Картины льва бакста в русском музее. Выставка "весь бакст"

Русский музей

Во-многом уникальную выставку картин в феврале 2016 года организует Русский музей в Санкт-Петербурге. В Корпусе Бенуа будет выставлено порядка 100 работ Льва Бакста (1866-1924), не самого известного, но, однако же, весьма примечательного русского живописца начала 20 века. Революционера в деле создания оригинальных театральных декораций, участника знаменитых дягилевских балетных сезонов в Париже, исключительного хорошего портретиста и графика.

  • Выставка работ Льва Бакста (в основном, из запасников Русского музея) приурочена к 150-летию со дня рождения этого самобытного мастера. И продлится до мая этого года — точной даты на сайте музея пока что не указано

Стоимость посещения всей экспозиции Михайловского дворца и Корпуса Бенуа составляет всего 300 рублей для граждан России и Беларуси — всем остальным придется заплатить на 150 рублей больше. Возможна покупка комплексного билета на 3 дня, позволяющего посетить все дворцы, входящие в комплекс Русского музея: в том числе Михайловский замок, Мраморный и Строгановские дворцы, — его цена составляет всего 500 (600) рублей.

С 24 февраля по май 2016 года в четырех залах корпуса Бенуа можно будет увидеть самую масштабную выставку произведений Льва Бакста.

В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Самойловича Бакста, более трех десятилетий на родине и за границей творившего во славу русского искусства. Его жизни и творчеству посвящено множество исследований и воспоминаний на разных языках мира.

Между тем, наследие этого самого известного в мире члена содружества «Мир искусства» до сих пор досконально не изучено: не существует полного каталога его работ, не выявлена и не воспроизведена большая часть заказных портретов, декоративных панно и жилых интерьеров, над которыми он работал во Франции, Англии и США в 1910-1920-х годах.

В 1930-1960-е годы в СССР Бакст разделил судьбу коллег по «Миру искусства»: его творчество или замалчивалось, или подвергалось социологической критике. Когда в 1964 году издавались «Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века», в них еще не нашлось места для работ этого известного портретиста. В конце 1960-х восторжествовала объективная оценка наследия «Мира искусства» и Бакста сперва в общих трудах об искусстве рубежа XIX-XX столетий и отдельных его видах, а с середины 1970-х — в начавших издаваться монографиях, альбомах и статьях, посвященных мастеру. В 2012 году, благодаря публикации книги «Моя душа открыта», россияне узнали еще одну грань таланта Бакста — литератора и мыслителя. Устроенная в московской галерее «Наши художники» выставка «Лев Бакст. Открытие материи» (2013) дала представление о ранее скрытой от российских любителей искусства сфере творчества мастера — об эскизах рисунков тканей, над которыми он работал в последние годы жизни.

Подобно коллегам по «Миру искусства», Бакст был многообразно одарен. Начитанный, искренне увлеченный художеством, добрый, умевший дружить, он органично вошел в кружок «невских пиквикианцев», членам которого было суждено стать ядром объединения «Мир искусства».

Лев (Леон) Бакст (1866-1924) - всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» - балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» - одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890-1900-х годов - в живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

24 февраля в Русском музее открывается первая персональная выставка Льва Бакста. Такого здесь раньше не было - несмотря на то, что ГРМ наряду с Третьяковской галереей считается основным обладателем работ художника. Накануне этого большого события в художественной жизни Петербурга «Фонтанка» собрала несколько фактов, позволяющих пристально всмотреться в творчество и жизнь гения знаменитых дягилевских «Русских сезонов».

1. Лейб-Хаим Розенберг родился в 1866 году в российской Гродне, в семье ортодоксальных иудеев. Несмотря на врожденную художественную одаренность мальчика, его отец был категорически против занятий искусством. Вполне возможно, что никакого художника Бакста мир так бы и не узнал, но роль вдохновителя сыграл дед по материнской линии, Бакстер, который, будучи известным парижским портным времен Второй Империи, держателем модного салона и мануфактурщиком, получил высочайшее предложение перебраться в Российскую Империю и стать поставщиком для армии. В Гродне семья не задержалась, а дед Бакста, чью укороченную фамилию возьмет будущий художник, так и вовсе связал переезд в Санкт-Петербург с переменой семейного положения. Он оставил свою супругу на прежнем месте, под предлогом, что та испугалась путешествия по железной дороге, и нашел в столице новую спутницу жизни. Бакстеру благоволил сам император Александр II, поэтому проблемы, связанные с запретом евреям проживать вне черты оседлости, до поры семейства не касались.

2. Лев Бакст, ставший так называть себя с 1889 года, когда состоялась его первая выставка, спустя десятилетия «закольцевал» семейную историю. После успеха «Русских сезонов» он стал модным парижским художником по тканям и одевал первых французских красавиц и светских львиц.


Костюм к балету "Клеопатра" (1909 г.)

По преданию, поклонницей стиля Bakst была Мата Хари, которая стала клиенткой художника. Именно в это время, предшествующее Первой мировой войне, французское правительство награждает Бакста Орденом Почетного легиона.

3. В 1883 году Лев Бакст, будучи еще Лейбом Розенбергом, поступает вольнослушателем в Академию Художеств. К этому периоду относится его знакомство с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым, а также Валентином Серовым, который станет его ближайшим другом. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Учеба художника в Академии заканчивается в 1887 году, когда он принимает участие в конкурсе, но не просто проваливает состязание за Серебряную медаль, а оказывается вовсе исключенным. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. Полотно оказалось перечеркнутым в прямом смысле слова, но благодаря заступничеству части педагогов Академии, официально художник был исключен по причине слабого зрения.

4. Конец 19 века - период окончательного становления Бакста. В начале девяностых он приобретает славу модного акварелиста и портретиста, получает выгодные заказы императорского двора, что позволяет ему отправиться в европейское путешествие. В течение нескольких лет Бакст живет и получает профессиональное образование в Париже, в Академии Жюльен. Во время наездов в Россию художник знакомится с братьями Бенуа, которые вводят его в круг петербургских интеллектуалов - Сергея Дягилева, Дмитрия Философова, Константина Сомова.

Чуть позже этот кружок перерастет в редакцию знаменитого журнала «Мир Искусства», на страницах которого расцветет талант Бакста - книжного графика.


К этому периоду относится очень полезное знакомство Льва Бакста с великим князем Владимиром Александровичем, детям которого он преподает рисование. В результате художник окончательно забывает о том, что такое нехватка денег.

5. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Кроме того, он приобретает известность, как прикладной художник стиля модерн, работая над предметами мебели и проектами ваз для Императорского фарфорового завода. Также Бакста привлекает работа оформителя проектов Мариинского и Эрмитажного театров, он создает много живописных работ. В 1903 году Бакст женится на Людмиле Гриценко, вдове известного художника-мариниста Николая Гриценко и дочери Павла Третьякова. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство.

6. В 1909 году брак Бакста распадается. Несмотря на то, что супруги расстались друзьями и оставались таковыми до самой смерти, бракоразводный процесс получился скандальным - Бакст отрекается от христианства и возвращается к иудейской традиции. Власти официально выдворяют художника из столицы, вынуждая его вернуться за черту оседлости, Бакст предпочитает вернуться в Париж. В 1914 году следует прощение художника, сопровождаемое избранием его членом Академии Художеств, но оскорбленный Бакст больше никогда не вернется в Россию для постоянного проживания.

7. Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. В 1914 году у Бакста случается нервный срыв, спровоцировавший гипертонические кризы, которые особенно усиливались в жаркую погоду. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет.

8. Лев Бакст скончался в Париже в 1924 году от болезни легких, успев после войны вернуться к сотрудничеству с Дягилевым и поработав с труппой знаменитой Иды Рубинштейн. Наследие художника составляют не только его живописные, графические и театральные работы, но также обширная переписка, эссе, киносценарий и автобиографический роман «Жестокая первая любовь», рассказывающий о любви художника к актрисе Марсель Жоссе и жизни Санкт-Петербурга на рубеже веков. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью.

9. На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь - картины «Ужин» (1902), «Портрет С.П.Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907).

«Ужин» является, пожалуй, одним из знаковых произведений, ставшим ярким образцом стиля модерн в русском искусстве. Бакст приметил девушку с апельсинами, сидящую за столиком парижского кафе, и спешно набросал эскиз тут же, на салфетке. Незнакомкой оказалась супругой Александра Бенуа Анной Кинд - мир всегда был тесен.


"Ужин", 1902 г.

Лев Бакст создал ритмичную композицию, которая, по сути, является импрессионистским аналогом «Девочки с персиками». По иронии судьбы именно Валентин Серов сопровождал Бакста во время той парижской прогулки, когда они встретили в кафе Анну Кинд.

10. Забавно, но имя Серова отчасти связано и со вторым шедевром, представленном на выставке - картиной «Древний ужас».



"Древний ужас"

Решение о создании полотна на тему гибели цивилизации на фоне кажущейся незыблемой статуи Афродиты окончательно сформировалось у Бакста во время путешествия по Греции, которое художник предпринял со своим лучшим другом и коллегой по цеху Серовым. Эта картина стала как плодом переосмысления художником недавних событий Первой русской революции, так и одним из первых образцов неоклассицизма в русской живописи.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста — знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Театральный музей, наконец-то, может представить свое собрание шедевров Бакста во всей полноте: более 50 рисунков художника подкреплены сценическими костюмами по его эскизам, раритетными фотографиями, открытками и фарфоровой пластикой.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Так выявляется глубокое сродство между восточной экзотикой его вакханок и строгими, аполлоническими образами античности в других работах, между устремленностью Бакста в будущее театрально-декорационной моды и его ностальгией по европейской классике XVII-XIX веков.

Музейной «премьерой» станут эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы». Это самая первая театральная работа Бакста, выполненная для Эрмитажного театра в 1902 году. Несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, но в Петербурге выставляются впервые.

Удачное начало в 1902 году способствовало привлечению Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903). Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Удивительно сохранился тончайший шелк, расписанный рукой Бакста.

Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.

Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских. На выставке экспонируется изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921-1922).

Более пятидесяти рисунков художника выставлены вместе с подлинными сценическими костюмами, которые были сшиты в самом начале XX века и являются настоящими раритетами. Выставку дополняют старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы С. П. Дягилева.

Стоимость : взрослые - 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры - 50 руб., дошкольники - бесплатно

РЕЖИМ РАБОТЫ

четверг-понедельник 11.00-19.00

среда 13.00-21.00

Касса закрывается на час раньше

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

КОНТАКТЫ

Адрес: площадь Островского, 6

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. (с) Государственный Русский музей

Юбилейный интерес к Баксту понятен. Он — единственный из художников «Мира искусства», получивший известность во всем мире благодаря дягилевским «Русским сезонам». Картины и эскизы Бакста всегда находятся в центре выставок о русском художническом Серебряном веке. Тем любопытнее, что последняя большая персональная выставка художника в России состоялась в ленинградском Театральном музее полвека назад, к 100-летию Бакста.

В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. По словам Владимира Круглова , ведущего научного сотрудника ГРМ, куратора выставки, главная задача петербургского проекта — показать многогранность таланта Бакста: портретиста, сценографа, автора росписей по фарфору, дизайнера тканей и костюмов. Он оформлял Выставку исторических портретов в Таврическом дворце 1905 года и выставку 200 лет русской живописи и скульптуры в Париже при Осеннем салоне 1906 года, где впервые использовал традиционную русскую набойку, непривычную для эстета-мирискусника.

Для показа разных ипостасей Бакста потребовалось участие Эрмитажа, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. Самое знаменитое полотно Бакста в собрании Русского музея, конечно, Древний ужас , созданное в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию. Сюжет актуален как тогда, так и сейчас: Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации. Сто лет назад мнения критиков разделились. Сергей Мамонтов назвал Ужас пейзажем, увиденным с аэроплана, более прозорливый Вячеслав Иванов нашел в сюжете картины три идеи: космическую катастрофу, судьбу и вечную женственность. Разумеется, Русский музей не откажет себе в удовольствии показать Автопортрет; Портрет Сергея Дягилева с няней и Ужин . Последнюю картину похвалил острый на язык Василий Розанов , сравнив улыбку стильной декадентки, кушающей апельсины, с улыбкой Джоконды .





Не обойдется и без занавеса Элизиум , созданного для Театра Веры Комиссаржевской, и эскиза Гость к балету Рихарда Штрауса Легенда об Иосифе , который был подарен автором Русскому музею в 1914 году, во время одного из своих приездов в Россию. Эскизы к спектаклям Ипполит по Эврипиду , Эдип в Колоне Софокла и к балету Фея кукол напомнят о работе Бакста для императорских театров — Александринки и Мариинского. В одной Фее на сцену выходили Павлова, Карсавина, Кшесинская, Ваганова, Фокин — балетная сборная мира.

Впервые публика увидит картину Встреча адмирала Авилана в Париже из фондов Центрального музея ВМФ, а также два блюда с росписями по эскизам Бакста: Священный танец и Фавн из эрмитажного Музея фарфора.

Третьяковская галерея поделилась Портретом Л.П.Гриценко , жены Бакста и дочери Павла Третьякова . Музей Пушкинского дома предоставил портрет Льва Толстого , сделанный юным Бакстом в 1886 году по фотографии. Это первое известное произведение художника. Галерея «Наши художники» предоставила 16 эскизов текстиля для американских мануфактур и сами ткани. Несколько костюмов создано по эскизам Бакста дизайнерами Русского музея.

И все это богатство музей уложил в 100 произведений — зрелище получилось яркое и насыщенное, как и само время, в котором довелось жить Льву Баксту, в юности отказавшемуся от обучения в Академии художеств, а в 1914 году избранному полноправным академиком.