Композитор кабалевский биография. Автобиография

(1904-1987) русский композитор

Дмитрий Кабалевский родился накануне Нового года, 30 декабря 1904 года, в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и дочери Лены, которая была на год старше брата. Отец увлеченно занимался с детьми, прививая им интерес к географии, естествознанию, технике: он вылепил для них из цветной глины наглядную географическую карту России, рисовал им схемы звездного неба, вместе с детьми мастерил железную дорогу, учил их выпиливанию.

Борис Клавдиевич отлично знал литературу, часто декламировал детям наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, отрывки из повестей Гоголя, который был самым любимым его писателем. Прекрасно разбирался он и в живописи, да и сам хорошо рисовал и часто водил детей в Русский музей. Он старался воспитать их так, чтобы они не чувствовали себя избранными оттого, что происходят из интеллигентной семьи, хотя и скромного достатка. Часто во время зимних прогулок они с отцом заходили попить чайку с мороза в извозчичью чайную.

Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.

Дмитрий закончил городское училище и все годы хранил «Свидетельство», в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию». Затем юный Кабалевский поступил учиться в 1-ю Петербургскую классическую гимназию. Он рос очень спортивным мальчиком, хорошо плавал, катался на коньках, увлекался футболом.

Тяга к музыке проявилась у него рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше - играть что-то отдаленно напоминающее известные мелодии, то есть импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но занятия продолжались недолго. Вернулся к ним Дмитрий спустя шесть лет, в Москве, куда семья Кабалевских переехала из Петрограда вместе с Управлением сберегательных касс, где работал отец.

В Москве Дмитрий начал и работать, поступив делопроизводителем в жилищную контору. Вместе с сестрой он брал уроки в частной музыкальной школе, потом успешно закончил музыкальный техникум имени Скрябина, который находился возле Никитских ворот. Одно время он очень увлеченно занимался живописью, посещал студию живописи и рисования, мечтал также о карьере адвоката - в школе был председателем ученического суда.

Но интерес к музыке поборол все остальное, и в 1925 году Дмитрий поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. В консерватории у Кабалевского появилось много новых друзей среди музыкантов. Молодежь охотно проводила вечера в их гостеприимном доме, куда они приходили в любое время и засиживались допоздна.

Кабалевский продолжал сочинять музыку. В те годы он написал много интересных произведений и среди них - прелюдии для фортепиано, пьесы для виолончели и фортепиано, романс на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Первой исполнительницей этих вокальных произведений была сестра Кабалевского Елена.

Впервые на публике композитор выступил в клубе работников искусств. Он исполнил сонату для фортепиано и аккомпанировал при исполнении своих романсов. Дебют прошел вполне благополучно, и в студенческие годы Кабалевский часто зарабатывал на жизнь тем, что играл на фортепиано в кинотеатрах. А на каникулах работал пианистом-концертмейстером в Московском театре для детей. 11 декабря 1931 года он впервые исполнил в Большом театре написанный им Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Тогда же, еще на заре звукового кино, он начал сочинять и музыку для фильмов. Первым ему предложил это сделать Г.Рошаль, и, можно сказать, музыка Кабалевского способствовала успеху многих картин этого режиссера.

Композитор написал музыку к фильму Г.Рошаля «Петербургская ночь», к веселой и умной кинокомедии «Антон Иванович сердится». Самой сложной оказалась работа в кинофильме о композиторе Мусоргском, рядом с музыкой которого звучит музыка Кабалевского. Она великолепно передает атмосферу времени, в котором жил гениальный русский композитор, и помогает проникнуть в одну из величайших на свете тайн - в тайну творчества, тайну сочинения музыки.

Музыка Кабалевского звучит также в фильмах «Вольница», «Хождение по мукам» и других. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.

В1936 году была создана опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») по мотивам знаменитого романа классика французской литературы Ромена Роллана. Главное действующее лицо, веселый и неунывающий Кола Брюньон, живет во Франции на рубеже XVI-XVII веков. Писатель придумал своего героя, но он получился у него таким ярким и естественным, что французы до сих пор не сомневаются в том, что он существовал на самом деле.

Кабалевский написал музыку под стать литературному произведению - остроумную, жизнерадостную, она прекрасно отражает дух французской народной песенности. Композитор возродил в своей музыке и образ Брюньона - поэта, художника, весельчака, влюбленного в жизнь оптимиста.

Кабалевский очень серьезно работал над этим произведением. Он тщательно изучал французскую народную музыку, историю Франции, ее культуру и быт. В этой работе ему очень помогала и переписка с Роменом Ролланом, который внимательно следил за его работой, помогал ему советами, главным из которых был такой: «Вы должны свободно следовать своему вдохновению».

Кабалевский посылал Роллану свою оперу по частям, а позже отправил завершенный клавир. Роллан, который был не только великим писателем, но и большим знатоком музыки и музыкальным критиком, ответил композитору, что с большим удовольствием проигрывал клавир много раз: «Я думаю, - закончил он, - что Вы можете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни и движения».

Опера была поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1938 году и имела необычайный успех. Театр показывал свой спектакль и в Москве, где он тоже очень понравился публике. В 1968 году Кабалевский создал вторую редакцию оперы, приблизив ее содержание к литературному первоисточнику. А до этого, в 1953 году, композитор совершил поездку по Бургундии и побывал в «брюньоновских» местах. Он поклонился могиле Ромена Романа, посетил его вдову Марию Павловну, побывал в кабинете великого писателя, где на одной из полок с партитурой увидел и своего «Кола Брюньона».

Во время Великой Отечественной войны Кабалевский часто бывал в действующей армии вместе с другими деятелями культуры и искусства. Он летал и к партизанам, а замысел оперы «В огне» возник у него в только что отбитому фашистов селе. Либретто оперы написал Ц. Солодарь. Эта опера не имела большого успеха именно из-за либретто, а лучшие музыкальные фрагменты из нее впоследствии вошли в оперу «Семья Тараса».

Кабалевский был и в блокадном Ленинграде. Его поразило тогда мужество ленинградских музыкантов симфонического оркестра, которые продолжали свою работу в осажденном городе, вселяя в людей бодрость и надежду на скорое освобождение.

В первые послевоенные годы Кабалевский пишет еще одну «военную» оперу - «Семья Тараса», по мотивам повести писателя Б.Горбатова «Непокоренные».

В 1954-1955 годах композитор пишет оперу «Никита Вершинин» по мотивам повести Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69». Д.Шостакович считал, что эта героико-патриотическая эпопея близка по духу операм Мусоргского.

В 1962 году Кабалевский заканчивает работу над своей известной всему миру ораторией «Реквием» на стихи, написанные по его замыслу поэтом Р.Рождественским. Музыка Кабалевского - это как бы звучащий орган его сердца, его таланта, которым он славил человека за его подвиги.

За Кабалевским прочно закрепилась счастливая репутация молодежного композитора. Дети с удовольствием распевали написанные им забавные песенки: «Словно маленький ребенок, спит в постельке поросенок» или «Пес Барбос купил газету и очки надел на нос» или «Вежливый вальс» на стихи А.Барто. Сразу же после того, как она впервые прозвучала по радио, стала необычайно популярной и песня Кабалевского «Школьный вальс», который до сих пор звучит на школьных последних звонках.

Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья...» и «Как рассказывать детям о музыке». Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества.

Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира. Он не раз работал в жюри конкурса имени П.И. Чайковского. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого.

У каждого человека есть основное дело его жизни. Кроме того, каждый из нас чем-то занимается в свободное время. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка. Но на столике рядом с пишущей машинкой всегда стояли шахматы. Свою любовь к шахматам Кабалевский унаследовал от отца и передал ее своему сыну. Он также увлекался марками и одно время был членом редколлегии журнала «Филателия СССР».

Последние годы жизни композитор много болел, но продолжал работать, стараясь доделать все задуманное. Хорошо, когда после ухода людей о них остается добрая память и все, что они успели сделать при жизни. Вот и после смерти Дмитрия Борисовича Кабалевского осталась его музыка, добрая и талантливая.

Кабалевский Дмитрий Борисович — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода.

Из семьи математика (дед — военный инженер). Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина).

Д. Б. Кабалевский с отличием окончил Московскую консерваторию (ученик Н. Я. Мясковского по композиции, окончил в 1929 г.; А. Б. Гольденвейзера по фортепьяно, окончил в 1930 г.), его имя занесено на золотую доску консерватории, где стоит рядом с именами самых знаменитых ее воспитанников. С 1925 г. вел педагогическую деятельность, сначала в музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (в т. ч. в 1932-1939 гг. профессор по классу композиции), с 1932 г. в Московской консерватории (с 1939 г. профессор). В разные годы также: концертмейстер в Центральном детском театре, редактор в Радиокомитете, ответственный редактор журнала «Советская музыка» (1940-1947), инициатор создания и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983-1987), начальник Управления художественного вещания; и др. В годы войны вел занятия в консерватории в Свердловске, направлялся на Юго-западный фронт (1942) и в Ленинград (1943). После войны вел пропаганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Австрию, Австралию, Англию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Канаду, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО). Он был избран почетным профессором консерватории в Мехико (Мексика, 1959), почетным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР, 1969).Одновременно это была деятельность по защите мира. С 1951 г. Д. Б. Кабалевский — член Советского комитета защиты Мира, в 1950-1955 гг. член Всемирного Совета Мира.

Творчество Д. Б. Кабалевского-композитора отмечено глубоким мелодизмом, развитием традиций русской классической школы. Он автор четырех симфоний (из которых выделяется Вторая симфония, ставшая одним из любимых сочинений великого дирижера ХХ века Артуро Тосканини), пяти опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»), оперетты «Весна поет», балета «Золотые колосья» (неоконч.), кантат (наиболее известное сочинение — «Реквием» на слова Р. Рождественского), трех концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, двух виолончельных концертов, двух струнных квартетов, музыки к кинофильмам («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится», «Хождение по мукам» и др., сотрудничество с режиссерами Г. Рошалем, А. Довженко, А. Ивановским, И. Фрэзом и др.), драматическим спектаклям (особо известна музыка к «Школе злословия» Р. Б. Шеридана во МХАТе, реж. В. Станицын), фортепианных произведений, песен, из которых самые популярные — «Наш край» («То березка, то рябина…»), «Школьные годы»; и др. Его произведения исполняли крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты — Д. Ойстрах, Э. Гилельс, В. Горовиц и мн. др. «Рондо» для фортепиано и «Рондо» для скрипки входили в обязательную программу Первого и Второго международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве, их блестяще исполнили Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Ашкенази, Джон Огдон и др. Д. Б. Кабалевский рассматривался как представитель плеяды выдающихся советских композиторов, определивших лицо отечественной и во многом мировой музыки ХХ века (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. А. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Г. В. Свиридовым, с которыми Д. Б. Кабалевский тесно сотрудничал и дружил, даже при иногда возникавших расхождениях в концептуальных вопросах развития музыки). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Глубокое разъяснение поверхностности такого взгляда и смысла композиторской деятельности Д. Б. Кабалевского дал композитор Владимир Дашкевич в радиопередаче «Просветитель Дмитрий Кабалевкий» из цикла «Кумиры ХХ века», прозвучавшей по радиоканалу «Орфей» 9 апреля 2009 г. на материале музыки Д. Б. Кабалевского к фильму «Антон Иванович сердится» (1941) и других произведений композитора.

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Он посвятил им немало произведений. Как ученый и педагог (с 1935 г. кандидат, с 1965 г. доктор искусствоведения, с 1971 г. действительный член Академии педагогических наук СССР) разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания — крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации (председатель собраний — школьник Валерий Луков). Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им.

Кабалевский и Шекспир. Человек необычайного обаяния, широчайшей эрудиции, глубокого таланта, Д. Б. Кабалевский стал одним из наиболее ярких воплощений того, что можно определить как «новый шекспиризм» — вариант ренессансной гуманистической личности, воодушевленной масштабной художественной идеей. В его творчестве это не раз звучало как перекличка с Ренессансом: опера «Кола Брюньон», сюжет которой относится к этой эпохе, «Серенада Дон Кихота» и т. д.

Несколько раз Д. Б. Кабалевский непосредственно обращался к творчеству Шекспира.

Первой крупной работой в этой сфере стала музыка к радиопостановке по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» , прозвучавшей в эфире 1 февраля 1935 г. (1935, без №). Затем последовало создание в 1938 г. музыки к радиоспектаклю «Мера за меру» , позже, в 1940 г., поставленному в Театре им. Евг. Вахтангова с использованием музыки Д. Б. Кабалевского (соч. 1938, без №). Наконец, в 1956 г. композитор написал музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» , поставленному в том же Театре им. Евг. Вахтангова режиссером Иосифом Рапопортом (музыка и декорации Вадима Рындина создавали образ ренессансного мира, в котором разворачивался сюжет трагедии).

На основе этого последнего произведения для сцены Д. Б. Кабалевский в том же 1956 г. представил слушателям сочинение «“Ромео и Джульетта”. Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра» (op. 56). В состав оркестра автором были включены ксилофон, арфа, фортепиано. В произведении были следующие разделы:

  • Вступление (Вражда и любовь). Largo con gravita
  • Утро в Вероне. Andantino tranquillo
  • Приготовление к балу. Allegro vivace
  • Шествие гостей. Marciale maestoso
  • Веселый танец. Presto
  • Лирический танец. (Встреча Ромео и Джульетты). Andante con moto
  • В келье Лоренцо. Adagio con moto
  • Сцена на площади. Presto
  • Ромео и Джульетта. Agitato
  • Финал (Смерть и примирение). Andante

Отдельным произведением стал романс Бенволио («Когда в груди сомнения и муки…») для среднего голоса и фортепиано.

Вершиной работы Д. Б. Кабалевского с шекспировскими текстами стал вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира» для голоса с фортепиано (1953-1955, op. 52). Композитор использовал перевод С. Я. Маршака . Для цикла композитор отобрал следующие сонеты (в порядке, занимаемом ими в произведении Д. Б. Кабалевского):

  • Сонет 81 («Тебе ль меня придется хоронить…»)
  • Сонет 27 («Трудами изнурен, хочу уснуть…»)
  • Сонет 102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)
  • Сонет 30 («Когда на суд безмолвных, тайных дум…»)
  • Сонет 153 («Бог Купидон дремал в тиши лесой…»)
  • Сонет 13 («Не изменяйся, будь самим собой…»)
  • Сонет 8 («Ты — музыка…»)
  • Сонет 71 («Ты погрусти, когда умрет поэт…»)
  • Сонет 90 («Уж если ты разлюбишь…»)
  • Сонет 76 («Увы, мой стих не блещет новизною…»)

В цикле ощущается традиция романсов П. И. Чайковского, но им присущ более широкий диапазон чувств от оптимистического до трагического регистров, что отражает поляризацию чувств человека ХХ века. Произведение часто исполнялось в концертах и по радио. Нередко Д. Б. Кабалевский сам исполнял партию фортепиано, цикл пели многие выдающиеся оперные и камерные певцы, среди которых выделялся глубиной проникновения в художественный материал Марк Рейзен (бас).

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Оно получило широкое признание. В 1963 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР», в 1974 г. — звание Героя Социалистического труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина (29.12.1964, 1971, 27.12.1974, 29.12.1984), орденом Трудового Красного Знамени (14.10.1966), орденом «Знак Почета» (1.06.1940), медалями. Д. Б. Кабалевский — лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1966), премии Ленинского комсомола (1984). Помимо официального композитор получил широкое народное признание. Его дело продолжили многочисленные ученики — музыканты и педагоги.

Соч. : Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М., 1963; Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. М. : Детгиз, 1970 и послед. изд. (многократно изд. за рубежом); Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке. М., 1977; Дорогие мои друзья. М., 1977 (2-е изд. 1979); Воспитание ума и сердца. М., 1981 (2-е изд. 1984); Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981, 1987; Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984; Сила искусства. М., 1984; Педагогические размышления. М., 1986.

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра (соч. 56). М. : Музгиз, 1959.

Шекспировский спектакль Большого театра. (Опера «Укрощение строптивой» В. Шебалина) // Правда. 1953. 26 апреля.

Лит.: Грошева Е. Д. Кабалевский, М., 1956; Абрамовский Г. Д. Кабалевский. М., 1960; Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 1963; Глезер Р. В. Д. Б. Кабалевский. М., 1969; Назаревский П. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969; Пожидаев Г. А. Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. М., 1970.

Васина-Гроссман В. На слова Шекспира. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. 1956. № 4. С. 41-45, с нотн. илл.; Рогожина Н. Вокальный цикл. Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Пояснения. М. : Советский композитор, 1961. 25 с., с нотн. илл.

КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ (1904–1987), русский композитор и общественный деятель. Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина ), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба » (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

Родился 30 декабря 1904 г. в Ленинграде (Петербурге) в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Отец работал (в ЦСУ, в Госстрахе), умер в 1939 г., мать - домохозяйка, умерла в 1958 г.

Учился до переезда в Москву - в 3-классном городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил 35 сов. школу II ступени (1922 г.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 г.). В 1925 г. поступил в Московскую государственную консерваторию (окончил по композиции у профессора Н. Я. Мясковского в 1929 г. и по классу фортепиано у профессора А. Б. Гольденвейзера в 1930 г.). Был занесён на золотую доску.

Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-28 гг. С 1925 г. начал педагогическую деятельность (в муз. техникуме им. Скрябина). С 1932 г. по 1939 г. - профессор (по классу композиции).

Самостоятельную работу начал в 1922 г. (аккомпаниатор, секретарь и управделами муз. техникума им. Скрябина). Позже, помимо педагогической работы, в разные годы: был концертмейстером в Центральном детском театре; редактором, зав. детской редакцией в Музгизе; редактором в Радиокомитете; ответственным редактором журнала «Советская музыка» (1940-1947 гг.); начальником Управления художественного вещания. Член комитета Всесоюзного радиокомитета (1943-1945 гг.); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР. В 1932-1948 гг. был членом Правления и Оргкомитета, с 1952 г. по н/время - секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 г. организовал Лабораторию музыкального образования (в НИИ школ МП РСФСР) и руководил ею до 1983 г.; результат этой работы - новая программа по музыке для общеобразовательной школы, утвержденная МП РСФСР, одобренная Президиумом Академии педагогических наук, ПМ СССР, Секретариатом СК СССР; с 1983 г. продолжаю участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1956 г. по н/время - член Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 г. - главный редактор журнала «Музыка в школе».

В годы Великой Отечественной войны с середины октября 1941 г. до января 1942 г. был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск (вел занятия в консерватории и был инструктором Обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ); в январе-феврале 1942 г. по командировке ПУРККА был на Юго-Западном фронте; в 1943 г. по командировке ВРК был в Ленинграде.

Начиная с 1945 г., неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика, Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.

С 1951 г. - член Советского комитета защиты мира; с 1955 по 1959 гг. был членом Всемирного совета мира; с 1964 по 1970 гг. - вице-президент, с 1970 по 1972 гг. - член совета директоров. С 1972 г. - почетный Президент ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО); в 1959 году был избран почётным профессором консерватории в Мехико (Мексика), в 1969 году - избран почётным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР); почётный член Международного музыкального Совета при ЮНЕСКО (ММС), почётный член Международного общества имени Кодая (Венгрия).

С 1966 г. - депутат Верховного Совета СССР (VII, VIII, IX, X, XI созывов) от Пермского избирательного округа № 23 (Совет Национальностей); с 1970-1979 гг. - член постоянной комиссии по делам молодёжи; с 1974-1979 гг. - заместитель председателя Бюро парламентской группы; с 1979-1984 гг. - заместитель председателя Совета Национальностей. В 1939 году был принят кандидатом в члены КПСС, в октябре 1940 года - в члены КПСС (партийный билет № 06083545); с 1951 по 1956 гг. - был членом партбюро Союза композиторов СССР, с 1952 по 1954 гг. - член Свердловского райкома КПСС г. Москвы, с 1966 по 1968 гг. - член МГК КПСС.

Награждён орденами: «Знак почёта» (1940 г.), Трудового красного Знамени.

Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

Музыкальные Сезоны