Когда построили здание зоологического музея. Зоологический музей МГУ

Функционирующий при МГУ зоологический музей считается старейшим и самым крупным в столице. Здесь можно познакомиться с огромным разнообразием всех современных животных, обитающих на нашей планете.

История создания

Сегодня существующий при МГУ зоологический музей является не только самым крупным по занимаемой им территории, но и самым богатым по объему фондов после аналогичного заведения подобного профиля, функционирующего при РАН. Здесь собраны поистине уникальные экземпляры и богатейшие научные коллекции. Зоологический музей МГУ на Большой Никитской улице входит в десятку самых крупных в мире.

В 1755 году, согласно указу Елизаветы Петровны, был основан Московский императорский университет. Сегодня он известен как МГУ. Зоологический музей был открыт спустя тридцать шесть лет. Однако это не мешает считать его одним из старейших российских естественнонаучных центров.

История его берет начало с 1791 года. Именно в это время был основан кабинет натуральной истории при МГУ. Зоологический музей был открыт позже на его базе. Первоначально коллекция пополнялась путем частных пожертвований. Самым значимым было собрание из Семятического кабинета и музея П. Демидова. Здесь были собраны весьма редкие экземпляры животных и растений, минералов, монет и т. д. К сожалению, практически все музейные экспонаты Императорского университета были уничтожены во время пожара 1812 года.

Чудом сохранились только несколько редких раковин моллюсков и кораллов.

Отделение

В двадцатые годы из частично восстановленного кабинета было отделено зоологическое собрание. Оно и составило базовую основу одноименного музея. Последний был размещен в бывшем доме Пашкова, который был реконструирован под аудиторный корпус МГУ. Зоологический музей организовали по систематическому принципу. Это, по мнению организаторов, давало возможность максимально объемно иллюстрировать всю естественную эволюцию животных.

Руководители

С 1804 по 1832 год организацию возглавлял Г. И. Фишер. Это был выдающийся зоолог, ученик самого К. Линнея, перу которого принадлежат самые первые научные труды о российской фауне. В 1832 году первый директор зоологического музея МГУ разработал проект, по которому предлагал организовать вверенное ему заведение по образцу классических французских, английских и немецких аналогов. Однако его предложение не было принято.

С 1837 по 1858 гг. зоологическим музеем руководил К. Ф. Рулье. Будучи основателем российской экологической школы, он основное внимание уделял отечественной фауне - ее изучению. Рулье придавал огромное значение не только сбору серийных материалов по современным животным, но и ископаемым. Благодаря такой концепции уже к концу пятидесятых годов девятнадцатого века музей накопил более шестидесяти пяти тысяч экспонатов.

Неоценимую роль в развитии этого заведения сыграл профессор А. П. Богданов, который руководил им с 1863 по 1896 год. Именно им были разделены имеющиеся фонды, отделены экспозиционные, научные и учебные, систематизирована учетная работа. В 1866 г. экспозиция зоологического музея МГУ была открыта для просмотра, и к концу девятнадцатого столетия, по статистике, ее ежегодно посещало до восьми тысяч человек.

Переезд в новое здание

В начале двадцатого века специально для музея, который в те годы возглавлял профессор А. Тихомиров, построили новое здание. Проект был сделан академиком Быховским. Новое здание располагалось на углу Долгоруковского (бывшего Никитского) переулка и Большой Никитской улицы. Оно и по сей день сохранилось в прежнем виде, без каких-либо конструкционных изменений.

В 1911 году в верхнем зале для посещения открыли новую систематическую экспозицию. В двадцатых годах прошлого столетия в здании на Большой Никитской находились также помещения для работы сотрудников научно-исследовательского института зоологии, а с 1930 г. - некоторые подразделения биологического факультета МГУ. Зоологический музей тоже был введен в его структуру.

Военные годы

В июле 1941 года зоологический музей МГУ на Большой Никитской по понятной причине закрыли. Часть его научных коллекций эвакуировали в Ашхабад, а остальные разместили в нижнем зале. С марта 1942 года для посещения снова открыли два зала на втором этаже, а после окончания войны и нижний уровень. Эвакуированные фонды возвратились в родные пенаты в 1943 году. Пятидесятые годы прошлого столетия ознаменовались освобождением музейного здания от биологического факультета.

Залы зоологического музея МГУ

Сегодня посетителям представлено более десяти тысяч экспонатов, иллюстрирующих огромное многообразие животного мира нашей планеты. В просторных залах музея экспозиции построены систематично, согласно эволюционным критериям и международной зоологической классификации. Это дает возможность посетителям легко ориентироваться в разделах богатой коллекции. Миниатюрные жизненные формы, к примеру одноклеточные организмы, в музее представлены муляжами.

Зал первого этажа содержит большую часть экспонатов — начиная от насекомых и раковин и заканчивая высшими существами. Представленные в виде оригинальных диорам, экспозиции дают возможность посетителям увидеть представителей животного мира - рептилий, земноводных, млекопитающих, птиц и т. д. в естественной их среде обитания. В одном из помещений представлены глубоководные формы жизни, а также экосистемы океанского дна.

Верхний этаж

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова - это трехэтажное здание. Его залы находятся на первых двух. На втором этаже находится «Костный зал». Такое название ему дали по причине того, что в нем собраны скелеты многих животных, относящихся к различным зоологическим отрядам. Верхний зал сегодня полностью отведен под рассказывающую об огромном разнообразии млекопитающих и птиц экспозицию. Почти все объекты этой выставки — это чучела, которые выполнены лучшими российскими таксидермистами, работающими в конце девятнадцатого и в течение двадцатого столетия. В обоих залах экспонаты в основном размещены в точном соответствии со своими систематическими положениями.

Символ зоологического музея МГУ - небольшой зверек выхухоль. Именно он изображен на эмблеме. В музее так много интересного, что увидеть все за один день невозможно. Одной из самых последних экспозиций является сообщество гидротермальных источников. На фоне остальных разделов музея оно смотрится весьма необычно. Основным объектом этой экспозиции является не конкретная систематическая группа, а разные животные, вместе составляющие общую экосистему, которая «погружена» в океан. Это единственная в своем роде земная система, которая своим существованием непосредственно обязана планетарного масштаба процессам, происходящим в недрах земли.

Экспонаты

Вдоль центральной линии верхнего зала смонтировано небольшое количество чучел. Там же тематические витрины, посвященные птицам, — «Охота с ловчими птицами», «Птичий базар», «Птицы Подмосковья».

Зоологический музей МГУ осуществляет серьезную работу, изучая и систематизируя знания о животных. Из имеющихся десяти миллионов экспонатов выставлено только восемьдесят процентов. Среди них есть и уникальные представители фауны, к примеру, самый тяжелый жук-голиаф и т. д.

Самые крупные и интересные экспонаты музея из-за солидных размеров представлены в вестибюле. Одним из них является чучело слонихи, которая в послевоенные годы обитала в Московском зоопарке. Второй экспонат — это скелет редкого шерстистого мамонта - последнего вида, жившего на планете. У него есть интересная особенность - след серьезного перелома кости черепа. Помимо биологических экспонатов, зоологический музей МГУ располагает неплохим собранием картин художников-анималистов.

Дополнительная информация

В учреждении проводится активная научная работа. С музеем сотрудничают многие известные ученые, в том числе и зарубежные. У него неплохая библиотека, в которой хранится более двухсот тысяч томов литературы и исследований, касающихся биологической тематики. В музее организуются не только экскурсии для посетителей разных возрастов, но и интерактивные занятия для ребят от четырех до пятнадцати лет. Уроки проводятся по типу активного общения. В музее постоянно проводятся тематические детские праздники: «День птицы», «Русская выхухоль» и т. д. Кстати, последнее животное - это, как уже упоминалось, символ зоологического музея МГУ.

По выходным здесь функционирует научный террариум. В музее собраны многочисленные живые рептилии. Посетителям разрешено кормить хамелеонов, держать в руках агаму, а сотрудники террариума увлекательно расскажут о привычках своих подопечных. Стоимость билета для посещения музея взрослым - двести, а школьникам, студентам и пенсионерам нужно платить пятьдесят рублей.

Музей Московского зоопарка находится в самом красивом и старинном здании на территории зоопарка. Это «каменный павильон для копытных в 2 этажа», построенный в конце XIX – начале XX вв. Вы видели его точно: на первом этаже живет жираф Самсон, а на втором - находится Музей истории Московского зоопарка. Вход в музей свободный! Здесь нет животных, но, здесь очень интересно!

В холле представлены эмблемы зоопарков мира, которых уже существует больше 10 тысяч


У каждого зоопарка своя запоминающаяся, не похожая на других, эмблема


Музей истории зоопарка – динамично развивающийся экспозиционно-выставочный проект ГАУ «Московский Зоопарк», сформировавшийся в 2008-2015 годах, как Визит-центр и переросший затем в уникальную познавательную музейную экспозицию.

Желание показать сложную и интересную жизнь зоопарков «изнутри» побудило в 2008 году сотрудников Московского зоопарка создать Визит-центр, экспозиция которого позволяет посмотреть на взаимоотношения человека и диких животных как на непрерывный процесс – от охоты и использования в качестве пищи, одежды, жилища, от временного содержания в примитивных загонах – до разведения в неволе в целях сохранения дикой фауны на Земле, как биологической и эстетической ценности.

В центральном зале экспозиции переплетаются три основные темы: взаимоотношение человека и животных, создание и функционирование зоопарков и история Московского зоопарка.


В зале располагаются четыре колонны, каждая из которых несёт определенную нагрузку и рассказывает о том, что находится вокруг неё.

Первая колонна рассказывает о древней цивилизации, в частности Египта. Здесь рассказывается о коллекции животных, которые создавались древними Египитскими, Римскими и Греческими правителями. Животные в то время использовались только для еды. Позже стали использовать шкуры животных для одежды и жилища.

Животных использовали как помощников людей., например сбор фруктов с деревьев. Животных использовали в военных целях, а также для развлечения – бои животных.


Макет колизея, всё сделано по старинным книгам, оказалось довольно сложно выполнить


Эпоха географических открытий дала толчок появлению зоопарков в современном нашем понимании


Витрина посвящена московскому зоопарку. Представлены фотографии основателей, павильонов зоопарка. Выставлены монеты 10, 20,50 копеек. В те годы, в разные дни, стоимость билетов была разная. В день, когда вход стоил 50 копеек, приходила состоятельная публика им так спокойнее было ходить по зоопарку.


В 1890-е годы появились здания, которые и сегодня есть на территории зоопарка – здание голубятни, здание музея


Из архивов: фасад здания музея Московского зоопарка


Ещё одна колонна посвящена зоопаркам Европы, которые посетили создатели Московского зоопарка и из увиденного что-то подчеркнули для создания нашего зоопарка.

Первый Европейский зоопарк открылся в 1752 году – Венский зоопарк


В 1857 году А.П.Богданов представил Комитету по акклиматизации доклад «О принятии мер по устройству зоологического сада». Будучи в загранкомандировке, он, по поручению Комитета, осмотрел зоологические сады Лондона, Парижа, Амстердама, Гента и Гарлема. Изучение устройства зоологических садов Европы, их планировки, архитектура павильонов, принципов содержания животных легло в основу создания Московского Зоологического сада.


Инициатором проекта явился Владимир Владимирович Спицин, а авторами – Л.В.Егорова – один из старейших сотрудников зоопарка, И.Л.Костина, Т.Э.Балуян, Н.В.Карпов, В.П.Шевелева, Е.Я.Мигунова, Т.В.Воронина, Н.Р.Рубинштейн и другие сотрудники зоопарка, а также архитектор Н.И.Соколова, которая нашла образные и точные решения для организации очень непростого экспозиционного пространства, органично соединив историческую, зоологическую и культурологическую лини, представленные в музее.


Первые животные зоопарка - крупные животные, подаренные меценатами.
Одним из первых животных зоопарка, наверное можно считать - кенгуру валлаби.
Территория для зоопарка уже была выбрана, но ещё не была организована (не было зданий и заборов). Пока всё это делалось, животные были размещены во дворах сотрудников общества акклиматизации, в общем-то общество акклиматизации и начало создавать зоопарк. Кенгуру валлаби жил дома у профессора Усова, одного из создателей зоопарка, и спало у него на кровати. Был совсем ручной кенгуру.

После революции для зоопарка были тяжелые времена, были большие проблемы с едой, топить было не чем. Москва холодала-голодала и соответственно и зоопарк тоже страдал, но выстоял. Трудные времена для зоопарка были и в 30-е годы, в то время многие боялись подъезжающей машины к подъезду. Многие сотрудники зоопарка были репрессированы.


Во время войны было очень тяжелое время для зоопарка, кстати во время ВОВ зоопарк практически не закрывался. Может были несколько дней, в самые сильные налеты и бомбёжки.
Все сотрудники в эти дни дежурили на крышах павильонов зоопарка. Многие сотрудники жили на территории зоопарка. Была такая семья по фамилии Закусило. Они жили на территории зоопарка, во время налета они были оба на крыше павильона сбрасывали зажигательные бомбы. Они увидели, как бомба попала в их дом и там никто не дежурил, их главная зада была уберечь животных.


Два боковых зала рассказывают только о Московском зоопарке.


в музее будет интересно как детям, так и их родителям


Все экспозиции украшены анималистическими работами

В музее есть кое-какие биологические объекты, но только такие которые животные уже сами потеряли


Например слон потерял зуб, спил рогов, шерстка овцебыка. В музее не держат чучел.


Главные ворота зоопарка стали визитной карточкой московского зоопарка и района Пресня


Главный вход зоопарка в разные годы


В центре музея находится большой макет Московского зоопарка


Схемы зоопарка в разные годы


Гордость музея - афиша от 22 мая 1949г. Она находится в той же рамке, что и в 1949 году

Когда первый раз в зоопарк приехал Юрий Лужков со своей маленькой дочкой и увидел в каком плачевном состоянии находился зоопарк...он сказал, что срочно начинаем реконструкцию. Окончание этой реконструкции происходит и сейчас.


В музее еще очень много интересных вещей, лучше конечно самим зайти и посмотреть:)


Хочется сказать огромное спасибо за труды в открытии музея Московского зоопарка - Наталья Ивановна художник, которая придумала оформление музея,а также автор выставки Ирина Костина


Приходите всей семьей в музей и если понравится напишите свой отзыв о музее в книге почетных гостей

Предлагаю посмотреть на музеи нашей столицы не только как на хранилища экспонатов, но и как на архитектурные объекты. Начнем с одного из самых старых — Зоологического музея МГУ, расположенного на Большой Никитской, 2

Здание Зоологического музея

Официальную историю Зоологического музея принято отсчитывать с образования Кабинета натуральной истории в 1791 году. Основу первой коллекции положили пожертвования представителей династии Демидовых, потом были дары от Екатерины Второй, Александра Первого, княгини Дашковой. Почти всё бесценное собрание погибло в пожаре 1812 года, удалось спасти лишь часть морских раковин. За счёт многочисленных пожертвований коллекция была восстановлена заново. В течение XIX века она размещалась в разных университетских корпусах на Никитской улице, пока в 1898-1902гг не было построено специально для Зоологического музея отдельное здание

Фасад Зоологического музея МГУ, выходящий на ул.Большая Никитская

Автором проекта выступил академик архитектуры, главный архитектор Московского университета Константин Михайлович Быковский. Всего на Большой Никитской улице он построил несколько корпусов для университета. Стиль здания Зоологического музея можно охарактеризовать как сдержанную эклектику, основанную на классицизме. Первый этаж здания по всему фасаду выделен декоративной рустовкой, т.е. облицовкой четырехугольными, плотно пригнанными камнями, в данном случае — с пирамидальной обработкой поверхности

Здание в плане имеет форму угла и расположено одним рукавом вдоль Большой Никитской, а другим – вдоль Никитского переулка. Архитектор красиво решил задачу уравновесить фасады и главный вход разместил со срезанного угла. Под крышей по всему фасаду здания идет лепной фриз, в котором, помимо растительных гирлянд, можно разглядеть множество животных: белок, летучих мышей, разных пресмыкающихся, цапель, сов и других птиц, головы медведей, зайцев, волков, горных козлов и прочих парно- и непарнокопытных

На каждом из фасадов музея есть полукруглая ниша. Исходя из традиций классицизма, по которым было спроектировано здание, я не уверена, что в ней предполагалось окно, как то имеет место сейчас, но с гораздо большей степенью уверенности можно считать, что предназначалась ниша для статуи, скорее всего аллегорической, кого-либо из когорты богов-покровителей наук и знаний

Очень любопытно выглядит здание со двора: декор фасада выполнен так же тщательно, как и с улицы, только не оштукатурено и не окрашено

Интересно, что до 1953 года часть нынешних помещений музея была жилой, там размещались квартиры профессоров биофака МГУ. В гостях у профессоров бывали И. Мандельштам, М. Булгаков, В. Кандинский, Р. Фальк. Именно здесь, в стенах Зоологического музея, в 1931 году Мандельштам написал знаменитое: «Все лишь бредни, шерри бренди, ангел мой…». А профессор Алексей Северцов послужил Булгакову прототипом знаменитого профессора Персикова, героя повести «Роковые яйца». Здесь, в одной из скромных комнаток, летом 1940 года приютили Марину Цветаеву с сыном, которым некуда было деться после выселения из Голицыно.

Залы Зоологического музея

Всего в музее на двух этажах три зала экспозиций. Расположены залы в той части здания, что вытянута вдоль Большой Никитской. Вдоль Никитского переулка размещаются служебные помещения и кабинеты, не доступные для посетителей. В Нижнем зале представлены животные от одноклеточных до рептилий, здесь больше всего экспонатов. В Верхнем зале показаны птицы и млекопитающие. Также на втором этаже расположен зал сравнительной анатомии или Костный зал. Посмотрите, как эффектно смотрится колоннада центрального прохода Нижнего зала

Капители колон украшены завитками листьев-акантов, переплетенными змеями

Здесь сохранился старый пол, выложенный узорчатой метлахской плиткой. В проходах рисунок плитки стерся от ног многочисленных посетителей, но есть хорошо сохранившиеся участки с четко читаемым узором

Верхний зал сразу относит нас в эпоху модерна, строительства Эйфелевой башни и первых небоскребов, когда так любили подчеркивать конструктивные элементы

Ощутите этот ритм ступеней и перил, лаконичность орнамента балок, уместность заклепок

Лестница Верхнего зала, ведущая на балконы-галереи

Вдоль боковых стен Верхнего зала вторым этажом тянутся балконы-галереи, которые поддерживаются кронштейнами в стиле модерн

Эти боковые балконы не доступны для посетителей, но иногда в Дни музеев экскурсантов проводят вот на этот мостик, переброшенный от одной стены к другой

Пол в Костном зале вот такой веселенький

В Костном зале ещё следует обратить внимание на живописный фриз на тему истории живого мира Земли. Это работа основоположника российской анималистики, художника Василия Ватагина, тридцать лет работавшего в Зоологическом музее и стоявшего также у истоков Дарвиновского музея

Ценность творчества В.Ватагина в исключительно правильном биологическом рисунке, в мастерстве научной иллюстрации, максимально приближенной к оригиналу и в то же время обогащенной художественным замыслом. В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок был практически составной частью фундаментальной науки. Оказывается, до сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии, потому что крайне мало фотографий имеют ракурс, позволяющий видеть все необходимые определительные признаки.

Работы Ватагина можно встретить практически по всей экспозиции Зоологического музея. Огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы, встречают посетителей уже в фойе и являются настоящей визитной карточкой музея

Картины В.Ватагина в фойе Зоологического музея МГУ

Фонды и экспозиция Зоологического музея

Сразу надо сказать, что при нынешнем уровне передачи и сохранения изображения и при возможности путешествовать по всему миру экспонаты музея не производят ошеломляющего впечатления и кажутся иногда примитивными. Но неизмеримая научная ценность музея определяется не зрелищностью, а уникальностью его фондов. В залах представлено всего 14 тысяч экспонатов, тогда как научные фонды включают порядка 8-10 МИЛЛИОНОВ (!!!) единиц хранения. Собрание Зоологического музея МГУ в настоящее время является вторым по объему в России (после Зоологического института и музея РАН в Санкт-Петербурге), а в мире занимает примерно 13-е место.

Причем развитие науки не умаляет, а только повышает ценность накопленного. Например, недавно австрийские ученые обращались в музей за образцами, привезенными экспедицией Пржевальского, для генетического сопоставления с нынешними обитателями азиатских степей.

В Зоологическом музее практически все экспонаты - натуральный биологический материал. Музей принципиально не выставляет пластиковые макеты. Исключений лишь два. Это модель одноклеточных животных, которых нельзя рассмотреть без микроскопа — радиолярий, и слепок латимерии – редчайшего, считавшегося вымершим животного, коего во всех музеях мира насчитывается в пределах 100 экземпляров, а у нас в стране есть единственный экземпляр в Институте океанологии. Формы хранения включают как классические – сухое и влажное консервирование, так и новые – пробы тканей для ДНК-анализа, различные расшифровки молекулярного уровня (генотипы, кариотипы, сиквенсы и т.п.), криоколлекции, аудиозаписи голосов и др. Во влажном хранилище на стеллажах хранятся сотни тысяч банок, пузырьков и прочих сосудов толстого стекла с притертыми пробками, дополнительно загерметизированные пленками из бычьих пузырей или более современных материалов. Несмотря на все ухищрения спирт из пузырьков и банок постепенно испаряется, поэтому его приходится регулярно доливать

Среди научных помещений есть так называемый «кожеедник» или, по-научному, «дерместариум», где скелеты животных очищают насекомые-кожееды и куда вход запрещен даже сотрудникам. У здания Зоологического музея обширные подвалы. В том подвале, что под Никитским переулком, было бомбоубежище с высокой степенью автономности: герметичные стальные двери с засовами, как в бункере. В другом направлении подземелье идет в сторону Кремля, но недалеко: проход заложен кирпичной кладкой. Описанные подвалы, хранилища и помещения для научных работников недоступны посетителям, но дальше я хочу рассказать, на что в залах музея стоит обратить внимание. Вот в этом узком коридоре второго этажа не пройдите мимо одного из самых необычных экспонатов

Это изображение герба российской империи, которое на первый взгляд кажется вышитым разноцветными бусами и бисером, а на самом деле выложено из более чем из 5500 экземпляров жуков и 20 видов бабочек. Этой картине-аппликации почти 180 лет, она была подарена самобытным словенским ученым-энтомологом Фердинандом Йожеф Шмидтом. В советское время герб прятали в запасниках. Картину трижды реставрировали, подбирая утраченных насекомых одинакового размера и цвета, и если изначально она состояла из экземпляров этнофауны Балкан, то теперь практически полностью из российских видов

Не только научную, но и историческую ценность представляет собой чучело носорога, вернее, носорожихи. Само животное было куплено в 1862 году в Калькутте и перевезено в Москву. Назвали её Семирамидой, а присматривавший за ней служитель постепенно переименовал её в Моньку. Примечателен рассказ о том, как Монька-Семирамида прошла по Москве с полкилометра, когда нужно было перевести её из временного места на постоянное в Зоосад. Жандармы перекрыли движение, человек 20 работников собрали для удержания носорожихи на цепи, к цепи ещё привязали тяжелое бревно. Но Монька побежала, оборвала цепь и её остановили только куском хлеба. Так, скормив ей порядка 11 кг хлеба, её и довели до Зоосада. Там она прожила 24 года, а после смерти подарила Зоологическому музею целых два экспоната: чучело в Верхнем зале и скелет в Костном. Раньше чучело стояло в проходе и до сих пор существуют легенды, что через него прыгали — причем не поперек, а вдоль (!) — не только студенты, но и светила отечественной науки

Вообще множество обитателей Московского зоопарка попало после смерти в экспозицию музея: это и большие панды, и индийский слон, и лев (подарок И.Сталину от Д.Неру), несколько видов обезьян и птиц

А чучело бегемота, скорее всего, было изготовлено прямо в выставочном зале, так как из-за своих габаритов оно не проходит в дверь, ведущую в зал. Этот экспонат был задействован в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» — именно на нем спал «самый везучий» член кооператива в исполнении режиссера

От себя лично я бы посоветовала обратить внимание на витрину с птицами средней полосы России. Вы удивитесь, увидев видовое разнообразие самых привычных нам пернатых: воробьев, синиц, овсянок. А ещё здесь можно узнать, как называются птахи, живущие рядом с нами, в городских сквериках и аллеях

У всех, конечно, свои симпатии в животном мире, но я, как поклонница насекомых, не могу не привлечь ваше внимание к стендам с бабочками

Вообще-то из полутора миллионов известных нам видов животных Земли до миллиона составляют насекомые – так что это их планета)). Посмотрите на этих красавцев жуков – так и хочется взять в руки, чтоб ощутить их тяжесть, твердые литые тельца и восхищаться безупречным совершенством творений природы

Как попасть в Зоологический музей МГУ

Официальный адрес Зоологического музея МГУ – улица Большая Никитская, дом 2 (бывший дом 6). Это в самом центре Москвы, на углу Большой Никитской и Никитского переулка, в 6-7 минутах ходьбы от метро Охотный ряд (выход на ул.Тверская, к театру Ермоловой):

На минуту дольше идти от станций Библиотеки Ленина, Александровский сад и Арбатской Арбатско-Покровской линии:

Работает музей с 10 до 18 часов, в четверг – до 21 часа, но посетителей прекращают пускать за час до закрытия. Понедельник – выходной. Последний вторник месяца – санитарный день. Стоимость билетов: полная – 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей.

Музей предлагает десятки экскурсий для разных возрастов. Их тематику и порядок оформления можно узнать на официальном сайте Зоологического музея МГУ . При музее работает биолекторий и кружок юных натуралистов.

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77


Всего 16 фото

Сегодня у нас на очереди - Зоологический музей МГУ. И акцент в теме будет не в плане экспозиции этого великолепного музея, а в качестве примечательного архитектурного объекта Старой Москвы. У Зоологического музея МГУ имени Ломоносова славная история. А кроме того, именно, в этом музее работал Владимир Ипатьевич Персиков - главный герой фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Не оставим мы и истории - и также осмотрим этот архитектурный шедевр как с Большой Никитской, так и со двора МГУ.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - один из крупнейших музеев естественно-исторического направления в России. По объёму научных фондов он входит в число первых десяти крупнейших музеев мира данного профиля, занимает второе место в России. Его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хранения. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн.), коллекция млекопитающих (более 200 тыс.) и птиц (157 тыс.). В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов: два зала отведены под систематическую часть, один - эволюционно-морфологический. Ежегодно музей посещает более 150 тысяч человек.
02.

Музей основан в 1791 году как «кабинет натуральной истории» при Императорском Московском университете. Ещё в 1759 году при московском университете был образован естественнонаучный музей, называвшийся тогда Минералогическим кабинетом. После того как среди его экспонатов появились биологические, в 1759 году из них был создан «кабинет натуральной истории».

В 1802 году Павел Григорьевич Демидов, имевший собственный естественнонаучный музей, включавший прекрасные коллекции, составленные по трём царствам природы (включая минералы) и великолепную библиотеку, выразил желание передать его московскому университету и предварительно внёс в сохранную казну 100 тыс. рублей, с тем, чтобы проценты от пожертвованной суммы шли на содержание музея и на жалование тому особому профессору образуемой кафедры натуральной истории, который стал бы хранителем коллекций.
03.

Специально приглашённый в Москву, в 1803 году, Г.И. Фишер фон Вальдгейм, в 1804 году занялся устройством и описанием университетских коллекций и музея П.Г. Демидова. Первая опись коллекций была им выполнена в 1806-1807 годах.
04.

В московском пожаре 1812 года бесценное научное богатство музея почти полностью погибло. Фишеру, остававшемуся в Москве, удалось спасти только часть конхиологической коллекции (моллюсков). Фишер передав в музей все свои личные собрания и библиотеку, стал привлекать многих естествоиспытателей и частных коллекционеров к активному комплектованию новых фондов и заботам по восстановлению музея и уже в 1814 году в возрождённом музее насчитывалось 6 тысяч единиц хранения. В описи коллекций восстановленного музея, опубликованной Г.И. Фишером в 1822 году, значилось почти 10 тысяч предметов. Зоологическое и минералогическое собрания были окончательно разделены - даже территориально. Возрождённый зоологический музей разместился во флигеле нового аудиторного корпуса. К началу 1830-х годов Г.И. Фишеру удалось довести объём коллекции до 25 тысяч предметов. Первоначально коллекция служила преимущественно учебным целям. C 1866 года музей стал общедоступным. Здание на Большой Никитской улице было специально построено для музея по проекту К. М. Быковского (в 1892-1902 годах) в стиле эклектики. В 1930-е годы музей был введён в состав Биологического факультета МГУ.
05.

Зоологический музей состоит из двух корпусов, поставленных под прямым углом вдоль Большой Никитской улицы и Никитского переулка. На месте стыка на углу располагается полуротонда в высоту первого яруса с порталом, обрамленным тосканскими полуколоннами. В декоративных элементах используется анималистический и растительный мотивы.
06.

Теперь, заглянем во двор Зоологического музея и, заодно, МГУ...
07.

Перед нами институт радиотехники и электроники.
08.

Справа - здание института стран Азии и Африки.
09.

Левее - НИИ и кафедра нормальной физиологии.
10.

А это здание Зоологического музея со двора.
11.

Зоологический институт стал местом действия фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Именно здесь профессор Персиков изобрел некий красный луч,что способствал быстрому развитию животных организмов. Рептилии тогда заполониили столицу и близлежащие области, наступила катастрофа... Повесть воспринималась современниками как пасквильная сатира на коммунистическую идею: за Владимиром Ипатьевичем Персиковым виделась фигура Владимира Ильича Ленина, а красный луч - символ социалистической революции в России, которая совершалась под лозунгом построения лучшего будущего, а принесла террор и диктатуру.