Казанская икона. В чем помогает Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – один из самых почитаемых образов на Руси. И хотя сегодня оригинал утрачен, существуют чудотворные списки, а копии есть буквально в каждом доме. Иконе приписывается множество чудес, православные часто называют ее заступницей России. Действительно, после того как образ появился в Казани, он не раз защищал российское войско и приносил победы.

Образ иконы казанской Богородицы

По иконографическому типу Казанский образ относится к изображениям «Одигитрия» (Путеводительница). Наряду с «Орантой» это самый распространенный вариант изображения Девы Марии. Богородица пишется огрудно, ее лицо немного наклонено к лику сидящего на руках Младенца-Христа.

Казанский вариант отличается сдержанной цветовой гаммой: Богоматерь изображается в темно-багряных нарядах, а у Иисуса – белая или голубая рубаха и золотая накидка поверх. На иконе видна лишь десница Господа, которой тот благословляет всех верующих. Здесь нет никаких дополнительных элементов, убранств, изображения ангелов и прочего. Казанская Божья Матерь – простой и поэтому чуть ли не самый узнаваемый образ православной русской иконографии. Лик настолько запоминаемый и особенный, что нередко искусствоведы называют его одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон России.

Списки создавались, всегда строго следуя канону оригинала – иконописцы не допускали серьезных расхождений с чудотворной иконой. При этом на более поздних образцах лицо Девы Марии изображается почти анфас, на оригинале и копиях XVI-XVII веков она больше склонена над Сыном.

Известны случаи, когда списки иконы делались сразу под оклад. Поэтому на них хорошо прописаны только лица и руки Матери с Богомладенцем, а одежды изображены условно.

Обретение святого образа

До XVI века Казань была преимущественно мусульманской. И только с 1553 года, спустя год после завоевания города Иваном Грозным, здесь заработала первая епархия Русской Православной Церкви. Жители достаточно сдержанно относились к новой религии и не воспринимали ее как свою. Однако ситуацию существенно поменял пожар 1579 года, во время которого выгорела большая часть построек Казанского Кремля.

Горожане поначалу расценили беду как «гнев русского Бога», православие в Казани оказалось под угрозой. И тогда произошло чудо – девочке Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, чей дом тоже пострадал в огне, явилась Божья Матерь. Дева Мария приказала ребенку сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они достали из пепелища святой образ, указала точное место, где нужно было копать. Матрона передала слова Богородицы родителям и служителям Церкви, однако в первый раз никто не обратил на них внимания. Не послушали ребенка и во второй раз. На третий же Мария явилась девочке со словами: «Если не выполнишь моих наставлений, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Матрона с отчаянием обратилась к своей матери и та откликнулась на просьбу. Вместе с помощниками они копали пепелище точно на том месте, которое указала Богородица. Но лик явился лишь тогда, когда разрывать землю начала сама Матрона.

Икону нашли завернутой обветшавшим суконным полотном. Но когда его раскрыли, люди поразились, насколько чистыми и яркими были краски росписи. Казалось, что икона не просто не была задета огнем, но даже не лежала на пепелище.

События чудесного появления образа описал священник Никольской церкви Ермолай, позже известный как патриарх Московский Ермоген, в «Повести и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». На месте пепелища, где девочка нашла икону, Иван Грозный приказал построить женский монастырь. Первыми послушницами стали Матрона и ее мама.

Роль иконы в Смутное время

Кон. ХVI – нач. ХVII века принято называть Смутным временем (Смутой) – периодом, когда российская государственность переживала тяжелейший кризис. Гражданская война, увеличение роли польских аристократов во власти привели к тому, что по всей России влиятельные боярские кланы сражались друг с другом.

Существенную роль для поднятия духа простого народа сыграл патриарх Ермоген, который призывал не только к миру, но и к сохранению православной веры. Позже за эти речи он был заключен под стражу.

Однако наставления патриарха все же произвели эффект – в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Православные люди верят, что именно святой образ помог войску одержать победу над поляками. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдерживали трехдневный пост и молились образу Богородицы.

Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божьей Матери столицу покинут захватчики, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала Казанская Богородица. Пожарский верил, что именно молитвы перед святым образом помогли ему в тяжелой битве. С тех пор икона получила славу заступницы русской земли, в этот день ежегодно русское православие почитает лик Казанской Девы Марии.

Казанская Богоматерь – защитница на войне

Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву. Тогда погибло 7000 солдат из войска Наполеона, а сама битва стала переломным моментом войны и определила дальнейшее распределение сил в пользу русских.

Икона Казанской Божьей Матери, как говорит история, сыграла роль и в боях II Мировой войны. Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен.

Утрата оригинала иконы

Примечательно, что в нач. ХХ века оригинал иконы был утерян. Все чудеса после этого времени связывают со списками Казанской Божьей Матери. Существует несколько версий утраты чудотворного лика. По первой и самой распространенной, в 1904 году Казанский монастырь был ограблен. Святотатцы под предводительством Варфоломея Чайкина украли из обители образы Богоматери и Спасителя. Воров быстро нашли, но после обысков обнаружить сами иконы не удалось. Описание этого случая в судебных документах гласит, что дома у преступников были найдены только части богатых драгоценных риз. Именно оклады заинтересовали воров, по их свидетельствам, сами иконы они изрубили и сожгли.

Однако многие исследователи не верят в такую версию. Ведь к нач. ХХ века слава о Казанской Божьей Матери уже гремела на всю Россию. Представить, что воры не знали, какую икону они выносят из храма, сложно. Историки высказывают предположение, что образ был продан, поскольку мог стоить намного больше, чем драгоценный оклад.

По одной из альтернативных версий, воры вынесли не оригинал, а копию образа. Опасаясь грабежей, настоятельница монастыря на ночь забирала святой лик к себе в покои. По другой, икона была продана и спрятана где-то на территории России. Однако сегодня место ее нахождения неизвестно.

Еще одно предположение высказывает казанский историк Дмитрий Хафизов. По его версии, оригинал иконы был вывезен из России в 1920-х годах, а позже продан на аукционе лондонскому коллекционеру. Версия связана с историей «Ватиканского» списка, который некоторое время считался найденным оригиналом иконы Казанской Божьей Матери.

«Ватиканский» список иконы

С приходом советской власти, с 1917 по 1920 годы многие религиозные святыни были вывезены из России. Среди их числа оказалось немало ценных списков Казанской Божьей Матери. Один из самых известных сегодня носит название «Ватиканский». Краткое описание его истории начинается с 1950 года, когда образ был приобретен коллекционером и археологом Фредериком Митчеллом-Хеджесом. Позже икону выкупила американская организация Blue Army, а с 1993 года образ хранился в личных покоях папы Иоанна Павла II.

Начиная с 90-х годов ХХ века католическая церковь несколько раз высказывала намерение вернуть лик на родину. При этом условием передачи иконы был приезд папы Иоанна Павла II в Россию. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием II не соглашалась с этим требованием. Поэтому передача почитаемой святыни затягивалась.

Ошибочно предполагалось, что хранящийся в Ватикане образ и есть утраченным оригиналом иконы. Однако искусствоведческая экспертиза 2003 года, проведенная международными экспертами, показала, что время создания этого списка – XVIII век. Он не является оригиналом или одной из первых копий Казанской Божьей Матери. По некоторым данным, «Ватиканский» образ – икона, которая принадлежала схимонахине Александре, основательнице Дивеевской общины.

Через год после экспертизы, в 2004 году, Ватикан передал хранящуюся у них копию Казанской Богородицы России без каких-либо условий. Сегодня «Ватиканский» список находится в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря, где раньше был подлинник иконы.

Казанская Богоматерь и современность

Икону Казанской Богоматери почитали во все времена, однако в ХХ веке она была забыта основной массой людей. Посвященные ей храмы были разрушены, а история заступничества святыни при битвах с врагом не афишировалась. Даже использование списков Казанской иконы Божьей Матери в годы Великой Отечественной Войны долгое время замалчивалось.

Ситуация изменилась с 90-х годов ХХ века, когда к лику снова начали обращаться люди. Чудотворная икона помогала верующим в разных ситуациях – известны случаи излечения от слепоты и глухоты, избавления от других болезней. Многие верующие рассказывают, что Божья Матерь помогала им решать сложные проблемы. После молитвы перед образом она являлась во снах и подсказывала правильный путь. Особой иконой Казанская Богоматерь стала для детей – считается, что она оберегает их от несчастий и бед. Помогает Богородица и семейным парам. Существует даже предание, что если свадьба выпадает на день почитания святого образа, то супруги долгие годы будут жить счастливо и в согласии.

Также сегодня возобновлена традиция крестных ходов в честь образа Божьей Матери. Например, с 2000-х годов в Казани два раза в год проходят многотысячные ходы с «Ватиканской» иконой. Паломники и прихожане идут от Благовещенского собора до места обретения святыни.

В 2011 году Казанская икона Божьей Матери была доставлена на Международную космическую станцию. Образ передал космонавтам сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас она хранится в российском сегменте МКС.

Интересные факты из истории образа

  • Первые чудеса Казанской Божьей Матери были зафиксированы будущим патриархом Ермогеном, буквально сразу после обретения образа. Так, к двоим слепым мужчинам, которые помогали переносить икону в церковь, вернулось зрение.
  • Первый список явленной в Казани иконы был сделан по приказу Ивана Грозного уже в кон. XVI века.
  • День почитания Казанской иконы отмечается православными верующими два раза за год. 21 июля (8 июля по старому стилю) празднуется обретение святого возраста – дата возникновения иконы на пепелище Казанского Кремля. 4 ноября (22 октября по старому стилю) почитается в честь первого большого чуда – освобождения Москвы от поляков.
  • Казанская икона Божьей Матери чтилась как Покровительница династии Романовых. В 1649 году во время всенощной 22 октября у царя Алексея Михайловича родился наследник Дмитрий Алексеевич. Событие это трактовалось как милость Богоматери к царскому роду. Кстати, именно с этого года указом Алексея Михайловича 22 октября стало официальным всероссийским днем почитания Казанской Божьей Матери.
  • Почитание иконы как защитницы Руси, связано не с оригиналом образа, а с его списком. Именно с копией святого лика Минин и Пожарский вошли в Москву и победили поляков в 1612 году. При царе Михаиле Федоровиче Романове в городе был построен Казанский храм, в котором хранилась чудотворная икона. Примечательно, что московская копия, как и оригинал, была утеряна в нач. ХХ века. В 1918 году ее выкрали из храма, злоумышленников так и не нашли, дальнейшая история образа сегодня неизвестна. В 30-х годах, несмотря на недавно проведенную реконструкцию Казанского собора, власти посчитали содержание храма слишком затратным и просто снесли его. Отстроена обитель за 1990-1993 годы.
  • Вторая почитаемая наравне с оригиналом копия – Петербуржская. В 1801-1811 годах специально для хранения чтимого списка был возведен собор Казанской иконы Божией Матери, крупнейший храм Санкт-Петербурга. Спустя год он стал символом победы над Наполеоном. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов. Как и московский храм, собор был упразднен в 30-х годах и возрожден через 60 лет.

Праздник Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября был учрежден в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 и преодоления Смуты, - трагической страницы нашей истории. О роли Провидения в истории России, обстоятельствах обретения иконы Казанской Богоматери представленный ниже материал Голубева В.П. и также Алексея Рудкевича.

Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом.

С иконой Казанской Божьей Матери, например, глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха Гермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении иконы в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани».

В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Гермоген пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления» .

Через две недели после пожара Богоматерь трижды явилась девочке Матрёне Онучиной во сне и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели её икону в земле на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а Богородица являлась девочке ещё и ещё раз - трижды. Тогда Матрёна с матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь. На глубине трёх локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал: «…чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели» .

К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нёс икону в церковь святителя Николая Чудотворца.

На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. В этом монастыре приняли постриг Девица Метрёна с матерью.

Казань. Богородицкий монастырь / фото: Gelio (Слава Степанов)

Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли.

Своим явлением Божия Матерь освящает стихии нашего мира - огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах - Иверская, на деревьях - Феодоровская, Жировицкая. Казанская пришла из недр земных, как человек пришёл на Землю из её праха. Эту мистическую связь Богородицы с Землёй глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю - Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют «Землею благою». По иконографии Казанская сродни «Одигитрии», в ней красота и мощь, она способна вливать силы как в одного человека, так и в целый народ. Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца.

Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру» .

Патриарх Гермоген

И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы.

С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена» . 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди. На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери.

Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь.

Памятник "Клятва князя Пожарского" который установлен на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря к 1000-летию Ярославля.

Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен.

Казанский собор в Москве. (Впервые Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1624-м году и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. На протяжении веков он несколько раз перестраивался. В 30-е года при Советской власти Казанский собор закрыли. Там сделали столовую, затем склад, а летом 1936 года храм сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная. Говорят, Никита Сергеевич Хрущев каждый год в Троицу посещал это кафе и ходил в эту уборную помочиться. Выходя оттуда, отрясал прах с рук своих и с улыбкой произносил: "Прости, господи...". Казанский собор в Москве восстановлен в 1993-м году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы). ()

4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

Чудотворный образ "Казанской" Божьей Матери слева от Царских врат в Елоховском соборе Москвы. Именно этой иконой обносили блокадный Ленинград. ()

Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге.

Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.

В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего» .

В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. И верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Пётр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами. Светская, тем более советская иконография делает только один акцент: "Санкт-Петербург - окно в Европу" . А надо учесть, что это было русское православное "окно". Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I. В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворный образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона - список с явленной, обретённой в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне близ Старого Гостиного двора. Потом на место Казанской часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е.Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название - по находящейся в нём святыне - иконе Казанской.

С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров.

Павел I, вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н.Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим - Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 - 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия - центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и трудами архитектора Воронихина.

Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери - святыня Санкт-Петербурга.

Казанский собор. Санкт-Петербург

В 1812 году пришло новое испытание для России - Отечественная война.

Князь М.И.Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе.

После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом.

36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти «за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья». Иконостас - бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало «упразднение» собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом.

«Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.

[В 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.

Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России» , - эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

История иконы Казанской Божией матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны.

Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Её образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы.

Есть ещё и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены для Казанской иконы.

В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу: «Радуйся, Благодатная!» .

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Наиболее чтимыми образами Богоматери в России являются Владимирская и Казанская икона Божией Матери. Их история полна чудес, продолжают они творить чудеса и в наше время.

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

К сожалению, оригинал был похищен еще в 1904 году – святотатцы польстились на ее драгоценный оклад.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Значение иконы Казанской Божьей Матери

В истории России значение иконы Богородица Казанская трудно переоценить. В 1611 году князь Дмитрий Пожарский, руководивший народным ополчением, попросил прислать ему икону перед предстоящим решающим сражением с польско-литовскими захватчиками, и одержал победу, хотя вражеское войско было гораздо многочисленнее. В благодарность за помощь по инициативе Дмитрия Пожарского в день победы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) в Москве установили иконе местное празднование. Перед Казанской иконой молился царь Петр Первый перед Полтавской битвой и Михаил Илларионович Кутузов – перед сражением с Наполеоном.

Видимо, поэтому в России икону Казанской Божьей Матери издавна именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей.

О том, насколько велико почитание этой иконы во всем мире, свидетельствует тот факт, что Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери долгое время находился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II, а в 2004 году был преподнесен Патриарху Алексию II, который на следующий год передал его Казанской епархии.

На вопрос, где находится икона Казанской Божьей Матери в Казани, можно дать точный ответ: Крестовоздвиженский храм при Казанском Богородицком монастыре. Ежегодно 21 июля, в день явления иконы, в Казани проходят многотысячные крестные ходы.

Описание иконы

По иконографическому типу Казанская икона относится к Одигитрии (Путеводительнице), правда, в сокращенном варианте – изображение не поясное, а оплечное, в характерных для богородичных икон одеждах. Глава Богородицы слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих Ее Сына, а лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены прямо к молящемуся, от чего возникает ощущение, будто Они заглядывают прямо в душу.

В чем помогает Казанская икона Богородицы

Молитва перед иконой помогает укрепить веру, обрести внутреннее равновесие, уберечься от совершения ошибок в трудных жизненных ситуациях – недаром ее называют Путеводительницей. Икона прославилась чудесными исцелениями, поэтому ей молятся о здоровье физическом и душевном, особенно детей, о семейном мире и благополучии. Казанская Богоматерь является покровительницей воинов, поэтому ей молятся об их защите. Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до нашей Заступницы.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Небесной Заступницей, Покровительницей и Хранительницей земли русской является Пресвятая Дева Мария. Люди, вознесшие молитвы к Царице Небесной, вскоре по своим молитвам получали помощь.

Казанская икона Божией Матери.

Входя в храм Божий первое, что видит каждый прихожанин - это множество святых ликов на иконостасе. Один из главных - Казанская икона Божией Матери, одна из древнейших русских святынь. Ее образ можно увидеть практически в каждой верующей семье.

Помощь по молитвам верующих

Казанская Богородица помогает справиться абсолютно со всеми проблемами:

  • ей молятся перед свадьбой, а жениха и невесту родители благословляют в семейную жизнь именно этой иконой - Дева Мария обязательно поможет молодоженам выстроить крепкий брачный союз;
  • именно Казанской Богоматери молятся о недужных, о даровании им здравия - Она может исцелить от любой болезни, в том числе по молитвам верующих прозревают очи у слепых людей;
  • обеспечивает мир на земле, во времена военных конфликтов она вселяет спокойствие и благоразумие враждующим сторонам, способствует скорому перемирию;
  • искренняя молитва перед Святым ликом позволит сохранить мир в семейном очаге, предупреди ссоры в семье, станет залогом безбедного и гармоничного супружества;
  • мать, желающая здравия и благополучия своему чаду, возносит молитвы перед Казанской иконой;
  • Матушка помогает избавиться от бесплодия бездетным супругам;
  • Царица Небесная защитит от смерти внезапной;
  • Покровительствует путешественникам и странникам.

Описание святого образа

Казанская Богородица относится к типу «Одигитрия» - «Путеводительница», «Указующая путь».

Икона Божией Матери Казанская

Предание гласит, что первозданный образ принадлежит кисти апостола Луки. Смысл изображения на иконе состоит в представлении явления в мир Спасителя. На иконе Он благословляет двумя перстами.

Но в других списках перстосложение изображено таким образом, что каждый палец означает букву греческого алфавита, а вместе из них получается монограмма имени Иисуса Христа IC XC.

Голова Богородицы преклонена к Сыну Своему, а Ее лицо излучает наивысшую любовь. Ее очи задумчивы по матерински, но глаза Пресвятого Младенца выражают разум взрослого человека. Он стоит с левой стороны от Матери, его правая рука поднята, что означает благословение.

Шествие Церкви к Богу

Крестные ходы были созданы еще в древние времена, с тех пор они имеют огромное значение и великий смысл для Земли русской. Шествия с Казанской иконой Пресвятой Богородицы внешне похожи на церковные богослужения и ярко показывают силу христианской веры.

Икона Божией Матери

В Ее честь освящены более 10 монашеских обителей и полсотни соборов и церквей, которые, помимо России, находятся в других странах.

Церкви и храмы в честь Казанской иконы:

Почитание Казанской иконы Божией Матери совершается ежегодно:

  • 21 июля, в день ее торжественного обретения;
  • 4 ноября, в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков.

История возникновения лика

Очень страшным выдался 1579 год для града Казани, во времена ее завоевания Иоанном Грозным. Огромную часть города поразил сильнейший пожар, множество семей остались без крыши над головой. Огонь вырвался из дома одного из городских стрельцов и в несколько минут обратил в пепелище то, что многие годы великими трудами творили людские руки.

Старинная икона

Лютый плач и людские слезы стояли над Казанью. Пожар бушевал в основном в той части города, где проживали православные верующие. Им трудно было выносить обвинения, надругательства над священными образами.

И тогда Всевышний явил своим верным людям Божественное милосердие - для утоления скорби и вразумления.

Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, в пустой хате явился образ Богородицы. От иконы исходил голос, повелевающий найти Ее образ в недрах земных. Матрона, конечно же, испугалась и ничего не стала рассказывать родителям.

На следующий день видение повторилось, и девочка поведала матери о диве, но та не придала дочериным словам особого значения. Через несколько дней Матрона прилегла днем отдохнуть и уснула, как вдруг неведомая сила подняла ее и перенесла на середину двора.

Матрона Московская

Открыв глаза, отроковица вновь лицезрела Богородичный лик. От него исходили огромные и яркие огненные лучи. Отроковица испугалась и подумала, что они могут сжечь ее. Грозный женский голос приказал ей во всеуслышание объявить явленный указ и найти икону, а в наказание за непослушание девочке была обещана тяжелая и неизлечимая смертная болезнь. От испуга девочка упала на землю без чувств.

О других Богородичных иконах:

Когда она очнулась, то поведала матери о своем чудесном перенесении из дома во двор, об иконе и огненных лучах. Вскоре мать с дочерью направились к местным воеводам, рассказали о чуде и указали место, где под землей должна находиться икона.

Но воеводы не восприняли всерьез рассказ и Матрона с матерью отправились к правящему архиерею в надежде, что тот выслушает и распорядится извлечь Святой Лик из земли. Но и он оставил рассказ без должного внимания.

Делать нечего, им пришлось самим искать чудотворную икону на пепелище. Многие люди трудились на раскопках, но икону так и не нашли. Но когда начала копать землю сама Матрона в том месте, где ранее стояла печь, то на глубине полутора метров она обрела Священный лик.

Образ Богородицы был завернут в ветхий кусок сукна, но когда полотно развернули, она засияла лучезарным светом. Время пощадило Святой лик, он совсем не испортился и выглядел как будто только написанный.

Православный люд был очень рад обретению иконы, они опускались пред ней на колени, прикладывались и лобызали в надежде на исцеление от недугов и получение благодати.

Архиерей, узнав о чудесном обретении, приказал звонить во все колокола. Увидев новоявленный образ, он был сильно удивлен - икон такого чудесного письма ему никогда не приходилось лицезреть. Упав на колени, он слезно молил Богородицу о прощении за свое неверие.

Патриарх Гермоген, будучи в те годы священником, переносил икону с места обретения в церковь.

По милосердию Божиему, по пути от пожарища до храма от иконы стали происходить чудеса. Двое мужчин, долгое время страдающие слепотой очей, неожиданно прозрели.

Далеко за пределы Казани разнеслась чудесная весть, о чуде узнал царь Иоанн Грозный и велел написать копию с чудотворной иконы. Ее, как драгоценное сокровище, доставили в Москву.

Видео об иконе Казанской Божией Матери

___________________________________________

Казанская Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

Описание Казанской иконы Пресвятой Богородицы:

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной Казанской иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.

К сожалению, в 1904 году Казанская чудотворная икона Богородицы была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с Казанской чудотворной иконы Божией Матери разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

____________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "КАЗАНСКАЯ"

МОЛИТВА 1-Я перед иконой Божьей Матери Казанская
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ТРОПАРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "КАЗАНСКАЯ"

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

КОНДАК, ГЛАС 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

_____________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "КАЗАНСКАЯ"

Кондак 1
Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице "Радуйся", егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея: и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней: Радуйся, Богоизбранная Отроковице; Радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; Радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; Радуйся, апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; Радуйся, преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; Радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 2
Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да утверждаемии знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение: мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней: Радуйся, устнами чистыми хвалу Богов и совершающая; Радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая. Радуйся, верных известная похвало; Радуйся, молние, неверных устрашающая. Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение. Радуйся, почитания святых икон освящение; Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая. Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 3
Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы БогоМатери, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти: Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; Радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, омраченных смыслом просвещение. Радуйся, славо Православия; Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения. Радуйся, Мати целомудрия; Радуйся, покрове и ограждение девства. Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; Радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; Радуйся, всех скорбящих Радосте. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 4
Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и
возопиша Заступнице христиан: Радуйся, Мати Бога Вышняго; Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего. Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; Радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя. Радуйся, тихое и доброе пристанище; Радуйся, скорая Помощнице. Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; Радуйся, источающая нам неоскудныя милости. Радуйся, пред-варяющая на помощь; Радуйся, избавляющая от всех бед. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 5
Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града поста-ви. Сего ради вопием Пречистей: Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; Радуйся, вместилище неизреченныя Его славы. Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; Радуйся, палато преукрашенная. Радуйся, Радосте градов и весей; Радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие. Радуйся, Церкве Православныя похвало; Радуйся, Русской земли утверждение. Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; Радуйся, врагов одоление. Радуйся, от бед избавление; Радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 6
Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословии и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородитель-нице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоносныя руки за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую во новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающий бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно: Радуйся, неистощимый источниче святыни; Радуйся, многотекущая реко Божественная благодати. Радуйся, грешных с Богом примирение; Радуйся, грехов наших очищение. Радуйся, благочестия Наставнице; Радуйся, в добрых делех утверждение и помоще. Радуйся, добрыя обеты приемлющая; Радуйся, благим намерением способствующая. Радуйся, злыя начинания разрушающая; Радуйся, вражия козни расторгающая. Радуйся, скорая человеком Помощнице; Радуйся, милость сугубо нам подающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 7
Хотящу народу православному исповедати милости Преблагос-ловенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 7
Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти: Радуйся, Российския страны покрове; Радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение. Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; Радуйся, броне их неуязвимая. Радуйся, козни врагов обличающая; Радуйся, яко паучину их растерзающая. Радуйся, нечестия обличение; Радуйся, крамолы разрушение. Радуйся, юных от заблуждений исправление; Радуйся, старцев утешение. Радуйся, душевредных учений низложение; Радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 8
Странно и сумнителъно неверующим слушати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает: мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: "С тобой Моя благодать и сила", уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну: темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти: Радуйся, Невместимаго вместилище; Радуйся, осененная силою Вышняго. Радуйся, прозябшая Клас Небесный; Радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая. Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, Ходатаице вечных благ; Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая. Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; Радуйся, несомненное утешение в печалех. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 9
Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей, на руках носила еси Носящаго весь мир дланию: темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим вели-чающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих: Радуйся, Благодатная; Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога. Радуйся, родившая Спасителя миру; Радуйся, Мати Сына Божия. Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя; Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, освященная Духом Святым; Радуйся, осененная силою Всевышняго. Радуйся, верная Рабо Господня; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 10
Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии презирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются: темже прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием: Радуйся, прославляющих Тя прославляющая; Радуйся, не чтущих Тя посрамляющая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление. Радуйся, воинов крепосте; Радуйся, в дни брани забрало и ограждение. Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных; Радуйся, оружие, егоже трепещут демони. Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся; Радуйся, теплое наше упование. Радуйся, несумненная наша Надеждо; Радуйся, тихое и доброе пристанище. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 11
Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприемши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице: Радуйся, Невесто Неневестная; Радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево. Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства; Радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте. Радуйся, жен похвало; Радуйся, дев величание. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сирот призрение. Радуйся, нищих Питательнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, печальных утешение; Радуйся, скорбящих веселие. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 12
Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущего Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, спребывающи тем (иконам), знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем с верою приходящим подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлагающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляюще Тя, вопием: Радуйся, христиан непостыдное упование; Радуйся, верных спасительное прибежище. Радуйся, ненадежных надеяние; Радуйся, отчаянных спасение. Радуйся, бане, омывающая совесть; Радуйся, росо, оживляющая души. Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное; Радуйся, от всех бед быстрое избавление. Радуйся, Утешительнице во всякой скорби; Радуйся, из глубины погибели спасающая. Радуйся, отрадо в день смерти; Радуйся, единая Надеждо и по смерти. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 13
О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.