Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лиц (глава)

, сравнительная мифология

Язык оригинала: Дата первой публикации: Издательство:

«Герой с тысячью лицами» (англ. The Hero with a Thousand Faces ; в некоторых переводах - «Тысячеликий герой» ) - книга американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии .

Основные идеи

Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда , Юнга , Арнольда Ван Геннепа , а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка .

Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую он назвал мономифом .

Издания на русском языке

  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. - СПб. : София, 1997. - 336 с. - ISBN 5-220-00066-7 .
  • Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / пер. с англ. А. П. Хомик. - К. , М .: Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997. - 384 с. - (Созвездие мудрости (Astrum Sapientiae)). - 11 000 экз. - ISBN 5-87983-054-3 , ISBN 5-87983-058-6 , ISBN 966-543-195-1 , ISBN 5-15-000228-3 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Герой с тысячью лицами"

Примечания

Отрывок, характеризующий Герой с тысячью лицами

– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.

Однажды мир умрёт и погрузится во тьму.
Сожмётся время в точку, ставя точку всему.
Бессмертный дух узнает, что такое "не быть".
Я это знаю - пора уходить!

Моя реальность стала тут меня угнетать.
Мне нужен мир в котором можно что-то менять,
Где каждый шаг мой, жест изменят вектор времён,
Один герой, но так много имён.


Кем родиться - я не выбирал.
Чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл.

Я делал то, что знал и то, что делать умел.
Я видел то, что есть и то, что видеть хотел.
И в прошлом я никто, теперь для многих кумир:
Своей игрою я рушил ваш мир.

Я разрывал реальность светом сотен зарниц.
В своих мирах я был героем с тысячью лиц.
Я стал легендой, мифом, приходящим во снах.
Я буду вечно жить в этих мирах.
Я не знал, как жить и думать не играя.
Кем родиться - я не выбирал.
Но, чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл. One day the world will die and sink into the darkness .
Time shrinks to a point , putting the whole point .
Immortal spirit finds that such & not to be & quot ;.
I know - it"s time to leave!

My reality began to oppress me here .
I want a world in which you can change something ,
Where each step my gesture to change the vector times,
One hero , but so many names.



That they should be - those whom I respect -
I played.

I did what I knew and what could do .
I have seen that there are some things that would like to see .
And in the past I have one now for many idol:
Its a trick I pulled down your world.

I tore the reality of hundreds of lightning light .
In their worlds I was the hero with a thousand faces.
I became a legend , a myth, coming in dreams .
I will forever live in these worlds .
I do not know how to live and think without playing .
Someone born - I did not choose .
But that they should be - those whom I respect -
I played.

Цель этой книги заключается именно в том, чтобы обнаружить природу некоторых из этих истин, знакомых нам под масками персонажей религий и мифов, свести воедино множество не слишком сложных для понимания характерных фрагментов, и так выявить их изначальный смысл. Древние учителя знали, что они имели в виду. Как только мы снова сможем прочесть их язык символов, нам потребуется овладеть искусством составителей антологий, с тем, чтобы дать современному человеку услышать, чему они учили. Но прежде нам следует изучить саму грамматику символов, и вряд ли найдется лучший инструментарий, – в качестве ключа к ее тайнам, – чем современный психоаналитический подход. Не стремясь представить этот метод как последнее слово науки, можно, тем не менее, допустить, что этот подход приемлем. Следующий шаг – свести воедино множество мифов и народных сказок со всех концов света и позволить им говорить самим за себя. Так станут непосредственно видны все смысловые параллели, таким образом мы сможем представить весь обширный и удивительный набор фундаментальных истин, которые определяли жизнь человека на протяжении тысячелетий на этой планете.

Пожалуй, можно упрекнуть меня в том, что, пытаясь выявить соответствия, я пренебрегал различиями в традициях Востока и Запада, нового времени, древности, примитивных народов. Однако подобное возражение можно выдвинуть и по отношению к любому пособию по анатомии, где явно пренебрегают расовыми отличиями в физиологических характеристиках ради фундаментального общего понимания физической природы человека. Безусловно, существуют различия между многочисленными мифологическими и религиозными системами человечества, но эта книга посвящена, собственно, тому, что их объединяет; и коль скоро мы это уясним себе, мы обнаружим, что различия здесь не столь велики, как это принято считать в широких кругах непросвещенной публики (и, конечно же, среди политиков). Я надеюсь, что такого рода сравнительное исследование внесет свой вклад в не совсем, пожалуй, безнадежное дело тех конструктивных сил, которые стараются объединить современный мир, – не ради построения империи, основанной на единой религии или политических принципах, а на основе между людьми. Как гласят Веды: «Истина одна, мудрецы говорят о ней, используя многие имена».

Я бы хотел выразить признательность господину Генри Мортону Робинсону, чьи советы во многом помогли мне на начальной и заключительной стадиях многотрудной работы, связанной с приведением собранных мною материалов в удобочитаемую форму, а также госпоже Питер Джейджер, госпоже Маргарет Уинг и госпоже Хелен Макмастер, за их бесценные предложения после многократного чтения моих рукописей, и, наконец, моей супруге, которая работала рядом со мной с первого до последнего дня, слушая, читая и редактируя написанное.

Нью-Йорк,

Дж. К.

Ил. 1. Горгона Медуза (мрамор). Древний Рим, точная дата неизвестна

1. Миф и сновидение

Когда мы высокомерно наблюдаем за красноглазым шаманом из Конго в разгар ритуала или получаем изысканное наслаждение от чтения утонченных переводов загадочных стихов Лао Цзы; когда пытаемся вникнуть в сложную аргументацию Фомы Аквинского или внезапно улавливаем смысл причудливой эскимосской сказки – всегда мы встречаем одну и ту же, изменчивую по форме, но все же на удивление постоянную историю и вместе с тем один и тот же вызывающе настойчивый намек на то, что неизведанное, где-то ждущее нас, много больше, чем когда-либо можно будет познать и поведать миру.

Везде, где ступала нога человека, всегда и в любых обстоятельствах люди создавали мифы, живое воплощение работы человеческого тела и духа. Не будет преувеличением сказать, что миф – это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса. Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, – все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа.

Просто удивительно, что самая незатейливая детская сказка обладает особой силой затрагивать и вдохновлять глубокие пласты творчества – подобно тому, как капля воды сохраняет вкус океана, а яйцо блохи вмещает в себе все таинство жизни. Ибо мифологические символы не рождаются сами по себе; их нельзя вызывать к жизни волею разума, изобретать и безнаказанно подавлять. Они представляют собой спонтанный продукт психики, и каждый из них несет в зародыше нетронутой всю силу своих первоисточников.

В чем кроется тайна этого неподвластного времени видения? В каких глубинах мозга оно зарождается? Почему мифы везде одни и те же, в какие бы одежды они ни рядились? И в чем их смысл?

Многие отрасли науки пытались ответить на этот вопрос. Археологи ищут ответ на раскопах в Ираке, на Крите и в Юкатане. Этнологи собирают информацию у хантов на берегах Оби и африканских племен буби, живущих в долинах Фернандо-По. Новое поколение востоковедов недавно обнаружило священные тексты Востока, а также источники Священного Писания, созданные в доиудейскую эпоху. А другая группа целеустремленных исследователей-этнопсихологов еще в прошлом столетии пыталась ответить на вопрос о психологических истоках языка, мифов, религии, искусства в их развитии, норм морали.

Самые удивительные сведения мы получили благодаря исследованиям психиатров. Смелые и поистине эпохальные работы психоаналитиков незаменимы для изучающего мифологию; ибо, как бы мы ни оспаривали детали их подчас противоречивых толкований конкретных случаев и проблем, Фрейд, Юнг и их последователи неопровержимо продемонстрировали, что логика мифа, его герои и их деяния актуальны и по сей день. В отсутствие общезначимой мифологии каждый из нас имеет свой собственный, непризнанный, рудиментарный, но тем не менее подспудно действующий пантеон сновидений. Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй улицы и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора.

– Мне приснилось, – написал молодой американец автору одной из газетных колонок, – что я ремонтирую крышу своего дома. Вдруг я слышу, как снизу меня зовет отец. Я быстро поворачиваюсь, прислушиваясь, вдруг роняю молоток, он выскальзывает у меня из рук, скатывается с крыши и падает вниз. Потом глухой звук, словно кто-то упал.

Книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» стала одной из самых известных психологических книг современности. О чем же может рассказать данное произведение? Что же, попробуем в этом разобраться.

Основные моменты

Если рассматривать содержание «Тысячеликого героя» (Джозеф Кэмпбелл), то сказать можно следующее: книга рассказывает читателю о тех героях, которые стали персонажами различных сказок, фильмов и рассказов в стиле фантастики. Автор называет этих героев избранными. На самом деле в каждом художественном произведении существует тот самый главный герой, который ищет приключений. Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» выделяет всего три этапа, пройдя через которые персонаж меняет свою жизнь кардинальным способом.

Первый этап

В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл называет этот этап «Исходом». Начинается он именно тогда, когда главного героя приключения прямо-таки зовут. Отличным примером для этой части этапа можно привести появление старого Гендальфа в повести «Хоббиты». Именно старый маг является своеобразным приглашением в волшебный мир, где главного героя ждут новые приключения. Или же можно посмотреть на Гарри Поттера, которого навстречу новой жизни зовут письма, засыпающие дом семейства Дурслей. В этот раз главного героя тянет в неизвестность.

Следующий шаг

Следующий шаг героя тоже вполне предугадывается: как правило, он просто отмахивается от призыва попробовать что-то новое из-за своего страха перед неизвестностью. Это вполне нормально, такие чувства испытывает абсолютно каждый, кому приходится сталкиваться с чем-то неведомым, необычным. Кроме того, магические приглашения всегда вызывают сомнения у персонажа, ведь невозможно сразу поверить старику, которого видишь впервые, что он - великий маг, который готов проводить тебя в мир необыкновенных странствий.

Отсутствие выбора

Несмотря на то что главный герой отчаянно сопротивляется переменам, приключения все равно его зовут. Они приходят к персонажу в виде различных знаков: куча невоспитанных гномов, которые готовы выломать дверь; сумасшедшие потоки писем, льющиеся из всех щелей в доме. В итоге, для того чтобы, в конце концов, обрести покой, главному герою приходится смириться и отправиться навстречу новым и незабываемым приключениям.

Второй этап

Продолжаем описание. В «Тысячеликом герое» Джозеф Кэмпбелл рассматривает и второй этап, который получил название «Инициация».

Этот этап содержит в себе основную часть всего произведения. Здесь главный герой либо потерпит поражение, либо вступит в сильнейшее противостояние с врагом и выйдет из него победителем. Любой исход этой борьбы станет либо легендой, либо показателем морали для будущих поколений.

Особенностью этого этапа является то, что здесь развитие сюжета целиком и полностью зависит от желания автора книги. В данном случае ведущая роль отдана именно фантазии автора, который сам распоряжается судьбой главного героя. Именно на этом этапе центральный персонаж встречает новых друзей, врагов и просто знакомых, которые будут его сопровождать какое-то определенное время. Очень вероятно, что центральный персонаж попадет под их влияние, что приведет его к новым открытиям или же неприятностям.

На этом же этапе главный герой часто встречается с оборотной стороной своей души - так называемой тенью. Он видит темную сторону своей души, заглядывает в нее, как в зеркало, отчего приходит в полнейший ужас. Справится ли герой со своими недостатками и страхами - известно только автору произведения.

На этом же этапе главный герой доходит до кульминации своего приключения. Именно в этот момент решается, останется ли центральный персонаж на той стороне или все же перейдет на другую. Часто персонажи не могут справиться со своей тенью, которая уводит их на сторону зла. Те же, кто не желает становиться злодеем, должны отказаться от своих эгоистичных целей и действовать во имя всего мира.

Часто перед героем стоит и сексуальный соблазн, однако автору удается направить своего персонажа в нужное русло, заставив его на время отказаться от своих фантазий о наслаждениях, которые могут привести к плачевному концу.

Третий этап

Продолжаем краткое содержание. «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла завершается этапом под названием «Возвращение». На этом этапе главный герой наконец возвращается домой. Но вернуться прежним жителем той местности ему уже вряд ли удастся. Кроме того, если центральный персонаж возвращается в родные края, то возвращается он для того, чтобы поведать своему народу о том ужасе, который может встретиться каждому, с которым он собственноручно боролся, спасая народ от гибели. То есть главный герой возвращается домой уже гораздо более мудрым, серьезным, взрослым.

Иногда случается так, что центральный персонаж решает остаться в этом вымышленном мире, чтобы когда-нибудь встретить следующего искателя приключений и помочь ему с его испытаниями. В таком случае, персонаж меняет роль главного героя на роль учителя, мудреца, способного быть путеводителем по волшебным и мистическим мирам.

На этом же этапе главный герой получает награду за свои заслуги. Часто эта награда выражается в том, чего очень не хватало герою. Или же, что часто случается в мифах или легендах, главный персонаж получает в качестве награды тот артефакт, ради которого и было пройдено столько испытаний.

По сравнительной мифологии . В 2011 году книга попала в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Time (среди книг, написанных на английском с 1923 г.)

Герой с тысячью лицами
The Hero with a Thousand Faces
Жанр наука , сравнительная мифология
Автор Джозеф Кэмпбелл
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1949
Издательство София

Основные идеи

Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда , Юнга , Арнольда Ван Геннепа , а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка .

Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую он назвал мономифом . Герой, по Кэмпбеллу, совершает путешествие в несколько этапов: получив призыв, он покидает обычный мир и при помощи наставника преодолевает барьер на пути в мир сверхъестественный. Далее героя ожидают испытания, при этом возможна помощь союзников, а также самое тяжёлое испытание, приняв которое, он получит награду. Затем следует метафорическая смерть и воскресение. После этого герой возвращается с наградой в обычный мир и на пути его снова ждут испытания. Вернувшись, герой может применить полученную награду, чтобы улучшить обычный мир.

При создании книги Кэмпбелл изучал классику мифологии и литературы, в частности, руководствовался путями, которые проходили такие герои: Осирис , Будда , Иисус , Прометей , Мухаммед , Моисей . Руководствуясь теорией Ван Геннепа, Кэмпбелл разработал свою классификацию обрядов перехода, разделив их также на три этапа: разделение, посвящение и возвращение или сепаративная, лиминальная и конечная стадии.

Термин «мономиф» заимствован из «Поминок по Финнегану », Джойса .

Влияние

На основе идей, изложенных в книге, голливудский продюсер Кристофер Воглер написал методичку для сценаристов . Эта небольшая записка, объемом в 7 страниц оказала влияние на сценарии многих фильмов, в частности студии Walt Disney . Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла в своих Звездных войнах .

Издания на русском языке

  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. - СПб. : София, 1997. - 336 с. -