Калинин анатолий вениаминович биография. Донской писатель анатолий калинин

Родился 9 (22) августа 1916 года в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье учителя, происходившего из донских казаков.

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова. Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (1945), майор (1942).

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова, Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов Ивана Ковалевского, сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей Александра Бахарева, Михаила Никулина и других.

Депутат ВС РСФСР. После распада СССР вступил в КПРФ и оставался в её рядах до конца жизни.

А. В. Калинин умер 12 июня 2008 года на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же во дворе своего собственного дома.

Оценки творчества

Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)

Пьеса

  • Тихие вербы (1947)

Поэмы

  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск

Книги очерков

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизация произведений

  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)

Либретто оперы

Награды

  • орден Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны I степени (29.01.1945)
  • орден Красной Звезды (29.4.1943)
  • орден Дружбы народов
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1973) - за повести «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ростовская область – край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей. Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.

3 слайд

Описание слайда:

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года - 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина. В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945). В 1946 Калинина переезжает в хутор Пухляковский, работает над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию. Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае - к заключенному. В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу. Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» . Корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973. В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975). Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Цыган» - это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней - на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным. «Цыган» - кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» - это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.

16 слайд

Описание слайда:

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946г., создан мемориальный музей.

Анатолий Вениаминович Калинин
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени- 1945 Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды - 1943 Орден Дружбы народов Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Анато́лий Вениами́нович Кали́нин ( -) - русский советский писатель , поэт и публицист .

Биография

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова . Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (), майор (). Член ВКП(б) /КПСС с 1946 года .

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова , Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского , сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева , М. А. Никулина и других.

Библиография

Романы

  • «Курганы» (1938-1939)
  • «Красное знамя» (1951) (объединённые повести «На юге» () и «Товарищи» ()), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • «Суровое поле» (1958)
  • «Цыган» ( - , последняя редакция - )
  • «Запретная зона» ()

Повести

  • «Эхо войны» (1963)
  • «Гремите, колокола!» (1966)
  • «Возврата нет» ()

Пьеса

  • «Тихие вербы» (1947)

Поэмы

  • «В саду Саида»
  • «Странный конокрад» (послесловие к роману «Цыган»)
  • «И вешних крыльев плеск»

Очерки

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизации

  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)

Либретто оперы

  • «» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.

Награды

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
  • Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Вып. 1 и 2 / [Сост.: Д. И. Руманова , Д. К. Жак и др.]. - Ростов н/Д : Тип. изд-ва «Молот», 1948. - С. 47-50. - 112 с. - (). - 2500 экз.
  • Руманова Д. И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под ред. Л. П. Громова]. - Ростов н/Д , 1958. - С. 59-64. - 160 с. - (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса).
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. сб / [Сост. Г. Г. Тягленко]. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1976. - С. 116-128. - 288 с. - 10 000 экз.
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1986. - С. 160-173. - 416 с. - 20 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Калинин, Анатолий Вениаминович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Калинин, Анатолий Вениаминович

Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...
– Девочка, с тобой всё в порядке? – услышала я чей-то встревоженный голос.
Кто-то меня тормошил, пробуя «вернуть» в нормальное состояние, так как я видимо опять слишком глубоко «вошла» в тот другой, далёкий для остальных мир и напугала какого-то доброго человека своим «заморожено-ненормальным» спокойствием.
Вечер был таким же чудесным и тёплым, и вокруг всё оставалось точно так же, как было всего лишь какой-то час назад... только мне уже не хотелось больше гулять.
Чьи-то хрупкие, хорошие жизни только что так легко оборвавшись, белым облачком улетели в другой мир, и мне стало вдруг очень печально, как будто вместе с ними улетела капелька моей одинокой души... Очень хотелось верить, что милая девочка Катя обретёт хоть какое-то счастье в ожидании своего возвращения «домой»... И было искренне жаль всех тех, кто не имел приходящих «тётей», чтобы хоть чуточку облегчить свой страх, и кто в ужасе метался уходя в тот дугой, незнакомый и пугающий мир, даже не представляя, что их там ждёт, и не веря, что это всё ещё продолжается их «драгоценная и единственная» ЖИЗНЬ...

Незаметно летели дни. Проходили недели. Понемногу я стала привыкать к своим необычным каждодневным визитёрам... Ведь все, даже самые неординарные события, которые мы воспринимаем в начале чуть ли не как чудо, становятся обычным явлениям, если они повторяются регулярно. Вот так и мои чудесные «гости», которые в начале меня так сильно изумляли, стали для меня уже почти что обычным явлением, в которое я честно вкладывала часть своего сердца и готова была отдать намного больше, если только это могло бы кому-то помочь. Но невозможно было вобрать в себя всю ту нескончаемую людскую боль, не захлебнувшись ею и не разрушив при этом себя саму. Поэтому я стала намного осторожнее и старалась помогать уже не открывая при этом все «шлюзы» своих бушующих эмоций, а пыталась оставаться как можно более спокойной и, к своему величайшему удивлению, очень скоро заметила, что именно таким образом я могу намного больше и эффективнее помочь, совершенно при этом не уставая и тратя на всё это намного меньше своих жизненных сил.
Казалось бы, моё сердце давно должно было бы «замкнуться», окунувшись в такой «водопад» человеческой грусти и тоски, но видимо радость за наконец-то обретённый столь желанный покой тех, кому удавалось помочь, намного превышала любую грусть, и мне хотелось делать это без конца, насколько тогда хватало моих, к сожалению, всего лишь ещё детских, сил.
Так я продолжала непрерывно с кем-то беседовать, кого-то где-то искать, кому-то что-то доказывать, кого-то в чём-то убеждать, а если удавалось, кого-то даже и успокаивать…
Все «случаи» были чем-то друг на друга похожи, и все они состояли из одинаковых желаний «исправить» что-то, что в «прошедшей» жизни не успели прожить или сделать правильно. Но иногда случалось и что-то не совсем обычное и яркое, что накрепко отпечатывалось в моей памяти, заставляя снова и снова к этому возвращаться…
В момент «ихнего» появления я спокойно сидела у окна и рисовала розы для моего школьного домашнего задания. Как вдруг очень чётко услышала тоненький, но очень настойчивый детский голосок, который почему-то шёпотом произнёс:
– Мама, мамочка, ну, пожалуйста! Мы только попробуем… Я тебе обещаю… Давай попробуем?..
Воздух посередине комнаты уплотнился, и появились две, очень похожие друг на друга, сущности, как потом выяснилось – мама и её маленькая дочь. Я ждала молча, удивлённо за ними наблюдая, так как до сих пор ко мне всегда приходили исключительно по одному. Поэтому, вначале я подумала, что одна из них вероятнее всего должна быть такая же, как я – живая. Но никак не могла определить – которая, так как, по моему восприятию, живых среди этих двух не было...
Женщина всё молчала, и девочка, видимо не выдержав дольше, чуть-чуть до неё дотронувшись, тихонько прошептала:
– Мама!..
Но никакой реакции не последовало. Мать казалась абсолютно ко всему безразличной, и лишь рядом звучавший тоненький детский голосок иногда способен был вырвать её на какое-то время из этого жуткого оцепенения и зажечь маленькую искорку в, казалось, навсегда погасших зелёных глазах...
Девочка же наоборот – была весёлой и очень подвижной и, казалось, чувствовала себя совершенно счастливой в том мире, в котором она в данный момент обитала.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону.

Еще пионером начал А.В.Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол.

С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 года.

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

А.Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А.Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А.Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 году была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А.Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: "С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...". В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960-1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А.Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А.В.Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982-1983 годах в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

    - (р. 1916) русский писатель. Сельские очерки На среднем уровне (1954). О Великой Отечественной войне и ее последствиях роман Суровое поле (1958), повести Эхо войны (1963), Возврата нет (1971), Цыган (1960 89). Книги о М. А. Шолохове … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 9(22).8.1916, станица Каменская, ныне г. Каменск Шахтинский], русский советский писатель. Член КПСС с 1946. В 1941 опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941‒45 К. ‒ фронтовой корреспондент «Комсомольской правды».… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1916), русский писатель. Сельские очерки «На среднем уровне» (1954). О Великой Отечественной войне и её последствиях роман «Суровое поле» (1958), повести «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960 1989). Книги о М. А. Шолохове.… … Энциклопедический словарь

    Анатолий Вениаминович Калинин Дата рождения: 22 августа 1916 Место рождения: станица Каменская (ныне Каменск Шахтинский), Область войска Донского, Российская империя Дата смерти … Википедия

    КАЛИНИН Анатолий Вениаминович - (р. 1916), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Ром. «Красное знамя» (1951, создан на основе пов. «Курганы», 1941, «На юге», 1944, «Товарищи» 1945), «Суровое поле» (1958), «Запретная зона» (1962), «Гремите, колокола!» (1966—67),… … Литературный энциклопедический словарь

    Писатель; родился 9 августа 1916 г. в станице Каменская (ныне г. Каменск Шахтинский) Ростовской области; участник Великой Отечественной войны 1941 1945 годов, был фронтовым корреспондентом газеты "Комсомольская правда"; первое крупное… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Калинин. Анатолий Калинин: Калинин, Анатолий Вениаминович (1916 2008) русский советский писатель. Калинин, Анатолий Тимофеевич (р. 1939) советский и российский исследователь … Википедия

    - … Википедия

    Калинин русская фамилия и топоним в Российской Федерации. Содержание 1 Фамилия 1.1 А 1.2 Б 1.3 В 1.4 Г … Википедия

    1. КАЛИНИН Анатолий Вениаминович (род. 1916), русский писатель. Сельские очерки На среднем уровне (1954). Роман Суровое поле (1958), повести Эхо войны (1963), Возврата нет (1971), Цыган (1960 89; экранизация 1967) о Великой Отечественной войне и… … Русская история

Книги

  • Цыган. В 2-х частях. Часть 2
  • Цыган. В 2-х частях. Часть 1 , Калинин Анатолий Вениаминович. Не дает покоя Будулаю его цыганская душа. Так и тянет ее в широкие степи, раскинувшиеся по берегам Дона. Здесь еще кочуют таборы его соплеменников, бродят вольные казацкие табуны да свищет…