Когда был открыт музей усадьба рукавишниковых. Архитектурное наследие рукавишниковых

В 50 км от Нижнего Новгорода в селе Подвязье Богородского района находится старинное романтичное место - дворянская усадьба Подвязье, или имение Приклонских-Рукавишниковых.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых - уникальный архитектурный ансамбль XVII века, родовое гнездо богатейших дворян Приклонских, миллионеров Рукавишниковых, основанная в XVI веке и донесшая до нас давно исчезнувшие краски и стиль прошлых веков.

Немного истории.
В 18 веке усадьба стала собственностью директора Московского университета Михаила Васильевича Приклонского, дворянского рода. Старинное имение было обновлено, построили большой барский дом, флигель, служебный и хозяйственный корпуса, разбили сад с яблонями, смородиной, сливовыми и вишневыми деревьями.
В конце XIX века усадьба была под присмотром последней из рода дворян Приклонских - Прасковии Андреевны, похоронившей мужа и единственную дочь. Имение начало приходить в упадок.
В 1877 году молодой купец Сергей Михайлович Рукавишников приезжает в Подвязье. Он полон сил, энергии и уверенности в себе. Цель его визита одна – любой ценой и за любые деньги купить усадьбу. Но, к сожалению, старушка Приклонская отказывает ему со словами «никогда усадьба, принадлежавшая столбовым дворянам Приклонским, не будет принадлежать бывшим крепостным». Такой отказ Рукавишников стерпеть не мог. Да у него были огромные капиталы, доставшиеся ему от отца, и он мог позволить себе многое, но историю своей фамилии он купить не мог. Лишь спустя два года после смерти последней Приклонской он смог приобрести усадьбу. Рукавишникову было ненавистно все, что связано с Приклонскими и его «позором», поэтому облик усадьбы меняется решительным образом. Первым делом новый хозяин приказывает засыпать территорию усадьбы трехметровым слоем земли, в итоге первые этажи строений оказались под землей. Был полностью изменен экстерьер главного дома, вся лепнина, украшавшая дом, была беспощадно сбита и дом был покрыт слоем цемента (в те времена это был последний писк моды). Появились постройки из красного кирпича (кузницы, конюшни), различные новшества: водопровод, электричество, паровое отопление, были устроены оранжереи с ананасами и персиками, дающими плоды даже зимой.

ХХ век, как и многие другие усадьбы, не пощадил и имение в Подвязье. Грациозные строения превратились в развалины. Парк зарос. Спуск к реке почти перерезан оползнем склона.

Сейчас усадьба Приклонских – Рукавишниковых восстанавливается усилиями Жанны Потравко. Чтобы восстановить былую мощь и роскошь усадьбы нужны инвесторы, которых, к сожалению, пока нет. Сейчас все что удается это не дать разворовать всё то, что осталось от усадьбы, расчистить ее от мусора и хоть что-то восстановить и возвести под крышу.

Первое, что встречает гостей это Воскресенская церковь (1818 г.)


В начале XIX в. в память о победе над Наполеоном владелец усадьбы Андрей Богданович Приклонский выстроил в селе в необычной для православной традиции архитектурной манере храм-ротонду. О церкви этой сообщалось, что она «построена в 1818 г. на предмет поминовения родителей и жены его, Приклонского… Фасад ея нового вкуса, а именно: церковь кругообразная с высоким от купола до креста пирамидальным щипцом», развалины которой, к огромному сожалению, можно сегодня наблюдать, а рядом с храмом выстроили звонницу в виде триумфальной арки.


В середине 40-х годов каменный храм был разграблен и использовался как овощехранилище. Время и расхитители из местных жителей, растащившие всё имущество и даже кровлю довершили разрушение усадьбы. Долгое время здание церкви представляло смертельную опасность для попавших сюда людей. Сейчас свод купола обвалился полностью. От иконостаса остались лишь гвозди в стене. Вместо прежних витражей – пустые проёмы окон.












В этой же церкви в подвале находился и семейный склеп Приклонских, Рукавишников приказал замуровать его.


С холма церкви открывается вид на само поместье находящееся за забором. Чтобы тут всё окончательно не разграбили, двери и ворота закрыты и попасть внутрь можно только по предварительному согласованию с Жанной. Мы разумеется этого ничего не знали и просто так приехали, на наше счастье на двери висит номер телефона по которому можно все вопросы решить.




Водонапорная башня, построенная в готическом стиле


Спустя 5 минут мы были уже на территории усадьбы. Вход 250 руб с человека. В подарок небольшая ознакомительная экскурсия и неограниченное время на территории усадьбы.


Само поместье находиться на высоком, 70-ти метровом мысе, с которого открывается отличный вид.






Заходим внутрь. Эта главная дорожка, которая ведет от церкви к центру усадьбы. Слева технические постройки, справа курятник.


Церковь, вид из усадьбы.


Птичий двор




За курятником водонапорная башня


Слева технические постройки и уличная печь.




Подходим к самому центру усадьбы.


Слева, не доходя до главного дома, оранжерея


Немного истории.
Сергей Михайлович был человеком острого ума и любил все новое, постоянно выписывал из-за границы различные технические новинки - начиная от водопровода, рабочий по сей день, и заканчивая теплицами, где среди зимы росли фрукты и плавали в бассейне экзотические рыбы. На территории усадьбы при Рукавишникове располагались четыре оранжереи, которыми заведовал самый знаменитый в губернии биолог, агроном-селекционер А.В.Португалов, который постоянно экспериментировал, выращивая виноград, персики, абрикосы. Следует отметить, что все оранжереи были устроены по последнему слову техники: «постройка величиною 17х5 саженей, передняя стена и бока каменные, задняя стена и крыша стеклянные, в железных рамах, разделяется на теплицу, состоящую из 3-х комнат, котельную парового отопления в 1 комнату». Стеклянная крыша оранжереи механически поднималась и опускалась, и была сделана из французских стекол, толщиной 15 мм. В усадьбе были три отопительных котла французской фирмы «сан-гали», которые подавали тепло в господский дом, оранжереи и церковь. Один из котлов до сих пор сохранился и стоит в нижнем этаже господского дома.






Между оранжереей и главным домом находятся "купальные ворота". Именно от них раньше был спуск к реке.


Главный дом,расположенный в центре усадьбы


Напротив дома построен полукруглый корпус с хозяйственными постройками.


Вместе и дом, и корпус образуют небольшую площадь в центре усадьбы.





Главный дом.
Барский дом Рукавишниковых из 40 комнат, обставленных мебелью из ценных древесных пород, стал просто роскошным, украшенный бельведером, с которого можно было наслаждаться видами окрестностей, сидя в креслах павильона на крыше дома.






Здесь, со стороны площади когда то располагался главный вход в дом. Но Рукавишников «развернул» дом: главный вход был заложен кирпичом и появился вход с другой стороны. Это было неудобно и гостям приходилось обходить дом, но такова была воля хозяина.


















Обходим дом и идем к главному входу, который по распоряжению Рукавишникова, был перенесен на сторону реки.




























Один из отопительных котлов






Полукруглый корпус хозяйственных построек образует площадь. Это небольшая копия Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга. В этом корпусе когда-то располагались пекарня, огромный рыбный ледник, молочная, гаражи. В нижних этажах размещались конюшни


Главные ворота. Именно через них раньше попадали в усадьбу. Сейчас дорога к ним заросла.






Ледник, принцип работы заключается в сборе холода в зимний период и сохранение его летом. Здесь можно надежно содержать мясные и рыбные продукты на протяжении всего года.








Пекарня






Все помещения отделаны толстенной плиткой.




Гаражи. Рукавишников купил в Англии две самоходные паровые машины именно для них и были построены гаражи








В нижних этажах располагались конюшни.








Второй этаж, над конюшнями и вид на кузницу










Спуск в подвал










Выходим через главные ворота и идем по направлению к водонапорной башне


По дороге в кустах стоит коровник












Водонапорная башня построена в 80-е годы 19 века.
Поскольку усадьба находится на мысу, представляющему один большой камень, то была серьезная проблема с доставкой воды. При С.М. Рукавишникове эта проблема была решена. Из Франции были доставлены все системы водоснабжения, в том числе насос для водокачки, два водяных насоса: 7-сильный и 25-сильный, позволявшие бесперебойно обеспечивать подачу воды в водонапорную башню и кузницу.




Первый этаж был закрыт, но открытой оказалась лестница на второй и третий этажи


Внутреннее помещение


Подъем на третий этаж




Вид из окна


После осмотра основных построек обязательно спуститесь к реке. Там внизу когда-то находились главные или речные ворота в усадьбу


Идти до них примерно 700 метров, по узкой дорожке вымощенной камнем, с одной стороны которой высокий холм, а с другой глубокий овраг.


По камням идти не совсем удобно, непонятно как тут раньше на лошадях проезжали.


Речные ворота (конец 19 века) выглядят словно небольшие крепостные башни.
Они состоят из двух элементов: сторожевого помещения и высокого пилона, между которыми находились решетки ворот со сложным декоративным рисунком и по силуэту напоминающие крылья бабочки. Сама сторожка была выполнена в виде двухъярусной башни, напоминающей средневековый замок.










Забраться на второй этаж можно прямо по холму, к которому прилегает башня












Поднимаемся обратно. Как оказалось, на такой жаре, спускаться было намного проще.)))


Вид на главный дом со стороны парка.




Неотъемлемой частью усадьбы Рукавишниковых является парк с центральной липовой аллеей, помнящей шаги и шелест платьев некогда прогуливающихся здесь хозяев.




Слева от аллеи растет трехсотлетняя лиственница. Существует поверье, что здесь можно загадать желание и оно обязательно сбудется, надо лишь обнять это дерево.


А у того, кто сможет обхватить её сразу одним махом, желание сбудется немедленно.)))




На против лиственницы, по другую сторону аллеи построили кузнецу. Её специально отодвинули подальше от барского дома, что бы в случае пожара она не спалила всю усадьбу.












Идем обратно, к выходу. Нас провожает только корова, которая печально смотрит нам в след, т.к. туристы здесь очень редкие гости.


Помещение через которое мы зашли и сейчас выходим.








фото Июнь 2016

Усадьба Рукавишниковых — филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ), в который также входят комплекс Кремля , созданный на основе частной коллекции Технический музей , областной Музей художественных промыслов , выставочный зал «Покровка, 8» и расположенный в Арзамасе Музей Русского патриаршества.

Величественный особняк в итальянском дворцовом стиле спроектирован на основе ранее существовавшей двухэтажной усадьбы на Верхне-Волжской набережной и оформлен в период с 1840 по 1877 годы, когда здание перешло к ростовщику Рукавишникову. Дом был отреставрирован, достроены крылья и третий этаж, фасад богато декорирован скульптурами и лепниной.

В настоящее время здание является региональным объектом культурного наследия, одним из самых изысканных и узнаваемых исторических сооружений в Нижнем Новгороде.

Усадьба Рукавишниковых: цены на билеты

В музее-усадьбе Рукавишниковых существует 3 типа входных билетов:

  • Посещение всего музея (кроме выставки «Особая кладовая»): взрослый билет — 250 руб./350 руб. (без экскурсии/с экскурсией), льготный билет — 170 руб./200 руб. Обзорные экскурсии стартуют каждый час с 10:00 до 16:00 по вторникам, средам и четвергам, с 12:00 до 18:00 по пятницам, субботам и воскресеньям. Экскурсии проводятся при минимальном количестве участников от 2 человек.
  • «Особая кладовая» : взрослый билет — 300 руб., льготный билет — 150 руб. Посещение возможно только с музейной экскурсией. Экскурсионные сеансы во вторник, среду и четверг: 11:00, 13:00, 15:00; в пятницу, субботу и воскресенье: 13.00, 15.00, 17.00. В последний четверг месяца — санитарный день.
  • Посещение 1-2 этажей : взрослый билет — 200 руб., льготный билет — 170 руб. Посещение только с экскурсией. По предварительной заявке в летнее время можно также посетить летний дворик. В этом случае стоимость экскурсии составит: взрослый билет — 250 руб., льготный билет — 170 руб.

Льготный билет могут приобрести школьники, пенсионеры и студенты очной формы обучения.

Бесплатное посещение музея

В последнюю среду месяца бесплатно посетить усадьбу Рукавишниковых могут:

  • Лица, младше 18 лет.
  • Студенты, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.
  • Герои России Советского Союза.
  • Ветераны и инвалиды войн.
  • Солдаты срочной службы.
  • Дети-сироты.
  • Сотрудники российских музеев.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Члены многодетных семей.

Мероприятия и праздники для детей

В стенах музея для детей младшего школьного возраста проводятся интерактивные шоу и концертные программы. Среди постоянных предложений музея:

  • Праздничная программа «На балу у феи» . На территории особняка дети знакомятся не только с его историей и убранством, но и участвуют в танцевальных мастер-классах.
  • Интерактивная программа «Ученье — свет!» . Историко-развлекательная программа включает в себя знакомство с учебными и бытовыми буднями школьников 19 века.
  • Программа «В купеческом доме» . Костюмированная лекция о жизни и заработке купцов в 19 веке.

Также, в индивидуальном порядке, можно заказать проведение стилизованного под 19 век дня рождения или выпускного бала.

Краеведческий музей в усадьбе Рукавишникова

Историко-краеведческая выставка «Пристойны быть по торгам своим…" знакомит посетителей музея с самыми значимыми и известными Нижегородскими купцами и продолжающими их традиции предпринимателями-меценатами — Рукавишниковыми, Сироткиными, Каменскими. В исторических интерьерах дома-усадьбы представлена постоянная экспозиция «Музейная мозаика», посвященная отечественной истории с древних времен до современности. Наиболее подробная часть этой выставки охватывает памятники истории Нижегородской области.

Временные выставки, как правило, создаются на базе фондов и демонстрируют тематические коллекции: обрядовые предметы для венчания и свадеб, произведения мебельного искусства, подсвечники, церковное наследие (книги, иконы, богослужебная утварь) и многое другое.

Как доехать до усадьбы Рукавишниковых

Усадьба располагается в исторической части города, в пешей доступности от Кремля и других центральных достопримечательностей, входит в большинство обзорных экскурсий.

На автобусах и маршрутках можно добираться до остановки «Водная академия» (перекресток улиц Минина и Пискунова), затем пройти около 100 метров пешком:

  • Автобусы № 4, 19, 40, 45, 52, 58, 90.
  • Маршрутные такси № 2, 24, 31, 40, 45, 60, 85, 90, 98, 302.

Карта-схема пешего маршрута от Нижегородского Кремля до музея-усадьбы Рукавишниковых на картах Google. Maps

Ближайшая трамвайная и троллейбусная остановка — «Речное училище», в полутора кварталах от усадьбы (300-350 метров пешком по ул. Пискунова). От остановки идти прямо до Верхне-Волжской набережной, узнаваемое усадебное здание будет по левую сторону.

Музей-усадьба Рукавишниковых на панорамах Google. Maps

На такси

В Нижнем Новгороде функционируют все самые популярные приложения для вызова такси: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett, Такси Везёт.

Видео из усадьбы Рукавишниковых

Решила я рассказать о Верхневолжской набережной - одном из самых красивых мест Нижнего Новгорода, да так и затормозилась около одного дома на ней. Правда дома необычного - это один из самых роскошных особняков города - дом-усадьба Рукавишниковых.
Набережная начинается от площади Минина и Пожарского и идет вдоль волжского откоса до Сенной площади. Двадцать один дом. Идешь здесь как по музею и все время удивляешься. Не такая уж она и маленькая, как принято считать. Впрочем, разве дело в километраже?!
Когда мы приехали к набережной и начали искать парковку, стало понятно - у кремля не припаркуешься. Так, петляя "дворами", мы нашли удобное место - поставили машину на улице Пискунова, в месте, где она примыкает к набережной.
Первый дом, который мы увидели на Верхневолжской набережной, и был домом Рукавишниковых.

Реклама — поддержка клуба

Набережная сама по себе великолепна - располагается на высоком волжском берегу, больше похожа на облагороженный бульвар, строения здесь - сплошь памятники архитектуры разных времен. Редкое по красоте место. А уж данная усадьба - настоящая жемчужина петербургского масштаба, не меньше. Глаз оторвать невозможно.
​Когда села писать о набережной, стала разбирать фотографии, удивилась, как же тщательно я рассматривала этот дом. Вот поэтому первый пост о Верхневолжской набережной я посвящу только этой достопримечательности. Не хочу смешивать дом Рукавишниковых ни с чем.
Итак, несколько слов о прошлом и настоящем этого дома.
Здание, которое мы сейчас видим, было построено в 1877 году одним из самых богатых купцов Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. На этом месте уже стоял особняк, возведенный его отцом. Но предшественник был вдвое меньше и проще, его просто "встроили" в новое здание. Архитекторы этого великолепного проекта - Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов, скульптурные элементы - знаменитый скульптор Михаил Осипович Микешин. Здание богато украшено белым декором, который на нежно голубом фоне смотрится потрясающе. Это, конечно, узнаваемое всеми барокко. Здание в целом (и внутри, и снаружи) сделано в стиле эклектики. В те годы этот стиль (смешение стилей) был модным.
Вся усадьба состояла из главного дома - дворца, отдельного флигеля и служебных построек во дворе.
После революции, в 1918 году, в доме был организован Нижегородский краеведческий музей, который, хоть и с некоторым перерывом, существует здесь до сих пор. Под перерывом я имею в виду следующее. Из-за аварийного состояния здания в 90-е годы музей закрыли, и почти десять лет дом стоял заброшенный. Только в 2000-х годах началась реконструкция, которая теперь, слава богу, завершилась. И мы можем видеть знаменитую усадьбу Рукавишниковых во всей красе. Причем эта красота не только внешнего фасада. Внутренние интерьеры, по рассказам, ослепительны. Не зря же дом называют нижегородским маленьким Эрмитажем. Это настоящий дворец!
Как я уже писала, сейчас здесь располагается музей, только теперь это скорее административное здание Нижегородского государственного музея-заповедника, чем музей с привычными историческими экспозициями. Главная задача при реконструкции была восстановить изначальный вид фасада и интерьеров. Т.е. главный дом усадьбы - сам по себе уникальный музей, где каждая комната сделана в своем стиле (барокко, рококо), отличается по цветовой гамме и декору.
Дворец работает в нескольких направлениях - здесь проводятся экскурсии, а также различные мероприятия - от детских интерактивных программ на день рождения, выпускной, различные праздники, так и свадебные церемонии - фотосессии, брачные регистрации и проч. Хорошо, что дворец живет и привлекает людей по разным приятным поводам.
К сожалению, мы внутри усадьбы не были, потому что приехали сюда в 9 часов, а музей по выходным открывается только в 12.
Представляю вам фотографии дома Рукавишниковых с набережной, а также фото многочисленных декоративных элементов.














На здании висят таблички с подробным перечнем проводимых в музее программ, а также адреса филиалов.


























Ксения Юферова

Основанный на устье двух рек, Нижний Новгород являлся центром купеческой жизни страны. Его архитектурный облик украшали богатые усадьбы, купеческие особняки и доходные дома. Среди всех этих построек особо выделялись здания, так или иначе связанные с фамилией Рукавишниковых, с династией миллионеров - магнатов, которая стала оплотом общественной жизни города XIX века.

Усадьба на Верхне-Волжской набережной

Родовое гнездо династии Рукавишниковых располагается на живописном склоне Дятловых гор - Волжском откосе. Строительство усадьбы датируется 1877 годом. Её владельцем был известный купец - сын нижегородского магната Сергей Рукавишников. Когда-то его отец приобрел на этом месте двухэтажный дом с мезонином, а позднее, в 1875 году, Сергей решил построить здесь новое здание.

Позже сын Сергея, поэт и прозаик серебряного века Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» так опишет эту задумку: «И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат… И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет». Дом действительно обошелся хозяину почти в миллион, в то время как на строительство здания городской управы на улице Большая Покровская ушло 260 тысяч.

Владелец будущего особняка выбрал архитектором Петра Бойцова. Несмотря на возведение настоящего дворца, прежнее сооружение решили оставить и сделать частью нового. Старая тетка владельца наотрез отказалась переезжать в другое место. Здание не тронули, но даме пришлось смириться с постоянным шумом строительных работ.

Дворец строился в модном тогда стиле эклектики. Архитектор использовал элементы разных исторических стилей и соединил их в одном произведении. Нынешнее здание отличается от других обилием различных декоративных элементов на фасаде. Дворец украшают скульптуры атлантов, кариатид и ангелочков-путти. Периметр первого этажа декорирован тщательно прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крыша украшена балясинами и пилястрами. Многие сравнивают особняк с итальянским палаццо, однако такое сравнение беспочвенно. Оба здания объединяют разве что монументальность и рустованный фасад.

В советское время усадьба Рукавишниковых была национализирована. Сейчас она является Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.


Фотография: Анастасия Голикова

Недалеко от особняка Рукавишниковых, на улице Минина, находится другая усадьба членов этой богатой семьи. Ею владела супружеская пара Бурмистровых. Глава семьи Дмитрий - известный купец, гласный нижегородской городской думы, а его супруга Варвара - уроженка купеческого рода Рукавишниковых.

В 1879 году Варвара в счет наследства приобрела усадьбу с деревянным домом и флигелем. Под руководством архитектора Николая Григорьева в 1885 году дом перестроили в стиле эклектики. На наличники фасада здания архитектор поместил фигуры кариатид, а под окна ― золотистые гирлянды. В семейном романе Иван Рукавишников о самом особняке пишет вскользь, зато сад описывает в деталях. По сюжету романа сад простирается до самой Волги и украшается фонтанами, мраморной лестницей, множеством скульптур и гротом. Известно, что Дмитрий Бурмистров был страстным садоводом и построил на территории сада три оранжереи, которые, к сожалению, не сохранились. Говорят, что именно отсюда везли цветы к гробу Ленина.

После Октябрьской революции особняк Бурмистровых национализировали и отдали под городской музей. Почти двадцать лет в усадьбе располагались различные учреждения: от художественно-исторического музея до общежития работников Горьковской партийной школы. В 1934 году здание передали Литературному музею имени Горького. Прежняя хозяйка, овдовев, прожила в собственной усадьбе, где ей выделили небольшую комнату, до 1930 года.

В 1887 году на заседании нижегородской гордумы прозвучал призыв открыть в городе дом трудолюбия, где бесприютные и нищие смогли бы заниматься трудом. Идею о создании такого здания поддержала семья Рукавишниковых. В 1893 году Михаил Рукавишников приобрёл столярную фабрику имени И. Т. Хворинова, в которой открыл помещения для трудоустройства бедноты. Однако сооружение прослужило недолго, так как было деревянным и вскоре сгорело. Тогда дети Михаила и Любовии Рукавишниковых решили построить на прежнем месте каменное здание и назвать его в честь родителей.

Сооружение выполнили из несгораемых материалов: бетона и керамического кирпича. Внутри располагались просторные светлые мастерские, оборудованные различными удобствами. Личность архитектора точно не установлена: по одним данным, им был Павел Домбровский, по другим - Анатолий Шмаков. Здание построено в стиле рационального модерна. В нём часто строились промышленные сооружения, как, например, проходная завода «Красное Сормово». Ввиду особенностей стиля архитектура Дома трудолюбия не богата. Всё соответствует идее о лаконичности, простоте, рациональном использовании пространства, это при том что модерн - вычурный стиль. Сейчас мы видим ещё более упрощённый угловой фасад здания, потому что в советское время фигурные завершения крыши заменили на надстройку.

В 1914 году в здании располагался военный госпиталь, большинство бедняков ушло на фронт. После войны в бывшем Доме трудолюбия открылась типография, которая работает там и сегодня.


Нижполиграф с 1922 года

Торговый дом и банк Сергея Рукавишникова

В начале XX века экономика страны испытывала подъем. Открывались новые банковские предприятия. В 1910 году Сергей Рукавишников построил здание на улице Рождественской, в котором разместился Русский торгово-промышленный банк, один из крупнейших в стране. Через год на Нижне-Волжской набережной началось строительство торгового дома. Архитектором обоих зданий, составлявших единый комплекс, стал один из известнейших представителей эпохи модерна в России и Европе Федор Шехтель. Он спроектировал здания в стиле , в котором декоративное убранство фасадов выглядело лаконично и не вычурно. Оба сооружения отсылают нас к готическим мотивам и отражают романтическое настроение модерновых архитекторов. Здесь присутствует и сильный ритм вертикалей, и даже имитация контрфорсов (выступающих элементов на фасаде торгового дома). Основное внимание сосредоточено на окнах, столбах, пропорциях фасадных плоскостей.

Торговый дом Сергея Рукавишникова был достроен уже после начала Первой Мировой войны. В просторных помещениях здания расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. Затем в бывшем торговом доме долгое время находилась швейная фабрика «Маяк», прекратившая свою работу в 2015 году. Банковское здание так и осталось административным по своему назначению.

Торговый дом

Ещё одним памятником архитектуры, относящимся к династии нижегородских миллионеров, является доходный дом Узатис-Рукавишникова. По преданию, старший сын основателя купеческой династии Иван Рукавишников, третий из наследников, очень хотел жениться на молодой дворянке - дочери полковника Бирина. Чтобы соответствовать высокому статусу невесты, Иван купил дом на центральной улице города. Прежним владельцем особняка был Алексей Узатис - руководитель сормовского пароходного завода и майор корпуса горных инженеров. Постройка дома датирована 1865 годом. Известно, что здесь в конце XIX - XX века находилось общественное собрание, ставшее центром музыкальной жизни города. В советское время здание переделали под областную филармонию. Она просуществовала на этом месте до 1968 года, пока не получила новое помещение в Кремле. Сам же дом подвергся капитальной реконструкции под кукольный театр, проектом которого руководил архитектор Сергей Тимофеев.


Театр кукол с 1929 года

Ксения Юферова

Теги: ,