Конфликт 2 поколений отцы и дети. Сочинение конфликт поколений в романе отцы и дети тургенева

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.

Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.

Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов - именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.

С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.

После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.

Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.

Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.

Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.

У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.

Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Прокурора в поэме Мертвые души Гоголя

    Именно герою Прокурора, Гоголь выделил невеликую роль. Мы видим его всего в нескольких сценах: в губернаторском доме с Чичиковым, на балу с Ноздревым, смерть прокурора

  • Образ и характеристика Осадчего в рассказе Поединок Куприна сочинение

    Одними из главных героев являются Ромашев и Назанский. Здесь они зеркально отражены в своих мыслях, поступках и чувствах. А самым жестоким человеком является Осадчий.

  • Сочинение Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»? Итоговое

    Эти два понятия иногда могут иметь одно значение, в основном мечта ведет человека по жизни, и в то же время является смыслом жизни. Если человек мечтает стать музыкантом и стремиться, все сделать для этого, это и есть его мечта и смысл жизни.

  • Сочинение Чего я жду от лета рассуждение

    Лето – самое чудное время года. Чего я жду от лета? От лета, в первую очередь, я жду, как и все те, кто учатся в школе, в институте, в университете, я жду долгожданных летних каникул.

  • Человечные люди, на самом деле, есть на каждом шагу, но они совершают добрые поступки бескорыстно, не ожидая за это награды или похвалы, поэтому не все обращают на них внимание.

Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени... воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений». Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом финале, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

  • «Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», - писал Тургенев Достоевскому. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов русской жизни, борьба двух направлений, двух исторических тенденций - реформистской и революционной - в русском общественном развитии начиная с 60-х годов. Этот конфликт и послужил объективной исторической основой романа Тургенева.

В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года но вопросу готовящейся реформы.

Столкновения между этими политическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах Базарова с братьями Кирсановыми. Эти герои обсуждают готовящуюся реформу. Базаров прямо говорит, что реформа не пойдет впрок. В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур - старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры идут о положении народа, его перспективах, об искусстве, литературе, о политическом устройстве, жизненных принципах. Недаром Книга названа романом идейных споров.

Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов: об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге, - все эти проблемы нашли свое освещение в романе Тургенева. Беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивающими историческую необходимость уничтожения крепостного строя, в романе показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. Мысль о тяжелом положении народа вводится Тургеневым с самого начала романа и в горестные сетования Николая Петровича о плохой работе мужиков, и в размышления Аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты. Глубокой основой романа Тургенева был вопрос о судьбе России, русского народа, о путях его дальнейшего развития. Сам Тургенев дал такую оценку политического содержания «Отцов и детей»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Эти слова не означали стремления окарикатурить представителей дворянства. Писатель замечал в дворянах и много хороших качеств, обладание определенными достоинствами, но вместе с тем видел их историческую бесперспективность. В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия показано русское либеральное дворянство в его различных проявлениях. Главным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится основной идейный конфликт, является Павел Петрович, наделенный силой, страстностью, бескомпромиссностью.

У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии,"физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний. Базаров - не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель.

Старик Базаров спрашивает Аркадия: «...Ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» - «Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых », - отвечает Аркадий, которому были известны намерения Евгения. Нигилизм Базарова родился в эпоху ломки общественного сознания.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа главного героя Тургенева и говорил о том, что такие люди решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины», их конечная цель - «принесение возможно большей пользы человечеству». И. И. Мечников писал: «Среди молодежи распространилось убеждение, что только положительное знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство и другие проявления духовной жизни людей, наоборот, лишь тормозят движение вперед. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку...

» Тургене в ярко изобразил конфликт двух поколений. Старший Кирсанов, вряд ли отдавая себе в этом отчет, ненавидел Базарова потому, что тот перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович считал, что ведет благородную жизнь и достоин уважения. По мнению же Базарова, Павел Петрович - «архаическое явление», его существование - «распущенность, пустота», его принципы - «самооправдание человека, который «сидит сложа руки». В романе показано духовное омертвение Павла Кирсанова. Он благородно относится к брату, к Фенечке, постоянен в любви, честен, и горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит настолько бездарно. Николай Петрович тоже счастлив в семье, окружен любимыми людьми, но и его жизнь бедна по содержанию.

Все добрые начинания Николая Петровича - желание устроить имение, стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни - заканчиваются крахом. Он - «человек отставной».

Тургенев с печальной иронией говорит в эпилоге романа, что существование Николая Петровича так же бессмысленно, как и существование его брата. Судьба «отцов» и у стариков Базаровых. Роман вызвал споры сразу после своего выхода в свет, причем критические отзывы раздавались как со стороны консерваторов, так и со стороны демократического лагеря, где тоже по-разному оценили роман. Антонович, сотрудник «Современника», выступил со статьей «Асмодей нашего времени», в которой писал, что Базаров - это злая клевета на демократов-разночинцев.

Критик отрицал художественную ценность романа и назвал его родоначальником антинигилистических романов. Антонович истолковал образ Базарова как клевету на молодое поколение. Такое понимание романа проистекало из неверных методологических принципов критика: он подменял то, что фактически было изображено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать Тургенев.

От лица другого демократического журнала, «Русское слово», выступил Писарев со статьей «Базаров». Писарев снял с Базарова обвинение в карикатурности, объяснил положительное значение образа, подчеркнул социальную роль Базаровых. Писарев проанализировал склад мышления, поведение в обществе, идеалы людей типа Базарова. Критик отделил подлинного демократа Базарова от карикатурных нигилистов Ситникова и Кукшиной. В то же время Писарев, в отличие от Антоновича, разделил «отцов» и «детей» не по возрастному принципу, а по политическому, отнеся к «детям» только Базарова.

Писарев увидел в романе и антипатию Тургенева к своему герою, высказав мысль, что при изображении людей противоположного лагеря нужно держать в узде свою антипатию. Оценка Писарева была не безукоризненно правильной: критик был склонен оправдывать безразличие Базарова к будущему народа, неверие в его потенциальные силы, потому что сам был солидарен в этом с Базаровым. Кроме того, Писарев, недооценивающий роль эстетики и искусства в жизни, во многом солидарен и с базаровским суждением об искусстве.

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов – «отцов» – он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов – «детей» – принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.

Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить», – растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова. «Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Он еще и сам не знает, кто после него «будет строить», да и «будет ли строить».

Базаров в отличие от Павла Петровича – нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: «Мы… решились ни за что не приниматься… И это называется нигилизмом». Тургенев же определил значение этого слова так: «И если он называется нигилистом, то надо читать: « революционером ».

Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один – идеалист, другой – материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: «Он честен и правдив и демократ до конца ногтей», и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они – люди различных поколений, у них противоположные взгляды иа жизнь.

Проблема «отцов» и «детей» не ограничивается только литературой. Конфликт поколений реален и в сегодняшнем обществе.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их.

Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

« Отцы и дети» - это произведение остро полемическое. В нем Тургенев отразил вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего».

Но, кроме этого, писатель отразил и социальный конфликт, борьбу представителей разных социальных слоёв общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций либералов и демократов.

В романе И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40х и 60х годов ХIХ в. Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым.

Базаров – нигилист, отрицающий все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все эти «новомодные веяния» вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Он считает себя и свой класс носителями истинных ценностей, чуть ли не спасителями человечества.

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Не было ни одного важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным.

Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

В финале романа мы узнаем, что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина. А от его любви к России, о которой Кирсанов так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича Кирсанова создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам.

Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить, но напрасно.

Финал жизни Базарова показывает, что и его жизненная философия была ошибочной. Базаров погибает, так как. По мнению Тургенева, у нигилизма нет будущего, невозможно только разрушать, ничего не созидая.