Кладбище монпарнас. Кладбище монпарнас и катакомбы парижа

По воскресеньям рынок занимают представители различных профессий, и он превращается в вещевой рынок: модельеры теснятся с художниками, так что здесь есть на что посмотреть.

На южной стороне бульвара Эдгар-Кине находится главный вход на кладбище Монпарнас – полный печали город мёртвых, с вереницей миниатюрных храмов, безотрадных и причудливых, и множеством прославленных имён, от Бодлера до Беккета и от Сен-Бёва до Сен-Санса.

Буклет с картой кладбища можно получить при входе у охранника. Справа от входа на бульваре Эдгар-Кине находится могила, где похоронены супруги Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар (последние десятилетия жизни Сартр проживал на бульваре Распай). Вниз по авеню Уэст, которое тянется вдоль внутренней западной стены кладбища, похоронены Бодлер (которому, помимо памятника на этой могиле, поставлен также ещё более впечатляющий памятник на этом же кладбище у улицы Эмиль-Ришар, на проспекте Трансверсаль) и скульптор Осип Цадкин.

Поблизости похоронен и Пьер Лаваль, член правительства Петена, который по окончании войны, после неудачной попытки самоубийства, был казнён за предательство. Вы можете оказать почести Прюдону – анархисту, которому принадлежит знаменитое изречение «Собственность есть воровство!», его могила находится в секторе № 2, около центральной кольцевой дорожки, а рядом с ним похоронен фотограф венгерского происхождения Брассай. В юго-западном углу кладбища находится старая водяная мельница, где обосновалась одна из таверн XVII века, её любят посещать разгульные, склонные к сочинительству стихов студенты, давшие, как считается, имя этому кварталу.

Восточный конец кладбища проходит через дорогу: в его северном углу находится могила, увенчанная вариантом скульптуры Бранкузи «Поцелуй» – горьким выражением печали. Любители экзотических надгробий могут направиться к внутренней стене кладбища вдоль авеню Бульвар (параллельного бульвару Распай). Здесь покоится изобретатель безопасной газовой лампы Шарль Пижон: на надгробии он лежит в постели рядом со спящей женой и читает книгу при свете своего изобретения.

Если вы готовы провести ещё какое-то время в царстве мёртвых, у вас есть возможность спуститься в глубокие парижские катакомбы , вход в которые находится рядом с кладбищем на площади Данфер-Рошро, которая раньше называлась площадью Анфер («площадь Ада»).

Изначально парижские катакомбы были просто частью огромного известнякового подземного карьера, куда из-за недостатка места для новых захоронений по решению муниципалитета в период между 1785 и 1871 годами были перевезены останки огромного числа горожан со старых парижских кладбищ (главное из кладбищ когда-то находилось в самом центре города, около многолюдного Центрального рынка).

По приблизительной оценке, здесь покоятся останки свыше 6 миллионов человек – это вдвое больше нынешнего населения Парижа, не считая пригородов. Вдоль длинного прохода в катакомбах концами друг к другу сложены бедренные кости, которые образуют стену, в которую чуть дальше хаотично свалены мелкие кости.

Эти высокие импровизированные стены вмещают также черепа и дощечки, на которых порой можно прочесть весёлые надписи типа следующей: «Счастлив тот, у кого час собственной смерти всегда перед глазами и кто каждый день готовится к ней». Дети постарше обычно проявляют интерес к этому путешествию, хотя пройти надо немало, около 2 километров. В худшем случае у вас может развиться клаустрофобия, особенно во второй половине дня, когда в подземелье много народа и вы, не дай Бог, окажетесь стиснутыми с двух сторон визжащими подростками.

В катакомбах бывает довольно прохладно, а под ногами грязно, так что подумайте о том, как следует одеться: в футболке и шлёпанцах вам будет здесь неуютно. Обратите также внимание на служащих в униформе (гардьен) – в их обязанности входит пресекать поползновения охотников за трофеями стащить какие-нибудь кости, а также следить за действиями молодёжи, которая норовит тихо ускользнуть в сторону, чтобы ночью устроить в подземелье полуночный шабаш в готическом стиле.

Достоин внимания и район, расположенный к западу от площади Данфер-Рошро. На улице Даггер вы увидите оживлённый продовольственный рынок, а также некоторые интересные образцы архитектуры недалеко от кладбища Монпарнас.

Подземный Париж

В сентябре 2004 года, исследуя подземные галереи под дворцом Шайо , парижская полиция наткнулась на тайное подземное помещение. Это был огромный зал площадью 400 квадратных метров, оборудованный как кинозал и находящийся в ведении клуба любителей «чёрных фильмов».

Как только эта информация просочилась в прессу, в центре внимания средств массовой информации оказалась некая группа обитателей трущоб. Выяснилось, что, начиная с 1980-х годов, сотни французских диггеров-катафилов проводили в подземелье разнообразные мероприятия, от вечеринок и художественных выставок до фестивалей, включая, как поговаривают, и оргии. Опытные знатоки подземных галерей рассказывали об искусно расписанных стенах и об огромном зале с колоннами под названием «Пляж».

На самом деле подземные галереи под дворцом Шайо – лишь часть разветвлённой системы туннелей, восходящей к эпохе Средневековья , когда гипс и известняк для постройки зданий добывался прямо из-под земли под ногами у горожан, поэтому можно сказать, что Париж был построен как отражение того, что было под землёй. Сегодня под городом пролегает более 300 километров таких подземных туннелей, особенно много их на Левом берегу в 5-м, 6-м, 14-м и 15-м округе, где на 100 километров тянется Большой южный карьер.

Другой такой отдельный карьер прячется под 13-м округом, а про 16-й округ обычно говорят, что его почва похожа на французский сыр «Грюйер». В 1770-х годах королевская комиссия, обнаружившая, что многие городские здания, стоящие на карьерах, шатаются и даже рушатся, приняла решения составить список карьеров и укрепить наиболее опасные из них.

Вдоль основных городских дорог были проложены большие подземные галереи, а пустоты в них заполнены грунтом. Сегодня некоторые из этих «подземных улиц» сохранились, а пролегавшие над ними сверху уже исчезли. Некоторые считают, что небольшое количество высотных зданий в Париже объясняется недостаточной надёжностью городского грунта.

В XIX веке многие подземные галереи использовались для выращивания шампиньонов (на рынках их называют «парижские грибы»), иногда также для выращивания эндивия (разновидности салата с горчинкой) и варки пива, а там, где сегодня находится

Контакты

Адрес: 3 Boulevard Edgar Quinet, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 10 86 50

Часы работы: с 08:00 до 17:30, Сб с 08:30, Вс с 09:00

Официальный сайт: www.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Raspail, Edgar Quinet, Gaîté

Париж прекрасен и неповторим в своей многоликости. Здесь любая , , дворец, или замок окружены ореолом таинственности и вызывают не только восхищение, но и желание узнать о месте, в котором находишься, чуточку больше.

Именно здесь даже кладбища, преобразованные в живописные сады, способны увлечь своей историей, привлекательностью и печальной красотой. При этом многие периоды существования настолько насыщены событиями, что места упокоения в Париже для самих горожан незаметно превратились в любимые, дающие вдохновение и душе и взгляду.

Кроме того, в представлении горожан, проживание по соседству с кладбищем - это преимущество, дающее возможность наслаждаться пением птиц, тишиной и видом зеленых аллей из окон квартиры.

Кладбище Монпарнас в Париже и немного истории о нем

Сегодня кладбище Монпарнас (Le cimetière du Montparnasse) - это живописный уголок с неимоверной историей, в котором парижане предпочитают проводить воскресные семейные прогулки, или просто отдыхать, созерцая места захоронения знаменитостей. Конечно, современное кладбище Монпарнас больше похоже на уютный сад, и является настоящим музеем, расположенным под открытым небом, но так было не всегда.

На этом месте когда-то стояло несколько ферм, о которых осталась память в виде расположенной в центр

Е кладбища старинной мельницы. Появилось же место захоронения местных жителей благодаря тому, что в XVII веке земли кладбища и окрестностей были выкуплены монастырем, который и устроил здесь небольшой погост для своих монахов.

Что интересно, во времена реформы реорганизации кладбищ, которая была проведена префектом Фрошо, под некрополь была отведена вся территория монастыря и, по изначальной задумке, предназначался он для захоронения жителей левого берега. Поначалу место на кладбище можно было «арендовать» на определенный срок, но уже после 1824 года, когда количество похороненных на территории погоста стало стремительно увеличиваться, правила изменились. С этого времени место на кладбище можно было купить только в вечное пользование. В настоящий парк кладбище Монпарнас в Париже превратился в начале XIX века.

Неизвестно насколько бы увеличилась территория некрополя, но в период прокладки бульвара Распай, часть его была снесена и сегодня на его месте высятся высотные дома и стоят художественные мастерские и несколько магазинов, в которых проживают и работают и скупаются зажиточные горожане, совершенно не беспокоясь о печальном соседстве.

Описание кладбища и его особенностей

Территория кладбища Монпарнас в Париже расположена неподалеку от вокзала, при этом главный вход находится на бульваре Edgar Quinet (Эдгара Кине). Отличительной особенностью кладбища Монпарнас является ровная как стол местность, на которой в живописном порядке расположены захоронения знаменитостей (не только французов), аллеи, дорожки.

Современная территория погоста выполнена по плану регулярного сада и настоящий момент кладбище, помимо прочего, является местом паломничества интеллектуалов, которые приезжают в Париж для созерцания мест захоронения своих кумиров, и считается самым знаменитым некрополем столицы.

Интересные факты: кто похоронен на кладбище Монпарнас сегодня

Современную популярность у жителей и туристов кладбище Монпарнас сникало благодаря огромному количеству исторически известных личностей нескольких эпох. И если вас интересует подробно, кто похоронен на кладбище Монпарнас, существует специальная литература. Здесь находятся могилы, склепы и памятники многих известных политических деятелей, ученых, писателей, драматургов, поэтов, художников, скульпторов, а также певцов и музыкантов.

Так, на территории кладбища покоятся :

  • Симон Петлюра,
  • Поль Дешинель,
  • Раймон Арон,
  • Жюль Дюмон Дервиль,
  • Саммюэль Беккет,
  • Шарль Бодлер,
  • Морис Леблан,
  • Александ Алехин
  • и множество других знаменитостей, имена которых можно найти, осуществив прогулку по Территории кладбища.

Считается, что здесь захоронено более двадцати человек с мировым именем, поэтому, посещение кладбища-музея для каждого путешественника - это настоящее событие, способное оставить по себе неизгладимые впечатления и глубокий след в душе.

Как быстро добраться до кладбища Монпарнас

Кладбище-музей Монпарнас, расположенное в престижном районе по адресу 3 Boulevard Edgar Quinet, окружено фешенебельными домами, утопающими в зелени.

Как добраться:

  • Достопримечательность находится в Южной части города (кладбище на Монпарнас) и быстро добраться к нему можно, воспользовавшись услугами до станции Montparnasse. Чтобы доехать до намеченной цели воспользуйтесь линиями М13, М12, М6, или же М4 (в зависимости от округа, в котором вы находитесь).
  • Помимо этого добраться до знаменитого кладбища можно на , воспользовавшись схемой карты, на которой обозначены возможные маршруты.

Кладбище Монпарнас на карте Парижа:

Координаты :

Кла́дбище Монпарна́с или Монпарна́сское кладбище (фр. Cimetière du Montparnasse ) - одно из самых известных кладбищ Парижа . Расположено в южной части города, в районе Монпарнас (14-й городской округ). Основано в г. на месте бывших ферм, поначалу называлось «Южное кладбище ».

Известные люди, похороненные на кладбище

Политические деятели

  • Шапур Бахтияр , 74-й премьер-министр Ирана
  • Порфирио Диас , 29-й, 31-й и 33-й президент Мексики
  • Симон Петлюра , 2-й председатель Директории Украинской Народной Республики
  • Дешенель Поль , 11-й президент Франции

Учёные

  • Раймон Арон , философ, политолог, социолог и публицист
  • Видаль де ла Блаш, Поль , учёный - географ
  • Жан Бодрийяр , культуролог и философ-постмодернист
  • Галуа, Эварист , выдающийся французский математик
  • Эмиль Дюркгейм , мыслитель, социолог
  • Жюль Дюмон Дюрвиль , географ
  • Эдгар Кинэ , историк
  • Гюстав Гаспар Кориолис , математик, инженер и учёный
  • Антуан Огюст Курно , экономист, философ и математик
  • Шарль Луи Альфонс Лаверан , физиолог
  • Пётр Лавров , публицист, идеолог русского революционного народничества
  • Пьер Ларусс , энциклопедист, составитель знаменитого словаря
  • Гастон Масперо , египтолог
  • Орфила, Матье Жозеф , выдающийся химик
  • Жюль Анри Пуанкаре , математик
  • Эмиль Чоран , румынский мыслитель-эссеист

Писатели, драматурги и поэты

  • Араго, Этьен , французский драматург
  • Теодор де Банвиль , поэт, драматург
  • Сэмюел Беккет , писатель и драматург
  • Алоизиюс Бертран , поэт
  • Эммануэль Бов , писатель и художник
  • Симона де Бовуар , писательница и философ
  • Шарль Бодлер , поэт
  • Бурже, Поль , писатель
  • Маргерит Дюрас , писательница
  • Сьюзен Зонтаг , писательница, эссеист, литературный критик
  • Жув, Пьер Жан , поэт
  • Эжен Ионеско , писатель
  • Поль Бурже , писатель
  • Сесар Вальехо , перуанский поэт, бунтарь и новатор
  • Серж Генсбур , поэт и бард
  • Шарль Мари Жорис Гюисманс , писатель
  • Робер Деснос , поэт, писатель и журналист
  • Хулио Кортасар , писатель
  • Лакоссад Огюст , поэт
  • Морис Леблан , писатель
  • Пьер Луи , писатель
  • Ги де Мопассан , писатель
  • Жан-Франсуа Ревель , философ и писатель
  • Жан-Поль Сартр , писатель
  • Шарль Огюстен Сент-Бёв , литератор
  • Анри Труайя , писатель русского и армянского происхождения
  • Тристан Тцара , поэт
  • Леон Поль Фарг , писатель
  • Манес Шпербер , писатель

Художники, скульпторы, архитекторы

  • Бальдаччини, Сезар , скульптор
  • Фредерик Бартольди , скульптор, автор Статуи Свободы
  • Константин Брынкуши , скульптор
  • Виллиам Бугро , живописец
  • Эмиль Антуан Бурдель , скульптор
  • Шарль Гарнье , архитектор, создатель оперного театра в Париже
  • Горецкий, Фаддей Антонович , художник
  • Гудон , скульптор
  • Далу, Жюль , скульптор
  • Жерар, Франсуа Паскаль Симон , художник
  • Жиро, Жан , художник-иллюстратор
  • Бальтасар Лобо , испанский скульптор
  • Кремень, Пинхус , художник
  • Анри Лоран , скульптор
  • Ман Рэй , художник-сюрреалист
  • Франсуа Рюд , скульптор
  • Хаим Сутин , художник
  • Анри Фантен-Латур , художник
  • Осип Цадкин , скульптор
  • Жюль-Клеман Шаплен , скульптор и медальер

Певцы, музыканты

  • Мишель Арно , французская шансонье
  • Серж Генсбур , певец, композитор, режиссёр, актёр
  • Вьерн, Луи Виктор Жюль , органист
  • Оливье Грейф , композитор и пианист
  • Орик, Жорж , композитор
  • Жан Пьер Рампаль , флейтист
  • Сезар Франк , композитор
  • Камиль Сен-Санс , композитор
  • Фернандо Сор , испанский композитор и гитарист
  • Клара Хаскил , пианистка

Актёры, режиссёры, кинооператоры

  • Алькан, Анри , французский кинооператор
  • Дорваль, Мари , французская актриса
  • Филипп Нуаре , актёр
  • Монтес, Мария , французская актриса
  • Омон, Тина , французская актриса
  • Морис Пиала , кинорежиссер
  • Ив Робер , режиссёр
  • Энрико, Робер , актёр и режиссёр
  • Серж Реджани , актер и певец
  • Эрик Ромер , кинорежиссёр
  • Дельфин Сейриг , актриса
  • Джин Сиберг , актриса
  • Жерар Ури , кинорежиссёр-комедиограф
  • Жак Деми , кинорежиссёр

Прочие

  • Александр Алехин , шахматист
  • Брассай , фотограф
  • Иван Гагарин , католический священник, писатель
  • Альфред Дрейфус , офицер
  • Адольф Пегу , пионер авиации
  • Шарль Пижон , изобретатель
  • Лев Полугаевский , шахматист
  • Андре Ситроен , основатель автомобильной компании
  • Эрнест Фламмарион , издатель
  • Жизель Фройнд , фотохудожник
  • Сергей Щукин , российский купец, коллекционер живописи начала XX века
  • Этцель, Пьер-Жюль - французский писатель и издатель.

Галерея

Напишите отзыв о статье "Кладбище Монпарнас"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кладбище Монпарнас

– Уйдите, мадонна! – недовольно воскликнул Папа. – Вы мешаете мне наслаждаться зрелищем. Я давно хотел увидеть, таким ли уж гордым будет наш милый друг, после «работы» моего палача? Вы мешаете мне, Изидора!
Это означало – он, всё же, понял...
Караффа не был видящим, но многое он как-то улавливал своим невероятно острым чутьём. Так и сейчас, почуяв, что что-то происходит, и не желая терять над ситуацией контроль, он приказывал мне удалиться.
Но теперь я уже сама не желала уходить. Несчастному кардиналу требовалась моя помощь, и я искренне хотела ему помочь. Ибо знала, что оставь я его наедине с Караффой – никто не знал, увидит ли Мороне наступающий день. Но Караффу мои желания явно не волновали... Не дав мне даже возмутиться, второй палач буквально вынес меня за дверь и подтолкнув в сторону коридора, вернулся в комнату, где наедине с Караффой остался, пусть очень храбрый, но совершенно беспомощный, хороший человек...
Я стояла в коридоре, растерянно соображая, как могла бы ему помочь. Но выхода из его печального положения, к сожалению, не было. Во всяком случае, я не могла его так быстро найти... Хотя, если честно, у меня самой положение было, наверное, ещё печальней... Да, пока Караффа ещё не мучил меня. Но ведь физическая боль являлась не столь ужасной, как ужасны были мучения и смерть любимых людей... Я не знала, что происходило с Анной, и, боясь как-то вмешиваться, беспомощно выжидала... Из своего грустного опыта, я слишком хорошо понимала – обозли я каким-то необдуманным действием Папу, и результат получится только хуже – Анне наверняка придётся страдать.
Дни шли, а я не знала, была ли моя девочка всё ещё в Мэтэоре? Не появлялся ли за ней Караффа?.. И всё ли было с ней хорошо.
Моя жизнь была пустой и странной, если не сказать – безысходной. Я не могла покинуть Караффу, так как знала – стоит мне только исчезнуть, и он тут же выместит свою злость на моей бедной Анне... Также, я всё ещё не в силах была его уничтожить, ибо не находила пути к защите, которую подарил ему когда-то «чужой» человек. Время безжалостно утекало, и я всё сильнее чувствовала свою беспомощность, которая в паре с бездействием, начинала медленно сводить меня с ума...
Прошёл почти уже месяц после моего первого визита в подвалы. Рядом не было никого, с кем я могла бы обмолвиться хотя бы словом. Одиночество угнетало всё глубже, поселяя в сердце пустоту, остро приправленную отчаяньем...
Я очень надеялась, что Мороне всё-таки выжил, несмотря на «таланты» Папы. Но возвращаться в подвалы побаивалась, так как не была уверена, находился ли там всё ещё несчастный кардинал. Мой повторный визит мог навлечь на него настоящую злобу Караффы, и платить за это Мороне пришлось бы по-настоящему дорого.
Оставаясь отгороженной от любого общения, я проводила дни в полнейшей «тишине одиночества». Пока, наконец, не выдержав более, снова спустилась в подвал...
Комната, в которой я месяц назад нашла Мороне, на этот раз пустовала. Оставалось только надеяться, что отважный кардинал всё ещё жил. И я искренне желала ему удачи, которой узникам Караффы, к сожалению, явно не доставало.
И так как я всё равно уже находилась в подвале, то, чуть подумав, решила посмотреть его дальше, и осторожно открыла следующую дверь....
А там, на каком-то жутком пыточном «инструменте» лежала совершенно голая, окровавленная молодая девушка, тело которой представляло собою настоящую смесь живого палёного мяса, порезов и крови, покрывавших её всю с головы до ног... Ни палача, ни, тем более – Караффы, на моё счастье, в комнате пыток не было.
Я тихонько подошла к несчастной и осторожно погладила её по опухшей, нежной щеке. Девушка застонала. Тогда, бережно взяв её хрупкие пальцы в свою ладонь, я медленно начала её «лечить»... Вскоре на меня удивлённо глядели чистые, серые глаза...
– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...

Перенесемся на кладбище Монпарнас. Тут встречает иная атмосфера. Зелени гораздо меньше, меньше размеры, меньше истории, всего меньше. Оно другое.

Почти никого не встретив, я активировал бесшумный режим себя и с энтузиазмом побрел в одиночестве.

3. Монпарнас в наше время — самое престижное место для захоронение в городе. Сам район считался интеллигентным — писатели, ученые и проч. Оттого прирост клиентуры нешуточный, примерно 1000 ежегодно.

4. Ну и какое это кладбище? Тихий парк для прогулок в центре города.

5. Человечище, символ Франции, Серж Генсбур передает привет Джиму Моррисону на Пер-Лашез:
— Как оно, наркоша?
— Вот, бюст свинтили, ироды. Сам-то как, бабник и алкоголик?
— Нормуль. Закидывают билетами на метро, бездарными рисунками и капустой.
— Капустой?!
— Да, они считают, что моя голова была похожа на капусту.

На каждом кладбище своя самая яркая звезда.

6. Отчасти компанию мне составили работники кладбища, деловито занимающиеся своим нужным для усопших трудом.

7. Странное пространство. Для нашего менталитета подавно. Вроде и жуть, но и красиво, пропитано стариной.

8. Каждому кладбищу — минимум по одному известному скульптору. Некий Проспер Депинэ.

9. Трудно перевести имя, пусть останется Шарль Pigeon. Об этой кровати я уже знал, знаменитая. Богатый промышленник задолго до своей смерти заказал изготовление по-хозяйски большой, 18-местной могилы с надгробием. Беспокоился о нас, любующихся сейчас трогательной сценой.

10. Неизвестный мне хитрый усач.

11. Андре-Гюстав Ситроен. Какие знатные автомобили, настоящие французы со смелым и изысканным дизайном. Смотришь иногда на такой, чеша затылок, не поймешь, красиво или слишком уж. Но президенты Франции (начиная с Шарля де Голля) не сомневались и до сих пор катаются.

12. Почувствуйте некоторую разницу. В надгробиях славян есть неуловимое совковое. Золотыми буквами вписано имя Александра Алехина в гранитную плиту. Создатели постарались сделать памятник-близнец тысяч надгробий на родине. И у них, к несчастью, получилось.

13. Или памятник на могиле Петлюры, грузный и отталкивающий. Свистопляска вокруг имени этого деятеля продолжается: здесь возлагал цветы бывший перзидент Украины Ющенко, а сама могила однажды осквернялась.

14. Но вернемся к европейцам, к симпатичным памятникам. Уже сейчас, более внимательно шерстя информацию, я обнаружил, что столько-престолько упустил. Некротурист недоделанный. Ну ничего, будет повод еще раз нанести визит.

15. До мельчайших подробностей ладно слепленная девочка умиленно поправляет цветы за мольбертом фактурного художника.

16. Бравый солдат с короткими голенями шагает с трубой, песни поет.

17. Памятник и не памятник вовсе, а кусок породы.

18. Ну вот отчего так, как не погост, так черный ворон? Всяческие странные личности объясняют мистицизмом. Мол, чувствует ворон, этот проводник между мирами, свежую могилушку. Так, для юношей объяснение. Непонятно, ведь класть печеньки и конфетки на могилы — такой традиции у французов вроде-бы нет. Правда, почему черные вороны, а не розовые фламинго?

19. На девятнадцатой фотографии девятнадцать табличек с разными фамилиями. И это даже не рекорд. Если уж хочешь похорониться на престижном кладбище, будь готов к многочисленному соседству.

О, есть еще малюсенькая табличка внизу, но это так, лэйбл изготовителя.

Кладбище Монпарнас (Cimetière du Montparnasse) находится на юге Парижа невдалеке от вокзала и станции метро с таким же названием, поэтому добраться до этого печального и интересного места можно без затруднений.

Три века истории

Несколько столетий назад на месте будущего некрополя существовало три фермерских хозяйства, владельцы которых поставляли продукты во французскую столицу. Как напоминание об этой странице истории в восточной части кладбища сохранилась водяная мельница, в которой теперь разместилось одно из парижских кафе с интерьером таверны XVII в.

В XVII в. эти земли были приобретены католической церковью и на участке началось строительство монастыря ордена госпитальеров. У его стен и появились первые захоронения монахов. В 1824 году земельный участок был выкуплен префектурой Сены для организации общегородского кладбища. Первое время оно ничем не выделялось из ряда аналогичных городских некрополей и служило местом упокоения только жителей левого берега Сены.

В середине XIX в. район Монпарнас из-за недорогих квартир стал популярным местом проживания талантливых, но небогатых художников, скульпторов и учёных. Многие из них впоследствии стали при жизни гордостью французской культуры и науки, а после смерти торжественно погребались на ближайшем кладбище. С течением времени это привело к тому, что из рядового некрополя оно стало одним из наиболее почётных мест захоронения.

Некрополь в Париже XXI века

Свой современный облик кладбище Монпарнас приобрело к концу XIX в. и с этого времени мало в чём изменилось. Главный вход в некрополь находится на южной стороне бульвара Э. Кине. Его территория площадью в 19 га разделена на две неравные части улицей Э. Ришар, которая пересекается с несколькими аллеями, вымощенными декоративной плиткой или засыпанных мраморной крошкой.

При входе на кладбище туристы получают подробный путеводитель, где указаны склепы и могилы мировых знаменитостей. При желании можно отдать дань уважения ушедшим, приняв участие в уходе за их могилами: служащие кладбища предоставляют инструменты для уборки сора и лейки для поливки цветов.


Среди 35 тыс. захороненных здесь людей есть не менее сотни имён известных всему миру. Это писатели С. Беккет, Ж. П. Сартр, М. Леблан, Э. Ионеску, поет Ш. Бодлер, скульптор Э. А. Бурдель, художник М. Рей, композитор К. Сен-Санс, кинорежиссёр Ж. Ури, математик Ж. А. Пуанкаре. Встречаются и русские фамилии: П. Лавров, Ф. А. Горецкий, И. Цадкин.

Необычные памятники и традиции

Одно из самых романтических надгробий установлено на могиле покончившей с собой из-за несчастной любви русской анархистки Т. Рачевской. Мраморная скульптура К. Бранкузи «Поцелуй» изображает страстно целующихся фигуры влюбленных, высеченных в кубическом стиле Древнего Египта.

На могиле умершего непревзойдённым чемпиона мира по шахматам А Алехина воспроизведена шахматная доска, а верхнюю часть вертикальной плиты украшает барельеф с погрудным изображением спортсмена.

Совершенно непривычным выглядит надгробие изобретателя газовой лампы Ш. Пижона. На могиле установлена скульптурная композиция, в которой изобретатель изображен лежащим на кровати рядом со спящей супругой и читающим книгу в свете своего изобретения.

Около могил некоторых знаменитостей сложились своеобразные ритуалы поминовения усопших. Так, к месту захоронения шансонье С. Гинзбура его фанаты регулярно приносят записки, игрушки, зажигалки и сигареты, а иногда и символизирующие голову певца, композитора и актёра кочаны капусты. На надгробной плите Х. Кортасара предусмотрено отверстие, куда поклонники творчества писателя могут опустить послания, но, тем не менее, многие из них предпочитают делать их маркерами прямо на камне.

В XXI в. старинное кладбище Монпарнас до сих пор остается действующим — здесь и сейчас можно встретиться с траурной процессией. В то же время оно давно стало одной из тех зелёных зон, куда жители ближайших домов приходят вместе с детьми для того, чтобы отдохнуть в тишине под сенью деревьев. На территории некрополя доступен бесплатный Интернет, поэтому на скамейках в тени лип и кедров можно постоянно встретить людей с планшетами и ноутбуками, погруженных в учёбу или повседневные заботы.

Как добраться

Адрес: 3 Boulevard Edgar Quinet, Paris 75014
Метро: Raspail, Théâtre Rive Gauche
Автобус: Raspail - Edgar Quinet, Froidevaux-Gassendi,Gaite
Время работы: 8:00-18:00
Обновлено: 19.10.2016