Кэти кольвиц. Кольвиц Кете — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

October 1st, 2015 , 09:20 pm

«Кёте Кольвиц - Картина жизни»
«Käthe Kollwitz - Bilder eines Lebens»

1986 г.
Производство студия «Дефа» (ГДР)
Продолжительность 96 мин
Жанр: биография, драма
Режиссер и автор сценария: Ральф Кирстен (Ralf Kirsten)
Оператор: Отто Ханиш (Otto Hanisch)
Композитор: Петер Готтхардт (Peter Gotthardt)

В ролях: Ютта Ваховяк (Jutta Wachowiak) – Кёте Кольвиц, Фред Дюрен (Fred Düren), Карл Кольвиц, Матиас Фрайхоф (Matthias Freihof) - Петер Кольвиц, Кармен-Майя Энтони (Carmen-Maja Antoni) – Лина, Герд Балтус (Gerd Baltus) – Сандер, Габриэль Барт (Gabriele Barth) – натурщица, Экхард Бекер (Eckhard Becker) – критик, Детлеф Бирштедт (Detlef Bierstedt), Вальфриде Шмитт (Walfriede Schmitt), Аксель Вернер (Axel Werner), Олаф Бурмейстер (Olaf Burmeister), Хорст Химер (Horst Himer) и др.

Биографический фильм Ральфа Кирстена посвящен известной немецкой художнице, графику и скульптору Кете Кольвиц (1867-1945), которая кроме творчества была активным участником социального движения в Германии. Фильм пытается проследить художественное творчество Кольвиц и связать его с политическими событиями ХХ века в стране. В четырех основных эпизодах фильма рассказывается о жизни художницы, начиная с 1914 года и заканчивая периодом во время второй мировой войны, незадолго до ее смерти в апреле 1945 года.

Из биографии художницы мы знаем, что Кете Кольвиц выросла в Кенигсберге и училась в Берлине, где она прожила почти всю жизнь в бывшем рабочем районе Пренцлауэр Берг. В 1891 году она выходит замуж за врача Карла Кольвица, родила двух сыновей. В этот же период она начинает создавать картины и скульптуры, преподает в берлинском Женском художественном училище. 1900-е годы были посвящены учебе и жизни в Париже и Риме. Во время Первой мировой войны на фронте погибает её младший сын Петер, это делает Кете радикальной пацифисткой. В 1919 году Кольвиц получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств. В 1932 году Кольвиц подписала обращение против нацистов, а в 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов, была вынуждена покинуть Академию искусств, а в 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943 году художница эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского. Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года, прожив 76 лет.

Кете Кольвиц родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. 1885-1890 гг. учеба у Штауффер-Берна в Берлине и Хертериха в Мюнхене . В 1890 году первые офорты. В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана , которая послужила толчком для серии ее графических работ «Восстание ткачей» (1895-1898). В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на «Большой Берлинской художественной выставке». В 1898-1903 гг. преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902-1908 гг. выполнила серию офортов «Крестьянская война». В 1904 году жила в Париже . В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции . В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб ее сын Петер. В 1917 году Пауль Кассирер организовал ее юбилейную выставку. В 1919 году Кольвиц получила звание профессора. В 1922-1925 гг. создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат». В 1927 году посетила Москву . В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской Академии искусств. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934-1935 гг. создала серию литографий «Смерть». В 1936 году было негласно запрещено выставлять ее работы. В 1940 году умер ее муж Карл Кольвиц. В 1943-1944 гг. эвакуация в

Кольвиц Кете (1867–1945)

Незадолго до смерти Кете Кольвиц в отчаянии написала: «Война преследует меня до конца». На самом деле художница остро и болезненно переживала ужасы войны, несчастья обездоленных людей она воспринимала как свои собственные и, несмотря ни на что, до конца продолжала верить в победу света и добра. «Однажды возникнет новый идеал, - говорила она, - и будет покончено со всеми войнами… Для этого нужно будет много, упорно работать, но это будет достигнуто».


Кете Кольвиц родилась в семье социалистов, что не могло не сказаться на образе ее воспитания, на тематике ее будущих работ. Отец рано заметил художественную одаренность дочери и настоял на том, чтобы она начала брать уроки рисунка у офортиста Р. Мауэра. Затем Кольвиц обучалась живописи в Берлине и Мюнхене. В Берлине Кольвиц познакомилась со швейцарским художником Карлом Штеуффер-Берном, который показал ей гравюры Макса Клингера. Впечатление, полученное от цикла «Жизнь», было настолько мощным, что молодая художница решила заниматься графикой, хотя до этого ей казалось, что ее основное призвание - живопись.

Под влиянием Клингера в 1900 году Кольвиц создала трехчастный офорт «Растоптанные». Особенно трогательна композиция, на которой изображена мать, поддерживающая руками головку своего ребенка. Историко-художественная тема раскрывается в таких работах, как «Карманьола» и «Восстание».

В 1902 году Объединение исторического искусства заказало Кольвиц большую работу - цикл гравюр «Крестьянская война». В этой серии получили отражение далекие события крестьянских волнений 1525 года. Художница описала драматические сюжеты так, как сама их представляла. Названия картин говорили сами за себя: «Пахари» (крестьяне, впряженные в плуг, подобно скоту), «Изнасилованная», «За отточкой косы» (гневная крестьянка точит косу: против кого она ее направит?), «Вооружение в подвале», «Прорыв», «Поле битвы», «Узники». Композиционный размах работ поражает своей широтой и свободой. Художница изображает своих персонажей поистине монументально, свободно располагает фигуры в пространстве листа, практически не используя кулисы и стаффорт. За работу над этим циклом Кольвиц получила от Макса Клингера премию «Вилла-Романа». После создания цикла «Крестьянская война» Кольвиц стала одной из первых в ряду немецких графиков. Журнал «Симплициссиус» пригласил ее к сотрудничеству и опубликовал ряд рисунков углем. Специально для этого сатирического журнала Кольвиц создала цикл «Картины нищеты».

В последующие годы художница совершенствовала свою творческую манеру. Композиции приобрели цельность и тщательную продуманность. Основной героиней произведений стала мать с ребенком. Сюжеты этих офортов были в основном трагическими по содержанию: на них показаны женщины, которые сражаются со смертью за своего ребенка - «Женщина с мертвым ребенком», «Смерть и женщина», «Мать с ребенком на руках».

Эти офорты стали пророческими. В 1914 году началась Первая мировая война. Сына Кольвиц Петера забрали на фронт, где через два дня он погиб. Это событие потрясло до основания сознание художницы. Она думала только о том, чтобы поставить сыну достойный памятник, и постоянно работала над ним. Правда, с течением времени ее замысел несколько изменился. Сначала Кольвиц хотела, чтобы это был памятник только ее безвременно погибшему сыну, но затем она решила посвятить его всем добровольцам, всей молодежи, обманутой лживой пропагандой и бесцельно принесенной в жертву молоху войны.


К. Кольвиц. «Прорыв». Из серии «Крестьянская война», 1903 год


В 1919 году Кольвиц стала действительным членом Прусской академии художеств. Она освоила новую для себя технику - ксилографию. Первая работа в подобной технике - гравюра «Памяти убитого Карла Либкнехта» (1919–1920).

В 1920-е годы Кольвиц активно участвовала в общественной жизни, работала над антивоенными плакатами и листовками. В 1921 году, наряду с М. Горьким и А. Франсом, она вошла в Международный комитет помощи голодающим России. В 1922 году Кольвиц создала графический цикл «Война», который по праву считается апогеем ее творчества. Черные штрихи на этих гравюрах с поразительной силой передают страдания и вопли измученных людей. Впрочем, вряд ли образы этих композиций можно считать реальными людьми, скорее, это обобщения, символы. На первом листе - «Жертва» - показана женщина с младенцем; на втором - «Добровольцы» - молодые люди, устремляющиеся навстречу неминуемой гибели; на третьем - «Родители» - отец и мать, слившиеся в скорби и отчаянии; на четвертом - «Вдова» - беременная женщина, только что получившая известие о смерти мужа; на пятом - «Матери» - женщины, отчаянно прижимающие к себе своих детей.

В это же время Кольвиц создавала отдельные листы, на которых снова переосмысливалась тема смерти: «Горе» (1921), «Смерть отнимает мать у детей» (1922).

Во второй половине 1920-х годов Кольвиц создала лишь несколько графических произведений. Все силы отнимала у нее работа над «Памятником павшим» для солдатского кладбища. Она работала в полном уединении и не впускала в мастерскую даже своих близких. В окончательном варианте Кольвиц придала лицу матери свои черты, а лицу отца - черты своего мужа. В 1931 году художница показала на выставке в академии результат своего пятнадцатилетнего труда. Этот памятник получил самую высокую оценку художников и критиков.


К. Кольвиц. «Хлеба!», 1924 год


Когда к власти пришли нацисты, Кольвиц пришлось покинуть академию и свою мастерскую. В прессе ее травили и подвергали шельмованию. В конце 1935 года художница создала свой последний большой графический цикл - «Смерть», где показала смерть в разных ее аспектах и проявлениях. Эти драматичные произведения мог создать только тот человек, который сам уже был готов встретиться со смертью. Вот художница изображает смерть, неожиданно ворвавшуюся в стайку детей; вот смерть приходит так буднично и просто в «Смерти на деревенской улице». Последний лист этой серии называется «Зов смерти». Кольвиц изобразила здесь саму себя, печальную, с закрытыми глазами, готовую последовать за смертью, которая касается ее плеча с приглашением следовать в иной мир.

В 1940 году Кольвиц снова встретилась с трагедией: умер муж, внук погиб на фронте. Остается только удивляться, как она еще находила в себе силы для работы. В 1942 году художница сделала литографию с изображением матери, раскинувшей руки подобно птице: она защищает своих детей. Подпись под картиной представляла собой фразу из «Поучения» Гёте: «Семена для посева не должны быть перемолоты». Незадолго до смерти Кольвиц признавалась: «Я чувствовала себя “призванной”, призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах».


| |

Кете Кольвиц, «Карманьола», «Нужда»

Кете Кольвиц известна как немецкий живописец, график, скульптор. Художница работала в стиле социального реализма, возникшего на рубеже XIX-XX вв. как отклик творческой интеллигенции на революционные изменения в устройстве общества и человеческого мировоззрения вообще.

Кете родилась в Кенигсберге, рано проявила склонность к живописи. Она училась в художественных школах в Берлине и Мюнхене, в профессиональной Берлинской академии художеств. Она обучалась станковой гравюре, что в последующем использовала в своих литографических циклах. Ее самостоятельные циклы офортов и литографий впервые остро и с экспрессией отобразили взгляд художника на нужды и тяжелую жизнь простого народа. Внимание мастера сосредоточено главным образом на тех трагических обстоятельствах, в которых выплеснулась вся жестокость и бескомпромиссность переломной эпохи. Большинство своих произведений К. Коль-виц посвящала пролетариату Германии.

Сосредоточенность и напряженность отображена и в ее «Карманьоле», написанной в 1901 г. От танцующих около гильотины парижанок веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.

Поиски новых средств выражения привели Кольвиц к использованию острой экспрессии в построении монументальных форм, художественное же решение нашлось в противопоставлении резкого белого и черного.

В 1890-х гг. Кете Кольвиц выполнила серию литографий по мотивам пьесы, в которой рассказывалось о восстании си-лезских ткачей. В своих произведениях Кольвиц постаралась с предельной точностью отобразить нужду и горе народа в период безработицы и социальных волнений. Гравюра «Нужда» производит на зрителя наиболее сильное впечатление. Кольвиц изобразила мать, сидящую у постели умирающего ребенка, прозрачное личико которого теряется на фоне большой подушки. Тусклый свет, едва проникающий сквозь небольшое оконце, только подчеркивает трагическую картину. Горе матери усугубляется ощущением собственного бессилия, она не может помочь своему ребенку, т.к. у нее нет денег не только на врача, но и на самую необходимую пищу.

Острота и выразительность работ Кольвиц были столь сильны, что в Германии был запрещен ее плакат, изображающий трагедию работницы. Осознавая трибунную роль живописи модерна, художница в годы Второй мировой войны работала в духе антимилитаризма, внося свою весомую лепту в международное художественное движение, протестующее против всяких войн. Многочисленные графические циклы Кольвиц, ее литографии, скульптуры были проникнуты идеями социального гуманизма. Кете Кольвиц умерла в 1945 г., за месяц до окончания войны.

Наиболее известные произведения Кете Кольвиц - циклы офортов и литографий «Восстание ткачей», «Крестьянская война», графические циклы «Война», «Голод», «Смерть», ксилографический реквием «Памяти К. Либкнехта», гранитные статуи «Отец. Памятник павшим близ Диксмейде в Бельгии», «Башня матерей». Так же активно К. Кольвиц работала в жанре литографического плаката.

Немецкая художница первой половины XXв., занималась в основном графикой и скульптурой. Первые её офорты датируются 1890ми. В 1895-98 работала над серией "Восстание ткачей", на эту тему её вдохновила пьеса Герхарта Гауптмана. До 1903 года была преподавателем в женском художественном училище в Берлине. С 1902 по 1908 год работала над серией офортов "Крестьянская война". С четвёртого года жила в Париже, затем во Флоренции. Скульптурой начала заниматься с 1910, когда ей было 43 года. В 1814 году потеряла сына на войне, что повлияло на всё её дальнейшее творчество, в 19м получила звание профессора. В 1922-25гг. работала над сериями ксилографий "Война" и "Пролетариат". В 1928 году стала руководителем графической мастерской в Прусской академии искусств, но вынуждена оставить работу в 33м в связи с приходом к власти национал-социалистов. В 34-35гг. создаёт серию литографий "Смерть". Приблизительно в те же годы происходит эвакуация в Нордхаузен, а затем художница переезжает в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

"Смерть", 1897, не знаю, что за материал, скорее всего офорт, Музей Сан Франциско, Калифорния

"Прорыв" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Поле битвы" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Женщина с мёртвым ребёнком", офорт 1903г.

"Нищета", офорт

"Родители", литография, 1924г.

"Работа на дому" литография 1909г.

"Хлеба!" литография 1924г.

Из цикла "Крестьянская война", офорт

"Помогите голодной России" офорт (но не уверен) 1921г.

Ещё пара интересных офортов (названий не нашёл):

"За точкой косы" из цикла "Крестьянская война", офорт

Автопортрет, литография

"Карманьола" из цикла "Восстание ткачей", офорт

"Вдова", ксилография

Автопортрет, офорт