поставили в конце предложения? (точку) - Какая у неё роль?
(слайд 3) - Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
- Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну за-
бавную историю.
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена: - Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
(4 слайд) – Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом?
- О каком это знаке?
Запись в тетрадь: Чем знаменит М. Ломоносов?
- Что поставим в конце предложения? (карточка с?)
- Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём? - Вот какой он мастак – вопросительный знак.
Запись в тетрадь: (ответим на вопрос) –
Он был поэтом, художником, историком, развивал русскую науку и
экономику.
(5 слайд) - Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
-Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с!)
Запись: Михаил Ломоносов – гордость России на все времена!
- А теперь вспомним об одном значимом знаке, который мы сегодня
уже использовали.
(6 слайд) - Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
(карточка с,)
- Так о ней говорят враги. А она, наоборот, помогает людям читать.
Многие вежливые слова любят стоять рядом с нею, она выделяет их.
(7 слайд) - Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания,
(Пожалуйста, будьте внимательны. Спасибо, я прочитаю эту книгу.) (слайды 8 и 9) -
- Прочитаем, соблюдая интонацию.
- А как запятая выручила однажды! Послушайте историю.
На доске: Казнить, нельзя помиловать!
- И сказал царь, что жизнь зависит от правильной постановки запятой.
Но запятая была дружна с подсудимым и быстро встала в нужное место.
На доске: Казнить нельзя, помиловать!
(10 слайд) - картинка с 4 знаками.
- Вот главные знаки, которые мы должны знать уже сейчас.
Vӏӏ. Физминутка. (танцевальные упражнения)
Vӏӏӏ. Самостоятельная работа. (по карточкам)
- Вставьте в  нужный знак препинания:
Закинул мальчик в речку удочку и ждёт  Почему не клюёт 
Вдруг поплавок запрыгал Клюёт  Рыбак вытащил окунька 
Плавники у окунька красные  спина зелёная  а на боках тёмные
полоски 
ӏХ. Дополнительный материал.
- А теперь представлю остальные знаки.
(11 слайд) – Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком.
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (каточка с многоточием)
(12 слайд) - Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (карточка с:)
(13 слайд) - Предложение ещё не закончено,
Есть ещё что сказать.
На мне остановись; и можно продолжать. (карт. с;)
(; - это «усиленная» запятая или «ослабленная» точка) (14 слайд) - Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку. (тире)
(15 слайд) - Всегда послушать норовят
То, что другие говорят. (« ») - Они выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить
как « чужое».
(16 слайд) - Словам раскрывая объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (скобки)
- Скобки – это всё, что пишущий отводит на второй план. (пояснение,
дополнение, не главное)
Х. Итог урока.
(17 слайд) - Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Никогда не забывать!
(18 и 19 слайды) - Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником
Знаков препинания. - Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
- Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник. Сегодня мы учились грамотно писать не отдельные слова и словосочетания, а предло-жения. Нам помогали знаки препинания.