Конспект урока по литературному чтению на тему 'В. Драгунский «… Бы»'

Инесса Колушкина
Библиотечный урок-викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского. Внеклассное чтение в 4–6 классах

Внеклассное чтение , как способ формирования гармонично развитой личности

Библиотечный урок- викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского

ЦЕЛЬ :

1. Познакомить детей с творчеством В. Ю. Драгунского .

2. Отметить литературный юбилей 2013 года – 100 лет со дня рождения писателя В. Ю. Драгунского (30. 11. 1913 – 06. 05. 1972) .

3. Развивать у учащихся память и зоркость к чтению , интерес к детской литературе.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ :

Дети младшего школьного возраста 4 – 6 классы

ОБОРУДОВАНИЕ И ДОКУМЕНТЫ

1. Компьютер. Детские презентации

2. Литературная викторина

Время проведения : 2 урока по 45 минут

Условия проведения :

1. Команда из каждого класса (7 человек)

2. Конкурс на лучшую презентацию по творчеству В. Ю. Драгунского (до 10 слайдов) . Защита презентации.

3. Конкурс на лучшее прочтение отрывка из рассказов Драгунского (1)

4. Домашнее задание. Эссе. Почему я люблю рассказы Драгунского (2)

5. Литературная викторина .

6. Угадай из какого рассказа этот отрывок.

Конкурс «Угадай из какого рассказа этот отрывок»

1. «Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок. И я не выдержал и сказал тёте Кате : - Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее! И тетя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку : мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку, руками я тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий падучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, я смотрели друг на дружку, и улыбались». Ответ : рассказ

2. Интересно, какая у него борода? Неужели растет прямо из шеи, как я видел на картинке? А трубка какая? Кривая или прямая? А кортик - именной или простой? Капитанов дальнего плавания часто награждают именными кортиками за проявленную смелость. Конечно, ведь они во время своих рейсов каждый день наскакивают на айсберги, или встречают огромных китов и белых медведей, или спасают людей с терпящих бедствие кораблей.

Ответ : рассказ .

3. И он хорошо играл, громко, мне очень понравилось. Но вдруг он в одном месте сбился. У него остановились пальцы. Валерка немножко покраснел, но опять зашевелил пальцами, как будто дал им разбежаться; но пальцы добежали до какого-то места и опять остановились, ну просто как будто споткнулись. Валерка стал совсем красный и снова стал разбегаться, но теперь его пальцы бежали как-то боязливо, как будто знали, что они все равно опять споткнутся, и я уже готов был лопнуть от злости, но в это время на том самом месте, где Валерка два раза спотыкался, его бабушка вдруг вытянула шею, вся подалась вперед и запела : Серебрятся волны….»

Ответ : Смерть шпиона Гадюкина.

4. Я лежал в темноте с открытыми глазами. В окошко ничего не было видно, только чуть виднелась одна ветка. Она была похожа на верблюда, как будто он стоит на задних лапах и служит. Я поставил одеяло козырьком перед глазами, чтобы не видеть верблюда, и стал повторять таблицу умножения на семь, от этого я всегда быстро засыпаю. И верно : не успел я дойти до семью семь, как у меня в голове все закачалось, и я почти уснул, но в это время в углу за ширмой собака, которая, наверно, тоже не спала, опять зарычала. Да как! В сто раз страшнее, чем в первый раз. У меня даже внутри что-то екнуло. Но я все-таки закричал на нее :

Тубо! Лежать! Спать сейчас же.

Ответ : Расскажите мне про Сингапур.

5. Тут выбежал другой мальчик и стал в него целиться из пистолета. Я сразу схватил доску да как трахну по стулу изо всех сил. А на стуле сидела какая-то неизвестная кошка. Она закричала диким голосом, потому что я попал ей по хвосту. Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. А мальчик в черном костюме бросился на бородатого и стал душить. Кошка носилась между ними. Пока мальчики боролись, у бородатого отвалилась борода. Кошка решила, что это мышь, схватила ее и убежала. А мальчик как только увидел, что он остался без бороды, так сразу лег на пол – как будто умер.

Ответ : «Смерть шпиона Гадюкина» .

6. И мы увидели, как в широкой степи, недалеко от леса, сидели красные солдаты, как они пели песни и танцевали под гармонь. Один солдат спал на солнышке, и недалеко от него паслись красивые кони… И веял легкий ветерок, и бежала чистая речка, а бородатый солдат у маленького костерка рассказывал сказку про Жар-птицу. И в это время, откуда не возьмись, появились белые офицеры, их было очень много, и они начали стрелять, и красные стали падать, и защищаться, но тех было гораздо больше… И красный пулеметчик стал отстреливаться, но он увидел, что у него мало патронов, и заскрипел зубами, и заплакал. Ответ «Сражение у Чистой речки» .

7. Я стал тереть. Я тер изо всех сил и в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить.

Ответ : «Куриный бульон» .

8. Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое придумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны бы были их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно. Ответ «…Бы»

9. Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

Ответ : «Он живой, и он светится…»

10. И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так : - Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала ещё тише и слабей :

Грабят. И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если. И тут она довольно громко завопила : - Режут!

Вот какое враньё! Кто её режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она всё равно не спит, мне надо вылезать. И всё подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова : - Грабаул! Караулят!

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

11. У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны!

Ответ : «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

12. А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

13.. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошёл, сразу стал заикаться.

Ответ : «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»

14. Тут в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, а ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю :

Где это видано, где это слыхано,-

Папа решает, а Вася сдаёт!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Машка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала :

Дениска, пой один? Не подводи. Музыка! И. Ответ : «Где это видано, где это слыхано» .

15. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Ответ : «Тайное становится явным»

16. - Эх, Кораблев, Кораблев, - грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. - Ну что ты, как попка, затвердил : «Прозрачно небо, прозрачно небо» . Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше. Ответ : Тиха украинская ночь.

17. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе : она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. Ответ : «Девочка на шаре» .

2 Конкурс для лидеров :

1. Как звали дочь Драгунского ? Ответ : Ксения

2. Имя Дениска было выбрано не случайно? Ответ : так звали сына Драгунского .

3. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? Ответ : "ДРУЖБА!ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”

3 Конкурс «Литературная викторина » :

1. Сколько было мальчишек и девчонок в Денискином 1 «В» классе ? Ответ : 15 мальчиков, 25 девочек. (Рыцари)

2. В какой кружок ходил 1 «В» класс ? Ответ : «Умелые ручки» .

3. Кто были руководителями в кружке «Умелые ручки» ? Ответ : восьмиклассники Толя и Володя .

4. Назовите первую учительницу Дениски? Ответ : Раиса Ивановна.

5. Как звали учителя пения Дениса? Ответ : Борис Сергеевич

6. Какая фамилия у Дениса? Ответ : Кораблев.

7. Как стал рыцарем Дениска? Ответ : Он слил 2 вина в банку из под компота и сдал пустые бутылки, и на 20 копеек купил маме конфет. (Рыцари)

8. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ : зеленого

9. Лучший друг Дениса? Ответ : Миша Слонов.

10. Какой кинофильм пошел смотреть 1 «А» , «Б» , «В» класс ? Ответ : Алые звезды. (Сражение у чистой речки)

11. Как дети помогли красному пулеметчику? Ответ : открыли стрельбу из пистолетов и пугачей.

12. Кого хотели купить Дениска и Мишка в Живой уголок школы? Ответ : белых мышей и моллинезий, но мыши закончились, а рыбки кусались (стоили полтора рубля штука) . (Живой уголок)

13. Какой вес надо было иметь, чтобы выиграть годовую подписку на журнал «Мурзилка» ? Ответ : 25 кг. (Ровно 25 кило)

14. Как Дениска стал похитителем собак? Ответ : его попросили посмотреть за собакой Чапкой. Он ее запер, а сам пошел на речку с Ванькой Дыховым. По дороге встретил Чапку (подумал – сбежала, поймал, отнес опять домой. Опять пошел на речку и встретил опять Чапку, опять поймал и отнес домой. В итоге у него оказалось целых три одинаковых собаки. (Похититель собак)

15. Какая порода была у Чапки? Ответ : скотчтерьеры.

16. Что сделал Дениска, когда узнал, что капля никотина убивает лошадь? Ответ : он обрезал папины папиросы «Казбек» и вложил в портсигар одни фильтры. (Одна капля убивает лощадь)

17. Как Дениска с папой варили курицу? Ответ : сперва подстригали волосы на курице, потом решили опалить ее огнем, сожгли ее, мыли мылом, загнали под шкаф, помыли и бросили в кастрюлю. (Куриный бульон)

18. Назовите как Алена, Мишка и Дениска называли шишки? Ответ : Алена – сыски, Миша - хыхки, Денис – фыфки. (Заколдованная буква)

19. Куда улетела шляпа гроссмейстера? Ответ : в пруд и спланировала на лебедя. (шляпа гроссмейстера)

20. Как снял Денис шляпу с лебедя? Ответ : Он приманил птиц хлебными крошками, лебедь тоже приплыл и тоже толкался среди птиц, нагибался и шляпа слетела.

21. Какое место по плаванию в стиле баттерфляй занял Дениска? Ответ : третье место.

22. Кто еще занял третье место в стиле баттерфляй? Ответ : Мишка, Толька, Кимка и все-все.

23. У кого в колхозе гостил Дениска? Ответ : у дедушки Вали.

24. С какой попытки прыгнул Дениска с вышки? Ответ : с третьей попытки.

25. Кем мечтал стать Дениска? Ответ : астрономом, капитаном дальнего плавания, начальником станции метро, художником, рисующим на асфальте белые полоски для машин, отважным путешественником вроде Алена Бамбара, боксером.

26. Почему Дениска не захотел заменить боксерскую «грушу» своим старым Мишкой? Ответ : он вспомнил, как не расставался с ним : кормил, спал, укачивал, рассказывал сказки, любил его всей душой. «Мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара… Просто я никогда не буду боксером»

27. Как звали одноклассника , который заикался? Ответ : Петька Горбушкин. (Независимый Горбушка)

28. Как звали писателя, который пришел в Денискин класс ? Ответ : Иван Владиславович.

29. Какое слово по-английски выучил Павля за 2 месяца? Ответ : Пит.

30. Стихи какого писателя не выучил Денис? Ответ : Некрасова.

31. По версии Дениса, как называется главная река Америки? Ответ : Миси-писи.

32. Какой подарок на день рождение больше всех понравился Мишке? Ответ : гусиное горло от Дениски.

33. Какие птицы покорили сердце Дениса? Ответ : белые амадины.

34. Как звали канарейку, которая победила на конкурсе певчих кенарей? Ответ : Лимончик.

35. Как звали Денискину учительницу географии? Ответ : Елизавета Николаевна. (Тиха украинская ночь)

36. Какое любимое стихотворение у Мишки? Ответ : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» (Тиха украинская ночь)

37. Что предложил Дениска папе, чтобы он мог узнавать свой дом и подъезд? Ответ : повесить мамин портрет. (Здоровая мысль)

38. Какая мама самая красивая в Денискином классе ? Ответ : Денискина мама.

39. Какого животного в зоопарке больше всего любил Денискин папа? Ответ : слона. (Слон и радио)

40. Как звали слона в зоопарке? Ответ : Шанго Махмудович.

41. Что Дениска показал слону? Ответ : транзисторный радиоприемник.

42. Что устроил слон возле своего вольера? Ответ : Физзарядку с населением.

43. На что променял слон радиоприемник? Ответ : на веники.

44. Почему Денис Кораблев из рассказа «Главные реки» , не выучил уроки ? Ответ : запускал змея.

45. Что было у Мишки в коробочке от спичек? («Он живой и светится» ) Ответ : светлячок

46. Какую букву не выговаривали Аленка, Мишка и Дениска? («Заколдованная буква» ) Ответ : буква «Ш» .

47. Чем закончилось выступление «Пионерского Сатирикона» ? («Где это видано, где это слыхано» ) Ответ : Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под земно, а вокруг все просто падали от смеха - и няни, и учителя, все, все

48. На что Мишка поменял самосвал? Ответ : на светлячка («Он живой и светится…» )

49. Какую кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? Ответ : манную («Тайное становиться явным» )

50. Что Дениска положил в манную кашу? Ответ : сахар, потом налил кипятка, потом положил хрен. (Тайное становится явным)

51. Что обещала Дениске мама, если он съест кашу? Ответ : прогулку в Кремль. (Тайное становится явным) .

52. Как звали девочку – эквилибристку на шаре? Ответ : Таня Воронцова (Девочка на шаре) .

Рассказ «20 лет под кроватью»

53. У кого под кроватью спрятался Дениска? Ответ : у Ефросиньи Павловны.

54. Что кричала Ефросинья Павловна, когда Дениска начал чихать под кроватью? Ответ : караул, грабят, режут!

55. Кто вызволил Дениску от Ефросиньи Павловны? Ответ : папа.

56. Куда забрался Дениска от испуга в темноте? Ответ : в шкаф.

57. Что было на нем, когда он вышел из шкафа? Ответ : два платья и две шляпки.

Рассказ «Подзорная труба» .

58. Почему мама ругалась, зашивая штаны Дениски? Ответ : ей постоянно приходилось зашивать Денискины штаны.

59. Какое средство придумал папа, чтобы Дениска не рвал штаны? Ответ : подзорную трубу.

60. Кто, по мнению папы, должен был изобрести подзорную трубу? Ответ : мама

61. Какие вещи папа достал для сооружения подзорной трубы? Ответ : маленькое зеркальце, магнит, несколько гвоздочков, пуговицу.

62. Какого цвета была труба? Ответ : синего

63. Для чего мама смастерила трубу? Ответ : присматривать за Дениской.

64. Какая жизнь наступила для Дениски с появлением подзорной трубы, по его же мнению? Ответ : кислая

65. Зачем Денис ходил на Чистые пруды? Ответ : ловить головастиков

66. Что искал Денис, когда наткнулся на подзорную трубу? Ответ : футбольную камеру

67. Что понял Денис после тщательного осмотра подзорной трубы? Ответ : родители его обманули.

68. Что сделал Денис, когда обнаружил обман своих родителей с подзорной трубой? Ответ : затеял срочную драку со всеми, за что был бит, но настроение было отличное.

69. Почему Денису стало так хорошо и свободно на душе? Ответ : за ним никто не следил.

Рассказ «Смерть шпиона Гадюкина»

70. Куда положил Дениска велосипедный звонок? («Смерть шпиона Гадюкина» ) Ответ : в карман

71. Как называлась пьеса, которую поставили и сочинили ребята из 4 класса ? Ответ : «Собаке – собачья смерть» .

72. Как звали октябрятскую вожатую? Ответ : Люся

73. По чему попал доской Дениска вместо стула? Ответ : по неизвестной кошке.

74. Что кошка утащила со сцены? Ответ : бороду

75. Как позвонил телефон? Ответ : «Динь-динь-динь» , - сказал Дениска

76. Какие стихи прочитал Мишка на концерте? Ответ :

Пройдут года, наступит старость!

Морщины вскочут на лице!

Желаю творческих успехов!

«Расскажите мне про Сингапур»

77. Как зовут двоюродного дядю Дениски, который живет на севере? Ответ : Харитон Васильевич .

78. Чем поклялся дядя Дениски, что не обижается? Ответ : именным кортиком. (Расскажите мне про Сингапур)

79. Как назвал папа Дениску? Ответ : 100 грамм веснушек (Расскажите мне про Сингапур)

80. Как звали собаку из рассказа В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур» . Ответ : Тубо

81. Кем по профессии был дядя Дениски из рассказа «Расскажите мне про Сингапур» . (Расскажите мне про Сингапур) Ответ : капитан дальнего плавания.

«Как я гостил у дяди Миши»

1. Почему Дениска в неделю имел несколько выходных дней?

Ответ : Многие учителя болели

2. Чем болели Денискины учителя? Ответ : Аппендицит, ангина, грипп

3. Где живёт дядя Миша? Ответ : В Ленинграде

4. Двоюродный брат Дениса. Ответ : Димка

5. Чем угостил Дима приехавшего к нему в гости Дениса?

Ответ : Пельменями

6. Почему, когда Денис с дядей приехали домой, Димка не был в

школе? Ответ : Ждал приезда отца с братом

7. Куда Димка повёл брата в Ленинграде в первую очередь? Ответ : На Неву

8. Кого напоминал Дениске памятник Пушкина? Ответ : Десятиклассника

9. Где Димка с Денисом перекусили и чем? Ответ : В кафе пирожками

10. Куда отправились мальчишки на второй день? Ответ : В Эрмитаж

11. Куда дядя Миша возил братьев? Ответ : В Царское Село

12. Почему папа назвал Дениску тетерей? Ответ : Он не взял адрес у Иры Родиной

«Денискины рассказы : Арбузный переулок»

13. Сколько лет Дениске? Ответ : скоро 9 лет.

14. Почему Дениска не любил манную кашу и молочную лапшу? Ответ : из-за пенок

15. Кого папа назвал фон барон Кутькин-Путькин? Ответ : Дениску

16. Сколько лет было папе Дениски, когда немцы рвались к Москве? Ответ : 11-12 лет

17. О каком продукте рассказал папа сыну из своего военного детства? Ответ : об арбузе.

18. Почему голодному мальчишке достался просто так арбуз? Ответ : арбуз упал и раскололся.

19. С кем поделился Денискин папа арбузом? Ответ : с другом Валькой.

20. Что снилось голодным ребятишкам во время войны? Ответ : хлеб и арбузы.

21. Зачем друзья постоянно ходили в арбузный переулок? Ответ : надеялись, что будут разгружать арбузы.

22. Как повлияла история из детства папы на Дениску? Ответ : он без разговоров съел молочную кашу.

Конспект урока по чтению

(3 класс)

Тема: В. Ю. Драгунский «... Бы».

Цели:

1. Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, артистизмом учащихся, развивать устную речь.

2. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством детского писателя В. Ю. Драгунского

3. Будить фантазию и творчество детей.

4. Помочь задуматься о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, учиться понимать друг друга, быть внимательнее к людям.

5. Показать, что юмор помогает человеку в жизни.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг.

3. Видеокассета с «Ералашем».

4. Таблица о выразительности.

5 Стенд с рисунками детей на тему: «Мои мечты и фантазии».

6. Музыка к физкультминутке.

Ход урока

I . Организация класса.

Сегодня мы проводим необычный урок. Необычный не потому, что у нас гости, а потому, что он будет весёлым уроком.

У нас были раньше весёлые уроки?

А как вы думаете, на весёлых уроках можно чему-нибудь научиться? Об этом вы мне скажете в конце урока.

Какой раздел мы начали изучать?

О ком и о чём мы читаем в этом разделе?

II . Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

К чему призывает Юрий Коренец?

(Чтобы люди дарили друг другу подарки без всякого повода)

Сегодня мы продолжим эту интересную тему.

III . Работа над темой

1. Вступительная беседа.

Любите смотреть «Ералаш»?

(фрагмент «Дорогие россияне»)

Кем мечтал стать мальчик?

А мама его поняла?

Что случилось бы на самом деле, если бы дети стали взрослыми, а взрослые – детьми?

Давайте пофантазируем.

Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь со своими родителями? Не понимаете друг друга?

Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

Как вы думаете, мама этого мальчика была в детстве мечтательницей и фантазёркой?

2. Работа над рассказом В. Драгунского.

Откройте стр. 120

Знакомы ли вы с этим писателем?

«Друг мой», «Англичанин Павля», «Сестра моя – Ксения».

(Показываю в учебниках: «Капельки солнца», «В одном счастливом детстве», 1 ч.)

Кто герой его произведений?

(Денис Кораблёв)

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?

Как вы думаете, о чём может быть рассказ?

(предположение детей)

б) – Прочитайте заголовок.

(открываю тему на доске)

Что означает это слово – бы?

Очень странное название рассказа.

Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит?

Подставьте вместо многоточия подходящие слова – действия.

(искупался бы, нарисовал бы...)

Когда мы употребляем частицу бы?

(когда нужно какое-то условие для выполнения чего-либо)

Значит, из рассказа мы узнаем о чьих-то мечтах.

в) Чтение рассказа про себя.

Прочитайте рассказ про себя и проверьте свои предположения.

Почему вы смеялись, когда читали?

О чём же мечтал Дениска?

В чём оправдались наши предположения?

г) Чтение рассказа вслух по абзацам и работа по ним.

(табличка на доске)

1 абзац:

От чьего имени ведётся рассказ? Кто это – я? (Дениска)

Из каких слов видно, что это ребёнок?

Что надумал Дениска?

Возможно, Дениска об этом подумал после того, как мама велела сделать что-то, чего ему делать не хотелось.

Какое слово заключено в кавычки? Почему?

2 и 3 абзацы:

Что узнали о семье Дениски?

Почему Дениска сказал бы маме такие слова?

(он повторяет мамины слова, которые она не раз говорила Дениске)

О каких привычках Дениски вы узнали?

(он очень худенький, плохо ест, не любит есть хлеб, держит еду за щекой, не глотает, раскачивается на стуле за столом)

Хорошие это привычки или плохие?

(на доске:

Мама: решительно, энергично, в приказном тоне)

(Открываю запись на доске)

4 и 5 абзацы:

Как Дениска встретил бы папу?

Что чаще всего слышал Дениска от папы?

(Не любит мыть руки перед едой, или если моет, то плохо: вся грязь остаётся на полотенце. Не любит стричь ногти).

Вам родители дают такие советы?

О какой папиной привычке узнаём?

(читает газету за столом)

Как вы относитесь к этому?

(на доске:

Папа: раздражённо, даже переходя на крик)

(Открываю запись на доске)

Как же относится Дениска к бабушке?

6 и 7 абзацы:

Что значит «Как шёлковые?»

(послушные, исполнительные)

Какой приём сравнения использует Драгунский?

(эпитет)

Как Дениска встретил бы бабушку?

(Открываю запись на доске)

Вы представили эту сцену?

Всплеснул руками... Это как? Покажите.

Как бабушка относится к внуку?

(она любит Дениску. Заботится о его здоровье)

О каких увлечениях Дениски мы узнаём?

(любит играть в хоккей)

8 абзац:

Чему Дениска завидовал?

Прочитайте это предложение.

Сравнимо ли кино и мороженое?

(Нет. Родители думают, что мороженое для Дениски желаннее, чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.)

9 и 10 абзацы:

Вы догадались, что говорили обычно родители на настойчивые упрашивания Дениски пойти с ними?

(что он и так много развлекается, и на день рождения ходил, и в цирк в воскресенье ходил, что этот фильм детям смотреть нельзя, он для взрослых)

Почему этот абзац заканчивается многоточием?

(можно ещё много назвать причин, по которым детям нельзя идти в кино)

Как Дениска реагировал на все убеждения родителей.

(он плакал, ему не нравилось, что мама ходит на каблуках по квартире, долго вертится перед зеркалом, напевает...)

11 абзац:

Кто прервал мечты Дениски?

(мама)

Можете вы предположить, что сказала бы мама Дениске?

Понравился ли вам рассказ?

Какой по жанру этот рассказ?

(Весёлый, юмористический)

Давайте мы тоже немножко отдохнём и повеселимся

3. Физкультминутка «Если весело живётся...»

4. Вопросы после чтения:

О чём же этот рассказ? Только ли о мечтах мальчика?

(Нет, о взаимоотношениях в семье, между взрослыми и ребёнком)

Драгунский прямо не говорит, но мы узнаём о многих привычках и обязанностях членов Денискиной семьи, об их взаимоотношениях. Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит.

Почему большинство предложений в рассказе короткие? Состоят из 2 – 3 слов?

(Это предложения – команды: ясные, лаконичные)

5. Инсценирование эпизода рассказа.

А сейчас мы побываем в театре одного актёра.

Кто знает, что это такое?

Посмотрите и послушайте монолог Дениски Кораблёва в исполнении Сальниковой Саши.

6. Сведения о писателе: Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972 г.)

Посмотрите на портрет Виктора Драгунского. Можно ли по портрету сказать что-либо об этом человеке?

Сейчас ребята вам расскажут о Викторе Драгунском.

Драгунский – яркий и радостно-талантливый писатель. Он был добрым, весёлым и потому – очень счастливым человеком. Свою любовь к жизни, веру в жизнь и в людей он передаёт читателям, которых у него великое множество, не только в нашей стране, но и во всём мире. Он заставляет нас задуматься о себе, о своих друзьях и о том большом мире, в котором мы живём.

Драгунский не сразу стал писателем. После окончания школы он работал токарем на заводе, шорником (шорники делают конскую упряжь), лодочником. Потом учился на актёра. Ему было 22 года, когда началась его актёрская биография: он был артистом эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».

А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабули и дедули «животики надрывали» от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз. Он был даже клоуном в чирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показать, и сальто-мортале сделать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными общаться. Всё это Драгунский умел делать!

Когда началась война, Драгунский пошёл в военное ополчение и защищал Москву от фашистов. И ещё во время войны с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение. Вот сколько всего интересного случилось с Драгунским до того, как он стал писателем.

Когда у Драгунского родился сын Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать. Так получились «Денискины рассказы». Всего было написано около 90 весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу.

Его книги читают не только у нас в России, но и в других странах. По сценарию Драгунского поставлен фильм «Весёлые истории».

Так что, если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте рассказы Драгунского!

(обратить внимание детей на выставку)

Дополнительный материал о сыне Драгунского.

Денис Викторович Драгунский, родился 15.12.1950 года в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, работал политическим обозревателем и журналистом. Публиковал рассказы в журналах «Вопросы философии», «Дружба народов», «Новое время». Написал пьесы, которые были поставлены в театрах нашей страны и других стран. Его произведения переведены на английский, болгарский, немецкий и японский языки.

Продолжил ли Денис Драгунский дело своего отца?

IV . Итог урока.

Что же вы узнали о Дениске?

(Он большой фантазёр, мечтатель, имеет чувство юмора, любит свою семью, наблюдателен и артистичен)

О чём заставляет задуматься этот рассказ?

(Будьте внимательны друг к другу. Учитесь понимать друг друга)

(Открываю записи на доске)

Давайте последуем призыву Юрия Коринца и подарим нашим гостям сувениры-блокноты.

(Дети дарят подарки)

Только ли для детей написан этот рассказ?

Получился у нас весёлый урок? Чему мы на нём научились?

V . Домашнее задание : подготовить выразительное чтение рассказа, прочитать его родителям. (стр. 120 – 122)

Материал о Драгунском взят из журнала «Читаем, учимся, играем», выпуск № 8, 2003 год.

>>Литература 2 класс >> Литература: Виктор Юзефович Драгунский

ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ

Цели : познакомить учащихся с творчеством В. Драгунского; развивать чувство юмора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений замечательного детского писателя ХХ века Виктора Юзефовича Драгунского.

Имя Виктора Драгунского знают дети в нашей стране и за рубежом. Он написал около ста историй из жизни мальчика Дениски. Эти истории, рассказанные, как говорил сам автор, «по секрету всему свету», известны нашим читателям как «Денискины рассказы». Прототипом, т.е. образом, героя этих рассказов стал собственный сын писателя – Дениска.

Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он был рабочим, затем актером, «рыжим» - клоуном на манеже Московского цирка, снимался в кино, руководил маленьким Театром пародий «Синяя птичка».

Каждому делу, которым занимался Виктор Драгунский, он отдавал себя до конца. С одинаковым уважением он относился к любой работе, которой занимался в своей жизни.

Он был добрым, веселым человеком, но непримиримым к несправедливости и лжи. Виктор Юзефович очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга.

– Сегодня мы познакомимся с заколдованной буквой. Рассказ, который так и называется, «Заколдованная буква», написал В. Драгунский. У писателя есть целая серия рассказов, в которых главный герой – мальчик Дениска. С ним случаются всякие удивительные и забавные истории. Одну из них вы услышите сейчас.

2. Работа над рассказом.

1) Чтение учителем рассказа.

– Почему же рассказ назван «Заколдованная буква»?
– Какое впечатление на вас произвёл этот рассказ?
– Если бы вы были на месте Алёнки, как бы вы повели себя?
– А на месте Мишки или Дениски?
– Чему вас научил этот рассказ?
– Какая буква оказалась заколдованной?
– Что вас рассмешило?

2) Чтение рассказа детьми по ролям.

IV. Итог урока.

– Понравился урок? Было ли смешно и почему?
– Кто плакал?
– Можете сделать вывод?
– Как нужно вести себя с товарищами?

(не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)


Домашнее задание
: подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №12 г. Борисова»

План - конспект урока

по литературному чтению

с использованием стратегии

на тему:

«В. Драгунский «Что я люблю»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ю.В.Филиппович

Борисов, 2015

ТЕМА: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ

«ЧТО Я ЛЮБЛЮ»

Цель :

    формирование навыка осознанного и правильного чтения;

    совершенствование навыка чтения вслух и молча;

    совершенствовать умение выделять главных действующих лиц произведения;

    актуализировать и расширять представления детей о творчестве В. Драгунского;

    соз­давать условия для формирования умения устно отвечать на вопросы;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям, желания помогать членам своей семьи.

Оборудование: магнитофон, портрет В. Драгунского, выставка книг В. Драгунского, микрофон, карточки для речевой разминки, «солнышки», коробка с цветами

Ход урока

I. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой».

III . Дыхательная и речевая разминка (звучит мелодия)

Прочитайте слова, которые Вы видите на доске, выделяя голосом ударный слог:

баран

снегири

олень

сапоги

шляпа

топор

уголок

звери.

Упражнение «Свеча», «Цветок»

IV. Вступительное слово учителя

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о чертах своего характера, о человеческих качествах. Каждый человек имеет мно­жество характерных черт и качеств, которые делают его индиви­дуальностью - неповторимым, непохожим на других, а также множество качеств, которые объединяют его с другими людьми. Люди нужны друг другу, и в силах каждого из нас сделать так, чтобы тем, кто находится рядом, было хорошо.

V. Игра «Десять моих "Я"»

У Вас лежат на партах солнышки с 10 лучиками: я Вам предлагаю в середине солнечного круга крупно на­писать букву Я, а на лучах - качества своего характера (злой - добрый, жадный - щедрый, лживый - честный, трусливый - смелый, замкнутый - общительный, ленивый - трудолюбивый, неряшливый - аккуратный, глупый - умный и т. п.).

После выполнения задания проводится анализ работ, уча­щимся задаются вопросы:

Какие качества назывались чаще всего - положительные пли отрицательные?

Какие качества выбирали чаще всего?

Какое качество легче признать в себе - хорошее или плохое? Почему?

Важно уметь видеть и свои достоинства и свои недостатки, то есть объективно себя оценивать. Нельзя видеть в себе одни до­стоинства - это самолюбование, признак неверной, завышенной самооценки. Но нельзя видеть и одни недостатки - это говорит о неуверенности в собственных силах, о заниженной самооценке. И помните, если вам очень чего-то хочется и вы этого упорно бу­дете добиваться, то желание обязательно исполнится.

Физкультминутка(под музыку)

VI. Подготовка к восприятию произведения

Так случилось и с Виктором Юзефовичем Драгунским. Сначала он был артистом, затем режиссером (снимал кино), а когда у него родился сын Денис, стал писателем. С Денисом все время случались разные смешные истории, и Драгунский стал эти истории записывать. Так появилась книга «Денискины рассказы». И сегодня в гости к нам пришёл автор этих замечательных Денискиных рассказов Виктор Юзефович Драгунский. Давайте поприветствуем его (вывешиваю портрет)

Сейчас мы с Вами на мгновение превратимся в журналистов и отправимся на пресс-конференцию к В. Драгунскому, чтобы узнать всё, что Вас интересует о его жизни (учащиеся, используя микрофон, задают различные вопросы).

VII. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Что я лю­блю»

1. Чтение рассказа учителем (с. 92).

2. Проверка первичного восприятия произведения.

Понравился ли вам мальчик? Чем?

3. Вторичное чтение текста

Чтение текста учащимися («цепочкой»)

4. Обсуждение прочитанного.

Что вы любите так же, как любит мальчик?

Какие отношения у Дениса с отцом?

5. Самостоятельное чтение.

Определите черты характера Дениски. Подтвердите это примерами из текста.

6. Выборочное чтение.

Прочитайте, почему Дениска любит ходить в зоопарк?

В каких действиях мальчика выражается его любовь к маме?

Физкультминутка для глаз

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия

Кто к нас сегодня приходил на урок? С каким его произведением мы познакомились? Какую книгу написал В. Драгунский?

Сегодня на уроке вы убедились, что каждый человек не­повторим. Доброе в себе надо укреплять, недостатки - изжи­вать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться и в других людях. А это поможет избежать многих ошибок в жизни.

Игра «Подари цветочек»

Ребята берут из коробки цветок и дарят однокласснику со словами: «Я дарю тебе цветочек, потому что ты... (положитель­ная черта характера того, кому делается подарок).